Андрей Лазарчук отзывы

Все отзывы на произведения Андрея Лазарчука



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 719

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»

«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 8 ]  +

majj-s, 09 января 2022 г. в 11:46

Что такое темный ужас начинателя игры

«Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.»

«Волшебная скрипка» Николай Гумилев

Начало гумилевской трилогии по множеству оценочных категорий роман-открытие. Первая книга успешного соавторства Андрея Лазарчука с Михаилом Успенским и, в конце моего бумажного тома были «Стихи из черной тетради» Дмитрия Быкова, тогда «молодого талантливого поэта» — стилизация под Гумилева, по аналогии с завершающими «Доктора Живаго» Стихами из синей тетради, отданными Пастернаком своему герою.

«Посмотри в глаза чудовищ» (1997) первое в отечественной литературе использование постмодернистского приема, введения реального исторического персонажа в повествование на роли супергероя. В англоязычной прозе это началось раньше: «Эгипет» Кроули (1987), «Машина различий» Гибсона-Стерлинга (1990), «Словарь Ламприера» Норфолка (1991), «Дом доктора Ди» Акройда (1993), но в русской такого прежде не было, хотя в следующее десятилетие прием использовался часто.

Первый фантастический роман такой степени литературоцентричности; первый, соединивший немыслимое количество эзотерики и конспиролоогических теорий; первый криптоисторический (в отличие от альтернативной истории, которая предполагает. что было бы, если..., криптоистория исходит из посыла, что общепринятая история сознательно искажена на некоем этапе). Первый, в конце концов, о том, что миром правят рептилоиды.

Заглавие — строка из «Волшебной скрипки», стихотворения, которое Гумилев посвятил Брюсову. В основе сюжета утверждение, что расстрел поэта 26 августа 1921 года был инсценировкой. На самом деле он не только уцелел. но был привлечен некоей могущественной организацией «Пятый Рим» ( «- Почему пятый? — Потому что третий Москва, а четвертому не бывать») к работе над созданием стихотворных текстов, имеющих магическую силу — развитие концепции «солнце останавливали словом, словом разрушали города». Личность его отныне строго засекречена, а эзотерические знания, к коим получает доступ, наделяют сверхчеловеческими умениями.

Пути Николая Степановича в предвоенные и военные годы сводят его со множеством культовых персонажей культурного пространства: Марлен Дитрих, Агата Кристи, Ян Флемминг, Владимир Маяковский, Михаил Булгаков. А приключения в стилистике комиксов про супергероев отправляют в атлантический круиз, амазонские джунгли, в Тибет, на Алтай, в Крым и в Антарктиду, где с немногими друзьями штурмует базу Аненербе (успешно, конечно).

Он корит себя за то, что не уберег Маяковского, крутит роман с Дитрих, подсказывает Булгакову зачин «Мастера и Маргариты», а Флеммингу идею Бондианы. И, разумеется, участвует в расследовании преступления, где главным сыщиком выступит леди Агата. Каждая такого рода встреча возрождает стиль очередного автора, и на человека, знакомого с источниками, производит совершенно потрясающее впечатление. Что до стилистики романа в целом, она тяготеет к повествовательной манере Стругацких. Неудивительно, соавторы ученики Мэтров и были участниками их семинаров.

Структурно роман непрост: условный «день сегодняшний», где Н.С. сотоварищи спасает похищенную девочку, перемежается нелинейными флешбэками в двадцатые, тридцатые, etc, и в детство Николеньки. Реалистичное изложение событий сменяется фантастическими и психоделическими эпизодами, все это адресует книгу скорее подготовленному, чем широкому читателю. В совокупности это совершенно убойный коктейль и выдающееся произведение не только своего времени и/или жанра, но современной русской литературы в целом.

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Оценка : 10
«Целое лето»
–  [ 8 ]  +

glaymore, 18 декабря 2019 г. в 10:12

Чтобы избежать повторного удаления отзыва, буду краток:

«Дом скитальцев» Мирера оцениваю в 9 баллов из 10.

Вольное продолжение Лазарчука — в 3 из 10.

Искренне надеюсь, что такая формулировка не оскорбительна для автора и/или модераторов.

Оценка : 3
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 8 ]  +

urr, 22 октября 2019 г. в 11:10

Роман-центон, величественный памятник тому поколению, которое читало все источники и может распознать все образы и явные \ скрытые цитаты и вспомнить тогдашние грёзы. Ностальгический монумент для книжных детей 70-х, и в этом смысле подлинный шедевр.

Остальным вряд ли интересен: то ли крепко слепленный полупародийный мистический боевик, то ли комический ребус — в этом смысле Дэн Браун порезче, а Умберто Эко помасштабнее.

Хороший стиль и остросюжетность, впрочем, делают роман более универсальным чтением: даже не разглядев центона можно получать удовольствие от мастерски сделанного повествования и общего настроя.

Остальные книги цикла ни в какое сравнение с этим не идут.

Оценка : 10
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 8 ]  +

drogozin, 08 мая 2019 г. в 15:36

«Комикс про Тамплиеров для Гиков-гуманитариев»

Культовый роман 90-х, один из краеугольных камней русской фантастики дошёл до меня только в 2019. И мне понравилось.

+ Плюсы

      -Во-первых, книга очень хорошо написана. Признаюсь, я не очень люблю творчество Лазарчука и совсем не люблю Успенского. Что там было за соавторство, я не знаю, но получился — какой-то День Победы Русского языка. Читается прекрасно. В книге — множество перлов, которые хочется записать, запомнить, перечитать. Любой человек создающий тексты, ценит моменты, когда читаешь — и завидуешь, что не ты придумал такой оборот. Но стиль — не главное.

      -Главное — это конечно герой. В первой же сцене книги этот Гуманитарий наказывает быдло-вертолётчиков. Ну какому ботанику-с-Роскона это может не понравится? Он по-прежнему интеллектуал и Поэт, хоть и колдун. Но ещё — прототип Джеймса Бонда, его уважают все масоны и, при случае он может Втащить так, что мало не покажется. Можете писать всё, что угодно — про стиль и прочее, я Вам не верю. Главная сила Чудовищ — в герое, с которым мы ассоциируем себя.

-Конспирология, иерархия тайных обществ, Аттила, Каббала, Ultima Thule — я все эти X-Files очень люблю, но только когда в книге нормальный сюжет. Здесь он Ненормальный (об этом позже) и, тем, не менее — все эти Гейдрихи в «Бункере просвещённых» со Святым Граалем в Антарктиде — захватывают. Просто люблю эту тематику, а тут — она ещё внутри хорошего текста. Постоянно, всю книгу перескакивал в Википедию, чтобы узнать, кто такой Жаботинский, Беньовский и другие. Чёрт возьми! Да я же вот в декабре 2018 года проходил мимо старой синагоги в Праге и стоял на старом еврейском кладбище возле могилы Рабби Лёва. И абсолютно не проникся! После Чудовищ — я поеду туда снова!

— Минусы

-Главный же минус книги — общее чувство несерьезности происходящего. Это на самом деле похоже на комикс. Кутерьма прохладно поданных исторических персонажей, которые вообще никакой роли в сюжете не играют. Маяковский, Куча фашистов, Ян Флеминг, Ярослав Гашек, какие-то клоны Гитлера, Булгаков, Аттила, Марлен Дитрих появляются на минуту чтобы исчезнуть без следа.

-Происходящее парадоксально похоже на Барочный цикл Стивенсона. Каждый эпизод по отдельности прекрасен. Но все они самостоятельны как кванты, не связаны друг с другом. Короли, колдуны и поэты мелькают как в калейдоскопе. Тут нашлось место и для пародии на классический детектив Агаты Кристи и для мифа в духе «Создал бог из камня 7 разных братьев..» Жуткие и Сильные сцены вроде самоубийства Маяковского чередуются с откровенно юмористическиими отрезками текста. Вторые смотрятся очень неуместно.

-Переключения сюжетных линий между эпохами вносят полную неразбериху. Честное слово — хотелось взять текст книги в Word-формате и переставить главы в хронологическом порядке.

--

В итоге: Прочёл книгу с большим удовольствием, но не совсем понял «Зачем всё это было?»

Оценка : 7
«Колдун»
–  [ 8 ]  +

god54, 07 мая 2016 г. в 15:22

Иногда ночью, правда, крайне редко, может присниться кошмар. Так вот этот рассказ, как ночной кошмар. Все вроде бы логично и герои красивые, характерные, и проблема есть, и противостояние есть... Но постепенно все смешивается и остается только чувство ужаса, которое захватывает тебя и не отпускает. И словно смотришь фильм и все нормально и конец должен быть неплохой, но внутри растет некий ком ужаса и он подавляет все остальное, и меркнет картинка, а ужас остается... И остается лишь проснуться... Но, это если получится. Здесь, я проснулся, все же... А ведь мог и не...

Оценка : 5
«Священный месяц Ринь»
–  [ 8 ]  +

Seidhe, 16 марта 2015 г. в 16:39

Какое-то очень двойственное впечатление от этой короткой повести. С одной стороны, мне всегда нравились истории на тему столкновения земных и инопланетных религиозных представлений и моральных норм, а тема эта в данном произведении раскрыта полностью. С другой стороны, повествование настолько сумбурно и фрагментарно, что я из него мало что понял, как при первом прочтении года три назад, так и при повторном. Это не значит, что непонятны происходящие события, просто непонятно мне, как земляне могли не изучить физиологию инопланетной расы за несколько десятилетий, а потом какой-то учёный делает это буквально за пару дней. Да и вообще не понятно, как оказались на другой планете люди. Даже если принять во внимание, что большинство из них — упёртые фанатики, не могли они не заняться изучением верований, ведь приравняли же они одно из религиозных течений к православию? К тому же сама по себе основная идея повести — о том, что жестокость инопланетных существ не является таковой в их представлении и может быть необходимой — далеко не нова, (вспомнить хотя бы «Голос тех, кого нет» Карда), поэтому от повести ждёшь какого-то неожиданного финала, переворачивающего всё с ног на голову, но его нет. Вместо этого — религиозный фанатизм и предрассудки. Так и эта тема далеко не нова... В общем, не до конца понял я, что хотел сказать автор этой своей повестью. Вот если бы чуть больше подробностей о мире, его этнографии и истории, да с живописными описаниями чуждой культуры и искусства, оценка была бы гораздо выше...

Оценка : 8
«Путь побежденных»
–  [ 8 ]  +

morbo, 14 марта 2015 г. в 18:07

В целом впечатления от этой повести у меня в точности такие же, как впечатления от повести «Аттракцион Лавьери».

Единственное, что привлекло моё внимание — озвученное в книге превратное толкование концепции нулевого роста. Дело в том, что меня интересует эта тема и не так давно я прочитал книги Джея Форрестера, Доннелы и Денниса Медоуз. Как мне кажется, в противоречие с концепцией нулевого роста в настоящее время больше всего вступает идеология потребительства. По большому счёту, для самообеспечения человечеству нужно не так-то много людей. Большинство людей в настоящее время работает в сфере услуг или выпускает одноразовую промышленную продукцию.

В мире повести я совершенно не заметил этих проблем — нет там ни сервисно-ориентированной экономики, ни выпуска цифровых игрушек, морально устаревающих или ломающихся через пару лет с момента своего выпуска. В повести и так царит почти сугубо функциональный мир. В таких условиях концепция нулевого роста и так выдерживается. В таком мире инженеры скорее наоборот — должны благотворно влиять на экономику, заменяя неэкологичные и расточительные производства на всё менее ресурсоёмкие. Римский клуб распространял работу с названием «Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная», как раз на эту тему.

Устраивать геноцид талантов лишь для того, чтобы правящая верхушка всё дальше удерживалась на своих местах — это не концепция нулевого роста. Это либо неумелая попытка опорочить эту концепцию, либо неумелая же попытка блеснуть эрудицией. Впрочем, дело в повести происходит в неком альтернативном мире, где могла существовать другая концепция с тем же названием :)

Оценка : 5
«Из темноты»
–  [ 8 ]  +

Denver_inc, 22 декабря 2014 г. в 18:55

Странновато-мрачный рассказ о людях, якобы боящихся темноты. Абсолютно разных взрослых людей связывает страх темноты. Кто-то из них ночью видит Чёрную руку и Белые перчатки, кто-то жутких пауков, а кто-то вообще «пищеварительные ворсинки». Иногда, когда особенно страшно они собираются все вместе. Так легче боятся. Им всем всё также страшно, но вместе переносить страхи легче.

Автор здорово описывает бредовые страхи: практически материализующийся свет, который течет от электрической лампочки, желтый и сырой, как яичные макароны; приказы на непонятном языке, которые невозможно не выполнить; комната с мебелью, но без стен, пола и потолка... и т.д., и т.п. Казалось бы — чистый сюр и бред, но автор так всё сочно описывает, что этому невозможно не верить.

Концовка рассказа так и веет тоской и безысходностью. Понимаешь, что у героев нет будущего. Даже у тех, кто до сих пор остался жив, не выбросившись из окна и победивши свой страх, даже у них у них впереди ничего нет. Все обречены.

Увы, зря на мой взгляд, автор придумал «рациональное» потустороннее объяснение всем их страхам в лице некой третей силы, которая таким образом пытается прорваться в наш мир. Лучше бы оставил немного недомолвок. Так было бы страшнее

Оценка : 7
«Весь этот джакч» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

george1109, 10 января 2014 г. в 11:10

Если кратко, то дилогия представляет историю жизни и смерти Поля Гнедых на Саракше, рассказанную очевидцами. Почти бессмысленная, отмечу, вышла жизнь, и довольно нелепая смерть…

Но, по порядку. «Соль Саракша» – отличная подростковая литература. Такая крутая гайдаро-крапивинская смесь. Ну, и заодно лучшее из всего проектного «ОО». И если второе от авторского дуэта прогнозировалось, то первого, лично я, не ожидал никоим образом! На высоте все – от соответствия стилю АБС, до сюжета, в котором всего ровно столько, сколько надо. Истории Саракша, психологии, фантастики, героики, даже детских страшилок. А какая потрясающая ирония с первых страниц! «Правда, седую голову его снесло нашим же ядром, зато военная наука обогатилась забавным термином «дружественный огонь». Или «…мне завидовали еще с первого класса. Потому что ни у кого больше не было безумного родича. Герои были, маньяки были, выродки были, и даже композитор один, но чтобы уж совсем ку-ку – такого не водилось». Или «…дядя Ори тоже умел кухарничать, но в самый последний момент запросто мог высыпать в кастрюлю с супом месячную пайку сахара. Мог и не высыпать, но лучше было не рисковать…». Но сквозь этот добрый юмор, ровно там, где необходимо, навылет простреливает печаль, подготавливающая читателя ко второй части: «в детстве я думал, что Довойны – это такая страна, где есть все на свете». Оценка – 9.

«Любовь и свобода», в которой действуют уже дети героев «Соли..», – совсем другое. До финальной развязки повесть являет эдакий психоделический триллер с чуть рваным, по ощущениям, повествованием в духе «Града Обреченных», или «Волны гасят ветер».

Сюжетно – система ПБЗ рухнула, «с взрослыми «случилась беда», и все легло на плечи подростков. Тут-то и начинается самый страшный апокалипсис, по сравнению с которым привычные зомби-триллеры или приевшийся постъядер выглядят детским лепетом. И если в первой части «джакнутый джакч» – не более чем весело-заинтересованное восклицание, то во второй – злобно-бессильная характеристика всеобщего хаоса и непонимания.

В минусе – турбогероические дети, совершенно готовые к боевым действиям. Нет, не на уровне спецназа, но даже для пионерского приграничья СССР 30-40-х и то излишне лихие. Смазанный финал (похоже, именно так и ненаписанная третья часть должна была исправить положение и дать некий ключ). И… и все. Оценка – 7.

Общее за дилогию, среднеарифметическое и средневзвешенное, 8.

Добавлено 4.09.2020:

Спустя шесть с половиной лет прочитал заключительную часть. Что ж… Сам «Меч…», в целом, удался. Конечно, чувствуется нехватка Успенского, и некий м-м-м... избыток Лазарчука. В итоге получаем хорошо доведенную до конца работу, в которой автор уверенно выполнил все задуманное сюжетно, но не смог в отсутствии соавтора добавить души, подняться над планом.

Отсюда следующее. Первое. Оценка – 7. Второе. Первые две повести вполне заслуженно могут читаться без третьей. (Тот нечастый случай, когда впечатления от незаконченной вещи заметно сильнее, чем от завершенной). И третье. Общее качество, а соответственно и моя оценка всего «Джакча…», вопреки законам арифметики, совершенно не страдают. И ничего парадоксального, поверьте, в этом нет)))

Зато есть потрясающая цитата. «Нет, конечно, звери – это не я. Я – дверь…».

Оценка : 8
«Спираль»
–  [ 8 ]  +

cadawr, 10 декабря 2013 г. в 11:35

Роман характерный для «позднего» Лазарчука. Во-первых, бросается в глаза профессионализм: проделана громадная работа по достоверности деталей, в первую очередь армейских. Читаешь, и понимаешь, что именно так оно все и происходит, именно так бой и просчитывается. Во-вторых (вытекает из во-первых), наотмашь бьет реализм. В других книгах серии условность Зоны в глаза не бросается, но все равно текст, несмотря на всю чернушность, воспринимается абсолютной выдумкой, населенной сочиненными обитателями. Здесь же все очень прагматично: приземлено, буднично, рутинно, cкучно. Зона угрюмо сгорбилась, как подтаявший сугроб, утратила свой ореол. И читать это странно, но увлекательно (при этом бьется где-то в груди возмущение: да как же это?.. да за чтож мы, сталкеры, кровь свою!..))). Конечно, это не STALKER. Лазарчуку явно тесно в заданных пределах. О Зоне напоминают редкие упоминания знакомых монстров, полтора листа вводных лекций и один полигон.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Последняя часть книги вообще происходит где-то не то чтобы в параллельной реальности, но в складке нашей.

(У меня закралась мысль, что на самом деле книга была просто книгой, и Зона в нее добавлена постскриптум дабы опубликовали хотя бы в сточкере. Может, не прав). Но читать интересно, даже первую треть книги, в которой вообще ничего не происходит. Зато последняя треть подкачала, поскольку книга вновь наскучила самому автору. Все скомкано, детализация второстепенных действий и галоп по сюжету, куча непонятно вообще для чего проделанных движений (объем а.л.?),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и опять-снова заданные на старте загадки отметены мановением руки: я все понял и это банально. А я не понял. А мне интересно.

Если раньше, даже в моем любимом Штурмфогеле (к которому, кстати, в тексте намечен отсыл)), перегруженном недомолвками, присутствовали маячки, по которым можно было восстановить логику событий, то здесь я их не нахожу. Оценка больше за качество текста и за увлекательность первых двух третей.

Оценка : 7
«Штурмфогель»
–  [ 8 ]  +

tarasovich09, 18 сентября 2013 г. в 09:31

Роман А.Лазарчука до предела насыщен информацией. В книге нет такого текста, во время чтения которого читатель мог бы позволить себе расслабиться, немного попустить себя. Лишних слов и фраз нет, все имеет значение и сказанное один раз больше уже может не повториться. Поэтому, чтобы уловить все и не упустить деталей, читатель должен постоянно держать себя в напряжении, иногда возвращаясь к уже прочитанному, но не осознанному, чтобы перечитать и осмыслить.

Поэтому не слишком — то большой роман читался долго и дважды. Только после второго прочтения начинаешь более четко представлять замысел писателя.

Еще одна трудность произведения — обилие действующих лиц. Их более тридцати! Иногда, мелькнув один раз, персонаж вновь появляется через несколько страниц, обескураживая читателя, заставляя его перелистывать страницы — а кто это? В этом и слабость данного произведения. Писателю чаще всего не удается создавать запоминающиеся портреты действующих лиц.

Роман передает период «заката третьего рейха», борьбу некоего нацистского подразделения «Факел» с американскими разведчиками Донована и работающим на них бывшим агентом НКВД А.Волковым. Борьба происходит в Верхнем(Горнем) и Нижнем(Земном) мирах. Как и положено, супергерой, разведчик Штурмфогель, пытается спасти главный объект Верхнего мира — Салем(Иерусалим). Героям обеих сторон придется объединить усилия, когда они понимают, что сражаться им нужно не друг против друга, а с некоей нечеловеческой цивилизацией верхнего мира.

На создание книги огромное, почти гипнотическое влияние оказали блестящие романы Юлиана Семенова, прежде всего «Третья карта», «Семнадцать мгновений весны» и цикл «Экспансия». От Ю.Семенова — и разделение на главы, с четким обозначением места действия, вплоть до часов с минутами, и обращение «дружище», и вопросы, оканчивающиеся словом «нет»(так говорит Исаев- Штирлиц), и некоторые действующие лица, включая самого Штирлица.

При желании в романе А.Лазарчука можно отыскать отсылки к произведениям Г.Майринка, А.Первушина, А.Валентинова, В.Орлова и некоторых других писателей.

Оценка : 8
«Путь побежденных»
–  [ 8 ]  +

visionshock, 05 июня 2013 г. в 00:14

Четвертая часть метаромана Андрея Лазарчука, снова возвращает читателя в придирчивый, грязный, жестокий и антиутопичный мир. Не типичное чтение все-таки «Опоздавшие к лету», грандиозный, созданный обрывками и обломками витражей роман, пока что с мало понятной внутренней идеей, живущий своим миром и сознанием. Хочется надеется что Лазарчук в «Солдатах Вавилона», свяжет свой безумный антиутопичный мир воедино, создав действительно мощное социально-философское полотно способное поспорить с иными произведениями этого жанра. Впрочем автор пока что и на удивление хорошо справляется с задачей действительно создавая взрывоопасные тексты.

Март Траян — художник, человека духа и мысли, идей и вдохновений попадает не совсем в типичный переплет. Его система власти снова антиутопична, она идет против вольной души Марта, толкает такого человека на острие социума, решение не полноправных проблем и военной мощи. Автор со всем мастерством и своей откровенной талантливостью запирает Траяна в клетке которую создал сам, давая ему шанс выбирать, сражаться, жить и быть. Именно поэтому его обычный человек, с душой с творческим началом выступает, против системы, против иного мировоззрения, несуразной военщины и их методов поддерживать абсолют порядка в Империи.

Воспринимать «Путь побежденных» весьма сложно, неоднозначно, как и иные произведения из метаромана. Густо намешанная и тщательно взболтанная смесь из философских видений человека творчества против тоталитарной системы, антиутопического мрачного склада, антивоенщины, террористов, мутантов и сплава способного создать лишь Лазарчук.

Достойное продолжение «Опоздавших к лету». Высоко рекомендую.

Оценка : 9
«Аттракцион Лавьери»
–  [ 8 ]  +

visionshock, 04 июня 2013 г. в 15:05

И вот снова «Опоздавшие к лету», третья часть романа в виде рассказа.

Честно говоря, антиутопические мотивы в этом рассказе проскальзывают намного больше чем в двух предыдущих. Во-первых, это абсолютно разлагающее общество, почерневшее от собственных желаний и живущее принципом «хлеба и зрелищ», мирно существует в симбиозе с этим бездушным миром, давая жизнь «Аттракционам Лавьери», где человеческая жизнь, абсолютный пшик, ноль, зеро. Здесь каждый способен поднять руку и стать убийцей любого другого и абсолютно без наказано, сразиться и стать чем-то другим. Но что будет если человек выйдет убивать того, кто уклоняется от пуль?.. Смерть против жизни, найдут всегда повод схлестнуться в едином клубке.

Грустный, философский и интересный рассказ на тему более мощного и интересного, взрывное произведение с кучей смысла и сложно-придирчивым лазарчуковским стилем повествования. Рассказ – это действительно яркая и образная антиутопия общества, на тему где человеческая жизнь и плата за нее ничего не стоит. Острая, емкая, победоносное внесение смысла в произведение.

Всем кто любит социальные антиутопии и лишний повод по размышлять, стоит явно прочесть.

Оценка : 9
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 8 ]  +

AlisterOrm, 03 марта 2013 г. в 21:25

...Только вчера, заканчивая чтение сей занятной вещи, понял, что она мне напоминает — четвёртую трилогию «Ока силы» авторства Валентинова. А ведь действительно — что-то есть, даже не в языке, а в самой немного комиксовой манере изложения, и подходе к сюжету. «Посмотри в глаза чудовищ» — это невероятный по своему составу коктейль, совершенно особый и неповторимый текст, который, правда, местами вызывает недоумение и ступор (особенно — в попытке осознать логику структурирования событий).

Сюжет здесь особого значения не имеет. Вернее сказать — он явно находится на задних перспективах. Гумилёв в современности — это от силы треть текста — остальное занимает совершенно сумбурные экскурсы в прошлое, аляповатые мазки личностей, событий, пейзажей, криптоисторических выкрутас и экскурсов в историю древних цивилизаций. Весь роман — одна огромная полупародия, в которой разобраться практически невозможно. Авторы вставили в текст огромное количество аллюзий, причём, как мне говорили, многие из них взяты из их собственной жизни, и из жизни фэндома.

Чтобы читать эту... вещь, скажем так — нужно обладать весьма высоким уровнем эрудиции. Разбросанные по всему тексту маленькие аллюзии, зацепочки, «ружья», рассчитаны на читателя, знакомого с литературной жизнью последних ста лет, и уж точно знают историю всяких мировых заговоров, тайных обществ, и прочих прелестей нашего псевдоисторического круга публицистов. Смелая, изящная пародия... Вот только с недостатком -она предназначена для узкого круга лиц, которым это всё будет понятно, который оценит этот постмодернистский микс и сможет его дочитать до конца. Не особенно осмысленное произведение, но — любопытное.

Оценка : 8
«Штурмфогель»
–  [ 8 ]  +

shakko, 19 февраля 2013 г. в 17:05

Для человека, неплотно сидящего на подобной русской фантастике (я, например), книга трудноватая.

Сюжет: начало 1945 года; нацистский офицер Штурмфогель -- сотрудник секретного парапсихологического отдела, соперничает с бывшим НКВД-шником Волковым, который нынче работает на американцев. Множество секретных шпионских операций с тайными агентами, явками, стукачами и подставами. Все это усложняется необычными мистическими-магическими способностями обоих героев. Вдобавок, оказывается, что помимо нормального («нижнего») мира на Земле существует параллельный «верхний» мир, куда многие персонажи могут переносится. Это волшебный город, Горний Иерусалим, как бы отражение реального. Жить там намного приятней. В итоге немец и русский понимают, что бороться надо не против друг друга, а против совсем других, ирреальных врагов.

Достоинства: лихой быстрый сюжет, закрученные ситуации. Увлекает, необычно, интересно.

Недостатки: дико быстрый, слишком дробный сюжет — совершенно не успеваешь ориентироваться. Место действия постоянно скачет по всему миру. Колоссальное количество второстепенных персонажей, которым посвящены отдельные сцены — не успеваешь их запоминать. Мешанина и путаница. Для полного понимания книги необходимо хорошо ориентироваться во всей этой нацистской мифологии — обществе Туле, Зеботтендорфе, и прочей оккультной муре, которую не все помнят.

В общем, в книгу врубаешься по-настоящему, замечая все ее тонкости, раза с третьего. Проблема только в том, что после первого раза, когда ты знаешь, кто предатель, и чем все кончится, читать ее второй и третий раз совершенно не интересно. Вот бы автору хорошего редактора, который заставлял бы его потратить на отделку больше времени! а то жуткий «впопыхах», а жаль.

Оценка : 5
«Мы, урус-хаи»
–  [ 8 ]  +

Venzz, 21 сентября 2012 г. в 00:30

Зря написанный рассказ. Посмотреть на Средиземье с другой стороны можно и в более талантливо написанных Чёрной книге Арды и Последнем Кольценосце. Идея что историю пишут победители тоже не раз встречалась в литературе. Остаются только орки-русские и эльфы-американцы, ну если автору проще себя ассоциировать с уродливыми порождениями тьмы, то это его проблемы.

Оценка : 3
«Священный месяц Ринь»
–  [ 8 ]  +

Arzak, 23 июля 2012 г. в 00:33

Едва ли этот рассказ можно отнести к числу удачных. В этот раз автору явно отказывает чувство «эмоциональной достоверности» происходящего. Впрочем, сюжет в рассказе присутствует, и сюжет неплох, есть и мораль, с которой я, в целом, согласен, однако меня, честно говоря, неприятно удивил донельзя ходульный образ фанатичного священнослужителя. Подобное несколько раз встречалось мне у классиков НФ (например, у того же Гаррисона «Спасательная операция», 1964) и всякий раз это не шло на пользу сюжету, хотя и было оправдано авторской задачей. Однако то, что было простительно в шестидесятых, выглядит неуместной архаикой 30 лет спустя. Меня же интригует другое: откуда взялось столько ненависти к РПЦ в 1991 г., когда казалось должен был отмечаться подъем религиозности населения? Напиши это Лазарчук в конце нулевых, его презрение к чиновникам в рясах было бы вполне в духе времени, а так… ну не считать же это в самом деле неожиданным писательским предвидением)

Оценка : 7
«Все, способные держать оружие...»
–  [ 8 ]  +

OldBones, 09 июля 2012 г. в 22:32

Одна из моих самых любимых вещей.

Помню, когда-то давно увидел эту книгу (тогда только-только вышедшую впервые) на нашей «книжке» — название меня зацепило, а с другой стороны, смутило — уж больно «крутое», как у многих наших (не к ночи будь помянуты), «автырей». В общем, усомнился я тогда (не читал ещё ни одной вещи Лазарчука) и не купил. А потом заело меня — ну а вдруг это что-то хорошее?.. и уж я искал её, искал, а наши книгопродАвцы её всё не везли и не везли. И лишь через несколько лет я таки поймал переиздание и тут же купил (ибо уже прочитал к тому времени «Посмотри в глаза чудовищ» и «Гиперборейскую чуму», и понял, что Андрей — могёт!©), о чём не пожалел ни на минуту.

Читал взахлёб, и не мог оторваться.

Это же натуральный «Лиссабон в кубе» в форме романа, да ещё какого! ^_^^_^^_^

Три сюжетные линии, сходящиеся в одной безумной точке. Шпионский/политический триллер с шикарной альтернативно-исторической (куда там несчастному «Человеку в высоком замке») составляющей, я уж молчу о совершенно невозможном итоговом раскладе. ;-)

Всем, кому понравились «Посмотри в глаза чудовищ», «Гиперборейская чума» и «Штурмфогель» — читать обязательно.

Оценка : 10
«Мост Ватерлоо»
–  [ 8 ]  +

Rush17, 29 марта 2012 г. в 16:59

Невероятной силы и тяжести книга. Но она не придавливает безволием, как например «Сирены титана» Курта Воннегута, она заставляет жить. Разрывать в клочья чужую давящую волю и жить. Жить ради тех, кто уже умер и вопреки им. Жить вопреки пониманию безисходности ситуации. Жить зная что все равно умрешь.

Оценка : 10
«Мы, урус-хаи»
–  [ 8 ]  +

timur-aliev, 11 августа 2011 г. в 12:24

Мы можем сколько угодно спорить, кого автор имел в виду под урусами, гельвами и роханами. Любой мог бы быть на их месте. Суть не в этом. Важно то, что подобным же образом поступают и совсем не вымышленные люди и общества. И когда это знаешь, читать становится страшно. Мир Толкиена черно-бел и вымышлен. Мир Лазарчука раскрашен полутонами, и он существует — вокруг нас.

Оценка : 10
«Мой старший брат Иешуа»
–  [ 8 ]  +

cadawr, 07 августа 2011 г. в 09:42

Просто исторический роман об иудейских династических войнах. Автор прекрасно разбирается в вопросе, видна солидная подготовка, но кому, кроме него и парочки спецов станет интересна эта книга? Не, ребята, так продаж не сделать. И, вспомнив незабвенного Дэна Брауна, Лазарчук ввернул в книгу всем известного топового персонажа!

Это даже не кощунство, это — пошло.

Да, многие пытались представить Иисуса человеком. У них получалось изящнее и со смыслом. Раскрывалась философия, имел место нравственный поиск... Если бы все было так, как описано Лазарчуком, откуда бы появилось революционное для своего времени учение? ИМХО — Лазарчук и сам не верит в свою версию событий. Так зачем впаривать нам надуманные события, картонные персонажи, массу не обоснованной ничем кровяки?

Саундтреком к моему отзыву неплохо послужила бы песня Канцлера Ги «Страшная сказка»:

«И перо возьмут чужие руки,

Записать себе присвоив право

Хронику чужой тоски и муки,

Всыпать правды горькую отраву.

Приоткрыты двери преисподней,

Ангелы растоптаны конями,

И сюжет известный новогодний

Переписан серыми тенями...

...Крысы помнят, о Мастер Гофман,

Как все было на самом деле»

Оценка : 3
«Гиперборейская чума»
–  [ 8 ]  +

asxatmechiev, 02 января 2011 г. в 14:31

Ниже критики. Всякой! Во-первых: связь с предыдущим произведением слаба и условна. Во-вторых, если в начале еще можно увлечься, поскольку сюжет, хоть и новизной не блещет (какая может быть новизна в ритуальных убийствах, тайных орденах и прочей «дэнбрауновщине»), да и стиль с антуражем по-лазарчуковски пробирают до костей, то потом... просто нет слов! Одни буквы! И все непечатные! Книгу авторы превращают в пародию на свои собственные произведения: слишком стильно (но это еще можно вынести) слишком вычурно, слишком нарочито в погоне за неожиданностями сюжета авторы этот самый сюжет превращают в бог знает что, вводя зачем-то персонажей из плохой пародии на «Аэлиту» Толстого, при непонятно каких обстоятельствах в сюжете всплывшей! На черта нужны были эти Терешков с Марковым? В общем, до их появления и до посещения концерта я еще так-сяк держался, но потом бросил и не знаю, когда продолжу. Как-нибудь дам шанс реабилитироваться, попробую дочитать, но если все вышеперечисленное не окажется хитрой авторской задумкой — я напишу еще один отзыв! Нелестный!

«Абориген»
–  [ 8 ]  +

VAI, 26 декабря 2010 г. в 10:59

Два разочарования испытал я, читая этот роман.

Во-первых, автор, пойдя по непростому, но интересному и интригующему пути ознакомления читателей с описываемым им миром через мелкие штрихи, очевидные для жителя мира и непривычные для читателя, вдруг срывается на подробный пересказ буклета для туристов, где о планете все рассказано вполне подробно и конкретно. Ну не верится, что главный герой стал бы в своем дневнике цитировать путеводители...

И во-вторых, когда стало известно, что же было в знаменитом, неоднократно упомянутом заранее и держащем читателя в тревожном напряжении обращении землян ко всем жителям планеты. Суровая реальность сразу превратилась в какой-то фарс.

И еще одно странное чувство оставила неожиданная развязка. Нереально как-то... Каким это образом поступок, совершенный в полном соответствии с МЕСТНЫМИ законами, не был аннулирован землянами. Не похоже, что там такое уж законопослушное общество (наркотиками, во всяком случае, промышляют), да и когда это законы колоний уважались метрополиями?

Теперь о том, что понравилось. Прежде всего — блестящий язык, сочный, образный, яркий, А то, что на страницах романа «развешано множество не выстреливших ружей», так ведь это — дневник. Главный герой и его друзья просто рассказывают о том, как провели последние дни перед вышеупомянутой развязкой, и если они что-то не доделали, от чего-то отвлеклись, кого-то не нашли, ну так уж сложилось, и ничего уже не изменить и это несколько рваное для читателя повествование с точки зрения действующих лиц абсолютно последовательно. Непонятно, впрочем, зачем главный герой взялся за эти мемуары — ведь ничем происходившие события не предопределили ту самую развязку...

Понравился мир, весьма необычный биологически и описанный настолько впечатляюще, что, кажется — посмотришь на небо и увидишь ледяное кольцо, луны и иглу лифта, и ветер принесет запах драконов...

Понравился главный герой, этакий супермен в отставке, человек, у которого хотя и удалили после войны множество боевых имплантов, но осталось их вполне достаточно, даже странно, где они в нем помещаются. Пользоваться он ими не любит (это иногда просто больно), но может, и весьма эффективно. При этом – просто хороший человек, преданный своим друзьям и ученикам, готовый броситься на помощь, что бы ни случилось – беда или просто кто-то не успевает сделать все свои дела и надо подменить. В прошлом у него было много такого, о чем он не рассказывает, иногда вскользь упоминает, и эти упоминания, похоже, достойны отдельных романов.

Среди нераскрытых тем есть одна весьма интересная – взаимоотношения жителей планеты со своими предками. Об этом не раз упоминается, но так и не ясно, что имеется в виду – религия или реальные отношения с умершими.

Похоже, с первого прочтения трудно дать полную оценку: книгу эту надо перечитать, да и не раз. И она того стоит.

Оценка : 8
«Транквилиум»
–  [ 8 ]  +

Buhrun, 04 декабря 2010 г. в 23:13

Отличное начало, сбитая середина, размазанная, как тесто под блин, концовка.

Приятные персонажи, будто писанные для авантюрной прозы а ля Жюль Верн, да пущенные под молотки брутальной истории о сопряжении советской реальности и утопии американского разлива.

Лазарчук, как он есть.

Ровный стиль, безжалостность в изображении войны и боев, мужчины с прямой спиной и хорошей реакцией, красивые стальные девы, беготня-стрельба-страдания.

И неоднократно — впоследствии — катанная идея о дубль-мирах (Кесаревна Отрада, Штурмфогель).

Оценка : 7
«Кесаревна Отрада между славой и смертью»
–  [ 8 ]  +

Buhrun, 04 декабря 2010 г. в 23:00

Почти «фэнтези» от Лазарчука.

Кровный брат «Транквиллиума».

Отличный роман — в обоих смыслах этого слова:

— отличается от книг коллег по цеху (но, справедливости ради, по уши плавает в тренде самого Лазарчука, впрочем, блестяще плавает, стильно, разнообразно)

— захватывающая книга

Претензии классические:

сюжет понятен только автору, витраж виден всем, но загадочен донельзя, отдельные картины витража блестящи до дрожи, детали мира вкуснющие, массовые батальные сцены рулят!

Оценка : 8
«За право летать»
–  [ 8 ]  +

ДИР, 24 октября 2010 г. в 11:45

А ведь я когда-то начинал это читать. Точно, начинал. Вот и знакомые названия инопланетных рас, и война, в которой гибнут дети. Но потом что-то меня оторвало, помешало... И вот теперь заново, как впервые, как будто и не видел раньше, почти десять лет назад, этой книги.

Мне кто-то еще объяснял, помню, что это очередной «проЭкт», и мол, тут вот оттуда, а это вот здесь, а смысл там совсем не тот, а на самом деле Лазарчук опять про фашистов...

Вот чудаки. Я же читаю книгу. И смысл в каждой книге для каждого совсем не тот, что туда мог вложить автор. Каждый понимает по-своему, и не мешайте ему понимать.

Земля, недалекое будущее. Продолжаются исчезноевния (похищения) людей. И все в большем масштабе. А потом начинается Вторжение. ПРиходят хозяева, Империя, для которых люди — всего лишь генетический материал, а Земля — огромный огород. Технология их выше на голову. Горят флоты, взрываются ракеты, уничтожается армия. И только вмешательство ударивших по имперским крейсерам внезапно появившихся союзников марцалов спасает, казалось бы, Землю от порабощения.

Идут годы. Союзники делятся передовыми технологиями. Союзнкии прекрасны — все просто влюблены в них. Дух захватывает от одного их вида.

Вот только почему они не делятся всем? Почему скрывают свои возможности? Почему переданные землянам технологии все равно ниже уровнем, слабее?

Подполье, формирующееся самостоятельно. Подполье, вформирующееся органами безопасности. Подполье, формирующееся самими союзниками.

Новые бои. Новые встречи. Новые расы.

Борьба между различными спецслужбами.

Телепаты и погоня за ними.

А еще появляются какие-то Свободные, которые — бывшие люди, ставшие сверхлюдьми.

Тут у любого голова закружится, не толкьо у представителей спецслужб и ооновских комитетов.

А в глубокой тайне даже от союзников Земля кует свой меч, работая по сорок восемь часов в сутки.

В общем, наши побеждают. Все развешанные ружья выстреливают, все рояли, грамотно расставленные играют туш, президент пьет коньяк, место одних союзников, ставших в одночасье врагами, занимают другие, и все заканчивается фейерверком, массовыми торжествами и митьком на воздушных шариках.

Проглотил книгу за день. С удовольствием, облизываясь и урча. Отлично.

Оценка : 9
«Мы, урус-хаи»
–  [ 8 ]  +

White Bear, 19 сентября 2010 г. в 18:57

А я не смог осилить это произведение. Обычно я не придираюсь к языку автора, если хорошо передается смысловая нагрузка. Но тут просто непонятно о чем идет речь. Может быть это древнеславянский, или скорее древне оркский? Например следующее: «Вот — исхудали мамуки и в росточке сильно опали, и не сброя на них теперь а санная упряжь.» Возможно автор выбрал такую форму, чтобы лучше передать колорит оркской культуры, но видимо, я не поклонник оркской литературы.

«Гиперборейская чума»
–  [ 8 ]  +

svarga, 10 августа 2010 г. в 10:06

Книга отличается от первой, но не в худшую сторону. Она просто другая. Может она и не столь глобальна, как первая, но ведь и в провинции кипят страсти не хуже, чем при мадридском дворе. нельзя требовать от авторов, чтобы они писали всегда одинаково. Как раз очень здорово, что люди меняются со временем, меняются их приоритеты, ценности, мировозрение. Побольше таких книг, хороших и РАЗНЫХ.

Оценка : 10
«Опоздавшие к лету» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

amak2508, 04 июля 2009 г. в 19:30

Пожалуй, лучшее из всего, что написал Лазарчук. Остросюжетная социальная фантастика, столь популярная у нас с легкой руки Стругацких еще лет двадцать назад и почти забытая сегодня. Цикл повестей прекрасно написан, бесспорно умен, в меру проблемен и злободневен, увлекателен — в общем, все в нем действительно хорошо. И читать его надо, ни в коем случае не торопясь — в этом случае удовольствие можно получить чуть ли не от каждого отдельного предложения книги.

Оценка : 8
«Гиперборейская чума»
–  [ 8 ]  +

repaS, 17 мая 2009 г. в 15:49

Книга понравилась чуть меньше, чем «Посмотри в ...», но читать, безусловно, стоит. Авторы талантливы, эрудированы, с хорошим языком и высоким полетом фантазии. Обязательно буду читать еще.

Оценка : 9
«Абориген»
–  [ 8 ]  +

слОГ, 12 мая 2009 г. в 20:03

Со времен Штурмфогеля прошло девять лет... И не осталось ничего от фирменного очень насыщенного языка Лазарчука. Его романы можно было читать просто из-за очень и очень качественного текста, ни похожего на любые другие романы писателей «высшей лиги». К сожалению, я нашел только один кусочек где-то на страницу «того самого» стиля, благодаря которому Лазарчук и был одним из самых интересных писателей 90-х. Вот.

Этот роман ближе к последней трилогии, понятно, что автора тянет в Космос и т.д. — похвальное желание — но роман, настолько фрагментарен, мозаичен, недосказан, что доже не упрекнешь автора в том, что основная интрига романа — в принципе не раскрыта — почему земляне поступают именно ак, а не иначе — сама идея гонки тысячи — как-то меня лично не убедила.

По мне, я бы назвал эту попытку — фальстартом, может не хватило времени, может появились другие интересы, но роман мог и должен быть и лучше, и больше — но вот триумфального возвращения, на что я втайне надеялся не произошло. И что самое обидное — теперь у меня практически нет оснований надеяться, что оно произойдет, и я прочитаю новый захватывающий роман этого Мастера...

Оценка : 6
«Абориген»
–  [ 8 ]  +

kon28, 26 марта 2009 г. в 19:30

   Впервые за несколько лет, после крайне неровных «Космополитов» (неровных ИМХО из-за несвойственной тематики и засилья супруги) и неудачной попытки беллетризировать откровенно слабый в литературном плане «Параграф 78», из-под пера Лазарчука явился его собственный, без соавторства и издательского заказа текст. Увидел в ларьке, ухватил жадно, трясущимися ручонками, побежал читать, благо день, проведенный на таможне в тупом сидении, очень способствовал.

   Первое впечатление — наконец-то! Всё фирменное — лазарчуковское. Насыщенность текста, насыщенность событий, туго скомканное повествование, фирменные лазарчуковские недоговорки... По манере написания перекликается например со «Всеми, способными держать оружие». Неожиданна тематика — дело происходит на другой планете, заселенной колонистами с Земли.

   Что можно сказать сразу, навскидку? Роман несомненно получился и найдет своих читателей и почитателей. Сложилось впечатление, что и автор сам старался выложиться. Причем старался так, что текст даже «перенасытился». Отсылок, недоговорок и крючочков рассыпано столько, что хватило бы на безбедную штамповку в последующем еще трех-пяти книг. А уж сериальность Лазарчуку не свойственна и сюжет завершен, вряд ли следует ожидать продолжения (если только не получится у автора цикла, объединенного лишь местом действия). Есть в тексте и некоторые недостатки, как же без них. К ним можно отнести несколько выбивающуюся из общего построения сюжета концовку. На мой взгляд, здесь Лазарчук излишне быстро обрубил все те линии, которые раскручивались в начале романа. Полагаю, найдутся глубокие умы, которые не замедлят обвинить Лазарчука в мелкотемье. Дескать, после «Опоздавших к лету» и «Посмотри в глаза чудовищ» жидковато будет. Не соглашусь. Во-первых, дело автора, какую тему выбирать и как ее разрабатывать, а во-вторых, имеет полное право развеяться, проскакать образно говоря с шашкой наголо по нетоптанным еще полям, написать не о «высоком и глубоком», а просто слегка развлечься, хитро прищурясь (тем более, что и в данном случае никакой легковесности автор себе не позволяет).

   В общем и целом, я обязательно перечитаю роман через пару месяцев, когда отвлекусь и «остыну» впечатлениями.

Оценка : 9
«Священный месяц Ринь»
–  [ 8 ]  +

Alexandre, 26 февраля 2009 г. в 14:17

Чужой мир, воспринявший нашу религию. Странные обычаи, которые люди земли воспринимают как суеверия, а сами аборигены объяснить не в состоянии. Достаточно красноречивый образец того, чем может закончиться для разумных, но не преуспевших в науках существ, знакомство с тысячелетней историей человеческих заблуждений.

Написано интересно, довольно динамично, вместе с тем много завязок без развязок, в событиях непонятна логика, а ведь эти события — это смерть всех живущих на планете существ — хочется сказать людей, но различия все же слишком велики. Что можно сказать — не надо вмешиваться в чужую жизнь, даже с самыми благими намерениями.

Оценка : 6
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 8 ]  +

Papyrus, 07 января 2009 г. в 21:50

Ох и лихо написано!

Может быть проведу эксперимент – маненько поковыряюсь, пронумерую страницы в порядке хронологии и попробую перечитать. Мне то пошло и так как есть – вразброс — но любопытно бы было попробовать.

Оценка : 10
«Солдаты Вавилона»
–  [ 8 ]  +

max, 28 сентября 2008 г. в 13:51

Книга бесспорно сложна для восприятия. Осилил ее только с третьего раза. Но оно того стоит. Ни от одной другой книги не испытывал такого восторга. Перечитываю — нахожу что-то новое, и так до бесконечности.

Возможно, перед прочтением стоит прочесть статьи С. Бережного и В. Бабенко, посвященные «Опоздавшим к лету», помогают лучше разобраться.

Оценка : 10
«Там вдали, за рекой...»
–  [ 8 ]  +

Yazewa, 12 сентября 2008 г. в 22:15

Странное ощущение после прочтения этой вещи. Все время — чувство какой-то вторичности. Сначала — стилистической (АБС), потом сюжетной. Причем не вспоминается что-то конкретное, а как серия уже где-то видимых картинок. Или это они так легко возникали, что казались знакомыми?..

Действие весьма динамичное, захватывающее. Очень жесткое содержание. Но мне, например, было бы гораздо интереснее прочитать подробнее про жизнь коммуны, чем наблюдать сменяющие друг друга сцены убиений (даже и очень неплохо написанные). Пожалуй, «Там, вдали...» более всего похожа на кино, на сценарий для крутого кровеобильного триллера. Который щекочет нервы, но не заставляет думать. Сколько их уже было, историй про генетических монстров из потайных лабораторий...

Оценка : 7
«Триггер 2Б»
–  [ 8 ]  +

vad, 03 июня 2008 г. в 21:08

Прямое продолжение «Скверны» Громова. Все встает с ног на голову, что и требовалось в конце-концов от участников этого проекта. В этом авторам огромный плюс. А единственный минус, который несколько омрачает впечатление, что рассказ то по своей сути — ужасная муть :(

Вообщем после двух рассказов Лазарчука с супругой, что были в этих сборниках, я окончательно понял — это совершенно не мои авторы. Я их не понимаю, и что самое для меня обидное — даже не хочу пытаться их понимать.

Оценка : 2
«У кошки четыре ноги...»
–  [ 8 ]  +

Sawwin, 13 марта 2008 г. в 16:39

Слабовато. Не стоило писать рассказ только ради плевка в политического оппонента. И тем более не стоило давать за такой рассказ премию.

Оценка : 5
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 8 ]  +

blandina, 13 декабря 2007 г. в 00:01

Трудно представить, что во взрослом возрасте можно найти книжку, которую перечитываешь с той же дивной регулярностью, как в детстве — «Трех мушкетеров». Постепенно обнаруживаешь вокруг себя собратьев по характерным цитатам типа «автомат узи — лучшее в мире оружие для перестрелок в лифтах и сортирах». Ящеры, конечно, к концу книги надоедают конкретно, но разве в них дело? Недавно знакомый прочел, вернул порядком затрепанный том со словами «я так и не понял, чем там у них дело кончилось, но книжка классная».

Оценка : 10
«Гиперборейская чума»
–  [ 8 ]  +

One, 26 ноября 2007 г. в 20:06

Хорошая книга. Но предыдущая на порядок лучше

Оценка : 9
«Гиперборейская чума»
–  [ 8 ]  +

SoN, 15 сентября 2007 г. в 09:38

В рассказе Набокова «Адмиралтейская игла» герой восхищается, что это не просто

словосочетание, а ритмически выстроенная поэтическая Строчка:

«... и светла Адмиралтейская игла». Так и здесь:

«... Лети, безрукая победа — Гиперборейская чума!» (О. Мандельштам)

Очень ярок образ джазового музыканта Криса. И весь роман напоминает джаз-импровизацию... не случайно нек. главки носят подзаголовки: ТЕМА и Контр... стилизованные под прозу 19 века

или пролетарскую 20-30 гг. (то ль Платонов, то ль Успенский:)) Жаль, Николая Степановича нет..;))

Оценка : 9
«Мост Ватерлоо»
–  [ 8 ]  +

kkk72, 13 сентября 2007 г. в 07:29

Едва ли не самое сильное антивоенное произведение из всех, которые я знаю. Нигде так не показаны вся бессмысленность войны, вся жестокость правящего режима и совершенная абсурдность происходящего. По последнему пункту строительство моста чем-то напомнило строительство узкоколейки Павкой Корчагиным.

Оценка : 10
«Солдаты Вавилона»
–  [ 8 ]  +

ceh, 30 ноября 2006 г. в 18:24

Самая сложная, и может быть, самая важная часть цикла, где все линии сходятся воедино.

Да, роман специально переусложнен автором, чтобы собрать всю мозаику, всю картину в целом, надо много думать.

Да, роман для тех хочет думать. Но ведь и мозги надо напрягать иногда, господа...

Оценка : 10
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 8 ]  +

ceh, 25 ноября 2006 г. в 23:32

Помню, когда вышел этот роман, его достаточно много ругали — дескать, и глубины мало (для таких-то авторов!), и Гумилев совсем не похож на себя, и много еще чего. Теперь, по прошествии десяти лет, становится понятно — как многие «критики» ошибались. Роман со временем стал просто легендарным, не побоюсь этого слова. Просто все выше перечисленные недостатки (и во многом обоснованные — надо честно признать) меркнут по сравнению с главным достоинством романа — он просто блестяще написан. Это великий, могучий, прекрасный сочный русский язык во всем своем блеске, во всей своей силе, в своей самoй лучшей форме!

Оценка : 10
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 7 ]  +

Amidamaru, 30 ноября 2019 г. в 16:58

Роман «Посмотри в глаза чудовищ» я читал три раза – сначала в далеком уже 1999-м году, потом в 2000-м (очень захотелось) и, наконец, только что, в связи с тем, что после долгих колебаний между «очень хочется» и «жалко денег» стал счастливым обладателем коллекционного издания этой книги от издательства с многозначительным названием «Пятый Рим».

Скажу честно: к перечитыванию приступал с некоторой опаской, поскольку со временем, как известно, вкусы и предпочтения меняются; у меня были случаи, когда страшно понравившаяся когда-то книга при повторном чтении через много лет вызывала скуку и чувство эстетической изжоги. Слава Богу, здесь был не тот случай: и в третий раз роман читался, как в первый. Принципиальное отличие от чтения двадцатилетней давности заключалось в том, что на этот раз издательство «Пятый Рим» любезно позаботилось о фанатах и снабдило книгу подробными многостраничными комментариями, принадлежащими перу самого Лазарчука. (Впрочем, нужно отметить, что комментарии слишком уж серьезные, в первых изданиях они были по-настоящему прикольными и напоминали классические комментарии Стругацких к их повести «Понедельник начинается в субботу». Такое чувство, что Лазарчук писал их для нынешних школьников, не надеясь на широту кругозора «жертв ЕГЭ». А может, просто не хватало рядом такого юморного соавтора, как Михаил Успенский?..). Например, значение слова «тетраграмматон» суховато объясняется как «запретное четырехбуквенное собственное имя бога». В первой редакции романа комментарий выглядел так: «Тетраграмматон («Четырехбуквие») – если бы авторы знали, что это такое, у них не возникло бы необходимости зарабатывать на жизнь литературным трудом. И если вам кто-то скажет, что знает, — не верьте. Врет».

Не будем забывать и о крайне любопытном приложении в виде отдельной брошюры, стилизованной под «грифованное» издание КГБ СССР, под названием «Дополнительные материалы по вопросу деятельности организации «Пятый Рим»» (написана Аланом Кубатиевым). Впрочем, это совсем другая история…

«Черная тетрадь», т.е. стихи, якобы написанные Гумилевым после его мнимой смерти в застенках питерской ЧК, стала значительно объемнее. Дмитрий Быков, который все эти стихи и написал, произвел качественный отбор своеобразного сборника – что-то оставил от первых изданий, что-то убрал, что-то дополнил. По сути дела, для Быкова это был первый авторский сборник, поэтому неудивительно, что спустя 20 лет он захотел его немного подредактировать. Что ж, это его право. Кстати, стихи отличные, хотя на гумилевские все-таки не очень похожи.

Ну, и теперь, собственно, о самом романе. То, что кому-то из читателей книга не понравилась настолько, что он не сдержался и написал на Фантлабе отрицательный отзыв, – это нормально: кто любит попа, кто попадью, а кто – свиной хрящик. На всех не угодишь, но все-таки, по моему мнению, назвать этот роман скучным и сложным могут лишь люди с плохим чувством юмора, люди, абсолютно не интересующиеся эзотерикой, тайными обществами и «теорией заговора», а также люди, которые не слишком любят качественную фантастику, полагая ее излишне заумной. А роман «Посмотри в глаза чудовищ» – это именно качественная литература. Если книгу хочется перечитывать – это говорит о ее качестве. Если при прочтении книги хочется делать пометки на полях, чтобы потом искать в интернете информацию об упомянутых в тексте авторах, книгах, событиях, исторических (или псевдоисторических) персонажах, — это говорит о ее качестве. Если вы в разговоре вставляете фразы из книги («глаза у него были, как у натянутого на глобус филина»), то это тоже говорит о ее качестве. Если в книге каждый читатель может найти для себя то, что он хочет, то это тоже знак качества, а здесь перед нами переливаются всеми цветами спектра и сливаются воедино фантастический роман, боевик, эзотерика, философия, юмористическая фантастика, готический роман и еще Бог знает что.

И вот еще что: «Посмотри в глаза чудовищ» — это, конечно, одно из лучших произведений российской фантастики конца 1990-х годов. Сейчас так не пишут, да и писать так, наверное, уже не стоит – читатель изменился, стал более примитивен, для большинства молодых читателей такая проза оказывается и вовсе «нечитабельной». Впрочем, количество читателей еще никогда не говорило о литературных достоинствах произведения. А тогда, в конце 1990-х, такие книги шли, как говорится, «на ура».

Так или иначе, но роман Лазарчука и Успенского в любом случае уже попал в историю российской фантастики и останется там если и не как шедевр жанра (кстати, какого жанра?), то, по крайней мера, как литературный памятник российской фантастики своего времени. Надеюсь, что книга эта будет читаться еще долго, да и сам еще не раз ее перечитаю.

«Священный месяц Ринь»
–  [ 7 ]  +

Sheradenin, 01 марта 2018 г. в 18:23

Рассказ написан давно, еще в советские времена и автор тогда описал неприглядную картину мира в котором есть православная Россия, которая это православие несет по всему миру и другим планетам. И прочие страны этому всячески помогают и уважительно содействуют. Основная линия сюжета о том как православие сражается за души с язычеством на другой планете. Очень сильное маленькое произведение, которое мало кого может оставить равнодушным.

Очень интересен один нюанс, который всплывает по ходу развития сюжета — оказывается что вся земная цивилизация уважает православную Россию только потому что Россия шантажирует всю Землю тем что может взорвать сама у себя ядерные заряды такой мощности, что погибнет вся планета. А больше миру Россия предложить нечего не может. И этот status quo по сюжету был наработан в результате кровавых гражданских войн в которых в итоге победили попы с нюками.

Тогда, в начале 90-х это было мрачной антиутопией которая конечно же никак не может случиться. А вот теперь, в 2018 году, это читается как пророческая вещь — тем более что автор нынче стоит на твердых русско-имперских позициях против загнивающего запада и сам был бы рад шантажировать всю планету ядерным оружием

«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 7 ]  +

ego, 10 сентября 2016 г. в 09:22

...это шедевр! Мало того, что написано прекрасно, так ещё и... ) Короче, здесь есть всё: и боевик, и настоящий Герой (и что очень радует — не из распрекрасных гэбэшных разведчиков или честных ментов, как это теперь очень распространено), и мистика, и Судьба Мира, и настоящий патриотизм (как же сегодня изгадили это слово), последний, кстати не мыслим без космополитизма, которого тоже очень много в книге. Аллюзии чуть ли ни ко всем литературным феноменам, повседневность и вечность, игра масок и закулисная деятельность Сильных мира сего...немного рябит от калейдоскопической смены времен, мест и действий, но это тоже бодрит и не даёт расслабиться читателю... Какой бы можно было фильм снять потрясающий! «Облачный атлас» не годился бы ему в подмётки.... и наши 90-е годы очень узнаваемы в этом калейдоскопе, и теперь понимаешь, что такая книга могла быть создана именно в той атмосфере. Скажу честно, одним из мотивов к чтению этой книги стало одно из последних интервью Успенского, где он сказал, что-то про то, что ныне нет его читателей. Я есть, хотя и понимаю пессимизм Автора.

«Гиперборейская чума»
–  [ 7 ]  +

MINISTER X, 03 апреля 2016 г. в 11:21

Множество тайн зарыто временем, много изобретателей так и не добились ни славы, ни почета, тем не менее, оставив после себя свои творения инженерной, и не только инженерной, мысли. Только это искусственное нагнетание. Я в детстве тоже закапывал стёклышки в «тайниках», и делился этим сокровищем только с самыми «проверенными» товарищами. А толку то? Хотя кто знает, может там сейчас гиперболоид можно выкопать...

Авторы интригуют-интригуют, да не выинтриговывают... Сюжетная линия обещает, но все не сходится в один большой «бара-бум» (с). А когда уже некуда отступать, то понимаешь, что это еще одна попытка легендаризировать что-то древнее, советское. Хитросплетения сюжета дают пищу для размышления, но, по-моему, все уж сильно запутанно, и хочешь скользнуть по сюжету, а все равно спотыкаешься.

А вот слог Лазарчука-Успенского у меня до сих пор вызывает восхищение. На процентов восемдесят я поэтому и читаю их книги. Эти маленькие замечания-отметки, как маяки на картах навигации, идешь по ним, то тут отблекс, то там. Язык простой и легкодоступный, и в тоже время, и юмора достаточно, и серьезных замечаний, с философским налетом. Особенно в начале. Как и положено хорошо продаваемым книгам, сначала читателя надо затянуть. И это с успехом получается! И персонажи все чуть-чуть «с приветом», а если нет, то достаточно необычные: и Крис, забулдыга-саксофонист-медиум (как же он мне Холмса с его скрипкой напомнил), и Ираида, племянница беглого украинского чекиста, воспитанная в сибирской глуши обрусевшим японцем... А вот дальше трудности...

Это роман о тайнах, скрытых в подвалах НКВД, и лавры Аненербе похоже не дают покоя... Все эти домыслы и догадки приобретают жизнь в головах людей, опасающихся привидений и черных кошек, которые в свою очередь блуждают с пустыми ведрами под лестницами, и кладут ключи на стол. И любителям неразгаданных тайн наверняка роман приглянется: это очередной отчет о конспирологии по-советски, с перестрелками и столкновениями противоборствующих сторон, причем одна из которых всерьез икшается с темным потусторонним миром. Да и «положительные» тоже хороши... Мне кажется, все это говорено-переговорено множество раз. Есть достойные мысли, есть достойные моменты, но по-настоящему роман вытягивает только живой и качественный русский язык...

А школа советской разведки разумеется самая лучшая в мире. Ну, а как вы думали?

Всем приятного прочтения )) 7/10

Оценка : 7
«Параграф 78»
–  [ 7 ]  +

Рамзес, 24 апреля 2015 г. в 15:06

Не знаю чего я ожидал, берясь за книгу после просмотра глупого двухсерийного фильма.

Наверное, роман так и задумывался: нечто лёгкое, незатейливое, с сопливым мелодраматическим финалом. Вроде стишка в домашнем дамском альбоме.

Группа списанных в утиль спецназовцев-полуинвалидов вдруг (!) получает секретное задание, которое оказывается смертельной ловушкой. И всё потому, что они что-то там когда-то… Ладно, не буду говорить. Только, если бы не подвернулось это задание, они так бы и жили дальше? И даже если кто-то уцелеет, его оставят в покое? Или это «толстый» намёк на продолжение? Непонятно.

Но, по крайней мере, читать было интересней, чем смотреть.

Оценка : 5
«Солдаты Вавилона»
–  [ 7 ]  +

morbo, 28 марта 2015 г. в 19:15

Сложность частей, составляющих «мета-роман» «Опоздавшие к лету», возрастает с каждой последующей частью. Если в начале вся нехитрая фабула легко умещается в голове, а недосказанности списываются на некий художественный приём, придающий произведению загадочность, то к концу становится всё настолько сложно, что разобраться в происходящем без карандаша и блокнота становится уже почти невозможно. Эта часть «мета-романа» как раз достигает такого предела сложности, что перестаёт умещаться в голове. Чтобы разобраться в происходящем, нужно если не вести конспект, то, пожалуй, несколько раз перечитать «Солдатов Вавилона».

На ум приходит фильм «Детонатор» (в оригинале — Primer), к середине которого тоже перестаёшь понимать происходящее. Количество альтернативных миров, порождённых перемещениями во времени всего двух главных героев всего на 6 часов назад, в фильме просто зашкаливает. Отличить двух человек среди толпы их прошлых и будущих экземпляров, да ещё и сосредоточенных в рамках одной недели событий, становится невероятно сложно. Это неплохая головоломка, но понимание происходящего не будет стоить потраченного времени.

В «Солдатах Вавилона» и действующих лиц побольше, чем в этом фильме, и параллельных миров — несколько. К тому же действующие лица из разных параллельных миров по ходу повествования то обмениваются между собой личностями, а то и просто — существуют в мирах, порождённых собственным воображением. Какой мир первичен, существуют ли они все на самом деле или существуют лишь в головах действующих лиц? Порождены ли эти миры разумами людей, подвергшихся действию «кодонов» — этаких информационных вирусов, поражающих разум человека? Или эти миры существуют объективно и между ними действительно можно перемещаться?

Тут моя память подсказывает мне ещё два похожих произведения. Первое — фильм «Начало», в котором главные герои последовательно попадают в миры сновидений, порождённые разумами друг друга. Во всё более неожиданных мирах они оказываются вынуждены решать всё более сложные задачи в состоянии всё более жёсткого цейтнота. Фильм завершается сценой закрутки волчка, с помощью которого один из главных героев пытается определить, удалось ли ему выбраться в реальный мир или он навсегда остался в воображаемом мире. Если волчок остановится — значит это реальный мир, если будет бесконечно продолжать крутиться — главный герой заперт в чужом сне. И вторая аналогия — это роман Филипа Дика «Стигматы Палмера Элдрича», в котором однажды попробовав наркотик ты уже никогда не сможешь быть полностью уверенным в том, что находишься в действительной, а не воображаемой реальности.

Финал этого романа тоже ничего не объяснил, оставив в чувстве растерянности. Существовали ли эти миры на самом деле или были порождены больным разумом людей, заражённых кодонами? Одержало ли «добро» победу над «злом» или «злу» удалось создать для «добра» воображаемую и абсолютно достоверную картину победы? Сдаётся мне, что после появления кодонов, для людей полностью теряет смысл слово «реальность». Когда воображаемую реальность невозможно отличить от действительной, никогда нельзя быть уверенным в полном излечении от кодона и в том, что ты выбрался из воображаемой реальности в реальность действительную.

В общем, не ясно, был ли у автора изначально некий замысел или мысль, которую он хотел донести. Потому что если замысел и был, то его можно было преподнести в более доступной и стройной форме. Получилось же перегружено, запутанно и непонятно. Я бы сказал, что автор замахнулся на нечто неподъёмное для самого себя, сам запутался в происходящем и неловко оборвал повествование на наспех придуманной концовке.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»



⇑ Наверх