автор |
сообщение |
ameshavkin
философ
|
17 октября 2009 г. 15:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Т.е. произведения похожие друг на друга как две капли воды.
Сонеты похожи друг на друга кк две капли воды. И что?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 15:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume По этому определению жанр это такой затасканный прием или совокупность приемов, породивший кучу эпигонов, штампов и т.д.
Не затасканный, а системный — и, конечно, опирающийся на уже имеющиеся у читателей знания. К чему каждый раз объяснять устройство звездолета, если можно написать "звездолет"? Стругацкие не стали эпигонами от того, что работали в жанре, который создал Уэллс. Эпигоны и штампы — следующий (неизбежный) этап развития жанра. Или направления. Или стиля.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Suzume
новичок
|
|
Karavaev
авторитет
|
|
ameshavkin
философ
|
17 октября 2009 г. 16:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Эпигоны и штампы — следующий (неизбежный) этап развития жанра. Или направления. Или стиля.
Бывает и наоборот. В русскрй литературе сначала был массовый, эпиогнский байронизм, из которого позднее вырос Лермонтов.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 16:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Стругацкие не стали эпигонами от того, что работали в жанре, который создал Уэллс.
Поучается "Страна багровых туч", "Улитка на склоне" и "ОЗ" относятся к одному жанру.
Сонеты похожи друг на друга кк две капли воды. И что?
Хокку тоже похожи как капли воды. Тут заранее заданные рамки. А мы пытаемся в эти рамки впихнуть то, что авторы уже наваяли раньше. Тут принципиальная разница. А что делать, если произведение в этих рамок вываливается? Гнать из литературы поганой метлой?
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 16:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Ага, а лавстори — это жанр или метод?
"Romance" от издательства "Арлекин" — безусловно, жанр. Зародившийся из много чего, в т.ч. и "Анны Карениной", которая, в свою очередь...
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 16:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Бывает и наоборот. В русскрй литературе сначала был массовый, эпиогнский байронизм, из которого позднее вырос Лермонтов.
Конечно. Закон Тынянова-Шкловского — постоянная смена "центра" и "периферии" литературы, в обоих направлениях.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 16:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume А мы пытаемся в эти рамки впихнуть то, что авторы уже наваяли раньше. Тут принципиальная разница. А что делать, если произведение в этих рамок вываливается? Гнать из литературы поганой метлой?
Кто пытается втиснуть? ("Назовите этого подлого пса!" — "Это вы, сэр!") Речь идет о текстах, которые создаются в рамках жанров, которые могут быть более широкими или более узкими. И о текстах, которые находятся на пересечении жанров. И о текстах, которые ни к одному частному жанру не принадлежат. Понять жанр текста — значит, прежде всего, понять традицию, в которой он функционирует. Прибивать текст к жанру гвоздями, чтобы не убежал, никто и не думает.
цитата Suzume Поучается "Страна багровых туч", "Улитка на склоне" и "ОЗ" относятся к одному жанру.
Нет, конечно. "Стругацкие работали в жанре..." — я не сказал: только в этом жанре. "Улитка", кстати, вообще почти внежанровая вещь ("почти" — потому что история Кандида происходит из НФ, из "Беспокойства").
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 16:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Интересное замечание.
Есть 2 подхода.
1) Мы задаем определенные правила и в расках этих правил писатель работает. (Сонеты, хокку) 2) Авторы пишут что хотят, а потом собираются дяди и тети и пытаются енто творчество в рамки и правила запихнуть. И иногда это даже удается Но куда приписывать то что не влезло? И понеслось, классификации размножаются как кролики. Появляются новые термины. И что к чему разобраться уже невозможно.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 16:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Авторы пишут что хотят, а потом собираются дяди и тети и пытаются енто творчество в рамки и правила запихнуть. И иногда это даже удается
Так мы скоро дойдем до спора Платона с Аристотелем. Если серьезно — существуют определенные линии развития литературы. Жанровые в том числе. Своеобразие каждого текста связано, помимо прочего и с тем, насколько он зависит от этих линий, как играет с ними, отталкивается и т.п. Понимание истории литературы без осознания этих связей и преемственности, без понимания эволюции жанровой системы невозможно. Хотя бы потому, что в целом ряде случаев (вспомним хотя бы поэтику классицизма) жанр определяет на поэтику произведения так же жестко, как хокку — количество слогов в строке. А когда любой дилетант (не имею в виду никого из участников дискуссии) предлагает свою классификацию имени тов. Прокруста — наука филология здесь не при чем. Потому что цель филологии — увидеть и закономерности, и своеобразие.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 16:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мы пришли к выводу что у детектива, есть общий скелет для всех призведений этого жанра. Так.
А как быть с фантастикой? Тут инверсия в основе произведения, а тут конверсия, а тут вообще другой жанр в фантастических декорациях.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 16:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume А как быть с фантастикой?
А фантастика как таковая — метажанр, определение я давал на прошлой странице. НФ — квазинаучное объяснение "необычайного" и/или экстраполяция научных и социальных тенденций, с дальнейшим разделением на поджанры. И т.п.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 16:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А фантастика как таковая — метажанр, определение я давал на прошлой странице. НФ — квазинаучное объяснение "необычайного" и/или экстраполяция научных и социальных тенденций, с дальнейшим разделением на поджанры. И т.п.
Выскажу свое мнение ДИЛЕТАНТА. Такое определение не учитывает различия в глубинных структурах НФ, фэнтези и другой прозы. А классификация по внешним признакам сродне объединению личинок насекомых, змей, некоторых ящериц и червей в одну группу животных в биологии.
А поджанры это очевидно хронооперы, космооперы, вторжение пришельцев и т.д.? Убогая какая-то фантастика получется, если честно.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
17 октября 2009 г. 16:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Мы пришли к выводу что у детектива, есть общий скелет для всех призведений этого жанра. Так.
Нет. Это верно только для классического детектива. Есть много других типов, которые сюда не вмещаются.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 16:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Нет. Это верно только для классического детектива. Есть много других типов, которые сюда не вмещаются.
То есть вы отрицаете, что существует нечто общее, что позволяет объединить эти произведения?
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 16:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Такое определение не учитывает различия в глубинных структурах НФ, фэнтези и другой прозы.
Какие именно различия? Предъявите.
цитата Suzume А поджанры это очевидно хронооперы, космооперы, вторжение пришельцев и т.д.? Убогая какая-то фантастика получется, если честно.
И эти в том числе. Почему — убогая?
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
ameshavkin
философ
|
17 октября 2009 г. 16:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume То есть вы отрицаете, что существует нечто общее, что позволяет объединить эти произведения?
"Нечто общее" существует, но к текстам произведений это не имеет отношения.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 16:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Какие именно различия? Предъявите.
Так я же не литературовед:) Например, сложная организация текста — простая организация текста, четкая структура — аморфная структура. Я так понимаю меня с обоих сторон филологи шпыняют, вам виднее;) Может их и нет и различия идут только по внешним признакам.
цитата И эти в том числе. Почему — убогая?
Вам интересно читать произведение, где кроме вторжения инопланетян с задействованием простой временной петли, больше ничего нет?
|
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 17:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата "Нечто общее" существует, но к текстам произведений это не имеет отношения.
То есть это "нечто общее" не есть сюжетообразующее начало?
И вот что получается произведения с однопараметровые с четкой структурой. Наиболее полно соответствуют определению жанра как "Повторяющейся, узнаваемой читателем совокупности (как правило, последовательность) приемов."
А произведения с размытой, сложной структурой соответствуют так называемой внежанровой литературе.
Я не утверждаю, что все должно вертеться вокруг внутренней структуры. Но отрицать её существование?
|
|
|