Борис Васильев «Завтра была война»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Повесть о взрослении старшеклассников. Все было ясно и понятно, пока у Вики Любрецкой не арестовали отца. В классе на это отреагировали по-разному, а сама Вика совершает самоубийство. Происходит переосмысление жизни, и дети дают отпор своим родителям, классной руководительнице, они учатся думать, принимать и отстаивать свои решения.
Первая публикация: журнал «Юность», 1984, № 6, как роман. В дальнейшем произведение публиковалось как повесть.
Входит в:
— журнал «Юность 1984'06», 1984 г.
— сборник «Завтра была война», 1986 г.
— сборник «Завтра была война», 1997 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Собрание повестей и рассказов о войне 1941-1945 в одном томе», 2017 г.
Экранизации:
— «Завтра была война» 1987, СССР, реж. Юрий Кара
- /языки:
- русский (62), немецкий (1), испанский (2), болгарский (1), венгерский (2)
- /тип:
- книги (65), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Я. Арвай (2), Р. Гонсалез (2), Б. Хейткам (1), Н. Чекарлиева (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
O.K., 26 декабря 2022 г.
Ну, вот и всё. Из нокаута, в который отправила меня эта повесть, возвращаюсь к жизни. Я снова могу спать по ночам (правда, снится пока только Искра), того и гляди скоро смогу читать другие книги. И значит можно попытаться написать более-менее внятный отзыв. Но я этому не рада. Если уже не так остро – значит, потеряла я что-то и истончилась та ниточка, которая связала на миг мою прожженную циничную душу с чистыми душами ребят из этой книги…
«Спасибо» фильму. В кавычках. Он отрезвил и снова заставил мыслить критически. Вместо новенькой — с иголочки! — школы какие-то руины с осыпающейся штукатуркой. Почему? Потому что не положено то время представлять с иголочки, а не в руинах? Странное дело: вот, вроде бы и почти дословно, а всё с ног на голову. Потому что дело не в словах, а в том, что человек в них вкладывает. Герои Васильева вкладывали душу, а что могли вложить перестроечные детишки, науськанные перестроечными режиссёрами? Слова, сказанные в книге, казались необъемлемой частью времени и самих людей, но те же самые слова, произнесённые в фильме, звучат глумливым передразниванием.
Поэтому, впервые в жизни, закрыв последнюю страницу книги и по привычке тут же посмотрев фильм, начинаю книгу с начала. Чтобы стереть фильм из памяти, чтобы только образы книги остались в душе.
Удивительно, но в книге совсем нет политики! Идеология – да, но не в плане насаждения коммунистической идеи, а в плане воспитания лучшего в молодых людях. И это сработало! Ведь кого мы видим в конце? – не озлобившийся и возненавидевших «кровавый режим» волчат, которые с радостью примкнут к Власову, а взрослых личностей, знавших, что они сильны и их совесть чиста, героев, отдававших жизнь за Родину. И стали они такими не вопреки [суровому времени и комсомольскому воспитанию], а благодаря [им].
Мальчики не боятся потерять зубы в драке за правое дело, но не смеют даже посмотреть прямо на понравившуюся девочку, а взрослеющие девочки стесняются собственного тела и стыдятся заговорить об этом даже с ближайшей подружкой. Когда дети сталкиваются с несправедливостью, они не бояться встать против обладающего властью человека и в лицо ему сказать, что он неправ. Когда у друга случается беда – они поддерживают его, даже не задаваясь вопросом, что им может за это быть. (Так же, к слову, ведут себя и взрослые, поэтому об атмосфере тотального страха говорить смешно.)
И это не художественная выдумка – они действительно были такими. Целое поколение! Не сказочные Данко с аллегорическими сердцами в руках – а настоящие, с живыми сердцами, бившимися не за себя, а за истину, за совесть, за справедливость. Тем страшнее, что война выкосила это поколение… Но придись война не на них, а на других: не таких искренних, не таких бескорыстных, не таких дружных, – смогли бы мы победить? (Да, да, именно МЫ! Не безликие «они», или «Красная Армия», или «Советский Союз»! Потому что те, кто пеняет нам на это наше «мы», того и хотят, чтобы мы перестали понимать себя частью собственной страны и её истории!)
Герои получились очень живыми и очень противоречивыми, а отношения между ними – правдивыми. Любовь Вики и Искры, в которой они так и не посмели друг другу признаться (да, не дружба, а именно любовь, не нужно опошлять это слово). Или эволюция взаимоотношений Искры и Саши:
Искра…
Улыбнись мне, товарищ…
kagury, 20 мая 2022 г.
Вдохновившись замечательной повестью «А зори здесь тихие» которую прослушала запоем, решила, что хочется продолжить знакомство автором. Оказалось, что несмотря на название, эта книга вовсе не о войне! Она про старшеклассников последних довоенных лет. Иными словами, это отличная школьная повесть. Внутри много всего. Это и взаимоотношения между учителями и учениками, и отношения в семьях, и попытки перевоспитания, и вросшее намертво комиссарство, и попытки либерального подхода нового директора, и самые обычные девчоночьи мечты.
Основных конфликтов два. Первый – это чтение школьниками стихов Есенина, который вроде и не был никогда запрещен, но печатать до войны его толком не печатали. Сейчас кажется, ну что там такого может быть в этих «Дай, Джим, на счастье лапу мне…». Но не в 40м году. Кроме того, наверняка и из-за флера некоторой нелегальности стихи Есенина казались особенно прекрасными. Запретный плод, как известно, сладок. Классная руководительница крайне отрицательно отнеслась к декламации, и в обычной школьной жизни появилась новая тема — может ли хорошее быть неодобряемым?
Второй – судьба крупного конструктора, которого внезапно забирают ночью вроде как по обвинению в растрате. Его дочь остается совсем одна, да еще и с клеймом – дочь врага народа. Одноклассники, которые раньше не особенно общались с Викой, как сказали бы сейчас, «золотой» девочкой, у которой было все, начиная от пирожных к обеду до домработницы и подвозившей ее в школу машины, сплачиваются вокруг девочки, с которой случилась беда, и которая оказалась не такой уж и отстраненной. Ведь это именно она принесла Есенина... Всем немного чужая и при этом самая свободная. Обычный признак одиночества?
Иными словами, это книга о необходимости нравственного выбора, о свободе, взрослении и смелости. И школьники оказываются в ней храбрее и честнее взрослых. Что, впрочем, неудивительно, ведь они еще так наивны.
Книга отличная. Умная, яркая, психологичная советская проза в лучшем её воплощении.
Что меня удивило из бытовых мелочей — оплата за обучение в школе. Первый раз попадается эта информация. Погуглила.
Действительно, в 1940 году была введена плата за обучение:
С 1 сентября 1940 г. (и по 1956 год) в 8-х, 9-х и 10-х классах средних школ плату за обучение установили в следующих размерах: в школах Москвы и Ленинграда, а также в столичных городах союзных республик — 200 рублей в год; во всех остальных городах, а также в селах — 150 рублей в год. Аналогичную плату за обучение распространили на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и медицинских школ и других специальных средних учебных заведений.
Те, кто имел в процессе учебы 2/3 и больше оценок отлично, а остальные не ниже четверки, за учебу не платили. Это касалось средних классов школы, техникумов и вузов.
Было ли это дорого? С одной стороны, 20 руб в месяц — приличная сумма. С другой — не разорительная.
Интернет пишет, что средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году- 300-350 руб., в 1954 г. — 700-750 руб.
Stalk-74, 29 апреля 2022 г.
Как только повеяло подступающей перестройкой, так и вышла повесть Бориса Васильева, а за ней и фильм Кары, достаточно близкая экранизация.Теперь видно. что спорная идейность просто залита чувствами и эмоциями, причем, такого уровня, что критиковать их как-то рука не поднимается. Поэтому перейду к двум не самым основным конфликтам, ведь надо отдать должное писателю, конфликтов здесь достатолчно.
Образ единственного явно отрицательного героя Валендры. Так это же и есть идеальная Советская власть, во имя которой и жили наши герои. Ведь Валендра все делала строго по заветам партии, во имя общества. Хотела порядка, утвержденного вышестоящими товарищами, доносила на склонного к самоупраувству директора, искореняла сорняки в виде врагов народа. Так и другие к этому стремились, душа-директор с гордостью вспоминал о порубленных россиянах-белогвардейцев, у которых были другие идеалы. Папа Вики без зазрения совести жил по-барски, неудивительно, что все допускали его воровство. Мама Искры — та же Валендра, в куда больших масштабах, хоть иногда и проявляла человеческие чувства. Школьники погибали за Родину, а Родина осыпала наградами их ровесника, ставшего депутатом и директором завода, а пушечному мясу с идеалами предоставила братские могилы, без гробов, а зачастую и без идентификации.
И второй вопрос. Кто виноват, что только за несколько лет войны советских граждан погибло куда больше, чем всех её врагов. Ведь они были такие сильные, самоотверженные, крепкие. Из-за репрессий? Да нет, в повести двоих прижали слегка и отступились. Валендр было много? Так и они не на стороне Гитлера стояли. Где поворотный момент, убивающий поколение и по итогу страну к 1984 году написания (год, кстати, тоже знаковый). Уж не из Искры возгорелось пожирающее пламя, которая делила мир только на белое и черное. Вот только один эпизод — арестован папа Вики и об этом пошел слух по школе. Иди, Артем, набей морду тому, кто его пустил. Неважно, что Артему, который дрался больше по другим, личным мотивам, чуть политику не пришили и в лагерь не законопатили, а его оппоненту, кстати, обыкновенному комсомольцу (как ни пытался Васильев направить вектор неприязни, называя того бездельником) повредили челюсть. Просто Искра так захотела, будто бы иначе никто бы не узнал об аресте чуть ли не самого известного человека в их городе.
Много спорных моментов в достаточно прямолинейной повести, поэтому такие произведения нужно читать в соответствующем возрасте, но это уже далеко не тренд.
Bizon, 13 февраля 2013 г.
Эта книга которую обязательно нужно прочитать каждому, также нужно посмотреть спектакль и фильм — и все это сделать необходимо в возрасте 13-15 лет. Небольшое отступление, чтобы понять насколько было серьезным впечатление от книги. Фильм, снятый в 1987 обошелся в 50тыс. рублей. Актеры играли бесплатно, и при этом боролись за то, чтобы сняться в фильме. а ведь среди играющих в фильме была настоящая звезда Нина Русланова в роли матери Искры...
Достаточно тяжело писать какую-то банальщину о хорошо прописаных образах главных героев, о социальном подтексте и роли личности в период сталинизма. Но вот подумайте сами: каково это создать образ молодой девушки — Вики Люберецкой — которая осознанно совершает самоубийство, когда арестовывают ее отца. Самоубийство не назло всему, не в силу детской психики переломного периода, а потому что отец для нее идеал, человек на которого надо ровняться. И вдруг его объявляют врагом...
Искра, у которой мать товарищ Полякова, командует и управляет дочерью как в армии, научила ее жить принципами черное/белое, в которых партия не может ошибиться.. и вот уже Искра начинает сомневаться в казалось бы азбучных истинах и идет поперек матери. и той приходится отступать.
Зина Коваленко поначалу бесшабашная, во всем отпирающаяся на Искру подменяющая ее мнением свое, тоже обретает собственное мышление..
все это на фоне сталинских репрессий, когда оказаться знакомым врага народа, означало мгновенно стать изгоем...
Здесь отчетливо показан конфликт и влияние учителей. Директор школы Николай Григорьевич воспитывает детей таким образом, как будто понимает,что после окончания им придется не на станках работать, а идти в бой с винтовкой в руках, и уметь правильно принять решение когда от них будет зависеть не только собственная жизнь. Гениальнейший образ педагога. Его антипод Валендра... пишет доносы, спорит постоянно, находится в активной конфронтации. Казалось бы, она явный антагонист повествования. Но тут другое: она же по-настоящему верит, что права, что директор своим порядком и нововведениями портит учеников и верит искренне. В итоге она смога найти понимание и компромисс с изменившемся классом.
В свое время мне довелось играть в школьном театре в постановке этой повести. Не знаю ставят ли сейчас в школе спектакли по таким произведениям, но надеюсь смогу увидеть своего ребенка на сцене с монологом Искры или в роли отца Вики Люберецкой, потому что знаю точно — сыгравший роль в такой постановке не вырастет плохим человеком.
Sablezubyi, 30 мая 2013 г.
Мое первое знакомство с автором я решил начать именно с этого, как мне показалось, самого знаменитого произведения Васильева.
Неоднозначное произведение. Но в гораздо большей степени понравилось, нежели нет.
С первых страниц так сильно повеяло совком и советами в их самом нехорошем проявлении, что хотелось бросить. Заставил себя почитать дальше. А дальше все стало гораздо лучше. Герои, столь слабо прорисованные, под конец уже кажутся вашими знакомыми с детства. События, а точнее их трагичность и человечность поражает и заставляет глубоко переживать. Возможно, автор все-таки перегибает в некоторых местах, но это мое личное мнение.
Еще такой странный порадокс — меня не покидало ощущение на протяжении всей книги, что я читаю Улицкую.
Все же всем советую.
Трогает.