автор |
сообщение |
vvladimirsky
авторитет
|
|
ameshavkin
философ
|
7 июня 2010 г. 16:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vvladimirsky С каких пор обращение к первоисточникам называется враньем?
Я далек от новейшей методологии и называю вранье враньем, а не "обращением к первоисточникам". Я привел пример прямого вранья со стороны Первушина. Будет угодно это оспорить? А так чего порожняк гнать.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Иприт
магистр
|
7 июня 2010 г. 23:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
микроэссе №2
Тимофей Бабкин — Антигерой НФ галактики или сталинский реверс за чеканом современной фантастики Одним из последних творений Вл Немцова был "Последний полустанок" ("Когда приближаются дали" выйдет на десяток лет позднее) Полустанок — это такая громадная книга, сдав которую в макулатуру, на вырученные деньги можно жить несколько дней. Полная благоглупостей и ненужного морализаторства, она запомнилась серой скукой и Т.Бабкиным — человеком, носившим в карманах ; плоскогубцы, мотки проволки, лампы, диоды, штангенциркуль... . Но запомнилась. Чего не могу сказать о массе современной НФ продукции — уже не ближнего прицела а скорее мегадальнего полета, однако такой же однообразной и незапоминающейся.. Что же лучше — приземленная мечта о волшебных нестирающихся ботинках или неуемная... не фантазия даже, а какое то диарейное фантазирование. Мегагерои, принцессы с сиськами, мыслящие сгустки, суперкары и космические упыри. Пустота словом. Или скорее космический вакуум за яркой обложкой. Скучный дедушка Немцов был хоть как то компетентен, описывая свои бесконечные проводки и диоды. Ацкая парочка Бабкин-Багрецов лишь один раз была действительно фантастична — когда Тимофей Бабкин "зайцем" полетел на сверхсекретном воздушном судне "Унион". Это в сталинском Союзе то! ( на охраняемом МГБ объекте он провел бы минут восемь, после чего отправился бы копать руду на благо народного хозяйства). Да, бесконечные морали Вл Немцова, подвигают к одному — найти автора и самозабвенно лупить его по голове томом Полустанка. Но подумав, Немцова отложим в сторону. Впереди знакомство с новым "шедевром". Впереди высосанные из нового пальца мегагерои, хищная плесень и космические пираты совершающие групповое изнасилование мыслящего кристалла с планеты Шарада. Право же, безумный инженер Тимоха Бабкин с планеты Земля такой же "картон" как и многие его нынешние коллеги по современной российской НФ.
|
|
|
swgold
миродержец
|
8 июня 2010 г. 00:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Читаю "Пылающие бездны". 1924 г. тираж 3000 экз(!). Иллюстрации обалденные. Язык суконный, пафосный. Война с марсианами, эпическое полотно. Из этого выросла "Гриада" и утопии Мартынова. Ближний прицел смотрится каким-то тонким слоем осадочков в геологических пластах безудержного (и бескрылого) фантазирования. Этакая попытка ввести некоторую "опрятность ума" (с) Гуревич в бесконтрольное нагромождение событий-сущностей. Возможно, в этом что-то было. Реализация ни к черту, но сама идея...
|
|
|
Иприт
магистр
|
|
Иприт
магистр
|
8 июня 2010 г. 00:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Гуревич в сб Собеседник ввел интересный термин — Аннигиляция фантастики (имеется ввиду затыкание большого фонтана фантастики 20х) Есть ли какая нибудь инфа, куда делись десятки авторов этого жанра? ЗЫ Если можно — без обобщенных сталинских лагерей и океанов крови (только если достоверно) — кровавая "гэбня" надоела на Украине. В копилку. Зозуля Е.Д. (Граммофон веков, Мастерская человеков) — был главредом Огонька, погиб в московском ополчении в 1941/42г
|
|
|
vvladimirsky
авторитет
|
8 июня 2010 г. 00:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Никто и никогда не утверждал, что "ближний прицел" господствовал с 1933 по 1953, это придумал сам Первушин.
Вы извините, но Антон приводит прямые цитаты. Из Бритикова:
цитата « В 30-е годы <...> продолжалось дробление науки. Росло число изобретений и открытий, основанных на старых принципах, увеличивались масштабы внедрения науки в народное хозяйство. Наука и техника разрастались вширь. Всем этим эпоха первых пятилеток созвучна была опоэтизированному Жюлем Верном веку пара и электричества с его практицизмом и здравым смыслом.
Вот почему познавательная фантастика жюль-верновского типа послужила тогда для советского научно-фантастического романа главным ориентиром. <...>
Беда в том, что науку отождествляли со здравым смыслом. Следуя научному консерватизму <...>, литературная критика пыталась измерить любую фантастическую догадку укоренившимся бытовым представлением о научности. Если никто еще не приживлял голову одного человека к телу другого, то никакой науки в этом нет и быть не может. Если пороховые ракеты не могут развить скоростей, даже близких к первой космической, то космический полет вообще — бред. Таким способом хоронили чуть ли не всю фантастику. Оставалось фантазировать о том, что не выходило за пределы «здравого смысла». <...>
Почти все фантасты во второй половине 30-х годов отходят от интеллектуальной фантастики. Сюжет почти каждой из упоминавшихся книг построен как «экскурсия с препятствиями» — это превращается в жанровый шаблон. Главные коллизии, если это не стихийные катастрофы, создаются при помощи шпионов и международных авантюристов. Разоблачают их странствующие майоры госбезопасности и мальчишки, заблудившиеся в Арктике, как на улице Горького. И даже когда кончается погоня за шпионами, отсутствие «приключений мысли» все равно заставляет прибегать к назойливо стереотипным ходам. В одном романе роковой мальчик упорно лезет под Землю, в двух — под воду, а в третьем — прокрадывается в стартующую на Венеру ракету...»
Из Ревича:
цитата «...Политической вехой, обозначившей крутые перемены был ХХ съезд КПСС в 1956 году, на котором Н.С.Хрущев произнес памятную антикультовую речь.
Разумеется, фантастика существовала у нас и до второй половины 50-х годов. Она даже пользовалась популярностью, хотя бы потому, что выбирать было не из чего. В значительной части фантастика разделяла участь всей советской литературы: то есть находилась под жесточайшим идеологическим прессом. На таком фоне появление «Туманности Андромеды» произвело эффект взрыва, воспринятый некоторыми как террористический. Правда, во многом породив новую фантастику, сам Ефремов примкнуть к ней не смог или не захотел, и ефремовское знамя над ней вскоре сменилось штандартом Стругацких. <...>
Фантастика 60-х была попыткой убежать от мертвечины, ото лжи, которой пробавлялась советская литература, фантастика в том числе, в течение десятилетий. <...>
Приверженцы фантастики «ближнего прицела» <...> встретили молодое пополнение в штыки. За годы бесконкурентного кайфа они утвердились в мысли, что они-то и есть советская фантастика. <...>
Час их торжества наступил в конце 40-х — начале 50-х годов, в период гонений на всякую литературу — от Грина до Ахматовой. Для того чтобы окончательно зажать рот социальной фантастике была изобретена так называемая «теория ближнего прицела», прямая наследница критики 20-х — 30-х годов, отвергавшей и космические полеты, и овладение сокровенными тайнами природы, и загляд в будущее. Трубадуры этого учения добровольно надели на себя шоры и заставляли всех проделать то же самое...»
Из Булычева:
цитата «Природа не терпит пустоты. И раз уж таковая образовалась в искалеченной фантастике, ее надо было заполнять.
И тогда пришли новые авторы.
Большей частью это были молодые инженеры и техники, интересующиеся движением науки, часто неискушенные в литературном труде и не вполне талантливые, а то и вовсе бездарные. Некоторые из них сгинули, выполнив свою роль. Другие стали известны и продолжали трудиться на ниве фантастической литературы еще много лет, пережив катаклизмы общественной жизни и проделав любопытную эволюцию к послевоенной «фантастике ближнего прицела» и далее — в наши дни.
Какова была отличительная черта «новой волны» фантастики?
Прежде всего — ее чудовищно низкий художественный уровень. <...>
Изменился и сам читатель. Во второй половине 30-х годов читательский уровень серьезно уступал уровню читательской квалификации десятилетней давности. <...> Для этой новой аудитории, которая и составляла большинство читателей молодежных и популярных журналов, совершенно неважно было, как пишет писатель. Он должен был писать понятно и предлагать пищу, уже усвоенную из газет, как бы иллюстрируя картинками тот образ мира, что был впитан читателем. Даже если авторы и желали поведать о прогрессе в науке, редактура немедленно давала им понять, что важнее сейчас отразить более актуальную проблему — борьбу с внутренними и внешними врагами...»
Извините за обильно цитирование, но тут, по-моему, есть ответы на все ваши вопросы. Тут вам и середина 1930-х годов, и середина 1950-х, и т.д., и т.п. Дискуссию прекращаю, ибо эти выдержки, на мой взгляд, отчетливо говорят сами за себя.
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
Иприт
магистр
|
8 июня 2010 г. 00:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В значительной части фантастика разделяла участь всей советской литературы: то есть находилась под жесточайшим идеологическим прессом. Ревич
Бред какой то. Типа сидит цензор и при фразе "межпланетный перелет" хватается за револьверт. Думаю все было проще — связи знакомства итп — поэтому и завязли в теории предела.
Во второй половине 30-х годов читательский уровень серьезно уступал уровню читательской квалификации десятилетней давности Булычев
Еще один умник. Предвоенные поколения школьников — это восьми-десятилетки, с претензией на гимназическое образование (воплощенное в 50х), причем в стране с массовой средней школой. Школа 2й половины 20х, это один сплошной эксперимент, нечто среднее между республикой ШКИД и школой Сани Григорьева из Двух Капитанов (цитата "На картинке мы видим добрых пейзанов"). Где уж тут читательский уровень.
|
|
|
vvladimirsky
авторитет
|
8 июня 2010 г. 04:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Иприт Предвоенные поколения школьников — это восьми-десятилетки, с претензией на гимназическое образование (воплощенное в 50х), причем в стране с массовой средней школой. Школа 2й половины 20х, это один сплошной эксперимент, нечто среднее между республикой ШКИД и школой Сани Григорьева из Двух Капитанов (цитата "На картинке мы видим добрых пейзанов").
Булычев, вероятно, имел в виду взрослых читателей. Тех, для которых писали Булгаков, Эренбург, Замятин и т.д. То, что фантастика проходила по ведомству детской и подростковой литературы, ему в голову не приходило.
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
ameshavkin
философ
|
8 июня 2010 г. 08:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vvladimirsky Вы извините, но Антон приводит прямые цитаты
Не извиняю. Эти цитаты — прямой подлог. Ни Бритиков, ни Булычев ни слова не говорят о "ближнем прицеле". Только об общем ухудшении качества нф в 30-е годы. А Ревич указывает общепринятую дарировку:
цитата в конце 40-х — начале 50-х годов
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
swgold
миродержец
|
8 июня 2010 г. 08:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vvladimirsky То, что фантастика проходила по ведомству детской и подростковой литературы, ему в голову не приходило.
Любопытно, а можно ли обсуждать абстрактную фантастику, не привязанную к возрастной группе? Можно ли что-то утверждать, не разделяя "Мы" и "Приключения Карика и Вали"? Фантастика ближнего прицела — это взрослая или детская? У меня такое подозрение, что фантастика в СССР в какой-то момент (не в 40х ли годах?) стала преимущественно детской литературой (одна-две взрослые книги погоду не делают).
|
|
|
ameshavkin
философ
|
8 июня 2010 г. 13:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold фантастика в СССР в какой-то момент (не в 40х ли годах?) стала преимущественно детской литературой
Собственно говоря не детской, а "для молодежи", и в 60-е тоже такое позиционирование сохранялось.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
swgold
миродержец
|
|
ameshavkin
философ
|
8 июня 2010 г. 13:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold Практически на всех книжках была пометка "для младшего и среднего/старшего школьного возраста".
Только на книжках издательства Детгиз-Детская литература. Передовица к установочной антологии "Дорога богатырей" называлась "Научную фантастику — советской молодёжи!".
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
swgold
миродержец
|
8 июня 2010 г. 13:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ameshavkin А кто кроме? Я помню еще что-то типа "Недра", "Просвещение" — но там выход советской НФ был мизерный, основной шел в Детгиз. МГ в те времена не помню.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
|
swgold
миродержец
|
|
Иприт
магистр
|
8 июня 2010 г. 20:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В то время были достаточно активны регионалы, например Горький выпустил сборник На грани возможного, Харьков Торжество жизни и Конец подземного города, Ставрополь — маленький летчик Пирр (до сих пор не знаю о чем сие творение П.Аматуни), Свердловск — Новый Гольфстрим, Куйбышев и Сталинград печатали Ефремова. Вообщем движ какой то был.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
8 июня 2010 г. 20:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Иприт Горький выпустил сборник На грани возможного
...в котором ни одного горьковчанина...
цитата Иприт Конец подземного города
Ни разу не БП!
цитата Иприт маленький летчик Пирр
сказка про мальчика и девочку
цитата Иприт Новый Гольфстрим
написана до войны, тоже ни разу не БП
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
|