И снова в петлю. В который раз о литературеТак уж вышло, что на Кипре совершенно нечего было читать. Специально не брала с собой книг, но женская наркомания неизлечима. Уже на второй день я выцыганила у Маргаритки «Конкурентов» Лукьяненко.
-Кончил «Всадника без головы». Такая динамика в романе,
что умный пожилой человек с величайшим волнением следит
за судьбой дураков.
М. Пришвин
Я не раз видела как при упоминании «Конкурентов» начитанные барышни морщат ринопластиковые носики, а юноши заламывают руки и нервически шуршат двухдолларовыми фенечками на тонких запястьях. Но они – эстеты, им сложно потрафить.
А я простая девчонка из заводского квартала. И в отличие от этих упырей снобов, к творчеству Лукьяненко отношусь вовсе не скептически. Он безусловно хорош. Талантлив. Его тексты просты и доступны. Он пишет короткими фразами. Отрывистыми. Четко. Я лично видела нескольких людей, которые подсели на чтение именно благодаря книгам Лукьяненко, да я, в общем-то, и сама им в этом поспособствовала. Если хочу, чтобы человек начал читать, сразу подсовываю «Рыцарей сорока островов». И люди открывают для себя интересную вещь: читать увлекательно и ненапряжно. Потому что автор не заставляет их чувствовать себя идиотами. Здесь все читатели равны, в независимости от интеллекта и литературных пристрастий. Нет густоты бабелевских метафор, тонких аллюзий, малопонятных исторических параллелей, редких и неясных по значению слов. Но при этом автор – человек с искрой, поэтому нечитабельности, хилости, искусственности художественных конструкций, которыми страдают условные стиратели и условный Головачев, тоже нет.
Неподготовленному читателю совсем не надо потеть и думать головой. На страницах книг Лукьяненко, читатель отдыхает. Он не морщит мозг, не получает новых знаний, не выходит на следующий уровень своего читательского развития, но зато получает огромный эмоциональный посыл. Даже нравственный посыл, если хотите. А это не менее важно, особенно если говорить о неокрепших юных умах. Сейчас мало кто умеет дать читателю нравственный посыл неназидательно, играючи. И мне это в книгах Лукьяненко очень нравится.
Но что мне н е нравится, так это однообразие художественного приема. Да, короткие, ясные фразы. Да, в конце почти что каждой главы, в любой книге Лукьяненко текст все более укорачивается, фразы идут столбиком. Так получается значительней, напряжение нагнетается, читатель заинтригован.
Сами сравните:
Алик вымыл лоток за кошкой, выкинул старый наполнитель и вынес мусор на помойку.
Или:
Алик вымыл лоток и вынес ведро.
Он выкинул наполнитель.
Выкинул.
На помойку.
И всё сразу так глубоко становится, так многосмыслово, угрожающе. Начинаешь поневоле переживать за кошачий наполнитель. Может быть наполнитель разумен. Может там жили маленькие человечки. Может быть, Алик как-то неправильно поступил, и какова будет дальнейшая судьба наполнителя? Как Алик исправит свою ошибку? Чем грозит вынос наполнителя галактике?
Это очень классный прием, но я все-таки за разнообразие. Это как с оргазмом. Трахаешься, допустим, двадцать лет с одним и тем же партнером, и знаешь прекрасно, что оргазм-то тебе гарантирован. Но в спальню идешь уныло. Потому что до деталей знаешь, что он тебе скажет, как скажет и в какой позе он тебе все это скажет. Предсказуемость, она ведь убивает любовь. Это замечание касается и авторов, их книг и художественных приемчиков. Надо уметь иметь свою аудиторию каждый раз по-новому. Устраивать аудитории сюрпризы, удивлять ее. Но это мое личное мнение, я не уверенна, что весь остальной трахающийся читающий мир его разделяет.
Но вернемся к «Конкурентам».
Зря эстеты собирали лица жалюзями. Понятно, что книга не претендует на место в мировой литературе. Но это грамотно сделанная вещь. Качественная реклама игрушке. Книга оживила электронный мир игры, она модная, и в ней, кстати, тоже есть нравственно — социальный посыл. К примеру, поднят важный вопрос о вымирании нации, о нежелании молодежи брать на себя ответственность и множить потомство. То есть автор в явной заказухе, сумел-таки провести ненавязчивую воспитательную работу.
Важную работу.
Я бы не смогла лучше.
Никто бы не смог.
«Конкурентов» я осилила быстро и без возмущения, оставалось еще пять дней кипрского безделья. Но русские буквы были только в меню ресторанов. И однажды, на свою беду я увидела оставленную на рецепшене книгу по игрушке s.t.a.l.k.e.r. Книгу c непритязательным названием «Чистое небо»
- На редкость неприятную историю вы рассказали нам Симоне.
АБС.
Сделаю небольшое отступление. Сборник «Чистое небо» я даже привезла с Кипра домой, потому что хотела сразу, пока свежо впечатление, обматерить его участников. Но дни шли, семья, работа, дом, друзья, посещение психиатра, взломы чужих журналов, ограбление сбербанка — все это бурление жизни подхватило меня, и времени на матюки совсем не оставалось. А книжка мозолила глаза. Поэтому я протерла обложку антисептиком и решила отдать на растерзание своей несмышленой дочке. Потому что Олечку агушей не корми, дай только какую-нибудь книжку, чтобы полистать ее, прошуршать и разодрать страницы в клочья. Девочка тянется к книгам, поэтому я не запрещаю ей играть с некоторыми, к которым сама давно равнодушна. Но на сборник «Чистое небо» ребенок глянуть-то глянул, а руки марать не стал. Лежит книжка целехонькой. Ребенок сразу понял, что это и не книга вовсе, а говно и пачкаться не стоит, а то еще внепланово искупают. Это в который раз мне доказало, что дети, так или иначе, глаголят истину и видят самую суть людей и вещей.
В сборнике меня сразу обескуражила страничка «содержание». Я, знаете ли, классична. Не люблю, когда люди подписываются своими сетевыми никами, особенно если ники идиотские. Не нравится имя-фамилия, так возьми себе псевдоним. К чему все эти жевал_хомяка8, или там Возген Замудрян aka Stropon75.
Но самым страшным в сборнике оказались не кликухи участников, а собственно сами рассказы.
Насколько надо не иметь всякой к себе критики, чтобы писать такие безграмотные, стилистически
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
разъебанные,
как асфальт на наших дорогах, тексты.
Ведь эти люди наверняка читают и любят Стругацких. Неужели литература вообще ничему не учит своего читателя?
Откуда такое бессилье в художественных приемах, откуда у авторов сборника словесная импотенция?
«Это было очень странный старик. Он подошел к костру, погреться и рассказать откуда возникла Аномалия».
Что это за
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
херота?
Ну вы же мните себя писателями! Тогда почему вы настолько литературно обделенные люди? Не надо писать, что старик странный. Ты возьми, сука, и опиши старика так, чтобы у всякого читателя возникло впечатление, что старичок-то непростой. Именно это отличает художественную литературу, от инструкции к утюгу. Да и то сравнение не в вашу пользу, потому что в инструкции к утюгу нет ни таких ляпов, ни такой чудовищной орфографии (похоже что уже и «эксмо» стало на редакторах экономить).
Сейчас я вам еще примерчик сговнякаю.
«Сталкеры молча грелись у огня. За каждым из них была не одна ходка в Зону. Интересно, а откуда же взялась Зона? — сказал самый старый сталкер Уй Ватных. Неужели в результате катастрофы, возникли все эти аномалии? Все эти пчелиные плеши, которые убивают людей разрядами? Все эти мамкины кисели, которые растворяют плоть без остатка?
Отсальные сталкеры с интересом слушали, что говорит суровый поляк и настоящий кулсталкер Ватных Уй»
Этот беспомощный прием Бачилко всегда передразнивает так: «Дорогой брат! Неужели ты приехал от нашей тетки из Мариуполя, у которой ты жил, и которая оставила тебе наследство?»
Такие тексты возникают из-за того, что писатель или сценарист абсолютно беспомощные и бесталанные люди. Они не могут выстроить сюжет и диалог, подать необходимую информацию читателю грамотно. И поэтому автор создает искусственные ситуации и фразы, чтобы ввести читателя в курс дела. Это даже не отсутствие таланта. Это просто интеллектуальная инвалидность, и амнезия воображения. И так почти в каждом рассказе.
Вы можете себе представить, чтобы матерые рыбаки, которые ловят в одном и том же озере рыбу десять лет подряд, и знают об этом месте всё, могли бы произнести у костра похожую ересь?!
«Неужели рыба в этом озере появилась после того, как Совхоз им. Красного Завхоза решил здесь искусственно разводит карпов? Неужели карпы, которые, между прочим, относятся к семейству отрядов карповидных, достигают в этом озере 70 сантиметров в длину?
Остальные с интересом слушали что говорит им самый старый рыбак»
Да не слушают они с интересом! Потому что рыбаки и так все это знают. Текст не для рыбаков, с которыми разговаривает бывалый, этот текст для читателя, которому нужно рассказать, что карпов в озеро запустил совхоз, к какому отряду относятся карпы, и какой длинны карпа можно поймать.
Это не высокий стиль, и не низкий стиль. Такой текст, такие приемы — мертвечина. Хотите узнать как грамотно подать информацию неподготовленному читателю? Подумайте головой.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спиздите
у более талантливого товарища. В конце-концов почитайте настоящих писателей. В вашем случае все средства хороши. Главное, больше так никогда не пишите.
Стилистика. Стилистика почти в каждом рассказе сборника гуляет круче, чем пьяные моряки дальнего плавания в публичном доме. Если быть еще откровенней, то стиль там ни в лад, ни в впопад,
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
ни в пизду,
ни в Красную армию.
Герои могут говорить блатняком. Потом они переходят в легкую мечтательность, оттуда в сухое изложение фактов. Потом все те же герои переходят на литературный язык. Причем всё что они говорят кардинально разнится с характеристиками, которыми их же наделил автор. Компилирую.
«Гвоздь был немногословным, скупым на слова мужиком, который любил дело делать, а не рассуждать. Выпивку Гвоздь не любил, но понимал, что иногда принять для сугрева надо.
-Слышь ты, вертухай, передай самогонку,- приказал Гвоздь охраннику Зоны, неизвестно как прибившемуся к их сталкерской компании, и с удовольствием выпил сивухи.
-Братцы, неужели Зона – это единственное спасение человечества?- На глаза Гвоздя навернулась слеза. – Неужели там, в далеком и холодном космосе, высокоразвитая цивилизация следит за нами? Неужели она решила наказать нас так жестоко? Как понять? Как принять? Как простить? Как отпустить? Слова лились из Гвоздя бурным потоком.
Звезды падали, огонь горел ровно, по эту сторону Зоны людям ничего не грозило.
-
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уебан,
прорычал Гвоздь новичку. Попробуешь еще раз мое оружие стибрить, всю жизнь ханку будешь на больничной койке жрать, если выживешь»
Причем концентрация разностилицы на одной странице ровно такая, как я вам показала. Каждую фразу зачинаем по-новому. Возникает ощущение, что авторы рассказов и есть те самые пьяные матросы, и их тошнит прямо в книгу. А мы это в руки берем и читаем. Некоторые даже платят за сборник деньги.
Что бы я в итоге пожелала авторам рассказов, входящих в сборник «Чистое небо». Я хотела бы, чтобы черти на том свете отомстили им за те три дня ада, которые они мне устроили своими жуткими текстами. Это у людей в привычной среде обитания есть выбор, читать им ту книгу или иную. У меня же такого выбора на Кипре не было. Вопроса же не читать совсем, не стояло. Сами попробуйте воздухом не дышать пару дней, а потом советуйте.
Два нормальных рассказа на весь сборник. Один приличный, один терпимый. Все остальное – редкое по свой нечитабельности УГ.
Простите, если кого-нибудь необоснованно обидела. Это моя, субъективная и девичья оценка прочитанного.
P.S. Один мой хороший знакомый каждый день рождения «радует» меня смс-кой: «Поздравляю. Чистого неба и вкусного хлеба». Я каждый раз бешусь, всем на него жалуюсь, поэтому многие мои приятели, чтобы
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
подъебнуть
именинницу, тоже теперь поздравляют меня чистым небом и вкусным хлебом.
Друзья мои, в следующем году будьте людьми! Поздравьте только хлебом пожалуйста. Одним только хлебом:)