Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин век»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли)
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Мир, очень похожий на наш, только мёртвые там иногда возвращаются, чтобы забрать к себе живых, и охотятся за ними беспощадные чугайстры. А ещё в нём есть ведьмы и уничтожающая их инквизиция. Впрочем, с ними всё не так фатально — неинициированной ведьме нужно просто зарегистрироваться — стать под надзор. Инициированным же ведьмам пощады нет, никто к ним не проявит сострадания, но ведь и они нас ни капельки не жалеют.
Да только рыжая ведьма Ивга не хочет под надзор. Она нормальная женщина и хочет любви. Но для любви ли время, когда грядёт пришествие Матери-ведьмы? Ребром становится вопрос — Мы или Они.
Пролог романа сильно перекликается с эпизодом из «Тени забытых предков» Коцюбинского.
Первая, сокращенная публикация — 1997 г. (киевский журнал «Радуга»). В том же году роман вышел в издательстве «Азбука», где был без согласия авторов безжалостно отредактирован. В издании 2000 г. авторский текст восстановлен, однако по технической небрежности выпало несколько эпизодов. Оригинальный текст впервые опубликован в 2003 г. и затем переиздавался без изменений.
Редакция 2020 года сильно сокращена: убран пролог, целый ряд эпизодов, включая записки Атрика Оля, подправлено большинство диалогов.
Входит в:
— цикл «Ведьмин век»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 342
Активный словарный запас: высокий (3121 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 21%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Зиланткон, 1998 // Большой Зилант | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2004 // Зарубежный роман года |
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 1998 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма | |
номинант |
Мечи, 1999 // Меч в камне |
- /языки:
- русский (12), английский (1), немецкий (1), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (13), аудиокниги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1), Е. Дембский (1), К. Пёльман (1)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Рецензии



Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gramlin, 4 марта 2025 г.
Очень неровное по темпу произведение. Насколько интересным и плотным было начало с тремя параллельными сюжетными линиями, настолько же со второй половины текст как будто спотыкается, становится затянутым, описательным, с описаниями описаний и ненужными сценами (и их описанием тоже). Как будто 2 разных автора писали. В общем, вторую половину много проскипал, и теперь в амешательстве стоит ли читать следующие книги цикла.
AiRon88, 12 января 2025 г.
Сперва про мир книги, который похож на наш: здесь уже есть самолёты, спутники, автомобили и ядерные ракеты. (Но ещё нет интернета и мобильников, а мелькнувший в конце спутниковой телефон – диковинка).
Но есть в нём и нявки (нави, нявь) – некие тёмные сущности, природа которых до конца не ясна. Это или вернувшиеся с того света души или некие монстры, использующие внешность и воспоминания умершего как маскировку. В любом случае – они смертельно опасны для живых. С ними борются специальная служба – Чугайстеры.
Ещё в этом мире есть ведьмы. Неинициированные ведьмы неопасны и не могут пользоваться своей силой. Пройдя инициацию, ведьма словно теряет человечность – не нуждается в любви, не терзается моральными дилеммами и творит зло. Примерно тридцать два процента ведьм остаются неинициированными и не причиняют вреда людям. Для контроля над ведьмами существует Инквизиция – их задачи – контролировать («держать на учёте») неинициированных ведьм и уничтожать тех, кто-таки проявил свою суть.
Линия с нявками и Чугайстерами нужна, чтобы лучше раскрыть характер и судьбу главного героя – Великого Инквизитора Клавдия. В его юности была личная трагедия, связанная с ними и это сильно повлияло на его характер. Эта линия подана отдельными главками-интерлюдиями внутри основного повествования. Проблема в том, что она предсказуема по своей сути: мы уже знаем, что Клав пережил встречу с нявкой и за нарушение гласных и негласных законов его сильно не наказали – смог же он занять высокий пост главы Инквизиции.
Я ждал, что будет какая-то изюминка, неожиданная развязка, но нет: Клав долго терзается сомнениями – монстр «его» нявка или всё же это его возлюбленная, но не находит ответа. Вот и вся линия.
Основной сюжет таков: обычно ведьмы действуют разрозненно, силы их довольно ограничены, как и количество инициированных «особей». Но раз в 500 лет рождается ведьма-«матка». Ведьма-матерь. И тогда происходит страшное: потенциал и сила ведьм возрастает в разы, количество инициаций увеличивается, ведьмы начинают объединяться в группы и действовать сообща.
Они провоцируют вспышки болезней, массовый падёж скота, устраивают нападения в местах массового скопления людей. Увеличивается количество пожаров, наводнений, техногенных катастроф и т.д. Если «матку» вовремя не уничтожить – грядёт конец света.
Эта линия могла быть прям вау! Но она тоже оказывается до боли предсказуемой: читатель почти сразу догадывается, кто окажется «матерью ведьм». По ходу чтения есть сомнения, что может эта героиня окажется связано со всем этим как-то ещё, но… нет.
Последняя надежда на непредсказуемость и «вау-эффект» — это интрига – справится ли Клав с «маткой»? Если да – то как? Но и эта надежда не оправдывается, ибо финал слит. Да, авторы через душевные терзания героев выходят на вечные темы Самопожертвования и Любви, что само по себе неплохо. Вот только концовка скомкана и лично я так и не понял: последняя сцена – это «Матерь» обратила время вспять и изменила мир? Это лишь виденье кого-то из героев?
Что имеем в итоге: интересный мир, интригующую завязку и великолепный, очень образный и отточенный язык. И в то же время – предсказуемый сюжет и скомканную, полную недосказанности и раздражающую концовку.
Произведение всё равно могло быть отличным. Если бы было не романом, а повестью с объёмом, ужатым на треть, если не на половину.
Другие отзывы в ТГ-канале: https://t.me/avtostopfantast
Moloh-Vasilisk, 19 апреля 2024 г.
19.04.2024. Ведьмин Век. Марина и Сергей Дяченко. 1997 год.
В этом мире периодически рождаются ведьмы, а умершие порой возвращаются. Существуют организации, созданные для борьбы с этими напастями, Инквизиция и Чугайстер. И однажды глава одной из них, Великий Инквизитор Клавдий Старж, приехав в гости к старому другу, встречает молодую неинициированную ведьму Ивгу Лис.
Раньше доводилось сталкиваться с произведениями Дяченко, но что-то не впечатляло. Вот и сейчас взявшись за Ведьмин век не ожидал того, что книга понравится.
Приятный стиль текста, от которого сложно оторваться. Множество красочных описаний и деталей, раскрывающих интересный и своеобразный мир книги, в чем-то похожий на наш, а в чем-то кардинально иной.
У романа добротный сюжет. В нем в противостояние извечных врагов вплетена тема любви, а происходит это в момент приближающегося конца света. Занимательно изображены сверхъестественные особенности мира, организации и отношения людей ко всему этому.
И один из главных плюсов произведения – это герои. Персонажи весьма интересны, объемны, с отлично прописанной психологией и мыслями. Особенно хочется отметить то, что поступки героев вписываются в их логику. Великий Инквизитор ведет себя как Великий Инквизитор, а не как какой-нибудь истеричный ребенок (таким порой страдают произведения многих современных представителей жанра фэнтези).
В целом, оказался приятно удивлен данным произведением и скорее всего продолжу читать другие книги циклы. 8 из 10.
Angvat, 15 июня 2017 г.
У нас есть хорошая, достаточно незаежженная идея. Осталось как-то по ней книгу написать…» (Дяченки перед написанием очередного произведения).
Пока все, что я читал у Дяченок – это крепкий такой середняк. Не тот середняк, что «ни пнуть, ни подковать», а тот, где неплохая основная фабула, но вечно что-то подкачает с реализацией. Так и здесь. Задумка мира, приближенного к современности, но где существование славянской нечисти является достоверным фактом, весьма неплоха. Да вот только нечисти этой считай всего две разновидности. Сделать главной героиней нелицензированную ведьму, что вынуждена бегать от своих и чужих – сойдет. Да вот только беготня скоро превращается в какую-то дешевую мелодраму, которая к финалу совсем скисла. Идея отобразить характер героя через трагедию прошлого – классический ход. Да вот только описание этих воспоминаний вышло слишком затянутое и нудное. И так далее, и тому подобное. Поэтому в итоге вышло вроде и не слишком плохое проведение, но и точно не хорошее. Даже не противоречивое. Просто среднее.
kkk72, 26 декабря 2010 г.
Этот роман очень типичен для относительно раннего периода творчества Дяченко. Как и в большинстве других произведений авторов, внешнее действие играет второстепенную роль, а самое главное в романе — мысли, чувства, переживания двух главных героев.
Но начну, пожалуй. все же с второстепенного. Антураж романа проработан достаточно поверхностно. Мир, в котором происходят события, достаточно похож на Землю конца ХХ века. В наличии имеются метро и грузовики, огнестрельное и даже ядерное оружие, во главе государства стоит монарх, наделенный вполне реальной властью. Вот почти вся информация о мире, непосредственно не связанная с сюжетом, которую авторы решили нам сообщить. Главное же отличие этого мира от нашего — наличие у многих женщин особых ведьмовских способностей, которые могут находиться как в скрытом, так и в активном состоянии. Соответственно, существует и Инквизиция, цель — которой бороться с действующими ведьмами и не допускать инициации новых ведьм. Еще одна напасть — под личиной некоторых женщин скрываются ожившие мертвецы — навки, с которыми борются представители другой спецслужбы чугайстры.
Щедрой рукой авторы зачерпывают из старинных преданий, как украинского, так и европейского средневековья, впрочем, получившийся гибрид выглядит не очень убедительно. Противостояние навок и чугайстров, играющее столь значительную роль в первой половине романа, рассказывающем о прошлом главного героя, затем совершенно уходит на второй план борьбы ведьм и инквизиторов. В итоге налицо некоторая оборванность сюжетных линий, когда второстепенные персонажи в итоге окончательно теряются на фоне вихря событий и чувств, охвативших Ивгу и Клавдия.
Впрочем, весь антураж, все развитие сюжета служит лишь фоном для отношений двух главных героев, для их разворачивающейся любви-ненависти. Итак, она — амбициозная, с огромными способностями юная ведьма, которая пытается найти свое место в мире, которая разырывается между своими ведьмовскими способностями и желанием обычного человеческого счастья. Он — опытный, властный, многое повидавший немолодой мужчина с тяжелой душевной раной. С одной стороны, они просто созданы друг для друга, с другой — очень уж многое их разделяет и толкает в разные стороны. Ивга и Клавдий? Или Марина и Сергей? Видно, что в своих героев авторы вложили немалую толику собственных чувств, переживаний, мечтаний, в конце концов, собственной любви друг к другу.
И все же, накаляя страсти ближе к концовке произведения, авторы, на мой взгляд, перестарались. Апокалиптические картины разрушения и гибели, рождения ведьмы-матки, мучений инквизитора кажутся какими-то искусственными и оттого нестрашными. А уж концовка и вовсе выглдит надуманной, хотя и понятно, что авторы пытались воспеть всепобеждающую любовь, но как-то в это слабо верится.
На этом фоне теряются многие удачные эпизоды книги. Особенно сильное впечатление произвела история первой любви Клавдия. Отдельно замечу, что авторам мастерски удаются описания вот таких полубредовых состояний, то ли яви, то ли кошмара. Эпизоды с поездом или с ходжением по крыше, конечно ярко врезались в память. Мастерски показаны интриги среди инквизиторов, очень сильное впечатление произвела сцена в театре, эффектна погоня за трамваем. Но эти яркие эпизоды порой создают впечатление некой мозаики, а не цельной картины.
В итоге у Дяченко получилось очень личное произведение. Пусть весь мир рухнет, лишь бы родилась любовь! С этим можно поспорить, но какие-то струны души эта история, безусловно, зацепит
kerigma, 1 января 2024 г.
Начали за здравие, а как закончить, не придумали, и в итоге вместо концовки у романа сто страниц какой-то невообразимой словесной мути. А была интересная задумка: псевдонатуральный мир, в котором существуют автомобили и ядерные ракеты, но также присутствуют натуральные ведьмы, которые правда вредят людям, и натуральная инквизиция, которая их ловит и обезвреживает, действуя действительно на благо общества. Также есть другая пара антагонистов — навки-утопленницы и уничтожающие их «чугайстеры» (уж не знаю, нашли это авторы или сами придумали). И вроде бы в мире между всеми существует определенный баланс, как в нормальном состоянии общества между полицией и преступниками — до тех пор, пока не приходит супер-ведьма, из-за которой у всех остальных начинает ехать крыша.
Роман вполне в духе Дяченок, много деталей, много психологии, неожиданные и достоверные сближения героев, приятные жизненные диалоги и вообще все, за что читатели любят авторов. Но с сюжетом, увы, вышел прокол. Примерно с середины понятно, кто наша искомая супер-ведьма. Только непонятно, что дальше с этим будет — и авторы, увы, вместо того, чтобы хоть каким-нибудь способом решить ими самими же заданную задачу, безжалостно все сливают. Проще говоря, в конце вместо нормальной развязки того, что было довольно логичным и реалистичным сюжетом, читателя ждет много скучных страниц, заполненных потугами на «поток сознания», помноженными на мистическую ересь, хуже которой только Камша пишет. Это прям обидно, потому что вплоть до этого момента был хороший интересный роман. Но нет, увы, тут вам не «Град обреченный», и концовка в духе «ящик водки и всех обратно» никак не кажется мне удачной.
Если эту часть выкинуть, то славный фантастический приключенческий роман, без особых штампов и банальностей сюжета, с нормальными живыми героями со своими недостатками. На мой взгляд, соединение мира действующего ведьмовства и действующей инквизиции с современностью недотянуто, и в особенности непонятно, почему ведьмы обязательно должны испытывать желание вредить людям. Особенно почему при развитии науки, когда уже изобрели ядерные ракеты, в изучении столь важного общественного явления как ведьмы до сих пор полагаются на фолианты 400-летней давности — это все равно, что наша с вами современная медицина была бы основана на идее о том, что в людях есть теплые и холодные гуморы — притом, что другой рукой мы прекрасно летали бы в космос. Недостаток в мире процветающего ведьмовства И науки научного изучения ведьмовства (как и сущности навок) вызывает больше всего сомнений в качестве проработки такого мира. Поэтому толком и не складывается картинка, то ли у нас ракеты, то ли заговоры, но не одно и другое сразу.
smilek, 14 февраля 2012 г.
«Пещера», только слабее. Вот главное, что осталось после прочтения данного романа.
Понравилось:
Стиль у супругов прекрасен, повторяться не буду. Также, как всегда, персонажи выписаны живыми и интересными, их внутренний мир часто интересней сюжета.
Идея вечна, хоть и не очень достоверна в данных предполагаемых обстоятельствах. Впрочем, это лишь мое восприятие: мне проще увидеть историю превращеия человека в чудовище, стиснутого Системой, будь-то тоталитарная инквизиция или анархично-безумная «шабашия», чем наоборот.
Клавдий со своими тараканами в любом случае — большая удача, на которой держался мой читательский интерес. Гумберта из него не получилось, но все же...
Не понравилось многое, но прежде всего:
- странная инквизиция-полиция, живущая в своем мирке, неправдоподобно порядочная
- необоснованнаые инициации ведьм (хотят разрушить мир те, в которых они превращаются, но зачем же превращаться?)
- и... образ Ивги. Этот образ вздорной девчонки, которую все жалеют, вызывал раздражение на протяжении всей книги, чего с ней носятся на протяжении всего повествования? Роковая красота псевдоневинной девичьей души? В таком случае очень сильно проигрывает Лолите.
7 баллов и рекомендация читать другие книжки Дяченко :).
Синяя выдра, 1 декабря 2010 г.
С моей точки зрения, это довольно неровная вещь у Дяченок. Нет, с сюжетом и языком все ок. Неровность заключается в том, что самая большая эмоциональная нагрузка сосредоточена на биографии инквизитора. Исторя с утонувшей, а потом вернувшейся девушкой вызывает такою мощную реакцию, что весь остальной сюжет становтся вроде как и не важен. И сейчас, спустя годы, я помню именно ее. Больше всего почему-то дергают мокрые волосы. Утопленница вернулась в мир живых, она вполне живая девушка, вот только волосы мокрые, не сохнут. Бррррр! Не знаю, может, у меня индивидуальная реакция на эту часть романа...
Но в целом он мне очень понравился. Даже перечитывала пару раз. Как всегда поразилась способности авторов создавать страшные, но при этом уютные миры. Знаете, у некоторых писателей миры похожи на продуваемые сквозняками пустые квартиры, а у Дяченок всегда все так сытенько, все тылы прикрыты, на кажой полочке безделушка стоит. Словом, чудо, а не миры. Ведьмин век не исключение.
Крафт, 26 октября 2010 г.
Абзац о «тщательно и скрупулёзно прописанном авторами оригинальном мире, населяющих его многочисленных рельефных, живых персонажах, непростых взаимоотношениях между ними и т.п.» можно повторять в каждом отзыве на романы М. и С. Дяченко, используя всего лишь функции Ctrl+C и Ctrl+V. Поэтому обращу внимание читателей отзыва лишь на некоторые нюансы, по моему скромному мнению, достойные упоминания.
В случае с «Ведьминым веком» одной из самых больших своих претензий считаю авторское решение о том, что в мире, которому перманентно и явно угрожают ведьмы, Инквизиция не только не захватила полную и абсолютную власть ещё в незапамятные времена, но, якобы, никогда и не стремилась к этому, поставив себя вне государства и над ним, сосредоточившись лишь на проблемах контроля за ситуацией. Опыт показывает, что подобный альтруизм свойственен человекам в очень малой степени. А когда речь заходит о могучей организации, получившей в своё распоряжение мощные рычаги влияния на общество, и особенно – воздействия на сильных мира сего… Конечно, моё суждение основывается исключительно на реалиях истории нашего мира, а в том его отражении всё может быть чуточку по иному… Но: «Не верю!» (с) – и всё тут.
Может таким способом соавторы всего лишь попытались слегка упростить себе задачу? Ведь развитие сюжета существенно не изменилось бы, будь Инквизиция в романе основой государственного устройства. А работу Клавдию (и авторам) это усложнило бы серьёзно: успокаивай послов соседних держав, стабилизируй экономику страны, организуй ликвидацию последствий… А так – руки развязаны. Можно, не отвлекаясь на «мелкие проблемы», носиться по стране, тщетно пытаясь спасти её, а заодно с ней – и весь мир. Всё равно – всё решится в последний момент, а зависеть всё будет от одних только Клавдия и Ивги. Так зачем огород городить?
Развязка убойно воздействует на романтические натуры. Оптимисты могут верить в благоприятный исход. Но воспринимать прочитанное как однозначный «хэппи-энд» может только человек, напрочь лишённый способности к логическому мышлению. Такой финал – самый что ни на есть промежуточный. Сюжет закольцовывается в пространстве-времени и, обретённое главными героями знание о сути предстоящих событий и своей роли в них, на самом деле ровно ничего изменить не в силах. Масштабы катастрофы каждый раз будут нарастать лавинообразно, связанные с самим фактом появления матки, и никак не зависящие от того, инициирована она, или нет. А единственный выход – кроме варианта с физическим уничтожением Ивги – всё та же её инициация, вынуждающая Верховного инквизитора вновь и вновь жертвовать собой, восходя на крест, и в очередной раз надеться на чудо проявления человеческих чувств в изменённом сознании девушки. Затем – снова пикник на поляне перед домом профессора Митеца, и – всё по новой, по кругу, раз за разом (мотив, вскоре получивший продолжение и дальнейшее развитие в «Армагед-Доме»). А на сколько хватит сил героев? Ведь впереди у них – этакий садомазохистский вариант знаменитого «Дня сурка». Только растянутый по времени не на сутки, а на несколько месяцев. Может именно отсюда растут уши у названия романа?
В заключение отдельно хочу остановиться на одном очень личном моменте.
Вообще-то, я стараюсь не читать отзывов на произведение, если планирую писать сам – чтобы чужих мыслей не нахвататься. Но здесь не выдержал, пробежал краем глаза, и первым в этот край бросилось то, что очень многие лаборанты, как и я, знакомились с книгой в аудиоформате.
Уж не знаю, как там справились они, но у меня в определённый момент возникли серьёзные проблемы с восприятием. Медленное, размеренное чтение на два голоса – мужской и женский – финальных сцен романа с утомляюще детальным описанием преображения психики Ивги и изуверски тщательным – мучений и страданий Клавдия – вызывали почти физическую боль. Меня корёжило и выворачивало. Хотелось поскорее «вынырнуть», вдохнуть свежего воздуха. Если бы читал «в бумаге» – легко пробежал бы эти эпизоды глазами, быстро проскакивая целые страницы. Но аудиокнига и технические возможности моего плейера этого не позволили.
Собственно, оценку снизил именно из-за этого состояния душевного дискомфорта, до предела измотанный последними часами чтения-прослушивания. Такой экспириенс — очень на любителя.
Отзыв — часть обзора, размещённого в АК http://fantlab.ru/blogarticle10393
be_nt_all, 25 января 2011 г.
Моё отношение к этому роману очень неоднозначно. Да, он мне понравился. Но читая его, я пол книги, что называется, шипел и плевался. Роман запомнился, но после него я боялся браться за новые книги Дяченко, по «комфортности чтения» они долго стояли для меня где то рядом с Сорокиным. Почему? Попробую объяснить.
Но начну с внешнего, поверхностного. «Ведьмин век» был первым романом, показавшим нашим читателям, что фэнтези можно писать не только про «условно-сказочное средневековье» (включающее в себя также античность и ренессанс), но и про «время настоящее», почти такое же как у нас, но иное, волшебное. Идея была очень привлекательной. И те, кого это идея очаровала сама по себе, критиковали Марину и Сергея за то, что те не раскрыли эту самую тему «волшебной альтернативы». В числе таких критиков хотелось бы выделить супругов Тильман, которые не только написали с этих позиций статью «Which witch is which?», но ещё и фэнтези-трилогию «Вторая попытка» про нелёгкие взаимоотношения ведьмы и инквизитора в современной Восточной Европе + роман «Грань желания» который также описывает волшебство в «альтернативной современности».
Вот только у Марины и Сергея Дяченко роман совсем не о том волшебстве, которое мы знаем из литературных сказок, модернизированных античных легенд и философско-эзотерических книжек. Нет! Это тёмное, злое средневековое колдовство — свой дар ведьмы получают если и не из лохматых лап дьявола, то уж по крайней мере откуда-то из сфер Танатоса-Смерти. Не даром рядом с ведьмами и инквизиторами мы наблюдаем ещё и выходцев с того света — навок, вместе с преследующими их чугайстерами.
Сила ведьм это зло, смерть и разрушение. При этом владение этой силой для ведьмы совершенно естественно — процесс инициации в книге сравнивается с потерей невинности…
И вот на этом то морально-эмоциональном фоне и происходит наша love story à la Ἁρμαγεδών. Он, она — а между ними не какая нибудь вражда родов или там социально-политические противоречия, а прорастающее в её душе древнее зло. Зло, способное уничтожить мир. Сильно, ничего не скажешь. По чувствам бьёт.
Вот именно, что бьёт, ошеломляет и оглоушивает. Экстремальное схождение во тьму, «шок — это по-нашему». Отсюда и сравнение с Сорокиным.
…А роман понравился. Но перечитывать я его вряд-ли буду. Слава Богу, Дяченко научились вызывать катарсис, не прибегая к столь радикальным средствам.
olmi, 28 марта 2010 г.
100% психологически достоверная история о том, как топ-менеджер государственной силовой структуры из-за собственных вовремя неразрешенных личностных проблем пошел на должностное преступление и вверг свой регион в тяжелейший кризис с многочисленными жертвами и разрушениями.
В этой книге, как ни в какой другой, понятно, что авторов в первую очередь интересовал не фэнтезийный антураж (хотя он оригинален и достаточно проработан), не неожиданные повороты лихо закрученного сюжета (хотя и он неплох), а личности героев – исходные, логика их развития, их пересечения друг с другом. Именно этот аспект проработан на отлично, и именно тех, кому он интересен, роман не разочарует.
Если же отфильтровать психологию и оставить только динамику, фантазию и неожиданность сюжета – получится оценка 6-7, существуют гораздо более динамичные, фантастичные и неожиданные истории.
Я же, как ценитель именно психологической проработки, ставлю однозначную 10. Это действительно цельный, завершенный роман, поднимаемые в нем вопросы актуальны, заставляют задуматься и мысленно дискутировать с авторами. Это редкий случай произведения, в котором все (вообще все, даже самые эпизодические) характеры абсолютно достоверны. Прекрасно продумана идеология «ведьмовства» как свободы, доведенной до состояния хаоса.
Единственное, что, на мой взгляд, притянуто за уши, − это условный happy end. Понятно, конечно, что авторам главный герой симпатичен, и очень хочется по-детски верить, что любовь, сочувствие, гуманизм могут привести к лучшим результатам, нежели авторитарное управление, жесткие методы зачистки и безразличная к судьбам эффективность административной машины. Но где-то на заднем плане все равно маячит понимание того, что в жизни-то обычно наоборот… Да, мы включены в переживания главных героев и потому нам их жалко, а трагедия матери, потерявшей ребенка в террористической атаке в цирке, или жены очередного, 256-го по счету, убитого спецназовца остались за кадром, но жизненный опыт обычно учит нас видеть шире демонстрируемой картинки…
Поэтому, на мой взгляд, в happy end'е сильно не хватает Фомы из Альтицы, приветственно помахивающего ордером на арест главного героя. Хотя, финал получился открытым, возможно, авторы еще захотят вернуться к этой истории?
duke, 18 июня 2009 г.
В этом романе мне особенно понравилось как раз «второстепенное»: всё, что связано с чугайстерами и нежитью. Жаль, что эта линия оказалась не главной. А история любви Великого Инквизитора и Ведьмы — хороша, конечно, но отчего-то совсем не тронула. Также непонятен сюжет, точнее его «выстраивание». Зачем в самом начале повествования приводить пророчесва одной ведьмы касательно судьбы главного героя? Это совсем не похоже на то «правильное» ружьё, которое должно «правильно» выстрелить. Иными словами, то, чем закончится дело, понятно с самого начала. А если в завязке повествования изначально заложен такой неприлично предсказуемый финал, то читатель вправе ожидать от «середины» чего-то крайне интересного и не находящегося в плоскости сюжетных коллизий. Этим «интересным» могла бы быть, например, психология/становление главных героев или, скажем, описание чудесатого Мира. С первым — всё в порядке: упрекнуть Дяченок можно в чем угодно, но только не в отсуствии способности убедительно нарисовать психологический портрет какого угодно персонажа. Только (при всём моём уважении к мастерству этого писательского тандема) в данном тексте этого психологизма — чересчур. Количество рефлексий (да простят меня литературоведы за такую кривую словесную конструкцию) зашкаливает за все разумные пределы.
А вот Мир нарисован как-то поверхностно, без деталей. И местами, не очень-то очевидно, как он функционирует. Например, совершенно непонятно, какое место в этом мире занимает религия. Да и есть ли она вообще? Ведьмы, вроде, есть, инквизиция присутствует — а где, так сказать, «остальное»? Во главе государства стоит Герцог. Кто он? Откуда у него власть? Кто его «рукоположил»? Что происходит в сопредельных странах? Какова природа Инквизиции, точнее, инквизиторов? Одним словом, по мироустройству возникает куча вопросов. Понятно, что Дяченки этими вопросами особо не занимались (жаль!), им важнее было показать историю взросления двух незаурядных людей и становление их отношений. История эта показалась мне излишне патетичной, хоть и не лишённой своеобразного очарования и притягательности. За это очарование и, конечно, за чугайстеров и поставил 7/10.
oleftina, 21 ноября 2009 г.
Понравилось, безусловно, как и всё у моих любимых авторов. Но, вот не отпускает чувство, что блюдо несколько недосоленное, недоваренное... Другими словами могло бы быть и лучше. Осталось много вопросов.
Девочка с тележкой с горячими бутербродами, кто она? Мать над матерью что ли???:gigi:
Да и шабаш какой-то весьма скромный, «сотни рук»(всего-то) маловато для конца привычного мира, в самый раз для села, в котором происходит...
А любвеобильность героини? Так любила она своего Назара, так... И вдруг бац, уже другой герой в её романе???
Конец... Читатель, ты же такой фантазер, придумай что-нибудь сам, чтобы тебе понравилось! И овцы целы и волки сыты?
Само собой хочу и буду читать любимых Дяченок. Ведь так не бывает, чтобы все произведения были одинаково шикарны. Ведьмин век, хороший роман, но Дяченки могут писать намного лучше.
antkir, 22 сентября 2008 г.
Выбирал книгу Дяченко по рейтингу, не читая отзывов и описания. Правильно сделал, хоть какая-то загадка в книге осталась.
По книге: задумка сильная, читается легко, но после половины книги, когда конец становится предсказуемым, наступает разочарование. Да, читаеться все так же лекго, события нарастают, но движутся по самому очевидному сценарию, не вызывая никаких эмоций.
С осторожностью отношусь к фэнтэзи, но Ведьмин Век отмеченный как фэнтези на самом деле таковым не является. Это наш мир в который добавили нявок-чугайстров и ведьм-инквизицию, все! Никаких нагромождений чудес нет.
Роман в романе: про нявку на 10, про ведьм на 6.
Если вам нравится творчество Дяченко, то рекомендую к прочтению!
Если же с книгами Дяченко не знакомы, то начните с Vita Nostra.
Seidhe, 27 мая 2014 г.
Вообще-то я стараюсь писать отзывы на произведения, о которых «отзываются» мало, но не высказаться о романе «Ведьмин век» попросту не могу. Сразу скажу, что за ранним творчеством супругов Дяченко в студенческие годы я следил внимательно, и даже пытался собирать выходящие в серии «Нить времён» книги, но вот именно этот роман прошёл тогда мимо меня. Потом я ушёл в армию, потом стало немного не до того, и заново вернулся я к творчеству авторов лишь с полгода назад...
Не знаю, какое впечатление произвёл бы на меня этот роман десять лет назад, но сейчас я прочёл его буквально за день, не в силах оторваться от происходящего на страницах действа. Прочитав отзывы на FantLab'е, понимаю, что добавить мне, в общем-то, и нечего. Да, произведение кажется несколько затянутым. Да, роман очень психологичный и про любовь. Да, мир временами кажется немного непродуманным. Да, сюжет достаточно предсказуем. И ещё много-много всяких «да», которые вроде как критика. Но я готов простить роману всё за два момента. Первое — это мастерское описание воплощённого кошмара средневекового обывателя; мира, в котором ведьмы — объективная реальность, сила, творящая зло по природе своей. Совершенно не удивился, обнаружив, что роман переведён на немецкий язык, ведь именно в Германии «охота на ведьм» развернулась шире всего и приобрела свои законченные, так сказать, формы, которые при желании можно считать массовым психозом. Второй момент — изумительно вплетённая в «современную реальность» тема чугайстров и навок. С удивлением обнаружил, что в моих «мифологических» познаниях зиял огромный пробел — про чугайстров я до этого никогда даже и не слышал, а тема-то преинтереснейшая. После прочтения романа, сразу же кинулся искать дополнительную информацию, и открылся целый пласт удивительной карпатской народной мифологии, так что авторам огромное спасибо и за это открытие...
Одним словом, если вы любите Дяченко — роман этот безусловно стоит прочитать. Если не любите — стоит прочитать хотя бы ради упомянутых сюжетных линий, выписанных по-настоящему сильно.