цитата AndTА судя по тому, орудием ее убийства послужил тот самый серповидный клинок, которым, видимо, Зевс лишил мужских признаков Кроноса, напрашиваются разные выводы и параллели...
Чрезвычайно тонкое наблюдение! От души благодарю Вас! Я Вам мало того скажу. По Аполлодору, один и тот же (либо идентично описанный) серповидный клинок встречается (говорю по памяти) трижды — при оскоплении Кроносом Урана, в сцене поражения Зевсом Тифона, и в горгономахии Персея. Учитывая центральный космогонический характер первых двух деяний, осуществляемых при помощи этого инструмента ("оружия богов", и Персею переданному не иначе как Гермесом), более чем логично предположить, что и третье деяние носит не меньший космогонический характер, значимость которого была несколько подзабыта. Кстати, Ваш текст про то, что Зевс оскопил Кроноса (а не Кронос — Урана) может быть в частном случае и простой опечаткой, но ведь и правда есть и такая версия мифа. Причём если в случае "Первого Ватиканского мифографа" это также может быть ошибкой составителя (изложение материала по Кроносу там путанное и непоследовательное), то Порфирий в "Пещере нимф" пишет прямым текстом, что как Зевс поступил с Кроносом ровно так, как Кронос поступил с Ураном. Налицо фрэзеровская схема передачи сакральной функции через жертвование предыдущего её исполнителя — значит, есть сильные основания предполагать, что и горгономахия это передача (либо отъём) сакральной функции от Горгоны к Персею.
цитата Reggie BannisterОбижала, конечно. Там вроде целая коллекция обращенных в камень была. А где Вы читаете эту информацию? Насколько помню, Горгона у Гигина вообще едва упоминается, у Аполлодора и в ПВМ развернутый рассказ, но без всякой "коллекции обращённых в камень", так чтобы лично ею, до прихода к ней Персея. Просто говорится, что Горгона "могла так делать". Как она летает и обращает в камень невинных людей — это сцена из советского мультика, введённая для того, чтобы для подвига Персея для зрителя была понятная гуманистическая мотивация. Потом-то да, Персей напревращал в камень всех своих недоброжелателей.
цитата AndTНе забываем, что Медуза на момент убийства Персеем была беременна.
цитата Bansarov* Кибелой и Митрой — что наводит на мысли, чем именно было загадочное "изнасилование у алтаря", и почему Горгона сочетает мужские и женские черты
цитата BansarovКак знать, возможно за мифом о Медузе и Персее стоит реальная жизненная история о неком жреце центрального космогонического культа, который в назначенный срок сбежал, не пожелав быть принесенным в жертву. А поскольку ближайший последовавший за этим неурожай люди связали с этим (очевидный ход магического сознания, чему и Фрэзер приводит примеры), то могла быть предпринята дальняя экспедиция, чтобы разыскать и убить бывшего жреца. Если принять именно такую, максимально прямую версию, то правда становится совсем непонятно, почему Медуза — женщина. Для решения этого вопроса необходимо проработать книгу "Дионис и прадионисийство" Вяч.Иванова (не путать с Вяч.Вс.). Там, в главах про "островной культ", есть и про сакрализацию обезглавливания, и про травестийность жрецов дионисийского культа и самого Диониса, и мысль про то, что горгономахия Персея — это "мужской ответ" на экстатические культы, описываемые как бегущая толпа страшных женщин, настигающая мужчину и разрывающего его на куски, с особым акцентом на отделение головы.
Причём "беременна по мужскому типу", так что разрешиться от бремени она могла только путём декапитации. Т.е. так же, как Зевс, когда он был беременен Афиной. Или когда Зевс донашивал Диониса, зашив его себе в бедро, которое потом требовалось рассечь для родовспоможения. Не сказано только, не серповидным ли клинком. И родившегося Диониса воспитывали как девочку, и как уже было сказано, в дальнейшем его миф и культ сопровождала травестийная атрибутика, так же как в ряде других культов Древнего Востока. А Афина, наоборот, вроде женского пола, даже участвовала в конкурсе Париса. Но принципиальная девственница. За ней бегал Гефест, она до того довела мужика, что он испустил семя ей на ногу, которое она с отвращением вытерла клочком шерсти, и из этого клочка шерсти, упавшего на землю, родился Эрихтоний, которого она воспитала как сына. Была воительницей, ходила в доспехах. У Тассо в "Освобожденном Иерусалиме" была своя дева-воительница, Клоринда, про которую у Тассо имеется недвусмысленное недвусмысленное сапфическое указание. Иначе говоря, кого ни возьми, Горгону, Афину, Диониса — где упоминается "беременность по мужскому типу", требующая для родовспоможения членовредительства, ввиду отсутствия физиологического отверстия для естественного хода событий — там рядом будем тема интерсексуальности.
|
|