Прочитать «Командорию 54» я загорелся сразу, как только увидел не столь уж и давний предновогодний анонс многоуважаемого господина Аренева. А как иначе, если было обещано dark fantasy, да ещё и польское, да коли ещё и вдохновением для автора послужила история Тевтонского Ордена в Пруссии? Навскидку действительно не припомнишь фэнтези, основанного на этом материале, разве что довольно неоднозначная Ульмигания Вадима Храппы на ум приходит. Одним словом, должен признать — ожидания были изначально завышенными...
И вот роман прочитан. Сразу оговорюсь: роман мне в общем и целом скорее понравился, хотя многие моменты и вызвали искреннее недоумение. Небольшой хвалебный (по сути) отзыв я уже размещал, да и статья эта написана довольно давно, но ждал я, пока количество прочитавших и оценивших роман перевалит за пятьдесят человек, дыбы можно было обсудить с читающей общественностью некоторые вопросы, которые никак не дают мне покоя. Итак, приступим.
Первое. Время и место действия.
Я разумеется понимаю, что всё условно, и применять мерки реальной истории к фэнтезийному роману — дело неблагодарное, но скажите: разве описанный мир — это пусть и условное, но Средневековье? Мне так не показалось вообще. Для создания образа этого самого «усреднённого Средневековья» не хватает слишком многого — нет главенствующей роли церкви, нет рыцарства как такового (все сражения в книге ведутся исключительно силами пеших воинов), нет феодальных повинностей, в конце-то концов! Нам демонстрируют какую-то условную Жопу Мира, в некоторых деревнях которой люди живут чуть ли не охотой и натуральным хозяйством, но в то же время в этой глуши, на окраине Империи, функционируют трактиры, а у одного из героев под ногами катаются пустые бутылки (!) из-под вина! Я уж не говорю о стекле, но даже если они глиняные — кто поставляет бутылки вина в дикую глушь, где всего населения — несколько деревень? Плюсом к этому идёт постоянное упоминание Империи, легионеров и прочих легатов. Так, может, перед нами всё-таки не столько развитое Средневековье, сколько некий аналог попытки возвращения Восточной Римской империей своей «варварской периферии» где-нибудь, скажем, на Балканах? В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в романе совершенно нет чувства экспансии, «дранга нах остен» и всего остального, что и лежало в основе деятельности Тевтонского Ордена. Не принести язычникам огнём и мечом свет Истинной Веры, но вернуть свои бывшие владения, а это, согласитесь, шибко разные вещи! В этой же связи хотелось бы остановиться и на том факте, что описанная Империя совершенно не представляет, что лежит там — за границей Вековой Пущи, тогда как во времена крестовых походов против язычников-пруссов средневековая Европа прекрасно знала, что за ними — богатая и могучая Русь, с которой считали за честь породниться посредством династических браков многие европейские монархи. Опять же, больше напоминает первые контакты византийцев со славянскими племенами, чем историю Тевтонского Ордена, не находите?
Второе. Роль религии в жизни описываемого социума, и с чем вообще борется Орден Серых Плащей?
Признаюсь честно: я ожидал от романа чёткого противостояния условных «христиан» и «тёмного колдовства». По итогу — опять сплошные вопросы. Прежде всего, к социальному устройству. Я уже говорил выше, что средневековых реалий в мире «Командории 54» категорически не хватает, но временами это выглядит совсем уж неправдоподобно. Готов смирится с тем фактом, что роль церкви в описываемом мире не так велика — об этом косвенно свидетельствует хотя бы вопиющий феминизм, при котором женщины на равных служат в армии, и даже могут по пьяни заявить местному парню что-то вроде «Эй ты, снимай штаны и пошли трахаться!», но есть и другой момент — а чему, собственно, Серая Стража противостоит? Если нет чёткого понимания, что любое колдовство — зло, идущее от Нечистого, то что мешает создать свои подразделения, использующие «светлую» магию? По сути, нам пытаются продемонстрировать неких недоведьмаков-недоинквизиторов, которые то готовы на всё, лишь бы пресечь проявления «тёмной» магии, то вполне спокойно обращаются за советами к местным «ведьмам», да и одна из героинь явно не от мира сего, но это окружающих как-то мало волнует, на уровне «дадим ей кличку Чокнутая». Это, пожалуй, выглядит одной из главных недоработок автора, но я очень надеюсь, что в последующих книгах Гузек этот вопрос осветит как-то подробнее.
Третье. Структура и организация Ордена Серой Стражи.
Перед нами девять рекрутов, которые претендуют на место в рядах Серых Плащей. И чем же они занимаются, попав в Жопу Мира? Пересказывать сюжет не вижу смысла, но если говорить упрощённо — слишком мало занятости, слишком много потрахушек. Пан Марцин совершенно определённо не служил в армии, иначе не писал бы подобных глупостей. Просто представьте: командир над всеми этими рекрутами утром посылает одного из них в соседнюю деревню(!), потому как один из рекрутов всю ночь провёл там на сеновале с двумя селянками. Серьёзно? Плачь командир, который допустил подобное! Ни о какой дисциплине далее речь идти попросту не может! И ещё: описанная ситуация каким-то боком напоминает вам «духовно-рыцарские Ордена»? Вот и мне — нет! Вообще, в книге до обидного мало места уделено именно тому, чем Серая Стража занимается. Они как-то там, вроде, тренируются, и чего-то там патрулируют, но всё это настолько размыто... На мой взгляд, роман только выиграл бы, если бы в основе лежали не отношения между рекрутами и местным населением, а превращение нескольких разных по происхождению людей именно в солдат, в полноправных членов Серой Стражи, готовых подчиняться приказам и ставить долг выше собственных желаний/интересов. Но тут, как я уже говорил, слишком явно чувствуется отсутствие личного опыта автора: слишком мало тупого армейского быта — вот корень ВСЕХ проблем, которыми маются рекруты на страницах романа. Кто служил — прекрасно поймёт, о чём я веду речь
И ещё один момент: во второй части романа неожиданно выясняется, что за службу в Серой Страже ещё и платят!? Это чего за рыцарский орден такой получается, где тупо платят за службу? Что тогда мешает просто привлекать наёмников? Ради чего тогда вся эта мышиная возня с рекрутами и прохождением отбора, да ещё и с разговорами про «потомственного Стража» и так далее?
По итогу, остаётся лишь признать, что в каком-то другом романе все эти несостыковки стали бы критическими, и я бы шибко ругался на автора, НО! Но я полностью согласен с мыслью лаборанта Sopor, высказанную в одной из ветвей форума:
цитатаЕсли получается для самого себя на возникающие вопросы ответить без сильных натяжек, то хорошо. Если нет, то субъективная оценка книги снижается.
В отношении Гузека лично у меня — получается. Автор действительно сумел завладеть моим вниманием, поэтому я искренне надеюсь, что в последующих книгах цикла ему удастся изящно разрулить некоторые противоречия, возникающие в голове читателей, ознакомившихся с первым романом. Плюсом ко всему, не стоит забывать, что до выхода «Командории 54» автором были написаны и опубликованы три рассказа, действие которых происходит в том же мире, поэтому вполне возможно, что на кое-какие возникающие вопросы он ответил именно в них.
Впрочем, есть ещё и четвёртое. Как же шикарно издана книга!
Роскошная обложка (пусть и соответствующая тексту чуть более, чем никак ), удобный для глаз шрифт, хорошая бумага (в сортах и ТТХ бумаги, к сожалению (или — к счастью?), не разбираюсь, поэтому про шершавость, оттенки серого и приятность на ощупь рассуждать не готов
), всякие плюшки внешнего оформления, типа выпуклых букв названия/имени автора...
И всё это, прошу заметить, за 308 рублей по предзаказу в Лабиринте!
От души надеюсь, что обложку второго тома дадут нарисовать тому же Аникину, и там будет сохранён тот же дух противостояния, что и у поляков. Ну, в смысле, Серая Стража vs. склавяне. Для наглядности:
А теперь представьте, что и второй том будет в той же стилистике, с подобной композицией, что и на отечественном томе первом, но вместо условного рыцаря будет склавянин в кожаных доспехах, вместо готишненьких элементов — деревянные идолы на капище, за спиной будет развеваться какая-нибудь медвежья шкура (И вот не надо рассказывать, что это тогда торнадо какое-то, раз медвежья шкура развивается! У нас фэнтези всё-таки! ), а на заднем плане — что-то такое, с узнаваемо славянскими узорами и вязью...
Эх, красота ж получится!