Имя "Усама" большими буквами на обложке если у кого и вызывает жгучее желание немедленно завладеть книгой, то, наверное, у поклонников теорий заговора (Бен-Ладен жив, а башни-близнецы взорвало американское правительство!), ну или у интересующихся жизнеописанием террориста №1. Что ж, они очень сильно обманутся в своих ожиданиях.
Проживающего в Лаосе частного детектива Джо нанимает загадочная незнакомка, поручая ему найти автора бульварных бестселлеров Майка Лонгшотта. А у Джо недопитая бутылка виски в ящике стола и смит-вессон (поддельный) в другом ящике, и знакомый букинист, любитель опиума. А в маленьком парижском баре лед тает в стакане, и блестит дорожка от слезы на щеке сломленной красавицы с трудной судьбой, и бармен глядит исподлобья и ловко прячет купюру — плату за информацию, а еще за гером следует черный лимузин с недружелюбно настроенными людьми. Джо сам словно из бульварной книги, стереотипного нуарного романа. Подозрительно стереотипного.
Мир, в котором живет Джо, и наш — как обложка оригинального "Усамы" и русского издания: вроде нарисовано одно и тоже, но на самом деле они разные. В том мире нет Звездных войн, Нинтендо и айфонов. И мирового терроризма нет, и войны с ним. А Усама Бен-Ладен есть — в качестве героя серии книг "Вершитель суда". И здесь, конечно, обязательно нужно упомянуть Филипа нашего Дика, сходство с творчеством которого Тидхар не только не пытается скрывать, но и, например, отправляет Джо искать человека в закрытый клуб "Замок". И ощущение растягивающейся, рвущейся ткани реальности тоже как в диковской прозе, хотя может, это от опиумного дыма.
Роман очень лиричный, спокойный и дотошный в описаниях — текст высокого разрешения, когда в городском пейзаже виден каждый помидор в сумке возвращающейся с рынка женщины. И это просто удивительно, насколько он аполитичный при своем названии и тематике, при том, что постоянно прерывается выдержками из книг Лонгшотта — описаниями смертоносных атак из нашего мира. Как нам прямо перед прочтением еще раз напомнят, Тидхар несколько раз сталкивался с терактами: проходил буквально в нескольких шагах от смерти. И написал после этого роман не о терроризме или упаси боже политике с религией, а о ужасающей хрупкости жизни и легкости, с которой человек может вдруг стать грудой кровавых ошметков, и о том, насколько насилие иррационально и абсурдно.
В поисках Майка Лонгшотта Джо предстоит не только объехать полмира, но и узнать, кто такие кучеряшки, и кто такой он сам (конечно, никакой не Джо). Градус странности постоянно повышается вплоть до того, как герой прибывает в Нью-Йорк на конвент поклонников Усамы, где помимо фанатских стихов и футболок продаются подушки с изображением Усамы (рекламный слоган: "Ложись в постель с мужчиной из твоих снов". Немного погодя оказывается, что мы все это время читали не "Высокий замок", а "Убик". А вот еще информация для любителей поиска скрытого смысла: жителей Лаоса западные люди называли "Поедателями лотоса", то есть "Ищущими забвения". Какого забвения ищет человек и от чего может прятаться в Чистилище? От бомб, лишающих глаз, зубов и пальцев, и самолетов, врезающихся в невероятно высокие башни. И ничего с этим человеком не смогут поделать ни Комитет по насущной опасности, ни любовь, победившая смерть.
Для кого-то этот роман — пазл, который нужно собрать читателю, мне он показался листком бумаги для оригами, из которого можно сложить самолетик, можно человечка, а можно и оставить как есть.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-04-105823-4 Серия: Fanzon. Наш выбор
Аннотация: В залитом муссонными дождями Вьентьяне, столице Лаоса, частный детектив Джо получает от таинственной незнакомки выгодный и опасный заказ — найти автора альтернативно-исторических триллеров Майкла Лонгшотта, бесследно исчезнувшего некоторое время назад. Главным героем книг Лонгшотта выступает исламский террорист Осама бен Ладен. Вьентьян. Париж. Касабланка. Кабул. Пора перебросить мост через ручей к высокому замку.
Комментарий: Самостоятельный роман из цикла «Усама». Иллюстрация на обложке и форзацах Ф. Барбышева.
Легион — это действительно очень популярное название для группы субличностей одного человека. Хотя вот у Уоттса была менее пафосная банда. Зато Олег Газманов, как и Брендон Сандерсон, организовывал продукты ментальной деятельности в армейскую структурную единицу.
Данный Легион — это цикл повестей, и они очень отличаются, хотя и объединены одним сюжетом и групповым героем. Первая история совсем небольшая и незатейливая; после монументальных Сандерсоновских романов кажется, что Брендон просто тестировал новую клавиатуру и решил издать получившийся текст. Стивен Лидс — скучный мужчина без особых увлечений или талантов. Но это ничего, ведь у него есть сорок с чем-то (помощников? соратников? коллег?) аспектов, среди которых и переводчики с разных языков, и хакеры, и менталисты-психологи, и ученые всех мастей, и даже морпех. Все они существуют лишь в голове Стивена.
Несмотря на свою природу, аспектам требуется и еда, и билеты на самолет, и целый особняк, чтобы всех разместить, с самым настоящим (не воображаемым то есть) дворецким. Поскольку на все это надо зарабатывать, Стивен с компанией берутся за самые разнообразные расследования. В первой повести они будут разыскивать фотокамеру, которая снимает прошлое.
Если бы Легион был одной вот этой повестью, мимо нее спокойно можно было пройти. Детективная линия очень простенькая, аспекты (нам расскажут только про шестерых из них) тоже не то чтобы особенно проработанные характеры. Но впереди еще две повести, и они гораздо интереснее, поэтому "Легион" придется принять как вводную. Кроме того, именно здесь мы узнаем про загадочную Сандру, оставившую неизгладимый след в жизни Стивена, а затем пропавшую.
"На поверхности" — это примерно то же, что и первая часть, только гораздо умнее, задорнее и запутаннее. Здесь Легиону предстоит искать труп, в клетках которого записана важнейшая информация, спасаться от суперпрофессиональной киллерши, участвовать в межкорпоративных игрищах и разбираться в православных греческих традициях. Аспекты тащат домой к Стивену своих родственников (воображаемых) и пытаются завести питомцев, у одной из личностей есть собственный воображаемый друг-космонавт, другая ни в какую не хочет признавать то, что она нереальна, а еще одна вовсе не галлюцинация, которая знает, что она галлюцинация, а воображаемая реальная девушка, считающая себя галлюцинацией! Кроме того, аспекты открывают для себя мобильную связь, заводят романы друг с другом и наконец-то собираются все вместе, все сорок семь. Будут здесь и кое-какие нравственные дилеммы, а вот Сандры по-прежнему не будет.
А теперь то, ради чего все затевалось — "Ложь в глазах смотрящего". В предисловии Сандерсон сравнивает взаимодействие личности и окружающего мира с суперсилой, а как мы знаем, суперсила — это ответственность, часто обуза, а иногда и опасность для носителя. Если до этого были только намеки, что жить с толпой аспектов не всегда радужно, а иногда и опасно, то теперь субличности Стивена начинают выходить из-под контроля самым зловещим образом, реальность путается с галлюцинацией, искажается, рушится и превращается в кошмар. Сандра наконец-то появляется лично — и как любая la femme, которую герой сherchez на протяжении всей книги, оказывается полнейшим разочарованием. И по отношению к аспектам, которые к этому времени стали читателю хорошими знакомыми, произносится слово "фальшивые", причем произносится самим Стивеном.
Я не знаю, чего я ожидала от финала Легиона — скорее всего отсутствия этого самого финала, потому что сериал про детектива с аспектами может длиться очень долго, постепенно вырождаясь в унылое повторение самого себя. Но у Сандерсона рассказ заканчивается, и возможно, начинается новый, и это грустно и правильно.
И еще в книге о Легионе есть четвертая история, самая выразительная и эмоциональная, ее можно увидеть, если обращать внимание не только на слова
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 год, 4000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-389-16903-6 Серия: Звёзды новой фэнтези омнибус
Аннотация: Кто такой Стивен Лидс — совершенно нормальный человек, безумец или непревзойденный гений, способный освоить новый навык за считаные часы? Чтобы справиться с потоком информации, Стивен окружает себя толпой галлюцинаций, и каждый из его воображаемых друзей — эксперт в определенной области, страдающий каким-нибудь психическим расстройством. Невидимые сущности помогают Лидсу расследовать дела, с которыми не справится ни один обычный детектив. Террористы снова угрожают людям? У сотрудницы Нацбезопасности куда-то телепортировалась кошка? Из секретной лаборатории исчезла камера, фотографирующая прошлое? Стивен Лидс решит любую проблему за кругленькую сумму, если выдержит его рассудок, — ведь сыщик по прозвищу Легион и сам вынужден дорого платить за свои успехи.
Комментарий: Три повести из цикла "Легион". Иллюстрация на обложке С. Шикина.
Джаспер Ффорде, подвесив неоконченными четыре цикла, угодил в творческий кризис и, к радости поклонников, вышел из него с самостоятельным романом. Что еще более приятно, все ффирменные ффишечки остались при нем: и говорящие имена-фамилии, и многозначительные Заглавные Буквы, и реклама в конце книги, просочившаяся в наш мир из мира произведения, и животные, которые у нас считаются вымершими, а в романе вполне неплохо себя чувствуют (на этот раз это мамонты).
Всего одно ффантастическое допущение (люди зимой отправляются в спячку на четыре месяца) — и мир «Пташки» чем дальше, тем меньше похож на наш. Тут никто не стремится к стройности фигуры и гладкости кожи, тут отращивают шерсть и целенаправленно копят жирок. На зиму люди отправляются спать в Дормиториумы – здания, обогреваемые маленькими ядерными реакторами. Просыпаются не все (истощение, грызуны, Злодеи и другие опасности подстерегают спящих), потому для возмещения Убыли населения правительством контролируется рождаемость (чувствуете антиутопические нотки?). В этом мире в шекспировской трагедии Ромео просыпается рядом с гниющим трупом возлюбленной, не пережившей спячку, «Моби Дик» и «Война и Мир» рекомендуются для чтения всем, у кого трудности с Засыпанием, а знаменитый экстремал Гэйр Бриллс с последователями зимует на деревьях, натеревшись гусиным жиром.
Но некоторое время назад случился прорыв в гибернации: был изобретен «Морфенокс», повышающий шансы спящего пережить зиму, но с неприятным побочным эффектом – некоторые после приема превращаются в Лунатиков без признаков разума, зато с прискорбной склонностью к каннибализму. Лунатиков пристраивают к простейшей работе, а затем и вовсе разбирают на органы (определенно антиутопия!).
Чарли «Кривой» Уортинг (22 года, второе место в городском чемпионате по запоминанию слов) устраивается в Зимнее консульство бодрствовать Зимой и следить за порядком и безопасностью спящих. Пройдя несложное собеседование:
цитата
— Отличные перспективы в плане карьеры. Работа интересная. Приходится постоянно решать сложные задачи. Кое-какие деньги, лишний кусок пудинга. Вероятность погибнуть от средней до высокой.
— Повторите еще раз?
— Лишний кусок пудинга.
— А после этого?
— Кофе с мятными пряниками?
— Я имел в виду ваш список.
— А, это — вероятность погибнуть от средней до высокой.
— Понятно, — сказал я.
Чарли приступает к службе, где спасает женщину-Лунатика от отправки на ферму детовоспроизводства, теряет наставника и застревает в захолустном Двенадцатом секторе. А здесь бесчинствуют Злодеи, загадочная Грымза похищает людей прямо из одежды, а спящих сводит с ума сон про синий Бьюик и руки, выползающие из-под земли.
(Еще одна загадка: Ффорде, будучи троллем, нигде не дает указаний на пол героя. Так что хотя у нас в переводе Чарли – парень, он также может быть и Шарлоттой.)
Все происходящее сначала напоминает «Фарго» братьев Коэнов с расследованием в снегах, а потом переползает на Нолановскую территорию с дримшерингом и поиском информации в подсознании спящего. В общем, я тут всячески оттягиваю момент, но придется признать: сюжет романа очень уж типичный – юный наивный протагонист с Особенностью, которая сыграет решающую роль в самой критической ситуации; Страшный Секрет Зловещей Корпорации; борьба между Любовью и Долгом Службы; и тут даже есть Чудесные Спасения в Последний Момент. Но штампов вы все равно не заметите, потому что будете отвлекаться то на описание видов и принципов действия местного импульсного оружия, то на разнообразнейшие смерти персонажей, то на чаепитие в снегах с английскими аристократами-разбойниками, а еще не дает покоя разъедающая плоть холодная слизь (что бы это не значило).
Итак, Джаспер Ффорде вернулся, и ему вполне уютно в жанре абсурдистского остросюжетного иронического детективного романтического хоррора. Теперь остается только пожелать ему нескончаемого вдохновения и кексов с глазурью.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2019 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-04-105815-9 Серия: Большая фантастика
Аннотация: Представьте себе условную Британию, в которой на четыре зимних месяца замирает всякая жизнь — замирает в самом прямом смысле, потому что ввиду особо свирепых зим здешнее население (да и все человечество, похоже) выработало в процессе эволюции особый рефлекс. Оно… впадает в спячку.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Р. Хантера.