Дотолкиновское фэнтези но ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»

"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 19 марта 2009 г. 02:12  
Эта тема отличается от темы "Истоки фэнтези". Я считаю, что "дотолкиновское" фэнтези пишут и сейчас. Это творческий метод (ИМХО), а не просто "то, что было издано до 1954г." Здесь хотелось бы обсудить творчество Дансейни, Миррлиз, Мервина Пика, Чарльза Уильямса, Дж.Б.Кейбелла, Кларка Эштона Смита (а если есть желание — также У.Морриса и Дж.Макдональда).
Ну и всех современных авторов, пользующихся этим методом: Дж.Стоддарда, С.Кокейна. ИМХО: "Балумнийская трилогия" Блэйлока тоже такая;-)... "дотолкиновская". Может, есть кто-то ещё, кого я не знаю.
О, вот: Эрику Рюкеру Эддисону в теме самое место, но его почти никто не читал:-(((, и я тоже — только отрывки.

Краули, Кашнер и Бигль тоже подойдут, отдельных тем у них, кажется, нет.

UPD. Забыла Мэйчена и Блэквуда. Хотя они — скорее мистика-готика, чем фэнтези.
Широкая такая тема получается;-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 2 июня 2011 г. 22:50  

цитата ааа иии

Так нет мыслей о том, почему до Толкина не развернулись, а потом — во всю?
Да ведь уже столько раз писали: пишущая и издательская братия почуяла коммерческую выгоду. Ну и...
Некоторые "делали это" (писали фэнтези) не только ради бабла, но и из любви к искусству. Таких было меньшинство, но они были. Это хорошо весьма..
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 июня 2011 г. 22:59  

цитата Veronika

Да ведь уже столько раз писали: пишущая и издательская братия почуяла коммерческую выгоду. Ну и...


Да как бы и раньше-то от фэнтези была коммерческая выгода. Говард вон на жизнь зарабатывал, например.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 июня 2011 г. 23:24  

цитата Vladimir Puziy

Говард вон на жизнь зарабатывал, например.

Не сказать, что основным источником его дохода были фэнтези и хоррор. За боксерские рассказы ему платили больше и в нормальные сроки.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 июня 2011 г. 00:05  

цитата Vladimir Puziy

Говард вон на жизнь зарабатывал, например
По сравнению с доходами Толкина в конце жизни (конец 60-х и далее) — это слёзы. Ну не была фэнтези ТАК популярна до ВК.
Впрочем, для самой фэнтези это было как раз неплохо, писали для своего удовольствия всякие там Дансейни, Э.Р.Эддисон и Миррлиз... А "мусора" почти не было, потому что спроса на него не было.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2011 г. 09:17  

цитата Veronika

Да ведь уже столько раз писали: пишущая и издательская братия почуяла коммерческую выгоду.

Вопрос-то ведь не в этом. А почему спрос появился только в конце 60-х? Какие факторы?
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


магистр

Ссылка на сообщение 3 июня 2011 г. 09:46  

цитата ameshavkin

А почему спрос появился только в конце 60-х? Какие факторы?


Отчасти как реакция на классическую НФ, по-моему. Ну и потом сказка была жива всегда. А фэнтези — в классических и лучших образцах все-таки сказка.

Потом, я все никак не пойму, почему Бигля с его Единорогом записывают в дотолкиновские классики. Дело даже не во времени написания. Уж если на то пошло, Единорог идет скорее как литературная сказка, вневременная притча. Он мог быть написанным в любом веке — начиная от восемнадцатого и до 21.
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


миродержец

Ссылка на сообщение 3 июня 2011 г. 09:50  
Кто-то писал, что повышение спроса на фэнтези обесечило Лето Любви. Ну, типа литературные миры, очищенные от грехов коммерции, политиканства и т.п. притягивали бунтарей в такой же степени, что и труды товарища Мао. Возможно, даже в большей, поскольку не требовали вникания.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 июня 2011 г. 21:54  
Кто-то объясняет это коммерческим успехом "Меча Шаннары" Брукса.
Может, в США это было связано с развитием идеологии хиппи? Хотя вряд ли.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 июня 2011 г. 21:59  
Меня скорее удивляет, почему аж 12 лет потребовалось, чтобы из коммерческого успеха ВК сделали коммерческие же выводы. Переиздавали всяких там Пиков и Миррлиз и только в 1977 году сообразили, что "широкому читателю" не нужно иных Толкинов, ему нужны клоны (Брукс) или вывернутые наизнанку клоны (Дональдсон).
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


авторитет

Ссылка на сообщение 6 июня 2011 г. 20:21  

цитата swgold

Кто-то писал, что повышение спроса на фэнтези обесечило Лето Любви. Ну, типа литературные миры, очищенные от грехов коммерции, политиканства и т.п. притягивали бунтарей в такой же степени, что и труды товарища Мао.


Может быть, еще и интерес к духовным исканиям разного сорта. Хотя, впрочем, "Сильмариллион" вышел куда позже "лета любви". Однако ж недаром Дж. Р. Р. цитируют в доказательство правоты своих взглядов как христиане, так и неоязычники, так и индиффирентные в религиозном отношении граждане. Сама видела в свое время людей, которые считали, что "Властелин Колец" несет те же истины, что "Роза Мира" и "Живая этика".


авторитет

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 05:19  
Это очень странные люди. Которые так считали)

А Бигла записывать в дотолкиновские классики по меньшей мере нелогично. Хотя, конечно, есть в нем некоторая камерность, которая действительно роднит его с Дансени, например, и... это именно та штука, которая после Толкина не то что не в моде — почти непредставима в потоковом фэнтези. По-моему, это грустно.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 14:12  

цитата Marian

Это очень странные люди. Которые так считали)


В 90-е годы даже адекватные люди ловились на очень даже странные вещи, да и сейчас такие примеры случаются. Впрочем, все началось еще раньше: насколько знаю, самый расцвет увлечения НЛО, гороскопами, тайнами йогов и проч. пришелся как раз на 70-е годы, так что через некоторое время это все просто вышло наружу. Но это уход от темы.

цитата swgold

Лето Любв


Вот экологическое движение (в самых разных формах, включая маргинальные) и популярность Толкина как раз могут быть связаны.


философ

Ссылка на сообщение 14 июня 2011 г. 22:41  

цитата Petro Gulak

или вывернутые наизнанку клоны (Дональдсон).
"Томас Ковенант" как обблевавшийся клон "Властелина Колец"? Хмм... Согласен!


философ

Ссылка на сообщение 28 июля 2011 г. 19:55  

цитата

Дансени, Смит, Лавкрафт. А как насчет "наших"? Александр Кондратьев ("На берегах Ярыни", Сатиресса" и все такое), А. К. Толстой ("Упырь", конечно), Брюсов ("Гора Звезды" — вполне годная "хаггардовская" книжка, хотя это скорее фантастика, чем фэнтэзи), Крыжановская-Рочестер (весьма "бульварные", правда, книжки, но были когда-то популярны, да и сейчас их читают), князь В Ф Одоевский (не только "Сказки дедушки Иринея", но и взрослые "гофманиады), разные писатели 18 века вроде Михаила Чулкова, писавшие романы о русских богатырях, А. Н. Толстой, разумеется (в первую очередь — "Граф Калиостро", недурны и "Сорочьи сказки), разные Сенковские.. Да и "Снегурочка", по большому счету — тоже фэнтэзи.

А действительно, очень интересный вопрос, было ли в СССР фэнтези?
Как яркий пример "научного фэнтези", на ум приходят только "Понедельник" и "Тройка".


философ

Ссылка на сообщение 28 июля 2011 г. 21:06  

цитата ikonnikov

А действительно, очень интересный вопрос, было ли в СССР фэнтези?
Нет в нем ничего интересного.
Были такие титаны как Крапивин и Булычев. "Мастер и Маргарита" — всемирно признанный шедевр.
Детской и подростковой хватало, она и в кино отражена прилично.


философ

Ссылка на сообщение 28 июля 2011 г. 21:37  

цитата ааа иии

Были такие титаны как Крапивин и Булычев

Во-первых, не было. Единственное фэнтези Крапивина советского периода — "В ночь большого прилива", начало 80-х. У Булычева что-то и не припомню.
Во-вторых, титаны... эээ... ну разве что на общем фоне советской фантастики 80-х...
В-третьих, это все же детская литература, в которой сказочность допускалась.

цитата ааа иии

"Мастер и Маргарита" — всемирно признанный шедевр.

Шедевр, но не фэнтези.

цитата ааа иии

Детской и подростковой хватало, она и в кино отражена прилично.

Сказок в общем хватало... в 80-е. А раньше не хватало. Ну и опять же это не фэнтези, а специальный советский жанр сказочной фантастики для детей.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 28 июля 2011 г. 23:38  

цитата ameshavkin

Единственное фэнтези Крапивина советского периода — "В ночь большого прилива", начало 80-х.
:-( Загляните в библиографию. Фэнтези Крапивин писал с 1970-х.

цитата ameshavkin

У Булычева что-то и не припомню.
Недостойный богатырь, Не гневи колдуна, Паровоз для царя — не детские вещи. Воспользуйтесь ресурсами сайта.

цитата ameshavkin

Шедевр, но не фэнтези.
А что же? Дотолкиновская фэнтези. Гораздо более типичная, чем фантасмагории Чаянова.

цитата ameshavkin

А раньше не хватало.
"Старик Хотабыч" Лагина. "Незнайка" Носова. "Волшебник Изумрудного города" с продолжениями.   Софья Прокофьева. Каверин. "Сказка о потерянном времени". Губарев с "Королевством кривых зеркал". "Приключения рассеянного магистра" Левшина. "Волшебный двурог" Боброва. "Город мастеров". "Гак и Буртик в стране бездельников". Полагаю, фантлабовцы легко добавят еще.
Сказки Шварца — несомненно для взрослых, и только "Обыкновенное чудо" с "Тенью" выдержали по две экранизации. Кино — от "Нового Гулливера" до Роу и "Приключений желтого чемоданчика".

цитата ameshavkin

титаны... эээ... ну разве что на общем фоне
мировой фантастики. Без шуток.

цитата ameshavkin

специальный советский жанр сказочной фантастики для детей.
Не надо. Сказочная фантастика — и не фэнтези? Похоже на троллинг.


магистр

Ссылка на сообщение 29 июля 2011 г. 00:10  

цитата ааа иии

А что же? Дотолкиновская фэнтези. Гораздо более типичная, чем фантасмагории Чаянова.

Поддержу вашего оппонета. К "фэнтези как жанру" "МиМ" не имеет ни малейшего отношения. Это птица гораздо более выского и прихотливого полета. В крайнем случае, это магический реализм. Но сравнивать ее с фэнтези — все равно что равнять Дали с Валеджо. Причисление Булгакова, Гоголя или Брюсова с его "Огненным ангелом" это тот прием, который любители Бэккера, Толкина, Мартина, Сапковского и иже с ними используют, чтобы реабилитировать "фэнтези как жанр". А эти вещи за пределами жанра. Это иной "круг", это явления из "тусовки" Буццатти, Юнгера, Майринка, По и прочих. Это философская сказка, магреализм, все что угодно, но не фэнтези.


философ

Ссылка на сообщение 29 июля 2011 г. 07:28  

цитата arcanum

Это птица гораздо более выского и прихотливого полета.
Охренеть, какой критерий. Т.е., фэнтези — низкий жанр, а литература должна классифицироваться по тусовкам? Противоречия не видите?

цитата arcanum

В крайнем случае, это магический реализм.
Магический реализм — частный случай фэнтези, классифицируемой, опять-таки, по исполнительским приемам, а не "прихотливости полета".

цитата arcanum

Но сравнивать ее с фэнтези — все равно что равнять Дали с Валеджо.
Какие проблемы? Попарт и есть попарт. Разве что Вальехо честнее, не играет в гения, как любимец Диснея.
   Кстати, на досуге сравните "Звезду Соломона" Куприна и МиМ по художественному уровню.

цитата arcanum

Брюсова с его "Огненным ангелом"
Не фантастика вообще. Исторический роман.

цитата arcanum

Это философская сказка, магреализм, все что угодно, но не фэнтези.
Снобизм — не доказательство.
Для чего пригодно подобное деление? Что мы выиграем, отделив "Барона на дереве" от "Ночи большого прилива" непроницаемой стеной? Кому это поможет ориентироваться?


миротворец

Ссылка на сообщение 29 июля 2011 г. 08:47  

цитата ameshavkin

А раньше не хватало.

цитата ааа иии

"Старик Хотабыч" Лагина. "Незнайка" Носова. "Волшебник Изумрудного города" с продолжениями.   Софья Прокофьева. Каверин. "Сказка о потерянном времени". Губарев с "Королевством кривых зеркал". "Приключения рассеянного магистра" Левшина. "Волшебный двурог" Боброва. "Город мастеров". "Гак и Буртик в стране бездельников". Полагаю, фантлабовцы легко добавят еще.

Добавлять можно почти до бесконечности. Только из авторов, специализирующихся в жанре: Александр Шаров, Александр Волков, Ирина Токмакова, прекрасный сказочник-драматург Лев Устинов, продолжающий шварцевскую традицию. Плюс огромное количество региональных авторов (я одно время носился с мыслью издать сборник литературных сказок иркутских писателей, это был бы отличный проект...) В общем, жанр литературной сказки в СССР был очень развит. В то же время, сказок, да, не хватало, как вообще не хватало литературы в "самой читающей стране". Ну и полностью приравнивать литературную сказку к фэнтези всё-таки не стоит. Родственные жанры, но разделительная черта вполне заметна. Она проходит по уровню условности: сказка более условный жанр, фэнтези — более "реалистический".
Кстати, "Хоббит", взятый отдельно от "Властелина колец", воспринимается скорее как сказка, нежели фэнтези.
Страницы: 12345678...555657    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»

 
  Новое сообщение по теме «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх