fantlab ru

Нил Гейман «Просто опять конец света»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.65
Оценок:
579
Моя оценка:
-

подробнее

Просто опять конец света

Only the End of the World Again

Другие названия: Всего лишь очередной конец света; Просто ещё один конец света

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 104
Аннотация:

Он проснулся голым в собственной постели со сведённым желудком. А всё потому, что он не может избавиться от своего проклятья...

Входит в:

— антологию «Морок над Инсмутом», 1994 г.

— сборник «Дым и зеркала», 1998 г.

— антологию «Лорд фантастики», 1998 г.

— антологию «Werewolves and Shapeshifters: Encounters with the Beasts Within», 2010 г.

— антологию «Fantasy For Good: A Charitable Anthology», 2014 г.

— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.


Похожие произведения:

 

 


Мир Роджера Желязны. Лорд фантастики
2003 г.
Дым и зеркала
2005 г.
Дым и зеркала
2008 г.
Дым и зеркала
2012 г.
Дым и зеркала
2014 г.
Морок над Инсмутом
2016 г.
Монстры Лавкрафта
2016 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Лучшие рассказы
2021 г.

Аудиокниги:

Дым и зеркала
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Shadows Over Innsmouth
1994 г.
(английский)
Shadows Over Innsmouth
1997 г.
(английский)
Lord of the Fantastic
1999 г.
(английский)
Shadows Over Innsmouth
2001 г.
(английский)
Smoke and Mirrors
2005 г.
(английский)
Werewolves and Shapeshifters: Encounters with the Beasts Within
2010 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2014 г.
(английский)
Lovecraft’s Monsters
2014 г.
(английский)
Fantasy For Good: A Charitable Anthology
2014 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2015 г.
(английский)
Lovecrafts Monsters
2020 г.
(немецкий)
The Neil Gaiman Reader: Selected Fiction
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, к которому не подойти неподготовленным совсем с нуля. То есть подойти-то можно, но смысла будет маловато. Желательно все-таки знать, что за Инсмут, что за Дагон, всякие там люди-жабы-рыбы и иже с ними. От понимания этого история выглядит чуть более внятной, хотя стройности ей не хватает от слова «прилично». Гейман в угоду скромному «хронометражу» убирает всё начало, середину и подводит нас прямо к концу, где сходу предлагает несколько странных и не очень вменяемых персонажей, крутящихся вокруг одного отдельно взятого оборотня, тоже находящегося в серьезном неадеквате ввиду сложностей трансформации туда и обратно.

Здесь загадочность создается путем недомолвок и недосказанностей. Но это далеко не слишком удачный подобный эксперимент автора. Хорошо, когда кто-то в мистическом буквенном тумане ведет себя странно, но плохо, когда странности часто выглядят — не побоимся этого слова — глупостями. Есть дыры в сюжете, есть серьезные натянутости, есть неубедительные ходы — словом, в попытке зачерпнуть лавкрафтовской глобальности и атмосферы обреченности перед необоримым, товарищ Гейман забрел куда-то не туда.

«Просто еще один конец света» — это такая заготовка, которую почему-то не захотелось доводить до ума, поэтому ее впаривают читателю в «недоваренно-недожаренном» виде, как что-то полноценное и готовое.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключения оборотня в Инсмуте.

*

Главный герой рассказа – Лоуренс Тальбот, частный детектив-оборотень, а действие разворачивается в славном городке под названием Инсмут. Интересное сочетание, скажу я вам: оборотень и глубоководные. Мне удалось найти у Г. Ф. Лавкрафта всего один рассказ про оборотня, а жаль – тема кажется весьма интересной и перспективной. Рада, что кто-то за неё взялся.

Но сам рассказ – как будто и не рассказ, а последняя глава романа. Как будто вы пропустили знакомство с персонажами и все самые интересные события, успели только под занавес, когда пришло время финальной схватки, но понять не можете: кто, кого и за что дубасит... и чешет за ушком, хе-хе. Очень уж поверхностно. На это можно было бы закрыть глаза, если речь шла о серии рассказов, но данный рассказ написан специально для разноавторского сборника про Инсмут, то есть, нет ни предыстории, ни продолжения. Имеется ещё стихотворение в прозе про Тальбота, разве что, но оно уже прикручено к «Беовульфу» (хотя и передаёт привет «Мифам Ктулху»).

Есть и некоторые сомнительные моменты, притянутые за уши, просто потому что так надо. Например, не верится, что Тальбот узнал голос в телефонной трубке, когда ему позвонили повторно, но долго не узнавал голос «живьём», хотя человека видел не один раз и беседовал с ним достаточно долго.

Ну и... Масштаб, масштаб где? Какие жертвоприношения, какой конец света, если показали полтора живых существа во всём городе? Как-то скромно и уныло получилось, хотя начало показалось многообещающим.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Просто опять конец света» (или «Only the End of the World Again», если в оригинале) — не побоюсь этого слова, долгожданный многими фанатами рассказ Нила Геймана, написанный в рамках «свободных продолжений» произведений Говарда Филлипса Лавкрафта.

Т.е. тут у нас практически дуэт. Это почти, как смешать молочный йогурт и свежие фрукты, мягкий хлеб с классической колбасой, или, скажем, натуральный кетчуп с хрустящей жареной картошечкой. Вы тоже чувствуете этот божественный аромат? На первый взгляд, просто беспроигрышный вариант. Но не спешите! Согласитесь, бывает и так, что некоторые продукты вкусны по отдельности, но от их комбинирования стоит всё таки отказаться. Настоящее деревенское молочко и жирненькая селедочка напару могут показать нашему желудку такую Кузькину мать, что запомнится надолго, а внутренний экспериментатор, что живет в каждом из нас отложит свои опыты на долгие и долгие годы.

Думаю, вполне ясно к чему я веду, но все же!

Если отбросить всю ересь, что привнес Гейман в грамотную вселенную Мифов Ктулху, то в сухом остатке перед нами предстанет достаточно пустой и скверно написанный детектив, где главную роль принимает на себя оборотень-убийца. Он-то и будет расследовать серию зверств произошедших в Инсмуте. А теперь вдумайтесь, т.е. у нас тут убийца будет расследовать пару убийств в городе, где убийства уже стали почти обыденностью! Браво!

И если это такой авторский юмор, то это уже не смешно, а скорее просто тупо и безыдейно. К слову, так можно охарактеризовать все произведение.

Оценки от коллег-рецензентов соответствующие. По итогу, все блекло, не интересно, местами криво, не атмосферно, скучно и в целом пусто.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут мы сталкиваемся с типичным писательским «А что если?», что тут мне показалось немного неуместным, но весьма интересным. Гейман очень грубо смешал два стиля: тот, который должен подражать Лавкрафту и свой собственный, что сделало повествование сумбурным и непонятным. Сюжет в памяти не отпечатался, по сему планирую перечитать рассказ уже после более близкого знакомства с Лавкрафтом. Возможно мнение изменится.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, далеко не самое худший образец подражания Лавкрафту. С другой — учитывая море бездарности эксплуатации его наследия — это ничерта не комплимент, это означает только то, что «Просто опять конец света» можно дочитать не зевая. Тем не менее, Гейман пытается здесь скрестить хтонический лафкрафтианский ужас и свою сонно-таинственную мистику. Потенциал был большой, но по непонятным для меня причинам Гейман отвлёкся на левые аллюзии и отсылки и совершенно не уделил внимания тому, чему следовало.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попытка подражания Лавкрафту. Понравится далеко не всем — все-так время лавкрафтовского horror-а, похоже, ушло, а кроме этого в рассказе ничего и нет: ни мысли, ни чувства.

Впрочем, возможно, что-то в нем найдут истинные поклонники Лавкрафта, тем более, что практически весь антураж рассказа позаимствован из произведений мэтра. Возможно, что-то приглянется любителям атмосферных рассказов: чего-чего, а тягостную, недобрую атмосферу ожидания автору удалось передать превосходно. Для остальных же читателей эта вещица будет выглядеть как малоприятная и не очень интересная страшилка, которая сегодня уже никого не пугает :).

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ совсем не понравился. Персонажи и их поступки мне не понятны, как-то всё не связано, скомканно. Бонусом в тексте лишь часть стиха «Кракен» в переводе Бальмонта, единственное что было интересно...

Оценка: 2
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно размытый рассказ, задающий декорации и некую сюжетную канву, но очень многое оставляющий на откуп читателю. Лично мне было очень приятно пофантазировать, размышляя над происходящим. Введение персонажа-оборотня в мир мифов Лавкрафта не просто прихоть Геймана, а большая отсылка.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать такое после Лавкрафта как гром посреди ясного неба. Оборотень в Иннсмуте — это как-то слишком. И даже Лавкрафт устраивал регулярные и массовые оргии для пробуждения древних, а не жалкое единичное убийство на троих.

Повествование отличается типичным современным слогом с живыми диалогами, короткими ясными мыслями и объяснениями не через лирические отступления, а непосредственно в повествовательной канве.

Ничего особенного, шутливо-бессмысленно.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова фирменная геймановская смесь из, казалось бы, несочетаемых вещей. Он вновь вписал в мир Лавкрафта свой сюжет, Но вышло как-то скомканно. Рассказ сумбурен, повествование словно спешит, как горячечный бред, но вместе с тем подпадает под каноны жанра. Нагромождение персонажей, тайн, мистики. Геймановский оборотень в лавкрафтовском Инсмуте, мистические существа из мира Лавкрафта, сцена на утесе, намеки, видения, страх — всё смешалось в причудливый микс. Атмосфера нагнетается постепенно — от серого к черному.

Какой-то серой безысходностью веет от описания прибрежного городка, запущенного и полузаброшенного. Городок наполнен мерзостью, мрачными тайнами, темными мыслями и низменными желаниями.

Сюжет развивается быстро, за ним сложно уследить. Имеется множество персонажей, и довольно сложно уяснить, кто есть кто и кто кем кому приходится, а также зачем они все здесь собрались — для какого-то таинственного кровавого обряда по возрождению упокоенных древних. Идея оборотня в Инсмуте показалась свежей и интересной, но воплощение этой идеи оставляет желать лучшего.

Рассказ оставил противоречивые впечатления. Он, однозначно, интересен, как и все литературные эксперименты Геймана, но в то же время вызывает недоумение — зачем все эти персонажи собрались на том утесе и что из этого вышло? Вышло явно не то, чего они хотели. Сумбур и недосказанность здесь представляются скорее недостатком, нежели интригующим финалом.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может быть, мне не повезло с переводом, но рассказ оставил впечатление какого-то сумбурнейшего треша. То ли фанфик, то ли пародия, то ли непонятно что. Ироничное начало, пафосная кульминация и концовка. Оборотень (из другого произведения Геймана) в Лавкрафтовском Инсмуте. Какие-то мистические сущности в ассортименте; нагромождение тайн и непонятные «разборки» между мифическими персонажами. Что это? Зачем? Такое ощущение, что это не рассказ, а главы из романа. Лавкрафтовской атмосферы здесь нет: слишком много иронии, экшна, слишком быстро развивается сюжет; рассказ скорее напоминает типичный «супергеройский» комикс. Но на самостоятельное произведение он не похож.

Итог: если в «Особом Шогготском» Гейман по-доброму посмеялся над Лавкрафтом, то здесь он, похоже, хотел привнести в лавкрафтианский хоррор мотивы современных комиксов. Но получилось не очень; возможно, стоило бы сделать рассказ длиннее? Также сильно режет глаз дисбаланс между психологично-ироничной первой и «боевой» второй частью произведения. На мой взгляд – какой-то неудачный фанфик.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот нравятся мне «инсмутские» рассказы Геймана. И да, они сумбурны, отрывочны, частичны, как сценка, подсмотренная в щель неплотно прикрытой двери, но этим для меня они и прекрасны. От этого возникает какое-то удивительное чувство реалистичности происходящего, вера в то, что где-то там и вправду есть этот примаханый Инсмут с этими своими примахаными жителями, и нам его на секундочку показали, будто радио поймало канал, ди-джей что-то загадочное проговорил сквозь помехи — и вновь оборвался прием на полуслове. И будничный тон, которым от первого лица ведет рассказ похмельный после превращения оборотень, только добавляет залихвацкого, ироничного и леденящего реализма.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что будет если столкнуть зло лавкрафтианское с классическим образцом ужасов, да еще вписать в антураж мерзостного городка Инсмут?

Если сделать это талантливо, то получится этот рассказ.

У Геймана получилась замечательная история, в которой смешаны мотивы классического «Человека-волка», произведений Лавкрафта и видений конца света.

Интересная смесь

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гейману просто потрясающе удается вписать свои произведения в миры Лавкрафта. Действительно, все получилось крайне органично и рассказ лишь чуть-чуть не дотягивает до уровня шедевра. К счастью, очень немногие авторы способны сделать что-либо подобное.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеальный рассказ в стиле нуар. Как оказалось, мир Лавкрафта замечательно подходит для создания подобных произведений.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх