| |
| Статья написана 17 августа 2009 г. 21:50 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Лет десять назад Асприн входил в десятку самых известных и продаваемых фантастов на постсоветском пространстве. Тем удивительнее, что выход нового, одного из последних романов мэтра, остался настолько незамеченным. Надо сказать, что роман оставил у меня довольно противоречивое впечатление. Итак, краткая фабула. Молодой Гриффин, недавно закончивший университет, узнает от своего дядюшки странную новость. Оказывается, его давно погибшие родители были драконами, а сам он и его сестра Валери тоже являются обладателями необычных способностей, которые должны вот-вот проявиться в полной мере. В связи с этим Гриффин оказывается в центре внимания нескольких соперничающих группировок драконов, одни из которых готовы сотрудничать с новичком, другие пытаются его убрать, а третьи пока присматриваются к его возможностям. Чтобы спастись, Гриффину приходится бросить все и перебраться в Новый Орлеан, в его знаменитый французский квартал. Вскоре он уже оказывается во главе организации, занимающейся нелегальными азартными играми. Но его враги и здесь не оставляют его в покое. Ну как, впечатлило? Меня не очень. Идея о том, что главный герой прожил больше двадцати лет, даже не подозревая о том, что с ним что-то неладно, выглядит сомнительно. Неверие героя в свою драконью сущность долгое время просто зашкаливает. В бегстве героя от врагов масса странных эпизодов. То он бросает все по первому же смутному подозрению, то, уже зная, что его убежище вновь обнаружено, остается спокойно ждать неизвестно чего. При этом, если вы думаете, что в книге вас ждет динамичный сюжет, вы сильно ошибаетесь. Действие развивается весьма неторопливо и размеренно, пожалуй, даже слишком спокойно. Складывается впечатление, что все проблемы героя — немного «понарошку», что автор, как заботливый отец, опуская ребенка в воду, тут же держит руки наготове, чтобы в любой момент вытащить его из беды. С героями тоже не все хорошо. Несмотря на то, что многие действующие лица — преступники, ведут они себя, как добрые и славные ребята. Портет самого главного героя, как и его сестры, тоже не отличается особой реалистичностью. Фантастический момент в книге присутствует, но склдадывается впечатление, что его можно было бы и убрать без особого ущерба для сюжета. В итоге у автора получился своеобразный роман взросления, чем-то похожий на историю Скива, из которой полностью убрали весь фирменный асприновский юмор. При этом роман во многом поучителен. Нельзя не заметить уверенность автора в том, что даже будучи драконом и главой преступной группировки, можно в любой ситуации оставаться человеком. Так что же, книга слаба во всех отношениях? Как ни странно, нет. Главное достоинство книги — ее очень удачная атмосфера, которая искупает многие недостатки романа. Пожалуй, главным героем, описанным с особой любовью, выступает вовсе не Гриффин, а Новый Орлеан — красивый, старинный, немного опасный и совершенно нетипичный для Америки город. Надо видеть, с какой любовью Асприн описывает узкие улочки французского квартала, его многочисленные кабачки, уличных музыкантов и прочие, прочие чудеса этого удивительного места. Судя по описанию, французский квартал очень похож на Старую Прагу с ее неповторимой атмосферой. Увы, ничто прекрасное не вечно в этом мире. Судя по всему роман писался еще до урагана, разрушившего столь любимый Асприным Новый Орлеан. Да и сам автор ушел от нас, не закончив свой последний цикл. Грустно, дамы и господа. Что ж, те, кто ждет фирменный юмор Асприна и искрометные приключения, останутся разочарованы этим романом. А вот настоящим романтикам, которые ценят прежде всего атмосферу произведения, и готовы простить ему определенную слабость сюжета, стоит прочесть «Игры драконов». Старый мастер напоследок приготовил для вас приятный сюрприз.
|
| | |
| Статья написана 13 августа 2009 г. 20:13 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Этот сборник вышел по итогам очередный двух «рваных грелок», прошедших в 2003 году, и получился, к моему удивлению, на редкость ровным и удачным. Не так часто в сборнике, где много малоизвестных имен, так мало явно слабых произведений. А вот рассказов, которые меня порадовали, гораздо больше. Поскольку в сборнике ровно сорок рассказов, позволю себе охарактеризовать не все, а только некоторые. Нестеров. Гуманный выстрел в голову. Описанная в рассказе ситуация, когда война будущего сводится к тотальной промывке мозгов и внушению ложных образов солдатам противника, выглядит на редкость вероятной, и в связи с этим пугающей. Но вот полностью воплотить свою идею в жизнь и удачно завершить историю автору не удалось. Поэтому только 6. Подымов. Обрывок рисовой бумаги. Интересное сочетание фэнтези и научной фантастики да еще в японском антураже. Идея рассказа необычна и нестандартна, но автор слишком увлекся стилизацией, от чего рассказ немного проиграл. Оценка — 7,5. Врочек. Восьмой рыцарь. История, входящая в цикл Малиганы и Слотеры написана в привычной для автора рваной манере. Благодаря тому, что я уже знаком с историей Ришье, мне удалось разобраться в хитросплетениях сюжета и оценить строгое изящество авторского замысла. Оценка — 8. Резов. Двести сорок седьмой. Один из лучших рассказов сборника. Очень неординарный мир, необычные способности героев и неожиданно сильная, пронзительная концовка. Оценка — 9. Буркин. Прости меня, милый моллюск. Отрывок из романа, да еще не самый удачный. Идея о вынашивании женщинами драгоценных камней необычна, но как-то несимпатична. Да и сама история переживаний героя не слишком интересна. Оценка — 5. Пехов. Последняя осень. Очень симпатичная и трогательная история про уходящую сказку. Один из лучших рассказов Пехова. Оценка — 8,5. Шаинян. Что такое река. Очередная сюрреалистичная история от Шаинян. Что-то в этом есть, некая странная атмосфера мрачного чуда, но такие расссказы не совсем в моем вкусе. Оценка — 6. Олин. Истинная алхимия. Полное впечатление, что под этим псевдонимом пишет Макс Фрай. Очень уж по-фраевски написана эта история о попытках проверить свою удачу, успешных и не очень. Оценка — 7,5 Попов. Письмо Несчастья. На первый взгляд, совсем банальная история о тяжелой жизни на постсоветсоком пространстве. Но есть в ней интересная изюминка. Оценка — 7. Лукьяненко. Не спешу. Оригинальный способ заключить сделку с чертом и обмануть его при этом предлагает признанный мэтр. С одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что человеку нужно только побольше времени, а все остальное в его силах, но уж очень просто все у автора получилось. Оценка — 7,5. Дубровин. Ловушка для Клауса Кинкеля. Один из лучших рассказов сборника о искалеченном гонщике, который пытается найти убежище в виртуальном мире, и оказывается перед нелегким выбором. Оценка — 8,5. Ох, а ведь это только четверть сборника. Пожалуй, остановлюсь на этом и не буду расписывать свои впечатления от каждого рассказа. Скажу лишь, что сборник открыл для меня несколько совсем новых имен — Рогозина, Чекмаева, Легезы, но и более опытные Остапенко, Ночкин, Бенедиктов, Березин порадовали в очередной раз. Ну а лучшим рассказом сборника я считаю маленькую, но очень мудрую миниатюру Казакова. Так что если вам попадется этот сборник и вы любите рассказы — смело беритесь за его чтение и вас ждет немало приятных сюрпризов.
|
| | |
| Статья написана 12 августа 2009 г. 10:03 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] В свое время совершенно случайно мне достался шеститомник «Врата смерти» и занял свое укромное место на самой дальней полке. Сейчас, когда я провожу ревизию библиотеки и избавляюсь от ненужных мне книг, эти тома Уэйс и Хикмена были извлечены на свет и отложены в стопку «Разобраться поскорее и сплавить их». Однако, все оказалось не так просто. Я уже читал раньше несколько томов из серии «Драгонлэндс» и впечатления остались противоречивые. Да, эти книги не обладали особой глубиной, да, недостатки их совершенно очевидны, да во многом они вторичны. А вот берешь в руки книгу и буквально проглатываешь ее. Примерно то же впечатление у меня и от чтения этого романа. Для начала — несколько слов о мире. Его устройство действительно необычно. Вот предыстория событий, описанных в романе. Некогда между собой враждовали два могущественных народа сартаны и патрины. Сартанам удалось одолеть противников и заточить их в наполненном опасностями Лабиринте, а мир, бывший причиной их раздоров, разделить на четыре, в каждом из которых доминирует одна стихия. Однако, нескольким патринам удается вырваться из Лабиринта и они начинают готовиться к борьбе за власть в этих мирах. Патрин Эпло проводит разведку и собирает информацию о том, что в них происходит. И первый мир, который он посетил — мир Неба. В этом мире центром тяжести является чудовищный водоворот Мальстрим. А вокруг него на разных орбитах вращаются коралитовые острова, наполненные газом. Ближе всего к Мальстрему — Нижнее царство, где геги (гномы) обслуживают огромную машину, созданную сартанами. Выше — Серединное царство, где люди враждуют с эльфами. Еще выше, за ледяной Твердью — Верхнее царство, где обитают могущественные волшебники мистериархи. Да, картина мира не самая реалистичная. Зато как здорово смотрятся эти острова, парящие в облаках, летающие имежду ними воздушные суда и могучие драконы, прирученные волшебниками. Завязка романа тоже необычна. Убийца Хуго Длань обвинен в преступлении, которого не совершал и приговорен к смерти. Но королевский приказ дает ему помилование. В обмен на жизнь король дает Хуго странное задание — убить десятилетнего сына короля, изобразив все так, чтобы улики указывали на эльфов. И вот в итоге Хуго, принц Бейн и увязавшийся за ними камердинер принца Альфред отправляются в путешествие. В ходе него они посетят все три царства, встретятся с Эпло и его странным псом, побывают у эльфов и гегов. Выяснится, что почти каждый из героев не тот, за кого себя выдает, и у каждого есть своя тайна. В итоге впечатление от романа осталось странное. В нем нет особых философских глубин. Стиль и язык не блещут никаким изяществом. Герои, несмотря на всю свою загадочность, описаны довольно прямолинейно. Юмор, а в описаниях царства гекгов его много, несколько плосковат и прямолинеен. Но сюжет романа построен так, что постоянно движется от загадки к загадке, от приключения к приключению. И вроде бы все эти загадки довольно прозрачны, а оторваться от книги не можешь. В итоге роман был прочтен на одном дыхании. И что же? Авторы оставили достаточно вопросов, ответы на которые будут даны в следующих томах цикла. Похоже, шеститомник придется вернуть на полку и уделить творчеству авторов больше внимания. Вывод. Поклонников сложной, философской литературы этот роман не заинтересует. А если вам захочется прочесть симпатичную приключенческую фэнтези с интересным миром и насыщенным действием, то на эту книгу стоит обратить внимание.
|
| | |
| Статья написана 9 августа 2009 г. 22:15 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Роман оставил довольно неоднозначное впечатление. С одной стороны, налицо явные достоинства первого романа Линча. В первую очередь запомнилось интересное и красочное описание места действия. Величественные здания из древнего стекла, сеть каналов, покрывающая город, храмы различных божеств, богатые кварталы и жуткие трущобы — все это описано ярко, красочно, и, я сказал бы, с любовью к своему миру. Достаточно интересны образы главных героев. Да, можно посетовать на не слишком уж большую их реалистичность. Вряд ли люди, выросшие в таких жестоких условиях, думали и чувствовали бы именно так. Но при этом герои действительно вызывают симпатию, за них переживаешь, им сочувствуешь, а их дружба вызывает уважение. А вот второстепенные герои, кроме наставника Чейнса, в достаточной мере схематичны. Видно, что представления автора о преступниках довольно далеки от реальности. Сюжет романа производит довольно противоречивое впечтатление. С одной стороны, хватает неожиданных событий и резких поворотов сюжета. С другой стороны, дествительно неплохо задуманные аферы перемежаются с совершенно наивными ходами, вроде той ситуации, когда Ламора прикинулся больным, чтобы не идти на решающую разборку. Больше всего мне понравились интерлюдии, повествующие о детстве Локки и его товарищей. Каюсь, после нескольких глав я изменил порядок чтения на хронологический и прочел сперва все интерлюдии, а потом вернулся к основной сюжетной линии. Кажется, от более полного знакомства с молодостью Локки роман бы только выиграл. Серьезным недостатком романа, на мой взгляд, является то, что автор так и не определился, что же он пишет: авантюрный роман или жестокий боевик. В итоге роман читался довольно тяжело. Кроме того, периодическое описание кровищи в стиле «Бешеный мочит Косого» серьезно портит общее впечатление. Тем более, следует учитывать, что в небольшом, по сути городе (в романе упоминается цифра 88 тысяч) такое изобилие банд себя просто не прокормит, а такие постоянные неоправданные жертвы просто подорвут само существование общества. В романе много интересных, ярких моментов, вроде поединков гладиаторш с акулами, зданий из древнего стекла, Сада роз, но большинство из них остались яркими финтифлюшками, не слишком повлиявшими на развитие сюжета. В итоге получился типичный многообещающий дебют. Яркие эпизоды чередуются с не слишком удачными, а неожиданные находки — с заметными ляпами. И все же книга стоит того, чтобы ее прочесть. Оценка — 7.
|
| | |
| Статья написана 9 августа 2009 г. 12:28 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] С удовольствием выполняю одну из просьб читателей моей колонки. Обещаю добраться до "Черного баламута" в обозримом будущем. Этот роман очень типичен для творчества Чигиринской, в нем ярко видны как достоинства, так и недостатки ее стиля. Поэтому этот отзыв будут писать одновременно поклонник Чигиринской и критик. Начнем с созданного автором мира. Поклонник. Сразу видно, что автор изрядно потрудилась над своей Вселенной, проработала ее историю, легенды, философию. Противостояние Рима и Вавилона — одно из самых продуманных и проработанных автором. События, описанные в романе — лишь маленький эпизод этого противостояния. Общественный строй на разных планетах, сложная клановая система, особенности общественного мировоззрения, сложная система клонов и гемов — все это очень часто проходит мимо внимания авторов, а вот Чигиринская всему этому уделила много внимания и удачно подала весь этот интересный материал в своем романе. Достаточно подробные описания планет и маневров в гиперпространстве, увлекательная охота на энергетические сгустки — левиафаны. В итоге каждый может найти в этой Вселенной то, что заинтересует именно его. Критик. Все это хорошо. А почему повсеместно доминирует японский язык и культура? Как это соотносится с христианством? Какую роль в этой истории играет раса шедайин? Как может существовать жизнь на столь экстремальной планете, как Картаго? Вывод. Мир романа действительно очень интересен и проработан, но без определенных натяжек, необходимых автору для обоснования ее идей, и без некоторых накладок не обошлось. Сюжет. Поклонник. Любимая «фишка» автора — использовать в своих произведениях сюжетную канву других произведений. Причем происходит то не от недостатка у Чигиринской собственных идей, а скорее, как оригинальный творческий эксперимент, попытка соединить несоединимое. В данном случае в основу романа положен «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна и довольно удачно встроен в мир будущего. Но, конечно, сохранив ключевый эпизоды романа Жюля Векрна, Чигиринская стороит собственный сюжет, который гораздо насыщенней и глубже. Нельзя сказать, что он так уж изобилует неожиданными поворотами, но сюрпризов читателю преподнесет немало. Надо сказать, что сюжет романа сильно разочарует поклонника классических МТА. Вместо того, чтобы косить врагов направо и налево, героям приходится туго. По сути, большая часть романа — описание сплошных потерь и поражений, что, впрочем, только усиливает впечатление от нее. Критик. Не могу сказать, что жюльверновский сюжет так уж органично встроен в книгу. Стоит начать с того, что полковник Террао был просто обязан в такой ситуации включить в экипаж «Паломника» своего бортмеханика, а не допускать появления там крайне сомнительного типа. Да и с определенного момента роман далеко отошел от «первоисточника». Кроме того, большая часть книги действительно является яркой иллюстрацией принципа «Нас е***, на мы крепчаем», причем в паре эпизодов вполне дословно ему следует. (издательство «Крылов» нервно курит в сторонке) Пожалуй, кое-где автор переборщила. Да и чудесное спасение главного героя на Арене, и его последующие попытки нести христианское учение в массы выглядят отнюдь не идеально. Вывод. Сюжет действительно интересен и оригинален, но без натяжек и чудесных спасений героя не обошлось. Стиль. Поклонник и критик хором. Роман написан хорошо и читается, несмотря на свою сложность, легко, но во многих эпизодах выглядит несколько затянутым. Впрочем, многословие — традиционная особенность стиля Чигиринской. Герои. Поклонник. История становления Дика Суны — одна из самых сильных и реалистичных подобных историй. Автору блестяще удалось показать, как нелегкие испытания закаляют его характер, подобно тому, как кузнец мощными ударами выковывает меч. Моро — очень интересный и неоднозначный герой, этакий ниндзя с ДаркВейдеровской судьбой. Противостояние Дика и Моро — один из самых сильных эпизодов романа. Вообще, все герои — и члены команды «Паломника» и леди Констанс, и Бет, и Порше, и Нейгал — очень хороши. Это — одна из самых сильных сторон романа. Критик. Да, героям уделено немало внимания, но порой их отношения выглядят противоестественно. Вообще, вавилоняне производят довольно странное впечатление. Автор отчаянно пытается показать, что сами по себе они не так плохи, а злодеями их делает бесчеловечная система, но выглядит это не очень убедительно. А уж методика перевербовки скорее будет давать на выыходе идиотов, чем отличных работников. И все же не могу не согласиться, герои действительно хороши. Вывод. Яркие, интересные персонажи, их развитие, а иной раз и ломка — одно из самых сильных мест книги. Идеи. Поклонник. Чигиринская блестяще соединяет напряженный сюжет и глубокую идейную насыщенность произведения. Автор убедительно показывает, что именно христианская религия может и должна быть основой человеческой жизни, моральным стержнем общества и опрой в человеку в период тяжких испытаний. Критик. Если в ПТСР христианские идеи высказывались в более замаскированном виде, то в этом романе автор скатывается до неприкрытой религиозной пропаганды, что выглядит весьма навязчивым и не всегда естественным. В общем, покайтесь, братие, и будет вам счастье. Вывод. Идейная направленность — ключевой и самый противоречивый элемент романа. Именно от отношения читателя к идейной составляющей будет зависеть и общее восприятие романа в целом — от восторга до полного неприятия. Общее впечатление от романа. Поклонник. Перед нами настоящий шедевр, где каждый элемент романа играет свою роль в формировании общей картины. Интересный сюжет удачно сочетается с глубоким философским смыслом, яркие герои проявляют свои лучшие и худшие качества. Отдельные эпизоды способны растрогать любого читателя. Роман доставит немало работы и уму и сердцу читателя, а я с интересом буду ждать продолжения. Оценка — 10 из 10! Жаль, нельзя поставить 11. Критик. Несмотря на затянутость романа и перегруженность религиозными идеями, читается он действительно с удовольствием. Героям действительно сопереживаешь, а за их судьбами следишь с интересом. Посмотрим, что будет в продолжении этой истории. Надеюсь, автор не запуталась сама в поисках выхода для своего героя. Оценка — твердая 8. Вывод. Ваша оценка будет сильно зависеть от того, насколько вы готовы воспринять христианское мировоззрение автора. Тем не менее, объективные достоинства романа высоки. Впрочем, ставить высший балл произведению, которое обрывается на полуслове, невозможно.
|
|
|