автор |
сообщение |
Veronika
миродержец
|
19 марта 2009 г. 02:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Эта тема отличается от темы "Истоки фэнтези". Я считаю, что "дотолкиновское" фэнтези пишут и сейчас. Это творческий метод (ИМХО), а не просто "то, что было издано до 1954г." Здесь хотелось бы обсудить творчество Дансейни, Миррлиз, Мервина Пика, Чарльза Уильямса, Дж.Б.Кейбелла, Кларка Эштона Смита (а если есть желание — также У.Морриса и Дж.Макдональда). Ну и всех современных авторов, пользующихся этим методом: Дж.Стоддарда, С.Кокейна. ИМХО: "Балумнийская трилогия" Блэйлока тоже такая... "дотолкиновская". Может, есть кто-то ещё, кого я не знаю. О, вот: Эрику Рюкеру Эддисону в теме самое место, но его почти никто не читал, и я тоже — только отрывки.
Краули, Кашнер и Бигль тоже подойдут, отдельных тем у них, кажется, нет.
UPD. Забыла Мэйчена и Блэквуда. Хотя они — скорее мистика-готика, чем фэнтези. Широкая такая тема получается.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
|
Veronika
миродержец
|
2 июня 2011 г. 22:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Так нет мыслей о том, почему до Толкина не развернулись, а потом — во всю? Да ведь уже столько раз писали: пишущая и издательская братия почуяла коммерческую выгоду. Ну и... Некоторые "делали это" (писали фэнтези) не только ради бабла, но и из любви к искусству. Таких было меньшинство, но они были. Это хорошо весьма..
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
2 июня 2011 г. 22:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Да ведь уже столько раз писали: пишущая и издательская братия почуяла коммерческую выгоду. Ну и...
Да как бы и раньше-то от фэнтези была коммерческая выгода. Говард вон на жизнь зарабатывал, например.
|
|
|
Кел-кор
миротворец
|
2 июня 2011 г. 23:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vladimir Puziy Говард вон на жизнь зарабатывал, например.
Не сказать, что основным источником его дохода были фэнтези и хоррор. За боксерские рассказы ему платили больше и в нормальные сроки.
|
|
|
Veronika
миродержец
|
3 июня 2011 г. 00:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vladimir Puziy Говард вон на жизнь зарабатывал, например По сравнению с доходами Толкина в конце жизни (конец 60-х и далее) — это слёзы. Ну не была фэнтези ТАК популярна до ВК. Впрочем, для самой фэнтези это было как раз неплохо, писали для своего удовольствия всякие там Дансейни, Э.Р.Эддисон и Миррлиз... А "мусора" почти не было, потому что спроса на него не было.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
ameshavkin
философ
|
3 июня 2011 г. 09:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Да ведь уже столько раз писали: пишущая и издательская братия почуяла коммерческую выгоду.
Вопрос-то ведь не в этом. А почему спрос появился только в конце 60-х? Какие факторы?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
urs
магистр
|
3 июня 2011 г. 09:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin А почему спрос появился только в конце 60-х? Какие факторы?
Отчасти как реакция на классическую НФ, по-моему. Ну и потом сказка была жива всегда. А фэнтези — в классических и лучших образцах все-таки сказка.
Потом, я все никак не пойму, почему Бигля с его Единорогом записывают в дотолкиновские классики. Дело даже не во времени написания. Уж если на то пошло, Единорог идет скорее как литературная сказка, вневременная притча. Он мог быть написанным в любом веке — начиная от восемнадцатого и до 21.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
swgold
миродержец
|
3 июня 2011 г. 09:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кто-то писал, что повышение спроса на фэнтези обесечило Лето Любви. Ну, типа литературные миры, очищенные от грехов коммерции, политиканства и т.п. притягивали бунтарей в такой же степени, что и труды товарища Мао. Возможно, даже в большей, поскольку не требовали вникания.
|
|
|
AlisterOrm
миродержец
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
3 июня 2011 г. 21:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Меня скорее удивляет, почему аж 12 лет потребовалось, чтобы из коммерческого успеха ВК сделали коммерческие же выводы. Переиздавали всяких там Пиков и Миррлиз и только в 1977 году сообразили, что "широкому читателю" не нужно иных Толкинов, ему нужны клоны (Брукс) или вывернутые наизнанку клоны (Дональдсон).
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Leningradka
авторитет
|
6 июня 2011 г. 20:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold Кто-то писал, что повышение спроса на фэнтези обесечило Лето Любви. Ну, типа литературные миры, очищенные от грехов коммерции, политиканства и т.п. притягивали бунтарей в такой же степени, что и труды товарища Мао.
Может быть, еще и интерес к духовным исканиям разного сорта. Хотя, впрочем, "Сильмариллион" вышел куда позже "лета любви". Однако ж недаром Дж. Р. Р. цитируют в доказательство правоты своих взглядов как христиане, так и неоязычники, так и индиффирентные в религиозном отношении граждане. Сама видела в свое время людей, которые считали, что "Властелин Колец" несет те же истины, что "Роза Мира" и "Живая этика".
|
|
|
Marian
авторитет
|
10 июня 2011 г. 05:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Это очень странные люди. Которые так считали)
А Бигла записывать в дотолкиновские классики по меньшей мере нелогично. Хотя, конечно, есть в нем некоторая камерность, которая действительно роднит его с Дансени, например, и... это именно та штука, которая после Толкина не то что не в моде — почти непредставима в потоковом фэнтези. По-моему, это грустно.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
10 июня 2011 г. 14:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Marian Это очень странные люди. Которые так считали)
В 90-е годы даже адекватные люди ловились на очень даже странные вещи, да и сейчас такие примеры случаются. Впрочем, все началось еще раньше: насколько знаю, самый расцвет увлечения НЛО, гороскопами, тайнами йогов и проч. пришелся как раз на 70-е годы, так что через некоторое время это все просто вышло наружу. Но это уход от темы.
цитата swgold Лето Любв
Вот экологическое движение (в самых разных формах, включая маргинальные) и популярность Толкина как раз могут быть связаны.
|
|
|
ааа иии
философ
|
|
ikonnikov
философ
|
28 июля 2011 г. 19:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Дансени, Смит, Лавкрафт. А как насчет "наших"? Александр Кондратьев ("На берегах Ярыни", Сатиресса" и все такое), А. К. Толстой ("Упырь", конечно), Брюсов ("Гора Звезды" — вполне годная "хаггардовская" книжка, хотя это скорее фантастика, чем фэнтэзи), Крыжановская-Рочестер (весьма "бульварные", правда, книжки, но были когда-то популярны, да и сейчас их читают), князь В Ф Одоевский (не только "Сказки дедушки Иринея", но и взрослые "гофманиады), разные писатели 18 века вроде Михаила Чулкова, писавшие романы о русских богатырях, А. Н. Толстой, разумеется (в первую очередь — "Граф Калиостро", недурны и "Сорочьи сказки), разные Сенковские.. Да и "Снегурочка", по большому счету — тоже фэнтэзи.
А действительно, очень интересный вопрос, было ли в СССР фэнтези? Как яркий пример "научного фэнтези", на ум приходят только "Понедельник" и "Тройка".
|
|
|
ааа иии
философ
|
28 июля 2011 г. 21:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ikonnikov А действительно, очень интересный вопрос, было ли в СССР фэнтези? Нет в нем ничего интересного. Были такие титаны как Крапивин и Булычев. "Мастер и Маргарита" — всемирно признанный шедевр. Детской и подростковой хватало, она и в кино отражена прилично.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
28 июля 2011 г. 21:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Были такие титаны как Крапивин и Булычев
Во-первых, не было. Единственное фэнтези Крапивина советского периода — "В ночь большого прилива", начало 80-х. У Булычева что-то и не припомню. Во-вторых, титаны... эээ... ну разве что на общем фоне советской фантастики 80-х... В-третьих, это все же детская литература, в которой сказочность допускалась.
цитата ааа иии "Мастер и Маргарита" — всемирно признанный шедевр.
Шедевр, но не фэнтези.
цитата ааа иии Детской и подростковой хватало, она и в кино отражена прилично.
Сказок в общем хватало... в 80-е. А раньше не хватало. Ну и опять же это не фэнтези, а специальный советский жанр сказочной фантастики для детей.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ааа иии
философ
|
28 июля 2011 г. 23:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Единственное фэнтези Крапивина советского периода — "В ночь большого прилива", начало 80-х. Загляните в библиографию. Фэнтези Крапивин писал с 1970-х.
цитата ameshavkin У Булычева что-то и не припомню. Недостойный богатырь, Не гневи колдуна, Паровоз для царя — не детские вещи. Воспользуйтесь ресурсами сайта.
цитата ameshavkin Шедевр, но не фэнтези. А что же? Дотолкиновская фэнтези. Гораздо более типичная, чем фантасмагории Чаянова.
цитата ameshavkin А раньше не хватало. "Старик Хотабыч" Лагина. "Незнайка" Носова. "Волшебник Изумрудного города" с продолжениями. Софья Прокофьева. Каверин. "Сказка о потерянном времени". Губарев с "Королевством кривых зеркал". "Приключения рассеянного магистра" Левшина. "Волшебный двурог" Боброва. "Город мастеров". "Гак и Буртик в стране бездельников". Полагаю, фантлабовцы легко добавят еще. Сказки Шварца — несомненно для взрослых, и только "Обыкновенное чудо" с "Тенью" выдержали по две экранизации. Кино — от "Нового Гулливера" до Роу и "Приключений желтого чемоданчика".
цитата ameshavkin титаны... эээ... ну разве что на общем фоне мировой фантастики. Без шуток.
цитата ameshavkin специальный советский жанр сказочной фантастики для детей. Не надо. Сказочная фантастика — и не фэнтези? Похоже на троллинг.
|
|
|
arcanum
магистр
|
29 июля 2011 г. 00:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии А что же? Дотолкиновская фэнтези. Гораздо более типичная, чем фантасмагории Чаянова.
Поддержу вашего оппонета. К "фэнтези как жанру" "МиМ" не имеет ни малейшего отношения. Это птица гораздо более выского и прихотливого полета. В крайнем случае, это магический реализм. Но сравнивать ее с фэнтези — все равно что равнять Дали с Валеджо. Причисление Булгакова, Гоголя или Брюсова с его "Огненным ангелом" это тот прием, который любители Бэккера, Толкина, Мартина, Сапковского и иже с ними используют, чтобы реабилитировать "фэнтези как жанр". А эти вещи за пределами жанра. Это иной "круг", это явления из "тусовки" Буццатти, Юнгера, Майринка, По и прочих. Это философская сказка, магреализм, все что угодно, но не фэнтези.
|
|
|
ааа иии
философ
|
29 июля 2011 г. 07:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum Это птица гораздо более выского и прихотливого полета. Охренеть, какой критерий. Т.е., фэнтези — низкий жанр, а литература должна классифицироваться по тусовкам? Противоречия не видите?
цитата arcanum В крайнем случае, это магический реализм. Магический реализм — частный случай фэнтези, классифицируемой, опять-таки, по исполнительским приемам, а не "прихотливости полета".
цитата arcanum Но сравнивать ее с фэнтези — все равно что равнять Дали с Валеджо. Какие проблемы? Попарт и есть попарт. Разве что Вальехо честнее, не играет в гения, как любимец Диснея. Кстати, на досуге сравните "Звезду Соломона" Куприна и МиМ по художественному уровню.
цитата arcanum Брюсова с его "Огненным ангелом" Не фантастика вообще. Исторический роман.
цитата arcanum Это философская сказка, магреализм, все что угодно, но не фэнтези. Снобизм — не доказательство. Для чего пригодно подобное деление? Что мы выиграем, отделив "Барона на дереве" от "Ночи большого прилива" непроницаемой стеной? Кому это поможет ориентироваться?
|
|
|
zarya
миротворец
|
29 июля 2011 г. 08:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin А раньше не хватало.
цитата ааа иии "Старик Хотабыч" Лагина. "Незнайка" Носова. "Волшебник Изумрудного города" с продолжениями. Софья Прокофьева. Каверин. "Сказка о потерянном времени". Губарев с "Королевством кривых зеркал". "Приключения рассеянного магистра" Левшина. "Волшебный двурог" Боброва. "Город мастеров". "Гак и Буртик в стране бездельников". Полагаю, фантлабовцы легко добавят еще.
Добавлять можно почти до бесконечности. Только из авторов, специализирующихся в жанре: Александр Шаров, Александр Волков, Ирина Токмакова, прекрасный сказочник-драматург Лев Устинов, продолжающий шварцевскую традицию. Плюс огромное количество региональных авторов (я одно время носился с мыслью издать сборник литературных сказок иркутских писателей, это был бы отличный проект...) В общем, жанр литературной сказки в СССР был очень развит. В то же время, сказок, да, не хватало, как вообще не хватало литературы в "самой читающей стране". Ну и полностью приравнивать литературную сказку к фэнтези всё-таки не стоит. Родственные жанры, но разделительная черта вполне заметна. Она проходит по уровню условности: сказка более условный жанр, фэнтези — более "реалистический". Кстати, "Хоббит", взятый отдельно от "Властелина колец", воспринимается скорее как сказка, нежели фэнтези.
|
|
|