а вот те наши издатели, которые лепят на обложки блербы из Publishers Weekly, Washington Post, хвастают, что книга была в списке бестселлеров по версии New York Times (когда в Эксмо выходили книги из немцовских серий, он вообще умудрялся отводить под иностранные блербы две страницы), они действительно думают, что читатель знает, что такое Sunday Telegraph или кто такой Дон Делилло? Или издатель думает, что читателю есть дело, что там про такого-то писателя написала какая-то шотландская газета? Наш читатель даже на блербы от Немзера или от "Коммерсанта" не поведется.
Начать стоит с того, что это очень – безумно – смешная книга. Вы можете не быть поклонником комиксов, но если вы ценитель хорошей шутки, то сборник Гуммбы будет веселым удовольствием длиной в пару сотен страниц. На каждой странице здесь по две панели чаще всего, и не смешные из них можно пересчитать по пальцам одной руки.
Однако после этого стоит отметить другое – юмор здесь очень неполиткорректный, временами откровенно грубый, да что там – все шутки очень жесткие. Высмеивается все: неудачливые писатели и педофилы, гомосексуалисты и фаллоимитаторы, религия и секс. Смутить это может лишь поначалу, пока не начинаешь вникать в образ мира, создаваемого автором. Несмотря на то что все панели завершенные и самостоятельны, тем не менее, каждая из них относится к одному миру. Люди в нем уродливы и не привлекательны. В нем отсутствуют дети (номинально дети есть, но все они нарисованы в виде взрослых). В нем только и делают, что совокупляются, смеются над чужими недостатками, оскорбляют друг друга, ходят на приемы к врачу, насилуют животных. У Гуммбы, однако, созданный им мир не выглядит реальным: вроде бы да, почти везде нарисованы семьи, разговоры между друзьями, пикники, поездки в транспорте, в общем, все то, что считается естественным, то, чем люди и занимаются все время, но по ощущениям это скорее темная фэнтези, не зря здесь часто появляются гномы (из комиксов Smurfs), микки-маусы, Дональд Дак. Вводя подобных персонажей в повествование, Гуммба, во-первых, показывает гротескность мира: даже там, где никаких микки-маусов нет, мы видим, что мир Гуммбы существует по другим законам. Во-вторых, смерфы и Микки Маус свидетельствуют, что автор видит связь между своими работами и европейскими и американскими комиксами.
Арт у Гуммбы тоже гротескный – гротескно-реалистичный: художник чаще всего рисует цветные панели, но иногда встречаются и черно-белые, а порой автор прибегает и к коллажам, тоже смешным, но несколько выпадающим из выстроенного ряда персонажей. Сосредоточиваясь на людях и отношениях между ними, художник пренебрегает задниками, чаще всего рисуя персонажей на фоне голых стен или одноцветной заливки. Это сложно отнести к недостаткам, все-таки Гуммба не нацеливается на полную воссоздаваемость мира, он просто шутит.
фух! новый роман Кинга выйдет 8 ноября этого года и будет называться 11/22/63. Это будет такой же здоровенный кирпич, как и under the dome, а речь в романе пойдет о предотвращении убийства Кеннеди — путем путешествия во времени. Что-то мне подсказывает, что это будет нереально круто.