Когда-то очень давно я попробовал читать новеллизации «Звездных войн» (это было еще до выхода второй, которая первая, а тем более третьей кинотрилогий) и они меня полностью разочаровали. В основном, понятное дело, тем, что там добросовестно описывалось то, что я и так знал – сюжет просмотренного фильма. Так что я надолго поставил на этом крест и, каюсь, в настоящее время совершенно не разбираюсь во всех этих развесистых линиях что канона, что нового канона, что в многочисленных ересях.
Разбираться со всем этим многоцветьем я уже не буду, силы не те, но решил, тем не менее, получить хоть какое-то о нем представление. Для ознакомления выбрал трилогию о гранд-адмирале Трауне. Выбрал в общем-то случайно, но о знакомстве не пожалел. Далее будет некоторая порция спойлеров, так что если кто не читал, но собирается – под кат лучше не ходить.
Итак, время действия – через пять лет после битвы за Эндор, гибели Дарта Вейдера и Палпатина и победы Альянса, который стал Новой Республикой. Все закручивается вокруг ее противостояния с остатками Империи. По сюжету Республика проводила зачистку этих остатков, но ровно до тех пор, пока в дело не вступил вернувшийся откуда-то с периферии гранд-адмирал Траун, гений стратегии, единственный не-человек, удостоившийся высшего военного чина Империи.
Первое, что он делает – откапывает информацию о некоторых ключевых компонентах, необходимых для реализации его дальнейших планов. В качестве таких компонент выступают милые пушистые зверушки, которые генерируют поле, подавляющее действие Силы. То есть когда на плече Трауна сидит такая зверушка – он не подвластен обычным джедайским штучкам, то есть ему ничего не внушить, и молнией его не стукнуть, и магического пинка не дать. Правда лазерные мечи действуют.
Второй компонент – тайная сокровищница Императора, в которую тот натащил всяких технологических штук и в частности – клонирующие цилиндры, позволяющие выращивать клонов различных существ.
Третий – самозваный хранитель этой самой сокровищницы, безумный темный джедай К’Баот, который грезит о захвате вселенной, непосредственном контроле над всеми живыми существами в ней, ну и в качестве первого шага – должности воспитателя всех известных на тот момент джедаев, как то Люка и Леи Скайуокеров, а также пока еще неродившихся детей последней.
К’Баот – старикан вредный и упрямый, но Трауну он ничего сделать не может (зверушка-то на плече сидит), так что они договариваются – Траун доставляет старику учеников, а старик помогает Трауну одолеть Республику. Помощь немалая – когда войсками управляет К’Баот эти войска дерутся гораздо слаженнее и храбрее, чем без нее.
Вот, по большому счету сторона злодеев представлена этой парочкой. Гилада Пеллеона при всем желании к таковым не причислишь, он – наблюдатель.
Противостоят им все те же лица (и морды) – Люк и Лея, Хэн Соло, Чубакка и Ландо Калриссиан. Руководство Новой Республики (тоже знакомые нам Ман Мотма, адмирал Акбар, а также некоторые новые лица) витают в высших сферах и палки в колеса ставят едва ли не чаще, чем помогают. Но в процессе противостояния к светлой стороне примыкают новые и новые союзники – причем, что интересно, их источником все так же служит криминальная среда, а более конкретно – контрабандисты. Вот уж почти неисчерпаемый кадровый источник ¬ – в кинотрилогии они дали нам Хэна и Ландо, тут же к компании присоединились Тэлон Каррде и Мара Джейд. Противная сторона смогла рекрутировать оттуда только Шныра, но он в среде чистых душой и сердцем контрабандистов изначально смотрелся как чужеродный элемент. И судьба ему выпала соответствующая.
Из этого, кстати, можно делать всякие далеко идущие выводы, от которых я, наверное, воздержусь.
Итого, темная сторона представлена гением и безумцем, к концу трилогии окончательно разодравшимися, а светлая мало того, что прирастает – она еще и монолитна как гранит.
Уже из этого понятно, что структура трилогии Трауна очень похожа на таковую в кинотрилогии. Что с одной стороны даже и хорошо – как говорил Черчилль, в этом есть здоровая преемственность.
К плюсам книги можно добавить масштаб происходящих событий. Нам показана дюжина самых разнообразных планет и всякие чудные расы, герои перемещаются за сотни световых лет и возвращаются, успевая как раз к самой кульминации.
Новые герои, что с нашей, что с не нашей стороны – совсем неплохи. В первую очередь это относится к Трауну – стратегу, положившему в основу своих решений глубокое проникновение в искусство расы, породившей его противников. То есть когда он воюет с адмиралом Акбаром – он погружается в шедевры расы мон каламари, завоевывает Юкио – вникает в то, что породила их культура. Подход не быстрый, но, судя по всему, продуктивный.
К’Баот также совсем не плох, во всяком случае его спутанная борода, а также безумие и вожделение власти показаны явно и зримо. Права неясно, чего ж это он сидел и ждал на Вейланде – или же это Траун «раскачал» его честолюбие до столь циклопических размеров?
Прекрасно подан Пеллеон – служака верный, преданный и всегда знающий, когда нужно смываться.
Очень хорошо описана Мара Джейд – бывшая Рука Императора, которой умирающий Палпатин подсунул жучка в мозги. Кстати, то, как она избавилась от него – очень и очень остроумный ход, можно только поаплодировать.
Тэлон Каррде с одной стороны, конечно, клиширован – а что вы хотите, образу благородного бандита не одна сотня лет, с другой – он все же отличается и от Хэна, и от Ландо, что само по себе хорошо.
Вот с чем автор не совсем справился, так это с противостоянием. Понятно, что это та же самая преемственность, но в этой своей стороне она не слишком здоровая. С одной стороны – стратегия, точный просчет ходов, проникновение в планы врага, расчеты, последовательность и ясное понимание того, что нужно делать сейчас, а что – позже. Это – сторона гранд-адмирала. С другой же только доблесть, упование на удачу, счастливые прозрения и борьба с бюрократической машиной. То есть, по большому счету, с огромной военной машиной по-настоящему борется едва десятка героев (если включить в их состав беглого сенатора и Антиллеса). Если бы не джедайско-контрабастический союз, то Траун бы захватил всю Галактику вообще без какого-то сопротивления.
Из этого, кстати, вытекает еще один минус – во всяком случае. я его таковым считаю. Это – недостаточность сил светлых. Они, бедняги, нужны везде и буквально разрываются на части. Но это не мешает им оставаться в гуще событий – как только Траун решает нанести тайный удар по какой-то планете, как тут же Люк решает залететь туда, чтобы починиться, Хэн решает там с кем-то встретиться, ну и в итоге они оказываются в гуще событий и вносят решающий вклад если не в победу, то в минимизацию поражения.
Ну и, конечно, финальная космическая битва – она как-то провисает. Причем засаду Траун организовал по всем канонам своего искусства, республиканцы традиционно угодили в нее всеми своими лапами, щупальцами и плавниками, но потом … потом контрабандисты нанесли удар, флот начал проигрывать, а Трауна прирезал собственный телохранитель. Оно, конечно, к тому шло – но как-то поизящнее все это обставить можно? При том, что вторая параллельная битва на Вейланде – вполне так на уровне.
Резюмирую. Книга мне в общем и целом понравилась – я, честно говоря, ожидал худшего. Но герои отличные, фирменное разнообразие выдержано, действие по большей части ураганное, да и вопросы, которые вынуждены решать герои не относятся к числу тривиальных или тупых. А вот то, что противники воюют, можно сказать, на «разных этажах» – это плохо. Победа по большому счету приходит за счет того, что верно определяется некая ключевая точка, в которой по максимуму надо проявить геройство. А всякие там стратегии, планирование и вникание в культуру противника – это для нас без надобности, у нас тут Скайуокер и Мара Джейд, а там Антиллес и контрабандисты как-нибудь, да управятся.