Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Metternix» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 марта 2011 г. 13:10

Кровь и железо

Первое что бросается в глаза при виде этой книги на полке магазина — это глупая аннотация согласно которой перед нами очередная зубодробительная мордобойня с примитивным сюжетом (да-да описание достойно большинства томиков от "Армады" — тут вам и вселенское зло в виде врагов с севера и юга, и крутой маг, собирающий команду для борьбы с этим "злом", ну и как же обойтись без измены в самом сердце многострадального государства?! в общем туфта полная — мы это ни раз видели у многих авторов). Но мне посчастливилось прочесть рецензию из МФ, что, в итоге, и сподвигло меня на покупку книги — в общем я не прогадал — эта книга одна из лучших, что я читал.

Теперь обо всем по порядку. Начну с внешнего оформления: оно как и у многих переводных книг от ЭКСМО оно на высоте — отличная обложка с интересной картинкой, высокое качество переплета (мне попался весьма потрепанный временем и нехорошими магазинными работниками экземпляр 2008 г. при этом переплет ничуть не пострадал и книге не грозит незавидная участь постраничного пребывания с оторванной обложкой), добротная белая бумага — в общем эту книгу очень приятно держать в руках.

Содержание книги не отстает от внешнего оформления: не смотря на некоторые недостатки (например в самом начале упоминаются некие "шанка" такое чувство, что автор спер их у Скотта-Бэккера — уж очень описания этих тварей похожи, даже название поленился сменить ("шранки" у Бэккера)), читается она легко и не отпускает до последней страницы (хотя слышал отзывы,что книгу трудно воспринимать русскому читателю — слишком мало действия, быстро надоедает — лично мне книга не показалась скучной).

Основное внимание уделено раскрытию образов главных и второстепенных героев будущей трилогии, именно за это автору можно простить все огрехи. Образы выписаны настолько реалистично, что сознание само собой рождает не только психологический портрет героев но и их внешний вид, при том что автор не дает прямых описаний (о внешности героев мы узнаем из слов других людей, что-то само приходит на ум).

Вследствие этого я считаю книгу огромным предисловием к основному повествованию, автор расставляет фигуры на доске, знакомит с главными действующими лицами. Но в действие все будет приведено только во 2 томе.

Т. к. на книгу ранее было написано много рецензий, останавливаться на описании сюжета не буду. Расскажу лишь о наиболее понравившихся героях. Как ни странно, самым лучшим из них мне кажется Джезаль дан Луфар. Это никчемный прожигатель жизни (вечные попойки, карточные игры и "веселые" дома), обитающий в столице и не думающий ни оком, кроме себя. Так как он оказался наиболее способным сыном своего отца, именно ему был куплен офицерский чин в армии насквозь прогнившего Союза. Действительно, ума ему не занимать — он мастерски обыгрывает своих товарищей в карты, он изворотлив и в меру хитер. Кроме того, и это привлекло меня больше всего, в нем заложен огромный потенциал, который может быть реализован в случае, если Джезаль найдет в себе силы измениться. Пинком, ставшим одной из причин изменений в лучшую сторону стало как мудрое наставничество престарелого маршала Варуза, так и неравная любовь к Арди — простолюдинке, сестре его друга Веста. Благодаря их положительному влиянию он не сдается и, пройдя изнурительные тренировки, выступает на турнире из которого выходит победителем. Вот только он еще не знает, что эта победа кардинально изменит его жизнь... Дальнейшее развитие этого персонажа продолжится во 2 томе, где он предстанет в неожиданном свете и будет вызывать еще большую симпатию читателей (по крайней мере мою).

Еще один понравившийся персонаж — это инквизитор Занд дан Глокта. Аристократ, попавший во время войны в плен к врагам и перенесший нечеловеческие пытки, обезобразившие его. В свои 35 лет он с трудом передвигается, не может нормально есть и т. д. Однако он не сдается и находит себе общественно полезное занятие — поступает на службу в инквизицию, где зарекомендует себя как честный, обстоятельный и неподкупный (в отличие от других) работник. Привлекает в нем прежде всего сила духа, благодаря которой он не замкнулся в себе, не погряз в переживаниях по поводу своих увечий, а решился на благородную, но, увы, не очень жалуемую в народе службу инквизитора. Этого персонажа нельзя рассматривать отдельно от его ближайших практиков Секутора и Инея. Эти персонажи также привлекают внимание, хоть и являются второстепенными. Здесь главная заслуга автора, который сделал "живыми" не только главных, но и второстепенных героев. Итак, Секутор, при Глокте исполняет роль "ищейки", а также участвует в пытках, требующих использования "тонких" инструментов и методик. Он незаменим, когда нужно за кем-то проследить или тайно схватить и доставить в камеры. При этом автор досконально обосновывает те или иные действия, особенности характера и пр. всех персонажей. Из повествования мы узаем нелегкую судьбу Секутора, родившегося и выросшего на улице. Он с раннего детства столкнулся со всеми "прелестями" уличного существования и это, несомненно, наложило сильный отпечаток на его характер и дальнейшее поведение. Практик Иней... о нем нам известно несколько меньше — это гигант альбинос, используемый в основном для топорной работы — проследить за пленными — чтоб не сбежали и вели себя тихо, набить морду или подержать преступника во время пыток... Вся эта троица, со своими недостатками и достоинствами, вызывает большой интерес и сочувствие (не в прямом смысле; возможно даже сопереживание) читателя. Они взаимно дополняют друг друга — у каждого в прошлом была серьезная трагедия — не смотря ни на что они держатся вместе и всегда могут рассчитывать на помощь друг друга...

Еще меня заинтересовал образ капитана Веста, но этот персонаж раскроется во всей красе лишь во втором томе (вот тогда я и поговорю про него подробнее). Некоторый интерес вызывает ученик мага, но о нем так же пока мало сообщается.

Остальные персонажи, хоть и выписаны хорошо, но такого интереса как предыдущие не вызвали. Просто перечислю некоторых — маг Байяз, варвар Логен (гланые действующие лица помимо инквизитора Глокты), верховный инквизитор Сульт, высшие чиновники Союза; северные варвары (о них и войне на севере подробнее автор расскажет во 2 томе) и многие другие персонажи.

Стоит отметить, что однозначных персонажей здесь нет, как нет и четкого деления на "добро" и "зло" — поэтому герои выглядят предельно реалистично. Книга от этого многое выигрывает.

Касаемо мира и населяющих его народов: тут ничего особенного нет — окруженный врагами, гниющий изнутри "Союз" — место где происходит большинство событий 1 тома, на юге государство гурков — напоминающих индийцев и арабов одновременно (т. к. автор англичанин ничего необычного тут нет — гурками называли восставших в середине 19 века индийцев, которые в большинстве своем были мусульманами, хотя в восстании приняли участие и индуисты). Автор использует обычные для Англии эпохи средних веков и нового времени обращения к людям. На севере есть континент населенный варварами в северной части и колонистами "Союза" на юге, еще севернее варваров обитают "шанка". На западе находится бывшая империя, ныне пребывающая в анархии (о ней подробнее расскажут во 2 томе). Стандартных фэнтезийных рас тут нет. Так как самое большое внимание уделено автором книги раскрытию образов гланых и второстепенных героев мир подробно не описывается, одна того, что о нем говорится вполне достаточно для понимания происходящих событий.

Резюме:"Кровь и железо" образец великолепно написанного, качественного черного фэнтези. Минусов, серьезно портящих впечатление от книги я не вижу; самым существенным из них я считаю недостаточную раскрытость мира, хотя во 2 томе мы узнаем о нем больше — так что это недостаток весьма относителен. Рекомендую книгу к прочтению всем любителям реалистичного (и не только) фэнтези, не опасающимся запутаться в многочисленных и прекрасно выписанных персонажах и их взаимоотношениях.

P. S. книгу прочитал в 2009 году, рецензию пишу только сейчас, причем книгу я не перечитывал. Эту информацию привожу к тому, что несмотря на достаточно большой отрезок времени, прошедший с момента чтения книги, я все еще помню (несмотря на на редкостно дырявую память) сюжет (и все значимые и неочень события) и имена большинства персонажей (включая второстепенных) — это однозначный (для меня — но свое мнение я никому ни к коем случае не навязываю) признак того что книга не просто хороша, а великолепна (можно применить любые хвалебные слова) т. к. большинство книг я быстро забываю (в лучшем случае помню название, автора, пару тройку ключевых событий и имен). Вот как-то так...


Статья написана 28 февраля 2011 г. 14:04

Джеймс Клеменс. Огонь ведьмы

Американский писатель Джим Чайковски (он же Джеймс Клеменс, Джеймс Роллинс) получил широкую известность как автор триллеров об организации "Сигма", поэтому мало кто вспоминает, что начинал он с фэнтезийного цикла из 5 книг «Проклятые и изгнанные».

В этом обзоре речь пойдет о первом романе пятикнижия — "Огонь ведьмы". Как мне кажется, его можно отнести по типу к "классическому фэнтези" — действительно, уже из описания мы узнаем о неком "Темном Властелине" — являющемся воплощением абсолютного зла и совсем юной девушке — которая предстает перед нами как олицетворение добра. Но, как позже выяснится при чтении, — не все так просто...

Мир достаточно стандартен — ничего необычного автор нам не показывает — существовавшая некогда великая империя потеряв "добрую" магию рухнула под напором злых сил. И, разумеется, автор пусть и схематично, но показывает как после пришествия зла мир стал хуже — повсюду властвуют приспешники "Темного Властелина" и т. п. и т. д. В мире наличествуют и свойственные подобным книгам волшебные расы — это и огры, и гоблины, и волшебные деревья, животные, не забыты, конечно, и эльфы (тут их аналог зовется "Элв'ин); но присутствует и нечто новое и необычное (по крайней мере для меня) — мерзкие слуги Вселенского зла Скал'тумы — напоминающие доисторических птеродактилей, жуткая тварь Малготра (описание лучше прочтите сами — не хочу засорять отзыв описанием этой мрази).

Повествование построено внятно и логично — нет резких прыжков от одного к другому — оно льется как неспешная речушка лишь иногда убыстряясь на порогах. Книга состоит из 40 глав сгруппированных в 5 крупных разделов. В каждом разделе есть основная тема — которая получает логичное завершение и раскрытие к концу раздела. Теперь подробнее о каждом.

Первый раздел знакомит нас с миром и главной героиней цикла — Эленой — девушкой из крестьянской семьи, несколько странноватой по сравнению со своими сверстниками. Она очень хочет покинуть долину, где родилась и где прошло ее детство, ей частенько что-либо мерещится — в общем ребенок не от мира сего. Помимо Элены мы узнаем о ее семье — брате Джоаке, родителях и некоторых соседей. В этих главах автор прекрасно показал размеренную, лишенную каких-нибудь необычных событий провинциальную жизнь. Однако проявление дара и приход приспешников "Темного Властелина" разрушает эту идиллическую картину — жизнь в долине очень не скоро станет прежней. Слуги врага являют собой зло бессмысленное и беспощадное — они не вызывают никаких положительных эмоций. Это явный минус книги, ведь во многих фэнтезийных произведениях злодеи далеко не однозначны и порой могут вызывать сочувствие. При этом приспешники "Темного Властелина" не упускают возможности совершить мелкую пакость друг другу (например старик Дисмарум впускает свет в помещение со скал'тумом, хотя прекрасно знает, что свет гибелен для этого создания мрака). Второй злодей — Рокингем в первом разделе являет собой всего лишь жертву своего непосредственного начальника — Дисмарума (является хранилищем отвратительных червей — используемых при попытке словить Элену), однако потом, в следующих главах, раскроется с неожиданной стороны и преподнесет, как и Дисмарум, много сюрпризов. Пожалуй это и есть то, из-за чего антагонисты героини вызывают интерес на протяжении всего повествования.

В первой части появляется и второй важнейший герой книги — Эр'рил — человек, проживший, не по своей воле, 500 лет и попросту уставший от долгой и почти бессмысленной жизни (единственное, что удерживает его от самоубийства — необходимость навещать места упокоения погибших в решающей битве со злом). Его гнетет чувство вины за гибель товарищей.

Кроме того, автор на примере жителей долины, рассматривает психологию толпы — рядовые обитатели напоминают стадо скота. Эти, в обычной жизни в общем-то мирные и незлобивые люди, в минуту опасности (или столкнувшись с неведомым) готовы найти виноватого (как правило наиболее слабого и беззащитного) и предать его жестокой смерти. И никому из них не приходит в голову спокойно разобраться в ситуации. Именно такие, как они, в средние века во время гонений на ведьм готовы были бросить на костер своих жен, матерей и даже детей, по малейшему подозрению в "колдовстве". При этом некоторые из них крайне мелочны и спят и видят как нажиться на чужом горе (например трактирщик стремящийся словить рыбку в мутной воде — нажиться на своих односельчанах во время пожаров в садах — и как следствии гибели урожая). Но даже в этом болоте есть место подвигу и демонстрируют его не крепкие деревенские мужики, а слабая и беззащитная женщина — тетя Элены Фила — единственная, кто заступился за нее как перед лицом обезумевших жителей, стремящихся сжечь ее, так и перед прислужниками Темного Властелина. При этом ее саму обвиняли в пособничестве "ведьме", убили старшего сына и сожгли ее пекарню — однако она не потеряла силы духа. Да... я, кажется, увлекся обзором первой части... Пожалуй сельская жизнь и психология обывателя наиболее подробно описанная автором часть мира.

Во 2 части автор меняет место действия — мы переносимся на Запад — в предгорья где обитают огры и нашему взору предстает история отверженного огра Тол'чака (и как автор выдумал такое имечко???!) отправленного оракулами в далекое путешествие "тудв не знаю куда, за тем не знаю за чем". Недалеко от границы предгорий расположены леса, где обитают си'луры — местный аналог оборотней — существа, могущие принимать форму любого создания. Мы знакомимся с двумя братьями Могвидом и Фардейлом, вынужденные пуститься в долгий путь за исцелением, оборотни запертые в одном обличье, представляют из себя интересную находку автора и существенно разнообразят сюжет книги. Могвид — застрявший в обличье человека, являет собой пример труса и приспособленца, боящийся даже свое тени и паталогически склонный к предательству, он преподнесет еще много неприятных сюрпризов... Его брат, Фардейл, застрявший в облике волка есть его полная противоположность, благородный и смелый, он не раз выручает слабохарактерного брата из разных передряг, случившихся с ними во время нелегкого пути.

Так сложилось, что пути огра и оборотней неожиданно пересекаются и они продолжают путь вместе.

В 3 части мы вновь возвращаемся к Элене и ее спутникам. Девушка тяжело переживает потерю брата (но в конце книги мы с ним еще встретимся...). Автор устами Бола (дядя Элены) рассказывает историю падения старого мира. Некий "Темный Властелин" нападает на Аласею и тут светлая магия покидает этот мир. А далее как в том романе... согласно некоему пророчеству появляется женщина, наделенная непонятной силой, равной утерянной светлой магии. Потом эта сила еще не раз должна проявиться в ее потомках — ну и, само собой, Элена потомок той везучей дамочки.

В итоге собирается разношерстная компания (однорукий боец Эр'рил, лесная нимфа Ни'лан, варвар (горец) Крал, ну и дядя Элены Бол заранее предвидевший такой оборот событий, с ними еще захваченный злодей Рокингем — ох и натворит он дел чуть позже...) и можно отправляться в путь. Очевидно что гоп компания огр+2 оборотня рано или поздно к ним присоединится — в общем сюжет предугадывается на несколько шагов вперед. Но Клеменс не был бы Клеменсом если бы не преподнес нам пару сюрпризов — к компании в итоге присоединяется элв'ин Мерик, который тоже что-то ищет (и находит раньше чем мы думаем) и т. д. и т. п.

В общем в 4 и 5 частях происходят основные события книги после соединения (да да!!! все собрались в одном месте и в одно и тоже время — удивительно? не правда ли...) и знакомства (тут автор преподносит очередную порцию сюрпризов) персонажей. Т. о. 4 часть является логическим завершением того, что началось в предыдущих разделах — это своеобразный "промежуточный финал" книги. Развязка же наступает в 5 части.

На протяжении повествования автор поднимает важные проблемы (о некоторых я написал выше), такие как дружба и предательство, "человек не в своей шкуре" (на примере оборотня запертого в чуждом ему обличье). На примере Элены раскрыта тема ответственности (в данном случае за полученные свехъестественные способности). "...ей удалось многое узнать о магии за очень короткое время, она увидела, что ее можно использовать для уничтожения и для спасения, поняла, как сложно ее контролировать. И самое главное — она чувствовала свою ответственность..." В конце книги перед ней ставится тяжелый выбор, ее ответ скорее правилен, но что будет дальше? Других персонажи тоже нельзя назвать бездушными картонками — по ходу книги они претерпевают определенное развитие, изменение взглядов, отношения к вещам и, наконец, перед ними тоже ставится нелегкий выбор — и каждый их них поступает по-своему (последствия выбора, мы, вероятно, увидим в следующих книгах пятикнижия).

В книге есть целый ряд нестыковок, приведу лишь некоторые из них — Эр'рил впечатлившись выступлением Ни'лан отдал ей все свои деньги, но он же на следующее утро платит за еду; скал'тум — животное (пусть и разумное), но тем не менее "прикрыл шею рукой, но река черной крови потекла между когтей" ; непонятно как горец и девушка смогли одолеть скал'тума — о небывалой силе и непобедимости которой говорил им Эр'рил, да и тварь не настолько глупа, чтобы пострадать от столь мелких противников. Однако общего впечатления от книги они не портят.

Особое внимание нужно обратить на труд переводчика — первоначально книги выпустило АСТ с жутким переводом, в котором даже отсутствовали целые абзацы, необходимые для понимания сути книги. Издание, которое читал я, подготовлено изд-вом ЭКСМО — в нем представлен заново переведенный текст книги, сохранен "образный и высокий" (цитата из МФ) стиль автора. Книга читается достаточно легко, не взахлеб, как некоторые другие книги того же Клеменса, но и, в тоже время, не вызывает желания отложить книгу ради чего-то другого.

Надеюсь я смог заинтересовать вас своей рецензией. Если вы ищете интересный и небезыдейный образчик классического фэнтези — это книга для вас.


Статья написана 25 февраля 2011 г. 22:20

Раздумья. Смена режима глазами венгров

Подготовлено к изданию: Архивным институтом Культурного, научного и информационного центра Венгерской республики в Москве, 2009 г.

Что знает о современной венгерской общественной мысли рядовой обитатель России? Если он не студент исторического факультета, либо преподаватель университета, то ответ будет однозначный — ничего. Но это не меняет того факта, что в Венгрии находится один из центров современной либеральной мысли. В Будапеште действуют Фонд открытого общества и Центрально-Европейский университет, которые основал Сорос. При хорошем знании английского языка там можно получить прекрасное образование, после чего сделать успешную карьеру. Например Сорос предоставляет гранты для научных исследований и написания новых учебников, призванные привить Восточной Европе ценности либерализма, а за одно и позволяющие хорошо заработать.

Но есть и другое направление венгерской научной мысли, которое не имеет отношения ни к Соросу, ни к либерализму, ни к открытому обществу.

Задачу познакомить российского читателя с этим направлением взял на себя Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), который в 2009 году опубликовал на русском языке специальный выпуск венгерского левого журнала «Раздумья». По сути дела получился сборник, отражающий взгляд венгерских левых ученых на события последней трети ХХ века и первого десятилетия ХХI столетия. Круг проблем, которые затронуты в сборнике, чрезвычайно разнообразен. Авторы статей, разумеется, в центр внимания поставили осмысление истории своей родной страны. Здесь спектр тем очень широк – от сельского хозяйства до кинематографа. Но содержание сборника не ограничивается одной Венгрией. Значительное место уделено событиям в соседних с Венгрией странах: Советский Союз, Польша, Югославия, достойно представлен анализ общемировых процессов.

Несмотря на пестроту тем, в сборнике есть организующий стержень, который не дает содержанию рассыпаться на хаотичную мозаику, и наоборот превращает его в многочисленные грани целостной картины общественного развития. Этот организующий стержень – методология авторов.

Общая особенность авторов данного сборника (как это ни удивительно) – слабое использование марксистской терминологии. Тем не менее, этот факт не должен вводить в заблуждение. Все авторы следуют принципам материалистического понимания истории. Они едины и в отношении к прошлому: строй, рухнувший на рубеже 80-90-х годов, они обозначают термином «государственный социализм». Они едины и в восприятии настоящего: не приемлют капитализма. Объединяет их и взгляд в будущее: в сборнике совершенно четко прослеживается такой идеал общественного устройства, как самоуправляющийся безгосударственный социализм, ограничивающий деятельность рыночной стихии. Достойна особого упоминания еще одна черта их методологии: рассматривать любую проблему в контексте мировой капиталистической системы. Даже если какая-либо проблема кажется на первый взгляд сугубо локальной, авторы сборника убедительно опровергают такой предрассудок. Так, Эржебет Салаи, чтобы дать краткий очерк умонастроений современной венгерской интеллигенции, выстраивает для начала общую модель либеральных реформ в странах Центральной и Восточной Европы. Ласло Лаки, рассматривая, как падала роль сельского хозяйства в одном из депрессивных районов Венгрии, заметное внимание уделяет на этом фоне внешнеэкономическим связям страны. Петер Сигети, взявшись показать судьбу Венгерской социалистической партии в 1990-2000-е годы, дает общий очерк эволюции социал-демократии в мировом масштабе. Подобный подход позволяет более четко объяснить суть изучаемых процессов.

Объединяет пестрый материал сборника еще одна важная особенность. Все статьи написаны в спокойном, академическом стиле, и тем не менее каждая статья наносит сокрушительный удар по идеологическим мифам и тем самым приобретает злободневное политическое значение. Сборник открывает эссе Ласло Тютё о современной демократии. В изящной литературной форме он разоблачает теорию народного суверенитета и показывает, что буржуазная демократия является ограниченной политической формой, которая совершенно непригодна для выражения воли большинства. Еще более неожиданно для читателя, взращенного на либеральных суевериях, он открывает бюрократический характер такой формы демократии. Тамаш Краус анализирует перестройку в СССР и споря с либералами показывает, что одним из ключевых вопросов тогдашней политической борьбы был вопрос о собственности. Одновременно, Краус наносит удар по сталинистским теория заговора, показывая, как на самом деле заинтересованные силы Запада использовали формировавшиеся в СССР внутренние предпосылки краха. Эржебет Салаи исследует процесс перехода от так называемого «социализма» к частновладельческому капитализму в 1989-2008 гг. в Центральной и Восточной Европе и делает множество точных наблюдений о положении этих стран и их использовании мировой капиталистической системой. Миклош Митрович меняет традиционное восприятие польской «Солидарности». В период высшего подъема этого движения в нем существовало крыло, выступавшее за самоуправленческий социализм. Йожеф Юхас, хотя и слишком обзорно, описывает разгул национализма в югославской историографии. Статьи Михая Мадараса и Кароя Лоранта просто обязаны прочитать все те сталинисты, которые верят в нерыночную природу советской экономики, ее плановый характер и независимость от капиталистического мирового рынка. Без всяких эмоций, с цифрами в руках Мадарас показывает, как колебания нефтедобычи и международной ценовой конъюнктуры подорвали советскую экономику. А Лорант аналогичным образом показывает, как мировой рынок взорвал систему отношений в рамках СЭВ. Петер Сигети убедительно доказывает либеральную природу современной социал-демократии на венгерском материале, тем самым разрушая связанные с ней иллюзии. Ласло Лаки вскрывает ложь венгерских реформаторов 90-х годов, тупиковость и бессмысленность осуществленной ими аграрной реформы. Эстер Барта осуществила исключительно ценное исследование настроений современного венгерского рабочего класса. Она связала их с технологической перестройкой современного капитализма, вызванными ею изменениями в организации производства и специфической формой влияния этих процессов на венгерский пролетариат. Э.Барте удалось убедительно объяснить ностальгию по «социализму» и одновременный рост националистических настроений в рабочей среде. Наблюдения и выводы Э.Барты вполне применимы к рабочему классу России и потому ее небольшую статью обязательно нужно прочитать всем левым активистам, которые думают как возродить рабочее движение и соединить его с марксизмом. Выводы, которые логически вытекают из статьи Э.Барты, в этом плане довольно пессимистичны, однако лучше трезво смотреть на мир, чем тешить себя иллюзиями.

Об иллюзиях венгерского кинематографа и иллюзиях по поводу состояния венгерского кино пишет кинокритик Анна Варга. Картина деградации режиссерской мысли и опошления киноискусства, всё более сводимого к «биоюмору», открывается настолько ужасная, что вызывает невольное сочувствие к самому автору статьи. Как она не устала от просмотра этой мерзости?!!! Впрочем, аналогичную дрянь смотрим и мы — так как наше телевидение может предложить нам мало стоящих программ.

Наконец, завершается сборник статьей Петера Фаркаша «Нынешний мировой экономический кризис». В предисловии автор поясняет: «Нижеследующий анализ кризиса я составил в рамках профессиональной дискуссии отчасти с целью познакомить молодых коллег с политэкономическим подходом. Настоящая статья, с одной стороны, сжатое, почти эскизное обобщение, с другой стороны, более или менее дидактическое разъяснение основных понятий» (С.254-255). Но именно это обобщение и простота изложения материала усиливают эффект от прочтения статьи. Даже непрофессионалу легко составить цельное представление о природе нынешнего мирового кризиса, тенденциях его развития, краткосрочных и долгосрочных последствиях. П.Фаркаш не только популяризирует научные марксистские знания о кризисе, начавшемся в 2007 году, но и делает ряд очень ценных наблюдений. Например, он отмечает, что развитые капиталистические страны под влиянием кризиса «отклоняются от неолиберальных идей в своей практике, в то же время от менее развитых стран требуют соблюдения принципов неолиберального Вашингтонского Соглашения (например, взамен управления задолженностью). От задолжавших бедных и среднеразвитых стран требуют политики свертывания, рестрикции даже в том случае, когда уровень их госдолгов по отношению к ВВП не выше, чем у многих развитых стран!» (С.268). Эти строки были написаны в 2009 году, однако их справедливость продолжает подтверждаться. Свежайший пример – экономическая политика Украины с осени 2010 года. Под диктовку МВФ, от кредитов которого зависит Украина, правительство начало проводить типичную неолиберальную политику: урезает социальные расходы, сокращает бюджетников, одновременно снижая налоги на крупный бизнес. Между тем, отношение внешнего долга Украины к объему ВВП куда благоприятнее, чем в США или Евросоюзе. Аналогичные вещи проводит и Россия.

Наконец, П.Фаркаш очень взвешенно оценивает значение кризиса для дела социализма. Социалистическая перспектива может стать реальностью лишь после нескольких кризисов, которые последуют за нынешним. А пока мы должны опасаться, чтобы нынешний кризис не оказался слишком глубоким, иначе «голубое небо политики заслонят тяжелые тучи правого карьеризма, требующего «порядка» (С.271). На подобную же угрозу усиления правых консервативных и националистических сил указывают в своих статьях А.Салаи и Э.Барта. Социалистическая перспектива развития все еще остается под вопросом.

Помимо достоинств сборника в нем есть ряд существенных недостатков. К таковым прежде всего относится оценка обществ советского типа. Коллектив журнала «Раздумья» все-таки считает, что там был социализм. Конечно, они против такого социализма, но все же воспринимают его как социализм. И это даже вопреки тем наблюдениям, которые делает в своей статье Э.Барта. Исследуя организацию труда при «социализме», она отмечает ее капиталистическую основу: это фордистская модель. И далее пишет: «В Восточной Европе смогла законсервироваться структура организации труда, которая сама по себе не была изобретением социализма» (С.217). Итак, в основе «социализма» лежала капиталистическая организация труда. Для меня лично это еще одно подтверждение теории государственного капитализма. Но авторы «Раздумий» не смущаясь продолжают писать о социализме в СССР, Венгрии и других странах советского типа.

Вызывает замечания и общественный идеал авторов. Насколько можно понять по отрывочным замечаниям, их социализм все-таки не исключает товарного производства, кроме того, система управления в будущем обществе должна быть децентрализована. О кардинальном вопросе преодоления рыночных отношений и способах демократической централизации на базе самоуправления авторы не задумываются. Во всяком случае в переведенных статьях об этом речь не идет.

Наконец нужно сказать несколько слов и о самом качестве перевода. Он, мягко сказать, плоховат. Текст не вычитан и стилистически несовершенен. Местами в результате перевода произошло искажение смысла (видимо отлов "блох и птеродактилей" — используя слова В. Камши — должны проводить читатели). Например, сербский писатель Добрица Чосич почему-то превратился в Добрицу Кошича (С.116). В статье Михая Мадараса нисходящая волна третьего Кондратьевского цикла на стр. 126 почему-то названа «восходящей», хотя из контекста видно, что нужно было написать наоборот. В силу странного подхода переводчика фамилии экономистов, упоминаемых в статье П.Фаркаша, остались записанными на латинице, хотя в русском языке давно и прочно известны способы написания таких фамилий, как Сисмонди, Маркс, Шумпетер, Гэлбрайт и т.д.

Однако достоинства сборника (подробнее рассмотрены выше) перевешивают недостатки — "переводчики" и издатели позволили нам подробнее познакомиться с современной общественной мыслью Венгрии. Благодаря ним мы узнали альтернативную точку зрения на события недавнего прошлого, а также на мировой экономический кризис. Многие проблемы, рассмотренные авторами статей, присущи, к сожалению, и современной России.


Статья написана 22 февраля 2011 г. 19:26

Немецкая готическая сцена не была бы такой влиятельной и узнаваемой без коллективов, подобных SCREAM SILENCE. Группа появилась в 1998 году и включала в себя Харди Фитинга (вокал), Хейко Вольфа (ударные), Рене Шульца (бас) и Йорга Ренневальда (гитара).

Буквально за несколько лет эта команда заняла достойное место под солнцем, каждый из альбомов группы получал восторженные отзывы, причем не только в готической среде. Так, уже дебютный «To Die For» был назван журналом Orkus «альбомом месяца». После его выхода группа отправилась в продолжительный гастрольный тур, где выступала с такими с именитыми коллегами по жанру как CHRISTIAN DEATH и DREADFUL SHADOWS.

[P HOTOSMALL3RIGHT]

Успех в концертной деятельности подвиг музыкантов вскоре записать второй альбом со скромным названием «The 2nd». Этот диск, который продюсировал сам Харди Фитинг, заставил критиков присвоить музыке SCREAM SILENCE ярлык «Готик-Рок Нового Тысячелетия», он вошел во многие европейские готик-чарты.

Число поклонников росло и SCREAM SILENCE получили место хедлайнеров знаменитого готического фестиваля Wave Gotik Treffen в Лейпциге. Однако, неожиданно для других членов команды, в начале 2002-го года о своем уходе заявили басист Рене Шульц и гитарист Йорг Ренневальд. Они решили посвятить себя сольной карьере, а оставшиеся музыканты занялись заполнением вакансий. Новыми членами SCREAM SILENCE стали участники местечковой, но относительно популярной группы SCROON Роберт Клауш (гитара) и Корнель Отто (бас).

Обычно изменения в составе влекут за собой проблемы, но свежая кровь пошла коллективу на пользу — когда годом позже на суд публики был представлен третий альбом «Seven Tears», поклонники и критики сразу же отметили, что звучание стало более эмоциональным и в то же время инновационным. Релиз вызвал бурю восторгов в готической среде, журнал «Zillo» признал его «альбомом месяца», а «Orkus» выставил десять баллов из десяти. И все это не смотря на тот факт, что лейбл Moonstorm Records, издавший альбом, практически его не продвигал и не тратился на рекламу из-за нехватки финансирования. Тем не менее, продажи «Seven Tears» в два раза превысили тираж предыдущего «The 2nd».

Довольно трудно понять что же изображено на обложке. Ответ оказался крайне неожиданным: кровь, замерзшая под морским льдом – как символ всех грехов. Это же тема находит свое отражение в текстах песен данного альбома, а музыка в свою очередь является отражением творчества коллектива DREADFUL SHADOWS, на опустевший трон которых (после распада группы) и взобрались SCREAM SILENCE. Десять хитовых, но в тоже время несколько однообразных композиций, построенных на сочетании утяжеленных гитар, мелодичных клавишных партий и чувственного вокала Харди Фишера, западают если не в душу, то уж точно в голову.

В 2003 году группа была приглашена возглавить престижный немецкий Herbstnachte Festival, проходящий в древнем замке Rabenstein. К этому событию группа подошла очень серьезно, усилив свой состав струнным дуэтом (скрипка и виолончель), а также пригласив Адама Пирсона (Adam Pearson) — гитариста легендарных THE SISTERS OF MERCY, специально прилетевшего ради этого выступления из Англии. Такой поход вполне оправдал себя и посетители фестиваля остались очень довольны выступлением SCREAM SILENCE.

В начале 2004-го по личным причинам коллектив покинул Корнель Отто, а бас-гитара перешла к Хагену Шнивойгту, бывшему участнику группы TUNES OF DAWN, который присоединился к SCREAM SILENCE.

Настало время делать более решительные шаги — отклонив предложение об издании следующего альбома на мэйджоре Columbia Records/Sony Music, члены группы решают открыть собственный лейбл Plainsong Records, чтобы дать своему творческому потенциалу размах, далекий от бизнес-клише и творческого давления. В 2004-м году музыканты записывают свой четвертый диск «Elegy», в котором критики видят еще один большой шаг в развитии группы, а после «Saviourine», вышедшего в 2005-м, никто уже не сомневается, что SCREAM SILENCE – это одна из лидирующих групп на современной Gothic Rock сцене.

Песни альбома «Saviourine» по прежнему звучат мягко, нежно и совсем чуть-чуть печально, но очень искренне. Голос вокалиста, варьирующийся от высокого до более низкого типичного готик-рокового вокала с неизбывным страданием в нем, ласкает уши и отстреливает сердца девушек стрелами Амура. Кое-где гитары потяжелели, но они все равно остаются аккуратно приглушенными, словно из-за стены, чему очень способствует выведенные вперед басы и бас-бочки, забирающие звук в такую глубину. Самыми яркими звучит пианино, которое как обычно одиночными нотами, аккуратными редкими аккордами и тонкими намеками вместе со всем остальным создает романтическую красивую картину.

Практически все песни примерно одного уровня, не достаточно хитовые, чтобы застревать в голове, но вполне годные для наслаждения красивой музыкой. В нескольких песнях звучит скрипка, делающая композиции еще более чувственными (хотя уж куда там...). Песня "Nonentity" очень похожа на известную композицию Делайла, а "The Void" отличается повышенно эстрадной мелодикой, которую хоть сейчас под клип. Альбом начинается с длинной песни, и заканчивается длинной песней, а в середине есть песня с жутко длинным названием для готик-рока, уместившееся лишь на трех строчках задней стороны буклета и на первый взгляд кажется равным ее тексту (сама она, кстати, одна из самых пронзительных). Композиционно и тематически материал предсказуем, но это лишь прибавляет ему приятного уюта при прослушивании. Песни о любви состоявшейся и почившей, продолжают трогать сердце, пусть и не так, как на пресловутом "Seven Tears". Тексты усложнены, но в целом понятны и симпатичны, а оформление скромное, радующее глаз.

Новый, 6-й по счету, студийный альбом SCREAM SILENCE «Aphelia» (от греч. «ар» — от, далеко и «helios» — Солнце) – это фейерверк превосходных песен, наполненных мелодиями невероятной красоты и лирической глубины, свободных от каких-либо «канонов» и демонстрирущих неистощимость фантазии по-настоящему опытных, зрелых и талантливых музыкантов.

Присоединение к составу в качестве постоянного участника гитариста René Gödde, долгое время исполнявшего роль сессионного музыканта на концертах, позволило раскрыться новому потенциалу и сделать студийное звучание группы более чем восхитительным. Последние месяцы SCREAM SILENCE блистали на концертах более свежим и динамичным звучанием, которое было великолепно воспринято поклонниками, и поэтому неудивительно, что песни «Aphelia», в отличие от предшествующих работ, звучат менее рафинированно и более агрессивно. Как и прежде, в них сочетаются яркие мелодии, но с добавлением альтернативных и прогрессивных элементов.

Прослушивая альбом, можно раскрыть для себя множество граней таланта музыкантов SCREAM SILENCE; на нем присутствуют и мощные клубные боевики, такие как «Kerosene» и «The Vitriol», и мрачные классические gothic rock шедевры «Harvest» и «In Every Sin», и величественные гимны «Nothingness» и «Unspoken». Не забыли музыканты и о так сильно полюбившихся слушателям любовных эпических балладах, которые представлены песней «My Eyes».

На протяжении десяти песен слушатель, находясь под тайным обаянием необычайно проникновенного и глубокого вокала Харди Фитинга, становится свидетелем раскрытия его хрупкой души. «Aphelia» рассказывает истории об отреченности, одиночестве и мечте оказаться в самых далеких краях, в которых можно никому не принадлежать и из которых никогда не захочется вернуться.

Неотъемлемой частью музыкальной концепции альбома является и его оформление. Группа намеренно отказалась от размещения текстов песен на страницах буклета, разместив вместо этого специально разработанные художественные работы, объясняющие значение каждой композиции. В них рассказывается об одинокой маленькой девочке Афелии, символе недолговечности человеческой души, путешествующей в несуществующих мирах и наконец нашедшей свой дом в самом далеком и темном из всех мест – в себе самой.

В 2008 году вышел последний, на данный момент, альбом этой группы — "Apathology". Судя по названию и обложке, на которой возможно изображён Сопор Аэтернус (!) (конечно же я не прав!), слушателей ожидает самый мрачный альбом за всю дискографию группы. Впрочем, первая композиция подтверждает мои догадки — это великолепная, берущая за душу депрессивная композиция, заставляющая на несколько минут отрешиться от бренной реальности.....

Первое полное прослушивание диска, как ни странно, восторга не вызвало — лишь еще раз удостоверился в растущем профессионализме музыкантов. Но вот с каждым последующим прослушиванием приходит понимание, что это один из лучших их альбомов (несмотря на определенные недостатки). В целом музыкальный ряд не претерпел значимых изменений — все тот же Gothic Rock c еще более потяжелевшими бочками и басом, которые все так же выдвинуты на передний план, аккуратно приглушая собой гитары. Изменения же в гитарном саунде так же минимальны и сводятся к следующему: теперь мы чаще слышим игру второго гитариста, звучание стало более жестким, депрессивным; в некоторых песнях активно используется акустика.

Теперь отмечу некоторые песни, которые могли бы поднять альбом до статуса “шедевр”, но, из-за некоторых недоработок, не оправдали ожидания.

“Above and Within” могла бы стать действительно классной песней, если бы не убийственно короткий второй куплет в одну строчку, после которого музыканты мусолят припев до конца дорожки. Ну, право же, даже как-то неприлично группе такого уровня выдавать такие вещи! Песня выезжает только за счет профессионализма.

“And This is What We Left Behind” – оригинальная полуакустическая баллада, в которой вокал Hardy Fieting’а кажется… каким-то по-настоящему немецким (несмотря на англоязычный текст)! Возможно причина в том, что в нем нет типичного оттенка “неизбывного” страдания, зачастую присущего готик-роковому стилю. Однако отсутствие какой-либо кульминации делает песню слишком ровной и однообразной. Потому и не годится она для многоразового прослушивания.

Наконец, на альбоме так имеются три довольно продолжительные композиции (почти 7 минут и более). И вроде бы это хороший признак… Но если бы только они были более разнообразными!... Даже при повторном прослушивании они кажутся чуть ли не одинаковыми. Одинаково красивыми на первых минутах и такими же вымученными по ходу и окончанию. И действительно, стандартное построение куплет-припев с монотонным вокалом и однообразными проигрышами на протяжении более пятнадцати минут (треки 10 и 11) вызывает попросту скуку.

Подведем итоги… Перед нами качественный, проработанный до мелочей альбом, лишенный однако оригинальности и местами откровенно скучный. Но пока немцы более менее успешно держат марку, и их музыка продолжает оставаться интересной, причем не только для меня. SCREAM SILENCE будет не лишним привнести свежие идеи в свое творчество, иначе оно потеряет свою ценность и актуальность и будет походить на тех же ZERAPHINE (еще одна отличная немецкая группа, но ее альбом 2010 года меня совсем не впечатлил — ничего нового по сравнению с предыдущими своими работами они не представили — поэтому переслушиваю только их первые альбомы — они наиболее интересны)


Статья написана 21 февраля 2011 г. 21:01

Блеск португальской славы не исчез

И в памяти он сохранится вечно.

Судьба явила ныне без завес,

Что, выполняя долг свой безупречно,

Луз превзошел величием своим

Ассирию, и Грецию, и Рим.

Немногие, прочитав эти строки, написанные Камоэнс Л. (Лузиады. I, 24), могут в полной мере осознать правоту слов величайшего поэта Португалии. История этой страны долгое время была terra incognita для русского читателя, 3 книги, о которых я расскажу ниже, помогут закрыть пробелы в этой области знания.

В предыдущей статье я обещал закрыть тему Португалии, но, к моему удивлению, она меня так и не отпустила, поэтому я порадую (а может и огорчу) вас обзорами еще 3 книг по истории этой удивительной страны.

Начну, пожалуй, с книги "Португалия: дороги истории", написанной О. И. Варьяш (о ее книге Пиренейские тетради я писал в предыдущей статье) и А. П . Черных.

Книга издана издательством «НАУКА» в 1990 г. и рассчитана на массового читателя, до этого незнакомого с Португалией. Она описывает средневековый период истории страны с событий VIII в. и до освобождения от испанского господства в 1640 г. Однако в предисловии есть небольшой экскурс в античную историю той части Пиренеев, что позднее стала Португалией. Выбор именно этого отрезка истории обусловлен тем, что со школьной скамьи мы, как правило, знаем о Португалии лишь с эпохи Великих географических открытий (хотя в классах с углубленным изучением истории есть вероятность узнать немного и о предшествующем периоде — реконкисте), когда Португалия стала владычицей громадной колониальной империи, многократно превосходившей по площади метрополию. С этим временем и с этими деяниями мы привыкли связывать ее величие. Но что происходило на берегах Тежу в предшествующие столетия, что создало основу небывалой человеческой активности, позволившей открыть и захватить столь обширные заокеанские владения? Многие ли из нас знают имя, дела и поэзию великого португальского короля Диниша? Многие ли представляют себе, что португальские корабли в средние века считались лучшими в Западной Европе и были образцом для корабельщиков других стран? И совсем уж немногие знают о том, что Португалия одной из первых европейских стран сложилась как единое государство. И национальное, и государственное единство пронесено этим небольшим народом через века, несмотря на невзгоды и проблемы. Это дополнительно поднимает интерес к этой стране и людям, в ней живущим. Заслуга авторов в том, что они доступно, увлекательно и живо рассказывают о зарождении Португальского графства (а впоследствии королевства) в ходе реконкисты, взаимоотношениях королей с римскими папами и собственными городами, борьбе за независимость от Кастилии в конце 14 века, загадке «пропавшего короля» Себастьяна и событиях 1640 года, восстановивших португальскую независимость.

Для читателей, владеющих английским, будет интересна книга A. R. Disney "A History of Portugal and the Portuguese Empire: From Beginnings to 1807". Объем двухтомника 824 страницы.

Издана она в 2009 г. издательством Cambridge University Press — что однозначно является плюсом книги, т. к. вряд ли столь солидное издательство будет выпускать сомнительные книги.

Книга вышла в 2 томах — в 1 томе представлена история страны от обзора поселений эпох палеолита и бронзы, взаимоотношений между автохтонными и кельтскими племенами, следов пребывания финикийцев и далее — римского завоевания, вторжений варваров и арабов до «золотого века» Португалии – периода активной колониальной экспансии и заканчивая французской оккупацией 1807 г. Во 2 томе дается обзор географических открытий португальцев, исторических событий в португальских колониях (из которых наибольшее внимание уделено жемчужине короны Португальской колониальной империи — Бразилии), заморской торговли и влиянии её на экономику страны.

Таким образом книга является обзорным трудом по достаточно большому периоду истории страны. Важным достоинством книги является параллельное рассмотрение истории португальских колоний и истории метрополии, что позволяет сформировать целостный образ описываемой страны.

И, наконец, 3 книга: "Хазанов А. Экспансия Португалии в Африке и борьба африканских народов за независимость (XVI—XVIII вв.)".

25 апреля 1974 г. в результате революционного переворота (позднее названного революцией гвоздик) был свергнут фашистский режим в Португалии, просуществовавший почти полвека (напомним, что Португалия это вторая страна где к власти всерьез и надолго пришли фашисты). Крах фашистской диктатуры и образование демократического правительства открыли народам португальских колоний путь к независимости (страна оперативно избавилась от никчемных довесков из-за которых в последние годы диктатуры было столько проблем). В связи с этими событиями небывало возрос интерес к проблемам Португалии и ее бывших колоний. Для того чтобы в полной мере понять те процессы, которые привели к краху последней колониальной империи, необходимо обратиться к изучению ее прошлого.

Португальский колониализм — это уникальный исторический феномен. Самой историей ему оказался отпущенным очень длинный срок. Португальские колонизаторы первыми пришли в страны Африки и Азии и последними ушли оттуда. Созданная португальцами колониальная империя смогла просуществовать 500 лет.

Тут же возникает вопрос чем это объяснимо? С чем связано то обстоятельство, что широкая антиколониальная борьба в португальских колониях началась относительно поздно и что сравнительно слабой Португалии удалось в послевоенное 30-летие удержать почти все свои позиции в Африке?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к изучению истории возникновения, становления и развития португальского колониализма. Данную задачу и попытался решить в своем исследовании А. Хазанов. Как мы увидим в дальнейшем весьма успешно.

Так как книга издана в советские времена (1976 год), то она крайне идеологизирована, но если отбросить идеологическую мишуру — мы получим качественное и всестороннее исследование заявленной в названии темы.

Рассмотрев ситуацию, в которой книга вышла в свет перехожу к ее достоинствам и недостаткам (один из которых уже назван). Ценность книги в подробном рассмотрении завоеваний португальских колонистов, которые в отечественной литературе практически не освещены, в отличие от деяний испанских конкистадоров. Монография написана на основе анализа многочисленных источников и во многом заполняет этот пробел. Но, увы, в ней освещены только африканские события: колониальные войны в Анголе, Мозамбике, городах-государствах суахили (как следует из названия — события в Бразилии и других частях мира в ней не описаны). Показана роль католической церкви, расовая политика, рабство и работорговля, дана оценка общего влияния португальцев на развитие африканских обществ. Но для меня самым привлекательным разделом книги стала глава, посвященная административному устройству и экономической организации португальских колоний. Это позволяет сравнить английские, французские и испанские колониальные системы с португальской и значительно повысить свои знания в этом вопросе.

Подводя итог всему вышесказанному могу предложить примерно такой порядок чтения: сначала книга "Португалия: дороги истории", затем рассчитанный на более осведомленную аудиторию сборник "Пиренейские тетради". Знающим английский параллельно с ними стоит прочесть двухтомник "A History of Portugal and the Portuguese Empire". Потом обратиться к "Экспансии Португалии в Африке" для подробного освоения феномена португальского колониализма. Ну и на закуску пойдет "Небольшая книга о великом землетрясении". Почти наверняка на русском языке найдутся другие работы по истории Португалии — их тоже неплохо бы прочитать если вас заинтересуют описанные мной книги.

Из всего выше написанного, а так же из предыдущих статей следует вывод что я большой поклонник Португалии. Это не так — сердце мое навсегда и полностью отдано Австрии, поэтому в следующих статьях я постараюсь рассказать о книгах, написанных про эту, вне всякого сомнения, лучшую из всех возможных стран!

Герб Королевства Португалия до 1911 года
Герб Королевства Португалия до 1911 года

Современный герб Португалии
Современный герб Португалии





  Подписка

Количество подписчиков: 41

⇑ Наверх