Маркус Зузак Книжный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «janky» > Маркус Зузак. "Книжный вор"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Маркус Зузак. «Книжный вор»

Статья написана 5 декабря 2010 г. 12:53


Зузак. Книжный Вор

На обложке книги крупными черными буквами написано: «ЭТОТ РОМАН МОЖНО НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ — В НЕМ СТОИТ ПОСЕЛИТЬСЯ.» Цитата из The Horn Book Magazine.

Почему издатель решил выставить именно эту цитату для меня не понятно. Хвалебным отзывам зарубежной прессы в книге уделено без малого две страницы. И именно с этой цитатой я не согласен.

Потому что:

а) Этот роман не «можно не только читать». Его НУЖНО читать. Почему — объясню далее по тексту.

б) В нем не стоит селиться. Пропустить через себя — да. Селиться — нет. Потому что опасно. Но и об этом далее по тексту.

Итак.

Германия. У власти Гитлер. Автор выбрал временной промежуток  1939-1945, основным местом действия небольшой городок Молькинг, рассказчиком — Смерть, как и у Пратчетта (немного неуместно, но первое сравнение, пришедшее в голову) — мужского пола.

В результате, каков рассказчик, таков и способ повествования. Да, основное место действия, по-прежнему, вышеуказанный городок. Но периодически рассказчик переносит нас то в Кёльн, подвергшийся массированной бомбардировке, то в окутанный морозами Сталинград. А иногда и в прошлое. Например, в окопы Первой Мировой. Но не на долго. И лишь тогда, когда это связано с одним и действующих лиц истории.

Действующие лица:

Смерть — с этим персонажем и так все ясно. А еще у него есть привычка забегать вперед. И он очень сентиментален.

Лизель Мемингер — основное действующее лицо истории. «Книжная воришка». «Свинюха». Судьбой ей уготовано множество испытаний, но (забегая вперед) она устоит. В частности, дважды лишится родителей.

Руди Штайнер — сосед и первый друг Лизель. Большой поклонник Джесси Оуэнза. Тоже быстро бегает и даже побеждает на соревнованиях Гитлерюгента. При этом к Нацизму симпатии не питает, и даже хочет убить фюрера за то что отца мальчика забирают в армию. Забегая вперед, Смерть придет за ним очень скоро.

Ганс Хуберман, Роза Хуберман — приемные родители Лизель. Роза — домохозяйка, зарабатывающая на жизнь стиркой чужого белья. Сквернословка, но очень добрая и, по настоящему, никому не желает зла. Ганс — маляр, играет на аккордеоне. С началом гонений на евреев, которые были основными его клиентами, почти лишается работы. Заказы становятся редки, перебивается играя на аккордеоне в пивнушках. Научил Лизель читать. Лишь один раз поднял руку на приемную дочь за неуместное «хайльгитлер».  Идей фюрера не поддерживает и даже толком не может вступить в НСДАП, из-за чего возникают проблемы с родным сыном, Гансом-младшим. По разу в каждой из войн, находясь в регулярных частях, избежал смерти.

Макс Ванденбург — еврей, нашедший спасение, хоть и не на долгий срок, в семье Хуберманов. Подружился с Лизель. Написал для нее несколько книг с картинками. Чудом пережил кошмар войны.

И множество других персонажей.

Кто-то появляется в книге лишь на мгновение, кто-то хоть и не главный в истории, но периодически появляется. Но каждый персонаж необходим, каждый влияет на развитие истории, на главных героев. Персонажи живые. Они поступают, они говорят так, как считают нужным исходя и ситуации. С течением времени многие из них меняются. Как, например, фрау Хольцапфель. Вначале, она каждый раз проходя мимо дома Хуберманов плюет им на дверь. Но стоит ей услышать, как Лизель читает книгу в подвале во время авиа налета, ее отношение меняется. По крайней мере к Лизель.

Теперь о сюжете. Как уже сказано выше, промежуток времени, когда происходят описанные события, 39-45 год. Хотя все заканчивается еще в 43-м. За это время страна меняется до неузнаваемости. Гитлер борется с «еврейской заразой», но страдают из-за этого, в том числе, и представители «высшей расы». В отдельно взятом городке описываются события, которые в целом являются отражением всего происходящего в стране: голод, борьба за выживание. Кто-то с энтузиазмом принимает политику партии, кто-то прячет в своем подвале еврея и теперь боится любого шороха за дверью. Еду получают по карточкам. Воруют из чужих огородов яблоки и книги из чужих библиотек. Дрожа от страха, прячутся в подвалах во время бомбардировок, или же погибают во время налета, о котором их не успевают оповестить. Наблюдают за «парадами евреев», проходящих через центр города в направлении концлагеря. И некоторые делятся с ними тем немногим, что есть.

В целом, несмотря на периодическую и достаточно резкую смену места действия, книга читается легко. У автора легкий и приятный стиль повествования, изредка изобилующий довольно странными метафорами, характерными для писателей пост-модернистов.

Однако есть вопросы к исторической достоверности. А именно к тем самым «парадам». В первом случае все понятно: грузовики, перевозившие людей, «сломались» и пришлось вести их пешком. Но в дальнейшем они не раз проходили через город, возвращаясь с работы. А лагерь Дахау (историческая справка) создавался не только и не столько для евреев. В нем содержалось множество «политических», несогласных, религиозных деятелей, асоциальных элементов и даже душевнобольные. Но автор сделал акцент именно на «еврейских парадах».

Но это лишь мелкие придирки. На ценность книги они не влияют.

А ценность книги... Этой пусть решает каждый сам. Но мое мнение — время, потраченное на прочтение «Книжного вора», не жалко. Отложите все дела и прочтите. Потратьте одну ночь, несколько вечеров, да хоть неделю (у кого сколько свободного времени и кто как быстро читает). Не читайте ничего параллельно, чтобы не портить ощущений. Пропустите текст через себя.

Думаю, Лизель Мемингер была бы не прочь стащить эту книгу из вашей библиотеки.

P.S. 1) В отзыв к книге я выложил упрошенную версию данной статьи.

           2) Надеюсь я смог объяснить, почему я не согласен с цитатой на обложке.





491
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 декабря 2010 г. 18:08

цитата

На обложке книги крупными черными буквами написано: «ЭТОТ РОМАН МОЖНО НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ — В НЕМ СТОИТ ПОСЕЛИТЬСЯ.» Цитата из The Horn Book Magazine.

Почему издатель решил выставить именно эту цитату для меня не понятно. Хвалебным отзывам зарубежной прессы в книге уделено без малого две страницы. И именно с этой цитатой я не согласен.
А я вот как раз с ней очень даже согласен. Зузак создал такой симпатичный мир, таких живых героев, что именно хочется там поселиться.:-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2010 г. 18:13

цитата Medium

Зузак создал такой симпатичный мир, таких живых героев, что именно хочется там поселиться

На счет героев согласен. Но вот мир??? Знаете, я бы не хотел жить там, где от каждого шороха приходится вздрагивать, где по глупости ПВО можно оказаться спящим под бомбежками. Да, адреналин. Да, жесткая и даже жестокая школа жизни. Да, учишься ценить даже самое малое. Но шансов выжить-то немного.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2010 г. 18:19
Но что-то в этом есть. Кража книг, набеги на сады с яблонями, укрытие беглого еврея. Навеное я не так выразился не милый а родной мир создал Зузуак, и когда в этот мир приходит Смерть становится по-настоящему грустно
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2010 г. 19:01
Пожалуй соглашусь с тем, что кража книг и яблок, укрывание еврея и переживания за его судьбу придают роману приятную толику романтизма. И более того, все перечисленное я с легкостью отнесу к положительным (несмотря на противозаконность этих действий) моментам в жизни Лизель. Но реалии государства тех лет — увольте.


⇑ Наверх