Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:15  
Лунатица Прекратите, пожалуйста, передёргивать. Читать тему стало невозможно.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:17  

цитата Beksultan

Просто весьма странно, помня насколько армия и ВПК были сращены с советским обществом, видеть как в будущем, описываемом советскими фантастами, почти отсутствуют военные

Идеология сверху — "Мы за мир", снизу — "лишь бы не было войны". Милитаризация была инфраструктурным фактом, а не психологическим.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:20  

цитата Beksultan

Просто весьма странно, помня насколько армия и ВПК были сращены с советским обществом, видеть как в будущем, описываемом советскими фантастами, почти отсутствуют военные.
Будущее коммунизм. Утопия. Иначе нельзя. А какие в утопии войны то?
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:24  

цитата ameshavkin

Идеология сверху — "Мы за мир", снизу — "лишь бы не было войны". Милитаризация была инфраструктурным фактом, а не психологическим.
Кстати да. СССР наверное самое миролюбивое государство больших размеров было...
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:25  

цитата Славич

почему советская фантастика выпала из поля зрения современного массового читателя.

И в теме было названо несколько причин. И не один раз названо.
Кризис 90-х с его разрывом культурной преемственности.
Активная промывка мозгов в потребительско-развлекательной парадигме. Плюс антисоветская пропаганда, содержащая как справедливые упреки, так и неизбежные передергивания.
Вал новых авторов как замечательных, так и макулатурных, но вошедших в моду именно как новинки.
Идеологическая ангажированность части советской фантастики или просто несоответствие современной линии пропаганды.
Произведений СФ в сумме меньше, чем переводных, собранных со всего остального мира.
В общем, смешалось все по широкому спектру: от идеологических ляпов советского периода до мещанского низкопоклонства перед заграничным.
Плюс неизбежное психологическое отторжение того, что вышло из моды относительно недавно.


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:26  

цитата Славич

Лунатица Прекратите, пожалуйста, передёргивать. Читать тему стало невозможно.

Извините. Отвечаю как думаю. Пока это не запрещено циркулярно 8:-0


авторитет

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:33  

цитата psw

А Василевский — это тот, который в переводчиках "Одиссеи капитана Блада" числился или какой-то другой?

Не могу сказать определённо, не разбирался с этим


авторитет

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:39  

цитата Лунатица

Кризис 90-х с его разрывом культурной преемственности.

Ха! Тут интересно.
Проблемы российской литературы, включая фантастическую, были прямым следствием советской концепции управления литературой.
В СССР был такой информационный дефицит и голод, что когда механизмы сдерживания рухнули — они смыли всё подряд, в том числе и советскую фантастику. Это было неизбежно. Голод — штука страшная.
Остальное уже так, мелочи.


авторитет

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:45  

цитата Славич

пытаемся разобраться в вопросе, почему советская фантастика выпала из поля зрения современного массового читателя.

А, так это мы выясняем? Это же очевидно:
1. Фантастика, как любая другая литература, есть отражение общества, в котором появилась.
2. Как отражение общества, она воплощает ожидания и/или предпочтительные социальные стандарты.
3. Поскольку исчезло общество (ну не очень корректная фраза "исчезло общество", ну давайте скажем "рухнул социальный строй"), в котором она появилась и относительно которого рефлексировала, она и сама перестала быть инетерсна.
Переводя на русский — закончился советский строй, закончилась и советская фантастика.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

не российская вообще, российская, наоборот, переживает невероятный бум, расцвет в постсоветской современности, а именно советская её испостать. Именно поэтому непонятны и неинтересны современному читатель все эти ефремовы и стругацкие: они поднимают некатуальные темы, и, наоборот, не поднимают актуальных тем.
Вот смотрите: почему сейчас так востребован попаданческий мусор и фантазии альтернативно-одарённых историков? Ведь попаданцы — это выживальщики. А альтернативные историки пишут для тех, кому некомфортно в современности. Фактически, речь снова идёт о выживальщиках, но под иным соусом.
Могла подняться тема выживания с советской фантастике? Могла. Типа в звездолёте заглох мотор и путём сложнейших математических расчётов это выправили. Или на другой планете люди грубо вмешались в естественную жизнь аборигенов и пошло...
Только это не те выживальщики. А попаданцы и альтернативщики ставят (правда часто криворуко) вопрос о выживании в социально чуждой среде.

4. Была и специфика, кот оказала влияние, почему это теперь неинтересно. Есть же литературные стандарты — жанры там, темы, которые иногда тупо устаревают. Это касается поджанров — мистики, хоррора, саспенса, фэнтези этого любимого и пресловутого. Это как с повальным интересом к фашистской тематике после развала Союза: было же запрещено, вот и повалили. Так и тут. Если бы этого фэнтези и постапокалипсиса было бы в Союзе навалом и можно было бы повыбирать из Булычёва, Стругациких, и, скажем... Гуляковского, что почитать о том, как произошла ядерная война между СССР и США и теперь все ютятся в Метро, и "шедевр" Глуховского никому бы не был интересен. Наоборот, все бы пресытились и требовали бы нового.

Да, вы можете мне привести отдельные примеры — повести, может, даже романы, что, типа в СССР, были прецеденты — и постапокалипсиса, и фэнтези. Но именно, что прецеденты, а не мэйнстрим.

5. Наконец, фантастика есть отражение общественных процессов. Советское общество что-то строило. Коммунизм ли — вопрос отдельный. Но был общественный консенсус, что мы что-то строим. И фантастика была соответствующая. В ней было логичным то, что что-то уже построили и как оно выглядит. А современное общество ощущает свою заброшенность в мир. Отсюда постапокалипсис, фэнтези и попаданцы.
–––
Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска»
Ceterum censeo Carthago delenda est


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:47  

цитата Karavaev

Проблемы российской литературы, включая фантастическую, были прямым следствием советской концепции управления литературой.

Да, и это тоже, я так и сказала. Ну а что из комплекса выдвигать на передний план, а что небрежно отметать как мелочи — личное дело каждого. Пока не начинает жестко навязываться собеседникам. ;)


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 12:59  

цитата Ashenwail

Если бы этого фэнтези и постапокалипсиса было бы в Союзе навалом и можно было бы повыбирать из Булычёва, Стругациких, и, скажем... Гуляковского,
Что собственно и произошло.Сейчас пресытились. То что лет 10 даже назад читалось с огромным интересом. Вызывает скуку.. Все было уже...
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 13:06  

цитата Лунатица

Извините. Отвечаю как думаю.
Если я буду отвечать, как думаю, меня быстро забанят.:-) И всё же не надо приписывать людям то, чего они не говорили. И прежде всего, не надо приписывать участникам обсуждения ненависть к советской фантастике или стремление чего-то там "пламенно ниспровергнуть".

Здесь было названо ещё и много других причин, почему большая часть советской фантастики не интересна молодому поколению.

Очень немногие наши фантасты 1950-х — 1970-х годов умели строить увлекательный сюжет (с боевыми сценами или без них). Вот братья Стругацкие умели: Дмитрий Быков справедливо назвал их лучшими фабулистами в советской послевоенной литературе.
Ряд жанровых направлений в советской фантастике развития не получил. Писали ли в СССР хоррор? Да, наверное, писали. Но много ли романов ужасов можно вспомнить? Писали ли у нас фэнтези? Да, писали. Но где книги в жанрах героического или эпического фэнтези? Много ли было написано альтернативно-исторических книг на богатейшем материале русской истории? А ведь 90-е годы показали, что наши фантасты могли и хотели работать с этим материалом.
В научной фантастикой над авторами довлела футурологическая предопределённость. Как принято было считать, в не самом отдалённом будущем, лет через 100-200, на всей Земле будет построено коммунистическое общество. А какие могут быть конфликты (в литературоведческом, подчёркиваю, смысле) среди представителей идеального общества? Фантасты выкручивались, как могли, в основном переносили действие на другие планеты, сталкивая земных коммунаров с менее развитыми в техническом плане инопланетянами. Но о свободном футурологическом моделировании они могли только мечтать.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


миродержец

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 13:14  

цитата Лунатица

Произведений СФ в сумме меньше, чем переводных, собранных со всего остального мира.
Не просто меньше, а меньше на порядки. Да одни только обладатели титула Грандмастер от Американской ассоциации писателей-фантастов написали больше в текстовом выражении, чем все советские фантасты, включая малоизвестных и региональных, за период с 1945 по 1985 годы.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


авторитет

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 13:24  

цитата Славич

написали больше в текстовом выражении, чем все советские фантасты

Как следствие одной из черт СФ — преобладание малой (рассказ) и средней (повесть) формы. Не могу утверждать (не считал), но по ощущениям от некогда прочитанного в СФ за послевоенные 40 лет не наберется и сотни романов (включая региональные издательства).
Что, ИМХО, явилось следствием еще одной черты СФ — малое количество профессиональных (зарабатывающих на жизнь исключительно литературой) писателей.


авторитет

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 13:36  

цитата vlandry

явилось следствием еще одной черты СФ — малое количество профессиональных (зарабатывающих на жизнь исключительно литературой) писателей.

тут интересно
как раз члены Союза Писателей зарабатывали (после 50-х) вполне хорошо и были профессионалами, т.е. проф. писателями
а в Америке, что тогда, что сейчас количество профписателей очень мало
полагаю, тут мы тех же американцев как раз превосходили :)
иное дело, что фантастика была очень узкой нишей у нас, многих прокормить просто не могла, просто в силу плановой экономики и жесткого ограничения количества выпускаемых наименований
журналы спасали, да


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 13:55  

цитата Karavaev

журналы спасали, да

И поэтому рынок для рассказов был больше, чем для романов, вследствие чего фантасты были вынуждены чаще прибегать к малой форме. Экономика.

цитата Karavaev

фантастика была очень узкой нишей у нас, многих прокормить просто не могла

Днепрова дважды рекомендовали в Союз писателей (Ефремов и Брандис), но так и не приняли.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 14:08  

цитата Ashenwail

Поскольку исчезло общество (ну не очень корректная фраза "исчезло общество", ну давайте скажем "рухнул социальный строй"), в котором она появилась и относительно которого рефлексировала, она и сама перестала быть инетерсна.
Т.е., социальный строй времен Конан-Дойля и Жюля Верна не исчез, раз книги имеют спрос. Эффект устаревания социальной среды настиг Агату Кристи еще при жизни, но это не отразилось ни на чем.

цитата Ashenwail

они поднимают некатуальные темы, и, наоборот, не поднимают актуальных тем
Книги прошлого — любые и везде — не могут что-то поднимать.
Что касается актуальности, попробуйте ответить: почему самым заметным явлением последних 10 лет стали попаданцы в совершенно искусственные, игровые ситуации, а не социальная НФ о близком будущем, не антиутопии и утопии? Желание научиться выживать? скорее, нагибаторство и жажда подарков судьбы.

цитата Ashenwail

как произошла ядерная война между СССР и США и теперь все ютятся в Метро
Письма мертвого человека, Город наверху... Именно "Метро" вполне в традиции.


авторитет

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 14:19  

цитата ааа иии

Т.е., социальный строй времен Конан-Дойля и Жюля Верна не исчез, раз книги имеют спрос.

Вы путаете литературу, которая является производной эпохи и отражает умонастроения эпохи с литературой, которая прошла проверку временем. Надо сравнивать не Кона-Дойля и советскую фантастику, а Конан-Дойля, и, скажем, Стругацких. Или литературу викторианской эпохи и советскую литературу. Например, в викторианской эпохе было много такой литературы, которая теперь неактуальна, ибо была отражением эпохи.

цитата ааа иии

попробуйте ответить: почему самым заметным явлением последних 10 лет стали попаданцы в совершенно искусственные, игровые ситуации, а не социальная НФ о близком будущем, не антиутопии и утопии? Желание научиться выживать? скорее, нагибаторство и жажда подарков судьбы.

Я уже ответил на это. Читайте внимательней. Как раз, почему так популярен попаданческий мусор я и писал.
А Вы попробуйте не формулировать вопросы так, будто вы принимаете экзамен. Выглядит не очень.

цитата ааа иии

Письма мертвого человека, Город наверху...

Вот я и говорю: отдельные примеры можно привести, но это не было мейнстримом, тогда как щас это — почти мэйнстрим.
–––
Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска»
Ceterum censeo Carthago delenda est


активист

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 14:24  
Давайте и я добавлю свои пять копеек. Из всей советской фантастики сейчас живут Обручев, Ефремов, АБС и Булычев. Причем "дед Кир" (так мы его звали в редакции) на 90% перекочевал в детский сегмент. Алиса форева.
У Ефремова №1 "Лезвие бритвы" — но это такой №1, что кроет почти всю литературу советского периода (кроме Булгакова, Шолохова, Пастернака и Замятина).
Как ни странно для меня, но у АБС №1 — "Понедельник". Казалось бы, что нынешняя молодежь может там понять (они даже не знают, почему в субботу), но книга продается великолепно. Наверное, заряд энтузиазма пробивает межпоколенческий барьер.


философ

Ссылка на сообщение 6 октября 2019 г. 14:37  

цитата Ashenwail

путаете литературу, которая является производной эпохи и отражает умонастроения эпохи с литературой, которая прошла проверку временем.
:-D Это заявление а) вновь возвращает к исходному: почему советская НФ "проверку временем", т.е., популярности поколений, не прошла.
И б) обнуляет Ваш №1

цитата Ashenwail

Фантастика, как любая другая литература, есть отражение общества, в котором появилась.
Страницы: 123...251252253254255...383384385    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх