Ростислав Рыбкин «Ночная погоня»
Сборник переводных научно-фантастических повестей и рассказов, объединённый темой экологии планетарных масштабов.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 7 июня 2018 г.
Несерьезное отношение к фантастике складывается у людей далёких от этого литературного направления вследствие заблуждения, что единственная функция данного жанра — развлекать детей и подростков. Конечно, это не так, есть огромное количество философской фантастики, произведений, поднимающих серьезные проблемы, знакомящих читателя с последними научными теориями и достижениями. Для данного сборника Р. Рыбкин подобрал произведения, которые помимо развлечения читателя, стремятся поднимать острую социальную проблематику, предупреждать об опасностях, которые могут возникнуть в будущем в результате наплевательского отношения к окружающей среде, животным, человеку. Немало здесь работ на экологическую тематику, явно прослеживается тема Контакта, есть и юмористические рассказы с правильным подтекстом. По соответствию рассказов заданной теме вопросов не возникает, но вот качество большинства представленных работ весьма среднее, хотя встречаются и знаковые, превосходные работы.
Плохую услугу антологии сослужил принцип «с миру по нитке», в том смысле, что географическая локализация авторов представлена максимально широко. Здесь, помимо известных американцев, собрались скандинавы, итальянцы, испанцы, кубинцы, венгры, чехи, поляки, болгары — такой символический интернационал, единым фронтом выступающий за безопасное будущее и мир во всем мире. Идея понятна, но ставить на одно поле таких признанных мастеров, как Брэдбери и Силверберг, с выходцами из стран соцлагеря и прочими прогрессивными и сочувствующими, заранее обеспечивает игру в одни ворота и проигрышное впечатление от проходных, не блестящих работ. По структуре сборник делится на основную часть — рассказы — и заключительную — пара повестей с условным «эпилогом» от Брэдбери. На сегодняшний день сборник нельзя назвать эксклюзивным, ради одного рассказа О. Неффа его брать явно не стоит, а всё остальное доступно в составе других изданий, лучшие вещи издавались неоднократно.
Интерес данная книга может представлять разве что для коллекционеров детлитовской «рамочки», остальные могут смело проходить мимо, ничего жизненно важного вы не пропустите. На тему экологии этот сборник далеко не единственный, те же альманахи «Гея» поинтереснее будут, особенно интересующимся творчеством не только зарубежных, но и отечественных авторов. Предисловие Е. Вансловой можно смело пропускать, т.к. там просто краткий дайджест по всем произведениям антологии, никаких отвлеченных рассуждений на заданную тему или же экскурсов в историю фантастики данного направления не предусмотрено. Справки по авторам нет, хотя здесь она не помешала бы.
Открывает антологию безусловно лучший из представленных здесь рассказов — «И грянул гром» Брэдбери. Для хронофантастики это веха размером со Стоунхендж, и хотя здесь содержится мысль о бережном отношении к природе — жизнь даже маленькой букашки может оказать решающее влияние на экосистему, стать соломинкой, способной сломать хребет верблюду, но всё же тема перемещений во времени, теория влияния изменений в прошлом на будущее здесь основная, а предупреждение — вторично.
Тему возможного восстания машин поднимает Н. Нильсен в заглавном рассказе «Ночная погоня». Ученый изобретает самовоспроизводящегося робота, которого можно использовать как в производственных, так и в военных целях. За несколько дней один «муравей» может произвести армию себе подобных, если они обратятся против человечества, то конец света гарантирован. Спешка хороша при ловле блох, а при полевых испытаниях такого монстра явно противопоказана, но волею автора ученый плюет на все возможные предосторожности и итог такой безалаберности предсказать несложно. Динамический фрагмент рассказа очень напоминает «Погоню» А. Порджеса, впрочем остроумную концовку автор придумать не сумел, рассказ получился несколько нарочитым и вторичным, так что брать его название для заглавия сборника явно не стоило.
Бездумное обращение с природой в рассказе Д. Кеменя «Третье поколение» привело к тому, что в будущем на Земле остались одни роботы, а все люди переселились на кольцевую орбитальную станцию, где вполне неплохо себя чувствуют. Однажды в кабинете робота, распределяющего своих собратьев по профессиям, появился... человек, который желает вновь поселиться на Земле. Что толкает этого чудака на такую безумную, с первого взгляда, авантюру, попытался разобраться автор — в целом мотивирующий рассказ.
Наступление мира металла и пластика, пожирающего всё живое, предрекает в качестве одного из вариантов будущего А. Лентини и его «Дерево». Эта история по праву не раз входила в состав тематических антологий, вещь достойная. Когда последние артефакты природы превращаются в диковину — это печально и автор изобразил всё достаточно достоверно и эмоционально. Для большей образности автор здесь, конечно, сгущает краски, но для рассказа-предупреждения такой подход вполне оправдан.
Планетарную экофантастику представляет «Марсуф на планете Спирео» Т. Сальвадора. Этот рассказ в сравнении с предыдущим смотрится как теплушка гастарбайтеров на фоне губернаторской дачи. В составе исследовательской экспедиции на планету Спирео прибывает слепой Марсуф. Новый мир земного типа готовят к колонизации, но внезапно по неизвестной причине начинают погибать люди. Марсуфу предстоит установить источник опасности. Автор придумал загадку и отгадку, на этом всё. Ни описаний экосистемы, ни пояснений, что, почему и как здесь устроено не предусмотрел. Даже единственное животное, которое обитает на планете, выглядит абсурдно — лев размером со слона, причем с дополнительной парой человеческих рук — для чего ему эти руки дала эволюция тоже непонятно. В общем простенько, топорно и безыскусно здесь всё.
Известный рассказ К. Смита «Игра с крысодраконом» я перечитывал не раз, но упорно не заходит, воспринимаю его сугубо в историческом ключе, как пример перехода от классической космооперы Э. Гамильтона и Дока Смита к новому типу приключенческой фантастики, где интриги и боевые действия отходят на второй план. Люди здесь работают в телепатическом симбиозе с кошками, защищая космические корабли во время полета в гиперпространстве от нападения этих самых крысодраконов. Рассказ короткий, нет никакой интриги, сюжет довольно простой, раскрывать персонажей времени тоже нет, разные характеры людей и кошек размечены пунктирно, не более того.
Бессюжетным, отвлеченно рассуждающим на философские темы предстает перед нами З. Долецкий в рассказе «Под белыми облаками». Главный герой лежит себе на травке под облаками и расслабляется, попутно он знакомится с маленьким созданием, называющим себя эльфом. Тот жалуется на то, что люди вытесняют его народ, гномов вон почти совсем извели, опять же общие проблемы бездумного прогресса и экологии, как говорится, поболтали и разбежались, так и рассказ в целом — ничем не запоминается.
Очень классная история Контакта получилась у Л. дель Рэя, это уже классический рассказ «Крылья ночи». Пара земных астронавтов высаживаются на Луне, где в глубине одного из кратеров прозябает последний представитель некогда великой лунной цивилизации, остро нуждающийся в меди. Два землянина — два подхода к Контакту — благородная бескорыстность и личный денежный интерес, но даже в плохом человеке есть что-то хорошее. Позитивный, легкий и очень жизнеутверждающий рассказ.
Обычно секцию юмористических рассказов принято размещать на посошок, под занавес сборника, но Р. Рыбкин почему-то влепил её в середину, при этом никак не обозначив это в структуре сборника. З. Черник предлагает остроумное решение проблемы перенаселения Земли. В его рассказе «Дорога к началу веков» группа ребятишек из будущего тайком заимствовав у отца гидроракету, отправляется через Большую Лужу на исследование древнего Дома, где всё такое огромное, будто созданное руками гигантов. Идея интересная, концовка рассчитывается как ударная, но сохранить интригу не получилось, догадаться что к чему читателю труда не составит в процессе чтения.
Итальянец Э. Донаджо попытается заставить наших далёких потомков «Уважать микробов». В его версии будущего люди живут под куполами в атмосфере стерильности, болезни остались в прошлом. Один ученый занимается вопросом исследования насморка, эта страшная и опасная болезнь представляется ему одним из проклятий прошлого. Настоящая наука требует жертв и к этому сводится исследование, а сам этот небольшой рассказ — просто ироничная побасенка для одноразового чтения, средняя вещица.
Так ли уж неправ был известный барон Мюнхгаузен, описывая свое путешествие на Луну? В этом попробует разобраться Дж. Браннер, составивший своё собственное «Заключение о состоянии лунной поверхности». Только у Браннера получилась не сказка, а производственная фантастика в юмористическом направлении. По сути перед нами изящный анекдот, рассказанный коротко и со вкусом, точнее с явным и навязчивым запашком. Ещё одна история про то, к чему приводит халатность и разгильдяйство.
О том что дельфины достаточно умные существа написано немало книг, «Ещё раз о дельфинах» расскажет Л. Дилов, который считает, что эти водные создания не просто умны, но намного превосходят человечество в развитии, в первую очередь, в плане духовном. Один журналист на конференции известного дельфинолога знакомится с его бывшим ассистентом, упрекающим своего начальника в жестоком обращении с подопечными. В подтверждение этих слов он приглашает журналиста на ночную прогулку по берегу океана, где должна состояться встреча с его друзьями. Скучновато, если честно — ни тебе новых идей, ни острых поворотов, только пафос и высокопарные рассуждения.
Школьный учитель может рассказать многое, особенно если это «Сказочник» из рассказа кубинского писателя Р. Льописа. Учитель рассказывает своим ученикам историю про мир далёкого будущего, где человечество постепенно лишилось всех кошек, а в добавок ещё и собак. Всё это следствие прогресса и козни роботов, страдающих от недостатка человеческого внимания. Всё очень надуманно, конечно, будто роботам действительно заняться будет нечем, кроме как бороться с домашними питомцами, слабый рассказ.
Идея биометаллического звездолета из рассказа О. Неффа «Моби Дик» не нова, но сама по себе довольно интересна. Хотя здесь кроме этой идеи читателю и поживиться особо нечем, рассказ довольно прост и наивен по своей сути. Вылупившийся из яйца «Моби Дик», совершив несколько межпланетных рейсов, вернулся из очередного полета. Теперь он по какой-то причине замкнулся в себе, не отвечает на команды, не ест — руководство проекта в растерянности. С мёртвой точки дело сдвигается когда «Моби Дик» вдруг проглотил гражданского пенсионера, бывшего электронщика. Именно ему предстоит разбираться в тонкостях психологии звездолета, когда проект уже решили сворачивать.
Важную проблему утилизации отходов поднимает Дж. Эзертон в рассказе «Нежданно-негаданно». В будущем на Земле встал вопрос — куда девать отходы, решение нашлось благодаря изобретателю, предложившему проект «Чудо-мельницы», с помощью которой можно удалить мусор с Земли. Со времен Ломоносова мы помним, что если где-то убыло, значит в другом месте прибыло, помнит об этом и автор, строя на этом свою историю. Финал получился достаточно остроумный и позитивный, рассказ перечел с улыбкой.
Будни ученых на лунной станции это не только исследования и открытия, но по большей части скучная рутина. Как развлекаются люди науки расскажет «Тру-ру-ру» Р. Силверберга. Всё началось с того, что пятеро ученых решили ради забавы собрать аппарат, позволяющий получать натуральное молоко вместо надоевшего порошкового. Производственные трудности здесь лишь одна сторона медали, основные проблемы возникают когда на лунную станцию прибывает с инспекцией группа сенаторов. Пройти бюрократическую проверку и отстоять ценность своих изысканий не так просто, но юмор и уверенность в себе всегда помогут, выручат из любой ситуации.
Завершают антологию две повести. «Нечем дышать» У. Пауэрса — это достоверное моделирование экологической катастрофы, которая может произойти уже завтра. Загрязнение атмосферы привело к тяжелым последствиям, люди вынуждены спасаться с помощью фильтров и ждать пока команда профессионалов найдет способ преодолеть последствия катастрофы. Напряженное выживание в условиях ядовитого смога покажет проблему с разных сторон, в т.ч. от лица обычных горожан, спасающих свои семьи.
В повести Д. Чавиано «Фея на пороге Земли» мать и сын оказались на чужой планете после катастрофы звездолета. Этот снежный мир кажется необитаемым, лишь изредка обнаруживаются артефакты исчезнувшей цивилизации. Однако со временем мальчик начинает слышать в своей голове странные голоса, взывающие о помощи. Такая сентиментальная, наполовину сказочная фантастика, вдохновленная творчеством Брэдбери, Саймака и Желязны, было бы неплохо, если бы не так вторично.
Своеобразным эпилогом антологии стало «Зеленое утро» Р. Брэдбери, частичка «Марсианских хроник». Очаровательное, поэтичное и мотивирующее послание созидательного труда и надежды. Человек идет к своей мечте, просто идёт по Марсу и сажает деревья, надеясь что однажды семена дадут всходы. Вроде бы все очень просто, всего лишь небольшая зарисовка, но исполненная с настоящим талантом, заряжающая позитивными эмоциями, читается как в тексте романа, так и в отрыве от него.
В целом сборник получился неоднородным — с одной стороны процентов 20 от его состава — это хорошие рассказы на все времена, всё остальное — довольно проходные работы авторов, которых мало кто сейчас помнит. Разнообразие не всегда выходит в плюс, можно было собрать подборку из произведений англо-американских авторов, тогда могла получиться сильная вещь — на тему экологии, рассказов-предупреждений немало есть хороших классических работ. В данном же виде книга может местами понравиться разве что уж совсем начинающим любителям фантастики, для остальных всё будет либо знакомо, либо слишком просто и даже посредственно.
БорЧ, 12 июля 2012 г.
Очень «неровный» сборник признанного мэтра-составителя фант.сборников. Издание объединяет как шедевры признанных классиков жанра, так и рассказы малоизвестных авторов из социалистических и развивающихся стран. Многие представленные здесь произведения изданы (включая журнальные публикации) всего два-три раза, а порой — только лишь в этом сборнике.
Но тем, собственно, этот сборник теперь и интересен, не смотря на всю свою «неровность».