Ну и чё там второй сезон


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Seidhe» > "Ну и чё там второй сезон?", или Марцин А. Гузек "Граница Империи" (2019)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Ну и чё там второй сезон?», или Марцин А. Гузек «Граница Империи» (2019)

Статья написана 17 октября 2020 г. 22:28

Одним из самых ярких впечатлений нынешнего лета для меня стало прочтение романа Марцина А. Гузека Застава на окраине Империи. Командория 54. Разумеется, как только на русском вышло продолжение (а вышло оно, надо отдать должное импринту Fanzon, весьма оперативно), я его сразу же приобрёл и прочитал. Скажу сразу, что роман несколько разочаровал меня в плане общей продуманности мира, но не особо разочаровал в плане увлекательности сюжета. Кроме того, весьма порадовало, что в скромный объём автор умудрился уместить множество событий, поэтому общее настроение от прочитанного можно выразить одной фразой: как-будто потратил пару вечеров на просмотр второго сезона годного сериала! ;-) И пусть второй том во многом (на мой взгляд) уступает дебютному роману, надежда на ударную концовку трилогии меня не оставляет. Так что будем ждать выхода третьего тома, тем более что в Польше он должен выйти вот-вот.

Свои впечатления от романа я уже высказал в многословном отзыве, здесь же предлагаю обсудить с лаборантами, книгу уже прочитавшими, некоторые моменты, показавшиеся мне довольно спорными. По тем же трём пунктам, которые были в статье, посвящённой первому роману. Сразу оговорюсь, впрочем, что ни по одному из пунктов лично мне ничего понятнее не стало, ;-) разве что со временем действия ситуация более или менее прояснилась. Итак, приступим.

Первое. Время и место действия.

Со временем действия, вроде, действительно определились: в романе прямым текстом упоминаются события, происходившие в 396 году, потом в 981, и всё это для героев — далёкое прошлое, поэтому можно считать доказанным, что автор пытается описывать Средневековье. Получается это у него или нет — вопрос другой, к нему мы ещё вернёмся. Да что там даты! В этом мире, оказывается, даже античность была! Вот дословная цитата из эпилога: «В то время как Вольные Города Запада сжимались внутри античных стен, предпочитая тянуться вверх, Драконье Логово раскинулось на огромной площади». А вот с местом действия вопросов стало только больше. Если говорить совсем уж просто — роману категорически не хватает карты! Действие само по себе достаточно «камерное», если можно так выразиться, в том смысле, что описываются только события на Границе, но очень хотелось бы понимать, о какой, вообще, территории идёт речь? Какую часть былой Империи эта самая Граница, собственно, занимает? Дабы не растекаться мыслью по древу, поясню на примере из реальной истории: если провести аналогии с деятельностью Тевтонского Ордена в Пруссии, то его экспансия диктовалась, прежде всего, экономическими предпосылками, и заинтересованность была именно в новых территориях, а потом уже — в желании принести свет Истинной веры дремучим язычникам. Что заставляет держаться за Границу описанную автором Империю — мне так и осталось непонятным. Просто «вернуть своё»? Как-то слабовато для мотивации, хотя пару рассуждений от наследника и промелькнули. Но именно, что промелькнули. А для полноценного освоения новых территорий (что подразумевает раздачу новых вассальных владений) у Империи, судя по тексту, элементарно не хватает необходимого излишка населения. Но это если принять как данность, что в описываемом мире царит феодализм. И здесь я как раз возвращаюсь к вопросу, получается ли у автора описывать Средневековье. Если быть до конца честным — не очень. Во втором романе окончательно становится понятно, что описываемый мир — это своеобразные декорации, эдакое «типасредневековье» из американских фильмов/сериалов, которое с блэкджеком и шлюхами неграми, азиатами и сильными независимыми лесбиянками героинями. Не могу сказать, что это как-то портит саму историю, но от магистра истории (коим является автор) ждёшь несколько более глубокой проработки мироустройства. Это не значит, что в романе есть всё вышеописанное (хотя однополая любовь — присутствует), но прояснения социально-экономических и политических принципов мироустройства лично мне действительно не хватило. На мой взгляд, роман только выиграл бы, добавь Гузек пару-тройку эпизодов, более детально освещающих всё это.

Второе. Роль религии в жизни описываемого социума, и с чем вообще борется Орден Серых Плащей?

Здесь всё просто — понятней не стало! :-))) Рассуждения о том, что маги — это «слепцы, что пробуют перейти на другую сторону трясины», а Видящие «в состоянии открыть глаза и увидеть болото, и обычно этого им хватает для того, чтобы держаться подальше от него или хотя бы с краю», как по мне, не особо убедительны. Признаю, что ответы могут быть в третьем томе, но по итогу прочтения ситуация выглядит следующим образом: в прошлом Видящие пользовались какой-то разновидностью магии, Чуму тоже остановили с её помощью, в настоящее время в рядах Стражи есть целых двое Видящих, с ведьмами время от времени можно и посоветоваться, и договориться, но... Но что? Зачем бороться с тем, что может помочь? Может, лучше заняться изучением этого явления? Можно, разумеется, сослаться на то, что всё нарушила Чума, но ситуация всё равно выглядит достаточно странной, а от ощущения, что Серая Стража — это некие недоведьмаки/недоинквизиторы, я так и не смог избавиться.

Третье. Структура и организация Ордена Серой Стражи.

Давайте примем, как данность, что Серая Стража — своеобразный аналог духовно-рыцарского ордена, который полностью сосредоточен на борьбе с колдовством, поэтому в политику они не лезут принципиально. Но на какие средства они тогда существуют? В тексте пару раз упоминаются деревни, принадлежащие Ордену, а это значит... Правильно, это значит, что Орден является таким же землевладельцем, как и остальные крупные феодалы, что приводит к выводу, что в светскую жизнь Орден вмешиваться просто обязан, хотя бы для того, чтобы решать вопросы, кому принадлежит тот или иной земельный надел. Да и ситуация с отцом Натаниэля, который может чуть ли не купить сыну назначение в любую из Командорий, не совсем понятна — можете представить, чтобы какой-нибудь английский граф покупал места в высшем руководстве Ордена тамплиеров? К тому же мне не хватило ума понять, зачем автору понадобилось несколько раз повторять, что Орден принципиально не вмешивается в политику, если Натаниэль в роли начальника Командории только этим и занимается? %-\ В чём тогда глубинный смысл рвать с семьёй? Съездил бы к бате, разложил бы ему по полочкам своё видение ситуации, глядишь, батя бы и вложился в такое дело, раз уж до Натаниэля никто не додумался до того, как дела на Границе обустроить...

Впрочем, есть ещё и четвёртое. Как же шикарно издана книга! :-)))

В статье, посвящённой первому тому, я писал следующее: А теперь представьте, что и второй том будет в той же стилистике, с подобной композицией, что и на отечественном томе первом, но вместо условного рыцаря будет склавянин в кожаных доспехах, вместо готишненьких элементов — деревянные идолы на капище, за спиной будет развеваться какая-нибудь медвежья шкура (И вот не надо рассказывать, что это тогда торнадо какое-то, раз медвежья шкура развевается! У нас фэнтези всё-таки!), а на заднем плане — что-то такое, с узнаваемо славянскими узорами и вязью...

Я, разумеется, не тешу себя фантазиями, что это пожелание, неоднократно высказанное в разных ветках форума, как-то повлияло на решение издательства, но в итоге мы имеем то, что имеем:

И пусть ничего подобного в книге нет от слова совсем (как, впрочем, и рыцарей в глухих шлемах — в первом), оформление у книги всё-таки шикарное! Единственное беда — теперь я совершенно не представляю, чего можно нарисовать на обложке тома третьего... %-\ Я-то был уверен, что во втором томе пан Марцин расскажет нам что-то типа «у склавян тоже своя правда», а в третьем томе уже будет глобальное столкновение двух миров, двух культур, двух мировоззрений, поэтому рыцарь и склавянин будут лицом к лицу, типа как знаменитая картинка «Чужой против Хищника», но теперь я даже и не знаю, чего там, вообще, может происходить.

Тем, впрочем, интереснее ждать третий том. Я всё ещё надеюсь, что Гузек сумеет меня удивить.

Подводя итог, напомню, что роману я поставил 8 баллов, несмотря на наличие одного эпизода и одного персонажа, после которых хотелось сделать вот так: Эпизод — убийство Рацибора Драконобоя. Ну, как — КАК, чёрт побери??? — могли бросить тело своего князя ближние дружинники? Такое чувство, что автору просто надо было заканчивать, поэтому он решил не заморачиваться с хоть какой-то правдоподобностью произошедшего. Персонаж — юная княгина Ольга. Скажу просто: бесила она меня сильнее, чем Натаниэль в первом томе, а это о чём-то, да говорит! :-)))





434
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 22:44
Впечатления в общем схожие. Об этом мы говорили уже.
Пожалуй, несколько меньше меня покоробили те минусы, которые ты осветил.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 22:48

цитата

Пожалуй, несколько меньше меня покоробили те минусы, которые ты осветил.

Бывает! :beer: Я просто ждал реально более глубокой проработки мироустройства. Но это синдром завышенных ожиданий, с этим ничего не поделаешь... 8:-0
Теперь реально интересно, сможет ли Гузек вытянуть третий том.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 22:58

цитата Seidhe

сможет ли Гузек вытянуть третий том


Сам пока не знаю (за чтением других ещё не переведённых новинок руки не доходят), но зато могу сказать, что у читателей скоро будет шанс это выяснить самостоятельно. Третий том уже в переводе. ;)
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 23:04
Я там уже в теме предлагал мыслишку — рассказы никак в третий том включить не получится? 8:-0
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 23:11
Уже нет, договор финализирован, во-первых, и те рассказы... там нюансы юридические (выходили не у этого издателя) и творческие (я парочку смотрел -- имхо, скорее испортят впечатление от автора).
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 22:59
Да в принципе интересно, что там будет.
Ожидаю: больше экскурсов в прошлое Ордена, нового императора, возможно, взаимодействие с племенами в еще более новом качестве, как-то, вероятно, трагично должна завершиться линия Магнуса. Посмотрим. Вопрос еще, какой будет временной промежуток оставлен за кадром? Думаю, скачок во времени будет, как и между первыми двумя томами.

цитата Seidhe

Я просто ждал реально более глубокой проработки мироустройства.


Это да. Я сам питаю слабость именно к этому аспекту.

Добавлю по мелочи: обидно за рекрутов Флавиуса и Зютека — всю книгу на фоне копошились, были полезными, а плащей не досталось :)
Натаниэль не бесил, харизмы Матильды не хватило, будущий император классный.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 23:03
Вот, кстати, да — с будущим Императором вышло весьма неожиданно. Хоть и не очень, прямо скажем, правдоподобно.


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 23:15
Насчет обложек — на них образы для создания атмосферы. Не конкретные персонажи или эпизоды (это не фантбоевик с попаданцами).
Еще обратите внимание, что у обложек разные художественные редакторы и иллюстраторы, которые старались добиться единства стиля. Плюс у первой обложки долгая и грустная история создания (я об этом писал в фейсбуке нашего отдела).

Третья книга уже переведена и отредактирована, переводчик работал в непосредственном контакте с автором. Роман по объему больше, чем вторая книга. Выйдет, к сожалению, без рассказов — договор был на одно произведение.
Условное название — «Слава Империи». Выйдет весной 2021 года. Что будет на обложке — пока не думал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 23:48

цитата Sartori

Роман по объему больше, чем вторая книга.


Как первая?

цитата Sartori

Выйдет весной 2021 года.


Отлично. Меньше года на трилогию потребовалось (которая еще и не целиком написана была на момент издания первого тома у нас).
 


Ссылка на сообщение18 октября 2020 г. 00:27

цитата Sartori

Насчет обложек — на них образы для создания атмосферы.


И добавим же, что это обычная практика для западных обложек, например. У тех же поляков далеко не всегда на обложке непосредственно сцены из книг.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2020 г. 00:35

цитата Sartori

Плюс у первой обложки долгая и грустная история создания (я об этом писал в фейсбуке нашего отдела).


Вы не могли бы поделиться ссылкой на эту историю? Сам, к сожалению, не смог найти.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2020 г. 08:29

цитата

Насчет обложек — на них образы для создания атмосферы. Не конкретные персонажи или эпизоды (это не фантбоевик с попаданцами).

Я это прекрасно понимаю! Поэтому в обоих статьях и писал, что оформление — великолепно!
А вот про «долгую и грустную историю создания» обложки к первому тому да, хотелось бы услышать, хотя бы вкратце. Не все есть в Фейсбуке... 8:-0
Ну и отдельное спасибо за темп выхода трилогии, конечно ^_^


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 23:25
В ближайшие пару месяцев доберусь до второго тома Гузека и обязательно присоединюсь к обсуждению!)))


Ссылка на сообщение18 октября 2020 г. 00:23
Позволю себе высказаться по второму пункту.

цитата


Но что? Зачем бороться с тем, что может помочь? Может, лучше заняться изучением этого явления?

Я так понял, что многие ритуалы как у ведьм с границы, так и у чернокнижников, бегущих от расправы, требуют человеческих жертв (а то и конкретно детей). Так что к действиями Магнуса во втором томе у меня вопросов не возникало.
Проблема, что ведьма (точнее то, что ею представлялось) из первой книги немного не вписывается в эту теорию, так как явных грехов за ней замечено не было. Предположение, что жители той деревни предпочитали закрывать глаза на пропажу детей, мне кажется маловероятным. Уж кто-нибудь да возмутился бы, или пошли бы слухи по соседним селениям, а там и до ушей стражи недалеко. Поэтому поведение Магнуса, когда он внезапно пошёл её убивать, мне показалось довольно странным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 октября 2020 г. 09:00

цитата

Я так понял, что многие ритуалы как у ведьм с границы, так и у чернокнижников, бегущих от расправы, требуют человеческих жертв (а то и конкретно детей). Так что к действиями Магнуса во втором томе у меня вопросов не возникало.

Я, возможно, не совсем правильно выразил свою мысль, но к действиям рядовых Серых Плащей у меня тоже вопросов не возникает — всё по заветам душки Конана: увидел колдуна — убей! ;-) Разумеется, если где-то начали пропадать дети и находится та, кто всё это практикует — разговор с ней будет коротким. Но почему не сотрудничать с теми, кто лечит травками местное население и скотину? Ведь явные же указания на то, что ведьмы знают многое, что забыто в самой Страже.


Ссылка на сообщение18 октября 2020 г. 23:17
А у меня такой вопрос — скорее к переводчикам.

Почему имя пана Гузека пишут, как Марцин? Правильно ведь — Марчин.


Ссылка на сообщение23 ноября 2020 г. 22:50
Сразу скажу, что второй том понравился больше первого. Но меня вот не отпускает ощущение несерьёзности и местечковости происходящего. Вроде и главные герои высокого рода/племени появляются, и интриги плетутся. Но погружения в мир нет. Это раз. Второе: объяснит ли мне кто-нибудь схему с контрабандой колдунов в Чащу? Во-первых, сколько же их должно быть, чтобы это было выгодным бизнесом? Получается, что Орден явно не справляется со своими обязанностями. Второе. Какой гешефт от этого самим склавянам? У них есть свои жрецы, которые, судя по всему, тоже способны иметь дело с демонами и иже с ними. С другой стороны, видимо, сами склавяне не любят ведьм. В противном случае зачем соглашаться на создание Коммандория? Орден будет жрецов отлавливать? По сюжету есть ещё вопросы. Ну и сцены типа гибель вождя склавян как-то не сильно правдоподобны, имхо
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2020 г. 23:01
Со всеми претензиями — согласен полностью! :beer:
Сцена гибели Рацибора — это вообще какой-то детский сад.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2020 г. 12:40
ИМХО Гузеку неплохо удаются персонажи, диалоги и в принципе во второй книге основная канва сюжета. Минусы — это отсутствие «пространства» произведения, торчащие второстепенные «нитки» сюжета. Во, придумал сравнение. Это как одежда брендовая и не очень брендовая))) покрой вроде как один, а присмотришься, то шов кривой, то молния заедает:-)


⇑ Наверх