Фантастика жанр или метод


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

Фантастика - жанр или метод?

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 13:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Suzume

Если мы возьмем классический детектив и поменяем в нем антураж.

Детектив это жанр или метод?
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 13:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Это уже не Бахтин, а позднейшие развиватели темы.

Это Бахтин, но поздний:

цитата

Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является такой ценностью.

цитата

В первом очерке мы коснулись хронотопа встречи; в этом хронотопе преобладает временной оттенок, и он отличается высокой степенью эмоционально-ценностной интенсивности. Связанный с ним хронотоп дороги обладает более широким объемом, но несколько меньшей эмоционально-ценностной интенсивностью.

цитата

Назовем здесь еще такой, проникнутый высокой эмоционально-ценностной интенсивностью, хронотоп, как порог; он может сочетаться и с мотивом встречи, но наиболее существенное его восполнение — это хронотоп кризиса и жизненного перелома.

("Заключительные замечания" к "Формам времени и хронотопа...")

При таком широком понимании, конечно, хронотопом оказывается все, что угодно. Бахтин создал удобный инструментарий, но сам же и лишил его терминологической определенности. А мы, филологи, и рады.
С идеей о жанрообразующей природе ронотопа я согласиться не могу — или, вернее, могу, но далеко не во всех случаях. Какой хронотоп определяет жанр детектива? Почему "фантастическая вещь" в реальном время пространстве — это хронотоп?
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 13:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Детектив это жанр или метод?

Вот с этого и нужно было начинать. :-D
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


новичок

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 13:45  
цитировать   |    [  ] 
Педивикия утверждает, что жанр:-D


новичок

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 13:51  
цитировать   |    [  ] 
Я думаю, что метод. Он подобен каркасу произведения. Можно оставить его девственно чистым, одноплановым и получиться классический детектив. А можно такого вокруг него накрутить! И будет роман, прямо по определению.

Так что исходя из таких соображений, жанры это повесть, новелла, роман.


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 13:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Suzume

Если мы возьмем классический детектив и поменяем в нем антураж. Заменим убийцу на робота, а убитого на инопланетянина. Это фантастика? Или это так и останется детективом. А если фантастика это жанр или метод?;


Детектив — жанр, но жанровая формула детектива может накладываться на любой хронотоп, в том числе и фантастический.


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 14:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Какой хронотоп определяет жанр детектива?


"Центростремительный". Я его так условно назвала, на ходу, если вам известно более удобное название — скажите.
В чем суть центростремительного хронотопа? В том, что все времена и места в детективном повествовании связаны с главным местом-временем: моментом, когда происходит преступление и местом, где оно происходит. Расследование снова и снова возвращается туда, и куда бы оно ни уходило — отправной точкой все равно является этот момент.

Сам этот момент до конца расследования покрыт мраком. ЧТО ИМЕННО в нем произошло — и есть главным вопросом на протяжении всего повествования. Детективный хронотоп — это постоянное наматывание кругов около событийного центра — до тех пор пока он не обозначится явственно. Это как вальс — мелодия может варьироваться, но размер всегда будет 3/4, или это не вальс.

цитата

Почему "фантастическая вещь" в реальном время пространстве — это хронотоп?


Потому что она превращает хронотоп в фантастический. Москва, в которой колбасятся Воланд и Ко — это уже НЕ реалистическая Москва.
Ктати, сразу прошу — не будем путать "реальное время" и "реалистический образ пространства-времени". В литературе реального времени нет, есть реалистический образ времени.

И вот почему я как бы противница того, чтобы называть фантастику методом: мне слово "метод" нужно для реализма. Реализм — это метод, которым вовсю пользуется фантастика; и никак не наоборот! Т. е. современный фантастический жанр, каким он сейчас есть, каким он сложился на данный момент, начало 21-го столетия — использует весь арсенал ПРИЕМОВ, входящих в "обойму" реализма как МЕТОДА. Фантастика, которую мы тут на Фантлабе, обсуждаем, включает в себя реализм как метод — и потому сама методом быть не может.


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 14:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата Suzume

Так что исходя из таких соображений, жанры это повесть, новелла, роман.


Да. С одной стороны.
А с другой, проблема жанра — это одна из самых болючих проблем литературоведения, потому что привычное понимание жанра не может многого объяснить. Чтоб далеко не ходить за примерами: "Братья Карамазовы" — роман, "Улисс" — роман и "Гиперион" — роман; а похожи они все три друг на друга — "як свиня на коня".


новичок

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 14:38  
цитировать   |    [  ] 
Суть детектива одной фразой — последовательное выявление некоторых событий. И это жанр? Скорее это прием, каркас, на который можно наростить что угодно. Как правило воображение авторов довольно убого. Берется набор штампов и получается, так называемый классический детектив. Одномерное произведение.

Классифицировать жанры по какому-то одному формальному признаку чистой воды идиотизм. Например, по объему: 1-2 а.л. рассказ, 3-8 повесть, 9 и больше — роман.
Это если бы я будучи биологом поделил животных на летучих: летучие мыши, бабочки, птицы. Ползучих: змеи, черви. и т.д.


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 14:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Suzume

Суть детектива одной фразой — последовательное выявление некоторых событий. И это жанр?


Хе. Суть сонета одной фразой — 14-строчное стихотворение из двух катреов и двух терцетов или трех катренов и одного двустишия. И это жанр? Поди ж ты, жанр.

цитата Suzume

Классифицировать жанры по какому-то одному формальному признаку чистой воды идиотизм.


Да. Но к счастью, признаков больше одного.

цитата Suzume

Как правило воображение авторов довольно убого. Берется набор штампов и получается, так называемый классический детектив. Одномерное произведение.


Да, особенно у такхх проихзводтелей тупой жвачки как Чандлер или Макбэйн :)


новичок

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Хе. Суть сонета одной фразой — 14-строчное стихотворение из двух катреов и двух терцетов или трех катренов и одного двустишия. И это жанр? Поди ж ты, жанр.


Тут мы видим строгие рамки. А тут?

последовательное выявление некоторых событий

Можно нагородить все что угодно. Не говоря уже о том, что поэзия и проза немного разные вещи8:-0

Да, особенно у такхх проихзводтелей тупой жвачки как Чандлер или Макбэйн :)

И где противоречие в моих словах?


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата Suzume

Тут мы видим строгие рамки. А тут?

последовательное выявление некоторых событий

Можно нагородить все что угодно. Не говоря уже о том, что поэзия и проза немного разные вещи


Видите ли, "последовательное выявление некоторых событий" — этот тезис выдвинули вы, и я не помню, чтобы я его принимала.
Проще говоря, я не вижу в этом формального признака детектива.

цитата

И где противоречие в моих словах?


Там не противоречие, там просто — как бы так сформулировать, чтобы модерацию не накликать — неполнота. "Формульный" детектив может быть плохой прозой, может быть хорошей. Одномерноой или многомерной — возьмите хотя бы тогло же Макбэйна, такие романы как "Hark!" или "Lullaby" — где там одномерность?


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата Suzume

каркас, на который можно наростить что угодно

Вполне приемлемое определение жанра. То же самое, что "совокупность формальных и содержательных признаков". С поправкой: "нарастить" можно не все, что угодно, а сюжет.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

"Центростремительный".

Понимаю — но не согласен, что хронотоп остается термином, если его трактовать настолько расширительно. Мир детектива — и во времени, и в пространстве — не определяется местом преступления так, как античный или рыцарский роман определяется дорогой, готический — замком и т.п. Жанр "Союза рыжих" и "Собаки Баскервилей" один, а хронотоп совершенно разный.
(Поэтому и "порог" — не хронотоп. Явление иного порядка.)

Для ясности попробую сформулировать свое понимание того, как соотносятся термины.
1. ПРИЕМ — единичное явление, существующее в рамках определенного жанра или стиля, элемент сюжета или структуры. Пример на уровне сюжета: дьяволова бутылка или экликсир доктора Джекила у Стивенсона. Фантастика как прием в "Носе", "Превращении" и т.п.
2. ЖАНР — (1) Повторяющаяся, узнаваемая читателем совокупность (как правило, последовательность) приемов. Эдгар По изобрел детектив не тогда, когда написал "Убийство на улице Морг", а когда приписал к нему другие — такие же — истории о Дюпене. (2) Формальное построение, определяющее структуру текста (сонет; рассказ; роман). Текст может объективно относиться к жанру, даже вне зависимости от намерений автора (романы Исигуры и Этвуд, отрицающих, что они пишут НФ). Писателя может интересовать фантастическая ситуация как таковая, но она может служить и развернутой метафорой (тогда и говорят о "ф. как методе", "ф. как приеме", что запутывает всех участников дискуссий).
3. МЕТАЖАНР — объединенная неким общим признаком совокупность жанров в смысле 1. Фантастика как общее понятие для НФ, фэнтези и т.п. (общий признак — последовательное, внутренне непротиворечивое сюжетообразующее использование элемента необычайного). К ф. как метажанру могут относиться произведения, не принадлежащие ни к одному частному жанру ("Пещера" Дяченко — не фэнтези, не НФ, не альтернативка и т.п.). Очевидно, что произведение может относиться и к разным жанрам, и к разным метажанрам (фантастический детектив и т.п.).
4. СТИЛЬ — принципы, определяющие художественную эпоху (романтизм, реализм, модернизм) или особенности творчества автора (стиль Рафаэля, Пушкина, Феллини).
5. МЕТОД — "лучше вообще не будем о нем говорить" (Хармс)
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

"Братья Карамазовы" — роман, "Улисс" — роман и "Гиперион" — роман; а похожи они все три друг на друга — "як свиня на коня".

У них гораздо больше общего, чем кажется. Достаточно сравнить с "Эфиопикой", "Брутом", "Романом о Розе", "Астреей", "Путем паломника"...
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


новичок

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:30  
цитировать   |    [  ] 
Я просто хочу чтобы стороны пришли хотя бы к общей терминологии:)

цитата

Проще говоря, я не вижу в этом формального признака детектива.


Аргументируйте пожалуйста свою точку зрения.

Там не противоречие, там просто — как бы так сформулировать, чтобы модерацию не накликать — неполнота. "Формульный" детектив может быть плохой прозой, может быть хорошей. Одномерноой или многомерной — возьмите хотя бы тогло же Макбэйна, такие романы как "Hark!" или "Lullaby" — где там одномерность?

Как правило воображение авторов довольно убого. Берется набор штампов и получается, так называемый классический детектив.
Как правило и всегда. Видна разница? Я обычно a priori считаю собеседника не дураком и читаю внимательно его посты8-)


новичок

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:37  
цитировать   |    [  ] 
2. ЖАНР — (1) Повторяющаяся, узнаваемая читателем совокупность (как правило, последовательность) приемов. Эдгар По изобрел детектив не тогда, когда написал "Убийство на улице Морг", а когда приписал к нему другие — такие же — истории о Дюпене.

По этому определению жанр это такой затасканный прием или совокупность приемов, породивший кучу эпигонов, штампов и т.д. Т.е. произведения похожие друг на друга как две капли воды.
Утрирую конечно;)


авторитет

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата Suzume

Как правило воображение авторов довольно убого. Берется набор штампов и получается, так называемый классический детектив.

Эк вы детективы опустили)
Приведите что ли этот пресловутый набор штампов
–––
tomorrow never knows


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Petro Gulak

относиться к жанру, даже вне зависимости от намерений автора (романы Исигуры и Этвуд, отрицающих, что они пишут НФ).

Исигура и Этвуд прекрасно знают, что они пишут нф, но не признают этого публично, т.к. не хотят уронить репутацию "серьезных писателей".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 15:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Исигура и Этвуд прекрасно знают, что они пишут нф, но не признают этого публично, т.к. не хотят уронить репутацию "серьезных писателей".

Оно конечно. Но "официально"...
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.
Страницы: 123...56789...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика - жанр или метод?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх