| Статья написана 9 октября 2023 г. 06:13 |
А.Студитский, «Ущелье Батырлар-джол» (оно же «Дорога богатырей»), 1948 год. Фантастика о борьбе с природой (как ни странно, ни шпионов, ни капиталистов тут не будет). А будет рассказ о жизни ученых-селекционеров (которые выводят очень каучуконосный кок-сагыз; кстати, интересно, используется ли кок-сагыз сейчас или весь каучук теперь — синтетический?), слегка гибридизированный с «Приключениями Карика и Вали» (в сущности, какая разница — люди уменьшились или остальные фауна с флорой увеличились?.. О научности и шансах, скажем, гигантской стрекозы на полет — не будем) и с «Затерянным миром» (очень труднодоступная долина). Ну и лирическая линия, как же без нее (хотя некоторым удавалось, но мы об этом тоже не будем сейчас) — даже любовный треугольник. И борьба «прагматики» с «романтикой» (научного поиска). Естественно, тема личностного роста — неправые — «романтики» убеждаются в своей неправоте и раскаиваются… Но, с другой стороны, именно «кустарная», «романтическая» экспедиция — самая успешная: она принесла хотя бы семена гигантских растений. Подготовленная принесла пыльцу, а совсем научная — нашла только затопленную долину и череп гигантской пищухи… И борьба с «оторванной от живой практики наукой» (см. «Крокодил» соответствующего периода). «Затхлая академическая ученость, прочно замкнувшаяся в своей ограниченности, словно теряла слух, когда раздавался голос опыта, практики.». И «дискуссия» с генетиками («Жизненные условия, вот что создает природу организмов. А ваш аппарат наследственности здесь решительно не при чем… По той простой причине, что его в природе нет.») — поскольку книгу пишет автор, то противники генетики оказываются правы — все дело в крупных клетках и особых условиях… Хотя неприятие генетики неприятием генетики, а новый сорт выводят, расшатывая его (точнее, прародителя) наследственность — путем скрещивания с гигантским кок-сагызом. Только вот я не очень поняла: почему, если гигантизм растений вызван особыми природными условиями (выращенные из гигантских семян в обычных условиях кок-сагызы ничем не отличались от обычных природных), то чем могла помочь пыльца гигантских растений?.. Итак, где-то в отрогах Тань-Шаня есть затерянная труднодоступная долина, где из-за особых свойств воды (по-видимому; вода там точно непростая) растут и живут гигантские растения и животные. Среди этих растений — и искомый кок-сагыз (тоже гигантских размеров). Кстати о гигантах — интересно, почему у гидры (размером в мизинец) клетки видны невооруженным глазом, а у растений — нет?.. И вообще, почему гигантские клетки, а не гигантское количество клеток? Что об этом думает современная (хоть бы и автору) биология? Любопытна, кстати, судьба этой долины — ее затапливает, то ли в результате действия природных сил, то ли в результате человеческих действий (хотели открыть воде другой сток) — и ничего не остается от «мира гигантов». Остается — в каком-то смысле — только гигантский (по сравнению с обычным природным) и каучуконосный (по сравнению с ним же) кок-сагыз, выведенный скрещиванием окультуренного кок-сагыза с гигантским и, видимо, последующим «воспитанием». С одной стороны, это довольно необычно — чаще всего дары природы оказываются бесполезными для одного человека (т. е. с них не разбогатеешь, к примеру), но очень полезными для государства (где это мне попадалось про пирит, кажется…)… Впрочем, с другой стороны, тут государственная цель — хороший каучуконосный кок-сагыз — тоже достигнута. Полезное из долины вынесли. А какая польза государству от гигантских камнеломок (растение такое) и лягушек?.. Но долину жаль. Только вот я тупайя и не могу понять (основательно забыв школьную биологию), чем это — «Растение накапливает каучук в результате присущих ему наследственных свойств при соответствующих внешних условиях. Мы изменяем эти наследственные свойства в желательном для нас направлении. А внешние условия подбираем такие, чтобы накопление каучука шло наиболее интенсивно.», «Из тысяч выращенных в наилучших условиях растений отбирали самые крупные, самые мощные экземпляры. Потомство избранников снова подвергалось самому придирчивому просмотру. И снова шел отбор самых лучших по содержанию каучука, по размерам корня и по величине семян, растений.», « — а) ненаучно, б) связано с борьбой против генетики (насколько я помню, до генетической инженерии тогда было далеко, а селекция примерно так и выглядит)?..
|
| | |
| Статья написана 2 октября 2023 г. 04:58 |
А.Ренников, "Разденься, человек!" Фантастика начала 20 века. Точнее говоря, как ни странно, 1917 год. По книге не скажешь. Разве что по подзаголовку — "Социалистический роман". А так — гибрид сатиры с утопией (кстати, интересно, бывает ли сатира без хотя бы фоновой утопии — на фоне происходящего в сатире даже нормальная жизнь кажется утопически прекрасной; кроме того, надо же с чем-то сравнивать...), с почти всемогущими, но наивными инопланетянами (одним инопланетянином, точнее), попытками его использовать и все такое (впрочем, не в хотя бы условно высоких целях типа "мирового господства" — просто чтобы заработать денег). Любовь, бесчестные соперники, все такое. И по моде "старой фантастики" — все оказывается бредом. Хотя интересно — качества окружающих, открывшиеся в романе, — тоже бред?.. Чем-то напоминает "Ур, сын Шама" Войскунского и Лукодьянова. С поправкой на время и место написания и описания...
|
| | |
| Статья написана 22 сентября 2023 г. 05:48 |
Попробовать вернуться, что ли... Со сканированием у меня не складывается (обработка сканов под Линуксом — не по моим нервам), но читать-то я читаю!.. Давайте я буду вам рассказывать о том, что читаю. Благодаря любезности автора, М.Савеличева, я получила его книгу "Театр братьев Стругацких". "Сборник "Театр братьев Стругацких" является данью уважения творчеству писателей Аркадия и Бориса Стругацких и включает произведения, действие которых происходит в литературной вселенной знаменитых фантастов. В сборник вошли продолжения повестей "Беспокойство", "Волны гасят ветер" и "Пикник на обочине", а также произведения, где действуют сами братья Стругацкие в обличии своих литературных альтер-эго", — гласит аннотация. В принципе, М.Савеличева я раньше знала как автора одного из немногих приличных фанфиков (я человек простой...) по Стругацким — "Возлюби дальнего" (с которым я познакомилась еще в издании серии "Звёздный лабиринт. Библиотека фантастики «Сталкера»"). В дальнейшем как-то пути наши особо не пересекались, хотя после вручения в прошлом году ему "Большого Зиланта" "за творческое развитие культурного кода советской фантастики" я стала подумывать о том, что надо бы ознакомиться... Как видите, подумываю до сих пор (что-то перестала я стремиться узнавать новое...). Ну а мимо этого сборника пройти я не могла. Все ж таки один удачный фанфик давал надежду, что и другие окажутся приличными. Скажу сразу — и она, надежда, оправдалась. В целом о сборнике можно сказать, что автор хорошо знаком с творчеством Стругацких (включая "Комментарии к пройденному", интервью и не только их), а также с биографией Стругацких (явно читал книги Скаландиса и других, а также, возможно, переписку Стругацких) — и с немалой долей фантазии использует полученные знания, сплетая ткань повествования. Теперь по порядку.
"Возлюби дальнего" — тот самый вышеупомянутый редкий приличный фанфик по Стругацким, продолжение "Беспокойства". Под "приличным" я понимаю такой, который не пытается "сорвать покровы", "разоблачить" или "деконструировать", а вместо этого пытается передать атмосферу исходника; хорошо бы стилизовать под исходник; в идеале — вложить туда новые мысли, которых не постыдились бы Стругацкие... (Вы только что прочитали список моих претензий/пожеланий к ролевым играм — и не только по Стругацким). (Я понимаю, что многие со мной не согласятся.) Аккуратно вплетает упоминания истории Атоса (позже превратившуюся в историю Кандида и в таком виде широко известную). Отдельное спасибо за "Это был не бунт. Это была самооборона. Мы с Полем покусились на свободу воли киберуборщиков. Теперь этого не выдерживают даже машины.". Правда, я не согласна с посылом "что будет, если замечательные герои цикла все-таки столкнутся с нечто, что на данный момент не объяснимо Его Величеством Наукой". Точнее, с тем, что это значимая для Мира Полудня проблема. То есть "рациональность и научность Мира Полудня" от этого не покачнутся — наука не сегодня, так завтра сможет объяснить это необъяснимое (но появится другое необъяснимое, которое объяснят послезавтра, и т.д.). Опять же, не вижу проблемы и в том, что несколько сотен (на самом деле меньше) землян теперь способны выжить после смертельных травм (но только один раз). В сущности, вся история медицины из этого и состоит — как люди стали выживать после (ранее) смертельных травм и болезней. Или проблема не в выживании, а в том, что это лишь немногие?.. Ну и с "литиевым зарядом" я не согласна... Не верю я, что в том мире могли так поступить. (И тем не менее — по моим меркам это очень приличный фанфик, повторю.) Далее. "Грех первородных". Развитие темы "люденов" с использованием мотивов "Жука в муравейнике" (группа "Йормала") и "Волны гасят ветер" (собственно людены). Психологическая драма идей — один из участников группы "Йормала" (собирающейся погрузиться на специально оборудованном звездолете в черную дыру, напоминаю) разочаровывается в этой идее и пытается убедить свою жену. По форме стилизовано довольно точно (документы и записи, все такое), по сюжету — это скорее заполнение лакуны (ибо о группе "Йормала" мы почти ничего не знаем, кроме того, что там были Абалкины; кстати, интересно, а что с их настоящим посмертным ребенком сделалось?) Далее. "Бродячая группа Гран-Гиньоль". Продолжение "Пикника на обочине" (без примеси S.T.A.L.K.E.R.а, что уже радует). Как Зона перестала быть Зоной, а стала тем, чем была до Посещения. И весь хабар/артефакты — тоже. Шухарту повезло (наверное; рада за него), а вот Барбриджам, скажем, — не очень... Забавно смотрятся отсылки к другим произведениям Стругацких (как ни странно, они тут есть, и даже вполне уместны). И сюжетообразующая идея оригинальная (во всяком случае, такого мне не встречалось). Пожалуй, это будет еще одно добавление к моей коллекции "приличных фанфиков" ("Грех первородных" я не очень поняла, надо бы перечитать...). Часть следующая. "Произведения, где действуют сами братья Стругацкие в обличии своих литературных альтер-эго". Стругацкие переименованы в Рубацких (и слегка изменены названия произведений — "В стране багровых туч", например, но это как бы не единственный пример, так что я озадачена), и я все думаю — а стоило ли?.. Хотя, конечно, автору все равно виднее. "Две путевки в Гагры". История одной поездки (точнее говоря, пути) в Дом творчества в Гаграх, щедро сдобренная фантасмагорией (и отсылками к другим произведениям Стругацких, благодаря чему создается впечатление, что многое, описанное у Стругацких как фантасмагория, на самом деле — суровая реальность) и экскурсами в историю СССР и в биографию Стругацких. Ну, не знаю. Насчет алкоголя и женщин — может быть, можно было и поменьше (впрочем, та же реплика относится к работам о биографии Стругацких). Хотя, конечно, опять же, автору оно виднее. И не менее конечно — не в этом суть истории. А вот в чем?.. "Этот фантастический мир: Пилотная серия, 90 мин.". Продолжение "Двух путевок в Гагры". Стилизованное под сценарий. Герои нам уже представлены, и теперь речь идет о прибытии и устройстве в Дом творчества. Это, так сказать, рамка произведения. Внутри ее — опять же, отсылки к различным произведениям Стругацких, от "Сказки о Тройке" до "Повести о дружбе и недружбе" Хотя на самом деле, пожалуй, в стиле "Улитки на склоне" (отсылки к которой тут тоже есть). Но это тоже рамка. Основная часть — история Саула Репнина "первой версии" (беглеца из Гулага), попавшего в 1960-е годы (или в 22 век?).. . Или написания "Попытки к бегству"?.. Или... Впрочем, это все сюжет. И фантасмагории находят там свое место — без объяснений, как и решили где-то в описываемое время Стругацкие. Любопытно, кстати, что в начале — еще до "исторического решения про объяснения" — попытка научного объяснения дается. Может быть, стоит рассматривать "Две путевки в Гагры" и "Этот фантастический мир" как дилогию?.. И сюжет у них общий? И мысль — тоже, учитывая, что Алевтина — библиотекарша, ответственная за книги, в т.ч. и не написанные пока, а также мотив "Улитки на склоне" (про главенство женщин в Управлении), получается что-то типа "кто владеет книгами — тот владеет и будущим"?.. Впрочем, это только одна из возможных трактовок.
В общем, сборник получился весьма примечательный. Но с одним недостатком — его не найти в магазине. По вопросам добычи — пишите автору ( https://vk.com/id52540949 )...
|
| | |
| Статья написана 15 марта 2020 г. 19:41 |
Сегодня с нами издание польское.
Это обложка.
Авантитул.
Контртитул.
Титул.
Оборот титульного листа.
Страница 5.
Страницы 6-7.
Страница 136.
Итак, с нами: Strugacki A. Miliard lat przed koncem swiata: Rekopis odnaleziony w zagadkowych okolicznosciach / Strugacki A., Strugacki B.; Prel. I. Lewandowska; Projekt graficzny serii: Zombie Sputnik Corporation; Il. na okladce: M.Boehme. — Warszawa: Proszynski i S-ka, 1999. — 136 s. — (Nowa Fantastyka). — ISBN 83-7180-511-X. — Пол. яз. — Загл. ориг.: За миллиард лет до конца света.
|
| | |
| Статья написана 17 февраля 2020 г. 08:37 |
Сегодня с нами издание экзотическое. Я уж рассказывала про серию "Отцы-основатели", про то, что в ее рамках было опубликовано собрание сочинений Стругацких — только вот неполное, даже в "Мирах братьев Стругацких" было больше, а были ведь и микротиражные тома с исследованием писем... Ну так вот, серия ("Отцы-основатели") была и есть популярна, но, увы, закрыта. Народ с горя переплетает уже имеющиеся тома "под ОО" или делает макеты и печатает несколько экземпляров — в вожделенной обложке (рассматриваемое сегодня издание относится именно ко второму типу). Я вам уже показывала пару томиков этого типа, хотя на самом деле начать надо было, наверное, все же с сегодняшнего. Как с первого по внутренней хронологии.
Это обложка.
Авантитул.
Контртитул.
Титульный лист.
Оборот титульного листа.
Страница 5.
Страница 7.
Страницы 8-9.
Страницы 10-11.
Страницы 12-13.
Страницы 118-119.
Страницы 148-149.
Страница 221.
Страницы 222-223.
Страницы 224-225.
Страницы 226-227.
Страницы 228-229.
Страницы 230-231.
Страницы 232-233.
Страницы 234-235.
Страницы 236-237.
Страницы 238-239.
Страницы 308-309.
Страницы 396-397.
Страницы 468-469.
Страницы 470-471.
Страницы 474-475.
Страницы 522-523.
Страницы 524-525.
Страница 543.
Страница 545.
Страницы 546-547.
Страницы 552-553.
Страницы 668-669.
Страницы 670-671.
Страницы 698-699.
Страницы 718-719.
Страницы 720-721.
Страницы 732-733.
Страницы 744-745.
Страницы 746-747.
Страницы 748-749.
Страницы 750-751.
Страницы 752-753.
Страницы 754-755.
Страницы 756-757.
Страницы 790-791.
Страницы 792-793.
Страницы 894-895.
Страницы 900-901.
Страницы 902-903.
Страницы 962-963.
Страницы 968-969.
Страницы 970-971.
Содержание.
Выходные данные.
Итак, с нами: Стругацкий А. Неизвестные Стругацкие: Черновики, рукописи, варианты: От "Страны багровых туч" до "Трудно быть богом"; От "Понедельника" до "Обитаемого острова": Документальное произведение / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Сост. С.Бондаренко; Прим. В.Дьяконова, В.Курильского, С.Бондаренко; Руководитель проекта Бабак Е./ВВК; В оформлении переплета использована илл. T.White; Оформление тома SAM. — Киев [Воронеж?]: Глобус, 2010. — 984 с. — (Отцы Основатели — продолжатели). — 10 экз. — Подп. в печ. 05.11.10. — Заказ 23. Содержание: От "Страны багровых туч" до "Трудно быть богом". С.5-541. От "Понедельника" до "Обитаемого острова". С.543-982.
|
Тэги: Книги, Литературоведение, Неизвестные Стругацкие, Страна багровых туч, Извне, Путь на Амальтею, Полдень XXII век (Возвращение), Стажеры, Рассказы, Попытка к бегству, Далекая Радуга, Трудно быть богом, Понедельник начинается в субботу, Хищные вещи века, Ул |
|