Бев Винсент «Темная Башня. Путеводитель»
Бев Винсент — человек, который не понаслышке знаком с творчеством Стивена Кинга. В этой книге он дает краткие описания сюжетов всех семи книг цикла «Темная Башня», рассказывает о перекрестных связях с другими произведениями автора, а также повествует читателям об истории создания самого знаменитого цикла романов всем известного Стивена Кинга.
Входит в:
— роман-эпопею «Тёмная Башня»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2004 // Публицистика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 16 марта 2025 г.
Интересно, как путеводитель не только углубляет созданный «Башней» мир, но создает новую метареальность. На первый взгляд, в главе, посвященной персоналиям эпопеи, попросту собраны воедино рассыпанные в разных книгах сведения о персонажах. Однако, один из персонажей — сам Стивен Кинг, а Винсент рассказывает о таких вещах, какие из этих книг просто не выведешь. Когда Стивен Кинг, сочиняющий историю про Стивена Кинга, отражается в своем отражении — образуется бесконечный зеркальный коридор, уводящий черт знает куда. Оказывается, что придуманный Алый Король неоднократно пытался убить своего создателя в реальности. Первую попытку он предпринял, когда Кингу было шесть или семь лет. Это случай упомянут в «Как писать книги». Его и брата отправили в сарай пилить дрова за попытку удрать из дома. Там лежали покрытые красными пятнами тушки мертвых кур, по которым ползали красные пауки. «Кинг боится: если пауки доберутся до него, то он заболеет птичьим гриппом, умрет и вернется вампиром, карманным писателем, рабом Владыки пауков. Кинг создает волшебного стрелка, который будет оберегать его в будущем от того, кто пугал его в сарае», — так комментирует Бев Винсент. «Вот вам простенький урок психологии в беллетристике: возьмите воображаемого мальчика, добавьте несколько дохлых кур, плюс обычного паука, и выдерживайте все это примерно сорок лет. Результат? Низшие люди с красными точками на лбу и один паук-принц», — это уже сам Кинг в «Песне Сюзанны».
Но предыстория этого мира не исчерпывается Кингом. На эпопею его вдохновила поэма Роберта Браунинга «Чайлд-Роланд дошел до Темной башни, написанная в Париже 2 января 1852 года. Браунинг, в свою очередь, опирался на фразу из шекспировского «Короля Лира», которую произносит Эдгар в безумном бреду: «Chalde Rowland to the Dark Tower came». Она скорее всего ссылается на древнюю шотландскую балладу «Чайлд-Роланд и леди Элен», в которой Роланд, сын короля Артура, спасает свою сестру, леди Элен, из Темной башни короля Элфленда после того, как его старшие братья предприняли такую попытку и не вернулись. В шотландской балладе Роланд сражается мечом своего отца, Экскалибур. Из металла этого меча отлиты и револьверы стрелка Роланда. И уже не ясно, следовал ли Кинг своим предшественникам или его направляли законы метареальности. В его словаре есть слово Ган, обозначающее вселенскую созидательную силу вроде индуистского Пуруши. Башня и есть Ган, ответственный за творческую силу Кинга. По словам Кинга, одно время он думал, что он — Ган, но это говорила его гордость.
В эпопее «Темная Башня» Кинг показал свой мир и рассказал его историю от начала времен. Он использует параллельные реальности, которые позаимствовал из романа Саймака «Кольцо вокруг Солнца». Мир Роланда — это, возможно, Земля после Апокалипсиса. Он может представлять собой реальность, развивающуюся с большей, чем наша, скоростью. И реальность эта пережила катаклизм, который уничтожил почти все. В Срединном мире встречается многое из известного на нашей Земле. Другое объяснение: люди Срединного мира многое позаимствовали, попадая к нам через двери между реальностями — рассуждает Бев Винсент. Вскоре после сотворения мира, когда отступил океан пустоты Прим, возник боевой орден (стрелки ведут свой род от Артура Эльдского, первого великого витязя ка), который должен был охранять Башню и силовые лучи, которые ее поддерживали. Но мир сдвинулся, его движение замедляется, как у пружины в механических часах. Лучи рушатся, и есть силы, которые этому способствуют. Роланд — последний из потомков Артура Эльдского, единственный оставшийся стрелок.
Роланд говорит своему ка-тету, что «шел к Темной Башне более тысячи лет, иногда перескакивая через поколения». Однако события эпопеи охватывают всего несколько последних месяцев этого пути. Беев Винсент кропотливо подсчитывает это повествовательное время с точностью до дня. Ретроспективные события «Колдуна и кристалла» составляют 2 года, 2 месяца, 10 недель и 41 день. Но история последнего пути начинается в «Стрелке», с оживления Норта. Всего там описан 81 день и, возможно, нечаянно промелькнувшие два года. «Извлечение троих» занимает 21 день. «Бесплодные земли» — 2 месяца и 25 дней. В «Колдуне и кристалле» рассказано о четырех днях пути и одном соскальзывании времени. В «Волках Кальи» — о семи неделях и 27 днях. «Песнь Сюзанны» рассказывает об одном единственном дне. И наконец в последнем томе: шесть дней, в которые погибла половина ка-тета; недели похода через Плохие земли; три дня у дома Данделло и последние семь — до Темной Башни. Вот и все. Но путь этот, оказывается, не линеен.
korsrok, 14 октября 2016 г.
Благодаря «Путеводителю» Бева Винсента, за два вечера снова прошел путь Роланда к Темной Башне, который в реале длился около двух лет. Некоторые эпизоды увлекли с новой силой, кое-что после прочтения вызвало вопросы. Узнал о том, что «Хороший, плохой, злой», вестерн, который так вдохновил Кинга, он смотрел, закинувшись таблеткой мескалина. Узнал об отличиях оригинального «Стрелка» от переизданного, которые не заметил во время прочтения. О том, что любовь всей жизни Роланда Дискейна, которая сгорела в огне, названа в честь выжившей жертвы Теда Банди. О том, что в рукописном варианте романа «Песнь Сюзанны» черную тринадцатку спрятали в хранилище Башен-Близнецов всемирного торгового центра намного раньше, чем произошел теракт 11 сентября.
Это также книга о связующих нитях, которые соединяют эпопею с другими произведениями автора. В «Путеводителе» найдете информацию о главных героях, хронологию событий, глоссарий Серединного мира и самый большой эксклюзив — краткое содержание повестей, которые составляют роман и комментарии Кинга к публикации «Стрелка» в The Magazine of Fantasy and Science Fiction. Первую часть Эд Ферман опубликовал 38 лет тому назад, 9 сентября.
В общем, это книга для тех, кто хочет повторить путешествие но не находит времени на повторное прочтение 4500 страниц, и для тех, кто хочет узнать об эпопеи что-то новое)
Siberia, 11 марта 2021 г.
Работа Винсента произвела на меня неоднозначное впечатление. Отдельные главы интересны. В целом «Путеводитель» кажется слабым, если рассматривать его, как попытку анализа ТБ.
Понравилась глава «Долгий путь к Башне», где рассказывается об ажиотаже, вызванном первым упоминанием «Стрелка» в списке опубликованных произведений Кинга. О первой малотиражной публикации издательством Гранта мало кто знал, чем фанаты были возмущены. Именно с этого момента ТБ начала обретать широкий круг читателей. Глава вкратце рассказывает об основных публикациях всех частей ТБ. Есть пара слов о художниках, занимавшихся иллюстрированием изданий.
Что касается дальнейших глав, посвященных конкретным произведениям, если в главе о «Стрелке» еще можно углядеть попытку анализа, внимание к мелочам, которые мог не заметить читатель, то остальные являются по большей части простым кратким пересказом. В связи с таким подходом вспоминается «451* по Фаренгейту», в мире которого длинные тексты постепенно заменялись пересказами, а потом и вовсе перестали быть актуальны. Винсенту надо было, на мой взгляд, приложить усилие и проанализировать работы цикла, чтобы его «энциклопедия» имела ценность, как самостоятельное произведение.
Помимо вышеупомянутого, в «Путеводителе» перечислены и кратко описаны произведения Стивена Кинга, связанные с ТБ. Приводятся произведения других авторов из мира литературы и кино, повлиявших на Кинга при написании цикла. Даны приложения с расположением событий ТБ по порядку, глоссарий выражений Срединного мира и поэма Браунинга «Чайлд-Роланд дошел до Темной Башни» в переводе Наны Эристави. Существует несколько известных переводов этой поэмы. В моей электронной версии «Темной башни» приложением шел перевод Ксении Егоровой, который кажется более удачным, чем у Эристави.
Откровенно плохого про «Путеводитель» ничего сказать не могу, но ожидания не вполне оправданы.
Shipoopi, 1 марта 2012 г.
Предельно странная книга. Если когда-то в школах введут прочтение эпопеи «ТБ», то «Путеводитель» конечно станет школьникам немалым подспорьем — все книги цикла разложены в кратком пересказе, выделены ключевые моменты, сопутствующие романы тоже расписаны и включены в картину. 30 лет авторства в кратком пересказе кому-то пригодятся, уверен. В остальном книга оставила странное ощущение. Всю вторую половину автор делает две вещи — постоянно (!!!) повторяется (причем местами раз по 5 за книгу: одни и те же выводы, цитаты, умозаключения) и то и дело оправдывает «рояли в кустах», которые Ган-Кинг расставлял для своих героев на пути семи книг. Но если Кинг и сам неплохо «отбил» возможные нападки, гармонично вплетая рояли в картину мира, то в устах Винсента это выглядит обычным оправданием. Глоссарий неполный как показалось. Все рассуждения о «магнус опус» фаны знали и до выхода «Путеводителя», как и отношение Кинга к эпопее. Единственным бесспорным достоинством книги мне лично стала поэма Браунинга, которую как-то не удосуживался найти и почитать раньше. 3 балла за мир, к которому присосался «прилипала» Винсент. 1 балл за поэму, еще 1 балл за пару ремарок, на которые я во время прочтения «ТБ» внимания не обратил, 1 балл за связку с другими романами (хотя на стивенкинг.ру это давно сделано причем наглядно), 1 балл за информацию о корректировке ранних романов. Минус балл за повторы и минус еще один за «отмазки». Итого честные 5 из 10. Если бы мне книгу не подарили, а купил, то пожалел бы о потраченных деньгах.
u6752, 20 августа 2011 г.
Очень много полезной информации для фэнов.История написания,интервью со Стивеном Кингом,его рассуждения о Башне,как о своем главном произведении,подробное рассмотрение и характеристика вселенной и ее персонажей,глоссарий,список сайтов,посвященных главной теме и связи с другими книгами Кинга.Если вы прошли этот долгий путь со стрелком и ка-тетом,то эта книга для вас.
Я говорю спасибо,сэй.