Нил Гейман «Просто опять конец света»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вторичный литературный мир
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Он проснулся голым в собственной постели со сведённым желудком. А всё потому, что он не может избавиться от своего проклятья...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Морок над Инсмутом», 1994 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos», 2014 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Монстры Лавкрафта», 2014 г.
— антологию «Морок над Инсмутом», 1994 г.
— сборник «Дым и зеркала», 1998 г.
— антологию «Лорд фантастики», 1998 г.
— антологию «Werewolves and Shapeshifters: Encounters with the Beasts Within», 2010 г.
— антологию «Fantasy For Good: A Charitable Anthology», 2014 г.
— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.
- /языки:
- русский (12), английский (11), немецкий (1)
- /тип:
- книги (23), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Голубева (1), Н.В. Иванов (6), Н. Коваленко (1), А. Комаринец (2), К. Рапп (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 10 ноября 2024 г.
Рассказ, к которому не подойти неподготовленным совсем с нуля. То есть подойти-то можно, но смысла будет маловато. Желательно все-таки знать, что за Инсмут, что за Дагон, всякие там люди-жабы-рыбы и иже с ними. От понимания этого история выглядит чуть более внятной, хотя стройности ей не хватает от слова «прилично». Гейман в угоду скромному «хронометражу» убирает всё начало, середину и подводит нас прямо к концу, где сходу предлагает несколько странных и не очень вменяемых персонажей, крутящихся вокруг одного отдельно взятого оборотня, тоже находящегося в серьезном неадеквате ввиду сложностей трансформации туда и обратно.
Здесь загадочность создается путем недомолвок и недосказанностей. Но это далеко не слишком удачный подобный эксперимент автора. Хорошо, когда кто-то в мистическом буквенном тумане ведет себя странно, но плохо, когда странности часто выглядят — не побоимся этого слова — глупостями. Есть дыры в сюжете, есть серьезные натянутости, есть неубедительные ходы — словом, в попытке зачерпнуть лавкрафтовской глобальности и атмосферы обреченности перед необоримым, товарищ Гейман забрел куда-то не туда.
«Просто еще один конец света» — это такая заготовка, которую почему-то не захотелось доводить до ума, поэтому ее впаривают читателю в «недоваренно-недожаренном» виде, как что-то полноценное и готовое.
Ravina, 22 сентября 2022 г.
Приключения оборотня в Инсмуте.
*
Главный герой рассказа – Лоуренс Тальбот, частный детектив-оборотень, а действие разворачивается в славном городке под названием Инсмут. Интересное сочетание, скажу я вам: оборотень и глубоководные. Мне удалось найти у Г. Ф. Лавкрафта всего один рассказ про оборотня, а жаль – тема кажется весьма интересной и перспективной. Рада, что кто-то за неё взялся.
Но сам рассказ – как будто и не рассказ, а последняя глава романа. Как будто вы пропустили знакомство с персонажами и все самые интересные события, успели только под занавес, когда пришло время финальной схватки, но понять не можете: кто, кого и за что дубасит... и чешет за ушком, хе-хе. Очень уж поверхностно. На это можно было бы закрыть глаза, если речь шла о серии рассказов, но данный рассказ написан специально для разноавторского сборника про Инсмут, то есть, нет ни предыстории, ни продолжения. Имеется ещё стихотворение в прозе про Тальбота, разве что, но оно уже прикручено к «Беовульфу» (хотя и передаёт привет «Мифам Ктулху»).
Есть и некоторые сомнительные моменты, притянутые за уши, просто потому что так надо. Например, не верится, что Тальбот узнал голос в телефонной трубке, когда ему позвонили повторно, но долго не узнавал голос «живьём», хотя человека видел не один раз и беседовал с ним достаточно долго.
Ну и... Масштаб, масштаб где? Какие жертвоприношения, какой конец света, если показали полтора живых существа во всём городе? Как-то скромно и уныло получилось, хотя начало показалось многообещающим.
Artem_Nochkin, 4 июля 2019 г.
«Просто опять конец света» (или «Only the End of the World Again», если в оригинале) — не побоюсь этого слова, долгожданный многими фанатами рассказ Нила Геймана, написанный в рамках «свободных продолжений» произведений Говарда Филлипса Лавкрафта.
Т.е. тут у нас практически дуэт. Это почти, как смешать молочный йогурт и свежие фрукты, мягкий хлеб с классической колбасой, или, скажем, натуральный кетчуп с хрустящей жареной картошечкой. Вы тоже чувствуете этот божественный аромат? На первый взгляд, просто беспроигрышный вариант. Но не спешите! Согласитесь, бывает и так, что некоторые продукты вкусны по отдельности, но от их комбинирования стоит всё таки отказаться. Настоящее деревенское молочко и жирненькая селедочка напару могут показать нашему желудку такую Кузькину мать, что запомнится надолго, а внутренний экспериментатор, что живет в каждом из нас отложит свои опыты на долгие и долгие годы.
Думаю, вполне ясно к чему я веду, но все же!
Если отбросить всю ересь, что привнес Гейман в грамотную вселенную Мифов Ктулху, то в сухом остатке перед нами предстанет достаточно пустой и скверно написанный детектив, где главную роль принимает на себя оборотень-убийца. Он-то и будет расследовать серию зверств произошедших в Инсмуте. А теперь вдумайтесь, т.е. у нас тут убийца будет расследовать пару убийств в городе, где убийства уже стали почти обыденностью! Браво!
И если это такой авторский юмор, то это уже не смешно, а скорее просто тупо и безыдейно. К слову, так можно охарактеризовать все произведение.
Оценки от коллег-рецензентов соответствующие. По итогу, все блекло, не интересно, местами криво, не атмосферно, скучно и в целом пусто.
Shanzotat, 3 апреля 2020 г.
Тут мы сталкиваемся с типичным писательским «А что если?», что тут мне показалось немного неуместным, но весьма интересным. Гейман очень грубо смешал два стиля: тот, который должен подражать Лавкрафту и свой собственный, что сделало повествование сумбурным и непонятным. Сюжет в памяти не отпечатался, по сему планирую перечитать рассказ уже после более близкого знакомства с Лавкрафтом. Возможно мнение изменится.
Тимолеонт, 19 декабря 2017 г.
С одной стороны, далеко не самое худший образец подражания Лавкрафту. С другой — учитывая море бездарности эксплуатации его наследия — это ничерта не комплимент, это означает только то, что «Просто опять конец света» можно дочитать не зевая. Тем не менее, Гейман пытается здесь скрестить хтонический лафкрафтианский ужас и свою сонно-таинственную мистику. Потенциал был большой, но по непонятным для меня причинам Гейман отвлёкся на левые аллюзии и отсылки и совершенно не уделил внимания тому, чему следовало.
amak2508, 14 ноября 2017 г.
Попытка подражания Лавкрафту. Понравится далеко не всем — все-так время лавкрафтовского horror-а, похоже, ушло, а кроме этого в рассказе ничего и нет: ни мысли, ни чувства.
Впрочем, возможно, что-то в нем найдут истинные поклонники Лавкрафта, тем более, что практически весь антураж рассказа позаимствован из произведений мэтра. Возможно, что-то приглянется любителям атмосферных рассказов: чего-чего, а тягостную, недобрую атмосферу ожидания автору удалось передать превосходно. Для остальных же читателей эта вещица будет выглядеть как малоприятная и не очень интересная страшилка, которая сегодня уже никого не пугает :).
florida10, 13 мая 2016 г.
Рассказ совсем не понравился. Персонажи и их поступки мне не понятны, как-то всё не связано, скомканно. Бонусом в тексте лишь часть стиха «Кракен» в переводе Бальмонта, единственное что было интересно...
chibi_guts, 20 августа 2018 г.
Довольно размытый рассказ, задающий декорации и некую сюжетную канву, но очень многое оставляющий на откуп читателю. Лично мне было очень приятно пофантазировать, размышляя над происходящим. Введение персонажа-оборотня в мир мифов Лавкрафта не просто прихоть Геймана, а большая отсылка.
Myrkar, 29 октября 2014 г.
Читать такое после Лавкрафта как гром посреди ясного неба. Оборотень в Иннсмуте — это как-то слишком. И даже Лавкрафт устраивал регулярные и массовые оргии для пробуждения древних, а не жалкое единичное убийство на троих.
Повествование отличается типичным современным слогом с живыми диалогами, короткими ясными мыслями и объяснениями не через лирические отступления, а непосредственно в повествовательной канве.
Ничего особенного, шутливо-бессмысленно.
Календула, 12 мая 2013 г.
И снова фирменная геймановская смесь из, казалось бы, несочетаемых вещей. Он вновь вписал в мир Лавкрафта свой сюжет, Но вышло как-то скомканно. Рассказ сумбурен, повествование словно спешит, как горячечный бред, но вместе с тем подпадает под каноны жанра. Нагромождение персонажей, тайн, мистики. Геймановский оборотень в лавкрафтовском Инсмуте, мистические существа из мира Лавкрафта, сцена на утесе, намеки, видения, страх — всё смешалось в причудливый микс. Атмосфера нагнетается постепенно — от серого к черному.
Какой-то серой безысходностью веет от описания прибрежного городка, запущенного и полузаброшенного. Городок наполнен мерзостью, мрачными тайнами, темными мыслями и низменными желаниями.
Сюжет развивается быстро, за ним сложно уследить. Имеется множество персонажей, и довольно сложно уяснить, кто есть кто и кто кем кому приходится, а также зачем они все здесь собрались — для какого-то таинственного кровавого обряда по возрождению упокоенных древних. Идея оборотня в Инсмуте показалась свежей и интересной, но воплощение этой идеи оставляет желать лучшего.
Рассказ оставил противоречивые впечатления. Он, однозначно, интересен, как и все литературные эксперименты Геймана, но в то же время вызывает недоумение — зачем все эти персонажи собрались на том утесе и что из этого вышло? Вышло явно не то, чего они хотели. Сумбур и недосказанность здесь представляются скорее недостатком, нежели интригующим финалом.
ivan2543, 15 декабря 2012 г.
Может быть, мне не повезло с переводом, но рассказ оставил впечатление какого-то сумбурнейшего треша. То ли фанфик, то ли пародия, то ли непонятно что. Ироничное начало, пафосная кульминация и концовка. Оборотень (из другого произведения Геймана) в Лавкрафтовском Инсмуте. Какие-то мистические сущности в ассортименте; нагромождение тайн и непонятные «разборки» между мифическими персонажами. Что это? Зачем? Такое ощущение, что это не рассказ, а главы из романа. Лавкрафтовской атмосферы здесь нет: слишком много иронии, экшна, слишком быстро развивается сюжет; рассказ скорее напоминает типичный «супергеройский» комикс. Но на самостоятельное произведение он не похож.
Итог: если в «Особом Шогготском» Гейман по-доброму посмеялся над Лавкрафтом, то здесь он, похоже, хотел привнести в лавкрафтианский хоррор мотивы современных комиксов. Но получилось не очень; возможно, стоило бы сделать рассказ длиннее? Также сильно режет глаз дисбаланс между психологично-ироничной первой и «боевой» второй частью произведения. На мой взгляд – какой-то неудачный фанфик.
Narizhna, 12 февраля 2013 г.
Вот нравятся мне «инсмутские» рассказы Геймана. И да, они сумбурны, отрывочны, частичны, как сценка, подсмотренная в щель неплотно прикрытой двери, но этим для меня они и прекрасны. От этого возникает какое-то удивительное чувство реалистичности происходящего, вера в то, что где-то там и вправду есть этот примаханый Инсмут с этими своими примахаными жителями, и нам его на секундочку показали, будто радио поймало канал, ди-джей что-то загадочное проговорил сквозь помехи — и вновь оборвался прием на полуслове. И будничный тон, которым от первого лица ведет рассказ похмельный после превращения оборотень, только добавляет залихвацкого, ироничного и леденящего реализма.
alex1970, 14 октября 2011 г.
Что будет если столкнуть зло лавкрафтианское с классическим образцом ужасов, да еще вписать в антураж мерзостного городка Инсмут?
Если сделать это талантливо, то получится этот рассказ.
У Геймана получилась замечательная история, в которой смешаны мотивы классического «Человека-волка», произведений Лавкрафта и видений конца света.
Интересная смесь
Сказочник, 20 апреля 2010 г.
Гейману просто потрясающе удается вписать свои произведения в миры Лавкрафта. Действительно, все получилось крайне органично и рассказ лишь чуть-чуть не дотягивает до уровня шедевра. К счастью, очень немногие авторы способны сделать что-либо подобное.
Пиркс, 6 февраля 2010 г.
Идеальный рассказ в стиле нуар. Как оказалось, мир Лавкрафта замечательно подходит для создания подобных произведений.