Новая порция отзывов от Бульдозера.
========================
Отзывы от Бульдозера, вторая порция
Пакетик с вишней
Когда описывается гордость бабушки за внуков, охотно верится, но потом выясняется, что мама детей умерла четыре года назад! – это как, бабушка воспитывает двух сирот, и радуется, что внуки при ней? О да, у неё всё прекрасно, в отличие от её подруг, чьи дети живы, только у одной сын холостой, а у другой дети переехали на север... Или бабушки действительно такие чокнутые по внукам?
Отец, пьянствующий с горя, вроде и достоверен, но в сюжете никакого участия не принимает.
Поначалу смотрелось реалистично, но начиная с круга из трупиков, верилось всё меньше. Натужная какая-то мистика, туман нагоняется и нагоняется, и похоже на детскую страшилку типа Чёрной руки или Красного пятна: тут и кладбище, и девушка с большими глазами, и вишни, и песенка тоскливая. Ну и чем дальше, тем сильнее всё сводится к жалостливому бреду: умерла девочка, мальчик растерзал соседского котика, снились странные сны, пошёл на кладбище, а там тётя, у которой умерли детки...
Причём тётя с детками сбежала из дома, жили они в другом месте, в маленьком подвале, и там ждали, что отец «вернётся домой»! А как они узнали бы? Может, он и вернулся, а их там нету. Они где-то в маленьком подвале, голодают, болеют, после чего все умирают насильственной смертью.
В общем, в итоге детки уходят к жуткой тёте, хотя у них мама была, тоже умершая... Хоть чем-то это всё закончилось.
Что хорошего: достоверность бытовых моментов в начале.
Возмездие
Написано много, даа...
Долгие жизнеописания из биографии Кыли: а вот тут была школа, а тут собирались такие компании, а тут построили, а там снесли... Думаешь: ну куда гнёт автор? Потом не менее долгие рассуждения, почему закрыли школу, характеристики сотрудников... Где фантастика? Где интрига? Зачем я это читаю?
К 14-й странице (!), когда бабка раз пять успевает заявить, что Кыля расправился «со своим Зверинцем», появляется фантастика: по желанию Кыли куча разнообразного зверья набрасывается на людей у подъезда хрущёвки и всех пожирает ужасными способами. А старуха подговорила крыс, и те обгадили и опИсали начальство, пришедшее на застолье... Потом крыса помогает поджечь газ и таким образом взорвать восемнадцатиэтажки...
Ну да, это фантастика, не поспоришь...
Но расписывается всё так утомительно долго! Чуть ли не столько же времени, сколько длится происходящее. Вот он достал грибочки, вот порезал лучок, вот один грибочек подцепил, пиво открыл... В два раза короче – и тогда бы стоило потраченного времени. И трэша-угара подпустить.
Что хорошего: бабка-террористка и алкаш-мститель за бобра – фигуры примечательные. Бывают, бывают такие моменты, когда хочется, чтобы людишек сожрали звери.
Врата Эверетта
Антиутопия с довольно неожиданным финалом. Потому что обычно антиутопии заканчиваются гибелью за свободу и справедливость, или победой над режимом, или тем, что противники режима приходят к власти и оказываются ничуть не лучше... Но тут подарочек поджидает только ГГ, и какой подарочек! Как героя анекдота, который и плачет, и смеётся.
Берлин, где распространён ислам, и в то же время есть и выпивка, и свинина; женщин рождается в четыре раза больше; существует оппозиция, подполье и протестные акции. Читать интересно, хотя и немного перехлёстывают членки, лидерки и полицайки.
Полицейские маркеры, оказывается, реальная штука. Очень интересно было об этом узнать.
Семейный быт описан трагикомично, можно посочувствовать не только ГГ, но и его жёнам.
Что хорошего: при общем насмешливом тоне чувствуется симпатия ко всем сторонам происходящего. Может, у ГГ всё обойдётся...
Отправление
Баканов описывается занятно, но долго. И так же долго рассказ не показывает ни грамма фантдопа: шесть страниц о том, как студент получал на почте ботинки и предъявлял претензии, седьмая – о конфликте, далее о развитии событий... в какой-то момент всё становится гротескным, но можно ли гротеск считать фантастикой – вопрос спорный. Заканчивается как бы шуткой, но к этой шутке слишком долго подводят.
Что хорошего: занудство Баканова, как теперь говорят, это так плохо, что даже хорошо.
Быстрые сумерки
Оборотни в космосе – потому что Луна зовёт. Мне такие сюжеты кажутся надуманными – пока ни одного оборотня, вампира или зомби встречать не приходилось, для меня это полнейшая фантазия, а тут ещё фантазию пытаются научно объяснить. Но для своего жанра получилось прилично, особенно финал.
Осталась непонятна роль врача и казаха, от которого несло псиной – получается, «овца, отрастившая клыки», там только Таболин? А инфицировать овцу может и «волк»? Или врач чего-то знал и всё подстроил, и все трое «овцы»?
Очень достоверно описываются рабочие моменты космонавтики.
Что хорошего: очень сильные упоминания Луны – только «она» да «её» курсивом, но все чувства выражены ёмко и понятно.
ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ СМЕРТИ
Занятна сама идея предсказания: его можно узнать, и тогда оно станет (более) точным, а можно отказаться, и тогда всё пойдёт так, как пошло бы без предсказания. Ну что... Похожий трюк проворачивал один преподаватель университета: брал с родителей деньги за «помощь на вступительных экзаменах», обещая вернуть их, если поступление не состоится. Разумеется, кто-то из заплативших поступал... на эти три процента преподаватель и жил.
Но это так, мысли по ходу, а на самом деле контора, выдающая такие предсказания, со временем обросла бы многочисленными покровителями, врагами и просто людьми, желающими «законодательно урегулировать», говоря по-нашему, иметь с этого себе копеечку. Так что в рассказе самая-самая верхушечка айсберга.
«А вы как считаете?» совершенно лишнее. В крайнем случае пусть бы ГГ спросил у друга или своей девушки.
Что хорошего: здорово использован закон неопределённости, из которого рождается неопределённость человеческих решений. Есть о чём задуматься.
Прабабушка
История, впечатляющая по итогу, но до этого самого итога весьма непонятная. Вот идёт рассказ о семье, о разных поколениях, всё дальше в прошлое; вот случаются радостные и трагические события; вот доля мистики: о прабабушке то и дело говорят, что она ведьма, но проявляется это не скоро. И только в самом финале проговаривается, что ведьма своими способностями практически не пользовалась из идеологических соображений: предпочитала уметь всё сама и чтобы шло своим чередом... Да, круто, но в семейных историях играет слабо, из-за чего долгое время думаешь, к чему же это всё излагается.
Для меня большей мистикой оказался «обмен талантами»: прабабушка взяла себе музыку, прадедушка – спортивные навыки. И ведь сами всё, без помощи потусторонних сил?
А поначалу казалось, что будет вроде «Бабули» Кинга, про переселение сознания. Хорошо, что автор не пошёл привычным путём.
Что хорошего: у прабабушки и правнучки – своя правда у каждой. И каждая действует по своей правде. И может быть, у правнучки что-то получится хорошее.
Зеркало Муаран
Рассказ про переселение душ и месть, из лёгкой жизненной драмы постепенно перетекающий в кошмар. Ну, хочется верить, конечно, что красное под ногтями – из-за того, что мужа расчленяла. Но скорее всего, кошмар. Потому что подчинившись злу и встав на путь мести, не стоит удивляться, если зло постучится в дверь. Это в «Худеющем» отлично показано, у меня была мысль, что тут что-то подобное случится.
Вот только вопрос: что собиралась ГГ (или её сообщница) сделать с телом мужа изначально? Подруга ладно, умерла одна в своей квартире. Но тело мужа она что, всё равно бы расчленяла? Или был некий план: позвонить в скорую, врачи приедут, констатируют смерть, будет следствие... Так, может, надо было не дома это провернуть? А если уж дома, то и не расчленять тогда.
А текст красивый, читается легко, ненавязчиво показаны какие-то бытовые мелочи, в которые верится. Курение на крыше, ребёнок, придвигающий стул к книжным полкам, перевод часов на местное время и так далее.
В самом начале попалось ценное размышление о том, как и почему рисуются картины смертей, уж не знаю, сам автор это придумал или где-то в психологии давно подмечен такой эффект.
Обычно пропускаю мелкие ошибки, но тут бросилось в глаза:
«Например при виде мужа, чинящего полку и разложенных рядом инструментов» – муж чинит полку и инструментов. Или запятая вылетела?
Что хорошего: очень достоверное и логичное развитие событий, хоть они и ужасны. Но в жизни бы наверняка было так же.
Ника
Очень грустный рассказ. Грустно оттого, что замысел хороший, но зло и добро опереточные. Три мужика, которым лишь бы бухать и трахаться, не впускают в убежище взрослого и двух детишек. Один ещё и девушку ударил по лицу. Вот же гадские гады! А им противостоит благородный андроид в женском обманчивом обличье. Расправляется с ними сурово и без жалости, которой они не стоят.
В общем, очень предсказуемо, драма натужная, подогнана под ответ. А если бы они девушек по лицу не били, на последние деньги построили бункер, пустили бы туда трёх путников – тогда можно им бухать и трахать андроидов? А если бы они в бункер напустили 60 настоящих девушек на условиях оплаты натурой – тогда к ним были бы вопросы? А в бункеры, где семейные люди с детишками жили, но никого снаружи пускать не хотели, андроид тоже стучался?
И тому подобные вопросы появляются. Потому что неоднозначных персонажей вывернуть можно поинтереснее, чем здешних односторонних.
Что хорошего: ну так-то андроид, защищающий людей, это всегда хорошо. Может быть, получится спасти человечество.
Кимберлитовая кикимора
Подземный корабль, на котором ищут самоцветы, попадает в скрытый мир. Договариваются с местными о взаимовыгодном обмене и даже ухитряются остаться в живых и с прибылью. Когда слово «казнь» означает бойкот, разве может быть печальный финал?
Всё происходит без напряга, этакая даже не юмористическая, а шутошная фантастика, и поначалу кажется, что это вообще у рассказчика такая манера изложения. Однако когда кикимор говорит «А эсли обманэш, пилядь буду и над зымлёй тыба найду ы показню» – становится ясно, что всё же шутит автор. По-моему, выбилось из общего настроения, хотя фраза очень смешная.
Разные мелочи, вроде мёда по двадцать пять рублей за кило, Конфессиально-Гносеологической Безопасности и прочих примет тамошнего времени, создают атмосферу.
Излишним показался мат, который не часто, но попадается.
Что хорошего: любовь, конечно. Незамысловатая любовная история, которая придаёт величественности всему произошедшему.
Субимаго
Сюжет с поворотами и вывертами: люди переходят на новую ступень эволюции и покидают этот мир, в их числе – девушка ГГ, объявляющая, что тоже скоро переродится, а сам ГГ готовится к тому, чтобы остаться в этом мире; какое-то время идёт история выживальщика в постапокалиптическом мире; после чего новый поворот: те самые субимаго из названия. Почему про них никто не знал? А чтоб интереснее.
Мне с самого начала была сомнительна вся эта история с Переходом: тела людей пропадают, «сознание сохраняется, но доказательства этого слишком длинные, не буду их приводить». То есть фактические доказательства никто не видел? По ходу сюжета получается, что так! «Они уехали из города, но Хэнк не позволяет с ними общаться».
По мне так один только кот стоит того, чтобы остаться ради него в этом мире, а не отбыть фиг знает куда.
Объяснялки, особенно в финале, не на пользу.
Что хорошего: не все в том мире одичали, есть те, кто задаётся глобальными вопросами и хочет спасти человеческую цивилизацию.
Изгиб зеркала
Очень основательно написано, и эта основательность затрудняет чтение. Текст нагружен подробностями либо технического плана, либо раскрывающими альтернативность мира. А в чистом виде сюжет интересный: разумеется, важный объект – зеркало не для телескопа, а для телепортации. Японские милитаристы пытаются помешать советской науке, но в стране героев справятся с любыми врагами. В финале ГГ ждёт двухнедельный отпуск и любовь красивой женщины.
Правда, были вопросики к этому альтернативному миру и особенно к финалу. Например: Сталин тоже альтернативный или такой же людоед с культом личности, как в реальном прошлом (судя по пуску ГЭС к его 80-летию, вопрос не праздный)? Много ли работ с радиоактивными материалами в том мире, раз так спокойно используют и перевозят песочек? Ну и наконец: что это за семья и самопожертвенный муж на коляске? Знает, что жене нравится другой, ладно, бывает; не хочет, чтобы она сгубила свою молодость на инвалида, уже сомнительнее, но тоже вероятно, да и в конце концов это она его отправила в лабораторию; но сам «сватает» её новому кавалеру? Или что-то с моими представлениями о такте и об отношениях между людьми, или мир сильно альтернативный.
Что хорошего: люди! Готовые к труду на благо страны и мира, и к подвигу во имя науки. Как ни наивно это звучит.
Импи
Блин, начинать рассказ со сцены убийства крысы только для того, чтобы описать выражение глаз незнакомой девушки... Это свежая садистская мысль, даже с учётом того, что перед нами ужастик. Сценами убийств и пыток можно передать очень многие оттенки мимики.
Финальное предложение выбивается. «Настоящей семьей» – что? Ладога вздохнула настоящей семьёй? Потому что только так можно связать с предыдущим предложением.
В целом же мутная страшилка, частично пытающаяся маскироваться под документалку. Странная семья, папа с его таблетками, мальчик с фантазиями – тигр у него ходит, мама с патологической ревностью, и родители пропадают, выбравшись на природу, а сын присоединяется к ним через двадцать лет. Бури, молнии, шёпоты и тьма, в общем, все атрибуты страшилок.
Что хорошего: к финалу идёт такой неадекват, что хорошо здесь то, что рассказ закончился. Впрочем, по размышлении можно добавить ещё из хорошего – реалистичность: семью, какая описана в начале, вполне можно представить в реальной жизни. Подобное тянется к подобному,
Бык на Европе
В начале рассказа женщину чуть не застают с любовником, он вынужден спасаться падением. В финале другую женщину чуть не застают с тем же любовником, но теперь его обнаруживают. Мужчины падают вместе.
Между этими событиями в Солнечную систему прилетели инопланетяне, которым не было до людей никакого дела, а какое у них было дело в Солнечной системе, никому не сообщили. Люди на Европе чуть не погибли, но их не собирались убивать, и они остались живы. Инопланетяне улетели. Всё опять как раньше.
Не знаю. Загадок в тексте много, разгадок ни одной. Например, осталось загадкой, почему Мигель думает об Эльзе «замужняя», если она уже вдова – Сантос погиб же. Же? Или не же? Ну и подробно, старательно, с гибелью многих и спасением одного, с отменённой гибелью ещё многих, расписанная загадка инопланетного визита – оставила в недоумении. Что в этом тексте хотели сказать?
Что хорошего: склонность ГГ решать проблемы по мере их поступления и не особо рефлексировать.
Пророк и его Ярун
Трагикомедия с постоянно растущим градусом серьёзности. Сначала кажется, что так иронично говорится о зарождении сект, потом – просто культов, но чем дальше, тем жёстче и социальнее становятся поднимаемые вопросы. И вот уже верующие решают убить бога, не понимая, с кем связались.
Постоянно преследовало ощущение, что я читаю это всё уже в сотый раз. Да, наверняка так оно всё и происходит, с некоторыми вариациями – где-то убивают не бога, а приносят человеческую жертву, где-то изживают друг друга, и так далее. Да, написано увлекательно, акценты на целях каждого персонажа расставлены верно, но как-то оно... как из «Справочника атеиста». Сейчас, чтобы привлечь внимание, нужны вещи типа «Жопы Хэнка». Не в лоб, с оттенком абсурда. Я так считаю (с).
Что хорошего: что бог настоящий.
Коллекция
Остросюжетная фантастика, сначала прикидывающаяся постапом, потом оборачивающаяся контактом. Мир интересный, и главное, все эти нео-радиации, трифуты, бам-бамы, стилеры и смагглеры не набрасываются разом и не выносят мозги: автор раскрывает значения слов естественно, без объяснялок, но и не тянет интригу. Задумки с кодовыми словами и прочими секретностями добавляют увлекательности.
Но что мы видим? Рассказ называется «Коллекция», а про коллекцию расскажут только ближе к финалу, и из чего она состоит – шиш покажут, только упомянут, что там «штукенции чуть ли не со всей Вселенной». Ну да, сразу всё ясно, это безусловно очень ценная коллекция! Да ещё радиация нужна для её сохранности и стерильности.
Что хорошего: гуманизм и верность персонажей. Есть люди, которые хотят помочь трифутам, ГГ собирается выручать Расула. Так сказать, «приятно, что мы в вас не ошиблись».
Дилер
Поэтичная короткая история про дождь, который может переносить из одного параллельного мира в другой. В одном чисто, стерильно, сыто и без эмоций, даже таблетки приходится принимать, чтобы хоть какие-то эмоции испытывать. А дилер из другого мира, где бедно, но чувства полной корзинкой, готов предложить жителям стерильного мира чего покрепче.
И вроде не особо ново – полно рассказов про людей, торгующих то эмоциями, то снами, то воспоминаниями, и у каждого из торговцев непременно душевная рана той или иной глубины. Но как написано! Задевает какую-то часть мозга, понимающую простые чувства.
Что хорошего: атмосфера и те самые эмоции. Как будто их отсыпали немного – попробовать, первая доза бесплатно.
У аппарата
Текст рассказа похож на текст бардовской песни: ясно, что он имеет свою внутреннюю логику и выражает понятные автору и ещё кому-нибудь чувства, но мне такое слушать и читать не под силу. Какой орёл, какой щит, какой дракон?
Прямая речь пошла только на третьей странице. По тексту много крепких, подробных абзацев. Очень тяжёлым языком излагается следующая история: ГГ – знаковидец, увидел важный знак и даже в связи с этим прервал отпуск. В результате спецоперации из-под земли достали спящую красавицу, умеющую повелевать силами природы и представителями разных её (природы) царств... Короче, в оконцовке он себе горло перерезал!
Это было очень, очень, очень трудно читать и понимать. Ни ГГ, ни второстепенные персонажи не вызывали ни капли интереса. Видимо, совершенно не моё.
Что хорошего: фабула. Вот про то же самое, да другими словами – мог бы получиться хороший рассказ.
Карты местности
Хорошее интригующее начало. Цепляющее продолжение:
«А через день снова взломал эту дверь.
Спустя несколько дней я стал лгать и следить, а потом убил человека. Но сперва я взломал дверь.»
По итогу загадка проясняется почти так же интересно, как интриговала. Почти. Всё же ожидались более неожиданные трюки с сознанием. Хотя при упоминании психиатрии сразу подумалось, что это терапевтические роботы – например, произведения арт-терапии. Но с овеществлением эмоций тоже получилось.
А вот финальное объяснение переводит рассказ в разряд научно-популярных. Наука – психиатрия. Может быть, чуть подсократить матчасть? По-моему, там некоторые вещи общеизвестные. И заключительная речь старика назидательна больше, чем это необходимо.
Что бросилось в глаза:
«слушал, переставая жевать чипсы» – прекращая жевать?
Что хорошего: очень здорово обставлена загадка этих роботов. Затягивает, заставляет следить за сюжетом, чтобы узнать, что дальше.