автор |
сообщение |
Клюква
философ
|
16 февраля 2009 г. 22:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну иногда хочется убежать от повседневности и обыденности — вот и берусь за фэнтези. Мечтать люблю!))) Сказки хочется. Иногда ведь так не хватает магии или сверхестественных способностей!
|
––– Если человек счастлив по умолчанию, не лезьте, пожалуйста, в настройки.
|
|
|
Veronika
миродержец
|
16 февраля 2009 г. 22:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Сат-Ок Наша, но не всем видимая. А-а, понятно. Нужен "третий глаз", конечно, как я могла забыть.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Ny
миротворец
|
17 февраля 2009 г. 06:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Ny, Вы хоть бы краткий биографический очерк Толкиена прочли, прежде чем писать о нём. Признаю, просмотрел. Оказывается, автор "Хоббита" воевал. Тем не менее "Властелин Колец" прямого отношения к войнам в нашем мире не имеет. Это не упрек — это свойство фэнтези. Я вполне понимаю, что автор и не пытался прямо мне что-то сообщить о реальности войны.
цитата Veronika У Грина именно иная реальность. И географически, и духовно. А в воспоминаниях его друзей сказано, что Грин старался досконально смоделировать в уме не только личность персонажа, происходящие события, но и место. До мельчайших подробностей. Духовной чуждости с его персонажами не ощущается — они не пытаются спасать мир от Зла или самоутверждаться за счет освоения магии. В большинстве произведений они живут нормальной человеческой жизнью, со всеми последствиями. Геогафически? Ну, поменям мы Лисс на какое-либо иное название, пусть даже Одесса. Что изменится? А если, скажем, Гондор на Рим? Что тогда? Пушкин то же писал "в городе N..." и ничего, от реальности не уходил.
цитата Veronika Откуда вам известны чаяния Грина? Он сам лично рассказал? Читал произведения Грина. И небольшую подборку комментариев к ним, составленную со слов знакомых и друзей Грина. Если Вам необходимо точно знать издание, я схожу в библиотеку и пришлю Вам данные по почте.
цитата Sorano если вы подразумеваете эскапизм только как уход от действительности и потребность хотябы во временной изоляции от общества Нет. Я подразумеваю под книжным эскапизмом предпочтение переживать выдуманные события (те, которых не было) и суждение о реальных событиях с точки зрения "опыта", полученного при переживании событий книжных. Намеренная изоляция от реальности и стремление жить в ином мире — это уже из области психиатрии, либо от совсем уж невыносимой реальной жизни.
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
antc
философ
|
18 февраля 2009 г. 15:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот ещё одна полезная статья о Властелине Колец.
|
––– ...хотелось бы мне когда-нибудь как-нибудь выйти из дома и вдруг оказаться вверху в глубине внутри и снаружи, где всё по-другому |
|
|
Veronika
миродержец
|
18 февраля 2009 г. 20:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата antc Вот ещё одна полезная статья о Властелине Колец. Надо же, какой суровый реализм в "ВК". А говорили, Толкиен войну не описывает...
http://tolkien.olmer.ru/arhiv/diablero.sh... — ещё одна полезная статья. А вложенный файл — как раз по теме эскапизма. Полезно прочесть.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Shybzd
философ
|
18 февраля 2009 г. 20:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
По вопросу темы. Это не обязательно, но преимущественно. Лучшее доказательство — книги Фрая про Ехо. Натуральнейший эскапизм. Тем более что фэнтези сейчас самый популярное направление.
|
|
|
antc
философ
|
18 февраля 2009 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ny если, скажем, Гондор на Рим кстати Гондор очень похож именно на Рим... как в плане людей так и в плане неряшливого правления наместников и всяческих междуусобных войн в течение существования Гондорской аля Римской империи!!цитата Veronika ну вложенный файл немного как это сказать оторван от реальности. чувствуется влияние запада, в котором создано гигантское количество кружков обо всём!!! а вот на сайте статья поинтереснее
|
––– ...хотелось бы мне когда-нибудь как-нибудь выйти из дома и вдруг оказаться вверху в глубине внутри и снаружи, где всё по-другому |
|
|
Ny
миротворец
|
19 февраля 2009 г. 09:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата antc Вот ещё одна полезная статья о Властелине Колец. Вполне ничего себе статья о войне в мире Средиземья. Какое она имеет отношение к реальным событиям из нашей истории? Хоть одна война у нас велась под лозунгом "Уничтожим Великое Зло как реальную личность"? Фэнтезисты или описывают войну со стратегических позиций как Толкиен или наоборот сводят все к героическим поступкам отдельных личностей — примеров много. Редко кто описывает войну, как Астафьев, скажем. Тут фэнтези слабовата. Мне кажется, что с передачей идей, допустим, об чудовищности и бесчеловечности боевых действий фэнтези категорически не справляется. Уберем войну из "Властелина Колец" и "Сильмариллиона". Что останется? А у того же Грина вопрос о этике насилия может быть рассмотрен вообще без описания боевых действий.
цитата Veronika А вложенный файл — как раз по теме эскапизма. Полезно прочесть. Хорошо. Ознакомлюсь.
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
Минск
авторитет
|
19 февраля 2009 г. 12:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ny Хоть одна война у нас велась под лозунгом "Уничтожим Великое Зло как реальную личность"?
Война в Ираке против Хусейна подойдёт?
Вообще если речь уже зашла о Грине, то большей эскапистки, чем Ассоль из "Алых Парусов" ещё поискать надо. Всё жизнь ждала принца на белом коне... э-э-э... под алыми парусами, только об этом и думала. Как ей вообще идея такая вообще в голову пришла? Фэнтэзи же она не читала.
|
––– Butt-kicking! For goodness! |
|
|
Kurok
магистр
|
19 февраля 2009 г. 12:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Минск Как ей вообще идея такая вообще в голову пришла? Фэнтэзи же она не читала.
Элементарно — шла по лесу, свеху дохлый дятел прямо по маковке — и вперёд, ждать принца под алыми парусами.
|
|
|
eladislao
магистр
|
|
Ny
миротворец
|
19 февраля 2009 г. 12:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Минск Война в Ираке против Хусейна подойдёт? Да, Хуссейн велик. История выделит его имя особо в огромном списке прочих диктаторов.
цитата Минск Вообще если речь уже зашла о Грине, то большей эскапистки, Персонаж книги мечтает, убегая от реальности — это эскапизм. Но разве это не нормальная ситуация из реальной жизни? Грин именно продолжал нашу жизнь. Толкиен выдумал иную.
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
Минск
авторитет
|
19 февраля 2009 г. 13:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ny Толкиен выдумал иную.
Толкиен придумал иной мир, базируясь на мифологии нашего. Он тоже продолжал нашу жизнь, только в другой форме.
|
––– Butt-kicking! For goodness! |
|
|
Ny
миротворец
|
20 февраля 2009 г. 06:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Прочитал предложенные статьи. Автор рассуждений о реальности мира Толкиена повышает реалистичность (точнее её восприятие читателем) за счет понижения реалистичности объективной реальности (все относительно). Можно согласиться, но ведь если мы так мало знаем и так ограничено понимаем нашу реальность, то разве представления о реальности, выдуманной другим человеком, физический контакт с которой вообще невозможен будут более четкими? Будут ли они вообще равнозначны? Рассуждения об эскапизме (вторая статья) оправдывают иллюзорность Средиземья тем, что читатель, ориентируясь по событиям книги на аналогии с нашим миром, вполне может развиваться в духовном и нравственном плане. Опять же спорно. Этика, мораль и логика событий у Толкиена мифологическая. Как она может быть соотнесена с реальной жизнью? Какое, например представление читатель получает о добре и зле? Мифологическое? Те же случаи, когда параллели достаточно параллельны, на мой взгляд, ничего нового в духовную копилку человечества не вносят.
Чтобы не пускать спор по кругу предлагаю следующее. Сравнить значение фэнтези для читателя (во всех планах) и значение романтических произведений приключенческого характера (Стивенсон, Рид, Буссенар и т.п.). Если их значение окажется одинаковым, то я напрасно считаю фэнтези источником книжного эскапизма.
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
Минск
авторитет
|
20 февраля 2009 г. 11:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ny Этика, мораль и логика событий у Толкиена мифологическая. Как она может быть соотнесена с реальной жизнью? Какое, например представление читатель получает о добре и зле? Мифологическое? Те же случаи, когда параллели достаточно параллельны, на мой взгляд, ничего нового в духовную копилку человечества не вносят.
Этика и мораль у Толкиена не мифологическая, а христианская. Представления о добре и зла читатель от него получает самые что ни на есть христианские. Если по вашему популяризация религиозных ценностей ничего нового в духовную копилку человечества не вносит, то уж извините...
|
––– Butt-kicking! For goodness! |
|
|
Сат-Ок
магистр
|
20 февраля 2009 г. 15:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Минск Этика и мораль у Толкиена не мифологическая, а христианская. Представления о добре и зла читатель от него получает самые что ни на есть христианские.
Толкиен — типичный гностик. Почитайте, что православный священник пишет о ВК:
"Несомненно, что Джон Рональд Руэл Толкиен — писатель выдающийся, и его книги как литературные произведения представляют немалый интерес. Написанные прекрасным языком, в увлекательной форме, они читаются просто запоем. Присутствует в них и ненавязчивая поучительность — например, в том, что подвиги совершаются абсолютно негероическими людьми (точнее хоббитами).
Однако с православной точки зрения многое в произведениях Толкиена настораживает. Будучи представителем направления "фэнтези", Толкиен не просто выдумывал необычные сказочные сюжеты, но и пытался отобразить в них некую духовную реальность. Надо сказать, что и большинство сказок не так просты, как кажется. Они, как правило, рисуют борьбу сил добра с силами зла, а если взять традиционные русские сюжеты о победе над многоголвым змием, то ясно, что их первоисточником является Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис.
Произведения Толкиена также весьма драматично показывают противостояние добрых и злых сил. Но, хотя в их основе лежат христианские представления, у Толкиена происходит довольно ощутимое смещение акцентов.
Однако если в "Сильмариллионе", этой своеобразной космологии, искажение христианского учения о сотворении мира очевидно, то в других произведениях дело обстоит сложнее. Так, в эпопее "Властелин колец" зло выглядит, да и является значительно более могущественной силой, чем добро. Оно почти всесильно, от него некуда укрыться, не к кому прибегнуть. "Всевидящее око" (один из главных образов книги) оказывается принадлежностью князя смерти в Мордоре, а не Бога (хотя в православной традиции есть даже икона с таким названием).
Бог если и присутствует у Толкиена, то в лучшем случае как Создатель, а не как Промыслитель, без воли Которого и волос с головы человека не упадет. Внутреннее ощущение при чтении книги: страх и напряжение, вызванное тем, что ошибка героев может повлечь за собой гибель всего мира. Кстати, главные герои — хоббиты — для победы над злом должны пройти "во глубину ада", в центр Мордора (аналогия с сошествием во ад Христа здесь невозможна по целому ряду причин, что понятно любому читателю).
Надо ли говорить о том, что христианская идея спасения совершенно противоположна: путь к Царствию Божию, а не в преисподнюю. Сама победа героев выглядит счастливой случайностью, которой могло и не быть.
Впрочем, детали можно долго обсуждать, но главная опасность произведения заключается именно в этом: ощущение силы зла и шаткой слабости, почти ничтожности добра. И если взрослый человек вполне может противопоставить этому "воздуху книги" внутреннее убеждение, то для ребенка это сделать гораздо сложнее, тем более, что форма сказки оказывает на него особенно сильное воздействие.
Кстати, неестественность придуманного Толкиеном мира доказывается таким уродливым явлением, как "толкинизм", когда поклонники писателя отказываются от реальности ради пребывания в виртуальном мире, перенесенном ими со страниц книги на земную жизнь. Впрочем, эта тема требует отдельного разговора…
Можно было бы посоветовать Вам для детского чтения книгу союзника Толкиена по литературному направлению, его друга Клайва С. Льюиса — "Хроники Нарнии". Она ничуть не менее увлекательна, чем "Властелин колец", столь же драматична, так же написана в сказочной форме, но с куда более христианским мироощущением. Порой Льюис в живой сказочной форме без малейшего дидактизма говорит о самых дорогих для христианина вещах: о крестной жертве Спасителя ("Льва Аслана") или о других истинах веры. Кстати, "Хроники Нарнии" с огромным интересом читаются и взрослыми, включая самых утонченных интеллектуалов.
Но самое лучшее — приучать детей к чтению православной литературы, Житий Святых". (http://www.pravoslavie.ru/answers/6465.htm)
|
––– Орлы мух не ловят (С. И. Павлов) |
|
|
Сат-Ок
магистр
|
20 февраля 2009 г. 15:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Минск большей эскапистки, чем Ассоль из "Алых Парусов" ещё поискать надо. Всё жизнь ждала принца на белом коне... э-э-э... под алыми парусами, только об этом и думала. Как ей вообще идея такая вообще в голову пришла?
Светлое, высокодуховное предчувствие лучшей жизни, правды её радости — это совершенно не то, нежели фантазии о том, как бы сбросить человеческую оболочку и стать эльфом или орком. Вообще же доказывать тут бессмысленно. Глядящему беспристрастно и так всё видно, жаждущий поспорить любой ценой не остановится. Словами-то бесконечно жонглировать можно... Уже одно то, что многие упорно отождествляют эскапизм с попыткой преодолеть быт и никак не разделяет фантазию как бесполезную маниловщину и фантазию как создание идеального образа ради улучшения реальной жизни, говорит о многом.
Процитирую Ивана Ефремова:
"Смотрите правде в глаза: неизбежная в наше время концентрация населения в больших городах, особенно в капиталистических странах, ухудшает индивидуальное здоровье и физическую крепость, хотя успехи медицины обусловливают большую продолжительность жизни и меньшую смертность от эпидемических заболеваний. Меньшая физическая крепость и повышающаяся нервная напряженность жизни ослабляют психическую уравновешенность человека. Получается множество психологических сдвигов, в большинстве своем малозаметных и безобидных, но иногда оборачивающихся вредными для общества последствиями. Интересно, что в странах с высоким уровнем жизни обычно эти психологические сдвиги развиты сильнее. Прежде всего пьянство и наркомания, как попытки дать отдых перегруженной нервной системе, уйти от давления условий жизни, понизить уровень восприятия мира до тупости животного. Затем дикие взрывы хулиганства в результате ослабления тормозящих центров мозга и прежде всего самодисциплины. И, наконец, то, что на Западе зовется эскапизмом — стремлением уйти куда попало от жизни непосильной и тревожной. Кто спасается коллекционированием пустяков, вроде марок, спичечных коробков или пригласительных билетов, кто собирает джазовые пластинки, упиваясь шумной ритмикой. В последней есть особый смысл. С незапамятной древности известно, что даже простые барабаны буквально гипнотизируют человека. Более тонкий вид эскапизма — мечта о других мирах, с прекрасными принцессами, ожидающими отважных землян в садах немыслимой красоты. Отсюда громадный успех фантастических произведений о космосе... — Как, вы против устремления в космос? — выскочила Рита и укрылась за плечом Ирины. — Какой же интеллигентный человек может быть против великолепной мечты человечества? — спокойно возразил Гирин. — Но совершенно необходимо, чтобы эта мечта не вырождалась в стремление убежать с Земли, где человек якобы оказался не в силах устроить жизнь. Уйти на поиски лучших миров, высоких цивилизаций или же на грабеж их, чтобы разбогатевшим пиратом вернуться на Землю, как это слишком часто изображается в американской фантастической литературе. Есть только один настоящий путь в космос — от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре. А для этого человек должен обеими ногами крепко стоять на Земле, переделывая ее радостным трудом и становясь все богаче и крепче духовно. Чтобы быть способным к титаническим усилиям, какие потребуются для реального покорения межзвездных пространств." (ЛБ)
|
––– Орлы мух не ловят (С. И. Павлов) |
|
|
Сат-Ок
магистр
|
20 февраля 2009 г. 15:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Настоящее искусство — долгий труд. Много ли сумеешь создать, если всю жизнь занят украшением дворцов и садов скульптурной дешевкой! А произведения настоящего искусства, литературы, архитектуры! Для человека это — щит, защита мечтой, не сбывающейся в природном течении жизни. — Мы называем искусство не щитом, а вехами борьбы с инферно, - сказала Родис. — Как ни называть, важно, чтобы искусство несло утешение, а не развлечение, увлекало на подвиг, а не давало снотворное, не занималось исканием дешевого рая, не превращалось в наркотик..." (ЧБ)
"“Динамизм” характерен для всей последней четверти века развития литературы, театра и кино Запада и иной раз находит, — правда, только как прием, — сторонников и последователей у нас, в странах социализма. Само собой разумеется, что типический отбор событий и известное “уплотнение” времени необходимы для всякого произведения художественной литературы. Однако существует определенный предел типизации, за которым концентрация ярких, волнующих, потрясающих случаев жизни становится искусственной, нарочитой, и “сжатие времени”, нужное для всякого повествования, переходит все границы правдивости. Насыщение произведения потрясающими событиями на всем протяжении повествования делает произведение легко читающимся, сильно действующим на эмоции и воображение, но это — наркотическая увлекательность. Все было бы не столь страшно, если бы не массовое, гигантское распространение “динамической” литературы.
Естественно, что приключенческая, фантастическая, военная и т. п. литература, в которой особенно сжат и насыщен отбор событий, пользуется большим успехом, и прежде всего среди молодежи. Но в ней же, по-моему, таится серьезная опасность, плоды которой уже сейчас начинают пожинать западноевропейские страны. Обычная трудовая жизнь вовсе не так сильно насыщена большими впечатлениями и переживаниями. Жизнь — это долгие дни, наполненные простыми радостями труда, отдыха, скромных, но отрадных “маленьких” впечатлений, ласкового слова, красивого цветка, облака, дуновения ветра. В череду трудовых будней, как звезды, вкраплены ослепительно яркие переживания и впечатления больших событий (которые, кстати, потому и ярки, что редки!). В “динамической” перспективе выпадает основа обыденной жизни, жизнь представлена состоящей лишь из ярких “звезд”, и (в этом вторая вредная ложь такой литературы!) человек якобы полностью сохраняет свежесть впечатлений и переживаний, какая возможна лишь при полном отдыхе нервной системы и по законам физиологии не может иметь места при частом повторении очень сильных ощущений. Они просто перестанут действовать и перейдут в надоевшую обыденность.
У воспитанной на “динамической” литературе, пьесах, фильмах молодежи (особенно той, которая читает только этот сорт литературы) притупляется качество, в древности считавшееся самым главным для человека, — трудовое терпение, способность выжидать результатов своей работы. Главная особенность сбившейся с пути молодежи Запада (да и наших “стиляг”) — различных “битников”, тедди-бойз, раггаров — это погоня за яркими впечатлениями и переживаниями, при полном отсутствии привычки к обыденной жизни. Начинается погоня за миражем, за призраками ощущений, заканчивающаяся серьезными разочарованиями и психологическими надрывами. Последние почти неизбежны, ибо “битники” потому и таковы, что принадлежат к наиболее психически неустойчивой части молодежи. Небольшая часть “битников” — дети очень состоятельных родителей, которые могут обеспечить себе “динамическую” насыщенность событиями в жизни, — вскоре убеждается, что эта насыщенность не имеет ничего общего с напряженными и яркими переживаниями героев призрачной жизни книг. Усталая психика отказывается получать удовольствие от смены впечатлений, приходится повышать их “силу”, и это кончается нелепейшими извращениями и психологическим срывом, тюрьмой или больничной койкой." ("Наклонный горизонт")
|
––– Орлы мух не ловят (С. И. Павлов) |
|
|
mastino
миродержец
|
20 февраля 2009 г. 15:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Сат-Ок Однако с православной точки зрения многое в произведениях Толкиена настораживает О_о... Сейчас придёт ***, и станет доказывать, что Толкиен до ужаса христианский писатель)))
|
|
|
fox_mulder
миродержец
|
20 февраля 2009 г. 15:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mastino доказывать, что Толкиен до ужаса христианский писатель))) Не до ужаса, но христианский, потому что писал в классической христианской традиции. Правда, без перегибов, как у того же Клайва Льюиса.
|
|
|