Иван Белов «Взгляд бездны»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Казачья ватага разорившая языческое капище, уходит в тайгу. Погоня отстала, до острога рукой подать, но густеет туман и зловеще шепчут мертвые елки и дорога, выстланная древними костями, не имеет конца...
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2020», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
senoid, 26 октября 2019 г.
Автор верен себе и вновь выкладывает на суд общественности рассказ на стыке исторического хоррора и хоррор-фэнтези. Действительно, когда нащупал что-то свое, когда получается, грех не продолжить работать в этом направлении. Тем более если читатели довольны и требуют добавки. Хотя здесь же может скрываться проблема.
Ватага под предводительством атамана Угрима бежит по сибирским лесам от вогулов. Те потихоньку нагоняют незваных гостей, подходят ближе, будто бы и мелькают уже среди деревьев, перекрикиваются на чужом языке. А уж когда нагонят… У вогулов есть повод злиться: ватага разорила шаманское капище. Шанс героев в одном: нужно двигаться вперед, не останавливаясь, в надежде на то, что рано или поздно покажется спасительная река. Вот только спасение — не про эти места.
Рассказ написан очень колоритно — с множеством деталей и словечек, характерных времени и месту действия. Отлично прорисованы декорации. Лес — настоящий, живой, трехмерный, со скрипами веток, хлюпаньем влажной земли и запахами мха. Путешествие в тумане по руслу высохшей реки наполнено приятной жутью. Всё кругом нагоняет тревогу, сгущает атмосферу до такой степени, что тот самый топор вешать можно. Мрачняк удался на славу.
С сюжетной составляющей дело чуть похуже. Во-первых, рассказ кажется затянутым. Композиция выстроена хорошо, но основная часть, учитывая ее событийность, все-таки многовато хронометража себе отвоевала. Во-вторых, не покидает ощущение, что мы это уже читали. Причем тоже в ССК. В том числе и у самого Белова. Параллели с рассказом «Зовущая тьму» из ССК-19 напрашиваются сами собой: прошлое, отряд не шибко положительных воинов, жуткий лес, неведомые твари… Самоповторами попахивает. Не настолько всё печально, конечно, но осадочек остается. К чести автора стоит признать, что теперь он вывернул историю иначе, совсем не так предсказуемо, как в прошлый раз. А так, что повеяло дедушкой Лавкрафтом. Хорошо повеяло, однако.
В целом же, несмотря на некоторые недостатки, рассказ оставляет сугубо положительное послевкусие. Все-таки Белов могёт. Что и доказывает уже третий год подряд.
Lass, 22 октября 2019 г.
Этот рассказ я оцениваю ниже того, чего он, вероятно, заслуживает. Виной тому — выбранная автором тема. Писать в ССК еще один рассказ про казаков, удирающих по сибирской тайге от врагов и темных сил, после того как в этой же серии уже выходил «Колокол (горе дому сему)» Кузнецова (ССК2018) — это, ну, как-то странно. Даже подистершиеся впечатления от «Зовущей тьму» того же Белова в ССК2019 наложились на восприятие «Взгляда бездны», и порой мне казалось, что я перечитываю тот же рассказ. В общем, не знаю. Без оглядки на всю предыдущую серию это, наверное, хорошая история. Но я-то всю серию прочел и без оглядки уже не могу. И через полгода после прочтения у меня в голове уже смешаются в кучу и «Колокол», и «Зовущая тьму», и «Взгляд бездны», и я уже не вспомню о них ничего кроме «это что-то там про Сибирь и казаков». Хотя та же «Зовущая тьму» вообще про другое время. Но ассоциации — они такие...
Хельг, 5 января 2021 г.
Начинается, как классическое историческое фэнтези. Не сказать, что сильно оригинальное. Ушкуйники вынесли вогульское капище, и, сгибаясь под тяжестью злата, замедляемые пленёнными жрицами, пытаются вернуться домой. По возможности живыми. При всей характерности персонажей, атмосферности, читается как «было тысячу раз». Однако концовкой Белов вытягивает рассказ, превращая его в страшную сказку Лавкрафт рашн стайл. Концовка делает рассказ, и без того неплохой, ещё лучше, даря дополнительный балл.
Wolf94, 19 декабря 2020 г.
Твой мир станет лучше, исчезнут зависть и злость. Все будут служить.
Белов, как всегда, верен своему стилю. Беда в том, что автор не движется дальше. Сколько его рассказов попала в сборники ССК? 2018 — исторический хоррор, 2019 — исторический хоррор, 2020 — барабанная дробь, — исторический хоррор!!! Не удивлюсь, что и другие работы Ивана на исторический манер.
Поймите, я не ругаю, ведь пишет классно, но — приедается. Мистика совсем меркнет, пока доберешься до самого главного уже забудешь, что было в начале. Ну есть казаки, есть девочка с больным отцом, а все остальное... Короче, если судить просто авторский слог, то все хорошо, если говорить о уместности в сборнике — мимо.
sergej210477, 8 января 2020 г.
Исторический хоррор.
На мой взгляд, неплохая стилизация под XVIII век. Сибирь, таежные дебри, болота, затерянная долина.
А потом, начинаются стопроцентные «лавкрафтианские» ужасы — древние храмы, загадочные цивилизации, монстры со щупальцами.
Интересное соединение двух жанров хоррора.
Да, это, по-сути, рассказ-близнец истории «Зовущей тьму», написанный опять же И. Беловым.
Да, предсказуемо, но, мне такие вещи нравятся.
Mo3k, 2 декабря 2019 г.
Хороший рассказ в исторических реалиях. Да, экспозиция, завязка и другие красивые слова для обозначения какой-никакой движухи — затянуты. Отряд слишком долго идет, характеры раскрываются медленно и, по моему мнению, не до конца. Хотя, например, жуликоватому священнику хватает пары строчек и встает образ. Есть место жести, мистики и очень неожиданному финалу. Нет, там нет чего-то особенного и сюжетного твиста, но, когда читаешь рассказ о Сибири века так 17-18, то такое развитие слегка нетипичное. Но мне понравилось.
К слову, концовка заставляет перечитать первые страницы рассказа, чтобы соотнести факты. Стилизация хорошая, описания камней и деревьев прекрасные, ужаса, конечно, ужасные.
Желаю автору завязать с пафосными названиями и продолжать творить, частично сокращая произведения.