Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «stogsena» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 октября 2015 г. 18:59

Танцевал двумя стихотворениями. Теперь можно показать их названия.

1.

Греза, навеянная триптихом Ирины Рагозиной СТИХИЙНОЕ через две недели после прочтения

цитата
Пусть в застывшем лимане нет клёва,

Пусть все вороны чёрны, а совы седы –

Мимо белых акаций и темной воды

Мы скользим в полонезе хмелёвом.

Пусть все вороны чёрны, а совы седы –

Осень красит закат кумачовым.

Мы скользим в полонезе хмелёвом,

Прогоняя недобрые знаки беды.

Осень красит закат кумачовым,

Мимо белых акаций и темной воды

Прогоняя недобрые знаки беды,

Пусть в застывшем лимане нет клёва.

Собственно, это был эксперимент с новой для себя твердой формой, пантуном-берикатом, иначе — прошитым пантумом.

цитата Гаспаров М.Л.
В малайской народной поэзии пантум (точнее, «пантун») – это импровизированные четверостишия (обычно с тематическим параллелизмом), иногда соединяемые в цепочку так, чтобы 2-й и 4-й стихи каждой предыдущей строфы повторялись как 1-й и 3-й стихи следующей строфы. Именно в таком «цепном» виде пантум был усвоен европейской поэзией (впервые – французскими романтиками), но широкого распространения не получил, примкнув к ряду твердых форм с повторами, представленных выше... традиционный пантум имеет перекрестную рифмовку. Если четверостишия в пантуме будут иметь охватную рифмовку (№ 161), то повторяться будут строки нерифмующиеся и воспринимать такие повторы будет труднее.
Решил попробовать сразу все, усложнив задачу еще и зацикливанием последнего катрена с первым, и сделать все в 12 строк — меньше невозможно.

Думаю, deepressure, получив рифмы, оценил прикол. Но если бы он выбрал тему, было бы не менее весело.



2.

Покой

Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду.

Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к

самой крыше.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита

цитата
Синие ночные листопады

да луна, что в форточку прокралась,

не вернут утерянного лета.

Эти бутафорские наряды –

все, что нам от прошлого осталось,

от изломов и петель сюжета.

Декорации не тронет тленом,

пластиковых лилий увяданье

не разбудит в памяти сонеты.

Здесь ничто не будет незабвенным:

за окном мелодией прощанья

гонит свои волны речка Лета.

Где тут кто осень увидел... листопады разве что.


Статья написана 20 июля 2015 г. 19:19
Сыграл три тура поэтической дуэли. Соответственно, появились три новых стихотворения, которые я и представляю тем, кто не видел, и освежаю в памяти остальным.


1. В первом туре надо было создать стихи с заимствованными у А.С. Пушкина строками. Я взял за основу пару строк из "Бахчисарайского фонтана" и решил писать онегинской строфой. Редкий случай для меня — использовал эпиграф (взял строки из Руми).



Круг факира



Я – пылинка в солнечном луче
И целое солнце

Джалал ад-Дин Руми,
«Я – это ты», Диван Ша́мса Тебризи




Что смотришь, мальчик караванный,
На трюки дивные огня,
Как будто жизнь – строка Дивана,
Напоминая мне – меня?
И я когда-то за верблюдом
Ходил и в зной, и в холод лютый,
Пока баши́ в седых песках
К Колодцу Снов не отыскал
Пути. Ждал дервиш, маг бродячий,
Там спутников в Хиву́, и нас
Решив занять в полночный час,
Прошел по углям наудачу.
Так жребий мы встречаем свой –
Случайно, вдруг, врасплох, впервой.



Перед рассветом смежив веки,
Я услыхал простой совет.
Блажен факир, узревший Мекку
На старости преклонных лет, –

Шепнул и сгинул волхв украдкой.
Вмиг стала мне тесна палатка.
От сытых дней и праздных фраз
В обитель дервишей, в Шираз
Увлек меня мой дух мятежный,
Где от космических начал
Науку чар я изучал
Семь лет бессонно и прилежно.
Почил там мальчик, вышел в мир
Бродяга-фокусник, факир.



От Синда до снегов Арзрума
Могилу, Лестницу, Канат* –
Три фокуса, а сколько шума –
Являл народу я стократ.
Двуглавый наг, свирепый, жуткий
Мне танцевал под пенье дудки
И жаждущим дарил от бед
Суфийской мудрости секрет.
Но на кольце у ибн Дауда
Три буквы сомкнутые есть:
Проходит все – любовь и честь,
И слава, и мгновенье чуда.
В свой час, презрев упадок сил,
Почтить Каабу я решил.



Но что тебе, погонщик юный
Чужих дорог слепая вязь?
С чужих небес чужие луны
Ты не достанешь, не спросясь.
Под плеск воды в колодце круглом
Так думал я, трещали угли
Под грубой кожей бо́сых ног...
К утру, из слов слепив манок,
Блажен факир, узревший Мекку
На старости преклонных лет, –

Шепнул – и все, меня уж нет,
С лица земли исчез навеки.
На час прослывшие людьми,
Кто мы? – Лишь строки из Руми́.


* – трюки Могила факира, Лестница клинков и Индийский канат




2. После победы в первом туре я выбирал тему третьфинала и предложил "Летний сонет", вырвав кусочек творчества А.А. Ахматовой (как раз в годовщину написания первоисточника).
Сонет дался существенно тяжелее, долго не давался 2-й катрен — не получалось выбрать подходящий вариант.


* * *


Есть формулы, предвидящие впрок
Все сущее. Они универсальны.
В них скрыты геометрия Версаля
И хаос вавилонского метро.



Что ни возьми: гармоний ровный строй,
Дождя ли шум, игру ли волн в кристалле –
Их символы все в мире проницают,
Сплетенные теорией хитро.



И приучают верить в бренность тел…
Бессветье как исчисленный предел
В наш век уже секрет Полишинеля.


Логичен суд – но поезд вдруг, шаля,
Из сумрака халдейского тоннеля
Выныривает в августе в Филях*.




* – станция московского метро Фили расположена на стыке тоннеля и открытых путей



Нареканий было больше — не всегда точна рифма, трудно читается "волн в кристалле". С волнами согласен, с рифмой — мне кажется, она в порядке. Да, почему "халдейский тоннель" — в Нововавилонским царстве заправляли халдеи. По Филям проверил по Вики (вдруг забыл?) — перегон "Кутузовская — Фили" почти целиком подземный (кроме самих станций и коротких примыканий), до и после перегона — да, открытые пути.
Наградой за старания стал личный рекорд 16,4 балла.




3. В финале все писали стихотворение в духе метареализма. Сам был не рад, что навел irish на представителей этого поэтического направления. Но я согласен с ней: хочешь называться поэтом — поднимай планку. Вроде, справились. У меня вышло следующее.



В кино


Помнишь ли ту детвору
в заэкранном пространстве?
Карабкались
к небу взахлеб ввечеру
по стремянке.
Пусть полотняному –
им дотянуться бы только
до сини, до дали, до доли.
Что там крутили тогда –
не «Джульетту и духи»?
Шушукалась
на космотрапе орда
вольнодумцев:
сквозь белолунную
ткань образа́ проступали
зеркально природе и залу.
Двигались стрелки часов
от двенадцати влево,
да бе́з толку:
время назад не текло –
мы взрослели,
близкого не́бушка
трогали гладь… чемпионы
с гравюрищи Фламмариона.
Рва́лись наружу, в рассвет,
попадали в ночь зала
с печальными,
младше пропащих детей
матерями
и понимали, что
нужно еще, напоследок
по пыльному яркому следу –
ровно туда, где исток,
теургический центр
гомоте́тии,
в крипту, где царь-колесом
вертит ленту
сам нестареющий
киномеханик, где шалость
и свет получают начало.
Жаль одного лишь – не все
успевали: сеансы
кончаются
вовремя. С нами ли, без.




Ну, чемпионом я не стал, но, считаю, стихи годные получились — не хуже сонета, хоть и наиграли на 14,5 всего. Был вопрос, как это сделано технически. Это 5 с половиной восьмистиший aBBaBBCC (строчные буквы — мужская рифма, прописные — женская, курсив — дактилическая), каждое из которых можно записать в пару длинных дактилических строк (10 и 7 стоп) или четверостишие BBCC (нечетные строки — дактиль, четные — амфибрахий) с урезанной последней строкой.


Статья написана 18 марта 2015 г. 10:32

Несколько стихотворений, попадавших в призы фантлабовских конкурсов


1. Кто внутри


Некто

Машинный, фонарный

Пылит, суетится, рокочет,

Царапая скорлупу, за синью которой

Ворочается, гукает, дышит

Живой звездоокий...

Кто?


3-е место на осенних Поэтических сборах 2013г. (тема "Чудо. Город. Космос"). Признаюсь, это был эксперимент — попытка написать диамант, а попадание в тройку сразу за двумя мощнейшими стихотворениями ("Вечный город" Аисы-Алиены и "Вот и город уснул..." ФАНТОМА) — просто неожиданная удача.



2. * * * (Благовещение)
цитата

Пора бы привыкнуть уже, да никак не выходит: одна в пустом доме, жених с сыновьями в столице весь месяц весенний, что длится, и длится, и длится... И хочется книгу читать, но уж близко суббота.

Что ж все как-то враз на нее в этот день навалилось – и дом прибирать, и прясть занавеску для храма? Как с бытом справлялась ее престарелая мама? А ведь не роптала, не впала в отцову немилость.

Да, нужно еще на источник, за свежей водою: пусть ветры с предгорий под вечер весь город застудят, пусть в Риме давно, говорят, провели акведуки... пусть хочется книгу читать, да никак не выходит, однако же солнце к закату, и близко суббота.

Все. Бросила книгу на тот покосившийся столик – жених бы сумел починить, только где он, Иосиф? – и встала-пошла. Что там дальше – не ваша забота.



2-е место на Весеннем Звездовее 2014г. в номинации "Благовещение". На мой взгляд, одна из лучших вещей, которые мне удавались.



3. * * * (Сад)
цитата
Кто нас двоих провел по этим тропам –
в дурман пруда, под сень семиметровых
осин – вокруг да около вести
игру в слова,
чтоб к ветреным шести
все паутинки снова оборвать,

чтоб неохотно под руку к воротам
длить расставанье, слышать Нино Рота
откуда-то из суеты, извне
едва-едва,
как рыбы в глубине
дыханье слышат телом. Невпопад

закованная в трубы Самотёка
журчала под землей. Неподалёку
кружили тени парою в lancier*
и досказать
брались – себе ли, всем? –
что не успели сотню лет назад.

Заахали москвички: колобродят
курсистка тут с уланом желторотым,
но я вдруг понял – это я и ты...
И дивный сад
стал изменять черты,
истачиваться и терять цвета.

* — лансье, уланская кадриль


2-е место на только что состоявшемся Крылатом поэтическом. Надо было передать смысл пословицы стихотворением. Я пытался передать "Время красит — безвременье чернит", но никто не расшифровал. Ну, это моя вечная болезнь — прятать смысл дальше, чем требуется. Но, вроде, обещанная в статье "Провалы" перезагрузка таки удалась, и стихи вышли удачней.


Статья написана 3 ноября 2014 г. 21:46

Собственно, началось с того, что где-то в середине октября мне попалась на глаза статья о том, как Александр Алехин провел последний год жизни в Португалии. Зацепила интересная подробность — рядом с телом после смерти нашли томик Маргарет Сотерн "Стихи изнанника" (тут отдельная история — выяснилось, это роман, но я-то сначала не знал). Я и подумал — дай, попробую что-то сделать. Рассчтывал успеть к 122-летию со дня рождения, но не вышло. Даже с названием не до конца определился...



Пусть пока будет — Стихи изгнанника


К равноденствию стало теплей. Сквозь горчичный песчаник

старых улиц, дворцов, площадей он ходил к океану.

Ровно в полдень на пляже шезлонг брал и ставил у края

маслянистой воды. О былом вспоминал: подбирая

португалок соленых тела да резную фактуру

сонных мавров, не раз и не два расставлял их фигуры

на доске и играл. Сам с собой, не халтуря, вслепую

комбинировал, вел на убой рыб, слонов и горгулий.

Засыпал на исходе сиесты. Во снах видел ели

в белотканой простой кисее из снежинок. Отдельно –

гимназистов беспечных толпу на Пречистенке, пегий

дом с колоннами, тополя пух и верлибры соседа

по галерке. За ними – тюрьму, то – в начале Германской


ту, где строила глазки ему дочь тюремщика Ханни

или Хель, то – Одесский подвал, бегство на параплане

от расстрела, то вдруг узнавал на путях санитарный

эшелон, кислый запах бинтов с формалином и ложек…


В пять казалось, его уж никто добудиться не сможет.

Понапрасну ярился прибой: укрепляли надежно

кости мамонтов трон раскладной из шагреневой кожи.

Пусть орали сирены навзрыд, и любя откликались

пешкадоры* с рыбацких корыт на их зов, пусть нахально

стимфалиды роняли в пике свои перья из стали –


знали все, что его не отвлечь от его Зазеркалья.

На квадратных полях целый день там родные гостили,

и соперники накоротке пили чай, и кубинец

угощал иудея «Эль Рей»** под дешевый мотивчик

из кино про любовь с Соней Хени, и вновь были живы

белый шляпник и старый чешир. Но сновидца украдкой

начинали друзья тормошить заведенным порядком

чаепития, ровно к шести оставляя за кадром

эту сладкую ложную жизнь. Ото сна на закате

восставал их хранитель и гость, и в заждавшийся город

куртизанок, шпионов, шутов и царей на покое

на «порше» по мощенке влетал, казино и притоны

огибая за лье. Суета заведений игорных

не манила его – к почтарям он катил по проулкам,

чтобы молнию от англичан, чуть дыша, караулить

у окошка. На вздох «ничего» обижался: ему-то

обещали в посольстве вот-вот все решить, за минуту,

но с депешей никто не спешил. В Альбионе веками

так велось, ведь готический шик – куковать в ожиданьи

робингудовых стрел, не щадя за промашки титанов,

потому он и жаждал сейчас выйти на поле брани.

Никогда не страшили его оппоненты. И этот,

из чухонского царства снегов, чемпион Ревсоветов,

на разборчивый взгляд, автомат с электрическим сердцем

и, наверное, тысячью глаз, исключением не был.

Замыкается круг. Десять лет, как они в Ноттингеме

сшиблись так, что в драконьем огне пол-аббатства сгорело,

хоть все силы пожарная часть разом бросила в дело.

И вот ныне сходились опять все пути в том же месте,

и он все еще был королем с многозубой короной

из московского дуба и слов, и плохих, и хороших,

в облупившейся старой коре, словно в детской коросте,

в мелких оспинах памятных дней, тусклых пятнах на солнце.

Съев на ужин бифштекс, коньяку он глотал пару рюмок

от давления. Слушал игру скрипача, пересуды

на двунадесяти языках, звон пиратских эскудо

в портмоне дипломатов. Впотьмах шел читать по-французски

«Вер лекзиль»***. Том прислала жена – на манер сарацинов,

уж четвертая – с надписью «там о тебе» на посылке.

Оказалась права. Все ходы – точка в точку, как в тире,

вот теперь: «положил под язык...» грош? таблетку? пастилку?



* peskador (порт.) – рыбак

** El Rey del Mundo (исп. = король мира) – бренд гаванских сигар

*** Vers l’Exile (фр. = стихи изгнанника) – тот самый роман Маргарет Сотерн



Если не все понятно или есть желание обсудить — добро пожаловать!

Статья написана 13 июля 2014 г. 15:46

Несколько стихотворений, которые с треском провалились.


Инь и Ян


Правая половина мира – в черном.
Ест бульоны,
по утрам бреется.
Левая половина –
в белом.
Блюдет невинность,
любит считать месяцы,
Жалуется,
лишь правая наденет зеленое
и пропахнет сталью
Вместо лосьона.
Черное
достанется левой,
если правой не станет.[/p]


Последнее место на 2-й годовщине "Лаборатории души".

Ниже — пара вещей с последнего литературно-художественного Звездовея.



1. по Ю.Панцыреву "Интерьер" (дележ 14-15 места)


* * *
В давней квартире
брошенной
собираю
все, что мне дорого –
было, будет – не важно.
Башней
пускай становится
вавилонской, одноэтажной.

Полку за полкой
мысленно
заставляю
толстыми книгами
петь ли, плакать – кто знает.
В красном
углу – Спаситель,
от печи по диагонали.

Пусть старым пледом
морщится
верх кровати –
память уборщицам
не отдам я на правку.
Справа
налево смою сам
все новости с телеэкрана.

Скотчем вдоль стенок
постеры
приторочу
френдов и родичей,
близких, дальних и прочих.
Может,
заглянут гостюшки
в мою башенку у дороги.


2. по П.Еськову "Петербург" (дележ 16-17 места)


* * *
Когда-нибудь утром
хмурым,
последним,
в самом конце времен
из-под влажных камней Петербурга
поднимутся –
среди прочих банкиров и булочников –
Поэты,
а может,
их цифровые копии.
И каменные львы, орлы и олени
скажут:
Постойте,
воздух вновь напоён
рифмами,
метафорами,
гитарными рифами взамен логарифмов –
и запахнет сеном.
И липы зашелестят листвой.
И ветер – по коже.
И если захочешь
беседовать с каждым
есениным, галичем и мандельштамом –
не суди их строже,
чем это
делали раньше.


Наверное, пора перезагружаться...




  Подписка

Количество подписчиков: 27

⇑ Наверх