Фантастика жанр или метод


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

Фантастика - жанр или метод?

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 22:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А как насчёт современного эквивалента — рассказа Булычева "Берегись колдуна!"? Это фантастика или нет?


Не читавши сказать не могу.
Воспринимаете ли вы, читая, место-время как несуществующие?


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 23:01  
цитировать   |    [  ] 
А если взять другой пример: "Пиковая дама" — фантастика?
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 23:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата Petro Gulak

А если взять другой пример: "Пиковая дама" — фантастика?

Это реализм! ( Сен-Жермен реален, а значит и всё остальное:-))
–––
tomorrow never knows


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 октября 2009 г. 23:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Не читавши сказать не могу.
Воспринимаете ли вы, читая, место-время как несуществующие?

Прочитайте, а если кратко суть такая:
В советское время в Великом Гусляре (город вымышленный, но не более чем абстрактные сёла в соцреалистических книгах) жил Корнелий Удалов. Он пошел на рыбалку, к нему подошел колдун, потребовал рыбу, а когда Удалов отказал наложил порчу — у Удалова в жизни не будет разнообразия. И собственно всё.

А место-время там как раз вполне реальные.


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 08:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

В советское время в Великом Гусляре (город вымышленный, но не более чем абстрактные сёла в соцреалистических книгах) жил Корнелий Удалов. Он пошел на рыбалку, к нему подошел колдун, потребовал рыбу, а когда Удалов отказал наложил порчу — у Удалова в жизни не будет разнообразия. И собственно всё.

А место-время там как раз вполне реальные.


Ы-ыть!
Как только вы сказали, "Великий Гусляр" — сразу понятно, что нереальные. "Великий Гуусляр" — это булычевская утопия, провинциалльный городок, в котором может произойти что угодно.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 10:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Как только вы сказали, "Великий Гусляр" — сразу понятно, что нереальные. "Великий Гуусляр" — это булычевская утопия, провинциалльный городок, в котором может произойти что угодно.

Это вы знаете, как читатель. А прочитайте рассказ и оцените его незавимсимо от цикла. Конкретно в этом рассказе нет ни намека на утопичность в любом смысле слова.


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 10:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Это вы знаете, как читатель. А прочитайте рассказ и оцените его незавимсимо от цикла. Конкретно в этом рассказе нет ни намека на утопичность в любом смысле слова.


А как о нем моджно говорить "независимо от цикла", если хронотоп один для всего цикла? Т. е. вы берете один рассказ, в котором ни из чего не видно, что это фантастический хронотоп — и предлагаете по такому случаю считать его не фантастикой?


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 10:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Т. е. вы берете один рассказ, в котором ни из чего не видно, что это фантастический хронотоп — и предлагаете по такому случаю считать его не фантастикой?
Данный рассказ является фантастическим, без оговорок. Он может читаться независимо от цикла, т.к. имеет с ним чисто формальные пересечения.
Примените теорию, не отнекивайтесь. Интересно же проверить.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 10:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

А как о нем моджно говорить "независимо от цикла", если хронотоп один для всего цикла? Т. е. вы берете один рассказ, в котором ни из чего не видно, что это фантастический хронотоп — и предлагаете по такому случаю считать его не фантастикой?

Я правильно понял, что вы не можете определить хронотоп отдельно взятого рассказа без привязки к циклу?
Но это же явно некорректный подход. Произведение (в данном случае рассказ "Берегись колдуна!") полностью самостоятельное, без привязки к конкретному циклу. Измените Удалова на Иванова, а Великий Гусляр на Иваново и для данного рассказа не изменится ничего.
И что значит "ни из чего не видно"? Колдун есть? Порча есть?
Другое дело, что не понятно фантастика это или Удалов сам себе придумал — так я про это сразу написал, не укладывается такой подход в рамки трех приведенных вами хронотопов


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 10:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

2. Ухрония (несуществующее время-как-место)
Все, данная классификация применению не подлежит. Потому как реально существует только сейчас. :-)))
А с данной позиции и любая книжка про посещение пришельцами — не фантастика. Попробуйте доказать, что их не существует в бесконечности Вселенной, и они относятся к п.3.


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 11:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Утопия (разумею несуществующее место, а не идеальное государство)
2. Ухрония (несуществующее время-как-место)
3. Ускэвия (несуществующая вещь в подчеркнуто реалистичноизображенном хронотопе).

Хм, вопрос... Я скорее думаю, что это не хронотоп в целом, надо как-то по-другому. Как — буду думать. Во всех трех случаях в произведении присутствует еще и "реальный" мир, мир читателя, в сопоставлении с которым и опознается фантастика пространства, времени или предмета, это во-первых. Во-вторых, это только отправная точка путешествия, должна быть и конечная, то есть то, чем заканчивается развитие художественного времени как длительности. В-третьих, а как быть с произведениями фэнтэзи, где и место вымышлено, и время и предметы зачастую тоже? Фэнтэзи — тоже разновидность фантастики или вы только НФ имели ввиду?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 11:33  
цитировать   |    [  ] 
Да, еще вот что хотела сказать: чтобы не путать с утопией как идеальным государством, может атопией обозвать?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 12:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Я правильно понял, что вы не можете определить хронотоп отдельно взятого рассказа без привязки к циклу?


А он существует "без привязки к циклу"?
Если бы я была еще девственным читателем и не знала, что существует хронотоп Великого Гусляра... Но ведь нет.

цитата Dark Andrew

Измените Удалова на Иванова, а Великий Гусляр на Иваново и для данного рассказа не изменится ничего.


Не согласна. Если мы заменяем Велиий Гусляр на какой-нибудь китайский провинциальный город Дацинь, век — на 19, Удалова — на служилого, скажем, Ён-ци, то рассказ может и перестать быть фантастическим :). Сугубый реализм, вместе с колдуном и порчей :).

цитата Dark Andrew

И что значит "ни из чего не видно"? Колдун есть? Порча есть?


Контекста нет. Т. е. будь я девственным (и невнимательным) читателем, я бы решила, что мы имеем дело с хронотопом типа 3 — ускэос, несуществующая вещь, вписанная в подчеркнуто реалистический хронотоп.
Чем допустила бы, конечно, ошибку, потому что на самом деле у нас хронотоп типа 1, "утопия".
Хотя и так и так рассказ выходит фантастическим

цитата

Другое дело, что не понятно фантастика это или Удалов сам себе придумал — так я про это сразу написал, не укладывается такой подход в рамки трех приведенных вами хронотопов


Только вам для этого пришлось рассказ из контекста выдрать, э? Нечестный подход.


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 12:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Хм, вопрос... Я скорее думаю, что это не хронотоп в целом, надо как-то по-другому. Как — буду думать. Во всех трех случаях в произведении присутствует еще и "реальный" мир, мир читателя, в сопоставлении с которым и опознается фантастика пространства, времени или предмета, это во-первых.


Ес, оф корс. Поэтому до начала ХХ века еще трудно говорить о фантастике как о цельной художественной системе. Как таковая, она может существовать только в рациональном мировосприятии.

цитата Шолль

В-третьих, а как быть с произведениями фэнтэзи, где и место вымышлено, и время и предметы зачастую тоже? Фэнтэзи — тоже разновидность фантастики или вы только НФ имели ввиду?


Фэнтези — это четко хронотоп-2, "ухрония" (или "а-хрония", как предлагаете вы), несуществующее/несуществовавшее время-как-место.
Просто НФ тяготеет при выборе такого времени-места к будущему, а фэнтези — к прошлому.

цитата Шолль

Во-вторых, это только отправная точка путешествия, должна быть и конечная, то есть то, чем заканчивается развитие художественного времени как длительности.


Не въехала. Давайте конкретику. Вот у нас Ефремов, "Туманность Андромеды". Художественное время как длительность — два года или около того, между отклонением "Тантры" от курса и отлетом экспедиции к Архенару. Но "время-как-место", образ времени и места действия — это ухрония, "будущее-как-мир".


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 12:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

А с данной позиции и любая книжка про посещение пришельцами — не фантастика. Попробуйте доказать, что их не существует в бесконечности Вселенной, и они относятся к п.3.


Зачем мне доказывать это? До тех пор, пока они не даны нам в ощущениях, они не существуют.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 12:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

А он существует "без привязки к циклу"?

Да, он именно что не привязан к циклу.

цитата kagerou

Контекста нет. Т. е. будь я девственным (и невнимательным) читателем, я бы решила, что мы имеем дело с хронотопом типа 3 — ускэос, несуществующая вещь, вписанная в подчеркнуто реалистический хронотоп.
Чем допустила бы, конечно, ошибку, потому что на самом деле у нас хронотоп типа 1, "утопия".

На самом деле к первому он точно не имеет отношения, т.к. там нет несуществующего места.
А к третьму он не относится, т.к. не известно вообще, а не придумал ли Удалов себе всё сам.

цитата kagerou

Только вам для этого пришлось рассказ из контекста выдрать, э? Нечестный подход.

Из какого контекста? Я читал этот рассказ первым в цикле об Удалове, не зная ничего о Великом Гусляре.


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 12:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

До тех пор, пока они не даны нам в ощущениях, они не существуют.
Угу, понятно. Рассказ Варшавского "Любовь и время". Место действия и время существующие, аппаратура для поиска внеземных сигналов существует, девушки, говорящие загадочные вещи с экрана — даны в ощущениях. Не фантастика?


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 13:32  
цитировать   |    [  ] 
Так, давайте подробно.
Кому даны в ощущениях говорящие с экрана девушки? Вам? Мне?
Нет, они даны герою рассказа.
Что же молжет сделать их "нефантастическими"?
Очень может быть, что герой стал жертвой жестокого розыгрыша (хотя кто жил в советское время, тот знает, что вероятность такого розыгрыша стремится к нулю: советская девушка Маша, получившая доступ к аппаратуре направленного вещания куда более невозможная вещь, чем девушка Маша, живущая через 2 000 лет). Но, судя по концовке рассказа, он помнит вчерашний день как проведнный с Машей. Т. е. "нефантастическое" объяснение требует слишком многих натяжек и не выдерживает провеки скальпелем Оккама :)


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 13:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Из какого контекста? Я читал этот рассказ первым в цикле об Удалове, не зная ничего о Великом Гусляре


Каждый из нас какой-то из рассказов Булыечева читал первым в цикле, ничего не зная, и что?
Надо сказать, что "Великий Гусляр" очень близко к границам жанра — еще немножко, и это была бы не фантастика, а социальная сатира/юмор, где фантастика используется как прием. Булычев этого сдвга не делал, потому (подозреваю), что в СССР напечатать фантастику было гораздо проще, чем социальную сатиру — ну а со временем он просто полюбил это свое творение :).

цитата

На самом деле к первому он точно не имеет отношения, т.к. там нет несуществующего места.


Что значит, нет? Великий Гусляр — существующее место?


магистр

Ссылка на сообщение 18 октября 2009 г. 13:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

разумею несуществующее место, а не идеальное государство


А как определить несуществующее место, или существующее? Вот автор говорит — существует. Каким образом определить?
Страницы: 123...910111213...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика - жанр или метод?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх