Возникла на днях одна странная мысль. Может я и не первый и не последний, но все-таки...
В основе лежит одно из классических свойств вампира: он горит на Солнце (от ультрафиолета если точнее) и потому ведет ночной образ жизни. Но вот вопрос... а кто-нибудь когда-нибудь пытался загорать через стекло? Да хоть оконное? И каков результат?
Решил: пусть и у меня будет статья посвященная лучшим (и некоторым худшим) произведениям ушедшего года.
Прежде всего некоторые особенности моих итогов:
— еще не все перечисленные книги получили оценки и отзывы;
— либо год вышел удачный в плане книг, либо же я стал через чур требовательным и разборчивым, но в конечном счете выбрать было крайне тяжело победителей, потому на первых местах может быть и два произведения и даже три.
Итак, приступим.
Сборник (антология) года
Тед Чан "Купец и волшебные врата" (Научная фантастика не умерла, просто ее попытались заживо похоронить. Тед Чан же откопал и потихоньку реанимирует)
На обложке книги крупными черными буквами написано: "ЭТОТ РОМАН МОЖНО НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ — В НЕМ СТОИТ ПОСЕЛИТЬСЯ." Цитата из The Horn Book Magazine.
Почему издатель решил выставить именно эту цитату для меня не понятно. Хвалебным отзывам зарубежной прессы в книге уделено без малого две страницы. И именно с этой цитатой я не согласен.
Потому что:
а) Этот роман не "можно не только читать". Его НУЖНО читать. Почему — объясню далее по тексту.
б) В нем не стоит селиться. Пропустить через себя — да. Селиться — нет. Потому что опасно. Но и об этом далее по тексту.
Итак.
Германия. У власти Гитлер. Автор выбрал временной промежуток 1939-1945, основным местом действия небольшой городок Молькинг, рассказчиком — Смерть, как и у Пратчетта (немного неуместно, но первое сравнение, пришедшее в голову) — мужского пола.
В результате, каков рассказчик, таков и способ повествования. Да, основное место действия, по-прежнему, вышеуказанный городок. Но периодически рассказчик переносит нас то в Кёльн, подвергшийся массированной бомбардировке, то в окутанный морозами Сталинград. А иногда и в прошлое. Например, в окопы Первой Мировой. Но не на долго. И лишь тогда, когда это связано с одним и действующих лиц истории.
Действующие лица:
Смерть — с этим персонажем и так все ясно. А еще у него есть привычка забегать вперед. И он очень сентиментален.
Лизель Мемингер — основное действующее лицо истории. "Книжная воришка". "Свинюха". Судьбой ей уготовано множество испытаний, но (забегая вперед) она устоит. В частности, дважды лишится родителей.
Руди Штайнер — сосед и первый друг Лизель. Большой поклонник Джесси Оуэнза. Тоже быстро бегает и даже побеждает на соревнованиях Гитлерюгента. При этом к Нацизму симпатии не питает, и даже хочет убить фюрера за то что отца мальчика забирают в армию. Забегая вперед, Смерть придет за ним очень скоро.
Ганс Хуберман, Роза Хуберман — приемные родители Лизель. Роза — домохозяйка, зарабатывающая на жизнь стиркой чужого белья. Сквернословка, но очень добрая и, по настоящему, никому не желает зла. Ганс — маляр, играет на аккордеоне. С началом гонений на евреев, которые были основными его клиентами, почти лишается работы. Заказы становятся редки, перебивается играя на аккордеоне в пивнушках. Научил Лизель читать. Лишь один раз поднял руку на приемную дочь за неуместное "хайльгитлер". Идей фюрера не поддерживает и даже толком не может вступить в НСДАП, из-за чего возникают проблемы с родным сыном, Гансом-младшим. По разу в каждой из войн, находясь в регулярных частях, избежал смерти.
Макс Ванденбург — еврей, нашедший спасение, хоть и не на долгий срок, в семье Хуберманов. Подружился с Лизель. Написал для нее несколько книг с картинками. Чудом пережил кошмар войны.
И множество других персонажей.
Кто-то появляется в книге лишь на мгновение, кто-то хоть и не главный в истории, но периодически появляется. Но каждый персонаж необходим, каждый влияет на развитие истории, на главных героев. Персонажи живые. Они поступают, они говорят так, как считают нужным исходя и ситуации. С течением времени многие из них меняются. Как, например, фрау Хольцапфель. Вначале, она каждый раз проходя мимо дома Хуберманов плюет им на дверь. Но стоит ей услышать, как Лизель читает книгу в подвале во время авиа налета, ее отношение меняется. По крайней мере к Лизель.
Теперь о сюжете. Как уже сказано выше, промежуток времени, когда происходят описанные события, 39-45 год. Хотя все заканчивается еще в 43-м. За это время страна меняется до неузнаваемости. Гитлер борется с "еврейской заразой", но страдают из-за этого, в том числе, и представители "высшей расы". В отдельно взятом городке описываются события, которые в целом являются отражением всего происходящего в стране: голод, борьба за выживание. Кто-то с энтузиазмом принимает политику партии, кто-то прячет в своем подвале еврея и теперь боится любого шороха за дверью. Еду получают по карточкам. Воруют из чужих огородов яблоки и книги из чужих библиотек. Дрожа от страха, прячутся в подвалах во время бомбардировок, или же погибают во время налета, о котором их не успевают оповестить. Наблюдают за "парадами евреев", проходящих через центр города в направлении концлагеря. И некоторые делятся с ними тем немногим, что есть.
В целом, несмотря на периодическую и достаточно резкую смену места действия, книга читается легко. У автора легкий и приятный стиль повествования, изредка изобилующий довольно странными метафорами, характерными для писателей пост-модернистов.
Однако есть вопросы к исторической достоверности. А именно к тем самым "парадам". В первом случае все понятно: грузовики, перевозившие людей, "сломались" и пришлось вести их пешком. Но в дальнейшем они не раз проходили через город, возвращаясь с работы. А лагерь Дахау (историческая справка) создавался не только и не столько для евреев. В нем содержалось множество "политических", несогласных, религиозных деятелей, асоциальных элементов и даже душевнобольные. Но автор сделал акцент именно на "еврейских парадах".
Но это лишь мелкие придирки. На ценность книги они не влияют.
А ценность книги... Этой пусть решает каждый сам. Но мое мнение — время, потраченное на прочтение "Книжного вора", не жалко. Отложите все дела и прочтите. Потратьте одну ночь, несколько вечеров, да хоть неделю (у кого сколько свободного времени и кто как быстро читает). Не читайте ничего параллельно, чтобы не портить ощущений. Пропустите текст через себя.
Думаю, Лизель Мемингер была бы не прочь стащить эту книгу из вашей библиотеки.
P.S. 1) В отзыв к книге я выложил упрошенную версию данной статьи.
2) Надеюсь я смог объяснить, почему я не согласен с цитатой на обложке.
Итак, приступим. На дворе стоит 1977 год. Холодная война. В СССР у власти "дорогой" Леонид Ильич Брежнев. До печально известных "гонок на лафетах" еще пять лет. А в телевизорах советских граждан (у тех, кто дождался очереди или достал по блату эти самые телевизоры) всего два канала. Я, будучи рожденным в перестройку, не могу знать того, что там показывали, но некоторые мои знакомые утверждают, что смотреть там особо и нечего было. Ну да ладно, не о том сейчас.
Была одна у таких телевизоров серьезная альтернатива — кинотеатры. И на один и тот же фильм люди порою ходили по нескольку раз, предварительно по нескольку раз отстояв длинные очереди, если фильм был стоящим. Особенно это касалось зарубежных фильмов. Не открою великой тайны, если скажу, но основной массой зарубежных фильмов были из Франции, и, в основном комедии. И тут из Страны Восходящего Солнца, Японии, на советских экранах появляется "Легенда о Динозавре" режиссера Дзюндзи Кураты.
Сюжет:
"Летом 1977 года девушка, прогуливаясь у подножия Фудзиямы, случайно падает в расселину, где обнаруживает несколько окаменевших яиц динозавра, одно из которых, в результате климатических изменений начинает трескаться и оттуда появляется динозавр. девушка в шоке убегает в близлежащий поселок. Слух о яйцах доходит до палеонтолога Хироси Сагиюмы, и тот незамедлительно отправляется на их поиски..."
Чем же заинтересовал меня этот фильм. Два пункта:
— многие, кто смог посмотреть его еще в те времена, утверждают: это один из самых страшных фильмов, показанных в союзе;
— "Кинопоиск" говорит о том, что этот фильм на 19 месте среди самых посещаемых зарубежных лент.
А теперь по порядку.
О сюжете. Для 77-го года он неплох. "Парк Юрского периода" еще не вышел и на тот момент и "Легенда..." был единственным (если не ошибаюсь), не считая "Годзиллы" и "Затерянного мира", фильмом про древних ящеров в современном мире. Невооруженным глазом видно, что основой сюжету послужила шотландская легенда о Лох-Несском чудовище. Главное действующие "лицо" в фильме, как и в легенде, плезиозавр. И в японском поселке, где разворачивается действие, легенда о ящере существует, как и у шотландцев, уже достаточно долгий срок. Помимо плезиозавра в конце еще покажут птеродактиля и их битву у подножия Фудзиямы в разгар извержения. Прочие действующие лица:
Палеонтолог Хироси Сагиюма, цель в жизни которого найти хорошо сохранившееся яйцо динозавра и разбогатеть на этом — ни больше ни меньше. Так же Хироси является потомственным ученым. Еще его отец пытался сделать тоже самое, но у него ничего не вышло.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
У Хироси, кстати, тоже
Узнав, что тут не только яйца динозавра находили, но еще и самого динозавра, Хироси бросается на его поиски.
Журналистка и подводный фотограф Юки Сегава, прибывшая в поселок еще до Хироси, вместе со своей подругой и коллегой Акико. Их цель: сфотографировать подводный мир озера, где обитает чудовище и собственно собрать материал по местному фольклору. Так же выясняется, что Юки и Хироси давно знакомы, и по ходу фильма у них возникают чувства друг к другу.
Жители поселка и гости, съехавшиеся сюда по случаю праздника посвященного чудовищу. Понятно, что они всего-лишь статисты и корм для чудовища.
О пугающей составляющей фильма. Для человека посмотревшего современные японские ужастики вроде "Проклятия" или "Звонка" они покажутся наивными и не страшными. Американский "Хэллуин", который выйдет в 78-ом году тоже пострашнее будет. Впрочем напряженность действия в фильме присутствует и держит практически от начала до конца. Есть один-два момента от которых невольно вздрагиваешь. Есть и кровавые сцены, причем на грани гротеска: невероятное количество крови и расчлененные тела.
О визуальном ряде. Резиновые куклы и комбинированные съемки для того времени казались если и не верхом спецэффектов (вышедшие в том же году "Звездные войны" уже щеголяли компьютерной графикой), то уж точно не приданием старины глубокой. Сейчас они вызывают лишь улыбку, хотя выполнены качественно и добросовестно (для фильмов тех лет). Плезиозавр неповоротлив, движения скованные. Битва с птеродактилем — битва двух марионеток в руках неопытных кукловодов.
Звук выполнен качественно и является одной из важных составляющих атмосферы фильма. За исключением музыки к фильму. Оно подобрана крайне неудачно. Смотреть, например, как герои пытаются спастись от динозавра или извержения Фудзиямы под ритмы японской поп-музыки 70-х годов, без легкой улыбки невозможно.
Итог: Классика, она и есть классика. Многое сейчас уже кажется наивным, примитивным и немного сентиментальным, но это участь любого человеческого творения (за исключением, я думаю, классической живописи и музыки). Наступит время и супер технологичный "Аватар" будет казаться рисунками мелом на асфальте. Но я посмотрел "легенду о Динозавре" с огромным удовольствием и впечатления о нем у меня сложились, по большей части, положительные.
P.S.
На очереди другая классика японских кино ужастиков "Квайдан".