| |
| Статья написана 25 апреля 2019 г. 13:22 |
Собственно, вот:
=========== Приветствую организаторов, авторов и всех, кто следит за проектом. Спасибо за полезный опыт. Прежде всего за разумное распределение времени: объявление о наборе фокус-группы за три месяца до начала отбора, те же три месяца на чтение. Время – крайне важный, иногда определяющий момент. Спасибо авторам, приславшим свои работы. Было из чего выбирать, было что с чем сравнить. Все вместе, в сумме, рассказы весьма хороши – они друг друга подсвечивают, оттеняют, полемизируют и иногда раскрывают заложенную друг в друге мысль. Даже тексты, которые зацепили меньше других, привлекали внимание: ярким персонажем, причудливой деталью или толковым наблюдением. Будет ли сборник сильным? Опять же, в сумме – да (моё мнение). Возможно, на фоне «дуэтных» книг серии окажется более пёстрым, в то же время в него могут попасть не все заметные рассказы за счёт усреднения по баллам. Оценки было удобнее ставить за весь рассказ, по критериям получалась какая-то каша; и единицу тексты получали не как «наихудшие», а как последнее место топа. Понравилось многое, жаль, что топ, вернее сборник, не резиновый. Практически в каждом жанре было что почитать с интересом. Отличные АИ: «Амнистия», «Вероника решает спать», «Яблоневый сад», «Алиби для демона», «Как изловить провидца», «Нурай», «Человек под гримом». Иные миры/планеты: «Медведка и конь Табуретка», «Крохобор», «Дуралей», «Лиана», «Ледокот начинает и заканчивает», «Сны Млечного Пути», «Огнь». Большой процент хороших хорроров: «Ёлы-палы», «Третий код», «Повелители мелков», «Зеркало Муаран», «На льдине». Постъядерная фантастика и постапокалипсис: «Вкус одуванчика», «Последний из тринадцати», «Стиха», «Ультрагимн». Пограничные жанры или их смесь: «Нада и Черничные холмы», «Проповедник», «Золотая голова», «Отраженное дитятко», «Я в гробике». Среди социальной фантастики есть тексты, аккуратно раскрывающие тему, оставляющие место для читательской позиции: «Неполноценные», «Осколки», «Фабула раса». Даже годная юмористическая фантастика/фэнтези нашлась: «У каждой женщины есть прошлое», «О червях и роботах», «Десятник Гордей и его стражники», «Врата Эверетта». Эмоциональный отклик вызвали «Дилер», «Семейный портрет», «Пробудитель», «Синь-свет-белый-вата», «Уборка», «Счастье, что ты есть», «Странная сказка», «Воспоминания старого кольта». Есть самобытные авторы со своим стилем: «Возмездие», «Слишком опасный снукер», «Время сеять», «Отправление», «У аппарата», «Случай с Р.Афанасьевым на целине». Это наверняка не все примечательные тексты – только те, которые пришлись мне по вкусу или обратили на себя внимание. Смотреть в этот калейдоскоп занятно. Другие читатели выберут свои «картины». Так что поздравляю всех авторов с участием в проекте, желаю творческих и разных других успехов, а будущему сборнику и всей серии – благодарных читателей и народной любви. Ваш Бульдозер
|
| | |
| Статья написана 23 апреля 2019 г. 18:17 |
Шестая порция отзывов от Бульдозера
========================== Лиана Путешествие по лесу с важным заданием, грозившее опасностями, но окончившееся успешно. Да ещё и любовь нашли. Держит внимание деталями мира и леса – М/Ж-имена, названия растений, подробности заболевания и излечения, важность леса для жителей посёлка. Что хорошего: при всех сложностях и опасностях, и лес, и посёлок смотрятся мило и мирно. Нада и Черничные холмы Странная перевозчица, которая доставляет ГГ не туда, куда он собирался попасть, а куда он на самом деле хотел, и по дороге рассказывает истории и местные сказки. Всё целиком смотрится гармонично, хотя каждый рассказанный случай сам по себе не добавляет ясности – кто эта Нада, откуда у неё способности и что ещё умеет. Да и про Алеша известно не так чтобы много. Но недосказанности смотрятся так же цельно, поэтому возникающие вопросы кажутся не особо важными. Больше всего понравилась история про Зелёных Колпачков. Что хорошего: способность Алеша принять важное решение. И намёк на то, что чудеса могут случиться в любую минуту. Дуралей О контакте, трудностях перевода и о том, кого считать цивилизованными. Посткатастрофа, но не у людей, а у разумных пауков. Однако за людей особо порадоваться не успеваешь – прилетают и истребляют. Это же каннибалы, давай их огнём. С другой стороны, Асю пауки поначалу собирались съесть... Вот и пойми, кто прав. Вот и столкновение двух культур. Жизненно и печально. Что хорошего: да всё было хорошо, пока люди не сотворили бесчинства. Спасение «птицы» пауком, забота о ней – очень тепло и проникновенно. Хороший, плохой, добрый. Ещё точечка в названии! Традиции живут и бережно охраняются. Мир наподобие стрелялки – убивший получает накопления убитого. А убивший президента становится президентом. В «Футураме» была серия про планету жидких существ – выпивший короля сам становился королём. Суровое общество, суровые нравы. Кто лучше, спрашивать бессмысленно – по сюжету получается, что лучше тот, кто умеет себя защитить. Логика оружия и капитала в чистом виде. Что хорошего: первый заработок Кларенса понравился. И слова его матери. Малыш и крылатый Выглядит как часть повести или романа – после финала остаётся ощущение, что и с ГГ, и с человечеством может случиться ещё много интересного. Например, будут обнаружены какие-то неожиданные эффекты Тени, или удастся понять, почему кто-то превращается в аладосов, а кто-то нет. Или появится надежда для человечества, потому что в таком выживании из последних сил, как описано, надежды мало. Речь ГГ серьёзная, рассудительная, так и не скажешь, что он «год назад только школу заканчивал». Что хорошего: странная Тень хорошо придумана. И дуэт ГГ-Малыш оживляет происходящее. Пробудитель. На самом деле печальная история – сородичи-то погибли. Да, разумные уцелели, да, дружба это прекрасно, но на данный момент, возможно, из всей стаи остались только эти четверо. А всё остальное описано замечательно – беседы крыс между собой и с собакой, размышления каждого из персонажей, да и люди не дураки и не такие уж злодеи. Откуда им было знать, что крысы всё равно собрались уходить? Каждый защищает своё жилище, как может. Разум у животных тема знакомая, но и её можно подать увлекательно. Что хорошего: взаимоотношения животных; разумность как факт, без попыток объяснить первопричину; Грег Джексон, который любит не только виски, но и книги. Королевы иллюзий История с перевёртышем в финале, надо сказать, отличным. Да и встреча сестёр написана очень живо, «ой, девочек» практически нет, всё больше суровые будни: боевая магия, муж-политик или миротворец, с деятельностью которого «всё сложно», одиночество, необходимость расставаться с иллюзиями... Написано, как мне показалось, с долей иронии, но темы поднимаются серьёзные, а характеры достоверны. Что хорошего: сёстры – профессионалы своего дела, и способности не зарывают в землю, а применяют и развивают. Ледокот начинает и заканчивает Заковыристо, с новыми значениями знакомых слов и няшностями вроде проказливых ледокотиков. А на самом деле – про хитрую диверсию под видом якобы нарушения, за которым следует строгий суд. Текст построен так, что промахов нет или они незаметны – уж очень много мудрёных деталей, все они смотрятся на своих местах, а разбирать такую штуку на составляющие значило бы её испортить. Оставалось просто получать удовольствие. Что хорошего: йети прекрасен, такой живой и дуракаваляющий.
Минута Васьки Калмыкина Вроде детский рассказ, но с недетской магией, шаманизмом, новогодними чудесами и маленькой (очень маленькой) мёртвой девочкой. Обычно бросается в глаза – детские рассуждения и речь героев или не детские, но в мире, где школьники могут наслать друг на друга порчу или сочинить минуту, странно было бы приглядываться к их речи. Рассказ атмосферный, с ноткой оптимизма в грустной истории. Из этого можно и повесть. Только не сериал, не Гаррипоттера. Что хорошего: ну та самая хорошая минутка и правда получилась что надо. ИРОДЫ НАШЕГО ВЕКА Хорошо придумано с этим синдромом, хотя телекинез пока сплошная фантастика, причём из середины прошлого века. Единственное замечание – несистематичность знаний о синдроме. Если он такой распространённый, то, во-первых, способности младенцев заметили бы раньше и очень скоро это была бы сенсация; во-вторых, о возможности излечения тоже раструбили бы, даже если бы успех в подопытной группе был достигнут неделю назад. Это же огромный шанс! Когда каждый ребёнок на вес золота, а аборты делаются из страха только перед вероятностью... Искали бы причины появления таких детей, обследовали и их, и родителей. А выходит, никого особо не изучают, и метод лечения можно узнать только по знакомству. Вот не верю. Что хорошего: человечество всё ещё справляется с трудностями, которые подкидывает этот суровый мир.
Достаточно Текст, очень сильный и яркий по частям – и в эмоциональных сценах, и в «рациональной», и в воспоминаниях, – но сомнительный в плане логики. Особенно шатки позиции доктора-робота-философа. Откуда у него такие теории? Сравнивает подсознание с панцирем трилобитов и с обезьяньим хвостом. Заявляет, что самое ценное в цивилизации – человек, потом производит убийцу. Стирает «иррациональное», но рациональности от этого не прибавляется. Девочка с медвежонком – она кто? Если настоящий ребёнок, то ужасы войны в полный рост. А вдруг это механическая кукла, умеющая только плакать и кидать гранату? Мутноватый момент. Впрочем, сравнение прежнего ГГ и обновлённого всё равно налицо. Что хорошего: в данном случае – что ГГ смог дойти в своих рационализациях до логического конца. Ветер и солнце Рассказ из сменяющихся красивых картин, но с ускользающей сутью. Планета-пустыня с подземными источниками и несколькими плато на возвышенностях – чем там живут колонисты, трудно сказать. Буря, изменяющая толщину песков, приходит раз в тысячу лет, однако толщина песков «всё время меняется». Всё время – это каждые тысячу лет? Местные продали Анхелю карту – и смеялись над ним, говорили, что это сказка. Продавали и смеялись? Почему нужно было искать город, гуляя пешком, а не сверху на коптере облететь? Но если не застревать на деталях, то очень яркие и подвижные картины рисуются. Буря, пески, тусклое солнце, становящееся ярче, город. Тия и Анхель. Что хорошего: масштабность – необъятной вселенной и бури до шапки неба; и дух тайны и поисков. Отраженное дитятко Надо полагать, рассказчик тоже отражённый? Поэтому и увидел пустоту. А может быть, и могила принадлежала не тёзке, а. Может, и вообще там было отражений больше, чем кажется на первый взгляд. А история очень реалистичная, конечно, не считая фантдопа. Появилась возможность «сделать» побольше людей – ею воспользуются. Понадобилось этих лишних людей узаконить – священник получит подтверждение. Страхи возьмут верх – и люди готовы убивать и преследовать. И сплетни, сплетни, шёпот, секреты. Всё достоверно описано. Что хорошего: люди всё-таки стараются как-то принять друг друга и тех, кто отличается. С переменным успехом, но стараются. Das Motorrad unter dem Fenster in den sonntag Morgen Сначала революция, потом демеханизация. Машины заменены генномодифицированной живностью, от бабочек до скакунов и кротов. И один из адептов демеханизации идёт в народ, чтобы приблизить светлое будущее. Оригинально, весело, цветасто, одушевление машин нагнетает драматизму – ну жалко же этот трактор, захлёбывающийся от ужаса, или гордый мотоцикл, спасающий хозяина-предателя. Я, правда, не знаю, что означает название и почему оно требовалось на немецком, но по такому названию рассказ легче запомнить и узнать. Есть сцена прямо как в «Трансформерах». Что хорошего: чувствуется потенциал как мира, так и отношений Герасимова с женой. Можно расписать до небольшой повести, хотя рассказ цельный и достаточный. Амнистия Депрессивно-мистически-реалистический рассказ с северным колоритом. Такие ясные детали, что можно понюхать и пощупать – запах хлорки и табака, грязное стекло машины, верёвка с узелками. Возвращение из мёртвых только ради тяжёлой работы, болезней, постылого существования. Конечно, от такого захочется уйти – ГГ ещё долго продержался. Зато сумел подарить жизнь другому. Сам фантдоп с оживлением покойников, особенно с оживлением для «общественных нужд» – рабского труда или участия в войне – не редок. Но как обыгран. Вмешан в достоверную, полную обыденных моментов историю. Может ли мрачняк доставлять удовольствие? Редко, но может. Что хорошего: да всё отлично. И багровый закат среди полярного дня незабываем. УБОРКА В этой сказке много чего можно увидеть, но для меня это прежде всего иллюстрация факта: даже всесильные не властны над временем, над собой и над своей жизнью. Можно созывать всех зверей, летать в ступе, забросать врагов змеями, можно видеть за тридевять земель с помощью волшебного яблочка и блюдечка, но в доме при этом будет хаос, а в памяти пробелы. И из-за случайной потери будет обижен несправедливыми подозрениями кто-то близкий, или не очень, но доброжелательный. И из-за груза лет покажется неважной гибель родного леса... Но воспоминания молодости помогут вернуть прежнюю силу, прежний дух. «Я тогда моложе, я лучше, кажется, была...», и хотя далёкое прошлое стёрлось из памяти, оно всё равно есть – потому что было когда-то. Поначалу казалось – обнаружится, что венок Яга плела для Чуда-Юда. Но это был бы более изъезженный ход. Так, как есть – лучше. Что хорошего: такие вкусные детальки, что трудно выбрать. Порадуюсь за мышь, которая с мышатами будет спать на собольем меху. Мы, уставшие… Мертвечина в разных вариациях воюет. Честно говоря, хотелось бы, чтобы настало такое время, когда живым людям не понадобится воевать вообще; но если всё же придётся, то чтобы сражались покойники. При чтении возникает такая мысль: война – дело для мёртвых. Наверное, так и нужно писать про войну: сплошной поток туповатых мыслей, с повторяющимся вопросом, что такое мир, с описаниями ранений и увечий, всякой нечисти, и с кровью на губах. Текст, конечно, образный, даже выбранным способом подачи; но интересно ли было читать? Нет, скучно и тоскливо. И подозреваю, что автор этого и добивался. Что хорошего: встреча с родными. Амальгама текучая Набор психологически-мистических историй, связанных, как мне показалось, только анализом человеческой личности и поступков с привлечением сложных сравнений: смерч, зыбучие пески, мошки под дождиком, агрегатные состояния вещества... Эмоциональный диалог в интернете заканчивается смертью одного из собеседников. Девушка с помощью нового девайса говорит то ли с маминым призраком, то ли с очень толковой программой. Оказывается, среди людей живут совсем не люди, но такой же человеческой жизнью и со стёртой памятью. Демон вызван, чтобы сделать счастливым некоего бандита. Судя по всему, бандита отправляют в зону боевых действий, где ему суждено пожертвовать собой ради других. Истории довольно драматичные, в меру фантастичные, но сложные сравнения всё равно остались отдельно. Вычеркнуть речь демона про плавление льда, пар и снежинки – получится не менее захватывающая история про исполненное желание, которое «настоящее»: то, чего персонаж желал глубоко внутри. Что хорошего: мысль «...личность человека анизотропна. В одну сторону фиг порвёшь, в другую – только щёлкни и хрустнет.» Сны Млечного Пути Атмосферно. Чистая фантастика – не научная, не социальная, не ещё какая-то, а фантастика от слова «фантазия». Другие планеты, каждая по-своему интересна, музей с голограммами этих планет, а в драматической части – судьба одного из исследователей и его сестра, задумавшая криминал. Впрочем, ГГ себя жертвой, похоже, не ощущает. У Мартина в «Каменном городе» был подобный ход – место, откуда можно попасть в любую другую точку Вселенной. Ну конечно, кто откажется от такой возможности. Что хорошего: описания планет лаконичные, но некоторые очень заманчивы, в частности, Зевс и Лием.
Повелители мелков Не считая президента, который – аж сам президент! ах неужели... – добротный ужастик, причём из редкой категории ужастиков для детей. Пугает, но в то же время поднимает вопросы, которые важно проговорить для детей: ценность дружбы, умение решать свои проблемы без помощи взрослых, способность оценить опасность и распознать всякую нечисть. Жаль, что закончилось печально, и судя по всему, в городе – настоящем городе – ещё не скоро всё будет спокойно. Но иначе и ужастик не получился бы. Что хорошего: детство вспоминается при чтении. И машинист поезда зацепил.
ФАКЕЛЬЩИК Поначалу похоже на юмористическую фантастику вроде Шекли: инопланетный артефакт попадает на Землю, он важен для противоборствующих космических рас, артефакт находит подросток и везде таскает с собой, выполняя его странные приказы... (Здесь отмечу, что предмет длиной 30-35 см, даже узкий, но судя по всему, не гибкий, в кармане джинсов носить затруднительно, разве что карман до колена) Но понемногу история принимает более серьёзный оборот, чем у Шекли – подростку приходится одному ехать на велосипеде ночью, его собираются похитить, и вот уже он решается задействовать найденное. А потому что он не просто так нашёл этот артефакт – необычные способности помогли. И благодаря этим способностям и находке Киму в финале всё понятно, а мне, например, нет. Кто двигал вагон – актовитяне, которые таки добрались до Кима, или зуниты, вдруг успевшие раньше? Почему даже актовитяне называют артефакт артефактом, неужели у предмета нет своего названия? Или это «чтобы никто не догадался»? Странные свойства крови (или артефакта в связи с кровью) обнаруживаются неожиданно, о них не говорили Распорядитель и Координатор и они никак не следовали из предыдущих событий... В общем, таинственная и загадочная эта история. Что хорошего: человечество не одиноко во Вселенной. Жажда злата Цельная история, от которой повеяло переводными детективно-фантастическими рассказами, выходившими в 90-х. Тут и пираты, и инопланетяне, и индейцы, и сокровище, и почти ударный финал. Почти, потому что просматривался уже при чтении надписи. Но в остальном сюжет ровный, акценты расставлены где надо. Что хорошего: как обыгран просчёт ГГ – сам себя наказал, убив спутников. Подождал бы немного да дал им повертеть ключ – мог бы и спастись. Божич В этом рассказе простой, достаточно оригинальный и чётко выраженный фантдоп: старуха может получить молодость, но для сохранения этой молодости ей нужно родить и передать старость ребёнку. А вот выбранный способ обыграть фантдоп... История, которая накручена вокруг него, кажется надуманной. Молодость дарится в дебрях Амазонки, даритель создаёт секты, за ним охотятся спецслужбы, глава спецслужбы называет сотрудницу дочерью, а та убила дарителя как раз к её прилёту... Ружьё выстрелило в верёвку, держащую занавес. Передача старости младенцу, конечно, жуткая штука, но почему она так нервирует– внимание – агента службы безопасности? Профессионалку. Как их отбирали, чему учили? Гулять в белых перчатках среди благородных особ, сплошь пишущих стихи? Да вроде нет, вон дядьке шею сломала. Непонятно сравнение молодости от Божича с лейкемией. По быстротечности, может, и схоже, но передать лейкемию кому-либо, чтобы вылечиться, пока невозможно. Словом, из отличной придумки выжато исчезающе мало. Вспомнился рассказ с одного из конкурсов, о том, как похожим способом продлевали свою жизнь мужчины: зачав ребёнка девушке, в момент его рождения отец «переселялся» в него. И там это было стандартное действие, на котором строилась вся цивилизация. И читалось с огромным интересом. Что хорошего: Эстер – харАктерный персонаж, с потенциалом.
|
| | |
| Статья написана 20 апреля 2019 г. 10:22 |
Хотел остаться не при делах, ограничившись только оценками,
но Борис Геннадьевич попросил не прохлаждаться в сторонке. Отзовусь в целом и вкратце, не тыкая конкретно ни в какой текст пальцем. На собственной шкуре знаю, что такое пробиваться сквозь заслоны конкурсов и отборов. Это сложно, и когда добираешься до определенного барьера и видишь, что выше не прыгнуть, сворачиваешь в сторонку и садишься на зрительскую трибуну. Так я и перебрался из писателей в читатели. Критериев для оценивания выдали, считаю, маловато, трех параметров недостаточно, чтобы определить ценность текста для сборника, поэтому оценку ставил общую, в обход параметров. Высший балл получили два рассказа. Один из них условно. В затылок им дышали чуть меньше десяти. Остальное – среднесъедобное либо сырое чтиво. Несколько текстов вовсе признал нечитабельными, причем что поразило: а ведь над большинством из них работали люди, знающие толк в литературе и писать умеющие. Просто зачем-то они тратят свой энтузиазм на такую, простите, хрень, которую и на уши не натянешь. Тесктов, написанных начинающими писателями, оказалось не так уж много. Их сразу видно невооруженным глазом. В отборах таким рассказам участвовать рано, рекомендую обтесать их на конкурсах, там приобретается столько опыта, набивается столько шишек, что ого-го. Волей-неволей станешь обходить грабли. Ярко выраженные абстрактные и постмодернистские вещи (за исключением «Медведки и коня Табуретки», который меня потешил, но все же оказался твердоват на пробу – эдакое «квазигрелочное» произведение), откровенно говоря, пролистывал вскользь. Скажете, нечестно? Да я с ними точно так же поступал бы, будь они в каком бумажном сборнике. Зачем бы я калечил себе мозги малопонятной чепухой с расплывающейся картинкой? Таких, к счастью, было мало. В общем, львиная доля работ не вызвала никакого интереса. Разве что недоумение: авторы ведь могут, но почему-то ленятся. Не ленитесь, друзья. Мало написать связный текст. Ему бы еще целостность, увлекательность и завершенность не помешали. Именно из-за отсутствия этих параметров многим рассказам баллы были урезаны. Но я – лишь один из многих читателей, и тараканы у меня особенные, тараканистые. Желаю всем успехов в нелегком творческом труде!
|
| | |
| Статья написана 20 апреля 2019 г. 10:14 |
Отзывы от читателя Бульдозер. Часть пятая
============================= Последний сезон Не знаю, несерьёзная какая-то история. Персонаж якобы умеет зажигать звёзды, но не знает, как найти девушку, и не может поправить своё здоровье. Да они там на Тантаре точно волшебники. Исчезающее искусство штука остроумная, но с риском злоупотребления – как определить, что художники не рисуют одни и те же картинки по очереди из небольшого набора? Но есть и интересные идейки, вроде фантазий в голове бога или быстротечных ярких отношений. Что хорошего: хоть и технически сомнительное, но оригинальное явление – быстрая смена времён года, которая вдруг уступает место почти земному циклу. ТОНКИЙ МИР Суровые приключения. Пребывание в тонком мире похоже на игру, стрелялку-бродилку: можно раздобыть чего полезного, а можно сгинуть, потому что вокруг опасность. У девушки и мальчика в этом мире пропала мама, они пошли её искать и погибли. Странностей и неясностей хоть отбавляй, а вместо прояснения даётся философия о добре и зле, о том, что в нашем мире много негатива, который попадает в другой мир, о людях, мечтающих не только о хорошем, и что понятия исказились и потеряли «своё истинное предназначение», например, понятие веры (а когда они его потеряли и когда имели?)... Такая фантастика на поговорить – технически всё очень и очень размыто, в фэнтези, например, больше определённости. А здесь – мембрана между мирами пропускает только тех, у кого внутри «пополам и тёмного, и светлого». Тёмное и светлое, конечно, как их понимает эта мембрана. Объяснение мира опущено: девушка вроде как всё про него знает, и вот ГГ начал спрашивать... действие прерывается... и возобновляется, когда они уже всё проговорили. «Ника много чего рассказала, и после её рассказа об этом мире вопросов стало ещё больше.» – вот идея рассказа и общее впечатление. Что хорошего: существование такого места добавило бы увлекательность и вариативность в мироздание. Приворот Остросюжетный детектив о борьбе с киберпреступлениями на Марсе. Андроиды, нейродопросы, боевые протезы и киберимпланты – всё очень хорошо вписывается в общий антураж. Не слишком весёлый мир, надо сказать, но даже в нём люди живут, влюбляются, отмечают что-то в барах и проворачивают тёмные делишки. Дополненная реальность помогает им не посходить с ума от тесноты и толкотни в замкнутых пространствах. С дополненной реальности всё и начинается... Сюжет развивается стройно, есть замечание к технической стороне – неужели та самая доп. реальность не может быть изолирована на сервере – но зацепки интересные и приводят к логичному ответу. Ну и сюрприз в финале, напоминающий, что у чекиста должны быть чистые руки, иначе борьба с преступниками будет не 100% эффективна. Что хорошего: впечатлил преступник. Он не хороший. Но он умелый и изобретательный. Запомните меня таким Альтернативная история: после Второй Мировой появились ноотропы с интересными побочками. Для сюжета выглядит неплохо, для читателя-скептика две вещи не совсем достоверны: во-первых, ноотропы сделаны по заказу военных – это что, они бы сразу разрешили массовый выпуск? Для этого заказывали? Во-вторых, «пользовались все, кому не лень», тогда детей этих пользователей должно быть пруд пруди, то есть это некая значимая часть общества, к которой должны бы прислушиваться. Тем более, у них есть средства убеждения... А их на работу не берут. А кто тогда работает? Но, повторю, сюжет с такими исходными данными получается вполне. И ГГ выписан ярко: охотник на людей, пытающийся нацепить «человеческое лицо». Постоянные обращения к читателю, громкие слова и позёрство: «Я – вольный пират, надо мной развевается черный флаг. Я – лев, который никогда не станет пить воду рядом с ягненком.», «У Смерти есть лицо.» (лицо так-то не у Смерти, а у инвалидности, он же жив остался, а про Смерть всё ещё ничего не известно). Не удивлюсь, если окажется, что все коллеги ГГ именно таковы – думают, что им всё можно и при этом они сумеют выглядеть славными парнями. ГГ разве что проявляет честность, когда пишет о своей зависти к эмпатикам. Что хорошего: ГГ почти получил по заслугам. Слишком опасный снукер Опять Кыля, теперь у него шары вылетают из телевизора. Что это? Чудо, не иначе. Что делать? Выключить телевизор и пиво попить. И снова расписано подробно, как на инвентаризации. Какой был комментатор, как играл тот, что сделал этот... как Кыля заваривал чай... как прервался и пошёл на работу, вернулся и снова сел смотреть снукер. Впрочем, на втором рассказе очевидно, что таков авторский стиль, этакая бытовая фантастика. Сами фантдопущения смешные, да и Кыля персонаж скорее юмористический, чем серьёзный. Всё это не совсем моё, но своего читателя может найти. Что хорошего: что приключение со снукером закончилось без травм. Осколки Вот ещё один рассказ, начинающийся с описания мимики через страдание и смерть (мода такая?). Улыбка медленно дохла, как карп... карпы мучились так, люди радовались вот так... Социалка про конец 21-го века. Наши в Праге. Наш стал ихним и возненавидел всех приезжих. Психологически очень достоверно, и поведение Сергея/Лукаша, и отношение местных чиновников. Но по масштабу поднятой проблемы – плакатно, нравоучительно, об очевидном. Может, кто-то не знал, что ксенофобия это плохо, что «жертва становится палачом», что отнимать ребёнка у родителей негуманно? Выглядит чистой иллюстрацией разных особенностей психологии. То, что из России поедут в Чехию в поисках лучшей жизни, очень здорово, иронично. Только непонятно, почему нет-нет да и заходит речь о возвращении. Это временное пребывание или ГГ так пугают? Что хорошего: во всех персонажей верится. Есть атмосфера Праги – не знаю, насколько близкая к реальности, но есть. ВЕДЬМА Обличение средневековых нравов, в лоб, всем списком: убийства женщин, равнодушие к матерям и детям, интриги и подкупы, несправедливые суды и тэ дэ и тэ пэ. На этом фоне история звездолётчиков, вернувшихся не туда, поскольку население Земли успело съехать в Средние века. Материал на самом деле щедрый, можно было завернуть крутой сюжет, а здесь только трагическая судьба экипажа упоминается мимоходом. И в финале выходит не надежда, а безнадёга. Что хорошего: люди умеют быть и благодарными, и справедливыми. Последний из тринадцати В этом рассказе что-то неладное с русским языком. Взять хотя бы название: «последний» подразумевает одного человека, а в финале их двое. Даже трое, но девушка осталась за кадром. Допустим, последних может быть и двое, но тогда неверно говорить о любом из них «последний» в единственном числе, вот же они, вместе. И таких кривоватостей достаточно. Предложения построены так, что по их логике в одном месте получается «хлевы, склады и стоят», в другом «чип несётся вниз и возвращается с пачкой биоклея»... А ведь очень и очень толковая история! Постядерная цивилизация под куполами, борьба за существование – всё описывается достоверно, теми самыми деталями и сценами, которые нужны для создания общей картины. Потомки побеждённых, живущие на самом дне, там, где они даже хуже рабов – и при этом способные уничтожить старый мир и дать начало новому. Потеря «братьев» и план побега. Работа наверху и встреча с «сестрой». В каждом эпизоде испытываешь волнение, или разочарование, или надежду. И заканчивается жизненно. «Мои предки предусмотрели всё, даже самые худшие варианты событий.» – вряд ли, если нужно целых четыре человека, а их нет. И вообще, в заданных условиях, пожалуй, и хорошо, что план ГГ не удался: корпорации между собой постоянно Боролись, от этой Борьбы жизнь большинства не сильно менялась – всегда были топ-менеджеры и фермеры с кислотных земель – и потопить сорок миллионов человек, при том, что другие полисы остались бы, не самое полезное дело. (Наверное, мне только показалось, но намёком поставлен вопрос, стоит ли щадить детей побеждённого противника, ведь даже шестилетки могут вынашивать зловещие планы.) Что хорошего: самоотверженность детей и молодёжи, их готовность идти до конца. Против часовой У братьев есть волшебные часы, позволяющие получить время, чтобы продлить жизнь. И вот теперь один брат при смерти, а другой подворовывает для него время у пассажиров метро. Но с такими ранами, как у первого, жизнь теряет смысл и ценность. Вопрос поднят важный – близкие, которые не могут отпустить человека, как бы смертельно он ни был болен. Но метод его решения не нов. Автор постарался смягчить краски, как только можно, и время забирается не самое нужное. «А мог бы и полоснуть», то бишь пособирать как следует, в кино например походить, или у детишек «попросить». Но мешают принципы и осторожность. Есть целые абзацы самоочевидных утверждений, пусть даже это мысли ГГ. Ошибок прошлого не исправить, главное примириться с собой, смерть и время – понятия, о которых спорят мудрецы... Думаю, можно такие часики обыграть интересней, а тему вины и помощи близкому подать свежее. Что хорошего: спасение девушки – без сомнения, очень правильный поступок. Я В ГРОБИКЕ Почти сказка о пробуждении вампирёныша, которая была бы тысяча сотой в своём жанре, если бы её не украсили маньяком. Даже подумалось в связи с этим: обычный человек, если бы на него напала маленькая девочка, способная сломать руку и ногтем расцарапать вену, был бы в ужасе. Но какие ощущения должны быть у порченого, который и сам может убивать, и считал девочку лёгкой добычей? Это же вообще мир переворачивается. (Ненадолго, правда: вскоре он уже торгуется.) Наверное, время сейчас такое, отовсюду новости про серийных убийц, вот и появляются истории о жестоких чудесах, где порченые получают по заслугам. Что хорошего: на протяжении всего рассказа идут девочкины мысли о маме, а в финале встреча с ней, и так мило и сердечно смотрится, даже когда уже всё известно про этих двоих. ДВЕРИ Утраченная любовь, потерянные мечты, упущенный шанс и так далее – поэтично, но размыто, на одних чувствах и размышлениях. Очень хорошо показано, как отношения могут быть разрушены капризами. Один человек просит не уезжать, другому надо подумать, слово за слово, и первый такой: ты не приедешь! А ему: и не приеду, если не захочешь! А он тогда: а, вот как! Ты сделала свой выбор! Жаль обоих, но особенно ГГ, она явно девушка юная и наивная – считает, например, что преступная группа может получить с беззащитной туристки только сотню из сумочки... Настроение у рассказа есть. Написано грамотно, разве что, если кошка живая, то слово «шкурка» наводит не на те мысли, лучше было бы «мех» или «шубка». Что хорошего: вроде экшена ноль, но каждое прохождение через дверь – приключение. Время сеять Фантасмагория с котом Базилио и лисой, которые втюхивают гражданам растущие дома, и поскольку эти двое – фигуры известные, можно предсказать подвох, вот только в чём он будет? А это сюрприз! Мне казалось, что либо сразу ничего не получится, либо дома вырастут, а земля, где они стоят, окажется чужая, и дольщиков с неё погонят. Может, скажут – хотите, забирайте свои дома с собой и уносите. Обернулось всё иначе, смешнее и логичнее. Язык рассказа очень цветистый, оживляющий всё, чего касается: пришибленная солнцем тень ползёт, собирая собой окурки; шевелятся толстые губы в линялых чешуйках помады; весна набрасывается, словно оголодавшийся зверь; табличка покусана ржавчиной... Приятно читать, хоть и не самые весёлые события разворачиваются. Что хорошего: по итогу, пожить в коттедже почти три месяца, и по цене сильно подержанного Жигуля – лучшее, что могло случиться в заданных условиях. Не друг В рассказе больше психологии, чем фантастики. Все персонажи и их действия достоверны, Михась с его «запахом лёгкой жертвы» представляется очень ясно. За этим психологизмом собственно мистическая история теряется – сначала один увлёкся артисткой то ли театра, то ли цирка, потом поубивал свою семью и оставил второму домик, а теперь и второй решает поискать тот театр или цирк... Кстати, о домике и вообще наследстве – а точно ли ГГ что-то получит? Дом не успел перейти к Михасю после смерти отца, а теперь ему всё досталось? Убийце? А впрочем, кто знает, как там Михась всё улаживал с поверенным. Вообще автор как будто не определился, о ком пишет: о рассказчике, о Михасе или о злобной мамаше. И тот хорош, и другой интересен, и эта примечательна. И откуда в ГГ взялось или возьмётся чудовище? Он же и не показывается кем-то особенным, да и к Михасю был если не добр, то по крайней мере внешне корректен. А читается с удовольствием, атмосферой проникаешься. Что хорошего: Михасю пригодилось его новое умение, хотя вряд ли изначально он хотел так его применить. Мы наш, мы новый мир построим Людям всегда мало, – говорит этот рассказ. Люди всегда хотят больше, а когда получат, не будут знать, что с полученным делать, и выкинут, или сгноят, или сойдут с ума. А сначала – чтобы получить – поубивают немножко. Вот до чего доводит необоснованная жажда «равенства»... или попросту зависть. Эти нехитрые доводы, с которыми вроде не поспоришь, преподнесены на примере «вечного» и короткоживущего. Заодно аналогия с проф. Преображенским и Шариковым напрашивается, хочешь не хочешь. Верится? Ещё как. Но подано с изрядной долей глючности: всю дорогу персонажей сопровождают образы вечности и смерти. Вечность на ощупь как латекс, у вечности мятный вкус... У смерти ломкие серые ногти, у смерти тонкие мосластые пальцы... А финал вообще апофеоз помутнения рассудка. Оно и ярко, и образно, но не моё. Что хорошего: идея теломерии, которая, кажется, имеет много шансов осуществиться. Ангелы Зомби-апокалипсис плюс синдром Дауна. Предположу, что автор проштудировал матчасть на тему смешанных трисомий, вакцинаций и прочего, а мне оставалось довериться. Про людей с синдромом Дауна и правда что-то такое обнаружили, устойчивость к какому-то заболеванию или вроде того – не иммунитет к зомби, конечно, но тоже что-то полезное. И это единственный ход, который отличает рассказ от десятков других зомбятин. В важности денег в таких обстоятельствах осторожно усомнюсь. Что хорошего: что остались люди, способные помочь тем, кому помощь нужна. Неполноценные Мальчику прописали ментальный протез. Ждать было долго, и отец поехал на рынок. Приезжает, а там армяне в нарды играют. Задумка знакомая: уравниловка способностей. Реализована тоже привычно, с неприятно узнаваемыми гос. лозунгами – «свобода быть такими, как все», оборачивающаяся обязаловкой. Единственный сюрприз – что сын ГГ всё-таки нуждался в коррекции в сторону усиления, потому что обычно в антиутопиях драма заключается в том, что основной персонаж что-то теряет. Ну так что же, вот нам показывают, как теряют другие, и драмы от этого не меньше. (А уравнивать разве предполагалось до уровня совсем уж отсталых, до «ням-ням»?.. Вроде нет. «Фотограф» перестарался, наверное.) Старая тема с неожиданной стороны. Что хорошего: есть способы слегка схитрить – значит, надежда, что со временем получится схитрить побольше. Последний отель Милашный рассказик об отеле с искусственным интеллектом, где весь персонал – роботы. Читать интересно, и ощущения после прочтения приятные, хотя и закончилось как бы ничем: ГГ переночевал, пообщался, и теперь отбывает и вряд ли вернётся. Удастся ли отелю как-то раскрутиться, или ГГ окажется последним постояльцем – никаких намёков. А ведь обсуждались очень интересные варианты. Была бы определённость – понравилось бы больше. Что хорошего: ощущается дух времени, все эти проходящие годы и редкие постояльцы, и воспоминания, и снова погружение в спячку... Ёлы-палы Очень быстро чувствуется, что что-то неладно, даже предположения возникают те самые, но автор умело расставил все слова и додержал-таки интригу до нужного места. Чтобы шок был посильнее. И он есть. Кроме шока, есть взгляд со стороны на ценителей сомнительных традиций, на тех, кто не уважает природу, и на провозглашающих (не важно, по какому поводу), что «если бы их не покупали, они бы вообще на свет не появились». Да, вот так, как в рассказе – лучше бы не появлялись. (Есть слабая надежда – очень слабая, потому что ничего определённого не говорится – что не во всех семьях следуют этой традиции. Может быть, родня мамы такое не практиковала, или родители некоторых одноклассников.) И над всей этой «сказкой» звучит зловещее «хо-хо-хо!». Что хорошего: сложно хвалить такие сюжеты. Но здесь приходится признать: да, хорошо – что подобные вещи ещё пугают. Для меня – лучший хоррор в этой подборке. ОСТРОВ ИНВАЛИДОВ Смешно, хоть и малость негуманно, причём в отношении обеих сторон конфликта. Кажется, у Лема было про целителя, который совершил чудо: калеки смогли ходить – и эти же калеки его избили, так как им больше не подавали милостыню. Непонятно только, почему Бет говорит, что ей советуют уезжать к нормикам – к ним же вроде не выпускали молодых и здоровых. Или ей можно, потому что не всегда была здорова? Позабавило описание города, где в небоскрёбах выбиты стёкла, арки проржавели и вообще упадок. Картинка перед глазами. Полёты в космосе на межзвёздном газе – отлично придумано. И вообще, много интересных мелочей. Что хорошего: что ГГ дают возможность покинуть планету, даже помогают в каком-то смысле. Вкус одуванчика Почитать этот рассказ – всё равно что сходить туда, под землю, на часок. Верится во всё, что написано, и во всё, что говорит Габриэль, хотя верить совсем не хочется. Те, кто видел солнце и одуванчики в своей сознательной жизни, вряд ли опишут их как следует тем, кто с рождения лишён солнца. И зима будет ещё очень долгой. И рождаться с каждым поколением будет всё меньше детей... Когда читаешь такие вещи, и впрямь очевидно, что деньги не главное, а победы не будет. Что хорошего: что жизнь пока продолжается. Может, реализуется тот мизерный шанс для человечества. Фабула раса С хорошей сатирой сейчас напряжёнка. Тем приятнее встретить рассказ, где всё сбалансировано, персонажи имеют свои нехитрые желания и эти желания выражены ясно, речь естественна, преувеличения в меру, а нынешние реалии смешно обыграны. И в то же время обозначены важные проблемы, обсуждение которых пока ни к чему не привело. Куда идёт образование, будут ли толковые специалисты через 20-30-40 лет? – Да ладно, стоит ли париться: вон и школа вроде как бы чему-то учит, и экзамены типа ЕГЭ показывают уровень каких-то знаний, раз их кто-то сдаёт, а кто-то заваливает... Всё нормально будет. А если что, кучер довезёт. Что тут первопричина? Технический прогресс, старающийся со своими плодами поспевать за желаниями людей, или сами люди, которые рады кушать эти плоды? Как бы то ни было, а ситуация движется от классики литературы в комиксах до жувачки с инструкцией к домашней технике. Что хорошего: кто-то всё ещё работает, пусть даже в Сколково, и придумывает все эти голографические пузыри, а люди с пониженными способностями живут довольно комфортно. Отпечаток Симбионты, генномодифицированные люди, биороботы и прочие жители альтернативного мира, а проблемы и цели у них совсем как у обычных людей в мире нашем. Только вот способ решения, выбранный ГГ, совсем без затей. Убийство близкого человека? Надо отомстить. Убил кого-то не того и мучает совесть? Надо искупить. Для искупления требуется найти того, кто в этом поможет? В процессе поисков можно ещё поубивать... После этого некоторое сопереживание, которое возникло по ходу истории, сходит на нет. Действительно, раз Бог-демон не хочет помогать этому убивцу – а сам он не удосужился разузнать о Боге-демоне побольше, чтобы представлять, стоит ли вообще вести поиски – то и жалеть его незачем. Не совсем ровно написано, внимание то и дело цепляется за запятые и построение фраз. «На остров приплывали за удовольствиями. И они их получали.» – кто кого получал? Что хорошего: экшен написан хорошо, ярко.
|
| | |
| Статья написана 20 апреля 2019 г. 10:08 |
Новые отзывы от AntonAbramov. 37-48
========================= Илья Ильич Мастеровито. Умно. Иронично и глубоко. Но очень скучно. Импи Средней резвости интрига, совсем ослабевшая к концу. Отличие от множества подобных историй в желании Ладоги обзавестись семьей. То ещё желание. А может и не озера это было желание, а одной из утопленниц, страстно мечтающей о семье, и не дающей покоя озеру. Может автор и не тычет в меня моралью, но что-то же меня пинает. Семья – главное в мире. А я не против. Но так-то зачем? Хорошо хоть без расчленёнки обошлось. Ироды нашего века Читал и умолял автора: только не убивай концовкой. Не повезло – убил. Так загадочны были эти Ироды. И так банально – Земля (а может и повыше кто) сама отслеживает, что ей лучше. И регулирует это доступными ей средствами. Появлением Иродов, к примеру. И сдулась тайна, с ней интрига. Сами по себе Ироды не были интересны автору. Для него главное – идею донести. Потому и мне они не стали интересны. В некоторые моменты казалось – хоть кто-то отнесётся к Иродам по-человечески. Тот же Бочаров разочаровал – его хватило лишь не бросить пацанёнка в песочнице, чтоб потом сбагрить кому-то, кто этим занимается. Душу напрягать не стал. Вот души тоже не хватило. ИСКУШЕНИЕ НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО Очень слабо. Сама идея – историческую предопределённость (божью волю?) не изменить – примитивна. Применённый приём – тоже. Можно, конечно, вопросы позадавать: а кому и зачем в будущем понадобилось вмешиваться в историю? действительно ли из-за нападения японцев все беды России начались? – Но зачем? Как воздушный шарик Мечталки и хотелки. Интересная идея – пусть судьбу Земли с её обитателями решают самые… Самые… эти самые. Как детский мультик с режиссёром – доброй феей. Эмоционально пробивает, и пусть говорят про слёзовыжималку. Может ещё кто-то станет Аллочкой, прочитав. Как изловить провидца Попроще, чем первый (а может и не первый) рассказ из этой серии. Зато один раз мне стало смешно (“эта гадюка мне на пальту харкнула!” — орала Прасковья). А могло быть больше, но автор совсем не уделяет внимания моей вовлечённости в происходящее. Я поневоле наблюдал издали за как бы ёрничаньем. Идея с внутренними демонами хороша, но подаётся без особой интриги, не возбуждая во мне интереса. И даже детективная линия подана не мне. Автор пишет для себя. Если уж рассуждения сыскарь-изгой оставил при себе (опять же не вовлекая меня), то изюм надо было раскидать при поимке. А так – Прасковья взрыкнула, вышибла дверь и стала трясти несчастного рептилоида, отчаянно плюющегося. Дело закончено. Мой совет автору – когда творение вчерне готово, часов несколько проветритесь, а потом прочтите как читатель. Карты местности И так неплохо. Но я уже настроился на большее. Пока не появился старик-психиатр. Мои филии сошлись в одном месте – роботы, тайна, герой моего типа, поиск разгадки. Я ждал чего-то невероятного. Для меня невероятного. Получилось невероятное. Для кого-то. Но и так хорошо. Киберотень Идея очень красивая, до мурашек. И в тот раз они были и сейчас. Дикий волк оказался ближе всего к человеку. Смог принять человеческий разум, адаптироваться. И вернулся к человеку – ты уж и подругу измени, а то как же… Погибла волчица на операционном столе, подарив себе и волку секунды прочувствованной любви. Взыграли эмоции – разорвать, сжечь. А вот подарок уничтожить – это уже осознанно. Без любимой не нужен мне ваш разум и всё такое. И возврат в стаю. Такая красивая попытка. Для меня и сам рассказ для автора – такая же не совсем удавшаяся попытка. Прекрасная идея неудачно подана. Мысли не складывались естественно в слова. Получалось так: “Серая расставалась с натурой волчицы и одновременно начала осознавать себя в ином качестве”. Лезли казёнщина и разъясняловка. В тексте есть глубина, подтексты, поэзия, но подача, подача… Кимберлитовая кикимора Сдаётся, автор весьма молод. Самоутверждается матерками, и рассуждения… Не моё и всё, точка. А то рука уже тянется – примитив, баналь… КЛИНКИ МАГИХАРЫ При желании можно крепко задуматься – что же произошло, почему пошёл дождь? А можно просто поблагодарить бога, что десять минут чтения пролетели легко, местами интересно. И никакого осадка не оставили. КОЛЛЕКЦИЯ До разъяснялок Лакса было интересно. Лучше бы он ничего не объяснял. Оказалось – скучно и неинтересно. Корамора Только оказавшись в аналогичной ситуации, ты узнаешь, как поведёшь себя. Автор владеет переносом и вовлечением. Мастерски. “Нет! – закричал я Олегу. – Не смей!” Нет, это я закричал себе. И… Как жаль Солому, эту уродину-доходягу. Прекрасную, не сдавшуюся, сохранившую главное. А я… Наконец пробило до настоящих эмоций. Замечательно.
|
|
|