Жанр: Драма, Трагикомедия, Фантасмагория Режиссёр/Автор сценария: Чарли Кауфман Продюсеры: Энтони Брегман, Спайк Джоунз, Чарли Кауфман, Сидни Киммел В главных ролях: Филип Сеймур Хоффман, Кэтрин Кинер, Саманта Мортон, Мишель Уильямс... Длительность: 124 минуты Бюджет: $20 млн. Страна: США Год: 2008
[Во время репетиции спектакля]: -Кейдан, когда ты пустишь зрителей?! Мы тут уже 17 лет…
Двери лифта открылись и я увидел какое-то странное межэтажное помещение с низкими потолками. Я согнулся в три погибели и полез за порог. Тут было совершенно неуютно и некомфортно, а присутствующие очень странно на меня поглядывали, как на пришельца. Я зашел в первый попавшийся свободный кабинет, сел на стул и положил ноги на стол. Не знаю почему, но мне захотелось отодвинуть шкаф от стены и посмотреть, что за ним находится. Какая-то странная низкая дверь, очень странно. Более странно было бы открыть её и полезть на четвереньках по темному туннелю на свет, что я и сделал. Наверное, все взрослые дяденьки где-то очень-очень глубоко в душе хотят почувствовать себя кэрроловской Алисой… или просто заработать приключений на одно место.
Оказалось, что этот туннель вел в голову одного из самых абсурдных сценаристов современного Голливуда и несколько лет назад дебютировавшего как режиссер, человека по имени Чарли Кауфман. Этот 50-летний «вундеркинд» дебютировал в большом кино как сценарист фильма «Быть Джоном Малковичем», который снискал определенную популярность и внимание престижных фестивалей. Этой меланхоличной абсурдной дебютной лентой про избитое человеческое желание стать кем-то другим, он сразу же громко заявил о себе как о сценаристе. Потом следовали две менее яркие работы, о которых говорят реже и которые я еще не отважился посмотреть, но «Признания опасного человека» человека все же стоит кратко упомянуть по причине того, что этот фильм стал режиссерским дебютом Джорджа Клуни. Ну вот, я кратко его упомянул, можно продолжать дальше. А что было дальше? Дальше наступил творческий кризис и неспособность адаптировать порученный роман для киноэкрана. Два сценария отвергли и все силы были на исходе, когда в голову пришла гениальная идея – а почему бы не написать сценарий о том, как я, пребывая в творческом кризисе, пытался написать сценарий для адаптации порученного мне романа и пришел к выводу, что лучше всего будет написать сценарий о том, как я пытался написать сценарий для экранизации, пребывая в творческом кризисе, пытаясь…Что-то я начал заговариваться. Режиссеру последний вариант сценария пришелся по вкусу. Так Кауфман чуть не сделал своего вымышленного брата-близнеца со-обладателем приза за лучший сценарий от Британской академии, посвятив фильм его светлой памяти и указав его имя в титрах. Сотрудничество со Спайком Джонзом и в этот раз оказалось очень удачным. «Адаптация» получилась своеобразной драмой не лишенной нестандартного юмора и иронии. Да и Николас Кейдж тут как тут.
Следующий фильм, «Вечное сияние чистого разума», наверное, самое известное творение при участии Кауфмана. Тут и Джим Кэрри проявил себя вновь как отличный драматический актер и сам Кауфман не старался перегрузить зрителей потоком запутанного абсурда (его тут строго отмеренные порции), и режиссер Мишель Гондри, приложивший руку к созданию сценария, получил от этого творческого ансамбля все что нужно для хорошей драмы о любви и отношениях.
К чему такое длинное введение? К чему… У меня на столе лежала какая-то записка в которой говорилось, чтобы я поискал в своем комоде у постели наушник. Я отодвинулся от компьютера, встал со стула, нашарил в комоде наушник и вставил его в ухо. Наушник тут же отозвался незнакомым голосом: «Будешь повторять за мной и делать, что я попрошу. Напиши следующее – «Я вел к режиссерскому дебюту Кауфмана, т.к…»».
Кхм… да… Я вел к режиссерскому дебюту Кауфмана, т.к. его фильм «Синекдоха, Нью-Йорк» стал квинтэссенцией его прежних работ. Заострял внимание на сотрудничестве со Спайком Джонзом я тоже совершенно не случайно. В первую очередь, кауфманская «Синекдоха, Нью-Йорк» содержит его прошлые достижения на почве сценариста фильмов «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация», снятых вместе со Спайком Джонзом. Отсюда же и проистекает его стиль как режиссера — меланхоличный, депрессивный, порой не лишенный какого-то странного юмора, улыбнувшись от которого, хочется дальше еще сильнее заплакать, угнетаясь бренностью собственного существования. Да, на первый взгляд, демонстрируемый в этом фильме режиссерский стиль, кажется эволюционировавшим стилем Спайка Джонза. Только вот сам Кауфман демонстрирует и более сильные, и уже отточенные сценарные приемы, к которым теперь совершенно невозможно придраться, а его режиссерский стиль является как раз идеальным логичным продолжением его стиля сценарного. Но в конечном итоге трудно сейчас выяснить, что определило в большей степени стиль ранних фильмов Кауфмана с Джонзом в качестве режиссера – то ли сам Кауфман, присутствовавший на съемках, то ли все-таки Джонз. И как следствие, узнать – есть ли в фильме «Синекдоха, Нью-Йорк» следы влияния Джонза или это именно кристально чистый сферический Кауфман со своими идеями в вакууме. Как бы там ни было в конечном итоге, на восприятие фильма сей факт не влияет. Все эти параллели нужны лишь для аналогии и сравнения из которых я для себя уже сделал вывод – тандем Кауфмана-режиссера и Кауфмана-сценариста с отточенным мастерством мне наиболее приятен и интересен. Но зарекаться не стоит…
В оригинале фильм называется «Synecdoche, New York». Эту «невероятную оплошность» создателей фильма решили искоренить на корню наши прокатчики, обозвав фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Не знаю, каких целей они преследовали, так поступая, но греческому слову «синекдоха» нужно уделить немного внимания:
цитата
Синекдоха [греч. synekdochē — соотнесение] — название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот, например "очаг" в значении "дом".
Что напрямую связано с сюжетом и смыслом фильма. К слову будет сказано, что допустим запись «Нью-Йорк, Нью-Йорк», характерная для англоязычных стран, подразумевает под собой город Нью-Йорк в штате Нью-Йорк. Т.е. запись «Синекдоха, Нью-Йорк» подразумевает под собой так же замененный настоящий Нью-Йорк искусственным, который должен в точности, до малейших деталей, был повторять Нью-Йорк настоящий, в самом городе Нью-Йорк. Для тех, кто не смотрел данный фильм, не совсем ясно, про что я говорю. Но я уже движусь в сторону раскрытия фабулы кинопроизведения.
В славном городе Нью-Йорк жил театральный режиссер средних лет. У него была семья, работа, жалкое существование. Он работал над постановкой спектакля по какому-то старому, но известному произведению, с нетерпением ждал премьеры, после которой хотел съездить с семьей в Германию. Жена у этого режиссера была художником, рисующим миниатюрные картины маслом, но без какого-то особого успеха, что её в душе видимо угнетало. Однажды утром, умываясь, нашего режиссера прямым попаданием в голову ударяет оторвавшийся под напором воды кран. Это выглядит комичным моментом из второсортной американской комедии, до тех пор, пока не начинает течь кровь из разбитой головы. С сего места дан старт разрушению и стремлению к смерти. Герой обращается к доктору, который не может сказать, что с ним случилось, не потому не может нарушить покой пациента, а потому что не знает, что с пациентом случилось и просит пациента обратиться к другому врачу, другой специализации. Таким образом наш герой идет от офтальмолога к невропатологу и далее, до того момента, как все-таки находится врач, сообщающий Кейдану о том, что у того практически перестала выделяться слюна, не выделяются слезы и о куче других проблем. А жена попутно тащит его на сеанс к семейному психологу и рассказывает свой сон, в котором Кейдан умер, а она начала новую жизнь. А пока все это происходит, близится премьера спектакля. Жена Кейдана так и не попадает на премьеру, очень важную для него, потому что занята работой в ночь премьеры, но смотрит постановку позднее, с его родителями вместе. Адель разочарована постановкой мужа, этот спектакль не содержит послания режиссера, он совсем не настоящий, он – всего лишь иллюстрация книги, по которой он поставлен. От Кейдана тут почти ничего нет, это не его творение. Постановка не раскрывает таланта режиссера, если он у него конечно есть. Подозрение, что у мужа напрочь отсутствует талант, скорее всего и является последней каплей в терпении Адель, которая им тяготится. Она решает отправиться в Германию без него.
Голос из телевизора: «У меня есть тайна, сокрытая от глаз, растущая как незримый вирус раздумий...»
Кейдан получает престижную награду за свою постановку и деньги, для создания новой. Он решается создать что-то поистине настоящее, что-то действительно свое, в чем полностью он сам. Местом для постановки он выбирает большой заброшенный ангар в центре города и начинает обсуждение с труппой. Он высказывает мысли о стремлении к смерти. Об этом он и хочет поставить свой спектакль. А пока мысль развивается, строятся декорации, воссоздающие в подробностях некоторые части Нью-Йорка, в которых происходит действие. Мысль развивается, мысль стремится… Усложняющиеся декорации, напоминающие саму жизнь и актеры, играющие прохожих и актеры, играющие актеров, самого Кейдана, его подручных. Возникают некоторые аналогии с «Адаптацией», но только в этом фильме все гораздо трагичней и абсурдней. Депрессия тихо поглощает при просмотре. Абсурдность и аллегория фильма «Синекдоха, Нью-Йорк» открыто выливается наружу в эпизоде покупки горящего дома одной из героинь. Риэлтор при этом аккуратно замечает: «Выбор собственной смерти – непростое решение». А к моменту активной работы над созданием монументального спектакля, которое прославит имя Кейдана, абсурдность и аллегория запускают свои скользкие щупальца так глубоко в повествование, что вся жизнь главного героя начинает выглядеть трагикомичным спектаклем.
Перед нами вращающаяся сцена и занавес. Кейдан одинок и скучает по дочери. Занавес. Сцена поворачивается. Кейдан уже немного постаревший разговаривает со знакомой и выясняется, что он не осознает течение времени, он вне его – для него прошла неделя, а знакомая уверяет, что прошло четыре года. Но разве такие мелочи могут привести творца в замешательство. Поворот сцены, скрип колёс и шестеренок. Кейдан в Германии, хочет увидеть свою четырехлетнюю дочь, которой в реальной жизни уже лет десять… Поворот сцены. Кейдан снова дома и работает над постановкой, продолжает жить своей жизнью, стремясь к смерти.
Сейчас голос в наушнике мне говорит: «Про меланхолию, скажи про меланхолию». Да, я же не зря вначале упомянул про меланхолию, пронизывающую кинопроизведение. Она же является составляющей жизни нашего Творца и составляющей его творения, которое, по правде сказать, уже неотделимо от его жизни. Подробное толкование этого слова проливает свет на некоторые сопутствующие мелочи повествования и на дух самого фильма.
цитата «Словарь Брокгауза и Ефрона»
Сущность психических изменений при меланхолии заключается в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями. Вместе с тем в сознании преобладают представления, соответствующие грустному расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены исключительно на неприятные вещи и события, он все видит в мрачном цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему тягостной, стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства. Во многих других случаях на почве этого угнетаемого состояния духа возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства. <…> больные подвергаются приступам сильнейшей тоски со страхом и двигательным возбуждением, и под влиянием этих приступов иногда впадают в неистовство (raptus melancholicus). Независимо от того меланхолия вообще сопровождается понижением общего питания, как вследствие недостаточного аппетита и отказа от пищи, так и вследствие болезненного изменения процессов усвоения, обмена веществ и кровообращения.
Всё в этом кинопроизведении, как и постепенно умирающий Кейдан, и его постановка – всё стремится к смерти и всё пронизано болезненной меланхолией и страданием. Если фильм раскрывает страдание Творца, то режиссерский стиль лишь усиливает эффект, производимый на зрителя этим страданием… Грустью, тоской, депрессией, обреченностью, страстью к творимому – всё сопутствует.
[P HOTOSMALL8]
В фильме присутствует еще одна, так скажем, мысль, которая не выражена никак вербально, но на неё даются визуальные намеки, а упомянутый абсурд и аллегория сюжета лишь подчеркивают эту мысль особыми чернилами для тех, кто её смог заметить. О чем я говорю? Все просто! Это как «13-й этаж». Яйцо в яйце. Кейдан изначально живет в ненастоящем Нью-Йорке, он изначально – действующее лицо какой-то сложной постановки, которой он почти не управляет и чтобы у него была возможность ею управлять, он строит свой Нью-Йорк, в ангаре, который становится почти полностью настоящим. Люди живут и умирают тут, как в жизни. Намеки на искусственность происходящего идут с самого начала повествования: в телевизоре, в адресе присылаемых писем, в заглавии газет… в пролетающем по ночному небу дирижабле. В письмах должно быть написано слово «Нью-Йорк» на месте названия города, но там стоит слово, созвучное слову «Синекдоха». Так же созвучно называется и газета, которую Кейдан читает с утра. По телевизору показывают мультфильмы и рекламные ролики с Кейданом в ролях, в интернете он рекламирует книгу для себя самого, сидящего за компьютером и решившего эту книгу прочитать. Он все это замечает и никак не реагирует. Быть может многое из этого – бред страдающего меланхолией человека, а может – его тайна, которая зреет незримым вирусом раздумий и вырастает в идею создания своего собственного, искусственного Нью-Йорка, где он Творец и никому не подвластен. Что может быть более настоящим, чем искусственный город внутри искусственного города?
Кауфман в этом фильме достиг своего совершенства, создав произведение, которое имеет множество трактовок и которое выворачивает чувства наизнанку. Это не фильм, это невероятно сложная конструкция внутри нашего мира, внутри 35мм-пленки, подобная искусственному Нью-Йорку, который выстроил герой фильма.
Я должен был готовиться к экзамену, читать лекции, но решил дописать то, что уже начал — свои краткие (и не очень) отзывы на металлические релизы этого года. Эти отзывы проясняют причину попадания данных альбомов в понравившиеся мне релизы этого года. Может критерии порой несколько надуманны, но я не мастер оценивания и уж тем более не мастер отзыва, так что строго не судите А вообще, я думаю, что может этим и ограничиться, ежели никому не интересно это будет читать и обсуждать. Т.е. отзывы на альбомы из списков с роком и прочими жанрами не делать... Впрочем, если достаточно желающих будет, то отказать я не смогу
Alcest — Écailles de lune На данный момент я послушал этот альбом всего лишь пару раз, наверное, но меня он зацепил. Прогрессив блэцк альбом, который не разваливается на составные части и является довольно грамотным. Да, тут не обошлось без самого, что ни на есть блэкушного скрима и жесткого гитарного звука, но почему-то от этого альбом не теряет в гармоничности и красоте, а наоборот выигрывает из-за контраста.
Barren Earth — Curse Of The Red River Ну релиза этой группы наверное ждали все поклонники раннего Amorphis, особенно после мини-релиза Our Twilight (2009). Басист и клавишник раннего состава Amorphis при участии музыкантов из не менее известных групп (Kreator, Moonsorrow) записали хороший тяжелый альбом, практически в духе моего любимого аморфного Tales From The Thousand Lakes (1994). По крайней мере, атмосфера стремится к тому. Вот только какого черта нужно было так долго ждать? Риторический вопрос…
Borknagar – Universal Предыдущий, акустическо-симфонический альбом норвежцев я почитаю за шедевр и вершину их творчества (пусть только кто-нибудь из блецкеров тут о пафосности заикнется – её тут нет). Universal продолжает идти почти тем же путем, но с пониженной долей акустическо-симфонических элементов и с вновь появившейся блэковой составляющей. Уже из этого можно сделать вывод, что альбом мне понравился, но меньше предыдущего, хоть и очень хорош собой.
Bridesmaid – Bridesmaid Мрачный и тягучий stoner doom (?), в который я въехал не с первого раза, но когда понял сей альбом, переслушивал уже с интересом.
Death Angel – Relentless Retribution Я совсем не ожидал, что трешеры Death Angel смогут меня как-то зацепить. Раньше видел несколько их клипов и желание скачать и послушать хоть один их альбом у меня они не вызвали. Решился же я на прослушку Relentless Retribution только ради спортивного интереса – больно много народу хвалило этот релиз, да и просто обсуждало. Въелся в мозг он с первого же прослушивания, с первой же песни, и так до сих пор на плеере занимает свое законное место и иногда переслушивается.
Enos — Chapter I В пору увлечения стоунером, наткнулся на этот альбом – интересная музыка, хорошо качает, но в голове откладывается почему-то плохо, хотя композиции при прослушивании и узнаются… Может стоило внимательней отнестись, но в итоге альбом мне все равно симпотичен.
Ice Dragon – The Burl, The Earth, The Aether Приятный медленный, тягучий стунер дум-альбом, в котором некоторые, при желании, смогут разглядеть какие-то психоделические нотки, но ищущим исключительно психодел сюда суваться определено не стоит.
In Vain – Mantra Новое концептуальное чудо от норвежских кудесников прогрессивного блэка. Их дебютный альбом The Letter Rain (2007) представлял из себя сильную, интересную и грамотно сделанную пластинку. Ребята сразу взяли ту вершину, после которой вверх двигаться уже просто нельзя – почвы под ногами нет, необходимо спуститься и забраться вновь, уже на соседнюю высоту, что они и постарались сделать. Этот новый концептуальный альбом посвящен Северной Америке и, в частности, индейцам. Да, он не смог перещеголять дебютник, но оказался тоже вполне сильным детищем, на котором в заключении даже присутствует акустическая песня в стиле кантри…
Kalmah — 12 Gauge Кажется, что эти финны уже записали свои лучшие альбомы и теперь просто-напросто держат марку, радуя поклонников. Собственно, ничего нового, относительно предыдущего альбома For The Revolution, он нам не сообщает, да и записан в похожем ключе, но поскольку предыдущий мне понравился, то и этот симпотичен, хотя он немного слабее. По-чаще бы они концерты только давали, да туры в поддержку свои альбомов.
Keef — Stoned To Doom Интересно, какого же жанра может быть этот альбом? При чем здесь такое название? А если серьезно, то группа Кайф (собственно, keef – это такая вот транскрипция латиницей арабского слова, которое у нас звучит как кайф) записала очень цепляющий стоунер-альбом, в котором каждая вторая (если не каждая первая за некоторым исключением) песня въедается в мозг и хочется заново и заново слушать… а может это у меня такие сугубо субъективные впечатления. В принципе, альбом довольно легок и может прийтись по вкусу и любителям рока… Хотя может это рок-релиз, а я вот его ошибочно пихнул в металл. Ему самое место рядом с Black Wizard, о которых речь пойдет уже ниже в роке (да-да!).
King Of Asgard — Fi'mbulvintr С альбомом этих викинг-металлюг у меня вышло вполне забавно – дай бог я послушал полностью всего лишь раз. Я сразу сбросил его себе на плеер и несколько раз крутил, но он все время у меня оказывался так удачно расположен в плей-листе, что я послушал несколько раз ровно половину альбома, а о второй представления имею смутные (исправлюсь). Но они мне понравились, нельзя было их не упомянуть.
Kollwitz — Like Iron I Rust Беспросветный мрак, обреченность, душевная пустота – примерно такие ассоциации может вызвать Like Iron I Rust. Да и название соответствующее. Слушать сей сладж-думовый альбом можно только под определенное настроение, что у меня и происходило. Либо нужно намеренно погружаться в его атмосферу. В иных случаях Kollwitz может ни разу не тронуть. Сам я в него вник тоже не сразу, но в определенные моменты удовольствие получал.
Kylesa — Spiral shadow Нравится Mastodon? Neurosis? Хочется чего-то в том же духе и при этом на столько же оригинального? Тогда Spiral shadow точно для вас! В двух слова не описать то, на сколько занимателен и интересен этот альбом, но и его легко не понять, как детище двух других американских групп. К слову о названии, только что прочитал на ЛастФМ: «Название группы происходит от буддистского термина kilesa mara, которым именуют помрачённое, измененное сознание, состояния аффекта». Точнее в двух словах и не скажешь. Грамотная помесь сладжа, хардкора и кажется чего-то еще прогрессивного, а при желании наверное можно и стоунер углядеть. Но к чему такие условности, когда перед нами столь необычный тяжелый релиз, в котором нашлось много места и женскому вокалу, перенимающему периодически планку первенства. Если бы я составлял топ по позициям, то этот альбом однозначно бы поборолся за звание лучшего тяжелого релиза года… У этих ребят оказывается на данный момент уже пять студийников, которые я послушаю после этого релиза в обязательном порядке.
My Uncle The Wolf – Flush Их я услышал одновременно с Enos и они мне показались примерно в том же стоунер-духе, хотя и чуть менее интересными, чем отрецензированные выше из-за каких-то странных ноток в их музыке… Альбом вроде и понравился, но чем – мне как-то сейчас трудно сказать, хотя послушал я его в ноябре-месяце первый раз, наверное, и впечатления должны были еще сохраниться, тем более что я переслушивал несколько раз его. Но присутствует в нем какая-то серость, которая после только прослушивания дает о себе знать – в голове от них мало остается.
Nightfall — Astron Black And The Thirty Tyrants Черт знает, почему я его включил в этот список, потому что послушал несколько месяцев назад, всего пару раз, хоть он и показался мне симпатичным, но мое внимание отвлекли более интересные релизы. На днях включал пару песен послушать – вроде нравится, вроде дарк метал на грани с хорошим блэцком, вроде греки… Вот наверное за последнее я и включил их в понравившееся не глядя.
Orphaned Land — The Never Ending Way Of Orwarrior По пальцам можно пересчитать в этом металлическом списке альбомы, которые я действительно ждал и этот еврейский израильский альбом один из таких. Если предыдущие альбомы были doom/death c фолковыми мотивами, то на явлении этого года ближневосточный фолк заполнил собой все, а от былых времен осталась только некоторая экстремальность, грамотно дополняющая их музыку, а еще добавилось много прогрессива. Я бы советовал этот релиз и тем, кто не страдает прослушиванием металла. Для хорошей музыки нет границ. Вот и парни доказывают это тем, что на их концертах арабы-мусульмане держат ладони раскрытой книжкой перед своим лицом.
Rotting Christ – Aealo Кто мог ожидать, что Rotting Christ после своей невероятно интересной и качающей экстремальной Теогонии 2007 года, наполненной изрядной долей готик блэка, решат удариться в экстремальный фолк с дарк-металлическими элементами. Как бы это устрашающе не звучало, а вкус у эти греков просто отменный я бы сказал. Да и композиторское мастерство им не изменяет, а по-моему даже и совершенствуется со временем. Они уже записали крутой gothic-альбом, крутой gothic/black (ну или dark) альбом, а теперь и экстримальный фолк-альбом. Ждем-с теперь от них еще чего-нибудь столь необычного. Забавно, что в моем списке этот альбом греков идет следом за альбомом Orphaned Land, т.к. их альбомы этого года — близкие соперники между собой. Оба гнут национальные мотивы в тяжелой музыке. Правда у израильтян есть прогрессив-составляющая, отсутствующая у греков, но я думаю, что у последних все впереди.
Shaolin Death Squad — Five Deadly Venoms Этот прогрессивно-шаолиньский отряд смерти был создан наверное исключительно для того, чтобы убивать своей музыкой и текстами мозг слушателей. И в тоже время это настолько интересно и необычно, что весь их прогрессив, сдобренный обильной порцией из элементов других металлических стилей, хочется переслушивать и вникать. Выражу конечно сугубо субъективное мнение, но дебютник мне понравился несколько больше. Чем? Да трудно, на самом деле, сказать. Это индивидуальные ощущения порванного кармического поля, в каждом случае по-разному. В первом случае более интеллигентно.
Sodom — In War And Pieces Еще одни трешеры от который я не ожидал, что они меня зацепят своим новым детищем. Но он чертовски мелодичен и легко слушается. Не шедевр и хитами не обременен, конечно, но на неоднократное переслушивание так и напрашивается.
Stone Oak Cosmonaut — Into The Multiverse Космический стоунер во всех смыслах этого слова. Господа голландцы соединили в этом альбоме музыкальные мотивы, которые создают картины открытого космоса и хороший, добротный стоунер. А все вместе это просто не может оставить равнодушным – начинает цеплять с первой же песни. Тематика песен, как можно было догадаться – соответствующая. Но отдельное спасибо хочется сказать им за песню Космонавт №6 (Валентина Терешкова), приятно.
Stonebride — Summon The Waves Тягучий стоунер, лишь периодически радующий более-менее быстрыми моментами, но от того не становящийся плохим. Хоть явных хитов на альбоме нет, но их стиль и звучание узнается, а песни приятно переслушивать – как-то медленно, но затягивает и уносит. Обложка соответствующая. Предыдущий их альбом мне все же несколько больше пришелся по вкусу.
Soulfly – Omen Вот чего не ждал, так этого того, что буду альбом Soulfly переслушивать не единожды! На предыдущем их релизе уже что-то такое наблюдалось, но еще в полной мере не ощущалось, разве только в отдельных песнях, да и факт приглашения вокалиста Morbid Angel был вполне говорящим… И тут выдать такой groove/thrash! Макс говорил, что его новый альбом будет слеероподобным и вообще очень мощным, дык кто же ему поверил после стольких лет обитания на поприще мазафакерства альтернативы. Может альбом и не совсем слеероподобен, как заявлял Макс, но он просто по-трешовому мощен и напорист, а вступлении песни Rise of the fallen вообще отсылает к Mastodon, по-моему. Где же такое видано ранее у Soulfly!? Нет, друзья, я под впечатлением от того, что Макс наконец-то перестал заниматься какой-то фигней после ухода из Sepultura и сделал что-то действительно замечательное. Хотя время начала реабилитации Макса правильней отсчитывать с его воссоединения с братом Игорем и выпуска совместного дебютного альбома The Cavalera Conspiracy.
The High Confessions — Turning Lead Into Gold With The High Confessions Пристрелите меня, если я знаю, зачем включил этот альбом в список понравившегося, ибо с него я помню исключительно монотонную и даже несколько однообразную песню Mistaken for cops. Но как же она въедается в мозг своей монотонностью, о боже! Слушаешь и слушаешь кругами, хотя явно на хит не потянет, но эта мрачная атмосфера плюс монотонность и повторяющаяся мелодия просто гипнотизируют. А остальные песни идут примерно в том же ключе, с той же атмосферой, хоть и не могут въесться в память. А если честно, то вполне симпатичный релиз от участников группы Minsk и Sonic Youth (!), но исключительно для тех, кто любит несколько мрачную и медленно изменяющуюся атмосферу. Вообще, можно было и в рок их запихнуть – к нему они несколько больше отношения имеют, хоть я и принял это за дум.
The Ocean – Heliocentric/Anthropocentric Посыпаю голову пеплом, ибо не сразу въехал в этот замечательный двойной альбом, а точнее не смог въехать в прогрессивный и сдобренный сладжем альбом Heliocentric из-за того, что он меня утомлял при полном прослушивании. Я был очень недоволен тем, что они почти отказались от более явного использования симфонических мотивов как на предыдущем альбоме 2007 года и оставили мизерную долю сладжа, когда можно было все сделать как раньеше – тут мы сыграем легко, тут тяжело, тут подключится оркестр, тут чуток электроники, в меру и т.п. Но после их Гелиоцентризма в голове остовался сумбур – зачем и почему они стали звучать как альтернативная рок-команда? Но это было ошибочным мнением. Позднее я забыл отследить и выход второй части – Anthropocentric, которая оказалась именно такой, как нужно, за исключением что симфонический оркестр как-то явно не обозначен на этом диптихе музыкально, хотя он есть, порой его слышно, но не так как хотелось бы. Впрочем, это мелочи. После выхода Антропоцентризма, эти два альбома стали так органично дополнять друг-друга, что я сразу же въехал в первый релиз. Как я не смог его сразу раскусить? Может стоило бы слушать исключительно вместе эти два альбома? Вторая часть наполнена до краев сладжем и разбавлена прогом, в противовес первой. Интересно, что первая часть заканчивается на тяжелой ноте, а вторая – на легкой, т.е. эти два альбома можно просто по кругу слушать с большим удовольствием. Я, нарушая творческий замысел музыкантов, у себя в плей-листе поставил вторую часть раньше по списку первой. Мне почему-то так слушать интересней оказалось. О концептуализме альбомов упоминать не буду, а то это уже совсем не краткий отзыв получится, а вполне развернутый, но упомяну лишь то, что три песни на второй части посвящены рассказу «Великий Инквизитор» из Братьев Карамазовых. Заинтриговал? Так послушайте! А потом и альбом 2007 года обязательно зацените, если еще не слышали, хоть он и не такой концептуальный.
The Sword — Warp Riders Третий по счету релиз техасцев, которые играют отличнейший стоунер и которых Metallica называет еще более крутыми, чем они сами в молодости. Но кто ж на слово верит Ларсу! Надо обязательно убедиться лично самому на сколько они круты. Второй их альбом, например, я отслушал десятка три раз и это только то, что учел ЛастФм. Тот альбом был идеальным и полным хитов под завязку – каждая песня оставалась в памяти и все время хотелось заново и заново переслушивать. Глупо было бы ожидать повторения успеха, но музыканты записали качественнейший альбом, уровнем не ниже предыдущего, хотя несколько более сложный для восприятия из-за усложнившихся композиций. Может как раз из-за последнего, явных хитов на нем почти нет, но его так же хочется слушать и слушать, получая удовольствие.
Therion — Sitra Ahra Честно говоря не знаю, за что его похвалить – вроде и группа известная и многим нравится, но я вот к большей части их творчества совершенно равнодушен и прохладен, поэтому в список понравившегося этот альбом попал исключительно за то, что мне напомнил их Готическую Каббалу, которая многим не нравится, а мне как раз таки симпатична. Да и слушал я этот альбом не много раз… По потускневшим впечатлениям сужу.
Vulture Industries — The Malefactor's Bloody Register Авангардный и прогрессивный блэк, который и блэком не назовешь, но который так же как и In Vain впечатлил своей дебютной пластинкой. The Malefactor's Bloody Register отказался несколько слабее первенца, но тоже достойным похвал альбомом, который хотя ды раз для ознакомления нужно послушать.
Winterhorde – Underwatermoon Прогрессивный блэк, который я с удовольствием переслушивал в течении нескольких недель. Но к сожалению, по прошествии времени, я не могу уже ничего конкретного по этому релизу вспомнить помимо того, что он мне понравился. Что-то притягательное в нем однозначно было.
Камни (EP) Совершенно случайно наткнулся на этот мини-релиз нашей команды с говорящим названием, но тем не менее все же поющей по-английски. Добротный стоунер дум, которого я от наших никак не ожидал, вылился в такой вот мини-релиз с потрясающим комичным вступлением об Оззи Осборне. Вот хотя бы из-за последнего этот релиз и стоит скачать – он в свободном доступе, к слову.
Обычно, я никогда не подвожу каких-либо итогов за год и почти не пишу про музыку, но в этом году мне захотелось составить список альбомов 2010 года, которые я прослушал, которые мне понравились, которые оставили равнодушным, которые не понравились вообще и сказать про каждый по паре слов. Пока что, на суд я представляю исключительно список, потому что написание этих самых "пары слов" для каждого альбома занимает достаточно много времени, приходится вспоминать свои впечатления, что-то переслушивать, менять свое мнение порой... На данный момент, я почти закончил написание кратких отзывов на лучшее из металлических новинок и они точно будут выложены на суд общественности. Остальное же может растянуться на оставшийся месяц из-за моей сессии, но я надеюсь, что смогу все-таки охарактеризовать кратко каждый релиз, как задумал изначально.*
"Смех и радость мы приносим людям".
В данный раздел вошли все понравившиеся мне за год новинки. Для удобства восприятия я разбил их на несколько жанровых подгрупп.
Metal
Alcest — Écailles de lune Barren Earth — Curse Of The Red River Borknagar – Universal Bridesmaid – Bridesmaid Death Angel – Relentless Retribution Enos — Chapter I Ice Dragon – The Burl, The Earth, The Aether In Vain — Mantra Kalmah — 12 Gauge Keef — Stoned To Doom King Of Asgard — Fi'mbulvintr Kollwitz — Like Iron I Rust Kylesa — Spiral shadow My Uncle The Wolf – Flush Nightfall — Astron Black And The Thirty Tyrants Orphaned Land — The Never Ending Way Of Orwarrior Rotting Christ – Aealo Shaolin Death Squad — Five Deadly Venoms Sodom — In War And Pieces Stone Oak Cosmonaut — Into The Multiverse Stonebride — Summon The Waves Soulfly – Omen The High Confessions — Turning Lead Into Gold With The High Confessions The Ocean – Heliocentric/Anthropocentric The Sword — Warp Riders Therion — Sitra Ahra Vulture Industries — The Malefactor's Bloody Register Winterhorde – Underwatermoon Камни (EP)
Rock
22-20s — Shake Shiver Moan A Silver Mt. Zion — Kollaps Tradixionales Aranis – Roqueforte Asteroid — II Bardo Pond — Bardo Pond Black Bombaim — Saturdays and Space Travels Black Mountain — Wilderness Heart Black Wizard — Black Wizard Gurumaniax — Psy Valley Hill Hypnos 69 – Legacy Krobak — Blind Parade Mississippi Bones — Mississippi Bones Mondo Drag — New Rituals Motorpsycho — Heavy Metal Fruit My brother the wind — Twilight In The Crystal Cabinet My Sleeping Karma – Tri Quest for fire – Lights From Paradise Ra Ra Riot — The Orchard Sleepy Sun – Fever Stone Cold Boys — Fuss for the Housewives (EP) The Strange Death Of Liberal England – Drown Your Heart Again Univers Zero – Clivages White Hills — White Hills
Ambient/Country/Jazz/Neofolk...
Ensemble Economique – Psychical Black Prairie — Feast Of The Hunters' Moon Munly & The Lupercalians — Petr & the Wulf Woven Hand — The Threshing Floor Max Raabe — Ubers Meer Hidden Orchestra — Night Walks Indigo Jam Unit – Roots Jeff Healey — Last Call The Ray Anderson & Marty Ehrlich Quartet — Hear You Say Rome — Nos Chants Perdus
Απάθεια.
Апатия как синоним безразличных мне альбомов за прошедший год.
Anathema — We're Here Because We're Here Annihilator – Annihilator Blasphemophagher — ...For Chaos, Obscurity And Desolation Blood Pollution — Metal Zombies Burzum – Belus Collage Noire DAAU — The Shepherd's Dream Electric Wizard – Black Masses Spiritual Beggars — Return To Zero
"Пора вызывать санитаров".
...сказал мне преподаватель, увидев мой экзаменационный листок. В данном случае мне хочется сказать тоже самое.
Arcade Fire — The Suburbs Hoarfrost vs Inner vision laboratory – Decline Iron Maiden — The Final Frontier Ramset — De Luz y Tinieblas Rossomahaar — The Reign Of Terror Оргия Праведников — Для тех, кто видит сны
Скромность моего списка новинок объесняется вполне просто — я практически не слежу за ними и большей частью они были найдены случайно или кем-то мне посоветованы. Так же, отдельные позиции могут переходить из одного списка в другой. Например Therion, были изначально у меня в списке музыки, которая оставила меня равнодушной и Оргия Праведников изначально тоже там была, до того, как я решил переслушать. Я вполне мог что-то забыть, по-мелочи, но это кажется все, что я слышал из новинок в этом году. Если я пропустил что-то очень интересное в прошедшем году, то не стесняйтесь, советуйте к прослушиванию.
*Автор данной статьи является в корне нетолератной личностью, готовой обругать все на чем стоит свет и загнобить любой релиз из-за того, что не так почесалось левое ухо. Внимание, будьте осторожны и не смотрите ему в глаза сильно не провоцируйте его.