Оксана Ветловская «Земля медузы»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | С использованием мифологии (Китайской/японской )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2020», 2019 г.
— антологию «Лучшее. Страшное. Дрожь», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Frogman, 27 июня 2024 г.
Стиль и темп повествования отражают глубокую атмосферу, которая постепенно разворачивает свою тёмную, необъяснимую с точки зрения разума, сущность.
Очень гладко- взять хотя бы соседа по квартире с распухшей ногой. Лишь в конце, перед побегом, Родион увидит, что же скрывалось под бинтами. Увидь он это раньше и история свернула бы.
Разлом в земле и Разлом в жизни Родиона — это тот же приём, что и у Натана Беллингруда в его рассказе «Расщелина». Тот же опустошенный человек. Бамбук, который растёт на Курилах тоже внутри пустой. Сравнения выбраны точно.
Но здесь добавлены жители посёлка, каждый с уродством и болезнью. Это отражение внутреннего страха пластического хирурга Родиона. Словно он попал именно в свой кошмар.
Без разговора с доктором многое осталось бы непонятным. Голоса говорят Родиона только общие слова.
Стихия, разгулявшаяся над океаном и ползущая к «готовящимся праздновать» отлично отсылает к Лавкрафту.
Изменения в домах тоже очень интересны, загадочны и намекают на неевклидову геометрию Р'льеха из «Зова Ктулху». Но тут ясно говорится, что эти монстры вылезли из глубины земли. Женщина с шеей жирафа, алконафт без лица- всё претерпело изменения и Родиону доктор говорит, что тот почти их.
В неверном свете ему даже мерещится чешуя на руках.
Отдельно стоит сказать, что предыстория, выдаваемая порциями, слишком обыденна( смерть пациентки, месть её жениха- почему-то с крашеными ногтями- и обезображеная жена). Когда Родион уже сомневается, в своём ли он уме, рассказывать о его горестях уже поздновато, ведь если он и вправду свихнулся, то сочная Лавкрафтовщина превратится просто в кошмар душевнобольного.
Гигантской медузе в финале помашем ручкой и похлепаем по отливу- открытый финал именно здесь не обрадовал.
rujoker, 21 мая 2024 г.
Потрясающий рассказ, пожалуй, лучший, у автора. История, в которой есть всё: русская хтонь, ужасы, судьбы людей. Нашлось место даже для японских демонов, но получился не винегрет, а стройная, затягивающая история. И, конечно, замечательный открытый финал. С удовольствием бы глянул экранизацию.
ThomasWinter, 13 октября 2024 г.
Ну, если и может в России происходить окололавкрафтовский ужас, то, конечно же, на Дальнем Востоке. Потрясающий рассказ.
senoid, 16 ноября 2019 г.
Второй рассказ Ветловской в сборнике и второй раз выстрел в яблочко, прямо в читательское сердце. И это серьезная заявка на звание главной звезды ССК-20.
Родион возвращается в места своего детства — на один из Курильских островов. Сейчас здесь царит разруха и уныние, но люди продолжают жить. Или, скорее, бессмысленно существовать. У Родиона тоже не все в порядке со смыслом жизни: он успел сделать успешную карьеру хирурга в Москве, жениться, но всё потерял. И вот теперь он дома, где не просто жизнь проходит мимо, но и творится нечто странное.
Локация выбрана интересная, колоритная, антураж моментально создает нужную атмосферу. Труднодоступный островок у черта на рогах, дорога «по отливу», землетрясения, штормы — здорово же. А уж как это всё описано, зачитаешься. По уровню языка «Земля медузы» однозначно в числе лучших рассказов сборника. Да и сюжет не подкачал. Потому что вместе с «провинциальным тленом» Ветловская показывает читателям кое-что еще. Зловещие изменения заброшенных зданий, непонятные огоньки, телесные деформации аборигенов… Зевать от скуки тут точно не придется.
Больше всего понравилось как раз таки неведомое «перестроение» домов. Все эти исчезнувшие двери, уменьшенные проемы, невозможные лестницы — есть в этом что-то необъяснимо жутковатое. И тут, как кажется, чем таинственнее, тем круче. Поэтому разгадка происходящей на острове чертовщины не то чтобы разочаровала, но и не очень впечатлила. Хотя в русском хорроре подобное зло встречается редко, так что выглядит довольно оригинально.
В любом случае, «Земля медузы» — яркий и запоминающийся рассказ. Тут вам и тёмные тайны, и фольклорная мистика, и даже боди-хоррор имеется. Отличная работа.
Хельг, 5 января 2021 г.
Вот тут всё получилось здорово, несмотря на открытый финал, который мне лично кажется здесь не слишком уместным. Ветловская подошла к созданию рассказа грамотно, со всех сторон. Правильно выбранная локация — Курилы, где можно спрятать не то что НЕХ, а даже самого Ктулху. Правильная дозировка ужаса — от медленного, ползучего, с неявным дискомфортом от увиденного (ну что страшного может быть в сталактитах-сталгмитах?). Правильные рефренсы — где ещё отдавать дань Лавкрафту, как не на островах? Правильный лик зла — Япония рядом, Япония не забыла. Получилась вкусная и очень атмосферная вещь.
sergej210477, 5 января 2020 г.
Один из любимых мной сюжетов — герой возвращается в небольшой городок своего детства.
Довольно необычное место — Курильские острова. Экзотично, и, в то же время, ностальгично — умирающие посёлки на восточной окраине страны, в декорациях СССР.
Кроме этого, интересно и подробно прописан образ самого героя, судьба которого разваливается на куски, подобно и городку, где он родился.
Мрачно, печально. Вместе с тем — жутко. Нет выхода. Безнадежность. И бороться не стоит. Хотя, может быть, и есть шанс — начать все сначала. Но, шанс очень маленький...
Интригующее начало, удачный финал. Может быть, не хватило мне борьбы с монстрами, а, может быть, это и к лучшему.
Towerdevil, 12 ноября 2022 г.
Главный герой Родион, просрав все, что имел, возвращается на Курилы — в места своего детства. Здесь он встречает загадочные смерти, необъяснимые изменения заброшенных зданий и многое другое...
Пожалуй, тут мне придется сказать, что рассказ максимально не попал в мои вкусы. Начиная с многословных, тяжеловесных предложений, заканчивая таким же тяжеловесным социальным подтекстом, от которого так и несет Звягинцевщиной. Впрочем, я и сам нередко ударяюсь в постсоветскую чернуху, так что в немалой степени, думаю, здесь играет роль лично моя усталость от тропа. А вот что касается фантдопа — тут все чуть более объективно.
Собственно, проблема, непосредственно, хоррора в данном рассказе заключается в том, что он а) не совсем нов — смотри «Тень над Иннсмутом» б) не до конца проработан. Мне , например, совершенно непонятно, зачем ёкаи растят шипы в заброшках и, в целом, дурачатся с реальностью. Во-вторых, с каких это пор ёкаи вселяются в людей и «подстраивают» их под себя? Как мне кажется, если использована реальная мифология, то должно же быть и минимальное соответствие условному канону, разве нет? Здесь же автор все подчинил своей воле — набросал крипи-элементов в кучу, а после сшил их грубой нитью адаптированного синтоизма. И самое в этом печальное, что, собственно, хоррор-события рассказа заброшены куда-то в самый его конец, в то время как большую часть истории наш главный герой страдает, вспоминает и шляется по умирающему поселку.
Словом, я знаю, что этот рассказ снискал немало положительных отзывов от других читателей и моих коллег, поэтому просто сочту, что он проскочил мимо моих вкусовых предпочтений. Я, однако, совершенно точно могу сказать, что описательная часть рассказа очень яркая и создает весьма подробную картинку сегодняшнего быта Курил, ну и бонусом — слоновья доза кенопсии.
Lass, 24 октября 2019 г.
Родион, успешный московский пластический хирург, возвращается в город своего детства на Курильских островах. Да не просто возвращается, а попросту бежит из Москвы, где жизнь сыграла с ним злую шутку... Но и в городе детства не все в порядке. Местные ведут себя странно, и что-то зловещее происходит в темнеющих вокруг заброшках...
Еще один рассказ Ветловской, вновь хвалю прекрасный, образный язык. Рассказ интересный, локация свежая, незатертая. Любопытные опять же
Было бы оно еще чуток пострашнее, оценил бы еще выше:) но все равно — крепкие 8 баллов и ачивка одного из лучших рассказов в антологии заработана.
Giessen, 7 декабря 2020 г.
Классический хоррор в обрамлении сурового дальневосточного пейзажа. Шторм, морось, холод, серое море, серое небо, депрессняк, все как полагается для нужного антуража. Немного мистики, немного драмы, короче, получился очень вкусный коктейль.
URRRiy, 6 января 2020 г.
Хороший хоррор — за счёт саспенса, без смакования кроваво-потрошильных элементов, интересный и с литературной стороны. Этакое Лавкрафтовское описание размыва человеческой вселенной вторженцами из-под земли и моря на самом краю Российской федерации на фоне потери смысла и не только жизни как персонажами, так и в «глобальном масштабе».
Один из профильных рассказов сборника, рекомендую.
alex great, 21 апреля 2020 г.
Один из самых атмосферных и сильных рассказов из всего сборника.Держит в напряжении до самого конца.Родион приезжает на Курильские острава со своим другом блоггером,чтобы пофоткать местные пейзажи и заброшенные дома.Внезапно выясняется что дома не такие уж и заброшенные.Отлично передана атмосфера почти опустевшего городка.Момент внутри здания,когда Родион искал потерявшегося друга пробирает не хуже январского ветра в поле.Параллельно рассказанная история гг монолитным блоком влилась в сам рассказ, поразив своей концовкой ничуть не меньше,а где-то даже больше, чем основная линия.
Wolf94, 25 декабря 2020 г.
– Ты не уйдешь, – печально сказал мужчина. – Поверь мне, лучше сдаться. Так легче.
Второй рассказ Оксаны, уже намного лучше попадает в тему, чем первый. Прекрасная, даже завораживающая лаврафтовская атмосфера, что просто радуешься, что автор не стоит на месте и предоставляет разные оттенки своего таланта.
Родион приезжает в родные места, взяв за компанию своего друга-фотографа, который все рвался в эти места. Поселок практически опустел, ведь уже около полутора десятка лет – на бумагах он перешел в разряд нежилых, так что оставшиеся здесь люди, справлялись своими силами. В одной из «заброшек» Родион заметил что-то странное и необъяснимое.
Не знаю, но рассказ понравился. Его так и хочется видеть на экране, в черно-белом формате, с далекой, но тревожной музыкой. Класс!
Пляж под отвесными скалами, единственный путь к поселку, тем временем уже почти полностью захлестывали тяжелые волны, серая пена лизала Родиону ноги, его одежда промокла от брызг.
Начинался прилив. Приближался шторм.