Не знаю, насколько это актуально для других фантлабовцев, но я был приятно удивлен, когда по чистой случайности наткнулся на информацию о переиздании "Королевских идиллий" в полном объеме в переводе Лунина: потому что первый и последний раз лунинский перевод издавали в 2001-м. А до этого Идиллии печатали в далеком 1903-м, правда, уже в сильно авторском переводе Чуминой. Было еще чисто цифровое издание в 2014-м от эмгэушного издательства "Проспект", но на бумаге, спустя 17 лет, "Королевские идиллии" появились только благодаря "Азбуке". Да, все-таки Теннисон у нас не так известен, как на своей родине, а жаль.
Ушедший год в плане аниме стал для меня не менее интересным, чем 2016-й. В каждом сезоне было, что взять на просмотр онгоингом, где разгуляться фантазии и вдумчивому (или не очень) комментированию. Поскольку писать полновесные рецензии на каждый из просмотренных проектов нет ни времени, ни желания, воспользуюсь разработанным жанром интернет-медиа — "ТОП-сколько-нибудь чего-нибудь" — и раздам виртуальные награды всем тем аниме, что хоть чуть-чуть увлекли мое внимание в 2017-м, в положительном или отрицательном смысле. Разумеется, все субъективно (впрочем, как всегда), поэтому прошу близко к сердцу сей опус не принимать. Итак...
В 2017-м, как и прежде, было полно ТВ-сиквелов как к хорошим, зарекомендовавшим себя работам, так и к весьма посредственным, вроде вот этого. Я же хотел бы отметить орденом "почетного 2-го раза" те сериалы, что умудрились если не повторить успех предыдущих сезонов, то как минимум не ударить в грязь лицом.
Мобильный воин Гандам: Железнокровные сироты 2Семейка не от мира сего 2
Я знаю, что упомянутый мною Гандам стартовал еще в 2016-м, но уж больно хорош, чтобы его можно было пропустить.
Сквозь эпохи: Узы ракуго [ТВ-2]. Об этом аниме хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны — шикарный сиквел, великолепная работа как драматургически, так и аудиально. Но, как и с первым сезоном, из-за разницы языков при просмотре теряется какая-то магия, которая позволила бы мне причислить это аниме к лучшим работам последних лет безоговорочно. Ну не с субтитрами надо смотреть истории про ракуго, и уж тем более не в закадровой озвучке от опытных, но все же любителей. А по-японски я не мастак. Так и кошусь: и голодно, и боязно.
Приз зрительских симпатий за аниме-сюрприз достается Стране самоцветов. Стартовав без всяких ожиданий, проект продемонстрировал серьезный уровень 3D CGI и чуть не стал лучшим сериалом 2017-го! Антисюрпризом года стал Правильный ответ: «Кадо», за что ему анизотропная дырка от бублика.
Почетным членом клуба Iyashikei становится Вишневый квест, как лучшая повседневность с лучшими персонажами.
За лучшее музыкальное сопровождение награда уходит Возрождающим.
Да, в Японии фильм вышел еще в 2016, но остальному миру стал доступен лишь в 2017, поэтому я считаю, что не будет ошибкой признать эту работу — лучшей полнометражной работой 2017-го. Фанаты Макото Синкая идут сюда.
И наконец тройка победителей! Лучшие ТВ-работы 2017-го!
Созданный в Бездне: самая душещипательная (в прямом и переносном смыслах) история, удивительная графика, бесподобная музыка, редкий образец нарратива с двойным, а то и тройным дном.
Мартовский лев: очередная мастерская работа от Акиюки Симбо, выполненная на студии Shaft, которая почему-то притворяется споконом про сеги, хотя совсем о другом.
Гранд-финал, то ради чего стоило терпеть все шлаковые аниме года: победоносный триптих от Масааки Юасы! Как можно догадаться, Юаса — один из моих самых любимых (с недавних пор) режиссеров аниме (и мультипликации вообще). В 2017-м у него вышли аж три работы: Лу за стеной, Весенняя ночь коротка и Devilman: Crybaby (технически, премьера состоялась в этом году, но, думаю, 5 дней погоды не делают).
И в честь юбилея, позвольте напомнить о такой прекрасной вещи (тоже авторства Масааки Юасы), как Кайба. Ему в этом году исполняется 10 лет.
Штука энигматичная, но подобно Алисе Кэррола, полюбив однажды, разлюбить уже невозможно. Волшебный саундтрек, самобытный художественный стиль, интригующая история. Для тех, кто планирует пересматривать или только-только познакомиться, есть приятная новость — совсем скоро аниме появится на blu-ray.
Делитесь своими впечатлениями от аниме 2017-го в комментариях, буду рад узнать ваши личные ТОПы.
На прошедшем анимационном фестивале в Анси лучшей полнометражной работой признали последний фильм Масааки Юасы "Предрассветная песня Лу" (夜明け告げるルーのうた). Примечательно, что приз жюри фестиваля ушел тоже японской мультипликации — "В этом уголке земли" (この世界の片隅に) Сунао Катабути. В конкурсной программе также участвовали "Форма голоса" (聲の形) Наоко Ямады и "Большая рыба и яблоня" (大鱼·海棠) Лян Суаня и Чжан Чуня. Последний раз главный приз Анси доставался японской полнометражке в 1995 году — "Помпоко" от студии "Гибли".
Томм Мур, ирландский режиссёр и современный гений анимации, снова в деле: покоривший мир своими фильмами "Песнь моря" (2014) и "Тайна Келлс" (2009), теперь он трудится над историей дружбы девочки-ликантропа и дочери инквизитора, случившейся в Ирландии времён Кромвеля. Уже доступен концепт-трейлер. Дата выхода пока неизвестна.
Японский анимационный ТВ-сезон «зима ‘17» был до обидного скуп на интересные новинки — порядочные сиквелы и пара-тройка комедий вряд ли делают погоду — поэтому «АККА...» стал тем самым аниме-сериалом, который и рак, и рыба на общем безрыбье и который скрасил зимние месяцы своим неторопливым повествованием. Конечно, на вкус и цвет все фломастеры разные, но с'est la vie, говорят французы.
«АККА...» — редкий образчик бюрократического триллера с легким заходом в соседние жанры психологической и политической драм, рассказанный через призму семейной трагедии протагониста. Что бы ни мерещилось при взгляде на промоматериалы или сцены поглощения пирожных, это не мужская версия K-On! (хотя иногда очень на неё похоже). «АККА...» — это очередная попытка Madhouse поиграть в жанровое разнообразие и заинтересовать зрителя уникальным художественным решением.
Фабула сериала довольно проста. В островном королевстве До:ва, состоящем из 13 провинций, как раз накануне столетия престола назревает государственный переворот, который предстоит предотвратить монаршему надзорному ведомству с именем из четырех букв (АККА — в честь вымершей птицы, очертания которой похожи на очертания королевства). «Остриём» подковёрной, в нашем случае — «запирожной», борьбы становится главный герой аниме Дзи:н О:тас, заядлый курильщик с шапкой блонда на голове, по совместительству замглавы столичного департамента Инспекции АККА (аудит и служба безопасности в одном флаконе). Собственно, больше глобальных сюжетных тем, кроме переворота, заявлено не было, но в сериале достаточно микротем, в том числе завязанных на тяготах/радостях провинций, которые с лихвой компенсируют сюжетную прямолинейность фабулы.
Учитывая жанровую спецификацию и дизайны персонажей, не стоит ждать от «АККА...» боевиковой динамики, эксплицитного насилия или же варварских разборок. Мир «АККА...» рафинирован и предельно цивилизован. Здесь нет рек крови, мордобоя, маскулинной агрессии, подвигов меча и щита. Но есть увязшие в распрях за сферы влияния политические фракции, утонченные аристократы и рубаха-парни, движимые жаждой изменений и обидами.
Словно играя в го, заговорщики прежде, чем двинуться вперед, просчитывают последствия на три-четыре хода. Поэтому все действие происходит по большей части в кабинетах либо кафешках, отчего кажется, будто аниме бессобытийно: главный герой инспектирует одну провинцию за другой, тратя уйму времени на курение, распитие напитков и разговоры о еде. Однако всякий следующий эпизод демонстрирует такую констелляцию фактов и персонажей, что история предстает под новым, не виденным ранее углом.
Отчасти это связано с тем, что основной «рассказчик» — сам Дзи:н, параллельно со зрителем распутывающий клубок недосказанностей, отчасти — с дробным монтажом, рассекающим цельную историю на мозаику встреч. Не могу сказать, что интеллектуальные игры здесь предельно запутанные — зритель с хорошими аналитическими способностями раскусит половину интриги еще эпизоде на пятом-шестом, но «АККА...» держит марку до финала, мягко потрёпывая нервы наблюдателю и в последних сериях, не срываясь при этом ни в галоп происшествий, ни в летаргию монотонных бесед.
Это, кстати, одна из ключевых особенностей сериала — темп повествования. «АККА...» — та самая черепаха из апории, что обгоняет Ахиллеса. Мнимое ничегонеделание оборачивается сюжетным поворотом на 180 градусов. Медитативное же перетекание одной сцены/локации в другую так и просит на язык сравнение с полноводной рекой, которая вроде и не спешит, меж тем неумолимо стекает в море, не чувствуя преград.
Я не большой знаток первоисточника — одноименной работы замечательной мангаки Нацумэ Оно, автора идеи для прекрасного сериала «Дом Пяти листьев» (2010), — но сведущие люди говорят, что экранизация почти один в один. И я склонен с ними согласиться, потому что визуально они (манга и аниме) почти не отличимы, разве что сериал более бросок за счет ярких красок, расцветивших героев Н. Оно. К слову, цветовая палитра «АККА..» — другая отличительная особенность, на которую студия Madhouse сделала ставку и не прогадала. Мало кто даже за последние пять лет может похвалиться столь незаурядным артом. И да, у персонажей есть носы!
И пусть сериал можно упрекнуть за сюжет, обратив внимание на его недостаточную для вау-эффекта многослойность, или придраться к экстравагантности художественного решения — в одном «АККА...» не умаляем. В музыкальном сопровождении: стилистически безукоризненные и притягательные аранжировки и композиции от Рё Такахаси доставят редкое удовольствие вашему уху. Вступительные и финальные титры — прежде всего.
До конца выхода сериала в эфир поглядывал одним глазом в обсуждения на англоязычных форумах и заметил такую штуку: многие ставили создателям в вину, что персонажи мало раскрыты и их мотивации слабо продемонстрированы. Кажется мне, что это всё-таки не недочет конкретного аниме, а отличительная черта режиссера Синго Нацумэ. Потому что и в недавнем «Ванпанчмене» (2015), и в обоих сезонах «Космического Денди» (2014) персонажи были детализированы ровно настолько, чтобы и «картонными» не оказаться, и зрителя развлечь, и при этом не утяжелить историю излишней скрупулезностью и театральной драматизированностью.
Таким образом, пристрастие к табаку Дзи:на не шалость автора, а вполне очевидный намек на посттравматический синдром, последовавший за гибелью родителей. Деталь вроде и не глубокомысленная, но значимая. Отсюда же инфантильная любовь сестры Дзи:на — Лотты — к пирожным и булочкам: с момента катастрофы она находилась как бы под колпаком братской опеки, огражденная от негативных аспектов взросления.
Вообще, чаепития и пирожные, кроме своей очевидной развлекательной функции, выполняют еще и функцию демонстрационную. Во-первых, демонстрируют мирное существование королевства До:ва. Во-вторых, уровень цивилизации в королевстве. В-третьих, наряду с прическами, костюмами и декорациями, позволяют представить всю непохожесть 13 провинций королевства между собой. К тому же пристрастия к определенным видам кулинарных изделий дополнительно подчеркивают кровное родство нескольких персонажей между собой (см. эпизоды с посещением королем кафе и посещением Дзи:ном и Лоттой королевской резиденции).
Мой неверный взгляд выцепил и другую особенность "АККА...", помимо символизма пирожных. Это — аллюзии на современные реалии Японии и более общо — других конституционных монархий. Тут вам и изживающая себя семейная форма правления, и борьба регионов за бОльшую автономию от столицы, открытость границ и модернизацию. И даже неявно данные традиционалистский реакционизм и гендерное неравенство. Хотя, конечно же, аниме гораздо условнее и герметичнее — благодаря своей завершенной эстетической форме оно универсально и не принадлежит какому-то конкретному времени.
В общем и целом, "АККА..." — интересная работа, немного страдающая от недофинансирования (что видно по множеству шикарных, но статичных кадров); работа, которая с легкостью могла бы стать хитом сезона, если б сменила излишки лоска на сермяжную правду жизни (либо — заменила пирожные на человечину: говорят, каннибализм сейчас в тренде, и "Атака титанов" тому лишнее подтверждение). А по факту, как всякое атмосферное произведение, «АККА...» нуждается в кооперации со зрителем, зато, если ваши частоты совпадут, резонанс удовольствия гарантирован.