автор |
сообщение |
ameshavkin
философ
|
17 октября 2009 г. 13:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Если мы возьмем классический детектив и поменяем в нем антураж.
Детектив это жанр или метод?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 13:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Это уже не Бахтин, а позднейшие развиватели темы.
Это Бахтин, но поздний:
цитата Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является такой ценностью.
цитата В первом очерке мы коснулись хронотопа встречи; в этом хронотопе преобладает временной оттенок, и он отличается высокой степенью эмоционально-ценностной интенсивности. Связанный с ним хронотоп дороги обладает более широким объемом, но несколько меньшей эмоционально-ценностной интенсивностью.
цитата Назовем здесь еще такой, проникнутый высокой эмоционально-ценностной интенсивностью, хронотоп, как порог; он может сочетаться и с мотивом встречи, но наиболее существенное его восполнение — это хронотоп кризиса и жизненного перелома.
("Заключительные замечания" к "Формам времени и хронотопа...")
При таком широком понимании, конечно, хронотопом оказывается все, что угодно. Бахтин создал удобный инструментарий, но сам же и лишил его терминологической определенности. А мы, филологи, и рады. С идеей о жанрообразующей природе ронотопа я согласиться не могу — или, вернее, могу, но далеко не во всех случаях. Какой хронотоп определяет жанр детектива? Почему "фантастическая вещь" в реальном время пространстве — это хронотоп?
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 13:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Детектив это жанр или метод?
Вот с этого и нужно было начинать.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Suzume
новичок
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 13:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я думаю, что метод. Он подобен каркасу произведения. Можно оставить его девственно чистым, одноплановым и получиться классический детектив. А можно такого вокруг него накрутить! И будет роман, прямо по определению.
Так что исходя из таких соображений, жанры это повесть, новелла, роман.
|
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 13:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Если мы возьмем классический детектив и поменяем в нем антураж. Заменим убийцу на робота, а убитого на инопланетянина. Это фантастика? Или это так и останется детективом. А если фантастика это жанр или метод?;
Детектив — жанр, но жанровая формула детектива может накладываться на любой хронотоп, в том числе и фантастический.
|
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 14:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Какой хронотоп определяет жанр детектива?
"Центростремительный". Я его так условно назвала, на ходу, если вам известно более удобное название — скажите. В чем суть центростремительного хронотопа? В том, что все времена и места в детективном повествовании связаны с главным местом-временем: моментом, когда происходит преступление и местом, где оно происходит. Расследование снова и снова возвращается туда, и куда бы оно ни уходило — отправной точкой все равно является этот момент.
Сам этот момент до конца расследования покрыт мраком. ЧТО ИМЕННО в нем произошло — и есть главным вопросом на протяжении всего повествования. Детективный хронотоп — это постоянное наматывание кругов около событийного центра — до тех пор пока он не обозначится явственно. Это как вальс — мелодия может варьироваться, но размер всегда будет 3/4, или это не вальс.
цитата Почему "фантастическая вещь" в реальном время пространстве — это хронотоп?
Потому что она превращает хронотоп в фантастический. Москва, в которой колбасятся Воланд и Ко — это уже НЕ реалистическая Москва. Ктати, сразу прошу — не будем путать "реальное время" и "реалистический образ пространства-времени". В литературе реального времени нет, есть реалистический образ времени.
И вот почему я как бы противница того, чтобы называть фантастику методом: мне слово "метод" нужно для реализма. Реализм — это метод, которым вовсю пользуется фантастика; и никак не наоборот! Т. е. современный фантастический жанр, каким он сейчас есть, каким он сложился на данный момент, начало 21-го столетия — использует весь арсенал ПРИЕМОВ, входящих в "обойму" реализма как МЕТОДА. Фантастика, которую мы тут на Фантлабе, обсуждаем, включает в себя реализм как метод — и потому сама методом быть не может.
|
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 14:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Так что исходя из таких соображений, жанры это повесть, новелла, роман.
Да. С одной стороны. А с другой, проблема жанра — это одна из самых болючих проблем литературоведения, потому что привычное понимание жанра не может многого объяснить. Чтоб далеко не ходить за примерами: "Братья Карамазовы" — роман, "Улисс" — роман и "Гиперион" — роман; а похожи они все три друг на друга — "як свиня на коня".
|
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 14:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Суть детектива одной фразой — последовательное выявление некоторых событий. И это жанр? Скорее это прием, каркас, на который можно наростить что угодно. Как правило воображение авторов довольно убого. Берется набор штампов и получается, так называемый классический детектив. Одномерное произведение.
Классифицировать жанры по какому-то одному формальному признаку чистой воды идиотизм. Например, по объему: 1-2 а.л. рассказ, 3-8 повесть, 9 и больше — роман. Это если бы я будучи биологом поделил животных на летучих: летучие мыши, бабочки, птицы. Ползучих: змеи, черви. и т.д.
|
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 14:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Суть детектива одной фразой — последовательное выявление некоторых событий. И это жанр?
Хе. Суть сонета одной фразой — 14-строчное стихотворение из двух катреов и двух терцетов или трех катренов и одного двустишия. И это жанр? Поди ж ты, жанр.
цитата Suzume Классифицировать жанры по какому-то одному формальному признаку чистой воды идиотизм.
Да. Но к счастью, признаков больше одного.
цитата Suzume Как правило воображение авторов довольно убого. Берется набор штампов и получается, так называемый классический детектив. Одномерное произведение.
Да, особенно у такхх проихзводтелей тупой жвачки как Чандлер или Макбэйн :)
|
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 15:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Хе. Суть сонета одной фразой — 14-строчное стихотворение из двух катреов и двух терцетов или трех катренов и одного двустишия. И это жанр? Поди ж ты, жанр.
Тут мы видим строгие рамки. А тут?
последовательное выявление некоторых событий
Можно нагородить все что угодно. Не говоря уже о том, что поэзия и проза немного разные вещи
Да, особенно у такхх проихзводтелей тупой жвачки как Чандлер или Макбэйн :)
И где противоречие в моих словах?
|
|
|
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 15:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Тут мы видим строгие рамки. А тут?
последовательное выявление некоторых событий
Можно нагородить все что угодно. Не говоря уже о том, что поэзия и проза немного разные вещи
Видите ли, "последовательное выявление некоторых событий" — этот тезис выдвинули вы, и я не помню, чтобы я его принимала. Проще говоря, я не вижу в этом формального признака детектива.
цитата И где противоречие в моих словах?
Там не противоречие, там просто — как бы так сформулировать, чтобы модерацию не накликать — неполнота. "Формульный" детектив может быть плохой прозой, может быть хорошей. Одномерноой или многомерной — возьмите хотя бы тогло же Макбэйна, такие романы как "Hark!" или "Lullaby" — где там одномерность?
|
|
|
ameshavkin
философ
|
17 октября 2009 г. 15:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume каркас, на который можно наростить что угодно
Вполне приемлемое определение жанра. То же самое, что "совокупность формальных и содержательных признаков". С поправкой: "нарастить" можно не все, что угодно, а сюжет.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 15:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou "Центростремительный".
Понимаю — но не согласен, что хронотоп остается термином, если его трактовать настолько расширительно. Мир детектива — и во времени, и в пространстве — не определяется местом преступления так, как античный или рыцарский роман определяется дорогой, готический — замком и т.п. Жанр "Союза рыжих" и "Собаки Баскервилей" один, а хронотоп совершенно разный. (Поэтому и "порог" — не хронотоп. Явление иного порядка.)
Для ясности попробую сформулировать свое понимание того, как соотносятся термины. 1. ПРИЕМ — единичное явление, существующее в рамках определенного жанра или стиля, элемент сюжета или структуры. Пример на уровне сюжета: дьяволова бутылка или экликсир доктора Джекила у Стивенсона. Фантастика как прием в "Носе", "Превращении" и т.п. 2. ЖАНР — (1) Повторяющаяся, узнаваемая читателем совокупность (как правило, последовательность) приемов. Эдгар По изобрел детектив не тогда, когда написал "Убийство на улице Морг", а когда приписал к нему другие — такие же — истории о Дюпене. (2) Формальное построение, определяющее структуру текста (сонет; рассказ; роман). Текст может объективно относиться к жанру, даже вне зависимости от намерений автора (романы Исигуры и Этвуд, отрицающих, что они пишут НФ). Писателя может интересовать фантастическая ситуация как таковая, но она может служить и развернутой метафорой (тогда и говорят о "ф. как методе", "ф. как приеме", что запутывает всех участников дискуссий). 3. МЕТАЖАНР — объединенная неким общим признаком совокупность жанров в смысле 1. Фантастика как общее понятие для НФ, фэнтези и т.п. (общий признак — последовательное, внутренне непротиворечивое сюжетообразующее использование элемента необычайного). К ф. как метажанру могут относиться произведения, не принадлежащие ни к одному частному жанру ("Пещера" Дяченко — не фэнтези, не НФ, не альтернативка и т.п.). Очевидно, что произведение может относиться и к разным жанрам, и к разным метажанрам (фантастический детектив и т.п.). 4. СТИЛЬ — принципы, определяющие художественную эпоху (романтизм, реализм, модернизм) или особенности творчества автора (стиль Рафаэля, Пушкина, Феллини). 5. МЕТОД — "лучше вообще не будем о нем говорить" (Хармс)
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
ameshavkin
философ
|
17 октября 2009 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou "Братья Карамазовы" — роман, "Улисс" — роман и "Гиперион" — роман; а похожи они все три друг на друга — "як свиня на коня".
У них гораздо больше общего, чем кажется. Достаточно сравнить с "Эфиопикой", "Брутом", "Романом о Розе", "Астреей", "Путем паломника"...
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 15:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я просто хочу чтобы стороны пришли хотя бы к общей терминологии:)
цитата Проще говоря, я не вижу в этом формального признака детектива.
Аргументируйте пожалуйста свою точку зрения.
Там не противоречие, там просто — как бы так сформулировать, чтобы модерацию не накликать — неполнота. "Формульный" детектив может быть плохой прозой, может быть хорошей. Одномерноой или многомерной — возьмите хотя бы тогло же Макбэйна, такие романы как "Hark!" или "Lullaby" — где там одномерность?
Как правило воображение авторов довольно убого. Берется набор штампов и получается, так называемый классический детектив. Как правило и всегда. Видна разница? Я обычно a priori считаю собеседника не дураком и читаю внимательно его посты
|
|
|
Suzume
новичок
|
17 октября 2009 г. 15:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
2. ЖАНР — (1) Повторяющаяся, узнаваемая читателем совокупность (как правило, последовательность) приемов. Эдгар По изобрел детектив не тогда, когда написал "Убийство на улице Морг", а когда приписал к нему другие — такие же — истории о Дюпене.
По этому определению жанр это такой затасканный прием или совокупность приемов, породивший кучу эпигонов, штампов и т.д. Т.е. произведения похожие друг на друга как две капли воды. Утрирую конечно;)
|
|
|
Blackbird22
авторитет
|
17 октября 2009 г. 15:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Suzume Как правило воображение авторов довольно убого. Берется набор штампов и получается, так называемый классический детектив.
Эк вы детективы опустили) Приведите что ли этот пресловутый набор штампов
|
––– tomorrow never knows |
|
|
ameshavkin
философ
|
17 октября 2009 г. 15:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak относиться к жанру, даже вне зависимости от намерений автора (романы Исигуры и Этвуд, отрицающих, что они пишут НФ).
Исигура и Этвуд прекрасно знают, что они пишут нф, но не признают этого публично, т.к. не хотят уронить репутацию "серьезных писателей".
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 15:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Исигура и Этвуд прекрасно знают, что они пишут нф, но не признают этого публично, т.к. не хотят уронить репутацию "серьезных писателей".
Оно конечно. Но "официально"...
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|