"Звёзды отечественной фантастики, чьи имена говорят сами за себя, встретятся с читателями и журналистами. Вадим Панов, Сергей Лукьяненко, Роман Злотников, Андрей Белянин, Никита Аверин, Олег Дивов, Василий Головачев, Юрий Никитин, Георгий Zотов, Гай Юлий Орловский, Г.Л. Олди и многие другие"
Так что, москвичи и гости столицы, милости просим :)
Ответил на несколько вопросов для портала metro2033.
ВМ2033: О чем ваша новая книга?
Никита Аверин: Все о том же. О людях, которые, несмотря ни на что, продолжают бороться за жизнь и благополучие всего выжившего человечества. Только на этот раз масштаб "спасательной операции" не будет ограничиваться берегами острова Крым. Часть героев из первого романа, под руководством Пошты, покинут свой родной край и отправятся в долгое путешествие. Их путь будет проходить через опасные и удивительные территории. Для многих постоянных читателей серии в романе приготовлена масса сюрпризов. Листоноша и его команда побывают в Харькове, Киеве и многих других городах, описанных ранее в сеттинге "Вселенная Метро 2033". Скажу по секрету, по количеству пересечений с другими книгами серии, "Крым 2" тянет на рекорд. Но кому-то же нужно было приступить к объединению сюжетов серии в единое полотно.
ВМ2033: Цифра "2" в заголовке означает, что это прямое продолжение вашей первой книги? Можно ли ее читать, если не ознакомиться с оригиналом?
Никита Аверин: Конечно, нужно учитывать тот факт, что "Крым 2" — это просто рабочее название романа, и на обложке может появиться совсем иное. Но, отвечая на ваш вопрос — да, это прямое продолжение. Хотя читать его можно и как самостоятельный роман, так как события в нем будут происходить не только в Крыму. Открою вам еще один небольшой секрет — в этом романе будут сразу две основные сюжетные линии.
ВМ2033: Отображены ли нынешние события на Украине в вашей новой книге?
Никита Аверин: По канонам серии, нынешние события на Украине не произошли, так как случились через полгода после того, как Дмитрий Глуховский условно развязал ядерную войну. К тому же, я вообще противник использования в фантастических произведениях политических партий и сиюминутных трендов. Книга должна быть актуальна для любого читателя и через пять, и через двадцать, и через сто двадцать лет. И все события, описываемые в ней, должны играть на сюжет. Иначе это конъюнктура и жалкий самопиар.
К тому же, те, кто прочли роман "Крым", знают о том, что главный герой далек от политических, национальных, религиозных и расовых предрассудков. Он и его товарищи заняты более важным делом — они возрождают мировую цивилизацию и им некогда отвлекаться на глупые споры на тему того, где пролегают границы государств, которые уже давным давно стали лишь абстрактными понятиями.
ВМ2033: Будет ли стиль новой книги отличаться от предыдущей?
Никита Аверин: Как я уже говорил, у романа будет иная структура. Но стиль повествования останется прежним. А изменится ли внутренний мир Пошты, как уже произошло в первом романе, пока не знаю даже я сам. Это очень сложный герой, который задает атмосферу и движет сюжет вслед за собой. Я не люблю инертных персонажей, поступающих так, как им приказывают условия или окружающий их социум. Герой должен быть строптивым и уметь взбунтоваться, пойти наперекор даже тогда, когда ему противостоит весь мир. И я не могу ручаться, что в итоге его ждет счастливый конец. Те, кто желают счастья для всех, редко испытывают его сами.
ВМ2033: Планируете ли вы полноценную трилогию?
Никита Аверин: Пока об этом говорить сложно. Видите ли, создавая первый роман, я сознательно сделал открытый финал, для того, чтобы, в случае успеха, продолжить историю Пошты из клана Листонош. В том случае, если бы роман был воспринят читателями равнодушно или даже плохо, я не стал бы делать продолжение. Но, как показало время, читатели от романа в восторге. Стартовый тираж практически полностью распродан, роман получил благосклонные отзывы критиков и простых читателей, а издательство выразило заинтересованность в продолжении истории "Крыма". Но, несмотря на это, я вновь не буду забегать вперед и не буду пока утверждать, что напишу и третью книгу. Все зависит от читателей. Ведь пишу я именно для них ;)
В последнее время многие писатели фантасты обратили свой взор на краудфандинговые сайты Бумстартер и Планета.ру. Для тех, кто не знает, краудфандинг это сбор денежных средств с простого населения на запуск какого-либо проекта (как правило в России деньги собирают на съемки клипа или фильма, на запись или выпуск музыкального альбома или на публикацию книги). Сайты эти существуют уже несколько лет, но писатели заметили их относительно недавно. И произошло это по следующим причинам:
— Многие писатели стали размещать на своих интернет-страничках номера кошельков, на которые предлагалось перечислять денежную благодарность за творчество авторов. Но, эта система оказалась весьма неэффективной и не приносила авторам больше 5-10 тысяч рублей в год.
— Сергей Тармашев объявил о сборе средств на публикацию своей новой книги. Заявленная сумма — один миллион рублей. При этом автор заявил, что если необходимая сумма не будет набрана в течении восьми месяцев, то роман он писать не будет, и деньги не вернет. В итоге, хоть и с запозданием, миллион собрали. Автор пообещал выпустить книгу весной 2014 года.
— Сергей Лукьяненко довольно удачно провел собственную "журнальную" распродажу крайних романов из цикла "Дозоры", собрав на свои электронные кошельки примерно 10 000$ (но автор отметил, что сумма хоть и впечатляющая, но больше чем на порядок уступает его "бумажному" гонорар)
— Последней каплей, разбившей камень недоверия, послужил случай с Ником Перумовым, объявившего о сборе средств на публикацию повести "Лемех и Борозда". Просил Николай Данилович 100 000 рублей, а собрал в итоге 232 000 с мелочью. Вот тут-то начался настоящей БУМстартер :)
Многие писатели фантасты сразу же совершили грубейшую ошибку. Они не учли тот факт, что они не Лукьяненко, не Перумовы и не Тармашевы. Что у них нет той армии читателей, которые готовы расстаться с денежными знаками в пользу любимого автора.
Так же в заблуждения их вели реализованные с помощью краудфандинга проекты. Почему-то все смотрели лишь на собранные под издание книг суммы и никто не обращал внимание — на какие именно книги эти суммы удалось собрать.
Масло в огонь подливают столь же зашоренные издатели. Вот типичная ошибка:
"Если посмотреть статистику издательских проектов на двух ведущих площадках российского краудфандинга – Планете и Бумстартере – ситуация выглядит довольно оптимистично. Десятки свежих проектов, собирающих сотни тысяч рублей, а некоторые и под миллион. Причем, вклад, необходимый для получения награды в виде книги, порой в разы больше розничных цен. На этом фоне 250 р. за толстую, богато иллюстрированную книгу в твердом переплете выглядят вполне разумно, так что у проекта есть шансы на успех."
Читая подобные заблуждения на одном из авторитетнейших книжных порталов России, невольно пожалеешь бедных писателей (и не только фантастов!), которые прочтя эти строки побегут собирать миллионы за свои книги. А в итоге узнают, что больше 10-20 тысяч (это в лучшем случае!) им никто не даст.
Из последних примеров подобного сбора средств стоит отметить роман "Игрушки дома Баллантайн", за авторством Анны Семироль. Сразу скажу — мне нравится этот роман. И я всей душой желаю Анне достичь успеха и донести его до максимального количества читателей. Но данный проект на planeta.ru — изначально мертворожденный ребенок. Собрать сумму в четверть миллиона под эту конкретную книгу практически невозможно, даже при столь развернутой поддержке фэндома и множества тематических интернет-проектов. И к сожалению, я оказался абсолютно прав и даже назвал точную сумму, которую удастся собрать под заявленный проект. Ещё раз прошу на меня не обижаться, я просто озвучил факты, а не пытался кого-либо обидеть или оскорбить.
Теперь я хочу поговорить о том, на какие литературные проекты пользователи готовы давать крупные денежные суммы на подобных сайтах. Тут есть очевидные лидеры:
— Детская (иллюстрированная) литература
Примеров таких успешных проектов масса. Например — "ПРОСТАЯ НАУКА" — 823 000 рублей за полтора месяца сборов. Бывают, конечно и скромнее, по 120 или по 300 тысяч.
— Лайфсерфинг
Всевозможные труды о том, как стать богатым, умным и успешным действительно помогают авторам этих книг легко заработать по 200-300 т.р. за месяц.
— Сборники поэзии
Поэты — люди более скромных запросов. Они рады получить за свой труд 40-50 тысяч рублей, и как правило, осуществляют задуманное: 41 000, 46 000, 51 000, 69 000, 80 000 рублей и т.д. Хотя, если бы сбор средств объявила Полоскова или Кудряшева, то они легко собрали бы и миллион. Но девушки как-то не спешат обогащаться :)
— Ещё хорошо поддерживают книги о путешествиях (137 000), биографии (133 000, 410 000) и научно-популярную литературу (320 000).
Но есть и весьма оригинальные, игровые проекты. В данном случае авторы предлагают покупателями что-то необычное. К тому же, играть любят и маленькие и взрослые. А взрослые ещё и готовы платить немалые суммы!
Сергей Селиванов, например, собрал 70 000 рублей за две с половиной недели (хотя просил 45 000) на переиздание (!) книги Дмитрия Браславского.
Михаил Кудинов собрал 80 из необходимых 100 тысяч всего за десять дней. И продает он не столько книгу, сколько игру, исторический геокешинг.
На данный момент, если вы хотите собрать 250 000 рублей, но вы пишите фантастику, то можете смело выдохнуть и отойти в сторону. Пока что этот сервис вам бесполезен. За всю недолгую историю краудфандинга в России, всего два автора (упоминавшийся уже Ник Перумов и Алексей Колентьев) смогли получить от пользователей нужные суммы.
P.S. Так как данный портал не поддерживает режим HTML, а перебивать вручную несколько десятков ссылок мне откровенно лень, то желающие заглянуть по ссылкам на примеры, указанные в тексте, прошу сюда: раз и два