| |
| Статья написана 1 июня 2017 г. 14:15 |
Как вы знаете, я довольно пристально слежу за всеми информационными статьями о книжной индустрии в России. И особое внимание я уделяю интервью Олега Новикова, генерального директора крупнейшего в России издательского холдинга «Эксмо-АСТ». По сути, мнение монополиста на рынках бумажных продаж/официальных электронных продаж/рынка аудиокниг/учебной литературы/владельца большинства книжных магазинов в нашей стране — это голос индустрии. Но в последнем интервью Олега Евгеньевича "http://expert.ru/expert/2017/22/v-ozhidan...">В ожидании бестселлера", которое он дал для журналу "Эксперт", изобилует массой неточностей. Нет, я не утверждаю, что господин Новиков говорит неправду, я допускаю тот факт, что он может просто не знать всех аспектов подвластной ему структуры. Поверьте, холдинг, управляемый Олегом Евгеньевичем, действительно огромный. И лично знать все аспекты его жизни просто невозможно. Итак, давайте разберем несколько тезисов из интервью и после я укажу, в чем именно заключаются ошибки и сделаю уточнения по некоторым пунктам. http://ic.pics.livejournal.com/piterhandr..." title="Безымянный" width="600" /> В.С. и Е.Н. — Вячеслав Суриков и Елена Николаева О.Н. — Олег Новиков * — мои примечания В.С.: Есть ли какой-то универсальный набор требований, руководствуясь которыми издательство принимает рукопись для печати? О.Н.: Издательство или берет текст, или не берет, и если мы готовы рисковать, то, как правило, все равно платим аванс. Для начинающего автора аванс небольшой, двадцать-тридцать тысяч рублей, и он идет в счет роялти. * Во-первых, система авансов для начинающих авторов уже не актуально в холдинге «Эксмо-АСТ» почти полгода как. Более того, авансы больше не выдают большинству старых авторов. Во-вторых, озвученная сумма — это максимальный гонорар, который сейчас могут получить дебютанты, но и то — он действительно формируется за счет роялти с реализации. Так что зачастую автор-новичок получает за свою первую книгу меньшую сумму + отдает права на текст на 3-5 лет + отдает на аналогичный срок права на продажу аудио и электронных версий книги.
О.Н. В договоре прописывается процент отчислений, которые автор получает от продаж: в среднем от восьми до двенадцати-четырнадцати процентов. * Опять же, большинству авторов по договору полагается не процент от продаж, а фиксированная сумма за продажу каждого экземпляра. Тут цифры могут быть разными. Кто-то получет и 5 руб. за 1 экз., кто-то 25 рублей. Кстати, запомните слова Олега Евгеньевича про 8-12-14% полагающиеся автору. В.С.: Но есть такие звезды, как Дмитрий Быков: он публично говорит, что писательская деятельность в России не может быть по уровню доходов основным видом заработка. По сравнению с ситуацией, которая складывается в книжной индустрии в развитых странах, это и в самом деле бросается в глаза. О.Н.: Дмитрий Быков не самый продаваемый автор, хотя, конечно, востребован. Его тиражи — тридцать-сорок тысяч. * Я, конечно, не хочу никого огорчать, но тиражи Дмитрия Быкова с 2014 по 2017 всего один раз превысили планку в 5 000 экз., а так это или 2-3 тысячи или вообще печать по требованию. О.Н.: У нас есть авторы, которые продаются тиражами в полмиллиона экземпляров в год. Сейчас тираж Донцовой порядка полутора миллионов, и это совсем другой объем. * Открываем отраслевой доклад за 2016 год и видим следующее: Дарья Донцова — 1 308 500 экз., Татьяна Устинова — 762 500 экз., Татьяна Полякова — 715 000 экз., Екатерина Вильмонт — 566 000 экз... и на этом всё, больше никому из отечественных авторов не удалось преодолеть планку в полмиллиона экземпляров в год. O.C.: Принципиальная разница с зарубежной практикой выплат связана с тем, что у нас средний тираж ниже, чем в развитых странах. Средний тираж в России находится на уровне Польши — четыре с половиной тысячи, хотя население у нас существенно больше. А при таких тиражах очень тяжело заработать и издательству, и автору. * Средний тираж в Польше — 2 000 экз. А 4500 экз. для них это уже отличные продажи и популярная книга. 20 000 экз. для Польши — национальный бестселлер. И при тираже в 3000 экз. автор в Польше заработает в два-три раза больше, чем за аналогичный тираж в России. Вообще, сравнение по национальный рейтингам в тиражном исчислении — не корректно более чем полностью. Например, в Болгарии книга вышедшая тиражом в одну тысячу экземпляров — уже национальный бестселлер :) В.С.: Получается, что модель эффективного экономического существования отдельного автора заключается в том, что он должен как можно больше писать. Вы приводите в пример Дарью Донцову, а это одна книга в три-четыре месяца? О.Н.: Я уточню: одиннадцать книг в год. * Я уточню: в 2016 году у Дарьи Аркадьевны вышло 123 наименования (новинки + переиздания, но без учета дополнительных тиражей). В принципе, Донцова давно может себе позволить не писать новых книг в принципе (но мы знаем, что новинки будут) и жить исключительно на переиздания. О.Н.: ...Вопрос не только в количестве написанного, но и в качестве: даже сто книг тиражом в три-четыре тысячи менее интересны, чем одна тиражом в сто-двести тысяч. Вот почему мы все-таки ориентируемся на создание бестселлеров. Это книги, которые продаются тиражом от тридцати до пятидесяти тысяч, хотя четкого определения, конечно, нет. * Вот прям золотые слова, я был бы готов подписаться под ними. Но к сожалению, холдинг "ЭКСМО-АСТ" так не делает. Основной ориентир и задача у редакторов: создание однотипных серий-клонов. Т.е. бизнес у крупнейшего издателя страны ориентирован как раз на выпуск 100 книг тиражами в 2-3 тысячи экземпляров. И я совершенно не понимаю, почему слова расходятся с делом? Вот решительно не понимаю :( Даже прочтя следующие абзацы в интервью: О.Н.: Выпуская книгу тиражом в две-три тысячи экземпляров, мы практически ничего не зарабатываем. * Хорошо, открывает наш любимый отраслевой отчет: в 2016 году тиражами до 500 экз. было издано 56 379 наименований (48,2% от всего ассортимента); тиражом до 1000 экз. — 8 567 (7,3% от всего ассортимента). Т.е. 55,5% ассортимента точно за порогом ликвидности. И у меня возникает вопрос, который за меня задал интервьюер: Е. Н.: Зачем тогда? О.Н.: Молодые авторы, новые рукописи — это часть бизнеса и часть того, что надо делать, чтобы это было хотя бы не убыточно, но заработка от них ждать не стоит. * Т.е., мы издаем много молодых авторов убыточными для нас тиражами в однотипных сериях, в результате чего их книги не продаются и лежат на складах — для того чтобы сотрудничать с молодыми авторами, чьи книги мы будем издавать мизерными тиражами в однотипных сериях... Вам не кажется, что где-то тут нарушается логика? О.Н.: А вот дальше есть авторы, которые издаются тиражом от пяти до пятидесяти тысяч, — с ними мы и работаем. Инвестируем в их продвижение, а они приносят нам прибыль и увеличивают объемы продаж. * Я не хотел бы расстраивать Олега Евгеньевича, но редакции холдинга «Эксмо-АСТ» уже три года как не вкладывают средства в рекламные бюджеты по индивидуальной раскрутке авторов. Собственно, сейчас даже серии не рекламируют (все что есть — это инициатива самих авторов, реализующиеся на средства самих авторов). Е.Н.: Какая доля затрат приходится на каждый этап производства книги? О.Н.: Приблизительно двенадцать процентов — доля авторских отчислений. * Опять про проценты. Ещё раз, если хочется в процентах: сейчас автор-новичок получает в среднем от 2 до 10%. Авторы-середнячки от 10 до 20%. У топовых авторов свои условия. Но, я ещё раз повторю: большинство авторов, издающихся как в холдинге «Эксмо-АСТ», так и в других бумажных издательствах, получают в среднем 5% от продаж. Е.Н.: С ума сойти! Это сколько книг надо продавать в год, чтобы платить за аренду? О.Н.: На самом деле это интересный и успешный бизнес (...) Что интересно: Amazon тоже решил открывать книжные магазины офлайн. То есть хотя и предрекали смерть книжной рознице, выяснилось, что она тоже может быть эффективной. * Я настойчиво рекомендую: расскажите кто-нибудь Олегу Евгеньевичу о реальной подоплеке истории с офлайновыми магазинами Амазона. Я не стану в третий раз писать об этом подробно, просто дам ссылки: http://piterhandra.livejournal.com/920342...">раз и http://piterhandra.livejournal.com/929125...">два. В.С.: Мы видим, что в музыкальной индустрии произошли глобальные изменения: физические носители практически исчезли. За счет чего держится книжная индустрия? Почему на этом рынке все-таки все еще востребован бумажный носитель? О.Н.: ...На Западе не было фактора электронного пиратства, поэтому электронные книги там стоят столько же, сколько бумажные. * Уф... именно поэтому американская книжная индустрия каждый год проводит мониторинг ущерба от электронного пиратства — потому что его, оказывается, там и не было. А Партия пиратов Германии (Piratenpartei Deutschland (PIRATEN)) нам всем приснилась. Ну как так-то... у меня нет слов. Просто так нельзя грубо ошибаться в своих интервью. Подобные ошибки подрывают мнение об экспертности и авторитетность... Е.Н.: Вы делаете на это ставку? На какие данные вы опираетесь? О.Н.: В США аудиокниги занимают пять процентов рынка. * По разным оценкам от 12 до 20%. Действительно интересно, на какие данные опирается Олег Новиков? Лично я изучаю полугодовые и квартальные отчеты Амазона и участников "Большой Пятерки". В.С.: На примере редакции «Эксмо non-fiction» мы видим, насколько успешным может быть издательство в продаже авторских прав за рубежом. Возможно ли этот опыт растиражировать на остальные редакции? О.Н.: Общепринятая мировая практика такова, что продажами прав занимаются агентства. Сегодня невозможно гарантировать автору, что мы его права продадим зарубежным издательствам, соответственно, у нас нет оснований приобретать у него эти права, потому что мы не готовы платить за международные права. * Только один момент — права на перевод и издания за рубежом "автоматом" указаны в договорах «Эксмо-АСТ». Да, если автор попросит, этот пункт удалят и оставят права на переводы за ним. В.С.: Как вы сами оцениваете ситуацию, когда выход книги уже не становится событием? О.Н.: Если бы в стране издавалось сто-двести книг в год, как когда-то, то, понятное дело, каждая могла бы стать событием. Мы выпускаем порядка двадцати тысяч наименований в год, а всего в стране выходит сто тысяч наименований — по этому показателю мы в пятерке ведущих стран. И ограничивать их количество никак не хочется: у читателя должна быть возможность выбора. За такое многообразие мы боролись долгие годы, и нет смысла от него отказываться. * Количество наименований — не показатель успешности и результативности. Но, это так, к слову. В.С.: А вы видите ее решение? Или продолжите наращивать многообразие? О.Н.: У нас ассортимент сейчас не растет. Средний тираж уже на пределе. * Я, конечно дико извиняюсь, но ассортимент такие продолжает расти. Да, недавно произошли перестановки в руководстве и топ-менеджменте холдинга. И часть серий пообещали закрыть. Но почему-то сразу же проанонсировали новые серии. Которые также будут выходить тиражами на 2-3 тысячи экземпляров без всякой рекламной поддержки... О.Н.: Основные наши усилия направлены на то, чтобы стать ближе к нашим читателям.... Например, сегодня, выпуская книги, наши редакторы делают не только анонсы, но и буктрейлеры и рассылают их нашим партнерам. * Буктрейлеры? Вы серьезно? 2К17 на дворе, а редактора и рекламный отделы считают что книги можно продвинуть благодаря показавшему себя одним из самых затратных и неэффективных методов — буктрейлеру? Нет, ну правда? А рекламировать книги по радио не предлагают? А с помощью рассылок на пейджеры? Или с помощью листовок в почтовые ящики?.. О.Н.: В целом можно сказать, что сегодня на развитие отрасли мы смотрим со сдержанным оптимизмом. * Я тоже. И оптимизма у меня прибавиться, если хоть кто-нибудь обратит внимание на мою статью, перепроверит (если считает нужным) данные и сделает соответствующие поправки и выводы. Всем любви и добра! Извините, если кого случайно обидел. Ваш Н.А.
|
| | |
| Статья написана 31 мая 2017 г. 18:50 |
https://pp.userapi.com/c837434/v837434478..." style="float: left;" width="300" />Если честно, на этот раз я просто воздержусь от комментариев. Для тех кто интересуется вопросом — просто рекомендую пройти по ссылке, там много информации для размышления. Олег Новиков, генеральный директор крупнейшего в России издательского холдинга «Эксмо-АСТ»: "https://vk.com/wall-144207625_97">Небольшие тиражи теперь печатать дешевле. Раньше мы не стали бы выпускать книгу тиражом пятьсот экземпляров: себестоимость при этом будет приблизительно равна продажной цене. Если раньше этого просто нельзя было себе позволить, то сейчас напечатать цифровым способом книгу теоретически можно." http://www.pressreader.com/russia/ekspert...">Статья >>>
|
| | |
| Статья написана 30 мая 2017 г. 18:05 |
С 3 по 6 июня в Москве, на Красной площади, пройдет один из крупнейших российских книжных фестивалей. Но я, как обычно, расскажу вам подробно о выступлениях писателей-фантастов. Тем, кому интересна полная программа мероприятий — добро пожаловать по ссылкам: программа https://godliteratury.ru/knizhnyy-festiva...">фестиваля; программа издательства "http://ast.ru/news/956456/">АСТ"; программа издательства "https://eksmo.ru/news/v-moskve-proydet-kn...">Эксмо". https://eksmo.ru/upload/iblock/e4f/red_l_..." width="600" /> Итак, вас ждут: Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, Олег Дивов, Дмитрий Рус, Вадим Панов, Улья Нова и многие другие! 3 июня
16:15 Сталь, Пар и Магия. Фэнтези для детей от 10 до 100. Творческая встреча с Ником ПерумовымНик Перумов — популярный современный российский писатель, один из первопроходцев и самых титулованных авторов российского фэнтези. На счету писателя более 50 культовых романов. В настоящее время автор проживает в США, но регулярно находит время, чтобы прилететь в Россию и встретиться с любимыми читателями. Лекторий 19:00 Творческая встреча с авторами романтического фэнтези Романтическое фэнтези — самый динамично развивающийся поджанр отечественной фантастики. С читателями встретятся ведущие авторы этого литературного направления: Милена Завойчинская (цикл «Высшая школа библиотекарей»), Александра Черчень (цикл «Факультет интриг и пакостей») и Елена Малиновская (цикл «Хозяйка магической лавки») Студия 4 июня 11:00 Дмитрий СИЛЛОВ Как писать боевую фантастику? Автор отвечает на вопросы читателей. Студия 13:30 «Почему писатели не пишут книги» Встреча с Сергеем ЛУКЬЯНЕНКО. Главная сцена 15:00 Сергей ТАРМАШЕВ Встреча с автором, автограф-сессия. Студия 18:00 История. Альтернатива и реальность. Встреча с Романом Злотниковым. Роман Злотников — российский писатель-фантаст, мастер приключенческой и боевой фантастики. Герои его произведений обладают сильным характером и даже в самых опасных ситуациях не забывают о долге и верности своим принципам. А еще для достижения цели проявляют неординарные интеллектуальные способности и пользуются современными знаниями. Суммарный тираж книг Романа Злотникова превышает 10 миллионов экземпляров. Лекторий 21:00 Творческая встреча с Дмитрием Русом и Георгием Смородинским Дмитрий Рус и Георгий Смородинский — популярные российские фантасты, авторы сверхпопулярной серии LitRPG. Они приоткрывают читателям двери в совершенно иную реальность, до сих пор знакомую лишь заядлым игрокам компьютерных игр. Студия 5 июня 20:15 Творческая встреча с Вадимом Пановым Вадим Панов — один из ведущих российских писателей-фантастов. Его литературная деятельность началась в 2001 году, когда был опубликован «фэнтезийно-городской» роман «Войны начинают неудачники», положивший начало легендарному циклу городского фэнтези «Тайный Город». С тех пор из-под пера Вадима Панова вышло более 50 произведений в жанре фэнтези, стимпанка и киберпанка. Лекторий 21:00 Творческая встреча с Олегом Дивовым Олег Дивов — профессиональный литератор, который начал публиковаться с 14 лет как журналист. Автор романов «Лучший экипаж Солнечной», «Выбраковка» и «Родина слонов». Лекторий 6 июня 14:00 Городская проза: город-душа и город-сцена наших историй Улья Нова уже давно заслужила славу загадочного автора. Ее городская проза — это удивительный сплав мистики, фольклора, самых современных литературных тенденций, философии и остросюжетной литературы. Студия
|
Тэги: АСТ, Вадим Панов, Дмитрий Рус, Дмитрий Силлов, Олег Дивов, Роман Злотников, Сергей Лукьяненко, Сергей Тармашев, Улья Нова, Эксмо, книги, литература, презентация, фантастика | | |
| Статья написана 30 мая 2017 г. 17:36 |
Друзья, для вас есть предложение. В качестве эксперимента, я предложил участникам одного фестиваля заказать роман "Поймать Пересмешника" с моим автографом за гуманные 300 рублей. И так как количество желающих сразу же превысило все мои ожидания, я решил повторить акцию уже для жителей Санкт-Петербурга. Итак, если вы желаете приобрести роман "Поймать Пересмешника" с автографом автора, то оставляйте свои заказы (для кого и сколько экземпляров) в комментариях под этой записью. Заказы принимаются до 30 ИЮНЯ. Предложение только для жителей и гостей Петербурга, так как тратить время на почтовые переводы каждого экземпляра у меня, к сожалению, просто нет. С любовью, ваш Н. А. https://pp.userapi.com/c637426/v637426582..." width="287" />https://pp.userapi.com/c837237/v837237582..." width="300" />
|
| | |
| Статья написана 25 мая 2017 г. 14:33 |
Многие мои коллеги писатели-фантасты пробуют свои силы в написании сценариев для компьютерных игр. Вот и ещё один интересный проект от моего товарища Сергея Малицкого — "https://www.facebook.com/AshOfGods/">Ash of Gods". Судя по первичным наработкам — игра должна получиться довольно интересной и красивой. https://z-p3-scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net..." width="" />
https://ksr-ugc.imgix.net/assets/016/781/..." width="" /> Подробности можно узнать вот в этой группе на фейсбуке. А если кто захочет поддержать проект рублем или долларом — добро https://www.kickstarter.com/projects/auru...">пожаловать на кикстартер :)
|
|
|