fantlab ru

Стивен Джонс «Морок над Инсмутом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
77
Моя оценка:
-

подробнее

Морок над Инсмутом

Shadows Over Innsmouth

Антология, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Аннотация:

Вселенная, придуманная Говардом Лавкрафтом, не только обрела во всем мире множество поклонников, но и стала основой для целого направления в литературе жанра «хоррор». Друг и ученик Лавкрафта, Август Дерлет, даже основал издательство, которое выпускало рассказы, действие которых разворачивается в мире Ктулху.

Нил Гейман, Брайан Ламли, Рэмси Кэмпбелл, Майкл Маршалл Смит и многие другие создали рассказы, действие которых разворачивается в маленьком городке Инсмут, что давно уже пользуется недоброй славой...


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.29 (7)
-
  • Морок над Инсмутом / The Shadow Over Innsmouth  [= Тень над Инсмутом; Тень над Иннсмаутом; Тень над Иннсмутом; Мгла над Инсмутом; Тени над Иннсмутом] (1936) // Автор: Г. Ф. Лавкрафт  
8.61 (2193)
-
61 отз.
6.72 (58)
-
4 отз.
6.97 (59)
-
2 отз.
5.59 (56)
-
2 отз.
6.43 (60)
-
2 отз.
4.15 (54)
-
3 отз.
6.78 (66)
-
4 отз.
6.71 (7)
-
7.22 (52)
-
2 отз.
5.08 (72)
-
2 отз.
7.04 (47)
-
1 отз.
6.21 (49)
-
2 отз.
4.92 (42)
-
2 отз.
5.26 (46)
-
2 отз.
6.84 (46)
-
3 отз.
7.39 (91)
-
3 отз.
6.65 (579)
-
26 отз.

Входит в:

— серию антологий «Shadows Over Innsmouth», 1994 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1995 // Антология

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Морок над Инсмутом
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Shadows Over Innsmouth
1994 г.
(английский)
Shadows Over Innsmouth
1997 г.
(английский)
Shadows Over Innsmouth
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так себе сборник. Заглавная вещь хороша, потому что автор писал ее как оригинал, ни на кого не опираясь. А дальше начались танцы разной степени бредовости. Авторы либо сваливаются в боевик (тайные правительственные организации, пистолеты, динамит), либо начинают писать, пытаясь напугать читателя, какую-то чушь, при чтении которой не понимаешь, что автор хотел сказать и зачем вообще это все. И опять же, классический прием включения своего опуса в Мифы — «Сидит дядя Федор в Простоквашино и читает «Некрономикон» — тут есть такие рассказы. Много-много слов ни о чем, и пара упоминаний Инсмута или Великих Древних. В общем, как по мне — это пример паразитирования на популярном авторе и популярной теме

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Морок над Инсмутом» — это, кроме всего прочего, сборник рассказов, составителем которого выступил небезызвестный в узких кругах Стивен Джонс. Впервые рассматриваемый сборник увидел свет в далеком 1994 году, но до отечественных прилавков добрался только к прошлому марту, а до вашего покорного так и вовсе ближе к середине нынешней весны.

Издательская аннотация гласила:

«Вселенная, придуманная Говардом Лавкрафтом, не только обрела во всем мире множество поклонников, но и стала основой для целого направления в литературе жанра «хоррор». Друг и ученик Лавкрафта, Август Дерлет, даже основал издательство, которое выпускало рассказы, действие которых разворачивается в мире Ктулху.

Нил Гейман, Брайан Ламли, Рэмси Кэмпбелл, Майкл Маршалл Смит и многие другие создали рассказы, действие которых разворачивается в маленьком городке Инсмут, что давно уже пользуется недоброй славой...»

* * *

Да, все верно! Перед нами достаточно крупный сборник отборных произведений, целиком и полностью посвященный одноименной повести, вышедшей из под пера Говарда Филлипса Лавкрафта. И, к слову, именно она открывает данный сборник. Говорить же еще раз о ее многочисленных плюсах, о ее культовости и о ее огромном вкладе в жанр мирового хоррора, думаю, будет излишним. Оригинальный «Морок над Инсмутом» — это «Must Read» в самом правильном понимании этого термина и один из лучших представителей жанра. Средняя оценка в «8.65» баллов на основе 1638 голосов тому прямое подтверждение.

* * *

Следом за работой Лавкрафта идет достаточно крепкий рассказ Бэзила Коппера «За рифом». Он предложит читателям опосредованное продолжение «Морока» и дальнейшее развитие его основных идей. В наличии филигранное владение языком и просто поразительное подражание лавкрафтовскому стилю письма, едва ли отличимое от оригинала. Так что, если вы, как и я после прочтения оригинальной повести, задавались вопросом: а что же могло произойти дальше? То рассказ Бэзила Коппера определенно для вас.

Оценка: «один из лучших рассказов сборника»

* * *

Далее идет «Крупная рыба» Кима Ньюмана — оригинальная смесь привычного лавкрафтианского хоррора и классического нуарного детектива. Т.е. «крутой сыщик» на роли главного героя и вечные мафиозные разборки здесь полноправно соседствуют с чередой ритуальных убийств и мистическим расследованием вокруг странного древнего культа.

Оценка: «немного неестественно, но в тоже время смело и достаточно органично»

* * *

Гай Смит для сборника «Морок над Инсмутом» также представил свой рассказ, но в отличии от двух предыдущих работ, рассказ «Возвращение в Инсмут» не старается расширить рамки лавкрафтовской повести, а лишь бесстыдно на ней паразитирует. Главным героем здесь выступает неизвестный ранее племянник одного второстепенного персонажа. Племянник этот через левые руки получает в свое полное распоряжение официальный правительственный доклад о проведенной недавно в Инсмуте зачистке и просто шатается по пустующему городу. Ничего интересного или минимально увлекательного в рассказе не происходит.

Оценка: «крайне необязательный экскурс по местам былой боевой славы»

* * *

Исправить чуть подпорченное впечатление от предыдущего рассказа была призвана работа Адриана Коула. В его «Переходе» мы снова ныряем в омут с головой и возвращаемся к так любимой нами атмосфере оригинального Инсмута. Основная же история будет крутится вокруг тайны происхождения главного героя и его поисков пропавшего много лет назад отца. Эта сюжетная линия получилась увлекательной, относительно свежей, а для финала автор припас несколько любопытных деталей, которые любители “безумных теорий” могут трактовать десятком различных способов. И это я еще в подробности не вдавался!

Оценка: «атмосферное приключение в ужас воспоминаний»

* * *

Далее, видимо, чтобы читатели не расслаблялись, идет пространный рассказ «В сапогах» Десмонда Льюиса. В нем автор решил, что читателям будет вполне интересно следить, как на протяжении четырех страниц пожилая инсмутка в сапогах и по колено в дерьме (я не приукрашиваю, а даже несколько преуменьшаю) будет подметать это самое дерьмо и попутно рассуждать о покойном супруге, а если точнее, то о неодетых кальсонах. Потому что, якобы именно неодетые кальсоны напрямую повлияли на смерть мужика при рыбной ловле. Вопросы «какой в этом смысл?» и «зачем я это читаю?» будут не единожды посещать головы здравомыслящих читателей. Жаль только, что автора эти мысли обошли стороной.

Оценка: «что хотел сказать этим автор?»

* * *

Следом идет крепкое и достаточно атмосферное произведение любимого мною Рэмси Кэмпбелла. Повествование рассказа «Церковь на Хай-стрит» занесет нас в тихий провинциальный городок Темпхилл, где главному герою Ричарду Додду предстоит разобраться в пропаже друга детства и заодно разведать слухи относительно одиноко стоящей церкви на Хай-стрит. Собственно, отсюда и название. В целом же рассказ получился довольно интересным и в меру каноничным, чтобы и читательское внимание удержать, и не скатиться в совсем уж откровенное копирование идей оригинального «Морока».

Оценка: «интересно и в меру канонично»

* * *

Следующим на очереди стоит «Даоин Домейн» Питера Тремейна (интересное созвучие в названии рассказа и имени автора, но не важно). Само же произведение повествует о Томе Хакете и о том, как ему предстоит получить дневник своего без вести пропавшего деда и окунуться в омут ужасающих тайн семьи. И т.к. наш главный герой по происхождению ирландец, то и представленный рассказ во многом будет опирается на ирландский сеттинг и соответствующие народные особенности, отчего «прошаренные» читатели, скорее всего, будут в восторге. Я же таковым не являюсь и чисто для меня «Даоин Домейн» был бы просто неплохим образчиком лавкрафтианской литературы без явно выраженных плюсов и минусов. Если бы не одно «НО» — данный рассказ на 1000 и 1% использует «повествование через письмо», а это круто и в современной литературе ужасов подобного уже давненько не было.

Оценка: «пропускать такое просто грех»

* * *

Затем нас ожидает Ким Ньюман и произведение под названием «Без четверти три». Повествование здесь крутится вокруг дешевой забегаловки, в которой скучает местный бармен. В ночную смену, без четверти три его размеренное бытие нарушает молодая беременная девушка, которая заказывает «выпить чего покрепче», а чуть погодя приходит ее парень, который (внезапно!) оказывается рыбой! И если вы решили, что я рассказал только завязку произведения, то ошибаетесь — вы только что прослушали весь сюжет. Это все, на что хватило авторской фантазии и его писательского воображения. Естественно, с такой «увлекательной» историей нечего даже вспоминать о плюсах, так присущих всем классическим произведениям Лавкрафта.

Оценка: «к чему все это?»

* * *

Далее в «Могиле Приска» Брайан Муни расскажет о начале раскопок, что ведутся вблизи заброшенной римской гробницы. Главным героем же выступит немолодой уже человек Родерик Ши, имеющий за плечами сан «святого отца» и негласно взявший на себя роль местного «знатока всего сверхъестественного». Естественно, древняя гробница была запечатана не просто так и внутри нее ожидает нечто, что точно не следовало будить местным археологам. Данный рассказ почти не запомнился. У него достаточно мизерный объем и минимальное количество запоминающихся моментов.

Оценка: «пойдет».

* * *

Затем идет рассказ Брайана Стэблфорда. «Наследие Инсмута» развернется уже после основных событий, что произошли в оригинальном «Мороке». И уже с самого начала хорошо видно то, на что были прямые намеки еще в оригинальной повести Лавкрафта. Намеки на то, что правительство постарается скрыть «инсмутский инцидент» и дальнейшую военную зачистку. Место ширмы займет официальная версия, в которой ничего противозаконного на Рифе Дьявола не произошло: небольшие учения военных, плюс испытания нового вида глубоководных бомб. Сам сюжет стартует с прибытия главного героя в тихий захолустный городок Инсмут. Цель поездки Дэвида — это (внезапно!) биомолекулярное исследование знаменитой «инсмутской внешности». Т.е. уже сейчас можно понять, что читателей ожидает, как минимум достаточно оригинальный рассказ, не похожий на работы предыдущих авторов. К тому же, несмотря жесткую привязку «Наследия» к «Мороку» автор, постарался максимально отойти от оригинала и написать самостоятельную историю, за которой приятно будет скоротать вечерок.

Оценка: «хороший лавкрафтианский хоррор без Лавкрафта»

* * *

Николас Ройл также решил максимально отдалить свою работу от объекта вдохновения. Но, видимо, что-то пошло не так или же это уже сам автор так перестарался, но в итоге «Возвращение домой» вообще ничего общего с циклом «Мифов Ктулху» не имеет. Это политическая агитка, это забористый психодел, это последствия шока, это что угодно, но не лавкрафтианский хоррор. Даже общего ничего нет. Может, конечно, это я чего-то не понял, но в моем личном ТОП’е «Возвращение домой» имеет звание худшего и самого бессмысленного рассказа сборника.

Оценка: «первый с конца»

* * *

Следом шел рассказ Дэвида Лэнгфорда «Дипнет». Автор здесь решил прыгнуть с места в карьер и зайти с необычной стороны. Но повествование запинается еще на старте, а автор весь рассказ в одиночку и ломаным языком пытается убедить читателей, что всевозможные аналоги MC Word и Excel опасны для людей и вообще их разрабатывает лично Ктулху. И это буквально. Я сначала даже посмеялся, но потом понял, что автор вполне серьезно. Благо объем у этого текста был очень маленький, а потому прошел он достаточно быстро и психике особо навредить не успел.

Оценка: «не смеяться, а плакать надо»

* * *

Далее на очереди «Увидеть море» Майкла Маршалла Смита. И, к сожалению, это снова крайне необязательный рассказ, в котором автор постарался осовременить классическую схему написания лавкрафтианского произведения. Но что-то не сошлось. Опять. Вот совпадение, правда? Весь сюжет ограничивается здесь пьянкой, алкогольным угаром и последующим тяжелым похмельем нескольких молодых людей. В состоянии, которое иногда называют «в зюзю», главные герои видят несколько культовых лавкрафтианских монстров и очень пугаются. А когда приходят в себя, то пытаются понять реальны ли были их глюки. Естественно, при таком отношении даже речи не идет о фирменной атмосфере и грамотном сапиенсе — их попросту нет. Даже сам автор постоянно пытается все лавкрафтовские вкрапления оправдать нетрезвым состоянием персонажей. Так о чем здесь может быть речь?

Оценка: «мусор»

* * *

«Колокол Дагона» Брайана Ламли — классическая лавкрафтовская история о переезде главных героев и страшном доме, в который они переехали. Таинственная история, ужасающий грохот подземного колокола, надвигающаяся опасность, терпкий сапиенс. Здесь почти полный набор всего, за что мы любим оригинальные произведения Говарда Филлипса Лавкрафта и если вы их читали, то уже в полной мере представляете чего можно ожидать от рассказа идейного продолжателя. Брайан Ламли, как старательный ученик, постарался на славу и его рассказ во многом соответствует самым смелым ожиданиям.

Оценка: «один из лучших рассказов сборника»

* * *

Заключительным рассказом сборника стала работа Нила Геймана «Просто опять конец света» и у меня с самого названия возникли опасения по поводу представленного текста. К сожалению, большинство из них оправдались и в сухом остатке мы имеем достаточно пустой и скверно написанный детектив, где главную роль принимает на себя оборотень-убийца. И именно ему предстоит провести расследование серии зверских убийств, произошедших в Инсмуте. Планета, остановись! Т.е. у нас тут убийца будет расследовать пару убийств в городе, где убийства уже стали почти обыденностью? Автор, ты сейчас серьезно? Коль не шутишь? Нет не смешно, а скорее тупо и безыдейно, как и все произведение в целом.

Оценка: «тупо и безыдейно»

* * *

В суммарном итоге можно сказать, что как сборник «Морок над Инсмутом», составителем которого выступил Стивен Джонс, вышел несколько неровным. Но, справедливости ради, так можно сказать и о любом другом сборнике рассказов. Всем известно, что авторы — люди творческие, потому и пишут по разному, а каждому читателю ведь не угодишь. По своему опыту знаю. Мне тоже не нравятся многие современные произведения, хотя они имеют успех у большинства читателей. Но это совсем не означает, что не понравившиеся мне произведения однозначно плохие. Вовсе нет. «Все относительно», — как любил поговаривать Альберт Эйнштейн.

Но если отойти от этого и все же подвести итог, то в итоге мы имеем девять против семи. Даже девять против четырех против трех. Девять крупных, отлично написанных произведений против семи, в которых четыре рассказа просто спорные и только три текста являются откровенно неудачными. И я считаю это победой. А почему бы и нет?

Читайте хорошие книги и всего доброго!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх