Рэй Брэдбери «Чёртово колесо»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Крутится чёртово колесо, но крутится не так как обычно, а назад, и вот с каждым оборотом хозяин аттракциона теряет год жизни, превращаясь в мальчишку, который может проникнуть туда, куда не пустят взрослого.
Рассказ «Чертово колесо» написан в 1945-1947 гг. Он был переработан для включения в роман «Надвигается беда» и опубликован отдельно под заглавием «Nightmare Carousel» (1962).
Входит в:
— журнал «Weird Tales, May 1948», 1948 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «A Treasury of Modern Fantasy», 1981 г.
— журнал «Вокруг света 1982'11», 1982 г.
— антологию «Компьютер по имени Джо», 1990 г.
— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.
— журнал «Публикатор № 1 1991», 1991 г.
— антологию «Чёртово колесо. Сборник научной фантастики в 2-х томах», 1992 г.
— журнал «Компьютерра №1 (378), 16.01.2001», 2001 г.
— антологию «Beware! R. L. Stine Picks His Favorite Scary Stories», 2002 г.
— антологию «The American Fantasy Tradition», 2002 г.
— журнал «Супер Триллер №33 (120)», 2006 г.
— журнал «Ровесник 2007'03», 2007 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 3: 1944-1945», 2017 г.
— антологию «Четвёртый ледниковый период», 2020 г.
— антологию «Ноябрьский марафон Научной Фантастики 2021», 2021 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第4回 (1973) // Переводной рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Премия журнала "Бифрост" / Prix des lecteurs de Bifrost, 2013 // Переводной рассказ (США) |
- /языки:
- русский (21), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (6), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Р. Герман (2), Е. Петрова (4), Р. Рыбкин (11), М. Шурпик (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 1 апреля 2025 г.
Когда в город приехал парк аттракционов, все местные мальчишки были от него в полном восторге. Но только один из них сумел заметить, что один из аттракционов имеет в себе «второе дно», которое по понятным причинам перед чужими не раскрывают. Чертово колесо, от которого так захватывает дух у каждого прокатившегося на нем, оказывается, способно возвращать людям молодость... Типичная детская страшилка, без которой был немыслим ни один вечер в пионерском лагере советской эпохи. Впрочем, история эта вполне способна впечатлить и взрослого. Несмотря на то, что ее главными действующими лицами является пара совсем еще юных мальчишек, подтекст у новеллы явно взрослый — авантюризм в большей степени присущ именно настоящим «джентельменам удачи», чем несмышленым детям. Правда, рассказанная автором «взрослая сказка» слишком уж надуманна, чтобы быть правдой: возврат молодости осуществлен по-наглому открыто и даже с показной масштабностью, хотя на самом деле мошенники провели бы его в каком-нибудь укромном месте, скрытом от посторонних глаз. Ибо секрет потому и называется секретом, что его не демонстрируют перед кем попало. Тем более — перед двумя сорванцами, которые уже через пять минут разнесут его по всему городу. Но если осуществить всё в соответствии со строгими правилами конспирации, никакой интриги не получится. Поэтому автор сознательно пошел на некоторое упрощение, которое вдобавок еще и сильно сократило объем самого повествования. Что весьма положительно сказалось на его атмосферности.
--------------
РЕЗЮМЕ: история про то, как парочка сорванцов раскрыла весьма интригующую тайну одного популярного аттракциона. Написана она в духе хорошо знакомых нам «пионерских страшилок».
Тимолеонт, 5 ноября 2024 г.
Неплохой типо ужастик с поучительным финалом, хотя я бы даже скорее отнёс это к подротсковому приключению. Автор прекрасно создаёт мистическую тайну и вводит в сюжет не самых глупых подростков, которые просто ищут приключения и пытаются поступать правильно. Мне это неуловимо напоминает Крапивина... Он вполне мог бы написать примерно такую же историю).
Сказочник, 25 марта 2024 г.
Брэдбери играет и экспериментирует с жанрами. Хотя в сороковых — это осознанная и кропотливая работа на мистическими рассказами и хоррорами. Теми самыми, которые войдут в «Темный карнавал» «Воспоминания об убийстве». Эта же история стала главой романа «Надвигается беда. Атмосферу Мастер выдал потрясающую, а сюжет — прост и банален, как гвоздь. И это данный конкретный рассказ совсем не портит.
artem-sailer, 7 ноября 2022 г.
Привычная для Брэдбери страшилка: тёмный карнавал, приезжий цирк, загадочные и мрачно-могильные махинации со временем и возрастом. Напомнило роман «...И духов зла явилась рать», и действительно — в примечаниях указано, что сюжет впоследствии был использован в этом романе.
Добротная мрачная вещь, особенно — для чтения на сон грядущий.
Мэлькор, 31 марта 2019 г.
По правде сказать, неоднозначно. С Брэдбери у меня сложные отношения — мне очень редко удаётся поймать его волну и, на моей памяти, это случалось лишь дважды — «Будет ласковый дождь» и «И грянул гром». Остальные его рассказы оставляли ощущения тёплой, поэтичной и в то же время чужой и несколько отталкивающей прозы. Возможно, дело в поэтике — выразительной и в то же время очень на любителя (что применимо к любой поэзии, верно?) Парадокс, но точнее чем на уровне ощущений от текстов Брэдбери мне сформулировать сложно.
Здесь несколько иная ситуация — это не «Вино из одуванчиков» и «Марсианские хроники», а бойкий, динамичный рассказ о странном происшествии, случившимся в уездном городе N маленьком американском городке. Очень динамично, с минимум описаний, зато большим количеством диалогов и повествования. Сама история — я бы назвал это, скорее, мистикой или магреализмом нежели фантастикой. Но фон выбран удачно (от чужих жди беды... особенно, когда это не совсем «люди», а уродцы какие-то (мы сейчас о реалиях Америки 50-х годов говорим, замечу, на всякий)). Так что чисто «мистическое» обоснование у рассказа хорошее, противопоставление «нашего» и «их» мира.
Теперь о том, что не совсем понравилось. Мне кажется странным, что Хэнк так лихо сообразил, зачем Куджеру мог понадобиться такой трюк. И всё потом стало разворачиваться прям, как по его сценарию. Немного натянуто, на мой вкус. Мальчики обозначены очень абстрактно — если бы нам был дан их возраст, я бы может и поверил, а так Хэнк по рассуждениям напоминает, скорее, подростка. Наконец, персонажи тоже несколько схематичны и, по сути, их можно описать парой характеристик: вот этот умный и смелый, а этот глупый и трусливый (Питер). Наверное, я многого требую от рассказа — и всё же... чувство «можно было сделать лучше» не покидает.
Если же суммировать — как приключение рассказ работает неплохо, но как нечто большее, увы, не справляется. Новую сторону Брэдбери он вам не откроет, а вот развлечь на досуге — вполне может.
Bluegrass, 4 марта 2019 г.
Наверное, так устроены люди: используют необычайные открытия либо в качестве оружия, либо для обогащения.
Кульминационная сцена яркая. Столько действия, столько эмоций вместилось в несколько абзацев.
Осталась неясным природа магии колеса. Вероятно, это к лучшему. Иначе бы его восстановили и нашли бы для чего использовать.
К моему стыду, роман «Надвигается беда» не читала. Теперь есть причина с ним ознакомиться.
Error, 18 декабря 2017 г.
Прекрасное умение Бредбери писать детям и о детях, не в пример нашим доморощенным писакам (исключая, конечно же, Крапивина, который также владеет стилем и пером). Хороший рассказ — страшилка для подростающих детей.
mario1205, 9 июля 2015 г.
Красивый неоготический рассказ о нетривиальном воре, который с помощью своего дьявольского агрегата придумал ловкую схему обогащения.
coffein, 14 января 2014 г.
В рассказе Урочный час Бредбери так же поднимает тему, что порой, если взрослые не будут слышать, что им говорят дети, то все может обернуться бедой.
Мрачный рассказ, оставляющий на несколько минут в задумчивости после прочтения.
Рекомендую всем
Dart Kangol, 2 июля 2013 г.
Неплохой рассказ о противостоянии юных пытливых умов и очередной инкарнации зла. Ни больше ни меньше... Особых претензий к нему нет, но и конкретных достоинств тоже особо нет. Тем не менее рассказ очень крепкий и читается легко, что главное для произведения, не несущего в себе откровений.
lubar, 7 июня 2011 г.
Рассказ интересный. Меня в нем поразило два связанных момента. Как-то легко юные детективы раскрыли тайну Чертова Колеса. И как же мелочен бывает человек. Имея в руках чудо, способное возвращать молодость использовать его для банального воровства. Такое получилось забивание гвоздей микроскопом. Ну а финал вполне ожидаемый. Либо младенцем либо скелетом, весь вопрос куда крутить.
Adiga-man, 9 сентября 2010 г.
Обожаю, когда Брэдбери пишет о детях. Это у него чертовски хорошо получается, как, будто он в душе остается ребенком. в таком маленьком и легком рассказе автор успел затронуть множество проблем. Идея машины времени, а нужен ли он нам вообще? Проблема детей и взрослых, почему взрослые считают себя умнее детей?
22sah22, 13 июня 2010 г.
Что-то здесь у великого старого сказочника получилось слишком по-детски. Хотя не без интриги, конечно же, и в детстве запоминается. Хочется пересказывать по ночам приятелям эту страшную историю.
amak2508, 21 ноября 2009 г.
Пожалуй ни у одного другого писателя-фантаста нет такого количества рассказов, которые мы интуитивно называем «красивыми». Таково и «Чертово колесо»: если вдуматься, нет в нем ничего особенного — смешная идея о чертовом колесе, изменяющем возраст человека, слабенький сюжет практически «ни о чем»... Но вот чувствуется в нем что-то «мрачновато-красивое», от которого получаешь удовольствие, читая каждое предложение, каждый абзац, все произведение.
Рассказ, бесспорно, не на одно прочтение — со времени его первой публикации в «Вокруг света» я прочитал его как минимум трижды, и каждый раз с немалым удовольствием.
Frigorifico, 28 декабря 2009 г.
Во многих рассказах Брэдбери чувствуется, что он во многом остался мальчишкой. Во всяком случае, он очень хорошо помнит мироощущение мальчишек, их фантазии и страхи. И как мальчишкам хочется, чтобы их фантазии и страхи люди принимали всерьез. Ведь они так часто оказываются правы.