Прометей — Синяя чайка. Волшебная песнь эу
Тема: жалкие несовершенные людишки, летают тут, понимаешь, гармонию нарушают да еще постоянно движитель запустить норовят, чтобы железная коробка развалилась.
Идея: "Есть много , друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам". Раскрыта идея в красивой истории — могущественная форма жизни, космический полет, страстишки разные в процессе, катастрофа, чудесное спасение, прагматичное решение, сомнения... Всё есть в сюжете, чтобы рассказ стал по-настоящему интересным, к тому же это твердая НФ, что сразу настраивает на позитивное восприятие.
Но позитивно воспринять рассказ в целом у меня не получилось. Потенциально хорошую историю убили две вещи.
Первая — нелепое поведение Надежды во время первого флипстарта. Всё-таки она бортинженер космического корабля при исполнении, а не избалованная секретарша. Для космонавта бабской дури слишком много. ИМХО, конечно.
И второе — беспомощный ученический слог. И это не ИМХО. Приведу примеры:
цитата
После школы Вера поступала в Лётную академию, но недобрала баллов, чтобы попасть на факультет пилотирования космическими кораблями.
Космическими кораблями не пилотируют. Даже в будущем нашем далеком.
цитата
Все опасения Надежды по поводу профессионализма нового штурмана оказались напрасными и беспочвенными: первый флипт прошёл без сучки и без задоринки. «Афанасий Никитин» приблизился к Бергверку на положенные 3.14 парсека.
"Опасения по поводу профессионализма нового штурмана" — зубодробительная конструкция. Как-то это полегче надо сформулировать, не так казенно. Далее лишнее дублирующее прилагательное и написанное с ошибкой просторечное выражение, которое подчеркивает начальный канцелярит.
цитата
Как тяжело всё время находиться под гнётом ответственности! А ведь так хотелось чего-то хорошего, какой-нибудь романтики. Жить на роскошной вилле на тропическом острове посреди изумрудного моря с красавцем-мужем и кучей детишек, встречать с любимым рассветы и провожать закаты, плавать по лагуне вместе с дельфинами, искать на дне жемчужины и сокровища пиратов. А вместо этого приходилось раз за разом отрабатывать стандартные тесты, ковыряться в двигательных установках и менять вышедшие из строя блоки, а так же чинить всё на борту по мелочи. Иногда хотелось кусаться, как собака, волком выть!
Чего же ей хотелось? Романтики с дельфинами и поиском кладов или семейного дома с детишками? Это несколько разные вещи, даже взаимоисключающие. А поскольку Надежда не двадцатилетняя юная дева, а дама в каком-то уже возрасте, с жизненным опытом и опытом довольно суровым, основанным на мужской профессии, такой сумбур в ее голове трудно представить. Образ разрушается, персонаж недостоверен.
цитата
В один из дней, наполненных привычной полётной суетой, Надежда вдруг со всей отчётливостью поняла, что прекрасный принц в её жизни не появится никогда. Это ужасающее открытие привело к тому, что Павлова проплакала в своей каюте всё время, отведённое бортинженеру на сон.
Открытие, конечно, ужасающее, но "проплакала время, отведенное бортинженеру на сон" еще более ужасающе. Люди так не говорят..
цитата
На лице тоненькой шатенки капитан заметил не привычное восхищённое выражение, которое постоянно ставило его в тупик и очень злило Надежду, а какую-то чуть испуганную гримаску.
Бедный капитан Хромов. Не поставили его в тупик на этот раз.
цитата
- Пост один всем постам. Посмотрите в окно – не пожалеете!
Это реплика командира космического корабля, обращенная к команде. Как говорится, без комментариев.
Далее описывается авария, при которой командир корабля "орет", бортинженер "отчаянно взвывает", а выпавший в космос без скафандра человек целый абзац размышляет о том, как все глупо вышло, пока не теряет сознание от декомпрессии. Так может быть? Чтобы командир орал, бортинженер выл? А выпадение в космос завершилось потерей сознания, а не смертью?
цитата
Ласточкина с сомнением посмотрела на коньяк, но, увидев, как остальные члены экипажа взяли в руки стаканчики, вопросительно глянула на капитана. Тот кивнул, и Вера присоединилась к большинству. Сделав небольшой глоток, штурман сморщилась, но оставила стаканчик в руках.
Причем здесь большинство? Она просто взяла стаканчик с коньяком, с разрешения капитана. И не сморщилась, а поморщилась.
Выборка не полная. Но более, чем достаточная.
При этом Автор очень хорошо передал момент "странности" во время и после аварии, когда в ситуацию вмешался Странник. Особенно в восприятии суперкарго. Корабль разрушается, и в то же время остается целым, и все это в непрерывном восприятии человека, одновременно. Видимо, Странник работал не только с пространством, но и со временем. Поэтому люди остались живы. Передать такое состояние без объяснялок, через описание ощущений героя в одном коротком абзацем — это здорово! Редко у кого такое получается.
Этот рассказ к числу сильных конкурсных работ вряд ли можно отнести. Но убеждена, что в дальнейшем работы этого Автора мы будем видеть в финалах.