Рюноскэ Акутагава «Повесть об отплате за добро»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Амакава Дзиннай, знаменитый вор, пробрался в храм и просит священника помолиться за упокой души одного человека. Так-как священник не соглашается, то Дзиннай рассказывает историю, что произошло и почему же он просит за этого человека.
- /языки:
- русский (18), украинский (1)
- /тип:
- книги (19)
- /перевод:
- В. Бойко (1), Н. Фельдман (17), Е. Хузиятова (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zdraste, 27 февраля 2022 г.
Для «Литературная рулетка 2.0»
Задумалась над философией этого рассказа. В чем мораль? В древности психология являлась частью философии, попыталась понять в чем заключается психология-философия этого рассказа? Не скажу, что мне это удалось, если вообще сказать, что не понимаю ни психологии, ни философии, этого рассказа. Обратилась к первоисточнику, т.е. к биографии Автора, прочитала что за жизнь была у него, и вообще, что за человек он был. Как много нам может сказать личность человека (!!!) написавшего какое либо произведение, и даже не он сам, а то — какую он прожил жизнь, его мироощущение, и какое место по его личному мнению он занимает в этом мире. Автора мучало несовершенство мира. Жизнь свою он закончил самоубийством в 1927, рассказ написан в 1922 году. А ведь у сына купца, весь тот образ жизни, что он вёл, можно охарактеризовать как суицидальное поведение, и сам его поступок, — это своеобразный суицид. Он знал на что шел и чем это закочится, но подводя итог своей жизни в буквальном смысле, он умудрился... даже не знаю, как это назвать, но сам Вор получается остается ему должным?
Автор родился и вырос в Японии, религия в которой представлена в основном буддизмом и синтоизмом. Автор изучал Библию, исповедал католицизм. «Повесть об отплате за добро» Рюноскэ Акутагава представляет собой какой-то сплав концепций буддизма-синтоизма-христианства.
Так как с христианством знакома, специально для отзыва поверхностно прошлась по понятиям о карме. Взято с интернета:
[В одном из древних буддийских текстов сказано: «Если вы хотите понять причины, которые существовали в прошлом, посмотрите на результаты, проявившиеся в настоящем. Если вы хотите понять, какие результаты будут проявляться и в будущем, надо посмотреть на причины, которые существуют в настоящем».
Карма это «вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения [ Сам термин в переводе с санскрита означает действие, деятельность или труд, причем не только в физическом смысле. К действиям также относятся наши слова, мысли и желания.] »
[Кармический человек — это партнер, с которым складываются «кармические отношения». Такие отношения даются человеку, чтобы он отработал свою карму: чему-то научился, исправил ошибки, осознал что-то важное. В кармических отношениях обычно отрабатывают карму оба партнера.]
Если говорить простым языком, то карма – это основной закон мироздания, который гласит, что каждое действие человека влияет на его судьбу. То есть ваша жизнь является следствием решений, которые вы приняли в прошлом.] (взято из источника в интернете).
В рассказе есть всё из вышепроцитированного. В том числе и самопожертвование как отсылка к библейским мотивам.
Goodkat, 13 июня 2016 г.
Стильная, иронично-философская притча с грустинкой.
Три человека оказались связаны судьбой и чувством долга. Первый однажды спас жизнь второго, второй через много лет отплатил добром первому, третий отплатил добром второму за отплату первому. Звучит комично, более того, так оно и есть! Но не только юмором хороша «повесть»: в этом рассказе смешались ирония, трагедия и философия в равной мере.
Автор разбил историю на три исповедальных монолога, выражающихся слегка высокопарным, но четко отмеренным словом. Больше всех цепляет первый из них: вор, не обделенный харизмой, пытается добиться внимания священника. Этот фрагмент как бы говорит, что и в самом плохом человеке всегда есть что-то хорошее. Трогает и тяжба второго отрывка: банкрот столкнулся с моральной проблемой использования нечестного заработка и получил по хребту Бумерангом Справедливости. Третий монолог мне навеял русскую поговорку «простота хуже воровства», когда чрезмерное желание сделать добро выплескивается в абсурдные поступки.
Очень интересное произведение, разве что легковесное.
Pupsjara, 3 февраля 2010 г.
Замечательный рассказ о уважении, чести и помощи в трудной ситуации. Первый рассказ вора очень хорош, трудно было ожидать от вора, что он поможет человеку, который его когда-то спас, ведь прошло уже 20 лет. Рассказ купца, принявший помощь от вора, не удивил, но как же точно были переданы его психологические аспекты, борьба внутри него, должен ли он брать деньги или нет, которая будет продолжаться в нем до самой его смерти. А завершает этот рассказ история непутевого сына купца, который в свое время был выгнан из дома купца и который нашел способ, как отплатить вору за его доброту.
Очень рекомендую, сильный рассказ, который на удивление так мало людей прочитало.