автор |
сообщение |
Veronika
миродержец
|
19 марта 2009 г. 02:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Эта тема отличается от темы "Истоки фэнтези". Я считаю, что "дотолкиновское" фэнтези пишут и сейчас. Это творческий метод (ИМХО), а не просто "то, что было издано до 1954г." Здесь хотелось бы обсудить творчество Дансейни, Миррлиз, Мервина Пика, Чарльза Уильямса, Дж.Б.Кейбелла, Кларка Эштона Смита (а если есть желание — также У.Морриса и Дж.Макдональда). Ну и всех современных авторов, пользующихся этим методом: Дж.Стоддарда, С.Кокейна. ИМХО: "Балумнийская трилогия" Блэйлока тоже такая... "дотолкиновская". Может, есть кто-то ещё, кого я не знаю. О, вот: Эрику Рюкеру Эддисону в теме самое место, но его почти никто не читал, и я тоже — только отрывки.
Краули, Кашнер и Бигль тоже подойдут, отдельных тем у них, кажется, нет.
UPD. Забыла Мэйчена и Блэквуда. Хотя они — скорее мистика-готика, чем фэнтези. Широкая такая тема получается.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
19 марта 2009 г. 22:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dickens а четкого направления не вижу.
А единого, четкого, магистрального — его и нет. По крайней мере для меня.
цитата Dickens Ты считаешь, что некая изначальная общность была
Там ключевая поправка — "пусть и очень условной" Я же говорю — имеет смысл вести речь о нескольких условных группах/кластерах старых авторов и некоторых особняком стоящих. И об их том или ином влиянии.
А общее их объединение в одну группу раннего фэнтези — да, оно очень и очень условно (хотя и возможно теоретически). С этим я не спорю. В принципе согласен, что единая группа — это именно умозрительный конструкт. Но ведь он есть. Как пресловутый суслик. Кто-то видит, кто-то нет. И у каждого кто видит — он свой
Однако — мне интересно рассматривать и отыскивать взаимосвязи как среди старых классиков, так и в прямом или опосредованном влиянии ранних образцов на более поздних авторов. Поэтому я все равно считаю, что в рамках темы, заявленной Вероникой, есть о чем поговорить
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
|
Dickens
авторитет
|
19 марта 2009 г. 22:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А лит. дискуссия с этого и начинается. Ну вот ты говоришь об условных группах. Давай попробуем их сгруппировать, а потом увидем, есть ли между ними связь, некое единое смысловое поле.
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
19 марта 2009 г. 22:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Давайте тогда попробуем свести их по двум пунктам условным: Темы и Приемы. Т.е. некие внешние, бросающиеся в глаза вехи. Ведь если говорим мы о направлении, то обшность должна быть ну хоть на уровне манифеста.
|
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
19 марта 2009 г. 22:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Попробуем конечно. Но только это уже не для текущей вечерней дискуссии дело, тут надо архивы поднимать, думать много, сверяться... К тому же наверняка Petro Gulak много чего хорошего сказать по этому поводу сможет еще, чего ж без него начинать...
Но вообще — наврядли что путное выйдет. У меня для подобных изысков, почти научных, образования нету. Видения свои, личностные лишь, чего они стоят... А у филологов и литературоведов свой подход, возможно более правильный...
Множество это действительно нечеткое... И один критик выделит одни имена и группы, другой — другие. Какой-то читатель — вообще совершенно иные. А множество тем временем будет себе преспокойно мерцать и сверкать на небосклоне вечности...
|
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
|
Dickens
авторитет
|
19 марта 2009 г. 22:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Claviceps P. Но вообще — наврядли что путное выйдет. У меня для подобных изысков, почти научных, образования нету. Видения свои, личностные лишь, чего они стоят... А у филологов и литературоведов свой подход, возможно более правильный...
Видения много знающего стоят соответственно много. Ты может единственный на этом форуме, кто читал Ночную землю Ходжсона (это так, для примера). А почему не попытаться? Не вечно же сидеть и обсуждать, чего бы почитать.
|
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
19 марта 2009 г. 22:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Н-да.
Вставлю свои пять копеек.
цитата Dark Andrew Термин "дотолкиновское фэнтези" в том варианте, о котором тут идёт речь — это то направление фэнтези, на которое не повлияло существование "Властелина колец". Т.е. полное отсутствие эпических масштабов и глобальных сцен, акцентирование внимания на переживаниях небольшого числа героев, некоторая отстраненность автора от своих персонажей. И атмосфера волшебства, которое совсем рядом.
Сомнительно. У Лавкрафта вполне себе масштабы (временнЫе), у Дансени -- тоже ("Боги Пеганы"). А возьмём того же Блэйлока -- и уже отстраннёности нет. И т.д.
Но это так. В принципе, спорных моментов много. В исходном посыле есть два откровенно (с моей т.зр.) ляповых. Если их не устранить, остальное обсуждение будет рассыпаться.
1. Говард, де Камп и Бэрроуз. Ну, они не нравятся Веронике -- с пониманием. Однако никуда от них не деться. 2. цитата Veronika Это творческий метод (ИМХО) -- это вздор. Увы, привнесённый в неокрепшие умы фэнов и сочувствующих умными людьми и талантливыми писателями: Д.Громовым и О.Ладыженским в соотв.статье-выступлении. Ну, люди добрые, -- пора уже учить матчасть, говорить о литературе, пользуясь литературоведческими терминами. То, о чём тут идёт речь, -- художественный, а не творческий метод.
|
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
19 марта 2009 г. 22:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну вот начните, допустим, с того, с чего начинает любая наука.
1. Перечень видов. 2. Их описание.
В данном случае: книги, которые входят в "дотолкиновскую", затем -- их краткая характеристика. Последнее позволит затем разделить их на группы. Только важный момент: для того, чтобы не путаться, в "дотолкиновскую" на первых порах включать только ту, которая была написана до "ВК". Потом, когда будут обозначены чёткие критерии, можно будет говорить о том, какие из поздних образчиков написаны "в традиции" и т.д.
Или не говорить.
|
|
|
Veronika
миродержец
|
19 марта 2009 г. 22:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Я вижу чёткие связки Дансени — Миррлиз — Гейман и Лавкрафт — Райт, Лавкрафт — Барлоу. Но не вижу связки Миррлиз с Кашнер или Дансени с Пиком. А как насчёт Дансейни с Кашнер? (Я имею в виду только "Томаса Рифмача").
цитата Vladimir Puziy Говард, де Камп и Бэрроуз. Ну, они не нравятся Веронике -- с пониманием. Однако никуда от них не деться. А почему, собссно? От них пошла совсем другая фентезя. Они сильно взаимосвязаны с Дансейни? С Миррлиз? С Ч.Уильямсом?
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
19 марта 2009 г. 23:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Claviceps P. К тому же наверняка Petro Gulak много чего хорошего сказать по этому поводу сможет еще, чего ж без него начинать...
Не скажу, я в статьях и редактурах. Разве что пару слов "Дотолкинская фэнтези" как нечто целостное не существует. Но, действительно, есть ряд текстов, объединенных общими признаками, многие из которых уже называли. Отстраненность (кстати, "звездно-пылевой" единорог у Дансени бы вполне смотрелся), отсутствие единого/цельного/выписанного мира, отсюда — зачастую дробление на эпизоды и общее dreamlike-ощущение; часто — пограничье (не)ведомых полей. Отдельные черты есть у таких несхожих авторов, как Дансени, Кэбелл, Моррис, да и Лейбер (но уж не Говард с Берроузом). Так что, в принципе, ЭТО формализовать можно — но не как жанр и даже не как направление, а, скорее, как совокупность тенденций, которые развивают "Литтлбиг", "Стрендж", "Звездная пыль". Все-все, за дискуссией буду следить, не вмешиваясь.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
19 марта 2009 г. 23:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Все-все, за дискуссией буду следить, не вмешиваясь.
"...и двинуть своим путём: Мол, будь здорова, резвись, дитя, в обнимку с другим дитём. И сладко будет, идя домой, прислушаться налегке, Как пруд взрывается за спиной испуганным бре-ке-ке." (с)
|
|
|
Dickens
авторитет
|
19 марта 2009 г. 23:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Но не исключен и такой вариант. "Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, Моя голова в огне, Все, что автор плел на шести листах, Довершать поручено мне" (с)
|
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
|
peterK
миротворец
|
19 марта 2009 г. 23:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Недавно набрел на статью Лина Картера "Создатели миров" (1971 год), опубликованную в 1996 году в 2 томах "Саги о великом воителе". Как ни странно, в статье Толкин упоминается всего лишь как один из примерно 40-50 популярных авторов-фантастов того периода. Никаких дифирамбов, возведений на пъедестал и объявлений создателем жанра или родоначальником эпохи. Скорее всего до- и после-толкинская фантастика подразумевает отсутствие/засилье нелюдских рас — эльфов, гномов, орков — и ничего более. До Толкина по лесам люди голые с деревянными мечами не бегали, а после — стали. Вот и придумали себе религию — "толкинизм".
|
––– "Я знаю, что ничего не знаю. Но многие не знают и этого" Сократ |
|
|
VuDu
философ
|
20 марта 2009 г. 00:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
peterK Большое видится из далека. Да и удельный вес "толкинизма" в фэнтези не явился миру некой константой: от малоизвестного к культовому, от единичного к тиражируемому сотнями эпигонов, — таков путь. 71-й год ближе к начальной стадии, вот посему и нейтральные тона в статье (ИМХО).
|
––– - И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses) |
|
|
arcanum
магистр
|
20 марта 2009 г. 10:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Отстраненность (кстати, "звездно-пылевой" единорог у Дансени бы вполне смотрелся), отсутствие единого/цельного/выписанного мира, отсюда — зачастую дробление на эпизоды и общее dreamlike-ощущение
Да, да! Именно dreamlike! Как будто невероятно насыщенный чудесный сон, повествование, обладающее воистину галлюцинаторным эффектом. Тотальная отстраненность, позволяющая скользить на грани реальности. Вот это, имхо, и есть общий момент для всех "дотолкиенистов". Правда, фэнтези я это лично не считаю, скорее это изящная литературная фантазия, своего родв забава для скучающих интеллектуалов от литературы. Того же Дансени вспомнить — писал так, как будто в забавную игру играл.
|
|
|
Kail Itorr
гранд-мастер
|
20 марта 2009 г. 16:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Отдельные черты есть у таких несхожих авторов, как Дансени, Кэбелл, Моррис, да и Лейбер (но уж не Говард с Берроузом) Dreamlike? Видимо, ключевой вопрос тут Гамлетовский "какие сны в том смертном сне приснятся...", потому что связка Макдональд-Моррис-Лавкрафт-Мерритт-Говард ТОЖЕ развивает тему "dreamlike". С несколько смежными, правда, снами. Взятыми, в т.ч., у Дж.Лондона (До Адама, Смирительная рубашка). Во всяком разе, у Говарда, помимо "героического мордобития", есть и другие фэнтези-мотивы, в литературном отношении — не менее важные...
|
|
|