Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Bunin1» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 июня 2021 г. 13:22

Что вершит судьбу человечества в этом мире? Некое незримое существо или закон, подобно Длани Господней парящей над миром? По крайне мере истинно то, что человек не властен даже над своей волей. — Кэнтаро Миура (1966-2021), коему посвящается эссе.


Выборы 2020 года в США стали предметом научного осмысления в журнале «Электоральная политика» в редакционной коллегии которого есть именитые учёные вроде Владимира Гельмана (Европейский университет в СПб) и Кэмерона Росса (Университет Данди, Великобритания), известных по академическому журналу с международной репутацией — «Российская политика». Добротная и богатая качественным анализом статья Жаворонкова, Касьяна и Яновского озаглавлена названием, внутренняя идея которого, ведущей нитью проходит через весь текст авторов — “Что случилось с «Факелом свободы»”. Для авторов очень важным является противопоставление “свободных стран” со сменой власти в рамках электоральной модели политической репрезентатации и собственно диктатур.

И вот тут-то и кроются детали дьявола. Следуя «Этике Свободы» Ротбарда и его же «Conceived in Liberty, Volume 5: The New Republic: 1784–1791» проблематику можно обозначить следующим образом — во-первых, так ли уж очевидны преимущества стран со сменой власти через выборы в рамках стандартной электоральной модели политической репрезентатации, во-вторых можно ли говорить о том, что мандат народа в этих странах систематически получен таким образом, что отражает волю большинства и самое главное — систематически ли удовлетворено большинство такой политической моделью.




Файлы: Pieter_Bruegel_d._Ä._037.jpg (2614 Кб)
Статья написана 8 июня 2021 г. 11:35

Как смертельную опасность для республики Джефферсон воспринял, что Конституция дала всю власть народу, не обеспечив ему в то же время возможность быть республиканцем и действовать как гражданину. Иными словами, опасность состояла в том, что вся власть была отдана народу как частному лицу, и что не было предусмотрено пространства, где он мог бы быть гражданином. Когда, под занавес своей жизни, он подытожил то, что составляло для него суть частной и публичной морали: «Возлюби своего ближнего как самого себя и свою страну больше чем самого себя», он сознавал, что эта максима останется пустой фразой, и «страна» не сможет удостоится «любви» своих граждан, если не будет подобно «ближнему» непосредственно ощутима. Ибо как трудно любить ближнего, когда видишь его мельком раз в два года, так и трудно любить страну больше чем самого себя, если она не пребывает постоянно в гуще своих граждан. — Ханна Арендт, «О Революции».


Эрнст Канторович в своём magnum opus'e «Два тела короля», исследовав тему сакрального статуса средневекового короля как основу для формирования среди его подданных образа «политического тела короля», как мистического тела к которому приобщены его подданные, вместе с королём представляющие собой — политическое тело всего королевства, пытался указать на определённые выводы универсального характера, выходящие за пределы собственно средневекового общества. Канторович считает, что власть «sui generis» или по-своему характеру всегда двусоставная и её идеологическая сторона конститутивно целеполагает — реальных акторов и институты, работоспособность которых не сильно зависима от их собственной эндогенной деятельности. Верно это или нет — вопрос для моего эссе неважный, достаточно лишь того, что проблематика республиканской идеологии на заре рождения Американской Республики рассматривалась, как столь же фундаментально конституирующая. И в этом смысле позволительно говорить о двух телах Республики: тело республиканской идеологии с одной стороны и тело республиканской механики (сепарация власти, модель политической репрезентатации, etc) с другой. Как мы выясним в этом эссе понимание апории, заложенной в двух телах Республики ещё при появление этой модели в конце 18 века позволит понять проблемы, которые сегодня все могут наблюдать в мире.




Статья написана 27 мая 2021 г. 15:28


Если мир перевернуть с ног на голову, истина в нём станет ложью. — Ги Дебор, «Общество спектакля».


Я предпочитаю больше не участвовать в дискуссиях по выборам в США 2020-ого года, поскольку в своё время сказал об этом довольно много неглупого, но как неизменно показывало время — это почти всегда было безрезультативно.

Сегодня каждый человек в мире предпочитает жить в своём информационном вакууме и наверное это естественно — все-таки мы наделенные пятью жалкими чувствами любим притворяться, что понимаем этот неизмеримо сложный мир, отказываясь признать, что живём на тихом острове невежества посреди чёрного моря бесконечно неведомого, когда наши естественные природные когнитивные паттерны антагонистичны критическому мышлению в принципе (см.: Robert N. McCauley, Why religion is natural and science is not // Oxford University Press, 2011).




Файлы: 9a2.jpg (60 Кб)
Статья написана 27 мая 2021 г. 02:15


Один заключенный изменил судьбу сотен. Но он заплатил за это слишком высокую цену. — The Gothic 2, Intro.


Рынок — это не место, рынок — это процесс”, именно такими словами в свое время охарактеризовал суть рыночной экономики Людвиг фон Мизес. Всего лишь небольшой парафраз этой сентенции хорошо подойдёт и для того понимания науки, которое было выдвинуто Томасом Куном в его знаменитой работе «Структура научных революций»: “Наука — это не текущий консенсус, наука — это процесс”.

В своё время Томас Кун указывал на институциональный характер проблем, связанных с принятием парадигм в научном сообществе, как причину определённой и часто всё более возростающей догматичности научного консенсуса, поддерживаемого не в последнюю очередь преференциями от лояльности устоявшейся исследовательской среде. Сегодня, с жёсткой иерархизацией финансирования в науке от государства и корпораций, попытка выдвинуть аутсайдерскую позицию с критикой научного консенсуса может оказаться предприятием ещё более опасным для репутации и соответственно карьеры и доходов такого учёного.




Статья написана 17 февраля 2021 г. 19:31

Падме Амидала: Что, если той демократии, которой мы служим, уже нет? И Республика стала средоточием зла, с который мы сражались?

Палпатин: Республика уже не та, что была раньше. Сенаторы алчны, они погрязли в раздорах. Всеобщее благо никого не волнует. Скажу честно, Ваше Величество, я сомневаюсь, что Сенат отреагирует на вторжение. ... Прошу прощения, Ваше Величество, но канцлер не имеет реальной власти. На него постоянно сыплются обвинения в коррупции. Всем заправляют бюрократы. ... Вот они, бюрократы. Истинные правители Республики. И подкупленные Торговой Федерацией, смею добавить.

— Джордж Лукас, «Звёздные войны».


Давно пора было развеять ряд стереотипов относительно обычной электоральной модели политической репрезентации, но всё никак руки не доходили.


I. Проблема семантической инфляции.


Как гласит известное правило дискуссии — о терминах не спорят, о них договариваются.

Когда сегодня говорят о «демократии», подразумевая работающую электоральную модель политической репрезентации на национальном (не-локальном) уровне, которая распространа в различных уголках земного шара от Бразилии до Швеции — никто не задается вопросом исторической генеалогии термина «демократия» и его содержания.




Файлы: maxresdefault.jpg (135 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 5

⇑ Наверх