Начала читать и порадовалась: свежесть чувств, легкий налет юношеского максимализма, грамотная смесь фэнтези и сайфай… А к концу уже недоумевала: это мне надоело читать или Логинову – писать? Вернее всего, что первое вытекает из второго, а оттого вдвойне грустно.
К этому автору у меня спорное отношение. Я бы сказала, что он умен, более чем талантлив, и слишком ортодоксален. И иногда в совершенстве больше недостатков, чем в самих недостатках. Взять хотя бы его Колодец — в трехстах с мелочью страницах втиснута целая эпопея, бесконечно динамичная, с легким налетом рефлексии и морализаторства. Все хорошо, кроме одного – я от этой книги очень устала. Как будто вместо компотику глотнешь сиропу: вроде и вкус насыщенный, и аромат концентрированный, а не идет.
Другое дело с Далайном и Светом в окошке — первый просто гениален, второй бесконечно размышлятелен – это что касается романов. А вот его рассказы, которые мне удалось осилить, ничего, кроме отвращения, не вызвали.
Оттого и говорю, что отношение спорное. Обычно работы в пределах одного автора более однозначны. Поэтому начинать Ведьм я побаивалась, но хотелось крупной формы и чего-то несерийного. А то привычка нырять в серии хороша в юности, а потом от них уже требуется отдыхать. Вот и подумала: в романах автор проверенный, да и давно хотела прочесть – хорошо, любимый напомнил.
Первую сотню с мелочью страниц проглотила влет, а потом забуксовала вместе с автором. В последний раз у меня такое впечатление было от Никитинских Семеро тайных – автор просто не знал, что еще сказать и выливал на страницы поток сознания. Но если Никитин в целом халтурщик, и от него неудивительно ожидать подобного, то с Логиновым было просто обидно.
Начинается книга с двух сюжетных линий – ведьмы на помеле, живущей на планете ведьм в бабском царстве, прям как на Тау Кита. Ведьмы ведут себя так загадочно, как им и положено – из унутренней подлости. Прям вспомнился Ведьмин век — вот уж где бред бредом. В общем, Дяченки и Логинов сходятся в том, что ведьмы плохие просто оттого, что они плохие. Ну и оттого, что ведьмы.
Вторая линия – герой-любовник в чине пилота, коварным правительством подложно осужденный для осуществления над ним полного контроля. Это уже на нашей с вами Земле происходит. Тут же появится и очаровашка-особист, который сию комбинацию разработал. С военной целью, дабы использовать высококвалифицированный персонал в коварных военных целях. А воюет человечество, как окажется впоследствии, с ведьмами, только ни те, ни другие, не подозревают, что воюют с людьми.
Две сюжетные линии вскоре встречаются и вынужденно начинают войну против всех. Они бы и не хотели, но коварство и злоба ведьм и человечества границ не знают, оттого придется защищаться.
Это будет очень трогательно как в смысле отношений героев, так и в смысле сопереживания их неравной борьбе. Можно почувствовать себя Дон Кихотом без ущерба для здоровья.
Так вот, все это на сотню с мелочью страниц. А всего их почти что четыреста. Зачем столько – абсолютно непонятно. Нет, все по-прежнему динамично и вполне читабельно, но очевиден факт, что плана произведения автор не составлял ни в голове, ни на бумажке.
Нет, я вовсе не сторонник планов. Я книжек не пишу, оттого авторов судить не берусь – каждый уже как хочет… Ну или как может. Тут как с готовкой – знавала я редких засранок, которые носились по загаженной донельзя кухне, роняя пепел с сигареты во все блюда, и создавая кулинарные шедевры. Пожалуй, с литературой дело обстоит так же. Странно просто, что крупная форма у Логинова такая разная. Хотя, как редко он пишет, так может просто сам успевать измениться.
В конце нас ждет хэппи-энд, только сильно скомканный – буквально до абзаца. Тема сисек не раскрыта… Думаю: это надо было мусолить две трети от книги, чтоб так скомкать финал? :/
Оценки
1. Мир вполне неплох, только сильно напоминает тот же мир звездного будущего, который еще после предыдущей книги завяз в зубах, сорри. Причем здесь нет ничего, чтобы скрасить его обычность – даже ведьмы не очень-то ведьмы, поскольку не совсем понятно, чем они оперируют. Если «космическими энергиями», дык это, простите, и в прочих разных вселенных есть. Обычно под кодовым именем телепатов или пси-способностей или чего-то аналогичного. Вспоминаются Вавилон-5, Бестер и еще куча чего-то менее значительного.
Хотя в целом добротно и правдиво, оттого пятерка вполне получится.
2. Читабельность первой трети, как я говорила, вполне получилась бы на десятку, но потом мне пришлось, как Мюнхгаузену, вытягивать себя за волосы. Только не из болота, а в книгу. Оттого больше семи никак не выйдет. Бесцельность изложения дает о себе знать. Все-таки у человека обязательно должно быть что-то впереди, даже если свет в конце туннеля – это свет приближающегося поезда.
3. Интрига после первой трети была свернута так же жестоко, как и все остальное. Основной ее составляющей был особист, который в последних двух неинтересных третях становится фактически императором:
а – непонятно, за каким… это ему было надо. Мотивация не изложена;
б – непонятно, почему он продолжает исполнять идиотский договор с ведьмами. Думается, что человек, захвативший власть в Империи, не может идти на поводу у кучки сумасшедших баб – максимум у одной. ;). По крайней мере, пока сам не впадет в маразм.
в – тема сисек все еще не раскрыта – интереснейшую личность впихнули в чужую одежку и заставили плясать под непонятно чью дудку.
А ведь на нем держалась вся интрига… Обидно.
Возможно, такое поведение добавляло ему элемент неожиданности, но с какого это перепугу особисты вдруг стали немотивированно неожиданны?
В целом разочарование и пятерка. Т.е. читать можно, но замирать перед тем, как перевернуть страницу, не придется.
4. Герои – с ними понятно. Милая любовная пара, непонятно чем связанная. Разве что сексом… Ага, вспомнила, еще каким-то непонятным волшебством, под которое так и не подведено объяснение. Это вам не Неистовая Джейана, это куколки из заезжего театра марионеток.
И снова можно было бы выехать на особисте, если бы… Короче, пять.
5. Идея до меня не дошла. Все люди братья, все должны помогать друг другу? Или, скорее: Если перед вами девушка, с ней надо спать, а не воевать? Что ж, это подходит. Чересчур оригинально, конечно… Но там еще был совет из нескольких сотен слегка пожилых ведьм. Кто будет спать с ними?
Думать особо не над чем, больше тройки не будет.
6. Душевность первых ста страниц смело могла бы быть оценена на десятку. Опять же, изложенная выше идея все же вызывает у меня сопереживание, оттого можно сказать, что я прониклась. Если бы только потом не было так скучно… Но за активно сопереживаемое мной начало – семь.
7. С погружением дело обстоит так же, как и с остальными критериями: сначала все было хорошо. Правда, мне тяжело ассоциировать себя с малолетней ведьмой, с особистом все же легче, но на самом деле мотивация практически всех персонажей осталась для меня тайной, так что из погружения получилось чистое бультыхание на поверхности. Пять, потому что мир все же неплох – по крайней мере, глазами ведьм. Хоть и абсурден.
Цитата:
«Если человек видит чудо, значит, он плохо информирован о происходящем.»
Синопсис.
Усталость от нереальности не фантастики, а ее исполнения дала о себе знать и теперь я читаю с трудом изысканную у букинистов уже довольно давно изданную Арбатову «Мне 40 лет». Автобиографическая ностальгия. Не раздражает и сопереживается, хотя уже очень хочется поменьше реализму и побольше сказки.
2009-01-23