| |
| Статья написана 16 января 2017 г. 14:34 |
Мое мнение может оказаться непопулярным, но лично я считаю полезным факт того, что недальновидные пираты украли у Первого канала и слили в сеть финальный эпизод британского сериала "Шерлок" за день до официальной премьеры. Почему? Потому что пока пираты воровали у писателей и издателей — это были проблемы книжного рынка. Пока пираты наносили урон кинопрокатчикам, страдали лишь кинокомпании. Когда на просторах сети появлялись музыкальные альбомы, голова болела лишь у музыкантов. А вот сейчас пострадал главный федеральный канал. Поддерживаемый государством. А мы с вами помним, как Константин Эрнст борется с пиратством (до сих пор перед глазами бульдозеры, раскатывающие в кашу пиратские видеокассеты :)) http://s12.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/12..." width="600" /> Так что в этом году нас следует ждать быстрого и бескомпромиссного ужесточения "Антипиратского закона". Ждем судов, штрафов и возможно тюремных сроков, что давно является обычной практикой на Западе. Добро пожаловать в новый дивный мир! :)
|
| | |
| Статья написана 13 января 2017 г. 15:22 |
Свежее интервью Олега Новикова (гендиректор "Эксмо-АСТ"), в котором он рассказывает о том, почему рынок теперь растет лишь за счет инфляции и помогает ли продажам борьба с интернет-пиратством. http://im1.kommersant.ru/Issues.photo/DAI..." width="600" /> — Сказался ли нынешний кризис на вашей операционной деятельности? — Если говорить о коммерческом книгоиздании, мы давно живем в условиях кризиса, практически с 2008 года. Вначале это было связано с сокращением книжных магазинов, закрытием нескольких торговых сетей, в первую очередь "Топ-книги". Важным был фактор пиратства, потому что сокращалось количество людей, легально читающих книги, и это означало снижение тиражей, рост себестоимости. Рынок падал как в физическом выражении — в экземплярах, так и в денежном, несмотря на инфляцию. К примеру, общие тиражи бумажных книг сократились с 2009 года на 30-35%. Сейчас это удалось остановить, и мы видим рост в денежном выражении. Для рынка драйвером начиная с 2012 года был рост рынка учебников, потому что государство активно инвестировало в обновление образовательной среды, в увеличение закупок учебной литературы, но этот процесс прекратился. А на рынке коммерческой литературы наступила стабилизация — перестало сокращаться количество магазинов; даже, по нашим оценкам, наблюдается рост их количества. Появляются новые каналы, в частности, развиваются интернет-продажи, которые занимают сегодня около 20% рынка. — Сколько тратится на создание электронных книг? — По сути, электронная книга — это программное обеспечение: это не PDF-файлы, а полноценное, специально созданное электронное приложение. Затраты на создание приложения зависят от набора факторов внутреннего содержания, которые определяются педагогической целесообразностью. Затраты составляют от 500 тыс. руб. до 2 млн, то есть в среднем около 1 млн руб. требуется для создания электронной версии учебника. Эти цифры справедливы для массового производства, большого потока. Если такую книгу-учебник делать отдельно, затраты будут значительно выше. — Если говорить об антипиратском законодательстве, вы уже видите какую-то корреляцию между действиями Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) и продажами изданий? — Мы видим, что рынок легальных электронных книг продолжает динамично расти, и сегодня это уже более 2% от общего объема книжного рынка. И в прошлом году произошло удвоение этого рынка, и в этом году будет удвоение, соответствующее росту доходов правообладателей, в первую очередь российских авторов. Мы надеемся, что этот рынок станет драйвером роста для всего книжного рынка.
— Будете ли вы корректировать стратегию по борьбе с пиратством после истории с задержанием главы АЗАПИ Максима Рябыко по подозрению в вымогательстве? — Стратегия борьбы с пиратством не может зависеть от отдельных участников процесса, но ситуация демонстрирует, насколько процесс непростой. Позиция издателей едина — борьба с пиратством сейчас один из ключевых факторов развития отрасли, а вклад АЗАПИ в развитие легального рынка электронных книг исчисляется десятками выигранных процессов и сотнями заблокированных нелегальных ресурсов. Поэтому борьба с пиратскими ресурсами должна идти неменьшими темпами, работа не останавливается. — Какова ваша позиция относительно подозрений в адрес Максима Рябыко? В каком статусе сейчас находится дело? — Лично я убежден в его невиновности. Статус могут прокомментировать только следственные органы. Насколько мне известно, обвинение Максиму не предъявлено. — У вас нет ощущения, что деятельность АЗАПИ, к примеру блокировка RuTracker и Flibusta, может негативно сказаться на имидже "Эксмо-АСТ" как учредителя ассоциации? — Если борьба с преступлениями может негативно сказаться на имидже, с этим, наверное, ничего не поделаешь. У нас выхода нет, мы обязаны защищать своих авторов и правообладателей от пиратов. А волна пиратства и объем нелегальных скачиваний убивали рынок. Рынок падал, авторы переставали писать, была реальная угроза, что мы лишимся национальной литературы, потому что лучшие, наиболее талантливые авторы, не зарабатывая на литературных произведениях, будут зарабатывать на чем-то другом. Никто не хочет работать безвозмездно, и тут авторов можно понять. Многие издательства из-за пиратства приостанавливали свою деятельность, а это так или иначе имеет значение и для экономики страны, и для культуры, поэтому, нравится вам это или не нравится, блокировка была вынужденной мерой. Мы пытались договариваться со всеми пиратскими ресурсами и сейчас это делаем, предлагая им легализовать работу, подписать соглашение, но для них пиратство является источником дохода, и мы вынуждены идти на крайние меры в рамках закона — в том числе и на обращения о блокировке ресурсов. Но пиратские ресурсы — это нелегальная форма зарабатывания денег, и работают они, не исходя из своих социальных убеждений и идей, а чтобы получать деньги, что, на мой взгляд, не очень справедливо по отношению к создателям контента. — Как на вашем бизнесе сказалась потеря украинского рынка? — На протяжении последних пяти лет доля российских книг на украинском рынке снижается и объем продаж неуклонно падает. Можно вспомнить, что в начале 1990-х годов украинский рынок составлял приблизительно 30% от общего рынка русскоязычных книг. В последние годы эта доля составляла 7-8%, за последние два года она сократилась примерно до 2% от общей выручки. Судя по всему, эта доля может и дальше снижаться, потому что мы сталкиваемся с постоянным административным давлением, с решениями украинских судов о запрете ввоза российских книг. Приходится постоянно бороться с различными блокировками, акциями, далеко не совершенным законодательством, позволяющим регистрировать чужие торговые марки. Мы с этого рынка уходить не собираемся, но тем не менее есть сложности, которые преодолевать достаточно тяжело. При этом надо признать, что именно русскоязычные книги все-таки наиболее востребованы на территории Украины. Они занимают около 60-65%. Другое дело, что покупательная способность украинского населения очень сильно снизилась и отстает не только от Москвы и Санкт-Петербурга, но и от других регионов России. Это тоже влияет на развитие книжного рынка, потому что основным драйвером потребления книг является рост доходов и образованности населения. — Как вы будете развивать книжные сети? — Книжная розница для нас отдельный бизнес, он не входит в контур издательства, поскольку я там являюсь одним из акционеров как физическое лицо. В последние годы, если говорить о компаниях "Читай-город" и "Новый книжный — Буквоед", книжная розница динамично росла. За три года открыто около 200 новых книжных магазинов, и оборот сети увеличился более чем в два раза. Основной акцент делается на открытии магазинов не в Москве или Санкт-Петербурге, а в регионах. И мы видим высокий уровень востребованности магазинов, в том числе и в небольших городах, и высокую корреляцию между наличием инфраструктуры для чтения и книжных магазинов и объемом потребления книг. Несмотря на развитие интернет-торговли и электронных книг, большинство наших читателей предпочитают читать бумажные книги и покупать их в книжных магазинах. В том числе и потому, что сроки и стоимость доставки делают для многих регионов цену книги запредельно высокой. Стратегически за три года мы бы хотели открыть порядка 350 книжных магазинов во всех регионах России, а на каких-то рынках довести долю объединенной розничной сети "Читай-город"--"Новый книжный — Буквоед" до 50%. Это очень сложный, но финансово достаточно успешный бизнес, причем возврат инвестиций достигается по истечении трех-четырех лет. — Есть какие-то первоочередные регионы? — На ближайшие три-четыре года, притом что Санкт-Петербург и Москва все еще имеют потенциал для роста, мы видим среди регионов, в которых можно активно развиваться, Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток. И в целом, если раньше мы старались ориентироваться на города с населением от 400 тыс. и выше, то сегодня мы уже ставим планку на уровень 100 тыс., то есть это существенно расширяет географию открытия. Новый интересный формат — это создание книжных магазинов на базе библиотек в формате государственно-частного партнерства. Особенно это может сработать там, где библиотеки не справляются со своими задачами по разным причинам или у регионов нет возможности финансировать обновление их фондов. Развитие уже имеющихся магазинов и появление новых — это дополнительный стимул для развития библиотек как культурных, досуговых зон в городской среде. — В городах со 100 тыс. жителей книжные магазины окупаются медленнее? — Есть разные данные, там тяжелее прогнозировать спрос, но в целом нам удается выходить на тот же период окупаемости — три-четыре года. При этом в таких городах рынки более свободные. Да, спрос там изначально маленький, потому что нет привычки к регулярному потреблению книг и походам в книжные магазины, зато есть высокая динамика, и через два-три года новый магазин, как правило, выходит на очень хорошие результаты. В среднем выручка книжного магазина — 15 млн руб. в год. — Какова доля изданий "Эксмо-АСТ" в магазинах вашей сети? — За счет более качественной работы доля на 5-6 процентных пунктов выше, чем в других розничных магазинах, то есть 37-38% в выручке от продаж книг, хотя доля на полке даже несколько меньше. При этом на сегодняшний день приблизительно 40% продаж — это не книжные категории. Надеюсь, что доля книг не будет дальше снижаться. Каждая хорошая книга провоцирует увеличение потребления. — Какие результаты у компании в 2016 году? — Для нас главной целью и задачей был не рост — потому что расти в кризис достаточно тяжело,— а повышение качества процессов и повышение их эффективности, проведение определенной реструктуризации. Еще одна цель — оптимизация издержек, оптимизация расходов. Мы ищем новые возможности снижения затрат, консолидируем всю логистику. Надеемся в 2016 году получить общий рост продаж на уровне 13-14%. Общий рост рынка мы прогнозируем на уровне 7-8%. — Вы рассчитываете на рост рынка в натуральном выражении? — Все-таки мы ждем роста рынка в денежном выражении. Чтобы стабилизировалась ситуация в тиражном выражении, должна сократиться доля пиратства на рынке. Сегодня около 90% скачиваний происходит с нелегальных ресурсов, и этот объем скачиваний составляет примерно 30% потребления. Это те читатели, которых мы теряем. Благодаря принятию антипиратского закона и расширению его действия на книги удалось этот процесс затормозить. Если последовательно развивать правоприменительную практику, есть надежда, что доля и объемы пиратских скачиваний будут сокращаться. Тогда есть основания рассчитывать и на рост продаж в физическом выражении. Пока основным драйвером роста рынка в денежном выражении является инфляционная составляющая, но при этом хочется обратить внимание на то, что, несмотря на девальвацию рубля и рост цен на бумагу и полиграфию, за два года книги подорожали приблизительно на 23-24%, что, в общем, ниже, чем другие товары потребления, те же продукты, в частности. — Какую долю рынка вы занимаете и какого показателя планируете достигнуть? — Сейчас мы занимаем почти треть от общего книжного рынка, и для нас показатель "доля рынка" уже не является сильно значимым и целевым. Вопрос скорее в качестве нашей работы и максимизации доли через повышение финансовых показателей, улучшение эффективности. Но при этом нам необходимо осваивать новые технологии. Тенденции, которые сегодня происходят в образовании, требуют серьезных изменений внутренних процессов, потому что все больше развиваются электронные платформы, электронные формы и методы образования, они будут занимать значимую долю рынка, и традиционным компаниям придется уходить или становиться более технологичными. Вы это видели на рынке коммерческой литературы, сегодня мы видим, как это происходит на рынке образовательной литературы. — На каком этапе находится объединение активов "Эксмо" и других приобретенных за последние годы издательств и какой будет итоговая структура? — Сейчас активы уже в целом объединены в такие бизнес-единицы: на рынке коммерческой литературы работает "Эксмо-АСТ", на рынке учебной — "Дрофа — Вентана-Граф". На сегодняшний день мы видим в коммерческом рынке гораздо больше потенциала, чем в учебном: последние два года бюджетный сегмент учебной литературы начал стагнировать, а рынок коммерческой литературы, наоборот, расти. — В чем еще заключается оптимизация в издательской группе? Насколько снизились затраты? — При объединении учебных издательств в единую бизнес-единицу произошло сокращение управленческих затрат за счет консолидации службы финансов, IT, логистики. И естественно, за счет масштабов удается снизить затраты. Мы запускаем проект нового логистического комплекса площадью 25 тыс. кв. м. Раньше у каждой компании были свои логистические и складские центры, сейчас мы инвестируем в единый современный комплекс, в современное оборудование. Планируется долю косвенных затрат в выручке сократить на 2%. Общие затраты (на этот комплекс) мы планируем на уровне 600 млн руб.— мы арендуем площадь, инвестируем в программное обеспечение, обучение и подготовку персонала, складское оборудование. Выйти на окупаемость планируем в течение четырех с половиной лет, что, я считаю, рационально на сегодняшний день. — В связи с волатильностью рубля падают закупки прав на зарубежные издания? — Мы всегда старались делать акцент на выпуске российских авторов, доля зарубежных прав в портфеле — менее 30%, поэтому для нас это не столь критично, тем более что 95% производимой продукции мы выпускаем в России. Плюс в таких ситуациях мы проводим переговоры с партнерами и договариваемся о сокращении ставок, отсрочке платежей, чтобы смягчить кризисные явления и не перекладывать их на плечи читателей. — В целом зарубежные продажи занимают большую долю в вашем обороте? — Нет, помимо Украины мы поставляем книги в Казахстан и Беларусь, если эти продажи можно считать зарубежными,— это около 4% от общих объемов продаж. Вся остальная деятельность — внутри России. Часть наших дистрибуторов работает на зарубежном рынке: в Германии, США, Израиле, там, где потребление российских книг существует. — Важна ли для вас поддержка государства? — Не просто важна, а критически важна. Во всем мире книжная отрасль пользуется налоговыми льготами, преференциями. Во Франции, например, помещение, которое занимает книжный магазин, невозможно перепрофилировать, оно может функционировать только для продажи книг. Во многих странах нулевой или льготный НДС, у нас льгота тоже есть — НДС на уровне 10%, и это критически важно. Проведение года литературы позитивно сказалось на книжной отрасли. Показатели по объему потребления книг, по количеству книжных магазинов на душу населения вошли в основу государственной культурной политики. Сейчас те меры, которые Минэкономики разрабатывает в плане поддержки открытия книжных магазинов, действительно бы позволили активизировать процессы. О том, насколько это важно, говорит, например, тот факт, что Amazon объявил об открытии 100 книжных магазинов — а это компания, которая всегда была лидером онлайн-торговли. Ситуация вполне рабочая, и продажи в книжных магазинах растут, но дополнительная поддержка могла бы серьезно ускорить этот процесс. По нашим оценкам, в стране не хватает порядка 1 тыс. книжных магазинов. Причем важно, чтобы это были не просто лавочки, а полноценные культурно-досуговые центры — сегодня это достаточно востребованный формат и часть социальной инфраструктуры. Все это позволило бы нам наращивать объемы потребления книг. Сегодня по количеству книжных магазинов мы отстаем даже от Польши. Проблема достаточно очевидна, с ней нужно и можно работать. http://www.kommersant.ru/doc/3187839">Источник (c)
|
| | |
| Статья написана 12 января 2017 г. 18:56 |
Очень скоро, уже в марте этого года, в продажу поступит новый графический роман "Пост". Три причины, почему его стоит приобрести: http://cs837732.vk.me/v837732337/1bd89/Zt..." width="600" /> 1. Идея и сценарий — мой друг и коллега https://vk.com/dg">Дмитрий Глуховский, 2. Художники — Диана Степанова и мой друг Илья Яцкевич, 3. В марте выйдет не один том «Поста», а сразу два. Под одной обложкой, в твердом переплете. https://pp.vk.me/c626517/v626517732/5bf3a..." width="300" /> За всеми новостями проекта и графиком презентаций можно следить в официальном сообществе вКонтакте: https://vk.com/outposttv">https://vk.com/outposttv
|
| | |
| Статья написана 12 января 2017 г. 18:12 |
Я знаю, что среди моих читателей много поклонников виртуальных миров и компьютерных игр. Думаю, вам будет интересна следующая новость. https://s3.planeta.ru/p?url=https%3A%2F%2..." width="600" /> https://vk.com/rus_dmitriy">Дмитрий Рус: "Всем привет! Важный для меня день — хочу поделиться с вами кусочком мечты. 3 месяца назад, мы с Павлом Пламеневым начали работать над совместным проектом: песне, по серии книг "Играть, чтобы жить". Мы хотели создать гимн Друмира, а получился — гимн русского геймера! Постепенно идея воплощалась в реальность. Зазвучала музыка, в муках родились стихи. Песня оживала, и требовала все большего. Ей потребовалась скрипка... контрабас... ситар... суровый мужской хор... Это все стоило денег, но остановиться мы уже не могли. И я в восторге от того что у нас получилось! Реально — шок и трепет! Одна беда — стоило все это дело — как пароход. И я обращаюсь ко всем неравнодушным: присоединяйтесь к проекту! Вложите в песню частичку своей души, желания помочь и своего труда! Чтоб и через полсотни лет, услышав зазвучавший ретро-гимн русских геймеров, вы могли смахнуть скупую слезу и сказать: ЭТО МОЙ ГИМН!" Поддержать товарищей можно по ссылке: https://planeta.ru/campaigns/plamenev">https://planeta.ru/campaigns/plamenev
|
| | |
| Статья написана 11 января 2017 г. 11:07 |
Из-за категоричного тона моих последних заметок у кого-то из вас могло сложиться неверное представление о том, что я ратую исключительно за развитие и распространение электронных (текстовых или аудио) книг. Это не так. Я напомню вам одну цифру — объем продаж книжного рынка в России в 2016 году составил 80 млрд. рублей, из которых продажи электронный копий составляют по разным оценкам от 3 до 6 процентов. Так что бумажные книги у нас пользуются большим спросом. Детская и учебная литература, нон-фикшен и на последнем месте по популярности — художественные книги. http://images02.noen.at/63690011433567482..." width="600" /> Но, что меня несказанно удручает, так это тот факт, что книги у нас продавать не могут от слова "совсем". Разрушенная розничная сеть, кривая маркетинговая политика, консервативность оптовиков и многочисленные наценки на продукцию на каждом этапе доставке книги от изготовителя (писателя) к потребителю (читателю). И если электронные тексты у нас уже более-менее научились реализовывать, то вот с бумажной продукцией дела обстоят из рук вон плохо. 1. За прошедшие пять лет число стационарных книжных магазинов в России сократилось с 5 000 до 1 500. — Отчасти в этом виноваты удравшие за границу владельцы сети "Топ-книга", утянувшие на дно несколько сотен книжных магазинов и нанесшие тем самым ощутимый удар по отечественному книготорговому бизнесу. — После объединения издательских домов "Эксмо" и АСТ" была сильно сокращена фирменная книжная сеть "Буква", принадлежавшая "АСТ". Также утратили поддержку книжные магазины, сотрудничавшие с "Буквой" в регионах, в результате чего им тоже пришлось закрыться. — В прошедшем году ситуация стала немного налаживаться, так как "ЭКСМО" и "АСТ" завершили процесс слияния и оптимизации, приступив к возрождению сети фирменных магазинов. В результате чего принадлежащие холдингу книжные сети "Читай-Город", "Буквоед" и "Новый книжный" расширили свои представительства в столицах и в регионах.
2. Увеличилось число пунктов выдачи онлайн-магазинов (Озон, Лабиринт и т.д.) — с 2 000 (в 2013 г) до 3 500 (в 2016 г).— Но это не решило проблемы в отдаленных от европейской части России регионах. Если вы закажите на Озоне книгу за 200 рублей, то в Москве и Петербурге вы сможете забрать ее без наценки в пунктах самовывоза. А вот во Владивостоке вам придется забрать ее из такого же пункта самовывоза уже за 800 рублей. — В некоторых регионах пунктов выдачи интернет-магазинов нет вовсе. — Сейчас книги составляют лишь 43% от числа товаров, реализуемых через онлайн-заказы (в том числе и на том самом Озоне) — В прошлом году закрылся Read.ru, один из крупнейших онлайн-книжных России. Но затем и сайт и его продукция на складах была выкуплена все тем же холдингом "ЭКСМО". И теперь в нашей стране появился новый онлайн книжный — https://book24.ru">book24.ru, являющийся одновременно фирменным интернет-магазином всех издательств, входящих в упомянутый холдин. 3. Для того, чтобы компенсировать сокращение тиражей и ассортимента (это падение началось в 2008 году и продолжается до сих пор), издательства приняли решение повысить цены на реализацию как в онлайн, так и офлайн магазинах. В результате чего отпускные цены за прошедший (2016) год выросли на 30-40% на бумажную продукцию и 20-30% на электронные и аудиокниги. Что же ждет книжные магазины в этом году? С одной стороны, государство http://piterhandra.livejournal.com/913281...">обещает со своей стороны поддержку в вопросах налогообложения и льгот на продажу и доставку книг по России. Процитирую Сергея Рыбакова (заместителя председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре): "Еще одно направление, о котором нельзя забывать — это книгоиздательская деятельность. Причем я говорю о книге как о некоем целостном явлении, начиная от процесса ее написания, до издания и распространения. Может сложиться впечатление, что книга сегодня уходит в прошлое, уступая место электронным носителям. Но, несмотря на все плюсы развития технологий, нельзя допустить ее полного забвения. Нужно остановить наметившийся процесс сокращения количества книжных магазинов, оказывать помощь библиотекам. И этим я готов активно заниматься" С другой стороны, не зря говорят — на Бога надейся, а сам тоже что-нибудь делай. Пока что особой активностью и применением новаторских идей в вопросах реализации книжной продукции и привлечения читателей в свои магазины могут похвастаться лишь немногие. "Книжный барс" в Рязани. "Библио-Глобус", "Москва", "Молодая Гвардия" в Москве. Книжная сеть "Буквоед" в Петербурге. Но если брать работу большинства книжных магазинов в России (особенно сетевых), то кроме матерных эпитетов на ум ничего не приходит. Как я уже говорил в одной из своих статей в Живом Журнале — этим ребятам лучше торговать водкой, а не книгами. Но несмотря на все эти грустные факты, не стоит забывать о том, что бумажные книги в России все же продаются. И вопреки http://piterhandra.livejournal.com/912586...">некорректным рейтингам Форбс, у нас активно издают и покупают фантастику (Сергей Лукьяненко, Макс Фрай, Алексей Пехов и многие другие, чьи тиражи и продажи за прошлый год превышают озвученный рейтингом Форбс порог в 12 000 проданных экземпляров). Молодых начинающих авторов публикуют тиражами от 20 000 до 120 000 экземпляров (Константин Образцов, Стейс Крамер, например). В общем, жизнь кипит. А вот падение продаж говорит лишь о том, что спасение рынка путем повышения цен не является залогом успеха. Просто нужно менять модели и стратегии. Объединять и контролировать всю цепочку пути текста от автора к читателю. Работать комплексно, так сказать. И я надеюсь, что очень скоро нам удастся продемонстрировать вам, как это делается :)
|
|
|