Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадель»
Притча на тысячах страниц, размышления пустынного правителя о судьбе, власти, любви и одиночестве. Экзюпери, по словам современников, обычно сильно сокращал и структурировал свои произведения на стадии завершения — поэтому «Цитадель», которую он не успел окончить, разительно отличается от других его работ. Однако, в том виде, в котором представлена читателю, «Цитадель» крайне напоминает Книгу Экклезиаста — поток ночных размышлений, идущих за ветром и возвращающихся на круги своя, холодная мудрость царя рядом с кристальной чистотой восприятия того, кто не забыл, как быть ребенком.
Входит в:
— антологию «Сергей Толстой. Собрание сочинений в 5 томах», 2004 г.
- /языки:
- русский (36), английский (1)
- /тип:
- книги (36), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Бутромеев (1), М. Ваксмахер (1), М. Кожевникова (26), Л. Лунгина (1), С. Толстой (1), Е. Факторович (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ellirio, 7 февраля 2025 г.
Это как разговор с умным человеком. Можно быть не со всем согласным, даже не с большей частью — но определенно это очень интересно и заставляет задуматься над многими вопросами, и возможно найти на них свои ответы.
korsrok, 12 октября 2016 г.
ЦИТАДЕЛЬ
…и каждый из нас, камень за камнем, строит свою. Цитадель – это человек сбывшейся в своём ремесле. Верны долгу, особенность которого в том, что его не выбирают. Цитадель – это философский камень, на гранях которого отражается путь автора к богу. Это не публицистика/эссе, даже не беллетристика. А книга о Людях и о Духе человеческом. Об одухотворенности. О творческом горении. О том, что обновляет, преображая нас. Это книга обо всём человечестве, ибо Антуан де Сент-Экзюпери буквально вобрал в себя дух Земли, поняв и постигнув людей, он объяснил их.
Он не говорит определённо: вот это хорошо, а вот это плохо – двойственность суть всего сущего. Две стороны есть во всём и выбор за каждым видеть то, что он хочет видеть, то, что камнем легло в стену его Цитадели. Антуан говорит, что главное не кто ты и чем занимаешься, а как ты это делаешь и с какой целью. «Мне нравилось как геометр готовил чай, потому что во время приготовления он думал не о геометрических задачах, а о чае, который не спешит отдавать аромат».
Смысл жизни в том, на что мы её тратим – человек живёт в словах своих, действиях и нет другого человека. Антуан пишет: «Бог не явится тебе, потому что он всегда на ступеньку выше — ты должен следовать за богом и все то, что раньше казалось, не имело значения, исполнится значимости. Вы — путь, кладь, повозка, и живёте тем, что преображаете».
Не стоит искать свет, как вещь или предмет. Камень за камнем стройте свою крепость – Цитадель – и она озарит вас светом. Страсть к морю преображается в корабль, страсть к рассказу историй в книги. Антуан говорит: «Связывая в единое дробность – вы найдеёе себя. А когда найдёте – вы должны сбыться!»
Но чем существенней истина, тем выше надо подняться, чтоб понять и постигнуть ее. Цитадель Сент-Экзюпери вышла посмертно и является главным произведением автора, поскольку он трудился над ним на протяжении всей жизни. Это серьёзная философская книга для вдумчивого чтения. Сила и могущество слов ощущаются с первых страниц. И эти слова подобны грому. Цель их – пробудить в человеке человеческое, одухотворить, возвысить читателя и зажечь в нём искру.
Velary, 9 сентября 2016 г.
«Цитадель» я читала несколько лет с длительными перерывами. Иногда по несколько глав, иногда большими кусками. Это не роман в полном смысле слова, это скорее длинное эссе, поток мыслей и рассуждений, объединённый общей сюжетной линией — движение каравана, город в пустыне и принц, который ведёт свой народ.
Так случилось, что в моём случае Экзюпери попал в точку, его слова ложились на мои мысли. В его рассуждениях много о Боге, но понимание Бога близко к моему — как некой высшей силы, Мироздания.
Тот редкий случай, когда философия не нагоняет на меня тоску, а отвечает на волнующие вопросы.
iLithium, 22 сентября 2015 г.
Этот отзыв посвящается Дэвиду Финчеру, Брэду Питту и Чаку Паланику.
(Не думал, что буду посвящать что-то Брэду Питту, никогда).
Особенная книга. Пришла ко мне безнадежно рано и безнадежно поздно. Отзыв можно писать каждый год, его можно писать своей жизнью, взъерошенной вязью чувств и поступков, строить замок из песка, который будет каждодневно распадаться. Нет ничего постоянного, нет достижений, нет запасов, только упорство и усердие. Это — жизнь, совершенство — это смерть.
Жизнь стоит совершенствования, но не совершенства. Совершенство — это смерть, саморазвитие — это интеллектуальное рукоблудие, растрата силы в никуда. Силы, чтобы идти дальше. Припасы и отдых, чтобы восстановить силы. Не наоборот.
Если делать наоборот — идти, чтобы остановиться — проснется персональный демон-хранитель, который взорвет твой икееподобный храм потребления ... приковав тебя к алтарю, если ты до сих пор ничего не понял.
Я знаю это, потому что Тайлер знает это. (Тайлер это и сделает:-))))
О чем книга точно не писалась, это о монархии. Царство тут скорее метафора. Книга явно не о том, что каждый должен занять свое место и исполнять свои обязанности. Там есть строки — тот, кто не такой как все должен жить своей жизнью и никому не подчиняться. Заставлять его — значит предавать.
В книге конечно много написано об обязанностях, о том, сколько они на самом деле дают. Вспоминается иранский полковник в «Доме из песка и тумана» — «Посмотри на этих американцев — они ищут только развлечений, сладкого вкуса во рту, и забывают об обязанностях».
Кстати, Тайлер Дерден больше подходит под князя, чем 99% отечественных правителей вместе взятых. Он создал уклад, дал смысл жизни никчемному офисному планктону, облагородил и окультурил его. Он отвергает самосовершенствование ради самосовершенствования, потребление ради потребления. Он знает, что совершенство — это конец, и... планомерно идет к нему, увлекая за собой все больше людей.
И поэтому он не мой пророк. Или — пока не мой.
***
стр 245. Какая чудесная книга, как ее можно сравнивать с Коэльо???
стр 1245. А вот так.
Примерно после четверти все это волшебное настроение куда-то улетучивается, и начинается война с тягучим длиннословием и вычурными метафорами. Книгу хорошо бы сократить раз в шесть. Автор по окончании работы выкидывал множество ненужного. Здесь неупорядоченный черновик. Можно ли понять замысел? Может автор добавил бы персонажей, сюжетную линию, или что-то еще. Может наоборот, убрал бы полностью всех персонажей и разговоры, превратив книгу в пародию на философский трактат. А может и в трактат.
Мы ничего не знаем.
Тиань, 5 августа 2015 г.
Первое, что хочется сказать об этой вещи — она непозволительно затянута. Все, что хотел сказать автор, можно было уместить в пять раз меньший объем без ущерба для смысла. Произведение от этого только выиграло бы, поскольку даже мне — читателю очень терпеливому — было невыносимо читать десятистраничное рассуждение о том, что заснувшего на посту стражника Властитель сурово накажет, ибо он подверг опасности Царство. И таких чрезмерно длинных рассуждений о вещах очевидных, равно как и повторов мысли и примеров, в книге великое множество.
По сути же произведение сие посвящено обоснованию необходимости династической власти для развития человеческого сообщества. Цитадель — государство, город, некая управляемая территория — созидается мудрым властелином, отеческой рукой направляющим действия и устремления своих подданных, что придает их жизни и делам осмысленность и цельность. Властелин представлен неким сверхчеловеком, мудростью своей превосходящим любого из своих подданных. Он видит целостную структуру Царства, в которое вплетаются жизни, судьбы, результаты труда множества людей, что увековечивает их. Жизнь человека перетекает в продукт его труда, который становится частью Царства, и в этом великое таинство индивидуальной жизни. Состояние вне диктатуры рассматривается как вредное для человека и сообщества, поскольку только в структурированном социуме жизнь и дела человеческие имеют смысл и цель. Вне структуры целое распадается на части и исчезает в забвении.
Я не буду подробно анализировать центральную идею произведения, споры между сторонниками наследственной власти, власти выборной и безвластия идут уже не одну сотню лет и конца им не видно. Скажу лишь, что для Сент-Экзюпери тема раскрыта слишком примитивно. Временами мне казалось, что я читаю очередное творение «великого» Паоло Коэльо, раскрывающего прописные истины в форме объемных притч-новоделов. У Коэльо это получается неплохо, своя целевая аудитория у него есть. Но для создателя «Маленького принца» это неприемлемый уровень. Слишком упрощенная картина мира даже для притчи из жизни народов пустыни.
Очень понравились отдельные эпизоды-рассуждения, посвященные не власти, а жизни человеческой: мудрые суждения друга Властителя — единственного подлинного геометра, который в преддверии последнего часа не находит в себе грусти о прошедшем и потерях, ибо каждая из них, каждый момент прошлого помог ему состояться, или размышления Властителя на склоне лет о новых поколениях, которые вот они, перед глазами и воспитаны в традициях отцов своих, но бесконечно чужды и далеки, поскольку это уже другие поколения, частью которых он не является, или рассуждение о добродетели, которую невозможно защитить от поругания просвещением, ибо таким образом она тоже уничтожается вместе с доверием людям и миру. Много глубоких мудрых размышлений содержит в себе эта книга. Ради них стоит продираться сквозь магистральную тему отца-Властителя и Царства как смысла жизни каждого и всех вместе.
Я довольна, что прочитала эту книгу, и довольна, что она наконец закончилась. Сент-Экзюпери может быть и таким, теперь я об этом знаю. Авторы его уровня не разочаровывают. Он хотел создать такую вещь, пусть она будет. Литература, жизнь, история, все в этом мире складывается из множества разных, часто странных, частичек, создающих некие взаимосвязанные целостные узоры. Вот и эта история вплелась в свою Цитадель, что-то структурируя, а что-то разделяя.
Барг, 18 июня 2012 г.
Библия от Антуана де Сент-Экзюпери – написанный от лица берберского вождя сборник эссе, поднимающих вечные вопросы и развивающих темы поднятые в «Планете людей» и «Военном летчике».
Очень неоднозначная книга с очень неоднозначными постулатами.
Великолепно показанная философия тирана, искренне считающего свою тиранию благом для подданных — кораблем, оберегающим их от буйного мира свободы, а себя наделенным правом решать чужие судьбы — человеком, выше которого лишь Бог и который несет свет божественной истины людям.
Серьезное признание в любви к действительно знающему, что такое лишения и аскетизм, народу пустыни, ставшему Экзюпери столь близким, и символ разочарования автора в идеалах капиталистического мира, потерявшего свои нравственные ориентиры и стремящегося лишь к бездумному культу потребления — накоплению мирских благ, забывая о душе.
Философский, почти религиозный трактат, содержащий немало очень верных мыслей, с которыми я полностью согласен – в частности о необходимости постоянного развития, но также заполненный категорическими суждениями с которыми я согласиться не могу (например, с уничижением логики и логического мышления).
Некоторые тезисы местами противоречат друг другу, текст иногда выглядит несколько сумбурно – все это, вероятно, последствия общей незаконченности произведения и того, что Экзюпери не лично печатал текст, а начитывал его машинистке.
Еще удивил столь яркий элемент религиозности в произведении – читая предыдущие повести автора я был готов поручиться за его атеистические взгляды. Но, возможно, Бог в «Цитадели» вовсе не религиозный символ, он лишь олицетворение необходимой людям творческой и эмоциональной составляющей, оживляющей жизнь. Возможно также, стоит принимать во внимание, что роман написан не от лица самого Экзюпери, а от лица восточного правителя – мудрого истинно восточной мудростью сына пустыни, но тем не менее, далекого от прогресса и современной цивилизации и использующего образы доступные ему.
В любом случае, в независимости от моего несогласия со многими моментами и общей неоднозначностью книги, это безусловно одно из сильнейших произведений, что я прочитал за последнее время. Одна из немногих книг, действительно заставляющих задуматься и даже вступать в ожесточенную мысленную полемику с автором.
Kalkin, 27 августа 2011 г.
В творчестве Антуана де Сент-Экзюпери «Цитадель» занимает особое место. По сути это манифест тех идей, которые писатель вкладывал в ранние свои произведения, ведь еще в «Ночном Полете» жизнь Ривьера, директора почтовых авиалиний, была подчинена тем законам и правилам, которые столь четко, подчас даже афористично формулируются в «Цитадели».
Смысл жизни, по Экзюпери, в действии, в бесконечном процессе развития. Обманываются те, кто делят жизнь на две части: достижение целей и наслаждение плодами. Разве дерево, вырастив плоды, наслаждается ими? Смысл жизни в том, чтобы тратить себя, творить и ошибаться на пути, но не потреблять. Смысл в том, чтобы сделать то, что должно быть сделано.
Личные истины «Цитадели» на удивление хорошо подходят к ощущениям из моей собственной жизни, предоставляя точку опоры в минуту сомнений. Но роман — это еще и сборник общественных истин. Идей о необходимости порядка и строгих правил, о важности традиций и разрушительности бесконтрольных перемен, не предлагающих новых ценностей. Да, они могут быть спорны. Но важно то, что идеи Экзюпери могут помочь человеку задуматься. И, возможно, даже указать путь.
С литературной точки зрения произведение выполнено в стиле восточной притчи. Цветистость и пышность слога непривычны после той простоты и ясности изложения, которые столь характерны для творчества писателя. И в то же время стилистика здесь второстепенна. Яркие образы, легко запоминающиеся фразы только подчеркивают идейное наполнение. Стержень повествования составляют упомянутые ранее идеи, повторяющиеся снова и снова в вариациях притчевых сцен. Не заметить их невозможно.
Вопреки фактам, произведение не кажется незаконченным. Все, что нужно сказано. Нам осталось только услышать.
sever28, 4 апреля 2011 г.
«Цитадель» одна из наиболее почитаемых мной книг, несмотря даже на то, что классическая литература в целом оставляет меня равнодушной.
Могу сказать то же, что и сам Экзюпери: книга «вцепилась в меня, как якорь...»
Следует признать, что произведение довольно тяжелое и объемное. Однако, разок увидев фрагмент этого неведомого мира, единожды окунувшись в него, его невозможно забыть. Хочется узнать остальное, построить цельную картину, прийти к той же мудрости, что и писатель.
Но быть может после пары страниц вам станет скучно, и вы, так и не успев увидеть что-либо, закроете ее... Тогда — очень жаль — она вас ничем не зацепит и ничем вас не обогатит.
Во-первых, ее невозможно читать просто для того, чтобы узнать, чем она закончиться — сюжета как такового в ней нет, да и смысл не в нем... Зато остается такое ощущение, словно в ней некое сокровище, словно бы что-то упустишь, не дочитав ее до конца. «Цитадель» цепляет так, что невозможно навсегда уйти. И если вы действительно увидели, оставив ее на несколько месяцев или даже лет, вы вернетесь к ней снова.
Во-вторых, читать эту книгу удается только в особом настроении — состоянии поиска. Когда есть желание отвлечься от суеты или же, ощущение, что есть что-то такое, чего не хватает, некоего понимания, виденья.
Ну, и в-третьих, если читать, как следует, быстро ее не прочтешь. Когда всматриваешься в те картины, что рисует автор, становиться все равно, сколько там еще до конца, да собственно и про саму книгу забываешь, блуждая в тех мыслях, рождению которых послужил автор...