автор |
сообщение |
likvor
авторитет
|
|
servago
авторитет
|
9 августа 2013 г. 18:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Конечно не все, но достаточно многое тогда читалось с удовольствием. А уж попытка советских фантастов сконструировать мир будущего, в котором уважение, дружба, любовь и даже предательство не мерялось бы только деньгами, как сейчас, заслуживает, чтобы отдать им должное. За что еще уважаю многих из них – за то, что не мастурбировали на примитив.
|
|
|
Blackbird22
авторитет
|
|
milgunv
философ
|
9 августа 2013 г. 19:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pirx цензура как контроль качества тексто
Цензура не имеет никакого отношени к качеству написанного. А вот редактура с ним связана напрямую цитата Pirx отсутствие натянутого и ограничивающего деления SF / Fantasy;
За отсутствуем последней. И ее развитие сдерживалось исскуственно (вспомните историю с изданием Толкнена: первую книгу идали, а остальные — не стали). Все же первой отечественнойфэнтузи я бы назвал "Страж Перевала" Логинова.
цитата мрачный маргинал Практически всё время своего существования сов. фантастика находилась в статусе "золушки"
Со второй половины 50-х отношение фантастике существенно изменилось, стимлирование ее (наряду с жесточайшей цензурой и контролем) стало главшейшей задачей идеологических органов.
цитата Kuntc читать ее — все равно, что наждачкой по стеклу скрести, аж зубы ломит от ее пыльного пришибленного содержания.
Вы ее мало читали! В ней есь прекрасные образцы, которые заслуживают перечитывания и сейчас, а доля серости и халтуры была все же меньше, чем сейчас. Безтой советской фантастики не было бы и нынешней. Или Вы — как нынешние поляки:то то было (типа Лема, Зайделя,Боруня, Вишневского -Снерга) -то ушло и впоминать нечего, а сейчас есть новая фантастика,которая никакого отношения к прежней не имеет?
|
|
|
Futuris
магистр
|
9 августа 2013 г. 19:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата milgunv заслуживают перечитывания и сейчас
Например? Я бы с удовольствием почитал старой советской "производственной" фантастики типа "Страны Багровых туч" Стругацких или творчества тов. Гуревича.
|
––– ☭ |
|
|
Pirx
миродержец
|
9 августа 2013 г. 19:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Rockabilly цитата Pirx 6) цензура как контроль качества текстов
А примеры можете привести
Это была несколько провокационная формулировка (см. ниже).
цитата Rockabilly цитата Pirx цивилизационный феномен
цитата Pirx в общецивилизационном аспектах
И еще, вам не трудно было бы объяснить, что вы имеете в виду?
Попробую (хотя мне казалось, что и так понятно). СССР был в некотором смысле феноменальной, беспримерной цивилизацией, аналогов которой не было в истории человечества и в основе которой лежала утопическая идея построения коммунистического общества. Эта цивилизационная особенность СССР проявлялась и в целом ряде культурных феноменов, в т.ч. и (а может, и в наибольшей степени, чем где бы то ни было ещё) в фантастике. Поэтому данное явление заслуживает рассмотрения не только с точки зрения чисто литературных достоинств, но и с точки зрения, которую я назвал общецивилизационном аспектом.
Не знаю, стало ли понятнее, но я старался.
мрачный маргинал Согласен с Вашими первой и второй репликами. Ну, и — спасибо за спасибо!
цитата Цефтриаксон Настаивать не буду, но ИМХО, самые кондовые рассказы про атомный трактор на полях черноземья, зачастую СЕЙЧАС, читаются с большим интересом чем сталкериада какая или очередной геймер среди эльфов.
И тут согласен. Даже чуть усилю. Как это ни покажется парадоксальным, но именно фантастическая литература 30х-50х годов (60х — уже в меньшей степени) зачастую точнее и ёмче передаёт дух эпохи, чем реалистические произведения или, скажем, статьи в газете "Правда". В этом смысле я обожаю Мартынова. Считаю, что его трилогия "Звездоплаватели" (несмотря на очевидную литературную слабость) идеально передаёт атмосферу, воцарившуюся в советском обществе в конце 1950-х с началом космической эры. Т.е. это книга не про будущее — а про настоящее!! То настоящее, которое было тогда и о котором мы из книги Мартынова узнаём больше, чем из произведений соцреализма тех лет.
цитата milgunv Цензура не имеет никакого отношени к качеству написанного. А вот редактура с ним связана напрямую
Согласен и с этим, но с существенным уточнением. Цензура и редактура различались как функционально, так и институционально. Но! На практике оба этих института нередко выполняли функции друг друга: редактор, перестраховываясь, цензурировал тексты по политическим мотивам, а цензор, бывало, настаивал на исправлениях, вызванных отнюдь не политическими соображениями...
|
––– a million bright ambassadors of morning |
|
|
Sumy
миротворец
|
9 августа 2013 г. 19:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Futuris Например? Я бы с удовольствием почитал старой советской "производственной" фантастики типа "Страны Багровых туч" Стругацких или творчества тов. Гуревича.
Экипаж Меконга — Войскуновского и Лукодьянова.
|
|
|
Massaraksh
философ
|
9 августа 2013 г. 20:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pirx 1) декоммерциализированность; 2) идейность (идея важнее сюжета); 3) отсутствие натянутого и ограничивающего деления SF / Fantasy; 4) благоприятные условия произрастания (космический бум конца 50-х — начала 60-х); 5) полигон идей в рамках коммунистического мифа (варианты моделирования "светлого будущего"); 6) цензура как контроль качества текстов (а не только как политический ограничитель).
1) По причине отсутствия рынка 2) Э? Нет, ну дубовых авторов, конечно, хватало, но их и сейчас хватает. 3) По причине отсутствия жанра
С остальными пунктами согласен без оговорок, кроме цензуры. Таки, палка о двух концах. А так, да были вещи действительно захватывавшие воображение, но были и совершенно нечитабельные, как и сейчас.
Можно говорить еще о различии фантастики отечественной/западной, (хотя, тоже, имхо, пустой разговор), но отличие фантастики советской/российской проходит исключительно по границе модернизм/постмодернизм.
|
|
|
swgold
миродержец
|
9 августа 2013 г. 20:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Насчет смычки ФиФ — в советской фантастике было полным-полно фэнтези, вполне конкретной, как у Гора, Булычова, Пухова или Шашурина. Она достаточно дистанцировалась от НФ, одно с другим не спутать. А вот в вещах, внешне неотличимых от НФ, скрывалось немало партизанской фэнтези, порожденной безграмотностью авторов или их нежеланием интересоваться всякими скучными цифрами и железками. Но это тоже не уникальный феномен — например, Брэдбери успешно мимикрировал под НФ.
|
|
|
Kuntc
гранд-мастер
|
9 августа 2013 г. 20:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата milgunv Вы ее мало читали! В ней есь прекрасные образцы, которые заслуживают перечитывания и сейчас, а доля серости и халтуры была все же меньше, чем сейчас.
Достаточно, чтобы понять, что это за штука. По крайней мере с основными именами знаком. Образцы, которые сегодня перечитываются, можно пересчитать по пальцам. И это за семьдесят лет! Сегодня за год больше хороших книг выходит.
цитата milgunv Безтой советской фантастики не было бы и нынешней.
В этом и беда, в этом и беда...
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Гвардеец
миротворец
|
9 августа 2013 г. 20:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kuntc И это за семьдесят лет! Сегодня за год больше хороших книг выходит.
Это Вы здорово пошутили..)
|
––– Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин |
|
|
Тэр
активист
|
9 августа 2013 г. 20:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В список особенностей советской фантастики можно еще добавить установку на творческий характер персонажей. Иначе говоря, герои обычно творцы, созидатели, первопроходцы, строители будущего, равно как приверженцы прекрасного/духовного. Проявлялось это, конечно, далеко не обязательно в плакатной форме, но при этом даже безобидный мещанин в протагонисты не попадал.
|
|
|
Славич
миродержец
|
9 августа 2013 г. 21:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pirx 1) декоммерциализированность; В плюс.
цитата Pirx 2) идейность (идея важнее сюжета) Или идеалогизированость? Хотя с сюжетами в советской фантастике подчас бывали проблемы: без нормального конфликта сюжет не построишь. Борьба хорошего с лучшим, как в соцреализме.
цитата Pirx 3) отсутствие натянутого и ограничивающего деления SF / Fantasy; Ввиду отсутствия последней. Здесь уже писали.
цитата Pirx 4) благоприятные условия произрастания (космический бум конца 50-х — начала 60-х) Вот только в это оттепельное десятилетие и были благоприятные условия. Из-за войны, террора и "теории ближнего прицела отстали" от Америки лет на 20, пришлось навёрстывать.
цитата Pirx 5) полигон идей в рамках коммунистического мифа (варианты моделирования "светлого будущего") В советской фантастике активно насаждалась "футуристическая предопределённость". Фантастам приходилось писать либо о коммунистической утопии далёкого будущего (а что нового можно было сказать после Ефремова?), либо о ближайшем будущем, когда коммунизм ещё не построили. (Сравните с западным разнообразием вариантов.) Что и обусловило невысокую продолжительность жизни многих советских фант. текстов.
цитата Pirx 6) цензура как контроль качества текстов (а не только как политический ограничитель). Отчасти соглашусь. Только цензура вместе с графоманами отсеивала и много хорошего. О роли редактуры сказали выше. Всё.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
Pirx
миродержец
|
9 августа 2013 г. 22:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич В советской фантастике активно насаждалась "футуристическая предопределённость".
Можно, конечно, и так сказать. Но можно и по-другому: стимулировалось мыслить позитивно, думать о хорошем, представлять себе это хорошее как можно более убедительно и достоверно и эти представления описывать. Именно по утопиям советская фантастика даст сто очков вперёд фантастике западной. И здесь я имею в виду далеко не только знаменитые циклы Стругацких и Ефремова, но и, например, такую очень сильную, полузабытую и недооценённую вещь, как "За перевалом" Савченко.
цитата Славич цензура вместе с графоманами отсеивала и много хорошего
Это да. Лес рубят — щепки летят. Вместе с водой ребёнка и т.д.
|
––– a million bright ambassadors of morning |
|
|
Славич
миродержец
|
9 августа 2013 г. 22:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pirx Но можно и по-другому: стимулировалось мыслить позитивно, думать о хорошем, представлять себе это хорошее как можно более убедительно и достоверно и эти представления описывать. Мыслить позитивно — это, конечно, хорошо. Но утопическое будущее фантасты описывали (часто) не по своей воле. Так было принято, иначе цензура бы не пропустила и т.п. Утопия сама по себе жанр невыразимо скучный, поэтому фантасты пытались разбавить её каким-никаким сюжетом. У лучших получалось, у большинства — нет. Современному читателю — даже читателю умному, на дух не выносящему сточкеров и попаданцев — читать о коммунистическом будущем просто не интересно. Ну, прочитает он "Туманность Андромеды" и "Полдень, XXII век" — и что нового ему скажет остальная радостно-утопическая НФ? Отсюда и упадок интереса к советским авторам, который начался в 90-е и продолжается сегодня.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
Пауль Госсен
философ
|
9 августа 2013 г. 23:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pirx Именно по утопиям советская фантастика даст сто очков вперёд фантастике западной. И здесь я имею в виду далеко не только знаменитые циклы Стругацких и Ефремова, но и, например, такую очень сильную, полузабытую и недооценённую вещь, как "За перевалом" Савченко.
Сразу вспомнились замечательные рассказы Сергея Другаля "Экзамен" и "Светлячковая поляна". Весьма симпатичный мир будущего прорисовывается в некоторых рассказах Ольги Ларионовой. "Незнайка в Солнечном городе", само собой. Из детских еще "Пятеро в звездолете" Анатолия Мошковского (хотя вещь скорее приключенческая). Но вот продолжить не получается... Так в "Девушке у обрыва" Вадима Шефнера (чем, вроде, не утопия?) уж слишком много иронии. А остальные более-менее способные авторы (Зиновий Юрьев, например) все больше клевали капиталистов.
|
|
|
Garret11
философ
|
10 августа 2013 г. 00:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата osipdark А вот что про совмещении НФ и фэнтези цитата milgunv За отсутствуем последней. Чаша бурь Щербаков, Чакра Кентавра Ларионовой.
|
––– The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.” |
|
|
Kuntc
гранд-мастер
|
10 августа 2013 г. 00:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Гвардеец Это Вы здорово пошутили..)
Да какие шутки? Вся любовь к советской фантастике очень часто идет от детско-юношеских воспоминаний. "Небо голубее, трава зеленее, книжки интереснее..." Или из чисто исследовательского интереса. А де-факто сегодня, да, выходит гораздо больше интересных книг. И чем быстрее советская писанина окончательно забудется, тем будет лучше, потому что хороших книг тогда станет еще больше.
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Garret11
философ
|
10 августа 2013 г. 00:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kuntc Вся любовь к советской фантастике очень часто идет от детско-юношеских воспоминаний. цитата Kuntc А де-факто сегодня, да, выходит гораздо больше интересных книг.
Например? Можно конкретики.
|
––– The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.” |
|
|
Пауль Госсен
философ
|
10 августа 2013 г. 00:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kuntc И чем быстрее советская писанина окончательно забудется, тем будет лучше, потому что хороших книг тогда станет еще больше.
Не вижу логики. Почему чего-то станет больше, если что-то другое забудется? И за 70 лет СССР действительно появилось не так и много стоящего, но оно есть. А что из нынешнего можно поставить рядом с книгами АБС, Ефремова, ранними Рыбаковым и Лазарчуком, лучшими вещами Биленкина и Булычева? Бесконечные тома различных серий с мордоворотами на обложке? Донельзя тупое фэнтези?
|
|
|