автор |
сообщение |
arcanum
магистр
|
6 сентября 2013 г. 23:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
LAS Вандермеер никоим образом не привязывает "вирд" жестко к хоррору. Он вообще смотрит на него скорее как на некий более мрачный микс магреализма, сюрреализма и всяческого постмодерна. Что позволяет ему вписывать в каноны жанра широчайший круг авторов — вплоть до Борхеса или Рюноске. Надо признать, не всегда оправданно. Но в целом с ним можно согласиться, мне нравится его вектор понимания этого явления. А антология The Weird его авторства так вообще мощнейшая, этапная и одна из лучших за последний десяток лет.
|
|
|
LAS
гранд-мастер
|
6 сентября 2013 г. 23:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum Вандермеер никоим образом не привязывает "вирд" жестко к хоррору.
Понятно, что не привязывает, но в "Компендиуме" большинство рассказов так или иначе относятся к хоррору, а в списке из Нового Вирда его почти нет, кроме того, отмечен ряд крупных вещей (к вопросу о том, что вирд в основном в малой форме). Тем, собственно, список и любопытен...
|
|
|
arcanum
магистр
|
7 сентября 2013 г. 00:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
LAS ну я бы не сказал, что большинство относятся к хоррору. Скорее это такая "литература беспокойного присутствия". Тот же Баркеровский рассказ — как оценивать? Формально автор однозначный хоррор-райтер. Но именно в этом рассказе не столько хоррор, сколько типичный сюрреализм и гротеск, такое Кафка мог написать или кто-нибудь из французов-экспериментаторов середины 20-го века. Плюс учитывайте, что New Weird и The Weird посвящены разным по сути направлениям. Нью Вирд это волна странной, но легко распознаваемой и ярко выраженной жанровой фантастики. А Вирд посвящен именно тому направлению, к которому относится наша тема. Смутно определимые в плане жанровой принадлежности вещи. Не откровенная фантастика. В Новых странных много привязок к жанровости, вирд внежанровый по определению. Этим и объясняется наличие крупной формы в том списке.
|
|
|
arcanum
магистр
|
7 сентября 2013 г. 01:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В качестве некоего образца запощу перевод аннотаций нескольких книг шикарного румынского издательства Ex-Occidente, которое на мой взгляд является наиболее блестящим и изысканным воплощением наиболее серьезного пласта вирд-литературы. Перевел очень грязно, но представление можно составить. Итак:
Джон Гейл "Соблазны Кабокона" «Соблазны Кабокона» это новая мрачная коллекция из семнадцати рассказов и стихотворений в прозе от Джона Гейла — рассказы о безумии, меланхолии и неустанных навязчивых идеях. В начале коллекции вы найдете легенду о Непреходящей Печали Леди Зимы — но кто она, к чему так страстно стремится, посылая в мир для некой цели трех своих ужасных дочерей Снега, Града и Мороза? По пути, прокладывая свой путь через сказки мягких аметистовых оттенков, вы столкнетесь с темным, запыленным особняком, где Аверния была провозглашена призраками своей королевой, и рассказом о принце, который навсегда оплакивает Аллинию, погибшую там, где ивы опустили свои косы в нефритовую поверхность реки. «Павшие купола из зеленого янтаря», пожалуй, являются сердцем коллекции: Rуэриэл в своем окруженном деревьями доме страдает от видений павшего города, и медленно ему являются события, приведшие к его разорению, во всей своей драматической славе. Сквозь всю коллекцию, как пять темных драгоценных камней, разбросаны несколько эпизодов повествующих о бессмертном, мрачном колдуне Принце Кандре из замка Виндру; о том, как он бредет сквозь пурпур своих дней в стремлении заполнить тысячелетние скуку и усталость; о встрече с женщиной, осмелившейся войти в его населенный привидениями дом в стремлении к обучению, и о трагедии, к которой это привело; о кусочке кости, оставшейся от вампира Ашгула, которого он привез из затерянного в пустыне Города из Разбитого Халцедона; о Смерти, дразнившей его жестокими видениями драгоценного феникса; о привидевшейся во сне Лорду Виндру гробнице из малахита и мрамора – но кто лежит там холоден, за вратами из почерневшей бронзы? И наконец, о его мрачных блужданиях сквозь мрачный пурпур осеннего леса и ужасных откровениях, обретенных в финале истории «Огни воспоминаний». Осень держит свой путь словно меланхоличная мелодия сквозь ряд фрагментов этой коллекции: древние леса Вайламбри и две жрицы, совершающие свое ежегодное ритуальное путешествие; страстные рапсодии служительницы Осени своей богине; и символическая осень укутанного в красный плащ Лорда Расифаи, вызванного некогда из темного, осиянного черной луной предела, в который он не может вернуться пока полностью не опустошит город Велтик, заставив его заплатить высокую цену. В завершение коллекции мы имеем смену стиля в рассказе «Леди Зеленой Беседки», рассказ о типично английском княжестве Грейуолл и о том, как Джон Силк против своей воли посетил королевство фейри.
Марк Вэлентайн "На закате" В Белграде, молодой учитель пишет колкие гностические кантики, в Тбилиси старого провидца забирают в убежище. Белая пыль поднимается на летних дорогах; черные листья осени застыли в ожидании. Mагистры литературы чувствуют, что Сумерки обкрадывают их; и даже молодые мечтатели видят тени на своем пути. Некоторые говорят, что это последние дни Европы. Совершенно очевидно, что известный мир мерцает на грани. И в сумерках все меняется. . . «На закате» Марка Валентайна является данью уважения к побежденным и потерянным голоса поэтов междувоенной Европы.
Колин Айнсол "Последнее золото мертвых звезд" Анна Ралин получила по завещанию своей бабушки журнал и небольшую коллекцию фотографий, касающихся довоенных приключений в странном городе, в глубине старого королевства Иллирии. Журнал упоминает о тайне, оставшейся нераскрытой для семьи старой женщины, которую только Анна может раскрыть. Она посещает город на побережье Адриатического моря, бывший когда-то убежищем для ссыльных и беглецов, с его таинственной рекой и такими местами, как улица Несостоявшейся Времени, где прошлое, настоящее и будущее, размываются и переплетаются. Но она считает, что воспоминания о старом городе были намеренно похоронены, стерты или уничтожены; появляясь только в видениях или снах, которые раздражают и мешают его современным жителям. Те, кто знал и любил секреты города, остались только на его окраинах. Анна заводит дружбу с Франческой, горничной в отеле, здание которого когда-то вмещало страстные танцы балета Le Des Fuyardes; эти воспоминания и их эхо теперь исказились и заглохли. Франческа приводит Анна к Хранителю, который строит карты и модели старого города из слухов и снов, и обитает в Гавани Золотой головы; посреди пустынной болотистой местности. Он раскрывает судьбу погребенной реки, в то время как Франческа рассказывает Анне о своем лодочном гараже, месте своего странного творения, где находятся фрагменты стихов, отправляемые ей тайным влюбленным. Но современные обитатели города, во главе с Капитаном, человеком преследуемым видениями руин часовни Слез святых, стремятся уничтожить наконец всю память о старом городе. Инстинктивно он тянется к источнику этой тайны, но его планы ставят под угрозу Хранитель и Франческа.
|
|
|
LAS
гранд-мастер
|
7 сентября 2013 г. 03:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum Плюс учитывайте, что New Weird и The Weird посвящены разным по сути направлениям.
Не вижу никакого смысла в противопоставлении этих двух направлений. В антологии Вандермеера "New Weird" много посвящено рассуждениям о том, что такое этот самый New Weird, который на самом деле больше манифест, чем какое-либо внятное литературное течение. А вирд, как выше уже говорили, тем более не является каким-либо течением, это очень размытое и широкое понятие, которое определяется скорей интуитивно, "странная" проза, сюрреалистическая образность и т.д. Основными предтечами Нью Вирда Вандермеер называет Пика, Харрисона, Лиготти, Баркера, и те же авторы, которых он включал в антологию "New Weird", представлены и в антологии "Weird".
|
|
|
arcanum
магистр
|
7 сентября 2013 г. 12:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата LAS что такое этот самый New Weird, который на самом деле больше манифест, чем какое-либо внятное литературное течение. это бесспорно. На лит. движение он не тянет. Даже в рамках чисто фантастического жанра.
цитата LAS Основными предтечами Нью Вирда Вандермеер называет Пика, Харрисона, Лиготти, Баркера, и те же авторы, которых он включал в антологию "New Weird", представлены и в антологии "Weird". в чем-то это справедливо. Но между Мьевиллем и тем же Лиготти например лежит пропасть. Слишком не похожи. Или между Де Ла Маром и Свэйнстон. А вот между Де Ла Маром и Эйкманом или Харрисоном — нет особых разночтений. Критических Ну, кроме тех книг Харрисона, где он писал чистое НФ. Баркера вообще к вирду можно с трудом отнести — и то только за "Книги крови" (там есть ряд адекватных этому определению фрагментов). Тут типичные хоррорушники будут абсолютно правы, если начнут стебаться над всеядностью вирда
|
|
|
LAS
гранд-мастер
|
7 сентября 2013 г. 14:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum между Мьевиллем и тем же Лиготти например лежит пропасть
Я бы тоже не отнес Нью-Кробюзонские романы Мьевиля к вирду в силу их явной приключенческой направленности (само по себе это не плохо, но вирду в целом несвойственно), но их корни явно лежат в барочных избыточных произведениях классиков вирда, в первую очередь Пика и Харрисона. Кроме того, Нью Вирд это не только Мьевиль, с ним это понятие прочно ассоциируется по той простой причине, что его романы, в отличие от произведений большинства других авторов вирда, имели значительный коммерческий успех.
цитата arcanum Баркера вообще к вирду можно с трудом отнести — и то только за "Книги крови"
О "Книгах Крови" и идет речь. Вандермеер делает довольно интересные обобщения о предтечах Нью Вирда, мол, был Old Weird, Лавкрафт, К.Э.Смит и др., потом была New Wave, здесь Вандермеер выделяет Харрисона, Муркока и Балларда, затем в 80-ых появились Книги крови, которые Вандермеер характеризует как New Horror... И вот из синтеза этих направлений в 90-х появляется Нью Вирд, первопроходцами которого Вандермеер называет Дж. Томаса, Т.Лиготти, К. Коджу, М. Циско и др... Т.е. речь в любом случае не идет о чисто жанровой фантастике, Коджа, насколько я понимаю, писала реалистические вещи, но активно использовала эстетику гротеска.
Вообще "New Weird" довольно интересная антология, в ней, кроме непосредственно рассказов, есть и дискуссии авторов (с участием Харрисона), их эссе, посвященные вопросу, и т.д.
|
|
|
arcanum
магистр
|
7 сентября 2013 г. 14:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата LAS но их корни явно лежат в барочных избыточных произведениях классиков вирда, в первую очередь Пика и Харрисона. есть такое, да... особенно Пик сразу вспоминается, когда о Нью-Кробюзоне думаешь.
цитата LAS мол, был Old Weird, Лавкрафт, К.Э.Смит и др., вот это не совсем верно, по моему. Перед лавкрафтовским кругом была масса авторов, эксплуатирующих странно-декадентские сумрачные темы и образы. Мейчен ,Блэквуд, Салливан, Стенбок, Чэмберс, Дансени, Найджел Турнье, Де ла Мар, Бучан, Хирн, Ходжсон... да масса их была. И они весьма сильно отличались от типичного лавкрафтианского вирда — они больше были укоренены в литературном декадансе, "Желтая книга", "желтые 90-е" и так далее. Не все, но многие. Лавкрафтианский вирд вообще-то, как часто пишут на профильных сайтах, это просто один из кирпичиков всего направления. Один из важнейших, но не главный. По времени он был далеко не первый. Соответственно, вести генеалогию от него не совсем верно.
|
|
|
arcanum
магистр
|
7 сентября 2013 г. 14:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В принципе можно то же самое сказать и Нью Вирд — это всего лишь одна из художественных группировок внутри направления. Более жанровая. Но не единственная в данный момент. Они равно сосуществуют в рамках направления.
|
|
|
LAS
гранд-мастер
|
7 сентября 2013 г. 15:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum Соответственно, вести генеалогию от него не совсем верно
Ну, если подойти к этому делу с фанатизмом, генеалогию можно проследить хоть до Старшей Эдды или древнегреческих мифов В любом случае Вандермеер не утверждает, что Лавкрафт был отцом-основателем, просто обозначает определенный круг авторов, бывших предтечей современного вирда.
|
|
|
arcanum
магистр
|
7 сентября 2013 г. 15:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата LAS Ну, если подойти к этому делу с фанатизмом, генеалогию можно проследить хоть до Старшей Эдды или древнегреческих мифов что да, то да
|
|
|
JuicyJ
миродержец
|
7 сентября 2013 г. 20:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата LAS Коджа, насколько я понимаю, писала реалистические вещи, но активно использовала эстетику гротеска.
Позже, да — ее книги написаны в более реалистическом ключе. Но в начале карьеры она писала хоррор для линейки Abyss из-ва Dell. The Cipher (1991) Bad Brains (1992) Skin (1993) Strange Angels (1994)
The Cipher (1991) и Skin (1993) однозначно имеют сверхестественный элемент — Skin (1993) в меньшей степени.
И все романы из серии Abyss были специфически и альтернативны в разной степени. Такова была позиция редактора серии.
|
|
|
Karnosaur123
миротворец
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
7 сентября 2013 г. 20:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Karnosaur123, как к таковому нет, обычно говорят в отношении нее о европейском магреализме. Но если очень хочется, если понимать weird как субъективное мировосприятие, как некий привкус, который один чувствует, а другой нет — то может и можно "Миракли" — странная штука, моя девятка ей довольно условна, пожалуй все же я впечатлен этой трилогией гораздо больше был. До сих пор головокружение от воспоминаний, и в третий раз боюсь перечитывать даже Она действительно странная, и это одна из самых, так скажем, "ядовитых" книг, которые мне доводилось читать...
|
|
|
adolganov
гранд-мастер
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
|
arcanum
магистр
|
7 сентября 2013 г. 21:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karnosaur123 Просвятите, пожалуйста, друзья: ВОТ ЭТО ведь можно отнести к вирду? Ооо! Головокружительная вещь, Клавицепс прав (как и всегда, впрочем) — ядовитая, густая, как колдовское зелье. К вирду ее вряд ли можно отнести, но как магреализм точно, только мрачнющий и странный до предела.
|
|
|
Veronika
миродержец
|
8 сентября 2013 г. 12:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Почитала я тему и что имею сказать. Термин "WEIRD" такая же вкусовщина, субъективизм и столь же расплывчато определим, как и термин "миракль-фэнтези". Только последний термин заплевали, а этот — вылизывают тщательно обсуждают. Хотя всю эту пресловутую "странность" и "атмосферность" не пощупаешь, кому "атмосферно", кому — нет. А обоснования принадлежности к WEIRD сводятся к "вот оно мне нравится, я хочу назвать это WEIRD, значит, это и есть WEIRD". Видно, всё дело в статусе того, кто предложил термин.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
arcanum
магистр
|
8 сентября 2013 г. 12:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Видно, всё дело в статусе того, кто предложил термин. учитывая то, что этот термин предлагается ведущими западными фант.критиками вроде С. Т. Джоши или Вандермеера, то термин отнюдь не искуссственный. Границы его под вопросом, обсуждаются (в силу личных пристрастий многие хотят причислит к weird слшиком широкий круг авторов), но сама суть и основное ядро weird вопросов не вызывают. Это вполне устоявшийся термин, который в настоящеее время просто получил большую популярность — отсюда и элемент непонимания.
|
|
|
ArK
авторитет
|
|