автор |
сообщение |
kagerou
философ
|
17 октября 2009 г. 22:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew А как насчёт современного эквивалента — рассказа Булычева "Берегись колдуна!"? Это фантастика или нет?
Не читавши сказать не могу. Воспринимаете ли вы, читая, место-время как несуществующие?
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
17 октября 2009 г. 23:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А если взять другой пример: "Пиковая дама" — фантастика?
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Blackbird22
авторитет
|
17 октября 2009 г. 23:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak А если взять другой пример: "Пиковая дама" — фантастика?
Это реализм! ( Сен-Жермен реален, а значит и всё остальное)
|
––– tomorrow never knows |
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
17 октября 2009 г. 23:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Не читавши сказать не могу. Воспринимаете ли вы, читая, место-время как несуществующие?
Прочитайте, а если кратко суть такая: В советское время в Великом Гусляре (город вымышленный, но не более чем абстрактные сёла в соцреалистических книгах) жил Корнелий Удалов. Он пошел на рыбалку, к нему подошел колдун, потребовал рыбу, а когда Удалов отказал наложил порчу — у Удалова в жизни не будет разнообразия. И собственно всё.
А место-время там как раз вполне реальные.
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 08:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew В советское время в Великом Гусляре (город вымышленный, но не более чем абстрактные сёла в соцреалистических книгах) жил Корнелий Удалов. Он пошел на рыбалку, к нему подошел колдун, потребовал рыбу, а когда Удалов отказал наложил порчу — у Удалова в жизни не будет разнообразия. И собственно всё.
А место-время там как раз вполне реальные.
Ы-ыть! Как только вы сказали, "Великий Гусляр" — сразу понятно, что нереальные. "Великий Гуусляр" — это булычевская утопия, провинциалльный городок, в котором может произойти что угодно.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
18 октября 2009 г. 10:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Как только вы сказали, "Великий Гусляр" — сразу понятно, что нереальные. "Великий Гуусляр" — это булычевская утопия, провинциалльный городок, в котором может произойти что угодно.
Это вы знаете, как читатель. А прочитайте рассказ и оцените его незавимсимо от цикла. Конкретно в этом рассказе нет ни намека на утопичность в любом смысле слова.
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 10:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Это вы знаете, как читатель. А прочитайте рассказ и оцените его незавимсимо от цикла. Конкретно в этом рассказе нет ни намека на утопичность в любом смысле слова.
А как о нем моджно говорить "независимо от цикла", если хронотоп один для всего цикла? Т. е. вы берете один рассказ, в котором ни из чего не видно, что это фантастический хронотоп — и предлагаете по такому случаю считать его не фантастикой?
|
|
|
ааа иии
философ
|
18 октября 2009 г. 10:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Т. е. вы берете один рассказ, в котором ни из чего не видно, что это фантастический хронотоп — и предлагаете по такому случаю считать его не фантастикой? Данный рассказ является фантастическим, без оговорок. Он может читаться независимо от цикла, т.к. имеет с ним чисто формальные пересечения. Примените теорию, не отнекивайтесь. Интересно же проверить.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
18 октября 2009 г. 10:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou А как о нем моджно говорить "независимо от цикла", если хронотоп один для всего цикла? Т. е. вы берете один рассказ, в котором ни из чего не видно, что это фантастический хронотоп — и предлагаете по такому случаю считать его не фантастикой?
Я правильно понял, что вы не можете определить хронотоп отдельно взятого рассказа без привязки к циклу? Но это же явно некорректный подход. Произведение (в данном случае рассказ "Берегись колдуна!") полностью самостоятельное, без привязки к конкретному циклу. Измените Удалова на Иванова, а Великий Гусляр на Иваново и для данного рассказа не изменится ничего. И что значит "ни из чего не видно"? Колдун есть? Порча есть? Другое дело, что не понятно фантастика это или Удалов сам себе придумал — так я про это сразу написал, не укладывается такой подход в рамки трех приведенных вами хронотопов
|
|
|
ааа иии
философ
|
18 октября 2009 г. 10:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou 2. Ухрония (несуществующее время-как-место) Все, данная классификация применению не подлежит. Потому как реально существует только сейчас. А с данной позиции и любая книжка про посещение пришельцами — не фантастика. Попробуйте доказать, что их не существует в бесконечности Вселенной, и они относятся к п.3.
|
|
|
Шолль
философ
|
18 октября 2009 г. 11:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Утопия (разумею несуществующее место, а не идеальное государство) 2. Ухрония (несуществующее время-как-место) 3. Ускэвия (несуществующая вещь в подчеркнуто реалистичноизображенном хронотопе).
Хм, вопрос... Я скорее думаю, что это не хронотоп в целом, надо как-то по-другому. Как — буду думать. Во всех трех случаях в произведении присутствует еще и "реальный" мир, мир читателя, в сопоставлении с которым и опознается фантастика пространства, времени или предмета, это во-первых. Во-вторых, это только отправная точка путешествия, должна быть и конечная, то есть то, чем заканчивается развитие художественного времени как длительности. В-третьих, а как быть с произведениями фэнтэзи, где и место вымышлено, и время и предметы зачастую тоже? Фэнтэзи — тоже разновидность фантастики или вы только НФ имели ввиду?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Шолль
философ
|
18 октября 2009 г. 11:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Да, еще вот что хотела сказать: чтобы не путать с утопией как идеальным государством, может атопией обозвать?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 12:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Я правильно понял, что вы не можете определить хронотоп отдельно взятого рассказа без привязки к циклу?
А он существует "без привязки к циклу"? Если бы я была еще девственным читателем и не знала, что существует хронотоп Великого Гусляра... Но ведь нет.цитата Dark Andrew Измените Удалова на Иванова, а Великий Гусляр на Иваново и для данного рассказа не изменится ничего.
Не согласна. Если мы заменяем Велиий Гусляр на какой-нибудь китайский провинциальный город Дацинь, век — на 19, Удалова — на служилого, скажем, Ён-ци, то рассказ может и перестать быть фантастическим :). Сугубый реализм, вместе с колдуном и порчей :).
цитата Dark Andrew И что значит "ни из чего не видно"? Колдун есть? Порча есть?
Контекста нет. Т. е. будь я девственным (и невнимательным) читателем, я бы решила, что мы имеем дело с хронотопом типа 3 — ускэос, несуществующая вещь, вписанная в подчеркнуто реалистический хронотоп. Чем допустила бы, конечно, ошибку, потому что на самом деле у нас хронотоп типа 1, "утопия". Хотя и так и так рассказ выходит фантастическим
цитата Другое дело, что не понятно фантастика это или Удалов сам себе придумал — так я про это сразу написал, не укладывается такой подход в рамки трех приведенных вами хронотопов
Только вам для этого пришлось рассказ из контекста выдрать, э? Нечестный подход.
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 12:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Хм, вопрос... Я скорее думаю, что это не хронотоп в целом, надо как-то по-другому. Как — буду думать. Во всех трех случаях в произведении присутствует еще и "реальный" мир, мир читателя, в сопоставлении с которым и опознается фантастика пространства, времени или предмета, это во-первых.
Ес, оф корс. Поэтому до начала ХХ века еще трудно говорить о фантастике как о цельной художественной системе. Как таковая, она может существовать только в рациональном мировосприятии.
цитата Шолль В-третьих, а как быть с произведениями фэнтэзи, где и место вымышлено, и время и предметы зачастую тоже? Фэнтэзи — тоже разновидность фантастики или вы только НФ имели ввиду?
Фэнтези — это четко хронотоп-2, "ухрония" (или "а-хрония", как предлагаете вы), несуществующее/несуществовавшее время-как-место. Просто НФ тяготеет при выборе такого времени-места к будущему, а фэнтези — к прошлому.
цитата Шолль Во-вторых, это только отправная точка путешествия, должна быть и конечная, то есть то, чем заканчивается развитие художественного времени как длительности.
Не въехала. Давайте конкретику. Вот у нас Ефремов, "Туманность Андромеды". Художественное время как длительность — два года или около того, между отклонением "Тантры" от курса и отлетом экспедиции к Архенару. Но "время-как-место", образ времени и места действия — это ухрония, "будущее-как-мир".
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 12:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии А с данной позиции и любая книжка про посещение пришельцами — не фантастика. Попробуйте доказать, что их не существует в бесконечности Вселенной, и они относятся к п.3.
Зачем мне доказывать это? До тех пор, пока они не даны нам в ощущениях, они не существуют.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
18 октября 2009 г. 12:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou А он существует "без привязки к циклу"?
Да, он именно что не привязан к циклу.
цитата kagerou Контекста нет. Т. е. будь я девственным (и невнимательным) читателем, я бы решила, что мы имеем дело с хронотопом типа 3 — ускэос, несуществующая вещь, вписанная в подчеркнуто реалистический хронотоп. Чем допустила бы, конечно, ошибку, потому что на самом деле у нас хронотоп типа 1, "утопия".
На самом деле к первому он точно не имеет отношения, т.к. там нет несуществующего места. А к третьму он не относится, т.к. не известно вообще, а не придумал ли Удалов себе всё сам.
цитата kagerou Только вам для этого пришлось рассказ из контекста выдрать, э? Нечестный подход.
Из какого контекста? Я читал этот рассказ первым в цикле об Удалове, не зная ничего о Великом Гусляре.
|
|
|
ааа иии
философ
|
18 октября 2009 г. 12:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou До тех пор, пока они не даны нам в ощущениях, они не существуют. Угу, понятно. Рассказ Варшавского "Любовь и время". Место действия и время существующие, аппаратура для поиска внеземных сигналов существует, девушки, говорящие загадочные вещи с экрана — даны в ощущениях. Не фантастика?
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 13:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Так, давайте подробно. Кому даны в ощущениях говорящие с экрана девушки? Вам? Мне? Нет, они даны герою рассказа. Что же молжет сделать их "нефантастическими"? Очень может быть, что герой стал жертвой жестокого розыгрыша (хотя кто жил в советское время, тот знает, что вероятность такого розыгрыша стремится к нулю: советская девушка Маша, получившая доступ к аппаратуре направленного вещания куда более невозможная вещь, чем девушка Маша, живущая через 2 000 лет). Но, судя по концовке рассказа, он помнит вчерашний день как проведнный с Машей. Т. е. "нефантастическое" объяснение требует слишком многих натяжек и не выдерживает провеки скальпелем Оккама :)
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 13:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Из какого контекста? Я читал этот рассказ первым в цикле об Удалове, не зная ничего о Великом Гусляре
Каждый из нас какой-то из рассказов Булыечева читал первым в цикле, ничего не зная, и что? Надо сказать, что "Великий Гусляр" очень близко к границам жанра — еще немножко, и это была бы не фантастика, а социальная сатира/юмор, где фантастика используется как прием. Булычев этого сдвга не делал, потому (подозреваю), что в СССР напечатать фантастику было гораздо проще, чем социальную сатиру — ну а со временем он просто полюбил это свое творение :).
цитата На самом деле к первому он точно не имеет отношения, т.к. там нет несуществующего места.
Что значит, нет? Великий Гусляр — существующее место?
|
|
|
Kurok
магистр
|
18 октября 2009 г. 13:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou разумею несуществующее место, а не идеальное государство
А как определить несуществующее место, или существующее? Вот автор говорит — существует. Каким образом определить?
|
|
|