Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Farit» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 июня 2020 г. 21:17

«Траун»
Тимоти Зан
Траун / Thrawn Trilogy
1991, роман-эпопея

Пять лет спустя после битвы при Эндоре... Один из 12 Гранд Адмиралов Империи, единственный нечеловек среди военачальников и солдат Палпатина, гениальный тактик и стратег, чисс Синдик Митт'рау'нуруодо возвращается из "исследовательского" похода в Неизведанные регионы.
Адмирал Акбар становится жертвой политических интриг ботанов, а Люк Скайуокер оказывается в сфре интересов сумасшедшего клона таинственного джедая...

Генерал Хэн Соло и сенатор Лейя Органа-Соло, контрабандист и охотник за информацией Тэлон "Коготь" Каррде и командир Разбойного эскадрона Ведж Антиллес, таинственная Мара Джейд и джедай Люк Скайуокер в противостоянии с самым опасным военачальником Империи, известным всей Галактике как Гранд Адмирал Траун...


Когда-то очень давно я попробовал читать новеллизации «Звездных войн» (это было еще до выхода второй, которая первая, а тем более третьей кинотрилогий) и они меня полностью разочаровали. В основном, понятное дело, тем, что там добросовестно описывалось то, что я и так знал – сюжет просмотренного фильма. Так что я надолго поставил на этом крест и, каюсь, в настоящее время совершенно не разбираюсь во всех этих развесистых линиях что канона, что нового канона, что в многочисленных ересях.

Разбираться со всем этим многоцветьем я уже не буду, силы не те, но решил, тем не менее, получить хоть какое-то о нем представление. Для ознакомления выбрал трилогию о гранд-адмирале Трауне. Выбрал в общем-то случайно, но о знакомстве не пожалел. Далее будет некоторая порция спойлеров, так что если кто не читал, но собирается – под кат лучше не ходить.

Итак, время действия – через пять лет после битвы за Эндор, гибели Дарта Вейдера и Палпатина и победы Альянса, который стал Новой Республикой. Все закручивается вокруг ее противостояния с остатками Империи. По сюжету Республика проводила зачистку этих остатков, но ровно до тех пор, пока в дело не вступил вернувшийся откуда-то с периферии гранд-адмирал Траун, гений стратегии, единственный не-человек, удостоившийся высшего военного чина Империи.

Первое, что он делает – откапывает информацию о некоторых ключевых компонентах, необходимых для реализации его дальнейших планов. В качестве таких компонент выступают милые пушистые зверушки, которые генерируют поле, подавляющее действие Силы. То есть когда на плече Трауна сидит такая зверушка – он не подвластен обычным джедайским штучкам, то есть ему ничего не внушить, и молнией его не стукнуть, и магического пинка не дать. Правда лазерные мечи действуют.

Второй компонент – тайная сокровищница Императора, в которую тот натащил всяких технологических штук и в частности – клонирующие цилиндры, позволяющие выращивать клонов различных существ.

Третий – самозваный хранитель этой самой сокровищницы, безумный темный джедай К’Баот, который грезит о захвате вселенной, непосредственном контроле над всеми живыми существами в ней, ну и в качестве первого шага – должности воспитателя всех известных на тот момент джедаев, как то Люка и Леи Скайуокеров, а также пока еще неродившихся детей последней.

К’Баот – старикан вредный и упрямый, но Трауну он ничего сделать не может (зверушка-то на плече сидит), так что они договариваются – Траун доставляет старику учеников, а старик помогает Трауну одолеть Республику. Помощь немалая – когда войсками управляет К’Баот эти войска дерутся гораздо слаженнее и храбрее, чем без нее.

Вот, по большому счету сторона злодеев представлена этой парочкой. Гилада Пеллеона при всем желании к таковым не причислишь, он – наблюдатель.

Противостоят им все те же лица (и морды) – Люк и Лея, Хэн Соло, Чубакка и Ландо Калриссиан. Руководство Новой Республики (тоже знакомые нам Ман Мотма, адмирал Акбар, а также некоторые новые лица) витают в высших сферах и палки в колеса ставят едва ли не чаще, чем помогают. Но в процессе противостояния к светлой стороне примыкают новые и новые союзники – причем, что интересно, их источником все так же служит криминальная среда, а более конкретно – контрабандисты. Вот уж почти неисчерпаемый кадровый источник ¬ – в кинотрилогии они дали нам Хэна и Ландо, тут же к компании присоединились Тэлон Каррде и Мара Джейд. Противная сторона смогла рекрутировать оттуда только Шныра, но он в среде чистых душой и сердцем контрабандистов изначально смотрелся как чужеродный элемент. И судьба ему выпала соответствующая.

Из этого, кстати, можно делать всякие далеко идущие выводы, от которых я, наверное, воздержусь.

Итого, темная сторона представлена гением и безумцем, к концу трилогии окончательно разодравшимися, а светлая мало того, что прирастает – она еще и монолитна как гранит.

Уже из этого понятно, что структура трилогии Трауна очень похожа на таковую в кинотрилогии. Что с одной стороны даже и хорошо – как говорил Черчилль, в этом есть здоровая преемственность.

К плюсам книги можно добавить масштаб происходящих событий. Нам показана дюжина самых разнообразных планет и всякие чудные расы, герои перемещаются за сотни световых лет и возвращаются, успевая как раз к самой кульминации.

Новые герои, что с нашей, что с не нашей стороны – совсем неплохи. В первую очередь это относится к Трауну – стратегу, положившему в основу своих решений глубокое проникновение в искусство расы, породившей его противников. То есть когда он воюет с адмиралом Акбаром – он погружается в шедевры расы мон каламари, завоевывает Юкио – вникает в то, что породила их культура. Подход не быстрый, но, судя по всему, продуктивный.

К’Баот также совсем не плох, во всяком случае его спутанная борода, а также безумие и вожделение власти показаны явно и зримо. Права неясно, чего ж это он сидел и ждал на Вейланде – или же это Траун «раскачал» его честолюбие до столь циклопических размеров?

Прекрасно подан Пеллеон – служака верный, преданный и всегда знающий, когда нужно смываться.

Очень хорошо описана Мара Джейд – бывшая Рука Императора, которой умирающий Палпатин подсунул жучка в мозги. Кстати, то, как она избавилась от него – очень и очень остроумный ход, можно только поаплодировать.

Тэлон Каррде с одной стороны, конечно, клиширован – а что вы хотите, образу благородного бандита не одна сотня лет, с другой – он все же отличается и от Хэна, и от Ландо, что само по себе хорошо.

Вот с чем автор не совсем справился, так это с противостоянием. Понятно, что это та же самая преемственность, но в этой своей стороне она не слишком здоровая. С одной стороны – стратегия, точный просчет ходов, проникновение в планы врага, расчеты, последовательность и ясное понимание того, что нужно делать сейчас, а что – позже. Это – сторона гранд-адмирала. С другой же только доблесть, упование на удачу, счастливые прозрения и борьба с бюрократической машиной. То есть, по большому счету, с огромной военной машиной по-настоящему борется едва десятка героев (если включить в их состав беглого сенатора и Антиллеса). Если бы не джедайско-контрабастический союз, то Траун бы захватил всю Галактику вообще без какого-то сопротивления.

Из этого, кстати, вытекает еще один минус – во всяком случае. я его таковым считаю. Это – недостаточность сил светлых. Они, бедняги, нужны везде и буквально разрываются на части. Но это не мешает им оставаться в гуще событий – как только Траун решает нанести тайный удар по какой-то планете, как тут же Люк решает залететь туда, чтобы починиться, Хэн решает там с кем-то встретиться, ну и в итоге они оказываются в гуще событий и вносят решающий вклад если не в победу, то в минимизацию поражения.

Ну и, конечно, финальная космическая битва – она как-то провисает. Причем засаду Траун организовал по всем канонам своего искусства, республиканцы традиционно угодили в нее всеми своими лапами, щупальцами и плавниками, но потом … потом контрабандисты нанесли удар, флот начал проигрывать, а Трауна прирезал собственный телохранитель. Оно, конечно, к тому шло – но как-то поизящнее все это обставить можно? При том, что вторая параллельная битва на Вейланде – вполне так на уровне.

Резюмирую. Книга мне в общем и целом понравилась – я, честно говоря, ожидал худшего. Но герои отличные, фирменное разнообразие выдержано, действие по большей части ураганное, да и вопросы, которые вынуждены решать герои не относятся к числу тривиальных или тупых. А вот то, что противники воюют, можно сказать, на «разных этажах» – это плохо. Победа по большому счету приходит за счет того, что верно определяется некая ключевая точка, в которой по максимуму надо проявить геройство. А всякие там стратегии, планирование и вникание в культуру противника – это для нас без надобности, у нас тут Скайуокер и Мара Джейд, а там Антиллес и контрабандисты как-нибудь, да управятся.


Статья написана 6 июня 2020 г. 12:33

«Пепел Марнейи»
Антон Орлов
Пепел Марнейи
2009, роман

Разборки между могущественными магами привели к катастрофе: мир Сонхи остался без своего бога-хранителя — Стража Мира. Началась эпоха упадка, из всех щелей лезут потусторонние существа и демоны, чудовищный Живодер терроризирует целую страну, угрожая превратиться в божество насильственной смерти. Простые люди смирились и живут в бессильном страхе, некоторые тщетно взывают к исчезнувшему Стражу Мира, но находятся и такие, кто, несмотря на риск, осмеливается встать на пути у Живодера и его высокопоставленных покровителей.


Прочитал я эту книгу по рекомендации из ЖЖ. Весьма восторженной, надо сказать. Правда эта рекомендация была изложена как-то так: начинаете читать вот этот цикл, потом прерываетесь и читаете другой цикл того же автора, а потом возвращаетесь к исходному. Если учесть, что первый цикл – это фэнтези, а второй – космоопера, то выглядело забавно.

Я немного буду спойлерить, так что если кто решится, по крайней мере, начать – дальше лучше не читать. Пока скажу интегральное впечатление – книга неплохая, не без недостатков, но читать было интересно.

Итак, действие разворачивается в некоем фантазийном мире, в котором произошла ужасная трагедия – исчез его Страж. Страж – это что-то типа бога, причем очень сильного и очень доброго. Он появляется тогда, когда в мире становится худо, побарывает это самое худо и исчезает куда-то до следующего худа.

И вот в какой-то момент Страж исчезает, причем исчезает не насовсем, что совсем плохо. Если бы он исчез насовсем – в мире появился бы новый Страж, ведь мира без Стража не бывает. А тут он как бы есть, и его как бы нет – впал в забытье, превратился в котенка, и сам миру не помогает, и новому помощнику народиться не дает. И так длится уже тысячу лет.

После того, как он исчез, в мире стало худо. Закрылись Врата Перехода, то есть уйти из мира стало невозможно. Появилась всякая нечисть…

Здесь необходимо сделать паузу. Дело в том, что нам не с чем сравнивать. Мир пришел в упадок – так сказал автор и нам можно либо ему поверить, либо нет. Мы не знаем, каким мир был до исчезновения Стража. Мы видим его таким, какой он есть – обычный фэнтезийный мир, с мечами и магами, троллями, демонами, всевозможными существами, с некоторыми можно договориться, с другими – не очень. Мир не особо патриархальный – есть женщины-маги и женщины-воительницы, да такие, что любого скрутят – оставаясь при этом стильными и женственными. Там принцы крови бродят по побережью в поисках ящериц, там отдают девушек Морскому царю. Там среди средневековых трущоб прорастают некие особенные сонные дома – с плотоядными лифтами и холодильниками, с горячей водой в ванных и кофе-машинами. Там есть секс. Наконец, там есть Живодер, который режет всех почем зря.

Что из вышеперечисленного – признак упадка? Что было раньше? Например, еще до того, как пал Страж от игр местных чародеев – Унбарха и Тейзурга – рушились острова, и цунами превращало равнины в архипелаги. При этом отдельно упомянуто, что эти игры, в общем-то, мало отличались от того, что было до них. Страж, собственно, и проснулся-то, чтобы положить конец этому безобразию. Что самое интересное – положил, ибо после его падения такого рода эксцессы, похоже, прекратились. Это и есть упадок?

Сюжет тут достаточно простой. В самом начале книги собираются две компании: в первую входят наследный принц, нищий и сирый, могучая женщина-воительница, не менее мощная женщина-маг, а также морская госпожа, то бишь земная девушка, которую когда-то отдали морскому царю. Она ему нарожала детишек, выжила, и он ее отпустил на сушу. Теперь она может распоряжаться всеми морскими богатствами, а ее зубастые детишки ее обидчику в любой момент готовы башку откусить. Также в компании есть человек-мегафон, то есть бард без слуха и без голоса.

Во вторую входят наемный убийца, его жертва – малахольный паренек, который цепенеет, если его взять за шиворот, и команда могучих троллей во главе с тролльим шаманом – довольно мощным колдуном по имени Мунсырех.

В полном соответствии с законами фэнтези, команды отправляются в путь. Цель первой команды – поиски младшего братика морской госпожи, плюс параллельно они хотят посетить один знаменитый монастырь с колдовскими свитками; кроме того, девушка-маг поссорилась с Живодером и хочет от него скрыться. Цель второй команды – убить Живодера. Вернее, это цель паренька по имени Рис – наемный убийца и его компания поддаются его харизме и решают ему помочь, хотя поначалу намеревались убить за деньги. Деньги давала высочайшая покровительница Живодера, которая как-то определила исходящую от Риса опасность и попыталась принять превентивные меры.

Такова исходная диспозиция. Далее наши герои проедут через тамошние земли, повидают всякие чудеса, разгадают кучу загадок, преодолеют кучу опасностей, расстанутся, встретятся вновь и в итоге одержат победу (враг приедет к ним сам), но не окончательную, с немалым количеством зерен, которым суждено прорасти в последующих книгах цикла. Говорю это без какого-либо осуждения – это, как известно, происходит в каждом первом фэнтэзи.

Что понравилось. Пожалуй, сама история. Все же как ни крути, а в книгах нас интересует именно она. Мы переживаем – получится ли у героев, в какую цену встанет им победа, кто кого полюбит в итоге и что там у них будет с взаимностью. Здесь с этим не то что бы хорошо – все в меру. Принца ждет его престол, наемного убийцу – соседний, чем плохо? Зло конкретное уничтожено, а за кадром угадываются контуры чего-то более древнего и зловещего, так что дел еще много.

Герои такие, каких ждешь – многие посчитают это слабостью, но я не из их числа. В том, что взяты давно известные и хорошо разработанные типажи нет ничего плохого. Тут как с кино – у актеров есть амплуа, они играют в разных фильмах и будет ли фильм хорош – зависит от того, какой написан сценарий и как он поставлен. Оригинальность ради оригинальности – грех, который я куда менее склонен прощать.

Теперь о минусах. Вернее, это не минусы – это, скорее, то, что я сделал бы иначе (я знаю, как смешно это звучит, если что).

Сначала о фундаментальном. Совершенно не прописана мировоззренческая основа мира. Страж, так как он изображен – это, очевидно, абсолютное его добро. Бог, который приходит на помощь, когда становится худо, а когда он на помощь не приходит – становится худо по-настоящему. По крайней мере, так заявлено.

Но Стражу не то, что храмов нет, не то, что культа его нет, нет орденов и последователей. Там на полном серьезе считают абсолютным добром Унбарха, а абсолютным злом Тейзурга. Как? Почему? Это не боги, это маги, оба творят и того и другого, как на этом строить мировоззрение? Тем паче, что вся их мощь рассыпается в прах, когда приходят милые пёсики…

При этом – наверное, это как раз минус – вообще непонятно, как «работает» система Стража. Судя по всему, он где-то там спит, и если что-то такое затевается – рождается, где-то растет, набирается ума, потом идет наводить порядок. Нам показаны два эпизод. Первый – он пришел положить конец распре Унбарха и Тейзурга. Да-да, той самой, которая сметала острова и топила земли. Второй – когда он пришел положить конец убийствам Живодера.

Я тут даже не буду сравнивать – что страшнее и на что надо реагировать. Стражу виднее. Но ведь с этой точки зрения никакого особого забвения и нарушения распорядка не было! Страж пришел и кокнул Живодера в тот самый момент, когда надо было, когда тот из простого убийцы вознамерился сам стать богом.

К сожалению, автор вообще ничего не написал о том, что было в годы между забвением Стража и его новым появлением. Какие страшные катаклизмы он не предотвратил? Пока все указывает на то, что ничего особенного до рождения Живодера просто не происходило. Но тогда накал ужаса, накрывшего мир после того, как исчез его Страж, очень сильно блекнет…

Еще в качестве минуса я бы назвал некоторую склонность автора к спойлерам. Страницы книги буквально пестрят намеками, причем они настолько явные, что это реально утомляет. Читателю упорно подмигивают: Гаян на самом деле принц; пропавший братишка морской госпожи и Рис – одно и то же; Рис – это на самом деле Страж; одно из продолжений будет в космическом антураже – и так далее. Можно же было дать то же самое хоть немного потоньше.

Ну и в качестве точки – мне не очень понравился финал. Он какой-то незаконченный. Только что все были на волосок от гибели – ба-бах, Рис перекинулся в огненную сущность и всех победил, а потом смылся; все оставшиеся герои стоят перед лицом войска и двух мощных магов, готовятся встретить смерть – тут прибегают собачки и закатывают врага в песок, а герои сидят и в меха кутаются; на фига была вся эта подготовка Риса, ежели из него вылупился Страж с полным набором уже имевшихся у него навыков и т.д. и т.п. То есть сюжетные арки арки куда-то вели, но с финалом нас немного надули.

В целом, повторюсь, книга интересная, минусы вполне терпимы. Буду ли читать цикл дальше – большой вопрос.


Статья написана 2 апреля 2020 г. 09:10

«Вспомни о Флебе»
1987, роман

Главный герой "Вспомни о Флебе" сотрудничает с идирианами, воюющими против Культуры, так как считает их жестокую религиозную империю стоящей на стороне жизни. В отличие от гуманной и мягкой Культуры, чье благосостояние поддерживается миллионами разумных машин.


Название романа отсылает к строкам из поэмы Томаса Эллиота «Бесплодная земля». Эта поэма относится к числу обязательных для изучения в англоязычных школах, плюс к этому она относится к числу наиболее известных поэм 20 века. То есть, игра с читателем начинается уже здесь и полное название романа должно выглядеть так:

Ты, иудей или эллин под парусом у кормила,

Вспомни о Флебе: и он был исполнен силы и красоты.

(перевод А.Сергеева)

Смысл заглавия после этого становится прозрачен. Даже в зените красоты и силы помни о ждущем тебя забвении – первое, что можно отсюда вытащить. Но при желании играть можно до бесконечности – начиная от совершенно явной отсылки в обращении «иудей или эллин». И игра эта будет совершенно обоснована, ведь Томас Эллиот является иконой модернизма, и выбор названия Бэнксом в этом смысле абсолютно оправдан – едва ли не все образы и смыслы его романа прочнейшим образом заякорены в европейской литературе, начиная с Гомера и заканчивая… да, в общем-то, ничем не заканчивая. Колодец этот не имеет дна.

Обратной стороной такого подхода к созданию текста является неизбежно встающий вопрос – не ограничился ли автор только тем, что почерпнул у своих великих предшественников? Каков его собственный взнос в общее дело?

По форме роман представляет собой авантюрную космическую оперу. Все ее атрибуты в наличии – огромные галактические империи, масштабные сражения с применением традиционного для данного жанра оружия, циклопические космические сооружения, сверхсветовые перелеты на кораблях самых разных форм и размеров, пестрое разнообразие народов и рас. Натуральные «Звездные войны». Однако, если в других книгах этого жанра на фоне таких декораций происходит борьба добра со злом, то здесь ситуация гораздо более странная.

В подлинно смертельной схватке сошлись Идиранская империя и Культура – анархо-социалистическое общество гедонистов. Результаты этой схватки впечатляют – едва ли не триллион погибших, почти сто миллионов уничтоженных кораблей, более пятидесяти уничтоженных планет, разрушенные звезды и прочий попутный ущерб.

Из-за чего произошел конфликт – поначалу неясно. И очень сильно ошибается тот, кто надеется, что вопрос прояснится к финалу – там-то как раз выясняется, что никаких рациональных причин у этой вражды не существует. Из-за чего же они дерутся? Это вопрос неизбежно встанет перед каждым, кто читает книгу. Так как ответ, повторюсь, лежит вне рамок рационального, то обнародовать свой вариант я не буду. Не хочу портить никому удовольствие.

Добавлю, что этот вопрос, как ни странно, стоит и перед главными героями книги. Вернее, он по мере развития сюжета перед ними встает – и перед Борой Хорзой Гобучулом, мутатором на идиранской службе, и перед Перостек Бальведой, сотрудником Особых Обстоятельств Культуры, ее полевым агентом, которая ему противостоит.

Остальные герои этими вопросами практически не задаются. Большинству – наемникам, игрокам и всем остальным просто наплевать на эту войну, они либо ищут, где там можно поживиться, либо стремятся выжить. Получается не у всех.

Идиран мы видим недолго, но достаточно для того, чтобы понять, что это прирожденные воины, причем воины, спаянные общей историей и религией в несокрушимый монолит. Они абсолютно несгибаемы – что, несомненно, плюс, но в силу этого зачастую негибки – а это уже минус. Гибкость приобретается с опытом – старый Ксоралундра понимает важность таких союзников, как Хорза, более того, их можно даже назвать друзьями. А вот молодые Ксоксарл и Квейанорл слишком нацелены на выполнение стоящей перед ними задачи и именно в силу этого ее, по большому счету, и заваливают. Фанатики мало полезны в сложных ситуациях и никакой героизм и упорство тут не могут улучшить ситуацию.

Что касается представителей Культуры, то помимо Бальведы мы близко знакомимся с Фал Нгистрой, молодой девушкой, живущей в далекой дали, но принимающей самое активное участие в происходящих событиях. Ибо она относится к тому редкому типу людей, интуиция которых дает им преимущество даже перед мегамощным искусственным интеллектом Разумов, которые управляют почти всеми сторонами жизни Культуры. Помимо нее мы мимолетно слышим рассуждения безымянного молодого человека, не принятого в Особые Обстоятельства, обиженного и предрекающего Культуре поражение. Кроме этого мы видим два Разума – искусственные интеллекты обладают в Культуре всеми правами личности. Один из них – Джейз, верный спутник Фал Нгистры, а второй – юный и очень испуганный Разум, из-за которого и заварилась вся каша и который получает имя лишь в финале книги, причем имя это более чем неожиданное.

Стоит отметить, что самые сильные сомнения обуревают именно Фал – возможно потому, что она проникает в суть происходящего глубже всех остальных. Но если ее сомнения посвящены фундаментальным основам существования Культуры, ее правам и вытекающим из этих прав обязанностям, то сомнения Хорзы и Бальведы куда более приземленные, они касаются границ допустимого при достижении цели.

Хорза – мутатор, представитель народа, когда-то созданного для войны. Он умеет принимать облик врага, он обладает встроенным биологическим оружием, он сметлив и удачлив, и он ненавидит Культуру – по своим собственным соображениям. Именно поэтому он встал за идиран. Поначалу он вроде бы готов ради достижения цели буквально прошибать лбом стены, тем не менее он не желает жертвовать чересчур многим, старается держать баланс потерь и приобретений в допустимой зоне. Однако в финале спираль стремительно скручивается – он теряет, находит и снова теряет, на этот раз – все; помимо этого, происходит событие, переворачивающее его отношение к жизни. Он гибнет, но при этом совершенно невероятным образом продолжает жить.

Что же касается Бальведы, то ее эволюция в некотором роде параллельна эволюции Хорзы. Она из тех, кто сознательно отказался от жизни, полной самых утонченных удовольствий ради грязной и опасной работы – то есть у нее есть идеалы, которые она находит нужным защищать. И она это делает – с опорой на собственные силы и все технологические достижения Культуры. В Хорзе она находит достойного противника, они оказываются в одинаковых ситуациях, они видят, как действует противник, они неизбежно примеряют его действия на себя. Как ни странно, они становятся близки – как могут быть близки враги, делающие одно и то же дело. В каком-то смысле против собственной воли, но она находит в противнике то, чего нет на ее стороне, более того, чего на ее стороне, скорее всего, никогда не будет. Умом она понимала это и раньше, но события на мире Шкара пробили границу, и она осознала это сердцем, как ценность, которой ей, видимо, никогда не овладеть. Финал ее истории много печальнее, чем у Хорзы.

Останавливаться на хитросплетениях сюжета – надо сказать, весьма лихого и туго закрученного, я не буду. Скажу лишь, что нам показан крохотный кусочек этой мегавойны, причем кусочек отнюдь не из тех, которые определили ее исход. Но этот малозначимый эпизод – увеличительное стекло, показывающее то, что обычно остается за рамками истории. Героизм бывает ужасен, победа горька, и всех нас ждет забвение – увеличительные стекла не только увеличивают что-то, но и искажают его. Но порой такое искажение оказывается необходимым. Все, наверное, знают, что колонны Парфенона, эталон стройности – на самом деле немного искривлены.

Резюмируя, можно сказать так – обозреваемый роман представляет собой очень сложное и многослойное произведение, завернутое при том в очень привлекательную обложку. Наверное, лучшего нельзя и желать.


Статья написана 25 марта 2020 г. 08:03

«Хакер»
Ерёмин
Хакер
Издательство: М.: Комикс Паблишер, 2016 год, 1000 экз.
мягкая обложка, 164 стр.
ISBN: 978-5-9907542-6-3

Комментарий: В сборник вошли выпуски серии «Хакер» #1-3.
Иллюстрация на обложке А. Еремина.

Издание, содержит в себе все три вышедшие на данный момент части «Хакера». На первой странице автор разместил посвящение, из которого следует, что «Хакер» – это дань памяти прекрасному французскому автору Jean-Stephen Kneip, к сожалению, умершему в 2005 году, когда ему было всего 33 года.

Издание смело можно назвать подарочным или премиальным – увеличенный формат, великолепная мелованная бумага, очень качественная полиграфия, а также серьезная работа с цветом (как следует из благодарности на первой странице, помощь в этой работе автору оказывали не менее шести человек).

Результат этой работы в чисто визуальном плане очень впечатляет. Издание приятно взять в руки, оно легко читается, а цветовые решения очень хорошо работают на действие, способствуя концентрации внимания в нужных местах. Столь тщательную и скрупулезную работу можно только приветствовать.

На обложке стоит ограничение 18+. В принципе, его можно считать обоснованным – в книге есть как минимум один момент, опасный с точки зрения нравственного здоровья подрастающего поколения.

Несомненным и очень большим плюсом книги является рисунок. Александр Ерёмин – художник, не нуждающийся в представлении и «Хакер» как раз ярко показывает, что легло в основу его высокой репутации.

Во-первых, следует отметить, как автор изображает персонажей. «Хакер» представляет собой боевик, в нем много сцен, требующих от художника умения передать динамику их движений, и как раз в этом мастерство художника неоспоримо. Прыжки и драки реального мира, полеты и перемещения мира виртуального переданы с большим мастерством. Более того, даже статичные сцены наполнены внутренней энергией – то есть мы буквально видим, что герои готовы сей же час сорваться с места и куда-то нестись. Такого рода напряжение поддерживается практически на протяжении всей книги.

Стоит отметить, что автор отдает предпочтение реалистическому изображению человеческих лиц и фигур, без утрирования или гротеска. Это требует от художника значительно больших усилий, но в итоге окупается сторицей.

Второй плюс, который нельзя не отметить – это фоны. Все мы знаем, насколько часто в комиксах авторы не уделяют им серьезного внимания, отдавая львиную его часть изображению персонажей. В «Хакере» все не так, все локации продуманы и изображены с большой дотошностью, «массовка» вписана в мир и какой-нибудь безымянный солдат противника или случайный прохожий изображены не менее тщательно, нежели главные герои. Одежда, оружие и техника, интерьеры домов и облака на небе – нет ничего, про что можно было бы сказать, что автор решил на этом сэкономить.

Иными словами, визуальная составляющая истории может быть оценена только на самый высший балл.

К сожалению, сказать то же самое о самой истории никак не получается.

Определенный диссонанс вызывает уже само название. Хакеры как герои художественных произведений появились вместе с киберпанком и в своем классическом виде представляли собой людей, живущих в Сети, живущих Сетью и явно предпочитающих ее тому, что мы называем реальной жизнью. Не потому, что в ней они неудачники. Просто Сеть представлялась им полем бесконечных возможностей, в то время как реальность была тускла, обыденна и не вызывала никакого интереса.

Здесь все не так. Главный герой, если можно так сказать, «работает» хакером, а все его интересы, цели и стремления – целиком и полностью лежат в реальной жизни, в том, что его окружает. Его «хакерство», в общем-то, с точки зрения содержания практически никак не обыграно. Ну имеет он еще один скилл… Так ведь их у него столько и они столь разнообразны, что умение добывать информацию в Сети в конечном итоге отступает на второй и даже третий план.

Кстати, в этом таится одна из самых больших проблем книги. Герой заявлен как невыразимо крутая личность. Он мастер боевых искусств и ему не составляет никакого труда раскидать нескольких спецназовцев, отправленных на его поимку. Он прекрасно стреляет – если у него в руках пистолет, то его противникам обеспечена недолгая жизнь, при том, что в него они попасть никак не могут. Он дьявольски умен и предусмотрителен, мгновенно разбирается во всех поставленных перед ним загадках, распутывает все интриги и мастерски избегает ловушек, а если и попадает в них, то специально, чтобы выведать побольше информации от врагов. Он прекрасно водит автомобиль. И хакер он столь искусный, что для него не существует никаких препятствий, он пройдет куда хочет, возьмет, что захочет и оставит с носом любого, кто попытается его остановить.

Правда в итоге выясняется, что Винс не обычный человек, а результат какой-то программы подготовки… но в таком случае мы прямиком отправляемся в супергеройский жанр, у которого есть свои законы и правила. Одним из которых является наличие противника, который если и уступает герою и его команде, то совсем чуть-чуть.

Здесь, увы, с противником тоже все совсем плохо. С одной стороны, это президент США, который хочет превратить всех в своих марионеток, суперкорпорация «Мегасофт», готовая во всем ему помогать и всякая мелочь типа французских официальных лиц, готовых за бабки продаться кому угодно. Вроде бы все солидно – однако все они не тянут даже против нашего героя сотоварищи, что уж говорить о сверхмощном подкреплении, которое он получает в конце третьего тома. То есть противник тут, в общем-то, слабоват. Но при этом – он противен до самой последней своей черточки. То есть все вышеперечисленные – подлецы, на которых клейма негде ставить.

Команда же героя состоит из спецсолдата, прошедшего тот же самый путь тренировок, что и Винс, гениального медика, лауреата Нобеля и по совместительству красотки, еще одной красивой девушки, проявляющей весьма продвинутые способности в контроле нарождающейся всеземной суперсети и случайно примкнувшего к ним компьютерщика, на конец третьего тома практически никак себя не проявившего.

В конце к ним присоединяется джокер в лице сверхгения во всех областях – профессора Павлова, и персонажа по фамилии Джонсон, который является единственным, перед которым во время повествования встал хоть какой-то нравственный выбор и в силу этого его образ приобретает хоть какую-то выпуклость.

В супергеройском жанре выбор встает даже перед самими супергероями, хотя бы в форме – стоит ли то, к чему я стремлюсь того, что я делаю. Здесь ни перед Винсом, ни перед Павловым, ни перед кем-то из их противников такого выбора не встает – они идут к цели кратчайшим путем. Темная сторона на издержки не обращает никакого внимания, а светлая прямо списывает их на темную – так что ни у кого никаких неприятных мыслей нет.

Правда в самом конце третьего тома все оказывается далеко не столь безнадежным – если подходить к истории так, как она есть, то основное действие как раз и начинается с освобождением Павлова – весьма, надо сказать, загадочного и совершенно не прямолинейного персонажа, и началом прямого противостояния нашей команды со всеми остальными. И в этом противостоянии завязан столь сложный социально-политический клубок, что шанса остаться прежними у героев не будет. Перед ними неминуемо встанут вопросы выбора, вопросы цены, которую потребует достижение цели, сглаживание и разрешение противоречий, которые неминуемо начнут проявляться в команде. Так что открытый конец в значительной степени смягчает описанные выше недостатки.

Автор не раз заявлял, что продолжения истории не планируется, но надежда на то, что мы узнаем дальнейшее развитие этой очень интересной истории остается.


Статья написана 15 февраля 2020 г. 22:38

«Улей Хельстрома»
Фрэнк Герберт
Улей Хельстрома / Hellstrom's Hive   [= Project 40; Термитник Хеллстрома; Муравейник Хеллстрема; Муравейник Хеллстрома]
1973, роман

Возможен ли симбиоз человека разумного и насекомого? Если да, то какое начало будет преобладать в новой расе: человеческое с самоограничением в виде постулатов морали или неограниченное самовоспроизводство, присущее насекомым? На нашей планете произошло первое столкновение двух рас — кто выиграл сейчас и кто выиграет в будущем?


Фрэнк Герберт известен в первую очередь как автор «Дюны» – вместе с продолжениями она составляет одну из наиболее впечатляющих научно-фантастических эпопей в истории жанра. Однако помимо «Дюны» Герберт написал немало других книг и не очень-то справедливо, что практически все они сейчас находятся в глубокой тени главного труда его жизни.

«Улей Хеллстрома» написан в 1973 году, между «Мессией Дюны» и «Детьми Дюны». Автор, видимо, захотел отдохнуть от масштабных космических событий и радикально ограничил как место действия – практически все оно происходит в небольшой горной долине и в близлежащем городке, так и его время – все события книги укладываются буквально в несколько дней. Само действие происходит либо в наше время, либо в самом ближайшем будущем, то есть это классический ближний прицел. Однако при столь радикальных отличиях есть нечто, что роднит Улей с Дюной – это стойкий интерес автора к возможным путям эволюции человека и человечества.

Книга начинается с того, что в руки некоего могущественного правительственного Агентства совершенно случайно попадают документы, свидетельствующие о том, что в глубокой американской провинции, в месте, которое называется фермой Хеллстрома, разрабатывается нечто, могущее оказаться то ли мощным оружием, то ли новой передовой технологией в металлургии. Агентство посылает в окрестности этой фермы своего агента и он исчезает. После этого туда отправляются еще два. С этого, собственно, и начинается книга.

Основным содержанием книги является конфликт Агентства и фермы, которая, в итоге, и оказывается Ульем. Конфликт, начавшийся как попытка обычного технологического шпионажа, быстро перерастает его рамки и становится самым настоящим столкновением настоящего человечества и его будущего, вернее, одного из возможных вариантов такого будущего. Агентство, представляет собой настоящее, то есть текущее состояние человечества, и когда смотришь на то, что оно творит, за человечество становится стыдно. Улей представляет собой альтернативу, и когда с нею знакомишься ближе – за человечество становится страшно. Иными словами, автор помещает читателя между стыдом и страхом, предоставляя ему самому сделать выбор. Прямо скажем, не самый легкий из возможных.

Стыд заключается в том, что на «переднем крае» оказывается обычная бюрократическая структура со всеми ее атрибутами, как то непременной войной всех против всех, интригами, подсиживанием, переваливанием ответственности с одной головы на другую и приводимая в движение смесью жадности и страха. Можно обвинить автора в некотором сгущении красок, однако если оставаться честным, то придется признать – другого у нас нет и не предвидится. Верующие в наличие неких честных и компетентных спецслужб с горячим сердцем и чистыми ушами – вам в соседний отдел, где фэнтези.

Страх же заключается в том, что обитатели Улья, внешне оставаясь людьми, внутренне ими быть перестают. Выросшие в совершенно иной биохимической среде – Герберт остается постоянным в своих пристрастиях – они с огромным трудом понимают мотивы человеческих поступков. Более того – они в большинстве своем и не нуждаются в таком понимании, а меньшинство, которому это необходимо представляет собой структуры, ведающие разведкой, защитой и – как без этого – экспансией. А уж человеку настоящего понять цели и тем более принять методы работы Улья и вовсе невозможно. И опять тут никак не получается обвинить в чем-либо автора – рисовать будущее, которое бы читателям понравилось удел политиков, а не писателей.

Если же определять суть конфликта книги на уровне архетипа, то она повествует о том, как жадность, страх, а позже ненависть и гнев настоящего обрушивается на будущее в надежде уничтожить его, стереть с лица земли, а позже – поскорее забыть как дурной сон.

Такое противостояние в фантастической литературе описано не раз и не два. Во многих таких текстах у настоящего находятся средства для того, чтобы уничтожить будущее. Вот и в обозреваемой книге, как только появляется понимание истинных масштабов противостояния о жадности и корысти забывают и у лиц, принимающих решения остается лишь одна мысль – нафиг все там разбомбить. И ведь разбомбили бы, если б автор заранее не подстелил под будущее немножко соломки. Из чего, кстати, вовсе не следует, что он на стороне будущего – просто такой финал слишком уж предсказуем, а потому и неинтересен.

Пересказывать тут сюжет и все его извивы – их, поверьте, немало – я не буду, отмечу лишь два важных, с моей точки зрения, момента.

Во-первых, отрицание настоящим будущего тотально, а вот обратно это правило не действует. Будущее – в лице самого Хеллстрома, а также его ближайших помощников – смотрит на настоящее с определенным интересом. Правда интерес этот утилитарен, и даже более того, он издевательски напоминает гастрономический, но тем не менее, Хеллстром живо подмечает, чем сильны чужаки и как можно эту силу имплементировать в жизнь Улья. Чем сильнее противник, чем он изобретательнее, чем более нестандартные ходы делает – тем больший интерес и даже восхищение он вызывает.

То есть будущее показано как система открытая, более того – в этой принципиальной открытости автор, похоже, видит залог его успеха.

Во-вторых, с тем же интересом будущее (в лице Хеллстрома) относится к попыткам бунта в самом Улье. Для него это не то, что следует немедленно и безжалостно искоренить, хотя это кажется абсолютно естественным в условиях острого противостояния с Агентством. Но нет, для него бунт – это сигнал из будущего его Улья. И вместо того, чтобы бороться с ним, он прикладывает все силы на то, чтобы этот сигнал расшифровать. При этом он вступает в конфронтацию со своими более молодыми и менее опытными сподвижниками. Они реагируют на неповиновение по-другому, и их реакция поразительно напоминает реакцию Агентства на них самих! То есть мы видим в Улье тот же самый конфликт – только в миниатюре и разрешается этот конфликт совершенно иначе.

Таким образом, книга выходит на еще одну вечную гербертовскую тему – как принимать верные решения в сложной и быстро меняющейся обстановке. И ответ на этот вопрос также характерен для автора «Дюны». В Улье все важные решения принимает один человек – Нильс Хеллстром. Лицо Улья во внешнем мире, тот, кто руководит им и направляет его развитие уже более сотни лет. Очевидно, что все самое важное и самое интересное находится в точке пересечения настоящего и будущего – так вот, Нильс Хеллстром является ее живым воплощением. Будущее, каким бы пугающим и невероятным оно не было, все же определяется настоящим. Просто потому, что ему больше не на что опереться – сколь бы подробным и мудрым не был план преобразования человеческого общества, в него ежедневно приходится вносить коррективы.

Заметим, что и Проект 40, оказавшийся залогом сохранения независимости Улья, вышел из тупика только благодаря случайной подсказке из внешнего мира.

Научная фантастика в том виде, в котором ее создавал Фрэнк Герберт, также является местом, где пересекаются настоящее и будущее. Собственно, это единственная доступная нам точка такого пересечения. Но реальную пользу из исследования такого пересечения может извлечь только будущее, для настоящего оно либо бесполезно, либо просто опасно. Так что можно поделать тем, кто рискнет сделать что-то в этом роде, выбрать правильную сторону.

Резюме – отличный научно-фантастический роман от классика жанра. К недостаткам можно отнести некоторую функциональность героев, а также немного нарочитое подыгрывание одной из сторон конфликта. Однако достоинства книги явно превалируют.





  Подписка

Количество подписчиков: 12

⇑ Наверх