автор |
сообщение |
Karavaev
авторитет
|
17 октября 2009 г. 21:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Спорщики, а охарактеризуйте мне, исходя из темы, Мастера и Маргариту, а? Спрашиваю без "второго дна", реально интересно. В универе, помниться, сколько филологов на семинарах получили моральные травмы и телесные повреждения.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 22:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Спорщики, а охарактеризуйте мне, исходя из темы, Мастера и Маргариту, а?
Модернистская фантастика, восходящая к немецкой романтической повести, конкретно — к Гофману. И ни к какому более конкретному жанру я роман отнести не могу.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 22:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Спорщики, а охарактеризуйте мне, исходя из темы, Мастера и Маргариту, а?
Модернистский роман, где автор прибегает к фантастике как к приему.
Почему сложно говорить об этой книге как о чистой фантастике? Потому что для чистой фантастики нехарактерен "темный", "непрозрачный" символизм, которого у Булгакова в этой книге очень много.
И не забудем также о том, что роман этот доделывали после его смерти — т. е. образную систему в нем нельзя считать определившейя.
Чистая фантастика у Булгакова — это "Собачье сердце" и "Роковые яйца".
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
17 октября 2009 г. 22:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Модернистская фантастика
На семинарах РГФ, на коих мне удалось присутствовать, ты бы был предан остракизму, анафеме и, не исключено, четвертован. Определение "фантастика" от МиМ отгоняли пинками и дубинами. Свидетельствую
|
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 22:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev На семинарах РГФ, на коих мне удалось присутствовать, ты бы был предан остракизму, анафеме и, не исключено, четвертован. Определение "фантастика" от МиМ отгоняли пинками и дубинами.
Интересно было бы послушать аргументы тамошних товарищей. Хотя я тоже склоняюсь к вердикту "не фантастика".
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
17 октября 2009 г. 22:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Назовите произведение, которое опознается как фантастическое и при этом не укладывается в один из 3-х вариантов фантастического хронотопа: 1. Утопия (разумею несуществующее место, а не идеальное государство) 2. Ухрония (несуществующее время-как-место) 3. Ускэвия (несуществующая вещь в подчеркнуто реалистичноизображенном хронотопе).
А любой рассказ, где фантастический перед нами элемент или реальность не объясняется. У Вальтера Скотта рассказы есть в таком ключе написанные, да много у кого...
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
17 октября 2009 г. 22:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Интересно было бы послушать аргументы тамошних товарищей
Ну, там из простых слов только "в" и "на" были. Филологи. Куды уж мне, биологу. Мне даже внимательное чтение Бахтина не помогало. Много было разных аргументов, уж и не припомню, 20лет прошло. Но выводы помню.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 22:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou И не забудем также о том, что роман этот доделывали после его смерти — т. е. образную систему в нем нельзя считать определившейя.
"Доделки" относились исключительно к стилю. Вся образная, идейная и пр. система романа — авторские, без редакторских наслоений.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 22:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Потому что для чистой фантастики нехарактерен "темный", "непрозрачный" символизм, которого у Булгакова в этой книге очень много.
В каком смысле "чистая"? Жанровая? Что подразумевается под "непрозрачным символизмом"?
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 22:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew А любой рассказ, где фантастический перед нами элемент или реальность не объясняется. У Вальтера Скотта рассказы есть в таком ключе написанные, да много у кого...
Какая разница, оьбъясняется или нет? Моя классификация к этому индифферентна.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 22:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Определение "фантастика" от МиМ отгоняли пинками и дубинами.
Безусловно, фантастика — и, безусловно, нежанровая. *Пожимает плечами.*
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 22:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak "Доделки" относились исключительно к стилю. Вся образная, идейная и пр. система романа — авторские, без редакторских наслоений.
Да вестимо, они авторские — но у меня вот отчетливое впечатление, что автор метался между _двумя_ образными системами, да так и не определился. А авторские они обе, да...
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 22:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou автор метался между _двумя_ образными системами, да так и не определился.
А какими именно?
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
17 октября 2009 г. 22:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Безусловно, фантастика — и, безусловно, нежанровая.
Нечего пожимать. Тогда звучало "мистический, религиозный, даже мифологический". Фантастика не всерьез рассматривалась. Мистикой все и ограничивали. Дьявол все-таки категория не фантастическая
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
17 октября 2009 г. 22:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Какая разница, оьбъясняется или нет? Моя классификация к этому индифферентна.
Ну как же индифферентна? Берем рассказ, где действие происходит в реальном 18 веке, в реальной Шотландии. Старуха, которую считают ведьмой напророчила кровь, что будет на кинжале гуртовщика. Т.е. фантастическая вещь — она видела будущее (будто бы!). Но события разворачиваются так, что гуртовщик об этом вспомнил по пьяни и устроил поножовщину, тем самым выполнив напророченное. Есть у нас тут фантастический элемент или нет непонятно. Фантастика ли это?
Или другая история, где вроде бы есть фантастический элемент, но в конце всё подается так, что это можно и без его участия объяснить.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 22:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Дьявол все-таки категория не фантастическая
Воланд — существо исключительно литературное (оперное), не обладающее даже той долей "реальности", которая есть у черта в "Карамазовых". Впрочем, что-что, а уж романтическая и модернистская фантастика вмешают в себя все, что угодно — от эльфов до огненных ангелов. И ничего, фантастика.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 22:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Есть у нас тут фантастический элемент или нет непонятно. Фантастика ли это?
Интересные полюса мнений. Ольга склоняется к тому, что "Мастер"
цитата kagerou "не фантастика"
- а для Цветана Тодорова только тексты, аналогичные приведенному тобой примеру, фантастикой и являются. (Везде, где есть определенность, это уже не "фантастика", а "чудесное"). Терминология!
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 22:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak В каком смысле "чистая"? Жанровая? Что подразумевается под "непрозрачным символизмом"?
Я разумею "чистая" как "создающая фантастический хронотоп".
В названных рассказах Булгаков выстраивает фантастический хронотоп типа "ускэвия" — несуществующая вещь, помещенная в подчеркнуто реалистическую атмосферу.
В "Мастере и Маргарите" такой ускэос тоже есть — это Воланд и его компания. Но вот в чем штука: он выступает связующим звеном между двумя хронотопами, и в рамках второго хронотопа — Иерусалимского — он уже никакой не ускэос. Он мифическая сущность в пространстве мифа.
Теперь, что такое "непрозрачный" символизм. Берем "Собачье сердце". Символика прозрачна, как фильтрованное пиво: профессор Преображенсий в своей гордыне повторяет в миниатюре уникальный эксперимент тех самых большевиков, которых он так ненавидит: выращивает "нового человека". Но получается у него то же, что и у большевиков в масштабах страны: из собаки с пересаженным гипофизом морального урода под влиянием такого же урода Швондера вырастает, кто бы мог подумать, опять же урод. Garbage in — garbage out. В "Роковых яйцах" опять же буквально развита в сюжет метафора о "гидре контрреволюции". Все ясно.
В МиМ символика гораздо сложнее и может рактоваться неоднозначно в большинстве случаев. Причем нередко третий-четвертый слои не видны нам сегодня из-за отсутствия у нас нужного ультурного бэкграунда. Например, пока я не познакомилась с праославной Литургией, я не могла въехать как следует в сцену бала у Воланда.
|
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 22:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Есть у нас тут фантастический элемент или нет непонятно. Фантастика ли это?
Нет, не фантастика. Это как с дьяволом и Иваном Карамазовым — вещи, которые сегодня воспринимаются как фантастика, могут так не восприниматься в рамках соответствующего социокультурного контекста. Старушка, у которой есть "глаз" для Шотландии времен Скотта — самая что ни на есть реальная реальность.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
17 октября 2009 г. 22:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Нет, не фантастика. Это как с дьяволом и Иваном Карамазовым — вещи, которые сегодня воспринимаются как фантастика, могут так не восприниматься в рамках соответствующего социокультурного контекста. Старушка, у которой есть "глаз" для Шотландии времен Скотта — самая что ни на есть реальная реальность.
Отлично! А как насчёт современного эквивалента — рассказа Булычева "Берегись колдуна!"? Это фантастика или нет?
|
|
|