|
Издание, содержит в себе все три вышедшие на данный момент части «Хакера». На первой странице автор разместил посвящение, из которого следует, что «Хакер» – это дань памяти прекрасному французскому автору Jean-Stephen Kneip, к сожалению, умершему в 2005 году, когда ему было всего 33 года.
Издание смело можно назвать подарочным или премиальным – увеличенный формат, великолепная мелованная бумага, очень качественная полиграфия, а также серьезная работа с цветом (как следует из благодарности на первой странице, помощь в этой работе автору оказывали не менее шести человек).
Результат этой работы в чисто визуальном плане очень впечатляет. Издание приятно взять в руки, оно легко читается, а цветовые решения очень хорошо работают на действие, способствуя концентрации внимания в нужных местах. Столь тщательную и скрупулезную работу можно только приветствовать.
На обложке стоит ограничение 18+. В принципе, его можно считать обоснованным – в книге есть как минимум один момент, опасный с точки зрения нравственного здоровья подрастающего поколения.
Несомненным и очень большим плюсом книги является рисунок. Александр Ерёмин – художник, не нуждающийся в представлении и «Хакер» как раз ярко показывает, что легло в основу его высокой репутации.
Во-первых, следует отметить, как автор изображает персонажей. «Хакер» представляет собой боевик, в нем много сцен, требующих от художника умения передать динамику их движений, и как раз в этом мастерство художника неоспоримо. Прыжки и драки реального мира, полеты и перемещения мира виртуального переданы с большим мастерством. Более того, даже статичные сцены наполнены внутренней энергией – то есть мы буквально видим, что герои готовы сей же час сорваться с места и куда-то нестись. Такого рода напряжение поддерживается практически на протяжении всей книги.
Стоит отметить, что автор отдает предпочтение реалистическому изображению человеческих лиц и фигур, без утрирования или гротеска. Это требует от художника значительно больших усилий, но в итоге окупается сторицей.
Второй плюс, который нельзя не отметить – это фоны. Все мы знаем, насколько часто в комиксах авторы не уделяют им серьезного внимания, отдавая львиную его часть изображению персонажей. В «Хакере» все не так, все локации продуманы и изображены с большой дотошностью, «массовка» вписана в мир и какой-нибудь безымянный солдат противника или случайный прохожий изображены не менее тщательно, нежели главные герои. Одежда, оружие и техника, интерьеры домов и облака на небе – нет ничего, про что можно было бы сказать, что автор решил на этом сэкономить.
Иными словами, визуальная составляющая истории может быть оценена только на самый высший балл.
К сожалению, сказать то же самое о самой истории никак не получается.
Определенный диссонанс вызывает уже само название. Хакеры как герои художественных произведений появились вместе с киберпанком и в своем классическом виде представляли собой людей, живущих в Сети, живущих Сетью и явно предпочитающих ее тому, что мы называем реальной жизнью. Не потому, что в ней они неудачники. Просто Сеть представлялась им полем бесконечных возможностей, в то время как реальность была тускла, обыденна и не вызывала никакого интереса.
Здесь все не так. Главный герой, если можно так сказать, «работает» хакером, а все его интересы, цели и стремления – целиком и полностью лежат в реальной жизни, в том, что его окружает. Его «хакерство», в общем-то, с точки зрения содержания практически никак не обыграно. Ну имеет он еще один скилл… Так ведь их у него столько и они столь разнообразны, что умение добывать информацию в Сети в конечном итоге отступает на второй и даже третий план.
Кстати, в этом таится одна из самых больших проблем книги. Герой заявлен как невыразимо крутая личность. Он мастер боевых искусств и ему не составляет никакого труда раскидать нескольких спецназовцев, отправленных на его поимку. Он прекрасно стреляет – если у него в руках пистолет, то его противникам обеспечена недолгая жизнь, при том, что в него они попасть никак не могут. Он дьявольски умен и предусмотрителен, мгновенно разбирается во всех поставленных перед ним загадках, распутывает все интриги и мастерски избегает ловушек, а если и попадает в них, то специально, чтобы выведать побольше информации от врагов. Он прекрасно водит автомобиль. И хакер он столь искусный, что для него не существует никаких препятствий, он пройдет куда хочет, возьмет, что захочет и оставит с носом любого, кто попытается его остановить.
Правда в итоге выясняется, что Винс не обычный человек, а результат какой-то программы подготовки… но в таком случае мы прямиком отправляемся в супергеройский жанр, у которого есть свои законы и правила. Одним из которых является наличие противника, который если и уступает герою и его команде, то совсем чуть-чуть.
Здесь, увы, с противником тоже все совсем плохо. С одной стороны, это президент США, который хочет превратить всех в своих марионеток, суперкорпорация «Мегасофт», готовая во всем ему помогать и всякая мелочь типа французских официальных лиц, готовых за бабки продаться кому угодно. Вроде бы все солидно – однако все они не тянут даже против нашего героя сотоварищи, что уж говорить о сверхмощном подкреплении, которое он получает в конце третьего тома. То есть противник тут, в общем-то, слабоват. Но при этом – он противен до самой последней своей черточки. То есть все вышеперечисленные – подлецы, на которых клейма негде ставить.
Команда же героя состоит из спецсолдата, прошедшего тот же самый путь тренировок, что и Винс, гениального медика, лауреата Нобеля и по совместительству красотки, еще одной красивой девушки, проявляющей весьма продвинутые способности в контроле нарождающейся всеземной суперсети и случайно примкнувшего к ним компьютерщика, на конец третьего тома практически никак себя не проявившего.
В конце к ним присоединяется джокер в лице сверхгения во всех областях – профессора Павлова, и персонажа по фамилии Джонсон, который является единственным, перед которым во время повествования встал хоть какой-то нравственный выбор и в силу этого его образ приобретает хоть какую-то выпуклость.
В супергеройском жанре выбор встает даже перед самими супергероями, хотя бы в форме – стоит ли то, к чему я стремлюсь того, что я делаю. Здесь ни перед Винсом, ни перед Павловым, ни перед кем-то из их противников такого выбора не встает – они идут к цели кратчайшим путем. Темная сторона на издержки не обращает никакого внимания, а светлая прямо списывает их на темную – так что ни у кого никаких неприятных мыслей нет.
Правда в самом конце третьего тома все оказывается далеко не столь безнадежным – если подходить к истории так, как она есть, то основное действие как раз и начинается с освобождением Павлова – весьма, надо сказать, загадочного и совершенно не прямолинейного персонажа, и началом прямого противостояния нашей команды со всеми остальными. И в этом противостоянии завязан столь сложный социально-политический клубок, что шанса остаться прежними у героев не будет. Перед ними неминуемо встанут вопросы выбора, вопросы цены, которую потребует достижение цели, сглаживание и разрешение противоречий, которые неминуемо начнут проявляться в команде. Так что открытый конец в значительной степени смягчает описанные выше недостатки.
Автор не раз заявлял, что продолжения истории не планируется, но надежда на то, что мы узнаем дальнейшее развитие этой очень интересной истории остается.