М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2020»
Ужасное... оно повсюду. Выглядывает из темного леса, караулит под дверью, едет с тобой в одном вагоне.
Ужасное... оно всегда. В эпоху царей и во время Первой мировой, в «лихие» девяностые и в наши дни. В прошлом, настоящем, будущем.
Ужасное... оно во всем. Пялит безумные зенки сектанта, проливается с небес кровавым дождем, шепчет из жерла старой стиральной машины, звонит по домофону, доставляется с курьером на дом.
Ужасное уже здесь. В твоих руках! На страницах антологии «Самая страшная книга 2020».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучшая антология (Выбор экспертов) | |
лауреат |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучшая антология (Выбор читателей. 1 место) |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучшая антология | |
номинант |
Мастера Ужасов, 2020 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 22 октября 2019 г.
Хэллоуин уже на носу, и сборник «ССК-2020» пришелся как нельзя кстати. Сразу оговорюсь, что мне очень приятно видеть, как год от года растет качество рассказов сборников. Помню, как радовался, что хотя бы половина произведений пришлась по душе, а тут понравились почти все. Так что давайте перейдем к конкретике.
Единственный рассказ, которому я поставил пять баллов из десяти:
• «Бинго», А. Гаямов. Банальная история про человеческую жестокость. Главный герой едет на мероприятие компании «УльтраЗу». Компания предоставляет возможность любому желающему усыпить больное животное, причем не всегда гуманными способами. Простая концепция, предсказуемый финал, прямолинейная эксплуатация жестокости, словом, ничего особенного.
Рассказ, которому я поставил шесть баллов:
• «Грешники», Д. Лазарев. Поначалу рассказ кажется историей о реалиях очередной секты, но нет. На Земле пробудился новый Бог, который резво захватил власть над людьми и быстренько откатил весь прогресс на приемлемый для себя уровень. Написано неплохо, но предсказуемо и не особо впечатляюще.
Далее пойдут заслуженные семерки, которых большинство:
• «Исцеление», М. Кабир. Скорее детектив, нежели хоррор. Журналистка пишет статью о местных сектантах, вот только все не так просто, как кажется на первый взгляд. Хороший рассказ, живые персонажи, но ужасов почти нет.
• «Сюрприз», М. С. Парфёнов. Хороший маньячный триллер. Главная героиня возвращается в маленький провинциальный городок к родственникам и друзьям. Вот только не со всеми друзьями ей стоит встречаться. Достаточно драйвовый рассказ, который немного портит предсказуемый финал.
• «Взгляд бездны», И. Белов. Исторический хоррор. Разбойники сталкиваются со всякой жутью. Неплохо, но ужасы в историческом антураже я недолюбливаю, хотя этот рассказ понравился своей концовкой. Если бы не она, оценка была бы на балл ниже.
• «Аномалия», Ю. Лихачева. Внезапно постапокалипсис. Или еще апокалипсис, не совсем понятно. Жители маленькой деревеньки живут около леса, в котором обитает нечто опасное. В общем, атмосфера выживания описана неплохо, а вот сам сюжет слабоват.
• «Семь ступеней в ад», И. Черкашина. Неплохая зомби-драма, которой не хватает оригинальности. В больнице закрытого типа содержат несколько детей с матерями. Вот только дети не совсем обычные, да и с мамами не все так просто. Написано неплохо, но как-то не цепляет.
• «Шарик», В. Громов. Неоднозначная история о заигрываниях с темными силами. Главный герой жаждал вылечить сына и пошел за помощью к колдуну. Тот, само собой, назначил страшную цену за исцеление. И если вы думаете, что уже поняли, о чем будет рассказ, то, скорее всего, ошибаетесь.
• «Выкройка», М. Кабир, Д. Костюкевич, Е. Щетинина. Еще один триллер, но уже с неоднозначным уклоном. У главного героя началась темная полоса в жизни: бабушка умерла, с девушкой расстался, работа не радует. Чтобы как-то отвлечься, он с головой уходит в паперкрафт. И, конечно, собирать он будет совсем не цветочки и милых животных. Крепкая история из тех, про которые нельзя сказать точно – это у персонажа крыша поехала или действительно мистика замешана.
• «Доставка», П. Давыденко. Неплохая бытовая мистика. Главный герой в жуткой аварии потерял семью и теперь ищет утешения, заказывая по интернету различные безделушки. Вот только на деле безделушки оказываются не совсем тем, чем кажутся. Рассказ простоватый, но с хорошо сделанными атмосферой и настроением.
• «Домофон», С. Цветков. Неплохой мистический детектив. Следователь ведет дело нескольких особо жестоких самоубийц, и, конечно, ни к чему хорошему это не приводит. Читается интересно, но довольно предсказуемо.
• «Подарки», В. Громов. Новогодняя история с оттенком сюрреалистического кошмара. Главный герой исполняет роль инфернального Деда Мороза, разнося различные жуткие подарки. История необычная, но не совсем понятная.
• «Мать сырой земли», Е. Щетинина. Исторический хоррор о войне с небольшим фантастическим допущением и моралью в конце. Фанатам поджанра понравится обязательно, так как написано очень здорово, и читатель буквально погружается в эту историю.
• «И наступила...», М. Кабир. История одного безумия. Известный декламатор слышит запись своего голоса и сходит с ума на почве звуков. Неплохо, лаконично, но не особо цепляюще.
Теперь на очереди твердые восьмерки:
• «Куйва», С. Романов. Хороший мистический триллер. Беглые зеки двигаются к Мурманску и оставляют за собой кровавый след. Схватить их поручают следственной группе, вот только оперативники даже не представляют, с чем им предстоит столкнуться. Увлекательный сюжет, необычная мистика, словом рассказ удался.
• «Яр», О. Ветловская. Рассказ того типа, когда берется страшное событие из нашей истории и подается как хоррор. В смысле, атмосфера выписана как в ужастике, напряжение чувствуется колоссальное, но по факту перед нами просто реализм. В данном случае за основу сюжета взята трагедия Бабьего Яра. И рассказ написан просто мастерски, он пугает и оставляет после себя какое-то опустошение. Но совсем не такие истории я хотел бы прочитать в этом сборнике.
• «Вызов», Д. Козлов. Вновь мистика, но достаточно необычная. В больницу провинциального городка поступает паренек, под кожей которого словно что-то ползает. Описано все это жутко, не все понятно, но очень интересно.
• «Земля медузы», О. Ветловская. Поначалу кажется, что у истории отчетливый лавкрафтианский привкус, однако на деле использована иная мифология. Главный герой возвращается в Богом забытый городок своего детства и обнаруживает, что хоть эти места Бог и забыл, но что-то сверхъестественное о них помнит. Отличная тягучая атмосфера, отлично прописанный главный герой, отличное необычное место действие. Жаль только, что сюжет предсказуем.
• «Настенька», М. Закавряшин. Хороший мистический детектив. В глухой деревеньке пропала девочка. Следователь, отправившийся туда расследовать это дело, вскоре понял, что подобное здесь уже происходило раньше… Сюжет держит в напряжении, нечисть интересная, да еще и родная, русская, а главный герой достаточно живой. Хорошая история.
• «Идущие в Рай», К. Малеев, И. Белов. Еще один исторический рассказ, в котором нет ничего сверхъестественного, только реализм. Описываемые события при этом оказываются страшнее, чем происки демонов и козни маньяков. Главный герой выживает после татарского набега и волей случая отправляется в погоню. Рассказ совершенно непредсказуемый и держит в напряжении до самого конца.
Ну и наконец, пришел черед лучших рассказов сборника. Признаться, во всех предыдущих ежегодниках серии «ССК», лишь один рассказ я оценил на девять баллов. А в нынешнем таких целых два:
• «Кровавые мальчики», А. Уманский. Самый напряженный триллер в книге. Главного героя мучают кошмары из-за того, что случилось в прошлом. Знал бы он, с какими кошмарами ему предстоит столкнуться наяву, когда о нем вспомнят старые друзья… Отличная история с драйвом, живыми персонажами и мрачной атмосферой. Давненько не читал настолько проработанных рассказов, которые бы цепляли за живое и заставляли пережить катарсис.
• «Большая стирка», И. Кременцов. Жуткий мистический триллер. Муж приобретает необычную стиральную машинку, и на следующий день жена решает устроить большую стирку. Сначала рассказ кажется банальным и написанным как будто под влиянием творчества Стивена Кинга. То есть, вот необычная стиральная машинка, вот маленький ребенок, чеховские ружья развешены, исход очевиден. Более того, он и происходит. Вот только на этом рассказ не заканчивается, а наоборот, только набирает обороты.
«ССК-2020» вновь радует своим разнообразием и качеством. Один из лучших сборников рассказов уходящего года, что заставляет с надеждой смотреть в год грядущий: насколько повысится планка в «ССК-2021»?
Karnosaur123, 17 октября 2019 г.
То, о чём так долго говорили большевики, свершилось — антологии экстремального и лавкрафтианского хоррора неожиданно вышли в свет, причем намного раньше задуманного — под одной обложкой свежего ежегодника ССК-2020. Какой 16+?! Тут все 18! Еще никогда ужас в российском хорроре не был столь обыденным и столь масштабным. Ещё никогда Самая Страшная Книга не была столь дерзкой и столь жестокой, не достигала таких вершин космического ужаса и так безжалостно не препарировала тёмные стороны человеческой натуры.
Когда же вспоминаешь, что искусство есть отражение окружающей реальности (а ужасы, соответственно — коллективных страхов), становится всерьез не по себе — неужели ВОТ ЭТО сейчас действительно витает в воздухе?.. И в свете этого удивительно к месту выглядит Провоторовская монашка, с мольбою устремившая к Небесам глаза, истекающие кровавыми слезами. По мощи и силе воздействия этот сборник на несколько голов опережает предыдущие, и я уже не завидую всем участникам в будущем году — равняться на него будет чертовски сложно.
sergej210477, 13 января 2020 г.
Вот и прочитана мной очередная ССК. (Уже седьмая! Вот время летит!)
Сравнил я эту книгу с остальными в этой серии — к счастью (по моему мнению, разумеется), в целом, глобальных изменений не произошло. И это — к лучшему!
— во-первых, эта книга, как и вся серия, собрана из рассказов разных жанров (хоррора, в основном). Замечательно! Один человек любит исторический хоррор, другой — сплаттер-панк. И эта антология собрана подобным образом. Каждый найдёт рассказ, который ему понравится. На мой взгляд, если бы составители сборника акцентировались в каждой книге на какую-нибудь одну ветвь хоррор-литературы, было бы хуже. А так — удачно получается.
— во-вторых, в книге присутствуют как рассказы писателей, уже запомнившихся читателю, так и произведения «новых» авторов. Опять же, мне кажется, правильная задумка. Есть с чем сравнить рассказы разных лет. И новенькое всегда приятно.
— в третьих, посчитал я средний балл по оценкам (хотя, это и не совсем правильно, и, очень субъективно) — «7». А это, для меня — высокая оценка, тем более — для сборника. Т.е. высокая планка, по-прежнему, сохраняется.
Больше всего понравились рассказы:
«Мать сырой земли» — очень атмосферный рассказ от Е. Щетинной,
«Настенька» — прекрасный детективный хоррор, написанный М. Закавряшиным,
«Выкройка» — Максим Кабир, Дмитрий Костюкевич, Елена Щетинина — необычный, хотя и «на любителя» рассказ.
Совсем слабых и не интересных рассказов, для меня, нет. Есть несколько произведений, которые я оценил не очень высоко, но, это потому, что истории — несколько не в моем вкусе. Наверняка, другие читатели их оценят повыше.
В общем — страшно! И хорошем смысле.
Интересно.
Много рассказов (22!)
Надо читать неторопливо. Один-два рассказа в день. (Хотя, хочется прочитать всю книгу сразу). Две недели удовольствия.
applemice, 26 декабря 2019 г.
Прекрасный сборник хоррор-рассказов.
Крепкий, включающий ужасы на любой вкус: психопаты («Сюрприз» Парфенова М.С.), околорелигиозная чертовщина («Исцеление» М. Кабира и «Грешники» Д. Лазарева), прОклятое место («Вызов» Д. Козлова), уйма исторического хоррора («Взгляд бездны» И. Белова, «Яр» О. Ветловской, «Мать сырой земли» Е. Щетининой, «Идущие в Рай» дуэта К. Малеев — И. Белов), кровавые ужасы на грани сплаттерпанка («Шарик» и «Подарки» В. Громова), маньяки («Кровавые мальчики» А. Уманского) и лесная нечисть («Настенька» М. Закавряшина). Во всех этих рассказах авторы отлично раскрывают выбранные темы, единственное, к чему можно придраться — «все это уже было». Тем не менее, даже искушенного читателя они обязательно порадуют.
Мне же больше всего понравились оригинальные «Земля медузы» Ветловской, «Выкройка» трио Кабир-Костюкевич-Щетинина (ого!), а также порадовали свежими идеями «Шарик» Громова, «Доставка» Давыденко, «Домофон» Цветкова, «Большая стирка» Кременцова — приятно, когда авторы находят хоррор там, где, казалось бы, его и вовсе нет.
Слабых рассказов крайне мало: не понравилось «Бинго» А. Гаямова (эксплуатация темы насилия над животными, при этом дурно раскрытая) и показались слабоватыми «Аномалия» Ю. Лихачевой и «Семь ступеней в ад» И. Черкашиной (неплохие идеи, но исполнение, на мой взгляд, немного подкачало).
В результате мы имеем прекрасный сборник жанровых рассказов, способный порадовать как новичков в жанре ужасов, так и матерых фанатов. Рекомендую!
Wolf94, 30 декабря 2020 г.
Слышишь, читатель?.. Я, «Самая страшная книга», хочу сыграть с тобой в игру.©
?Однако забавный выдался декабрь. Вместо того, чтобы дочитать пару детективов, я пустилась во все тяжкие с серией ССК. Хотя, давно пора разобрать новинки, которые уже успели собрать слой пыли.
?Что можно сказать о сборнике 2020 года? Это было нелегко, учитывая, что рассказы попали после тщательного отбора. Может сыграл мой странный читательский вкус, кто разберет-то) Но когда я думаю о книге, то хочется отметить всего трех ярких авторов: Кабир, Ветловская, Уманский. Все. Остальные авторы вызвали ряд претензий. Тот же Белов, не смотря на прекрасный слог и сложность сюжета, в каждом сборнике выдает исторический хоррор, который даже и не хоррор, а среднее между детективом и мистикой. Повторюсь, автор талантлив, но не двигается дальше.
?Конечно сборник вышел очень неровным. 22 рассказа, из которых 5 провальных, остальные 50/50. Но есть и положительная сторона, очень заинтересовало творчество Оксаны Ветловской. Разносторонний автор и каждый ее рассказ отличается от другого, не буксует на месте.
?Не смотря на неоднозначные и, во многом, спорные оценки на рассказы, не стоит забывать, что у каждого свой вкус. То что не нравится одному, понравится другому. Правда одно точно не поддается критике, — обложка у сборника просто загляденье)