| |
| Статья написана 2 октября 2015 г. 18:59 |
Танцевал двумя стихотворениями. Теперь можно показать их названия. 1. Греза, навеянная триптихом Ирины Рагозиной СТИХИЙНОЕ через две недели после прочтения цитата Пусть в застывшем лимане нет клёва, Пусть все вороны чёрны, а совы седы – Мимо белых акаций и темной воды Мы скользим в полонезе хмелёвом. Пусть все вороны чёрны, а совы седы – Осень красит закат кумачовым. Мы скользим в полонезе хмелёвом, Прогоняя недобрые знаки беды. Осень красит закат кумачовым, Мимо белых акаций и темной воды Прогоняя недобрые знаки беды, Пусть в застывшем лимане нет клёва. Собственно, это был эксперимент с новой для себя твердой формой, пантуном-берикатом, иначе — прошитым пантумом. цитата Гаспаров М.Л.В малайской народной поэзии пантум (точнее, «пантун») – это импровизированные четверостишия (обычно с тематическим параллелизмом), иногда соединяемые в цепочку так, чтобы 2-й и 4-й стихи каждой предыдущей строфы повторялись как 1-й и 3-й стихи следующей строфы. Именно в таком «цепном» виде пантум был усвоен европейской поэзией (впервые – французскими романтиками), но широкого распространения не получил, примкнув к ряду твердых форм с повторами, представленных выше... традиционный пантум имеет перекрестную рифмовку. Если четверостишия в пантуме будут иметь охватную рифмовку (№ 161), то повторяться будут строки нерифмующиеся и воспринимать такие повторы будет труднее. Решил попробовать сразу все, усложнив задачу еще и зацикливанием последнего катрена с первым, и сделать все в 12 строк — меньше невозможно.Думаю, deepressure, получив рифмы, оценил прикол. Но если бы он выбрал тему, было бы не менее весело.
2. Покой Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита цитата Синие ночные листопады да луна, что в форточку прокралась, не вернут утерянного лета. Эти бутафорские наряды – все, что нам от прошлого осталось, от изломов и петель сюжета. Декорации не тронет тленом, пластиковых лилий увяданье не разбудит в памяти сонеты. Здесь ничто не будет незабвенным: за окном мелодией прощанья гонит свои волны речка Лета. Где тут кто осень увидел... листопады разве что.
|
| | |
| Статья написана 20 июля 2015 г. 19:19 |
Сыграл три тура поэтической дуэли. Соответственно, появились три новых стихотворения, которые я и представляю тем, кто не видел, и освежаю в памяти остальным.
1. В первом туре надо было создать стихи с заимствованными у А.С. Пушкина строками. Я взял за основу пару строк из "Бахчисарайского фонтана" и решил писать онегинской строфой. Редкий случай для меня — использовал эпиграф (взял строки из Руми).
Круг факира
Я – пылинка в солнечном луче И целое солнце Джалал ад-Дин Руми, «Я – это ты», Диван Ша́мса Тебризи
Что смотришь, мальчик караванный, На трюки дивные огня, Как будто жизнь – строка Дивана, Напоминая мне – меня? И я когда-то за верблюдом Ходил и в зной, и в холод лютый, Пока баши́ в седых песках К Колодцу Снов не отыскал Пути. Ждал дервиш, маг бродячий, Там спутников в Хиву́, и нас Решив занять в полночный час, Прошел по углям наудачу. Так жребий мы встречаем свой – Случайно, вдруг, врасплох, впервой.
Перед рассветом смежив веки, Я услыхал простой совет. Блажен факир, узревший Мекку На старости преклонных лет, – Шепнул и сгинул волхв украдкой. Вмиг стала мне тесна палатка. От сытых дней и праздных фраз В обитель дервишей, в Шираз Увлек меня мой дух мятежный, Где от космических начал Науку чар я изучал Семь лет бессонно и прилежно. Почил там мальчик, вышел в мир Бродяга-фокусник, факир.
От Синда до снегов Арзрума Могилу, Лестницу, Канат* – Три фокуса, а сколько шума – Являл народу я стократ. Двуглавый наг, свирепый, жуткий Мне танцевал под пенье дудки И жаждущим дарил от бед Суфийской мудрости секрет. Но на кольце у ибн Дауда Три буквы сомкнутые есть: Проходит все – любовь и честь, И слава, и мгновенье чуда. В свой час, презрев упадок сил, Почтить Каабу я решил.
Но что тебе, погонщик юный Чужих дорог слепая вязь? С чужих небес чужие луны Ты не достанешь, не спросясь. Под плеск воды в колодце круглом Так думал я, трещали угли Под грубой кожей бо́сых ног... К утру, из слов слепив манок, Блажен факир, узревший Мекку На старости преклонных лет, – Шепнул – и все, меня уж нет, С лица земли исчез навеки. На час прослывшие людьми, Кто мы? – Лишь строки из Руми́. * – трюки Могила факира, Лестница клинков и Индийский канат
2. После победы в первом туре я выбирал тему третьфинала и предложил "Летний сонет", вырвав кусочек творчества А.А. Ахматовой (как раз в годовщину написания первоисточника). Сонет дался существенно тяжелее, долго не давался 2-й катрен — не получалось выбрать подходящий вариант.
* * * Есть формулы, предвидящие впрок Все сущее. Они универсальны. В них скрыты геометрия Версаля И хаос вавилонского метро.
Что ни возьми: гармоний ровный строй, Дождя ли шум, игру ли волн в кристалле – Их символы все в мире проницают, Сплетенные теорией хитро.
И приучают верить в бренность тел… Бессветье как исчисленный предел В наш век уже секрет Полишинеля.
Логичен суд – но поезд вдруг, шаля, Из сумрака халдейского тоннеля Выныривает в августе в Филях*.
* – станция московского метро Фили расположена на стыке тоннеля и открытых путей
Нареканий было больше — не всегда точна рифма, трудно читается "волн в кристалле". С волнами согласен, с рифмой — мне кажется, она в порядке. Да, почему "халдейский тоннель" — в Нововавилонским царстве заправляли халдеи. По Филям проверил по Вики (вдруг забыл?) — перегон "Кутузовская — Фили" почти целиком подземный (кроме самих станций и коротких примыканий), до и после перегона — да, открытые пути. Наградой за старания стал личный рекорд 16,4 балла.
3. В финале все писали стихотворение в духе метареализма. Сам был не рад, что навел irish на представителей этого поэтического направления. Но я согласен с ней: хочешь называться поэтом — поднимай планку. Вроде, справились. У меня вышло следующее.
В кино Помнишь ли ту детвору в заэкранном пространстве? Карабкались к небу взахлеб ввечеру по стремянке. Пусть полотняному – им дотянуться бы только до сини, до дали, до доли. Что там крутили тогда – не «Джульетту и духи»? Шушукалась на космотрапе орда вольнодумцев: сквозь белолунную ткань образа́ проступали зеркально природе и залу. Двигались стрелки часов от двенадцати влево, да бе́з толку: время назад не текло – мы взрослели, близкого не́бушка трогали гладь… чемпионы с гравюрищи Фламмариона. Рва́лись наружу, в рассвет, попадали в ночь зала с печальными, младше пропащих детей матерями и понимали, что нужно еще, напоследок по пыльному яркому следу – ровно туда, где исток, теургический центр гомоте́тии, в крипту, где царь-колесом вертит ленту сам нестареющий киномеханик, где шалость и свет получают начало. Жаль одного лишь – не все успевали: сеансы кончаются вовремя. С нами ли, без.
Ну, чемпионом я не стал, но, считаю, стихи годные получились — не хуже сонета, хоть и наиграли на 14,5 всего. Был вопрос, как это сделано технически. Это 5 с половиной восьмистиший aBBaBBCC (строчные буквы — мужская рифма, прописные — женская, курсив — дактилическая), каждое из которых можно записать в пару длинных дактилических строк (10 и 7 стоп) или четверостишие BBCC (нечетные строки — дактиль, четные — амфибрахий) с урезанной последней строкой.
|
| | |
| Статья написана 18 марта 2015 г. 10:32 |
Несколько стихотворений, попадавших в призы фантлабовских конкурсов 1. Кто внутри
Некто
Машинный, фонарный
Пылит, суетится, рокочет,
Царапая скорлупу, за синью которой
Ворочается, гукает, дышит
Живой звездоокий...
Кто?
3-е место на осенних Поэтических сборах 2013г. (тема "Чудо. Город. Космос"). Признаюсь, это был эксперимент — попытка написать диамант, а попадание в тройку сразу за двумя мощнейшими стихотворениями ("Вечный город" Аисы-Алиены и "Вот и город уснул..." ФАНТОМА) — просто неожиданная удача.
2. * * * (Благовещение)
цитата Пора бы привыкнуть уже, да никак не выходит: одна в пустом доме, жених с сыновьями в столице весь месяц весенний, что длится, и длится, и длится... И хочется книгу читать, но уж близко суббота. Что ж все как-то враз на нее в этот день навалилось – и дом прибирать, и прясть занавеску для храма? Как с бытом справлялась ее престарелая мама? А ведь не роптала, не впала в отцову немилость. Да, нужно еще на источник, за свежей водою: пусть ветры с предгорий под вечер весь город застудят, пусть в Риме давно, говорят, провели акведуки... пусть хочется книгу читать, да никак не выходит, однако же солнце к закату, и близко суббота. Все. Бросила книгу на тот покосившийся столик – жених бы сумел починить, только где он, Иосиф? – и встала-пошла. Что там дальше – не ваша забота.
2-е место на Весеннем Звездовее 2014г. в номинации "Благовещение". На мой взгляд, одна из лучших вещей, которые мне удавались.
3. * * * (Сад)
цитата Кто нас двоих провел по этим тропам – в дурман пруда, под сень семиметровых осин – вокруг да около вести игру в слова, чтоб к ветреным шести все паутинки снова оборвать,
чтоб неохотно под руку к воротам длить расставанье, слышать Нино Рота откуда-то из суеты, извне едва-едва, как рыбы в глубине дыханье слышат телом. Невпопад
закованная в трубы Самотёка журчала под землей. Неподалёку кружили тени парою в lancier* и досказать брались – себе ли, всем? – что не успели сотню лет назад.
Заахали москвички: колобродят курсистка тут с уланом желторотым, но я вдруг понял – это я и ты... И дивный сад стал изменять черты, истачиваться и терять цвета.
* — лансье, уланская кадриль
2-е место на только что состоявшемся Крылатом поэтическом. Надо было передать смысл пословицы стихотворением. Я пытался передать "Время красит — безвременье чернит", но никто не расшифровал. Ну, это моя вечная болезнь — прятать смысл дальше, чем требуется. Но, вроде, обещанная в статье "Провалы" перезагрузка таки удалась, и стихи вышли удачней.
|
| | |
| Статья написана 3 ноября 2014 г. 21:46 |
Собственно, началось с того, что где-то в середине октября мне попалась на глаза статья о том, как Александр Алехин провел последний год жизни в Португалии. Зацепила интересная подробность — рядом с телом после смерти нашли томик Маргарет Сотерн "Стихи изнанника" (тут отдельная история — выяснилось, это роман, но я-то сначала не знал). Я и подумал — дай, попробую что-то сделать. Рассчтывал успеть к 122-летию со дня рождения, но не вышло. Даже с названием не до конца определился...
Пусть пока будет — Стихи изгнанника
К равноденствию стало теплей. Сквозь горчичный песчаник старых улиц, дворцов, площадей он ходил к океану. Ровно в полдень на пляже шезлонг брал и ставил у края маслянистой воды. О былом вспоминал: подбирая португалок соленых тела да резную фактуру сонных мавров, не раз и не два расставлял их фигуры на доске и играл. Сам с собой, не халтуря, вслепую комбинировал, вел на убой рыб, слонов и горгулий. Засыпал на исходе сиесты. Во снах видел ели в белотканой простой кисее из снежинок. Отдельно – гимназистов беспечных толпу на Пречистенке, пегий дом с колоннами, тополя пух и верлибры соседа по галерке. За ними – тюрьму, то – в начале Германской
ту, где строила глазки ему дочь тюремщика Ханни или Хель, то – Одесский подвал, бегство на параплане от расстрела, то вдруг узнавал на путях санитарный эшелон, кислый запах бинтов с формалином и ложек…
В пять казалось, его уж никто добудиться не сможет. Понапрасну ярился прибой: укрепляли надежно кости мамонтов трон раскладной из шагреневой кожи. Пусть орали сирены навзрыд, и любя откликались пешкадоры* с рыбацких корыт на их зов, пусть нахально стимфалиды роняли в пике свои перья из стали –
знали все, что его не отвлечь от его Зазеркалья. На квадратных полях целый день там родные гостили, и соперники накоротке пили чай, и кубинец угощал иудея «Эль Рей»** под дешевый мотивчик из кино про любовь с Соней Хени, и вновь были живы белый шляпник и старый чешир. Но сновидца украдкой начинали друзья тормошить заведенным порядком чаепития, ровно к шести оставляя за кадром эту сладкую ложную жизнь. Ото сна на закате восставал их хранитель и гость, и в заждавшийся город куртизанок, шпионов, шутов и царей на покое на «порше» по мощенке влетал, казино и притоны огибая за лье. Суета заведений игорных не манила его – к почтарям он катил по проулкам, чтобы молнию от англичан, чуть дыша, караулить у окошка. На вздох «ничего» обижался: ему-то обещали в посольстве вот-вот все решить, за минуту, но с депешей никто не спешил. В Альбионе веками так велось, ведь готический шик – куковать в ожиданьи робингудовых стрел, не щадя за промашки титанов, потому он и жаждал сейчас выйти на поле брани. Никогда не страшили его оппоненты. И этот, из чухонского царства снегов, чемпион Ревсоветов, на разборчивый взгляд, автомат с электрическим сердцем и, наверное, тысячью глаз, исключением не был. Замыкается круг. Десять лет, как они в Ноттингеме сшиблись так, что в драконьем огне пол-аббатства сгорело, хоть все силы пожарная часть разом бросила в дело. И вот ныне сходились опять все пути в том же месте, и он все еще был королем с многозубой короной из московского дуба и слов, и плохих, и хороших, в облупившейся старой коре, словно в детской коросте, в мелких оспинах памятных дней, тусклых пятнах на солнце. Съев на ужин бифштекс, коньяку он глотал пару рюмок от давления. Слушал игру скрипача, пересуды на двунадесяти языках, звон пиратских эскудо в портмоне дипломатов. Впотьмах шел читать по-французски «Вер лекзиль»***. Том прислала жена – на манер сарацинов, уж четвертая – с надписью «там о тебе» на посылке. Оказалась права. Все ходы – точка в точку, как в тире, вот теперь: «положил под язык...» грош? таблетку? пастилку?
* peskador (порт.) – рыбак ** El Rey del Mundo (исп. = король мира) – бренд гаванских сигар *** Vers l’Exile (фр. = стихи изгнанника) – тот самый роман Маргарет Сотерн
Если не все понятно или есть желание обсудить — добро пожаловать!
|
| | |
| Статья написана 13 июля 2014 г. 15:46 |
Несколько стихотворений, которые с треском провалились.
Инь и Ян
Правая половина мира – в черном. Ест бульоны, по утрам бреется. Левая половина – в белом. Блюдет невинность, любит считать месяцы, Жалуется, лишь правая наденет зеленое и пропахнет сталью Вместо лосьона. Черное достанется левой, если правой не станет.[/p]
Последнее место на 2-й годовщине "Лаборатории души".
Ниже — пара вещей с последнего литературно-художественного Звездовея.
1. по Ю.Панцыреву "Интерьер" (дележ 14-15 места) * * * В давней квартире брошенной собираю все, что мне дорого – было, будет – не важно. Башней пускай становится вавилонской, одноэтажной.
Полку за полкой мысленно заставляю толстыми книгами петь ли, плакать – кто знает. В красном углу – Спаситель, от печи по диагонали.
Пусть старым пледом морщится верх кровати – память уборщицам не отдам я на правку. Справа налево смою сам все новости с телеэкрана.
Скотчем вдоль стенок постеры приторочу френдов и родичей, близких, дальних и прочих. Может, заглянут гостюшки в мою башенку у дороги.
2. по П.Еськову "Петербург" (дележ 16-17 места) * * * Когда-нибудь утром хмурым, последним, в самом конце времен из-под влажных камней Петербурга поднимутся – среди прочих банкиров и булочников – Поэты, а может, их цифровые копии. И каменные львы, орлы и олени скажут: Постойте, воздух вновь напоён рифмами, метафорами, гитарными рифами взамен логарифмов – и запахнет сеном. И липы зашелестят листвой. И ветер – по коже. И если захочешь беседовать с каждым есениным, галичем и мандельштамом – не суди их строже, чем это делали раньше.
Наверное, пора перезагружаться...
|
|
|