Джонатан Свифт «Путешествие в Бробдингнег»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Из огня, да в полымя: чудом выжив в Лилипутии, судовой врач Лемюэль Гулливер оказывается в стране 72-футовых великанов Бробдингнег. Здесь ему снова предстоит стать придворной диковиной, теперь уже в качестве карлика.
Входит в:
— роман «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей», 1726 г.
— антологию «Popular Romances, consisting of Imaginary Voyages and Travels», 1812 г.
— журнал «Чиж 1935'05», 1935 г.
— журнал «Чиж 1935'06», 1935 г.
— журнал «Чиж 1935'07», 1935 г.
— журнал «Чиж 1935'08», 1935 г.
— журнал «Чиж 1935'09», 1935 г.
— журнал «Чиж 1935'10», 1935 г.
— журнал «Чиж 1935'11», 1935 г.
— журнал «Чиж 1935'12», 1935 г.
— антологию «Alien Invasion Short Stories», 2018 г.
- /языки:
- русский (135), английский (2), украинский (5), белорусский (1)
- /тип:
- книги (126), периодика (8), самиздат (1), аудиокниги (8)
- /перевод:
- Т. Габбе (48), Н. Заболоцкий (8), Н. Иванов (3), А. Ингер (1), П. Кончаловский (3), И. Крупичева (1), А. Кудравец (1), С. Летова (1), М. Михайлов (3), В. Стенич (1), М. Тарловский (2), Е. Толстая (1), А. Франковский (11), Н. Шепилова (1), Б. Энгельгардт (19), В. Яковенко (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 13 января 2023 г.
«Путешествие в Бробдингнег» это «Путешествие в Лилипутию» наоборот. Вот уже сам Гулливер превращается в лилипута в мире населённом великанами. История тут напряжённее, так как подобный мир полон опасностей – угрожают даже крысы, осы, жабы и прочая «мелочь». Изменение перспективы получается очень интересное. И пусть хорошего сюжета тут нет, но сразу понятно, отчего в фантастике жанр приключений в микромире довольно популярен, – а ведь он именно отсюда.
«Наоборот» стала и сатира. Если в прошлой повести Лилипутия была пародией на Англию, то теперь сам герой оказался под прицелом насмешек государя Бробдингнега, задававшего довольно здравые расспросы по поводу родины рассказчика. То есть насмешка автора над сомнительными вещами в собственном королевстве стала совсем неприкрытой.
Но приятно, что автор не стал делать из страны великанов, места населённого ангелами. Жители её – такие же люди, со своими пороками. Даже довольно мудрый король (и королева) их не лишена некоторой жестокости к своему маленькому рабу, обращаясь к нему подчас лишь как к забавному животному – его беды для них лишь веселье. Но это тоже повод внимательнее приглядятся к самому себе.
ego, 17 января 2013 г.
Путешествие в Бробдингнег, на мой взгляд, лучшее из приключений Гулливера. Свифт блестяще осуществляет инверсию первого произведения и теперь главному герою предстоит оказаться в шкуре лилипута, что он и принимает с христианским смирением. Натурализм, блестящая сатира и глубокий психологизм (чего, например, мне не хватает в последующих частях приключений Гулливера) выгодно отличают эту повесть даже от историй в Лилипутии.
Сколь современны фрагменты, посвященные выборам:
«Затем король пожелал узнать, какая система практикуется при выборах тех депутатов, которых я назвал членами палаты общин: разве не случается, что чужой человек, с туго набитым кошельком, оказывает давление на избирателей, склоняя их голосовать за него вместо их помещика или наиболее достойного дворянина в околотке? Почему эти люди так страстно стремятся попасть в упомянутое собрание, если пребывание в нем, по моим словам, сопряжено с большим беспокойством и издержками, приводящими часто к разорению семьи, и не оплачивается ни жалованьем, ни пенсией? Такая жертва требует от человека столько добродетели и гражданственности, что его величество выразил сомнение, всегда ли она является искренней».
Меня просто восхищает тот эпизод, прочувствованный гениальным Свифтом задолго до фрейдизма и Лакана, когда Гулливер, вероятно, страдающий тяжелым неврозом, преодолевает себя, сидя на гигантской ладони королевы и глядя на свое отражение в зеркале.